Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Урок
по МХК в 8 классе
по теме «Образы мавританской архитектуры»
Тема года: «Культура Древнего мира, средневековья и Возрождения»
Тема раздела: «Художественная культура стран Арабского халифата»
Цель: Задачи:
Образовательные: обеспечение усвоения знаний об особенностях мусульманской архитектуры, ее характерных форм и идей.
Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание чувства товарищества, умения слышать оппонента.
Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с художественным текстом, развитие ассоциативного мышления.
Тип урока: урок расширения и углубления темы
Технологии: методы критического мышления через чтение и письмо, мозгового штурма.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал с фрагментами поэзии Востока, отрывков из Корана,изображениями архитектурных сооружений ,орнаментов, лист опорного конспекта и листы заданий по группам
Ход урока
№ п/п |
время |
Раздел урока |
задача |
содержание |
материал |
Деятельность учащихся |
1 |
2 мин. |
Организационный этап |
Мобилизация деятельности |
Приветствие. Распределение по командам. Сообщение темы урока.( презентация на экране) |
Название темы на экране (презентация, слайд1) Эпиграф: «Подайте тому, Господи, подайте, Ибо нет доли более жестокой, чем быть слепым в Гранаде» Из надписи на стенах крепости Альгамбра. |
Учащиеся записывают темы урока |
2. |
5мин./7 |
Завязка |
Введение в проблематику урока Развитие ассоциативно-го мышления, умения фиксировать собственные ощущения |
Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни» Перенесемся в Гранаду и постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте. Музыка. Ряд слайдов. Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств озвучим записанное Вами. Ответы учащихся |
||
3. |
3 мин./10 |
Подготовка к основному этапу. 1 минута |
Ознакомления с заданием, постановка проблемы |
Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду. |
Раздаточ-ный материал |
Ознакомление с пакетом заданий |
4 |
10 мин./20 |
Основной этап |
Развитие Умения работы с художественным текстом, делать выводы, умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать |
Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор». |
Раздаточный материал с репродук-циями и фрагменты текстов Корана. |
|
5 |
12 мин./32 |
Обобщение результа-тов поиска |
Предварительное подведение итогов урока, синтез полученных знаний |
Озвучивание выводов учащимися:
|
||
6. |
8мин./40 |
Рефлек-сия |
Итог урока 1 Формирование оценочных категорий, в Освоение ценностной ориентации |
Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений . Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни. Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые. |
Тексты поэтов Востока |
|
3мин./43 |
Развязка |
Подготовка домашнего задания |
Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826 году ее покидал американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала основой для пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге Ирвинга: «Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я стоял был северным подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный путь в изгнание. Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование. -Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту. С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями». |
Слайд шоу |
||
7. |
2мин. /45 |
Постановка домаш-него задания |
Последействие-дополнитель-ное развитие ассоциативно-го мышления. Знакомство с современными произведениями искусства. распространение ценностной ориентации |
Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную, мусульманская и в частности мавританская культура. |
- |
Индивидуальная работа дома. |
Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни»
Перенесемся в Гранаду и постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте.
Музыка. Ряд слайдов.
Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств озвучим записанное Вами.
Ответы учащихся
Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду.
Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор».
Озвучивание выводов учащимися:
Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений .
Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни. Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые.
Учитель:Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826 году ее покидал американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала основой для пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге Ирвинга:
«Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я стоял был северным подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный путь в изгнание.
Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование.
-Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.
С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями».
Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную, мусульманская и в частности мавританская культура.