Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Криминогенная характеристика личности серийного убийцы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "серийные убийства" было введено в лексикон на Западе в конце 70-х гг. XX столетия. С этого времени им пользуются средства массовой информации, сотрудники правоохранительных органов, ученые. Понятия "серийные преступления", "серийные убийства", "серийные убийцы" фигурируют в официальных документах органов прокуратуры и МВД. (Между тем законодателю это понятие не знакомо. В уголовном законе указаний ни на серийные преступления, ни на серийные убийства не содержится. Закон употребляет иную терминологию. В УК говорится о неоднократности, совокупности, рецидиве преступлений как формах множественности преступлений).
Однако единого, общепринятого подхода к определению и серийных преступлений, и серийных убийств пока еще не выработано.
На основе анализа российских и зарубежных литературных источников и следственной практики рассматриваются различные точки зрения по поводу определения характерных черт личности серийных убийц и совершаемых ими преступлений. Следует отметить, что понятие серийных убийств нельзя расширять до бесконечности, как это делают некоторые авторы, относя к данным деяниям самые различные виды многоэпизодных, множественных преступлений, имеющих весьма широкий спектр мотивационной окраски.
Криминогенная характеристика личности серийного убийцы
Анализируя признаки различных типов серийных убийц, предпринимаются попытки создать “некий усредненный портрет подобного преступника”. Портрет складывается путем обобщения понятий.
Обобщить понятие значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием. Для образования какоголибо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые или индивидуальные признаки обобщаемых понятий.
В свете этих положений не трудно заключить, что общий портрет (профиль, характеристика) серийного убийцы будет менее информативен по сравнению с портретами отдельных видов (типов) преступников, совершающих серийные убийства. Это, однако, не дает никаких оснований для вывода о невозможности или ненужности разработки указанного общего портрета. Такие портреты давно разрабатываются и эффективно используются на практике, поскольку при всем своеобразии обобщаемых менее общих видов портретов указанных лиц им всем характерен комплекс сходных признаков (неблагополучное детство, невозможность добровольного прекращения преступной деятельности, склонность к криминальным фантазиям, выбор однотипных жертв и т.д.).
Один из главных признаков серийного убийства единство мотива. Психологами и криминалистами давно доказано, что в основе поведения серийного убийцы лежит не один, а переплетение, комплекс мотивов (своеобразие намерений, стремление испытать наслаждение при виде страданий и унижений жертв и др.). Кроме того, точнее было бы сказать не о единстве мотивов поведения различных типов серийных убийц, а о сходстве мотивов поведения одного и того же преступника при совершении им серии преступлений, что и служит одним из важных критериев распознавания на практике того, что ряд убийств совершен одним и тем же лицом.
В современных условиях наиболее важным в практическом плане представляется типологический подход к изучению серийных убийц, способствующий выявлению специфических черт личности отдельных групп преступников данного рода (“гангстеров”, “миссионеров”, “геронтофилов” и т.д.), особенностей их криминального, до- и посткриминального поведения и связанных с ним следов. Полезность таких исследований несомненна. Их результаты важны для практики не только с точки зрения оптимизации процесса распознавания фактора серийности в расследуемых преступлениях, но и для дифференциации психологических профилей (поисковых портретов), осуществления более целеустремленного поиска серийных убийц.[2]
Первое исследование серийных, сексуальных преступников стартовало в 1984 году в Национальном Центре анализа насильственных преступлений (NCAVC) ФБР /Hazelwood R. еt al., 1987/. Авторы описали их через демографические, эволюционные и личностные характеристики. Оказалось, что многие из преступников до того производили впечатление нормальных людей, происходили из средних или благоприятных семей, а, став взрослыми, внешне выглядели умными, работящими, жившими в согласии с семьей.[1]
Данный феномен получил название "маска нормальности". "Маска нормальности"название научной работы Херви Клекли посвященной психопатической личности (1976). В работе Х. Клекли под "маской нормальности" понимает способность психопатов казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком. Семантический анализ данного термина определяет его как притворное (искусственное) поведение, направленное на соответствие принятым в обществе нормативам. Основной акцент данного определения сводится к наличию элемента осознанного волевого контроля за поведением со стороны носителя "маски нормальности". Без сомнения большинство серийных убийц характеризуется повышенным интеллектуальным потенциалом, что детерминирует в определенной степени наличие артистических способностей, однако данные характеристики не объясняют как можно вести двойную жизнь достаточно долгое время. Другими словами "маска нормальности" не может быть объяснена осознанными ухищрениями по созданию преступником себе положительного имиджа, так как подобные попытки рано или поздно станут понятными окружающим людям.[2]
Однако, уже в том, первом исследовании авторы усмотрели «патологию» этих лиц в истории их развития, закрытые отношения с родителями, трудности подросткового периода, сексуальное насилие в отношении ряда из них в детстве или в подростковом возрасте.
Ученые-исследователи указывают, что серийные сексуальные убийцы имеют ряд сходных черт и особенностей. Таковыми являются внутренняя напряженность, импульсивность, злопамятность, чрезмерная ранимость и внушаемость, бесчувственность к страданиям других людей, конфликтность с окружающей средой, повышенная чувствительность в межличностных отношениях, затруднения в общении, тревожность, двойственность личности (серийные убийцы в то же время характеризуются положительно, как дружелюбные, добропорядочные, спокойные).
По данным О.В. Плотниковой, у лиц, совершивших серийные убийства на сексуальной почве, с раннего возраста отмечалась жестокость по отношению к более слабым, детям и животным [3]. Среди отличительных факторов, встречающихся у сексуальных убийц, чем у других сексуальных преступников, Старович З. выделяет агрессивное итеросексуальное поведение и садизм [4].
По мнению Антоняна Ю.М., жестокость в структуре преступного поведения убийцы выступает именно в качестве средства его самоутверждения. «Терзая, пытая, унижая другого, - подчеркивает Антонян Ю.М., - принося ему неимоверные страдания, без остатка порабощая его, преступник ощущает всю полноту и значимость своей личности, подтверждает свое место в жизни... Уничтожая другого, пытаясь буквальным образом втоптать его в землю или сжечь, преступник стремится компенсировать все те страдания, а подчас и унижения, которым ему, по его субъективным ощущениям, пришлось подвергаться ранее» [5].
Наибольший интерес представляют серийные сексуальные убийцы, которые фактически осознают характер и общественную опасность своих действий, которые осознанно идут на преступление. Следует заметить, что у большинства из них обнаруживаются психические расстройства (в рамках вменяемости), такие как психопатия, шизофрения, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания центральной нервной системы или их последствия, эпилепсия.
Бухановская О.А. выявила, что психические расстройства у лиц с серийным агрессивным сексуальным опасным поведением относятся к непсихотическому уровню и включают в себя парафилии и алкоголизм. Парафилии представлены садизмом, педофилией, эксгибиционизмом, геронтофилией, множественными расстройствами сексуального предпочтения, «стержневым» проявлением которых являются садистские тенденции. Основной мотив насилия у этих лиц направлен не столько на удовлетворение сексуального влечения, сколько на реализацию потребности в господстве над жертвой и причинения ей моральных, физических страданий. Кроме того, Бухановская О.А. указывает, что алкоголизм лиц, совершающих серийные агрессивные сексуальные опасные действия, характеризуется ранним началом (подростковый) и быстрым возникновением измененных форм опьянения, проявляющихся в импульсивноподобной актуализации и реализации сексуального влечения. Основным мотивом убийства в данной группе является устранение свидетеля [6].
Действительно, алкоголизм, как один из факторов, подталкивающих на совершение преступление, имеет тенденцию ослаблять внутренние запреты. Пример тому, серийный убийца Цюман Ю., который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, насиловал в извращенной форме женщин, после чего убивал. Цюман Ю. связывал жертвам руки за спину, в рот «запихивал» различные предметы, душил девушек их вещами. В ходе рассмотрения уголовного дела, Цюман Ю. пояснял суду, что у него была «жесткая» необходимость в убийствах, дабы скрыть изнасилования. Здесь следует добавить, что в соответствии с судебно-психологической экспертизой, Цюман Ю. воспитывался в трудовой семье, в жестких материальных условиях, в постоянном страхе наказания, с детства испытывал трудности при знакомстве, близких товарищей не имел, был отчужденным и замкнутым, рано стал злоупотреблять спиртными напитками [7].
Бухановский А.О. указывает, что «история болезни» серийных убийц развивается по почти одинаковой схеме, а агрессивное поведение складывается поэтапно. На нормальных здоровых людей сцены садизма не производят провоцирующего действия. Но, по мнению Бухановского А.О., есть группа «высокого риска», к которой относятся подростки и взрослые, люди с аномальным дезорганизованным характером, у которых затруднена общая и межполовая коммуникации, мужчины с заниженной самооценкой и комплексной неполноценностью. Именно у лиц высокого риска возникает склонность к жестокому поведению. Чтобы садизм прочно вошел в жизнь ребенка, необходима острая реакция с эмоциональным или сексуальным возбуждением, которая запечатлевается в его мозгу на всю жизнь, - считает профессор Бухановский. «Отпечатывание в нездоровом мозгу» называется импринтингом.
Ситуация возникновения импринтинга была, например, у Сливко А., - отмечает Бухановский А.О. В 18-летнем возрасте он стал свидетелем ДТП, машина сбила мальчика. Ребенок был одет в пионерскую форму (белая рубашка, красный галстук, черные брюки и отполированные до блеска черные ботинки). От увиденного Сливко А. находился в ужасе, который сопровождался мощным сексуальным возбуждением, эрекцией, семяизвержением.
Параллельно импринтингу происходит оскудение интересов, - полагает Бухановский А.О., серийные убийцы теряют интерес к учебе, работе, все больше и больше замыкаются в себе. Именно на этом этапе формируется агрессивное поведение. После импринтинга начинаются воспоминания запечатленной в мозгу сцены, затем фантазии, которые обдумываются годами. Между началом их написания и первым конкретным убийством зачастую проходят годы, а порой и десятилетия. Вид, запах крови, даже своей собственной, начинают интенсивно возбуждать, эротизировать. Затем в фантазиях объектом насилия становится человек [8].
Ткаченко А.А. и Введенский Г.Е. определяют три группы типологий серийных сексуальных убийств:
- по мотивам;
- по рисунку деликта;
- по корреляции различных факторов.
Ситковская О.Д. и Конышева Л.П. выделяют группы лиц, совершающих серийные сексуальные убийства: «ситуативные преступники», «сексуальные маньяки» и так называемые «силовики».
Антонян Ю.М., Шостакович Б.В., Верещагин В.А. обращают внимание на следующие виды убийств:
1. убийства, совершенные с целью получения сексуального удовлетворения во время его совершения;
2. убийства с целью подавления сопротивления жертвы перед или во время изнасилования;
3. убийства с целью соития с трупом;
4. убийства с целью сокрытия следов преступления;
5. убийства, совершенные в ответ на действия, расцениваемые как унижение [9].
Одна из самых распространенных на сегодняшний день остается типология, предложенная специалистами научного Бихевиористического подразделения ФБР, согласно которой серийные убийцы подразделяются на организованных и дезорганизованных.
Организованный тип преступника планирует убийства, использует наборы «инструментов», заранее знакомится с жертвами, пытается войти в доверие, прячет тела жертв, может проявлять заинтересованность в преступлении и «помогать» следствию.
Дезорганизованные типы обычно убивают вследствие сильного мгновенного побуждения с чрезмерной жестокостью и насилием, заранее не готовятся к преступлению, с жертвой не контактируют. При этом, Ткаченко А.А. и Введенский Г.Е. отмечают, что сексуальное убийство может быть отнесено к континууму между «организованным» и «дезорганизованным».
Обобщение литературных данных по указанной проблематике позволяет определить факторы, повышающие риск формирования преступника-садиста. Во-первых, индивидуально-личностные факторы (чрезмерная чувствительность к обидам, тревожность, враждебность по отношению к окружающим и неспособность воспринимать чужую боль; плохой сексуальный опыт или его отсутствие; наличие определенных психических заболеваний, а также парафилий; неконтролируемые извращенные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией; «импринтинг »; раннее злоупотребление алкоголем). Во-вторых, неблагоприятные факторы микросреды (насилие, жестокость, запреты и сильный патриархальный устой в семье, недостаточность родительского воспитания, отсутствие моральной поддержки со стороны близких; физическое и эмоциональное надругательство (унижение) со стороны сверстников и т.д.). В третьих, неблагоприятные факторы общества (нравственная распущенность; бедность и алкоголизм; игнорирование социально одобряемых норм и правил; несоблюдение законов; пропаганда СМИ насилия, разврата и бескультурия; «свобода доступа для пользователей интернета к опасным для психики сайтам»; рост психических заболеваний среди детей; «всплеск» терроризма и «обесценивание» человеческой жизни и т.п.). При этом, указанные выше факторы не только могут усилить агрессивность человека, но отдельно взятые из них, либо группы факторов могут предопределить особую жестокость в действиях индивида и привести к разрушению личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность серийного сексуального убийцы формируется на протяжении всей его жизни, с учетом психологических (патопсихологических, психофизиологических), характерологических, сексологических и иных индивидуальных особенностей вкупе с различными внешними факторами. Серийные преступники, совершающие убийства на сексуальной почве с особой жестокостью, находятся в зависимости от самих себя, от своего поведения и живут в своих «собственных реалиях», противоречащих социально одобряемым ценностям, морали и нравственности. Их фантазии, желания не имеют границ, и, кажется, овладевая сознанием, превращают человеческую сущность даже не в «звериную», поскольку и звери на это не способны, а в «нелюдей». При всем при этом, большинство из них рационально мыслят и прекрасно осознают, что делают. Многие из них входят в доверие к потерпевшим, почти все предельно осторожны и в основном тщательно скрывают улики, а некоторые даже начинают игру с правоохранительными органами. С каждым разом их следующее убийство становится более изощренным, чем предыдущее. Полное доминирование и различного рода манипуляции с жертвой доставляют серийному убийце незабываемые ощущения, которые плотно оседают в сознании и никогда больше не исчезают из памяти.
Всестороннее и глубокое изучение личности серийных сексуальных убийц необходимо для разработки наиболее эффективных предупредительных мер как со стороны государства, так и со стороны всего общества, в борьбе с особо опасным типом преступника.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА