Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Искусство палеолита и его особености. Особенности искусства эпохи неолита.
Первобытное искусство раскрывает зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры.
Вся история первобытного общества разделяется на три основных периода:
- Эпоха первобытного стада (каменный), подразделяющаяся на:
палеолит (древнекаменный) - 2млн.- 10 тыс. лет до н.э.,
мезолит (среднекаменный) - 10-6 тыс.лет до н.э.,
неолит (новокаменный) - 6-2 тыс.лет до н.э.;
- Эпоха родовой общины (бронзовый) - 2-ое тыс. до н.э. (матриархат и патриархат);
- Эпоха разложения первобытной формации, период высшей демократии или первобытно-соседской общины (железный) - с 1 тысячелетия до н.э..
Искусство эпохи палеолита и его особенности (35-10 тыс. лет до н.э.).
Палеолит, в свою очередь, содержит три периода:
Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.,
Средний - 150-35 тыс.лет до н.э. (пятна на каменных плитах, пещеры ля Фераси),
Верхний (поздний) - 35-10 тыс.лет до н.э, содержащий два периода - Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс.лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс.лет до н.э.).
Поздний палеолит.Ориньяк-Саморейский период. Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин).
Период Мадлен. Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине).
Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско).
Особенности искусства эпохи неолита (новокаменный век).
Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об оседлости. Переход от матриархата к патриархату. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека. Изображения отвлеченных от натуральной природы форм: крест, спираль, треугольник, ромб. Фигуры птиц, человека стилизуются и встречаются в украшениях сосудов. Глиняные женские статуэтки часто покрываются узорами. Орнаментом наши предки старались выявить форму и назначение. В мелкой пластике встречаются женские фигурки с большим числом условностей. Широкое распространение получили наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой - Урал, Кольский п-ов,Онежское озеро, Сибирь. Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые выразительные изображения животных. На северо-востоке Европы попадаются многофигурные сцены. Животные идут всегда в одном направлении; длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки. Изображение человека уступает изображениям животных.
2.Искусство древнего Востока (Египет, Междуречье).
Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение родового и становление классового общества).
Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э.,
Древнее царство - 28-23 в. до н.э.,
Среднее царство - 21-18 в. до н.э.,
Новое царство - 16-11 в. до н.э.,
Позднмй период - 11- 4 в. до н.э.
Географическая замкнутость позволила стране развиваться без влияния внешних политических потрясений во всем своеобразии. Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура, но египетское искусство всегда было комплексным и это его основная и наиболее характерная черта.
Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций) Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы. Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим. Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены. Статуэтки слуг и рабоа полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда). Техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения.
Особенности египетского скульптурного портрета. Использование инкрустации и цвета в скульптуре Египта. Однообразие спокойных неподвижных поз статуй. Мужские статуи - краснокоричневые, женские - желтые; волосы - черные, одежда - белая, глаза - инкрустированные. Все диктовалось требованиями культа. Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны, как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока. Геометризация египетской скульптуры является ее характерной чертой. Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, слуг, пленных из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота. Изображениям придавали спокойные, статичные позы, в связи с их религиозным, ритуальным назначением. типична статуя фараона концп II династии Хасегема (3 тыс. лет до н.э., Каир). Это изображение связано с праздником "возрождения" состарившегося царя для обеспечения плодородия всей страны.
Месопотамия один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.
Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.
В XXIVXXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царя-триумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю.
В период III династии Ура в XXII XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.
Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.
Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.
Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены покрыты известковым раствором. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв.м. имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв.м.
В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько столетий спустя.
Следует отметить, что достижения обитателей Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности, литературе, и сфере научных знаний играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.
3.Искусство Античности (др.Греция,др.Рим)
Искусство Древней Греции период в истории искусства, охватывающий время примерно с 1050 г. до н. э.
Эпоха геометрики Эпоха получила название по виду вазописи. Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя. В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться. Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос. Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.