Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Комментарий на практику Ваджрасаттвы
Непал, 1974. Фото У. Бернис
Комментарий на практику Ваджрасаттвы, переданный ламой Сопой Ринпоче после дженанга Ваджрасаттвы в Институт Майтреи, Нидерланды, в 1990. Отредактировано Сандрой Смит.
Нет необходимости выполнять практику Ваджрасаттвы исключительно в сидячей медитации; вы также можете сочетать практику Ваджрасаттвы с простираниями. Выполняя практику Ваджрасаттвы с простираниями, мы можем одновременно выполнять две предварительные практики. Три месяца подобной практики чрезвычайно мощны и благотворны. Мы накапливаем заслугу и осуществляем мощное очищение не только с помощью практики Ваджрасаттвы, но и с помощью простираний.
Говорится, что за каждый атом, покрываемый нашим телом при выполнении одного простирания, мы создаем бесконечную заслугу; мы создаем карму для того, чтобы тысячу раз родиться вращающим колесо царем. Многие из вращающих колесо царей это бодхисаттвы, которые используют свое богатство и власть для осуществления обширных деяний ради живых существ. Они используют все свои ресурсы, чтобы помогать живым существам, и посредством того, что таким образом приносят другим пользу, накапливают невероятную заслугу.
На то, чтобы всего один раз переродиться вращающим колесо царем, необходима невообразимая заслуга, а за каждый атом, покрываемый при выполнении нами одного простирания, мы создаем причину для того, чтобы переродиться вращающим колесо царем тысячу раз. Теперь подумайте о том, сколько атомов мы покрываем при выполнении простираний. От земли под нами до другой стороны земли бесчисленные атомы, и потому чем выше и больше мы, тем больше атомов покрываем и тем больше накапливаем заслуги. С каждым совершаемым простиранием мы накапливаем невообразимую заслугу.
При совершении простираний очень важно как можно больше вытягивать конечности что бы мы ни могли вытянуть, сколько бы мы ни могли вытянуть, на сколько бы мы ни могли вытянуть. В этот момент даже волосы если у вас длинные волосы хорошо, если в этот момент вместо того, чтобы туго утягивать волосы, вы позволяете своим волосам покрыть землю. Когда вы касаетесь головой пола, именно волосы покрывают землю. Итак, сколько бы земли вы ни были способны покрыть, заслуга невероятна.
В первую очередь подумайте, что переживать счастье без благой кармы совершенно невозможно для начала зародите четкую, мощную веру в это; в противном случае все эти виды пользы не будут представлять для ума смысла. Итак, очень, очень важно сперва таким образом развить ум. Затем, в зависимости от того, насколько сильны ваши вера и понимание кармы, все эти виды пользы от предварительных практик будут представлять огромный смысл, и, кроме того, мы будем получать больше видов пользы. Мы можем слышать, можем больше наслаждаться при выполнении предварительных практик, и можем сорадоваться, так что каждый раз, когда мы сорадуемся, это увеличивает заслугу. Заслуга огромна, и она таким образом удваивается и утраивается. Итак, это - для начала - очень важно.
Однако как-то так получается, что посредством выполнения практики наши вера и преданность, эти вещи, развиваются. Каким-то образом посредством занятия учебой и медитацией получается именно так. Это все равно что принимать лекарство каким-то образом в болезни, в недуге пациента происходят некие изменения таким вот образом.
Итак, это первое. Если выполняется больший объем предварительной практики если выполняются медитация на преданности гуру и больший объем предварительной практики, то мы обретаем большую веру в карму, и тогда в нашей жизни больше удовольствия от выполнения практики, поскольку мы способны увидеть, сколь многое можем с жизнью сделать. Удовольствие очень велико; столь многим можно наслаждаться, создавая безошибочную причину временного и высшего счастья и просветления.
Итак, когда мы совершаем простирания, покрытие одного атома приносит невероятную пользу, заслугу. Затем мы каждый раз перерождаемся вращающим колесо царем и в каждой из жизней можем накапливать огромную, невероятную заслугу. Даже в случае с небольшим объемом волос или ногтей, что бы ни покрывало землю при простираниях; длинные ногти становятся очень благотворными. В иное же время, рассердившись, мы царапаем кому-нибудь лицо, и тогда наши ногти становятся атрибутами нашего гнева, так же как атрибуты есть у защитников; в этом случае все конечности, рот всё становится атрибутом гнева, защитником гнева.
Даже стопы вытягивайте пальцы ног вытягивайте всё как можно больше. Кроме того, один гуру от которого довольно многие из нас здесь получали учения по пилюлям, извлечению сущности, чу-лен, посту для того чтобы иметь возможность выполнять практику без потребности в пище, выживая за счет пилюль так вот, Ген Джампа Вангдю говорил, что если при совершении простираний руки наши проходят по земле, то чем больше мы способны покрыть считает он тем больше заслуги. Это очень важно.
Первое даже если мы простираемся перед одной статуей, такой как Будда Шакьямуни думайте: самое первое, самое важное, о чем нужно помнить то, что это гуру. Таким образом, мы можем думать, что эта статуя это коренной гуру; можем в таком ключе размышлять. То же самое и когда мы совершаем подношения на алтаре: сколько бы статуй, тханок или священных объектов на алтаре ни было, первым делом нужно осознавать, что всё это воплощения коренного гуру.
Итак, коренной гуру это воплощение всех остальных гуру, от которых мы получали связь с Дхармой. Таким образом, именно об этом нужно в первую очередь помнить. Это накапливает обширнейшую заслугу, так что это самое важное, о чем нужно помнить. Как я также объяснял по ходу прибежища в тот день, когда передавалось прибежища, я объяснял тем из присутствующих здесь, кто прибежище принимал : я также объяснял четыре способа, четыре искусных средства накопления максимально обширной заслуги в силу мотивации, в силу того, что тело живет в обетах даже в наибольшем их числе, в наивысших; далее, в силу объекта. Я также объяснял, как сделать объект максимально мощным: подумать о гуру.
Далее, объект явлений, который мы даруем что же накапливает наибольшую заслугу? Есть четыре объекта. Итак, объект, накапливающий наибольшую заслугу это Дхарма, учение Дхармы. Заслуга огромна. В учениях говорится, что даяние одной строфы Дхармы живому существу - это заслуга гораздо большая, чем от даяния трех галатктик, заполненных саомцветами. Если считать от одной вселенной сейчас я этого не помню, сто миллионов вселенных, затем в десять раз больше, затем в десять раз больше того; есть разные способы посчитать, сейчас не упомню итак, три галактики, заполненные самоцветами, семью драгоценными самоцветами, включая бриллианты, алмазы, всё тому подобное. Даяние живым существам одной строфы, даяние одной строфы учения живым существам приносит заслугу горадо большую, чем даяние живым существам столь значительных богатств трех галактик, заполненных семи видами самоцветов.
Существует четыре вида искусных средств; четыре различных силы, и посредством их применения мы накапливаем максимально обширную заслугу. «Максимально обширная заслуга» подразумевает наиболее обширную причину счастья.
Итак, сперва мотивация; затем, после того мы принимаем позу, держа стопы вместе. Итак, мотивация бодхичитты; затем мы складываем ладони и совершаем простирания прикладываем свои руки к макушке, затем ко лбу, затем к горлу и сердцу. Касание макушки становится причиной для обретения венечного украшения, святого признака. Далее, касание лба становится причиной для обретения зупу волоска, который обладает огромной длиной; белый волосок, который закручивается это один из святых признаков Будды; венечное украшение также один из святых признаков Будды. Итак, зупу, волосок между бровями мы создаем для него причину. Здесь мы создаем причины для святой речи, которая обладает бесконечными качествами. Затем мы создаем причину для достижения святого ума, который наделен бесконечными качествами. Это также создает причину для обретения наделенного бесконечными качествами святого тела Будды. Мы также очищаем неблагую карму, накопленную телом неблагие кармы и омрачения, накопленные телом, речью и умом.
Итак, таким образом мы размышляем. Мы можем выполнять различные медитации; таким вот образом мы простираемся. Далее, священные объекты, сколько бы их ни было думаем, что они суть гуру, Тройственная Драгоценность; простираемся перед каждым из них. Здесь мы думаем, что сущность этих священных объектов это также и сущность всех священных объектов десяти направлений, что подразумевает все священные объекты в Тибете, Индии, Непале и всех буддийских странах, повсюду сколько бы ни было алтарей в комнате каждого человека; сколько бы ни было священных объектов, даже если у нас есть одна статуя Будды или одно изображение Будды, сколько бы их ни было итак, сущность каждого, каждого из них это сущность всех священных объектов десяти направлений. Таким образом, сюда включено всё.
Итак, все реально живущие святые существа десяти направлений, будды десяти направлений, Сангха… собственно будды десяти направлений, Сангха их реализации являются Дхармой. Далее, здесь вы опять же простираетесь перед всеми священными объектами десяти направлений. Простирание перед одним священным объектом без мысли о любом из гуру это ничто; но всего одно простирание перед статуей Будды, просто подобное выражение почтения, приносит восемь видов пользы. Они состоят в обретении перерождения с совершенным телом, в совершенном окружении иными словами, в окружении гармоничном чтобы окружающие нас прислушивались к тому, чего мы желаем, и предпринимали что-то, чтобы нам помочь. Жизнь в нравственности и наличие преданности, которая является корнем пути к просветлению без преданности в уме ничего не происходит. Наличие отважного настроя в силу чего мы в следующей жизни переродимся дэвой или человеком. Далее: мы обретем просветление. Итак, существует около восьми видов пользы, приносимой просто тем, что мы таким образом проявляем уважение к одной статуе Будды.
Это происходит даже тогда, когда нет конкретной мотивации. Три уровня мотивации объясняются в ламриме; даже если они нам не присущи, просто подобное почтение даже если мотивация состоит в том, чтобы просто подражать тому, что кто-то так поступает, и потому мы это делаем; или даже если мы делаем это в силу гнева, даже с неблагими мыслями; даже если ум не исполнен уважения, но на физическом уровне мы проявляем почтение даже это в таком случае благодаря силе объекта становится благой кармой. Это подобно атомной бомбе; она маленькая, но способна очень многое уничтожить. Один крошечный объект способен уничтожить множество стран, очень многое; таким же образом, как, например, есть множество вещей, которые может уничтожить один маленький объект например, большие города или целые большие страны, многое. Таким вот образом это происходит в силу объекта.
Огонь способен сжигать вещи может сжечь целую гору. Крошечное пламя может сжечь целый город; итак, такова сила объекта. Есть множество подобных примеров силы объекта Будды проистекающей из сострадания. Как бы то ни было, даже подобное выражения почтения на физическом уровне приносит восемь видов пользы.
Итак, таковы эти восемь благих следствий; когда вы подобным образом поступаете с каждым [объектом], существующим в десяти направлениях, возникает невообразимая заслуга. Карма, которую мы создаем, одна крошечная карма, которую мы создаем со священными объектами результат для нашего ума невообразим: все наслаждения, вся обретаемая как следствие благая карма не укладывается в представления обычных людей. Не укладывается в наш ум карма расширяется, это невообразимо, однако столь большой результат от столь малой благой кармы в голоде не укладывается.
И потому столь важно коль скоро сейчас у нас есть возможность до наступления смерти, до того, как ум отделится от этого драгоценного человеческого тела как можно больше использовать эту возможность. Подобно тому, как бизнесмены из каждой части света стараются когда можно извлечь какую-то прибыль извлечь прибыль во всех десяти направлениях; таким же образом. Из каждой без исключения вещи стараются выжать прибыль, стараются заработать деньги, поскольку для того есть возможность. Однако это ничто даже если мы преуспеем, это лишь внешние средства, но с точки зрения кармы без благой мотивации добродетелью всё это не станет; это недобродетель, и создает она лишь причины страданий. Однако здесь мы создаем лишь причины для счастья.Мощные лучи с нектаром исходят из поля заслуг, из священных объектов на алтаре, ото всех будд десяти направлений. Если мы выполняем практику Тридцати Пяти Будд, то думаем, что все они проявились в форме Тридцати Пяти Будд; если выполняем практику Ваджрасаттвы, думаем, что все они проявились в форме Ваджрасаттвы. Повторяя мантру Ваджрасаттвы, думайте, что все они являются Ваджрасаттвой. Самый искусный способ практиковать объединить их с гуру и думать, что все они Гуру Ваджрасаттва. Итак, лучи нектара исходят из священных объектов на алтаре и ото всех будд десяти направлений, которые проявляются в форме Ваджрасаттвы. Подобно мощным лучам солнечного света, эти лучи с нектаром проникают в ваши собственные ум и тело и полностью вас озаряют.
Прежде чем выполнять простирания, визуализируйте себя как Тысячерукого Ченрези. Думайте, что у вас настолько высокое, настолько крупное тело, насколько можно вообразить. Вы огромны, как гора. В этот момент хорошо думать о себе как о максимально толстом или толстой. Вся суть в том, чтобы покрыть как можно больше земли. Визуализируйте бесчисленные копии собственного тела, окруженные всеми живыми существами; вы выступаете в качестве ведущего, и все вместе выполняют простирания и вместе очищаются.
Когда вы ложитесь на землю, вновь думайте о гуру-Тройственной Драгоценности. В дополнение к тому думайте обо всех священных объектах и всех буддах десяти направлений. Думая таким образом, вы одним простиранием накапливаете бесконечную заслугу, поскольку выполняете простирание перед всеми священными объектами и святыми существами десяти направлений.
Самое важное в практике простираний помнить, что объектом простирания является гуру. Второй момент визуализировать столькое число копий вашего тела, сколько вы можете. Если вы визуализировали себя как Тысячерукого Ченрези, думайте, что вы чрезвычайно высоки и что вся местность, окружающая алтарь, заполнена вашими копиями. Вся земля во всех направлениях устлана бесчисленными простирающимися Ченрези. В частности, когда вы ложитесь, помните, что все они бесчисленные Ченрези покрывают всю землю. Таков один способ накопления более обширной заслуги.
Даже если конечности ваши искалечены артритом или какой-то иной болезнью так, что вы не можете простираться, нет нужды испытывать уныние. Вы все равно можете выполнять ньюнгнэ и аналогичные практики, визуализируя, что простираетесь. Вы можете визуализировать множество выполняющих простирания тел и накапливать такую же заслугу, как и те, кто выполняют простирания. Заслуга, накапливаемая посредством визуализации себя совершающим или совершающей полное простирание такова же, как и та, что накапливается посредством совершения простирания физически. В силу этого в учениях говорится, что очень важно визуализировать столько тел, сколько возможно. Визуализируйте миллиарды тел, покрывающие всю землю.
Визуализация множества тел и памятование о гуру это две самые важные техники, благодаря которым простирания становятся средством накопления обширной заслуги. В случае с каждой практикой есть некий ключ, который делает практику наиболее благотворной для быстрого просветления, и очень важно этим пунктом не пренебрегать.
Когда вы практикуете по отношению к Тридцати Пяти Буддам, Двадцати Одной Таре или каким-то иным божествам, в целом в учениях объясняется, что для того, чтобы вас очистить, исходит белый свет; затем же, когда вы лежите на земле, в вас растворяется копия поля заслуг. Если вам сложно визуализировать, что копия растворяется в каждом из ваших тел поскольку вы визуализировали столь большое их число в этом случае вы можете визуализировать растворение в конце, завершив простирания.
Даже в случае с простираниями как предварительной практикой хорошо выполнять ретрит на максимально высокой горе, поскольку вы несомненно сможете таким образом покрыть гораздо больше атомов. Подобно тому, как люди в солнечный день укладывают на крыши машины свою доску для сёрфинга и отправляются на пляж, вам следует дотащить свою доску для простираний до вершины горы Эверест, поскольку это самая высокая гора, и выполнять свои простирания именно там. Вы, возможно, не получите за восхождение на эту гору золотой медали от английской королевы но по крайней мере обретете просветление!
Существует различие между выполнением простираний на полу и на кровати. Поскольку кровати на Западе большие и мягкие, простираться на них просто и комфортно.
Итак, некоторые мантры можно читать сидя, а некоторые при простираниях. Если вы способны таким образом читать мантры с простираниями, заслуга становится огромной.
По утрам очень хорошо выполнять Джорчо или Лама Чопу; если у вас есть обязательство выполнять шестиразовую йогу, можно выполнять Лама Чопу. Если вы неспособны выполнять Лама Чопу, выполняйте шестиразовую йогу длинную версию шестиразовой йоги. Те, кто получали посвящения, могут выполнять это или гуру-йогу ламы Цонкапы. Выполняйте один из этих вариантов; тот, что посредством включения всех молитв в него, принятия обетов, становится шестиразовой.
Итак, даже с самого начала, когда вы произносите «сангье чо данг…» в этот момент вы также можете думать, что получили обеты, обеты бодхисаттвы. Это краткий способ их принятия; очень краткий способ из принять. Как бы то ни было, вы также можете включить тантрические обеты и молитвы например, в гуру-йоге ламы Цонкапы, в том месте, где говорится о поврежденных обетах, особенно о повреждении обетов там вы можете прочесть тантрическую молитву, тантрические обеты, обеты бодхисаттвы; это вы можете сделать там, таким вот образом, в этом разделе.
В начале практики гуру-йоги ламы Цонкапы, прежде визуализации Тушиты, идут прибежище, безмерные, затем принятие обетов бодхисаттвы; то, что идет в начале шестиразовой, длинной версии то же самое. Вы можете выполнить эту часть; в начале гуру-йоги ламы Цонкапы вы также можете выполнять то же самое. Вместо того, чтобы визуализировать Ваджрадхару, визуализируйте ламу Цонкапу; можно поступать таким образом, таким образом интегрировать.
После обетов бодхисаттвы, если вы желаете прочесть тантрические обеты, краткую молитву тантрических обетов, это также можно сделать, это может быть допустимо. Итак, затем гуру входит в сердце; оказывается там и затем переживает блаженство…
[Смена пленки]
…мудра самаи, объединение метода и мудрости медитация с умом в дхармакае, затем объединение с формой божества, медитация на достигаемой на уровне плода рупакаей святого тела. Итак, сочетание также присутствует. Эта практика также содержится после вхождения гуру применяется вместе с практикой вхождения гуру в сердце.
Даже если в медитации вы неспособны выполнить эти вещи или у вас нет этих обязательств, которые следует выполнять, утром, тем не менее, коль скоро вы практикуете Тару, вы можете выполнить предварительные этапы либо с Тарой, либо с тем божеством, которое практикуете. Выполните прибежище, четыре безмерных, затем особую бодхичитту; затем, после того, выполните семичленную практику и подношение мандалы с тремя просьбами, которое каждый раз читается в «Лама Чопа»: очищение всех ошибочных представлений собственных и других живых существ а затем порождение в вашем уме и в умах всех остальных живых существ всех верных реализаций при усмирении всех внешних и внутренних препятствий.
Затем, после этого, прочтите одну из молитв ламрима, а после того выполните медитацию на ламриме, используя «Сущность очищенного золота» , «Сущностный нектар» или одну из книг, которые напрямую переходят к рассмотрению тем. «Напрямую переходят» то есть особо не распространяясь. В каком-то смысле, для того, кто не обладает большими умственными способностями, лучше в таком вот ключе переходить напрямую.
Таково первое, что можно сделать утром. Можно выполнять простирания по ходу семичленной практики, где второй элемент это исповедь; после простираний и подношения идет исповедь. Вы можете выполнять простирания в этот момент; как бы то ни было, перед чтением семичленной молитвы выполните простирания.
Хорошо начать с имен Тридцати Пяти Будд, прочитав их всего один раз, а затем выполнять Ваджрасаттву. Другое соображение: когда все закончено молитва ламрима, прямая медитация, а затем какой-то объем медитации на ламриме, обширной медитации, начиная с преданности гуру, вот так вот. То, какую медитацию вы выполняете, зависит от уровня вашего собственного ума; однако если нет реализации, вам нужно начинать с начала пути, с преданности гуру и совершенного человеческого перерождения. Завершив эти вещи, вы можете выполнять простирания можете поделать сколько-то простираний; если вы не выполнили простирания прежде, если удобнее заниматься этим после медитации ламрима, вы можете также выполнить простирания здесь.
Возможно, хорошо заниматься мощной медитацией на ламриме по утрам; также хорошо выполнять десять-пятнадцать минут медитации на ламриме перед остальными сессиями. Хотя основной ретрит это Ваджрасаттва, вам все равно следует выполнять десять, пятнадцать или даже тридцать минут медитации на ламриме.
По ходу не только Ваджрасаттвы, но и любого другого ретрита, важнее всего помнить о смерти. С подлинной реализацией непостоянства и смерти вы спонтанно ощущаете, что жить вам осталось недолго, что видимость этой жизни крайне мимолетна и что умереть вы можете в любое время, даже сегодня. Даже если у вас нет этой реализации, хорошо хотя бы ощущать, что вы можете умереть в этом месяце. Ген Джампа Вангдю говорил, что в наше время сложно осознать даже это иметь постоянное чувство того, что вы можете умереть в этом месяце.
Эта реализация связана с осознаванием кармы и страданий низших царств. Без их осознавания вы не сможете практиковать Дхарму даже ради собственного счастья, не говоря уже о благе всех остальных живых существ. Медитация на смерти не представляет особого смысла, если не является эффективным способом контролировать ваш ум. Если ваши представления ограничиваются переходом в другое человеческое тело, вы не видите никакого в том смысла, потому что царство людей по природе своей есть страдание точно так же как и ады. Вам нужно медитировать на смерти с осознаванием всех этих остальных тем, потому что тогда в этом возникает смысл и это становится мощным способом контролировать ваш ум.
Вам также нужно породить мощную бодхичитту. Продумав страдания низших царств, думайте о том, что существует бесчисленное число живых существ, которые таким образом страдают. Для начала, вы неспособны ни секунды стерпеть собственные страдания. Где уж там их переживать вы неспособны о них даже слышать. Тем не менее, существует бесчисленное множество других живых существ, которые страдают прямо сейчас, и ваше собственное страдание по сравнению с их страданием ничто. Даже если вы страдаете в аду, ваши собственные страдания ничто по сравнению с бесчисленными другими живыми существами, которые страдают таким же образом. Потому вам никак нельзя расслабляться; никак нельзя их игнорировать. Вам нужно практиковать Дхарму; вам нужно что-то для них предпринять.
Другие живые существам нуждаются в том, чтобы вы усмирили всех их страдания и их причины и привели их к несравненному счастью полного просветления. У вас есть все причины, необходимые для практики пути и для достижения просветления, так что вы несете за это ответственность. Достижение просветления единственное, что позволит вам осуществлять совершенные труды ради всех живых существ, приводя их к просветлению. Таким образом, вам нужно очищать свои препятствия, потому что если вы этого делать не будете, то не сможете усмирить свой ум и взрастить урожаи реализаций пути к просветлению в поле своего потока ума. Очищение препятствий это удобрение поля вашего потока ума. Посредством пресечения препятствий вы засеваете урожаи реализаций и позволяете им взрасти.
Сперва медитируйте над тем, насколько нестерпимо было бы, если бы вы сами переродились в низших царствах и вынуждены были бы переживать эти страдания. Чем больше вам кажется, что для вас это было бы нестерпимо, тем более нестерпимым вам будет казаться то, что другим существам приходится таким образом страдать; и даже тем существам, что сейчас являются людьми или богами, также придется перерождаться в низших царствах и там страдать. Просто размышляйте таким образом над страданиями низших царств.
Породите мощный помысел о непостоянстве и смерти. Думайте: «Я умру сегодня. Возможно, я умру даже по ходу этой сессии. У меня нет уверенности, что я завершу эту сессию». Зародите решимость, что умереть вам предстоит сегодня.
В дополнение к тому зародите мощную бодхичитту, которая зависит от сильного сострадания, опирающегося на чувство того, что страдания других в сансаре нечто нестерпимое. Другой момент, над которым нужно поразмыслить это доброта других живых существ. Один из способов это осуществлять думать о том, что живые существа были нам матерью и проявляли четыре вида доброты. Другой способ думать об их обширной доброте, о том, что это драгоценное человеческое перерождение и его причины были обретены благодаря доброте других живых существ, и о том, что счастье наших будущих жизней, освобождение и просветление обретены полностью благодаря доброте других живых существ. Все наше счастье трех времен обретено благодаря доброте каждого живого существа. Даже комфорт и удовольствия нашей повседневной жизни обретены благодаря доброте живых существ. Думайте о доброте живых существ столь обширно, сколь можете; и, в частности, памятуйте об особой доброте вашего врага. Это поможет вам ощутить мощную любящую доброту, которая затем сможет помочь вам зародить мощную бодхичитту.
Выполнение медитации на ламриме в начале каждой сессии нечто очень хорошее, потому что становится вашей мотивацией для сессии. Неважно, медитируете ли вы на своих страданиях или на страдания других или же на доброте других.
Когда вы медитируете на совершенном человеческом перерождении, после порождения чувства того, насколько оно драгоценно, вы можете подумать о страданиях живых существ, которые не обладают этими свободами и дарованиями. К примеру, умы богатых людей мрачны и пусты, если они не знают о Дхарме, о карме и перерождении. Их умы полны невежества. Хотя на физическом уровне они и богаты, умственно они бедны. Их умы лишены Дхармы. Они на деле не знают, как поступают со своей жизнью; верят, что стремятся к причине счастья, но реальность совершенно противоположна. Они создают лишь причину страданий. С утра до вечера, следуя желанию, которое цепляется за счастье этой жизни, они совершают поступки, которые становятся исключительно причинами для низших царств. Они совершенно не представляют, что происходит после этой жизни; совершенно не представляют все невыразимые страдания сансары, и, в частности, низших царств. Они не представляют, как поступают со своей жизнью.
Хотя они и переживают радостное возбуждение, посещая вечеринки и тому подобное, любая переживаемая ими радость галлюцинация. Они обозначают страдание как удовольствие, и затем оно представляется им удовольствием. Вот и всё. Долгосрочным следствием этого является лишь страдание.
Подобные размышления ведут к тому, что в вас зарождается сострадание. Те, кто не встречались с Дхармой, кто не получили свободы и дарования, становятся объектами сострадания и причиной обретения вами просветления. Поскольку вы несете ответственность за счастье всех этих живых существ, и в особенности за их абсолютное счастье, что подразумевает просветление, и за освобождение их всех от страдания и его причин, вам, опять же, нужно достичь просветления. Таким образом, вам нужно практиковать очищение. Таким же образом вы можете увязывать каждую медитацию на ламриме, которую выполняете.
По ходу ретрита по Ваджрасаттве, как я уже упоминал, очень важно в каждой сессии помнить о практике лекарства - четырех сил.
Другой момент: при начитывании мантры Ваджрасаттвы вспоминайте о стольких неблагих кармах, о скольких можете. Сперва думайте о десяти недобродетелях, которые совершали, а затем о любых обетах, которые приняли и затем ослабили. Помните об огромных недостатках повреждения обетов пратимокши, бодхисаттвы и тантры как эти недостатки описываются в учениях. Повреждение приводит к перерождению в низших царствах, таких как ады и тому подобных. Помните об этих вещах и о конкретных неблагих кармах, которые вы создали по отношению к гуру и другим живым существам.
Последнее, о чем нужно помнить это определение недобродетели: недобродетелью является то, следствием чего явлется страдание. Также помните, что действия становятся недобродетельными в силу того, что у нас недобродетельная мотивация, такая как гнев, неведение, и особенно желание, цепляющееся за эту жизнь. Затем подумайте, что именно так вы обычно живете. Из числа действий, совершаемых вами каждый день, сложно отыскать хотя бы одно, которое было бы добродетельным; большинство ваших действий недобродетельны. Даже если вы встретились с Дхармой и стараетесь ее практиковать, поскольку ум ваш все еще чрезвычайно бесконтролен, действия ваши по большей части недобродетельны. Размышляя над определением недобродетели, вы можете очень ясно увидеть, что очень многие из ваших действий становятся недобродетелью. В силу этого вы ощущаете мощное раскаяние и зарождаете желание очищаться. В противном случае, если мы относим недобродетель лишь к убийство человека или чему-то подобному, то поскольку этой конкретной неблагой кармы в этой жизни мы не совершали, мы можем полагать, что у нас всё в порядке, и наша практика очищения не будет мощной.
Повторяя мантру Ваджрасаттвы, думайте, что ваш коренной гуру, который является всеми гуру, вас очищает. Далее, памятуйте о смысле абсолютного гуру дхармакаи, запредельной мудрости недвойственных блаженства и пустотности, святого ума всех будд. Однонаправленно на этом сосредотачиваясь, начитывайте мантру.
Далее, вы можете начитывать мантру, медитируя на том, что гуру есть Будда, и на доброте гуру. Вы можете начитывать мантру, опираясь на схемы преданности гуру.
Мантра Ваджрасаттвы принимает форму просьбы. Завершив начитывание мантры, особенно хорошо медитировать на пустотности. Те, кто получали посвящение высшей йога-тантры, могут медитировать на том, что Гуру Ваджрасаттва растворяется в их сердце. Тем, кто не получал посвящения высшей йога-тантры, следует думать, что Ваджрасаттва тает в свете и вливается в них через макушку или через межбровье. Думайте, что ваши тело, речь и ум обретают благословение.
Перед растворением Ваджрасаттва говорит: «О сын расы, все твои неблагие кармы, омрачения и повержденные самаи полностью очищены». Зародите мощную веру в том, что это подлинно произошло, что все они были очищены. В этот момент зародите решимость не совершать этих действий вновь такова последняя из сил.
Важно зародить эту решимость так, чтобы она не стала ложью. Если вы говорите: «Я не стану этого вновь совершать», но умом знаете, что говорите неправду, то лжете. Вы обманываете святые объекты гуру и будд. Применительно к грубым действиям, которые вы способны оставить полностью, вы зарождаете решимость отныне их оставить. С действиями более тонкими, связанными с обетами и тому подобным теми, которые оставить чрезвычайно сложно вы обещаете оставить их на краткое время, даже на несколько секунд. Именно это в целом рекомендуют ламы. В случае с некоторыми действиями вы можете пообещать оставить их на день; с теми, что сложнее, можно даже обещать оставить их на несколько секунд. Даже несколько секунд медитации на пустотности могут очень помочь. Если вы практикуете высшую йога-тантру, медитация на блаженстве и пустотности поможет вам соблюдать остальные обеты, которые соблюдать столь сложно. Таков искусный способ практиковать силу зарождения решимости относительно того, чтобы не совершать неблагое действие вновь.
Затем Ваджрасаттва растворяется в вас. Если вы не получали посвящения высшей йога-тантры, Ваджрасаттва тает в свете и растворяется в вас через вашу макушку или ваше межбровье. Думайте, что вы благословлены.
После этого подумайте: «В пустотности нет «я», создающего неблагую карму; нет действия создания неблагой кармый; и нет неблагой кармы». Как я упоминал по ходу учений, это относится к отсутствию подлинного существования «я», действия и неблагой кармы. Все они пустотны. В пустотности нет «я», нет действия, нет неблагой кармы. Какое-то время оставайтесь в однонаправленном сосредоточении на этом. Благодаря этому достигается очень мощное очищение.
«Алмазная сутра» упоминает, что заучивание одной строфы учения по пустотности создает заслугу гораздо большую, чем подношение буддам семи видов драгоценных самоцветов, заполняющих миры, числом равные атомам воды в мирах, равных песчинкам в реке Ганг («Река Ганг» может относиться к реке в Индии или к океану). Если заучивание одной строфы приносит столь значительную пользу, заслуга создаваемая собственно медитацией на пустотности, должна быть невероятной, даже если вы медитируете всего несколько минут.
В конце, как я много раз упоминал, совершите чистое посвящение.
Если вы тренируете свой ум для того, чтобы обрести спонтанную реализацию конкретной медитации на ламриме, то можете выполнять эту медитацию, повторяя мантру Ваджрасаттвы. То, что от этой медитации на ламриме останется, вы можете выполнить во второй, третьей и четвертой сессиях. Когда вы медитируете на божестве, то могут выполняться особые тантрические медитации, но когда ваш ум от них устает или они ему становятся скучны, можно выполнять медитацию на ламриме. Когда ваш ум не только устал от выполнения тантрических медитаций, но и пребывает под очень мощным контролем множества возникающих сильных омрачений таких как желание, гнев, зависть и тому подобное при начитывании мантры также хорошо в большей степени медитировать на ламриме. Это касается не только Ваджрасаттвы, но и ретритов по любым божествам. Таков способ контролировать свой ум для того, чтобы ретрит ваш стал мощным и чистым.
Применительно к практике Ваджрасаттвы существуют особые медитации очищения сверху вниз, очищения снизу вверх и мгновенного очищения. Также с медитацией и начитыванием мантры Ваджрасаттвы можно выполнить четыре посвящения высшей йога-тантры. То, как это делать, я объяснял, когда в прошлый раз был в Дхарамсале. Это самый краткий способ выполнять самопосвящение, и он может очистить всё, включая поврежденные коренные обеты тантры.
Таковы четыре особых посвящения; кроме того, в сочетании с Ваджрасаттвой вы можете выполнять четыре обычных посвящения, развивающих потенциал для достижения четырех кай. Вы визуализируете, что получаете четыре посвящения, оставляете потенциал для достижения четырех кай, и обретаете дозволение на медитацию на четырех тантрических путях. Каждый раз, когда вы это делаете, то развиваете присущий вашему уму потенциал для быстрого достижения просветления.
Кроме того, в перерывах, поскольку вы выполняете очистительную практику, хорошо в большей степени сосредотачиваться на карме. Соотносите всё, что происходит по ходу ваших перерывов людей, которых вы видите, и среду с кармой. Разными способами, которые я описывал, думайте о том, что все проистекает из вашего собственного ума.
Если в перерывах вы сможете ограничить свои разговоры и другие ненужные виды деятельности, ретрит ваш будет более эффективным, поскольку по ходу сессий ваш ум будет в большей степени умиротворен.