Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГА В ДРЕВНЕЙ РУСИ.
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья.
Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки. Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились б, ь, ъ, ы, другие вышли из употребления ять, юс, ижица, фита.
Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры.
В честь своего создателя новая азбука получила название кириллица, пользуясь ей Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. А недавно в центре Москвы на Славянской площади этим просветителям был установлен памятник.
Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. К 13 в. она почти полностью исчезла.
Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом, однако сейчас некоторые ученые считают, что он создал глаголицу. До сих пор этот вопрос считается спорным в науке…
В 1951 г. молодой археолог Нина Акулова. Работая на раскопках в Новгороде, заметила среди плах древней деревянной мостовой грязный, изодранный свиток бересты. Таких находок у археологов и раньше было немало древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы, но этот свиток оказался особенным сквозь грязь проступали буквы.
Эта находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 грамот 11-15 вв. Число таких находок растет с каждым годом. Из берестяных грамот ученые узнали, что грамотными в Древней Руси были не только феодалы и духовенство, но и многие ремесленники, торговцы и даже крестьяне. Именно им принадлежало большинство найденных свитков.
Береста очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои, лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Изготовление древних рукописных было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи телят и ягнят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали, затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой, после просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных целое стадо.
Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад своего рода металлическую суперобложку.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым или даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
Средневековые чернила были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В качестве компонентов использовали еще и дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимый цвет, вязкость, устойчивость.
На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был «устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В 14 в., с распространением делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Еще сто лет спустя, в 15 в., начали писать скорописью плавно соединяя соседние буквы. В 16-17 вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой, образуя текст, похожий на ленту орнамента.
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные, они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами.
Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности. Ставили ее произвольно: иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась. В книгах появились запятые для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца был нелегок в среднем, за день 2 4 листа. Рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом делали заставку орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Заглавную букву писали крупнее и красивее, украшали орнаментом в виде животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» - рисунком, например изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры (от латинского minimum так называлась краска, которой расцвечивали рукопись). Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги, иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера - иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали миниатюры.
Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились. В середине 16 в. в Москве по указу Ивана Грозного большая группа писцов создала Лицевой летописный свод. Десять томов летописи охватили историю от сотворения мира до 1957 г. 9 тыс. листов текста и 16 тыс. миниатюр содержит этот памятник живописи и письменности. Работа над ним продолжалась более 30 лет.
Древние книжные миниатюры представляют собой не только художественную ценность. Это бесценный исторический источник. Изображение зданий, орудий труда, оружия, одежды, предметов быта можно увидеть только в книгах на старинных миниатюрах.
В 1805 г. в гардеробе покойной императрицы Екатерины 2 была обнаружена старинная книга, написанная на пергаменте. Радости специалистов-археографов не было предела. Из текста этой древнейшей рукописной книги «Остромирова Евангелия» - следовало, что написана она была в 1056 1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.
«Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства: написана на отличном пергаменте (294 листа), текст предваряет заставка в виде орнаментальной рамки фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей написано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Некоторые буквы в названии вынесены над строкой или отмечены знаком титло.
Текст Евангелия написан в два столбца изысканным уставом. Строго выдержаны поля. Буквы четкие, прямые, красивого рисунка. Слова не отделены друг от друга, только между фразами в середине строк стоят точки. Текст начинается с инициала буквы «И» в пять строк высотой, с богатым орнаментом. На трех миниатюрах изображены евангелисты Лука, Марк, Иоанн. Четвертая миниатюра должна была быть посвящена Матфею, но лист, заготовленный для нее, остался пустым. Миниатюра, изображающая евангелиста Луку, дает представление о мастерской переписчика книг: табурет с подставкой для но, стол с письменными принадлежностями, пюпитр с листком для текста.
Древнерусские летописные книги обычно больших размеров. «Остромирово Евангелие», например, - 30 на 35 см. Такие книги не ставили на пол, а клали плашмя.
Дьякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» 6 месяцев и 20 дней по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым.
Распространение письменности, опыт изготовления рукописных книг, все большая потребность в них положили начало новому этапу просвещения на Руси книгопечатанью..