Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся очнозаочно в системе высшего професс

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»

Кафедра общепрофессиональных художественных дисциплин

ИСТОРИЯ   ИСКУССТВ

Методические рекомендации и контрольные задания

для обучающихся очно-заочно

в системе высшего профессионального образования

Направление: 072600    ДПИ и НП (бакалавр)

для обучающихся заочно

в системе высшего профессионального образования

Направление: 072500    ДИЗАЙН (бакалавр)

Гжель

2013

Составитель:

Мухотина Нина Анатольевна

Рецензенты:

Илькевич Б.В., доктор педагогических наук, профессор

Методические рекомендации содержат программу: пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, а также примерные темы семинаров и контрольных работ, вопросы для подготовки к зачету (экзамену), перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Программа курса обсуждена и утверждена на заседании кафедры

Протокол № _____ от _________

i. Пояснительная записка

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «История искусств» является базовой частью общепрофессионального цикла. Цели дисциплины - сформировать у будущих профессионалов научно обоснованную систему знаний в области истории искусств, составляющую теоретическую  базу для самостоятельной творческой и исследовательской, а также проектной деятельности.

Полученные знания будут способствовать повышению профессиональной и личностной культуры, формированию целостного представления об историко-культурном процессе, выработке умений производить исследовательскую работу, расширять возможности проектной и творческой деятельности будущего художника и дизайнера, формирования профессиональных навыков в сфере художественного проектирования предметно – пространственной среды и в значительной мере определяет уровень и направленность дальнейшей творческой деятельности.

Целями освоения дисциплины «История искусств», соотнесенные с общими целями ООПВПО, являются изучение истории искусств, уяснение представлений об эпохе в истории искусства, поступательном историко-культурном процессе, уяснение содержательного смысла категорий. Понимание роли культурно-исторических, политических и национальных факторов в истории культуры и искусства. Рассмотрение природы искусства и природы творчества, роли личности в искусстве. Усвоение понятий исторической традиции, новации, преемственности, конформизма в искусстве. Уяснение методов анализа памятников. Рассмотрение различных видов и жанров искусства, специфики материального воплощения образа. Рассмотрение основных стратегий методологии искусствознания. Побуждение и стимулирование у студентов стремления к совершенствованию знаний в области истории искусств, развитие профессиональной мотивации к деятельности в искусстве.

  1.  Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История искусств» относится к базовой части общепрофессионального цикла. Дисциплина изучается на первом курсе в течение 2 семестра учебного курса. Основным методом обучения является теоретическое обучение. Программа дисциплины построена по принципу последовательного и постепенного усложнения изложения материала по истории искусств.

Предполагается последовательное изучение этапов и национальных школ, что требует от студентов знаний в области истории, философии и других гуманитарных дисциплин. Структура дисциплины предполагает последовательное изложение истории искусства: теория искусства, происхождение искусства, зарубежное искусство, отечественное.

Дисциплина «История искусств» взаимосвязана с общеобразовательными дисциплинами, знание которых предполагает умение мыслить теоретически и воспринимать изложение основного материала. Освоение истории искусств  помогает в изучении дисциплин, таких как «Рисунок», «Живопись», «Проектирование», способствует формированию умений и навыков в раскрытии проектно-творческих идей, освоению законов гармонии, приемов и средств художественного выражения в основных видах искусства, приемах и закономерностях композиции, а также умению самостоятельно мыслить теоретически по направлению «ДПИ и НП» и «Дизайн».

  1.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  «История искусств»

Исходя из требований к подготовке бакалавров,  выполнения учебной программы в комплексе с другими учебными дисциплинами должно быть направлено на формирование будущего бакалавра направлений «ДПИ и НП» и «Дизайн», подготовленного для творческой проектной деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна и введению с самого начала процесса обучения в круг основных проблем профессиональной деятельности и освоение учащимся основных законов искусства, что является необходимым условием формирования бакалавра, работающего в области искусства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные категории и понятия искусствознания, объект, предмет и задачи науки. Знать место истории искусства в системе наук. Знать классификацию видов искусств. Знать особенности развития искусства в различных регионах мира. Знать основные эпохи, стили, памятники, персоналии истории искусств. Иметь представление о связи всемирной истории и истории искусств. Иметь представление о последних тенденциях развития мирового искусства.

Иметь представление об историко-культурном процессе.

Уметь изложить знания в устной беседе, применить знания для выполнения самостоятельной работы, уметь ориентироваться в историческом, теоретическом и иллюстративном материале. Уметь работать с литературой по истории искусства. Уметь выполнить письменное задание по реферированию литературы по основным вопросам истории искусства.

Владеть понятийным аппаратом науки. Владеть основами теоретических знаний. Владеть навыками описания, анализа памятников искусства. Владеть основами сравнительного анализа.

II. Примерный тематический план

Введение

Тема 1. Охрана культурного наследия.

Тема 2. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.

Тема 3. Первобытная культура.

Тема 4. Искусство Древнего Востока.

Тема 5. Античное искусство.

Тема 6. Искусство Средневековья.

Тема 7. Искусство эпохи Возрождения.

Тема 8. Искусство Нового времени

Тема 9. Европейское искусство19-20 вв.

Тема 10. Древнерусское искусство.

Тема 11. Русское искусство 18 века- первой половины 19 века.

Тема 12. Русское искусство второй половины 19-начала 20 века.

Тема 13. Русское искусство 20 века и начала 21 века .

III. Содержание курса

Введение

Понятие культуры. Смысл культуры. Функции культуры. Единство культуры и различие локальных культур. Классификация культуры. Архетипы и первообразы культуры. Культура и цивилизация. Культура и религия.

Предварительная общая характеристика искусствознания как науки. Постановка коренных проблем научной истории искусствознания. Восприятие и изучение произведений искусства — проблема взаимоотношения. Переживание ценности и приближение к истине — две формы развития сознания. Противоречивая сущность художественной критики с точки зрения науки, необходимость критики с социальной и внутренне художественной точки зрения.

Определение искусствознания. Виды искусствознания: историческое, философско-эстетическое, психологическое, социологическое. Разграничение понятий «искусствоведение», «теория искусства», «история искусства». Литературоведение, театроведение, киноведение, музыковедение, изучение пространственных искусств в плане общего и различного.

Общая теория произведения искусства. Задачи истории искусств. Проблема адекватной интерпретации и центральная антиномия истории искусства. Историческая сущность произведения искусства и возможности научной истории искусства. Проблема источников истории искусства.

Деление истории искусства на отрасли. Роль и место искусствознания в развитии самого искусства. Проблемы определения сущности искусства. Система социальных функций искусства. Критерий периодизации истории искусства, вытекающий из развития предмета искусства. Основные этапы развития мирового искусства.

Современные теории художественного метода. Творческая природа искусства и художественный метод. Понятие о художественной системе.

Вопросы и задачи для самостоятельной работы:

  1.  Что такое предмет и объект истории искусства?
  2.  Каково понятие культуры и искусства?
  3.  Структура искусства?
  4.  Какие существуют формы культуры?
  5.  Каковы функции искусства?
  6.  Какие существуют подходы к изучению культуры и истории искусств?
  7.  Основные проблемы искусствознания?

Литература: основная [1, 2, 3, 8, 9], дополнительная [1, 2, 4].

Тема 1. Охрана культурного наследия

Музееведение – область знаний по организации и деятельности музеев. Теория, история и практика музейного дела: научные принципы комплектования коллекций, учет и хранение, исследование памятников, экспертиза произведений, их экспонирование, основы музейной архитектуры, оборудование экспозиций и запасников. Современные проблемы музееведения. Понятие музея. Типы музеев. Музейная сеть. История музейного дела. Зарубежные музеи. История музеев и собраний в России. Комплектование музейных собраний. Хранение. Экспозиция. Научно-просветительная работа. Научно-музейные связи с другими музеями в нашей стране и за рубежом. Основные культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового наследия. Влияние литературы в формировании имиджа культурных и туристских центров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Перечислите основные этапы проектирования музейных экспозиций.
  2.  Какова классификация музеев и музейных экспозиций?
  3.  Что входит в понятие «фонды музея»?
  4.  Какие условия должны быть созданы для хранения музейных фондов?
  5.  Какие музеи вы знаете?
  6.  Каковы задачи консервации и реставрации?
  7.  Назовите основные формы культурно-образовательной деятельности.

Литература: основная [3, 8,  9], дополнительная [1, 2].

Тема 2. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства

Раскрыть содержание стилей в искусстве. Виды искусства и их специфика. Художественная графика, ее виды: рисунок и печатная графика. Монументальная живопись: мозаика, фреска, витраж. Станковая живопись. Миниатюрная живопись. Техника и материалы.

Иконография, сюжеты и символы в искусстве. Формальные элементы живописи.

Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, батальный и исторический. Проявление стилей в жанрах.

Скульптура, ее виды: монументальная, станковая и миниатюрная. Круглая и рельефная скульптура. Мемориальная садово-парковая скульптура и декоративная пластика. Материалы и техника скульптуры. Керамика. Рельеф. Стили в скульптуре.

Архитектура. Основные термины в архитектуре. Архитектоника. Градостроительство. Садово-парковое искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства. Основные виды и их специфика. Эмаль. Народное искусство. Произведения декоративно-прикладного и народного искусства и их роль в организации жизненной среды. Фотография. Кино. Масс-медиа культура. Художественная реклама. Дизайн. Инсталляции. Особенности стилеобразования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Какие виды искусства вы знаете?
  2.  Перечислите специфику каждого вида искусства.
  3.  Что такое стиль в искусстве?
  4.  Какие стили вы знаете?
  5.  Каковы особенности стилеобразования?
  6.  Массовые виды искусства и их специфика.

Литература: основная [ 3, 4, 5, 6], дополнительная [1, 2]

Методические указания

При изучении раздела 1 «Введение к курсу «Мировая культура и искусство». Теоретический аспект» необходимо внимательно изучить основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях, принципы организации научно-исследовательской работы, особенности научной организации музейных фондов, их комплектования, учета и хранения. Необходимо иметь представление о методах построения экспозиций, основных формах культурно-образовательной деятельности. Особое внимание необходимо уделить специфике разных видов искусства.

Тема 3. Первобытная культура

Миф, ритуал и магия – сквозные реальности первобытной культуры. Первобытное представление л пространстве и времени. Главные образы первобытной культуры. Теории о происхождении искусства. Интерпретация первобытного искусства. Синкретический характер первобытного искусства, художественного творчества. Искусство и другие виды человеческой деятельности на этом этапе. Основные этапы развития первобытного искусства — Палеолит, мезолит, неолит, бронза, раннее железо. Образ человека и зверя в искусстве первобытности. Мифологический период в истории культуры. Теории мифа. Роль мифологии в развитии искусства Древности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Дайте периодизацию первобытности.
  2.  Назовите особенности первобытного искусства.
  3.  Каковы ранние формы верований?
  4.  Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?

Литература: основная [3, 4, 8], дополнительная [1, 2, 4, 5].

Тема 4. Искусство Древнего Востока

Древний Египет. Фараон – царь-бог. Пирамида – главный символ Древнего Египта. Изображение рабов и животных. Реформы Эхнатона. Тема смерти в египетской скульптуре. «Книга мертвых».

Шумеро-вавилонская культура. Кодекс Хаммурапи. Сокровища библиотеки в Ниневии. Сады Семирамиды и Вавилонская башня. Тема смерти и бессмертия в «Песне о Гильгамеше»

Древняя Индия. Варны и кастовый строй. «Веды»  ядро древнеиндийской культуры. «Упанишады» Индуизм. Сансара, карма, нирвана. Буддизм и его влияние на культуру Юго-Восточной Азии, Тибета, Японии.

Древний Китай. Конфуцианский идеал и канонизированные стереотипы поведения. Лао-цзы – основатель даосизма. Понятие Дао как великого пути.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Каковы основные черты искусства Древности?
  2.  Какова периодизация искусства Древности?
  3.  Как повлияло на развитие искусства разложение первобытного синкретизма?
  4.  Назовите величайшие памятники культуры древности в Египте, в Китае, в Шумерах и т.п.

Литература: основная [1, 3, 4, 8], дополнительная [1, 3]

Тема 5. Античное искусство.

Древнегреческий полис. Космоцентризм античной культуры. Телеснопластическое постижение мира. Гармония, мера, ритм – важнейшие параметры античной культуры. Древнегреческая мифология, эпос и лирика. Тема рока в античной культуре. Древнегреческая трагедия. Герой как идеальный образ человека. Завоевание Римом эллинистических центров. Воздействие греческого искусства на римское. Искусство Рима периода ранней Империи. Римский классицизм времени правления Августа. Колизей, Арка Тита — шедевры римского зодчества. Конструктивное и декоративное решение этих памятников. Римская пластика. Динамичность портретных образов. Рельеф. Тема побед, прославления императора, определяющая идейное содержание ведущих произведений римского искусства эпохи Флавиев, Помпеи, Геркуланум, Стабии. Их значение для изучения античного искусства. Искусство Римской империи II в.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Дайте периодизацию древнегреческого искусства.
  2.  Назовите особенности каждого периода развития культуры Древней Греции и Рима.
  3.  Какие памятники культуры были созданы в античную эпоху?
  4.  В чем отличие культуры Греции и Рима?

Литература: основная [3, 4, 5], дополнительная [1, 2, 3, 13, 14]

Тема 6. Искусство Средневековья

Византия. «Симфония» христианского государства и Церкви. Византийское искусство VI века.

Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Особенности архитектурных сооружений в Равенне (базилика, Сант Аполлинаре Нуово; базилика Сант Аполлинаре ин Классе; церковь сан Витале).

Развитие монументальной мозаики, специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово (характер образного строя, особенности художественных приемов и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство — важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Каковы основные черты искусства Средневековья?
  2.  Какова периодизация Средневековья?
  3.  Каков характер творческого процесса, произведение искусства и его воздействие на зрителя в средние века?
  4.  В чем заключается роль идеала и идеализации в культуре Средних веков?
  5.  Каковы особенности знаменитых памятников искусства эпохи Средневековья?
  6.  В чем особенности крестово-купольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе?
  7.  Каковы правила иконографии в искусстве Византии?

Литература: основная [ 3, 4, 5, 8], дополнительная [1, 3, 12, 14, 20].

Тема 7. Искусство эпохи Возрождения

Антропоцентризм возрожденческой модели мира. Возрожденческий гуманизм. Титаны Возрождения. Основные этапы развития культуры в эпоху Возрождения: проторенессанс, треченто, кватроченто, Высокое Возрождение, Венецианское возрождение. Особенности северного Возрождения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Какова судьба архитектуры в эпоху Возрождения?
  2.  Расскажите о Ренессансе, гуманизме и гуманистах.
  3.  Какие ведущие идеи эпохи Возрождения и как они проявились в культуре?
  4.  Творчество Леонардо да Винчи.
  5.  Творчество Рафаэля.
  6.  Творчество Микельанджело.

Литература: основная [3, 4, 5, 8], дополнительная [1, 3, 4, 12, 14, 20]

Тема 8. Искусство Нового времени

Смена ценностей и общая секуляризация культуры. Распространение научной картины мира. Идеология эпохи: Декарт, Паскаль, Локк, французские энциклопедисты. Эпоха барокко в Европе. Смена стилей (барокко, рококо, классицизм, реализм). Формирование национальных школ искусства в Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции.

Историческая характеристика стран Западной Европы в XVIII в.

Эпоха Просвещения и французская буржуазная революция. Основные направления в искусстве XVIII в.: рококо, реализм, классицизм.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Каковы особенности искусства Франции в 17-18 вв.?
  2.  Каковы особенности развития искусства Голландии в 17 в.?
  3.  Каковы особенности развития искусства Англии 17-18 вв.?
  4.  Каковы особенности развития искусства Италии в 17-18 вв.?
  5.  Какие памятники архитектуры, живописи, скульптуры 17-18 вв. вы знаете?
  6.  В чем их стилистические особенности?
  7.  Какие черты классицизма XVII века? В чем состоит проблема барокко и классицизма?
  8.  В чем состоит проблема реализма в истории искусства Нового времени?
  9.  Дайте характеристику основных этапов развития искусства в Западной Европе в Новое время.

Литература: основная [1 -5, 8], дополнительная [6, 11, 14, 15]

Тема 9. Европейское искусство 19 – 20 веков

Особенности национальных культур в 19 века. Смена стилей: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Главные представители художественных стилей.

Конец XVIII века во Франции ознаменован расцветом классицизма. Выразителем революционных идей по праву считается Жак Луи Давид.

Романтическая живопись во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида. Это был протест и против мещанства, тусклой повседневности, реакция на крушение идеалов молодого поколения. Жерико, Делакруа, барбизонцы обращаются к новым способам отражения мира. Реалистическое направление обращается к теме труда и жизни простого человека, выдвигает на первый план темы справедливости и судьбы.

Впервые художники – импрессионисты вышли на пленэр, поэтому первые импрессионистические работы создавались в пейзажном жанре. Э.Манэ, К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега и др. Способы изображения воздуха в живописи были разнообразны, что привело к появлению пуантилизма - живописи раздельными укороченными мазками чистых цветов спектра. Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами – Сезанн, Ван Гог, Гоген.

Стиль модерн. Модерн по-разному назывался в разных странах: флореальное направление в Бельгии, Ар Нуво – во Франции, Югендстиль – в Германии и др. Самым ярким архитектором модерна в Испании был А. Гауди. Модерн стал ярким стилистическим направлением конца XIX века и заложил основу для функциональной и урбанистической архитектуры XX века, получил продолжение в стиле ар-деко.

Архитектура начала столетия отражает идеи нового стилистического направления, которое появилось после парижской выставки в 1925 году – ар-деко. Значительным направлением в архитектуре 20-х годов становится функционализм. Начало века – время расцвета творческого гения Ле Корбюзье. Он стал сторонником урбанистической теории строительства, ввел облицовочный бетон, что стало лейтмотивом стиля «нового брутализма». Наравне с урбанистической теорией существовала дезурбанистическая. Сторонникам этого метода градостроительства была близка идея городов – садов, которая нашла свое применение в Англии, где еще с XIX века существовало загородное строительство.

Живопись XX века. Современная западная культура. Технократическое конструирование культуры. Культура как товар. Модернизм и постмодернизм. Масскульт. Экзистенциализм – одно из ведущих направлений культуры 20 века. Кризисные явления в современной культуре. Зарубежное искусство начала XX века. Художественные группировки начала XX века во Франции. Одним из первых направлений в живописи стал фовизм (дикий). Лидером этого движения является Анри Матисс, в творчестве которого основным был цвет. Альберт Марке. Творчество Дерена, Вламинка. Ранний Дюфи.

«Кубизм» — первое последовательно формалистическое направление в зарубежном искусстве. Теория и практика кубизма. Ж. Брак. Пабло Пикассо. Ранний этап творчества. Голубой и розовый периоды. Кубистический период.

Творчество Анри Руссо и развитие примитивизма. Художники-одиночки: М. Утрилло, Ж. Руо, А. Модельяни и формирование понятия «Парижская школа». Развитие скульптуры во Франции. А. Бурдель. «Стреляющий Теракт», «Памятник Альвеару», портреты. Школа Бурделя. А. Майоль. «Памятник Бланки», «Памятник Сезанну» и др. Пластические приемы Майоля. Портреты и статуи Ш. Деспио. Художественная жизнь Германии начала XX века. Сецессионы в Берлине и Мюнхене. Группа «Мост». Ее важнейшие представители: Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Геккель, Э. Нольде и другие. Группа «Синий всадник». Роль теории и практики В. Кандинского, Ф. Марк. Характер и особенности немецкого экспрессионизма. Тяготение к абстракции. Творчество О. Кокошки, П. Клее. Художественная жизнь Италии. Теория и практика «футуризма». Футуристические манифесты. Балла, Боччони, Северини, Карра. Образование в годы первой мировой войны группы «Метафизическая живопись». Д. Де Кирико.

Западноевропейская живопись и скульптура 1920–1930-х гг. «Неопластицизм» П. Мондриана. Группа «Дада» и зарождение сюрреализма. Критики теории сюрреализма. М. Дюшан, И. Танги, Х. Миро, А. Массон и другие. Роль Сальвадора Дали в развитии сюрреализма 1930-х гг. Эволюция экспрессионизма в Германии. Состояние искусства в период фашистской диктатуры.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 г. – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послевоенный период волна абстракционизма была поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. Причины такого успеха беспредметного искусства, прежде всего, социально-психологические. Искусство становится языком знаков, и не случайно целое направление абстракционизма называется абстрактной каллиграфией. «Звездой» американского абстракционизма послевоенного периода по праву считается Джексон Поллок, который ввел термин «дриппинг» – разбрызгивание красок на холст без применения кисти.

В Америке возникло новое течение поп-арт, как реакция на беспредметное искусство, оп-арт, смысл которого заключался в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. В 70-х – 80-х годах, также как и в архитектуре, в живописи главенствует постмодернизм и концептуальное искусство.

Новейшие течения модернизма: актуальное искусство, миниискусство, гиперреализм и т. д. Философия прагматизма, экзистенциализма, теория обесчеловечивания искусства, как основа мировоззрения модернистских художественных течений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Искусство XIX века и его основные особенности.
  2.  Дайте характеристику и назовите представителей: Романтизма — реализма — импрессионизма.
  3.  Каковы основные проблемы искусства ХХ века? Дайте периодизацию искусства ХХ века.
  4.  Искусство ХХ века и проблема традиций.
  5.  Что такое модернизм? Перечислите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.
  6.  Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке.
  7.  Живопись и графика в ХХ веке. В чем особенности положения художника в ХХ веке. (Выставочная деятельность и арт-рынок).
  8.   Как вы понимаете «народность и общечеловеческое значение искусства».

Литература: основная [1 -5, 8], дополнительная [6, 11, 14, 15, 17-21]

Методические указания

При изучении данного раздела необходимо уделить пристальное внимание проявлению стилей в художественных системах разных стран и эпох, особенностям творческого метода творцов. Главным в подходе к изучению культуры разных регионов должен стать системный анализ, понимание закономерностей эволюции видов искусств, дифференциации жанров, трактовки новых тем и сюжетов.

Тема 10. Древнерусское искусство 

Культура и искусство Киевской Руси XXI вв. Взаимоотношения искусства Киевской Руси с Византийским искусством. Восприятие от Византии основных форм и типов архитектуры и живописи. Приспособление их к местным традициям. Торжественный стиль искусства Киевской Руси. Синтез архитектуры и живописи. Десятинная церковь. Церковь Софии Киевской, Церковь Софии Новгородской. Мозаика Софии Киевской и Михайловского монастыря.

Культура и искусство периода феодальной раздробленности в XIIXIII вв. Распад Киевского государства, ослабление единства Руси. Краткие сведения об искусстве западных княжеств. Развитие отдельных художественных школ. Искусство Черниговской земли. Проблема взаимоотношений черниговского и киевского зодчества. Церковь Параскевы Пятницы. Декоративная скульптура Черниговских храмов. Искусство Переяславской земли. Собор Михаила и его раскопки.

Искусство Новгорода и его особенности. Новый характер церковной архитектуры. Ее эволюция. Собор Антониева монастыря. Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.

Культура и искусство Полоцкой и Смоленской областей. Полоцкая архитектура XII в. Церковь Благовещения в Витебске. Церковь Спаса в Полоцке. Смоленская архитектура XII в. Церковь Бориса и Глеба, церковь Спаса, церковь Петра и Павла, церковь Михаила в Свирской слободе. Особенности строительной техники полоцкого и смоленского зодчества. Вопрос о значении Полоцкого и Смоленского искусства для искусства Новгорода и Москвы.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Киевская художественная традиция во Владимиро-Суздальском зодчестве XII в. Сложение своеобразного типа храма. Церковь Покрова на Нерли. Лирический характер образа. Дмитриевский собор во Владимире. Строительство времени Андрея Боголюбского. Золотые врата. Боголюбовский замок и дворцовый комплекс. Успенский собор во Владимире.

Декоративная скульптура Владимиро-Суздальских храмов XII в. И теория о ее происхождении. Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фрески и иконы Владимиро-Суздальского княжества. Монголо-татарское нашествие. Его пагубное влияние на развитие русской культуры.

Культура и искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIII — первая половина XV в.). Искусство Новгорода XIVXV вв. Своеобразие социальных условий развития Новгородской художественной культуры. Развитие типа Новгородского храма. Декоративные элементы. Церкви — на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса Преображения. Гражданское зодчество. Фресковая живопись XIV в. Феофан Грек (фрески Спаса Преображенья). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви на Волотовом поле. Кризис монументального искусства в XV в. И расцвет станковизма. Бытовая струя в новгородской и псковской живописи.

Новгородская икона XIVXV вв. Ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. «Молящиеся новгородцы». «Битва Суздальцев с Новгородцами». «Чудо Георгия о Змие».

Культура и искусство Великокняжеской Москвы и Твери в XIVXV вв. Отражение в нем идеи единения Руси и освобождения ее от монголо-татарского ига. Звенигородский собор «на городке». Архитектурные памятники Коломны. Живопись. Творчество Андрея Рублева. Идеал Рублева. Звенигородский чин. Даниил Черный. Росписи Владимирского Успенского собора. «Троица». Мастерство Рублева. Сложение общерусского стиля.

Сложение общерусского централизованного государства. Московский кремль. Итальянские зодчие в московском государстве. Аристотель Фиорованти. Алевиз, Селари и др. Грановитая палата. Успенский собор. Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого. Проблема происхождения «шатровых» и столпообразных храмов. Шатровый храм в архитектуре XVI века. Его своеобразие. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.

Живопись Дионисия. Фрески церкви Ферапонтова монастыря. Строгановская школа в иконописи.Социальная борьба в России XVII в. Роль народных масс в этой борьбе. Развитие торговли. Русское искусство XVII века. Черты декоративизма в архитектуре. Дворец в Коломенском. Крутицкий терем. Церковь Рождества в Путинках. Церковь Николы в Хамовниках. Проблема «русского барокко». Деревянная архитектура XVIIXVIII веков.

Основные тенденции развития живописи. Стремление к реальности изображения и к повествовательности. Симон Ушаков и его школа. Фрески Ярославля и Костромы. Парсуна. Нарастание новых черт в искусстве XVII века. Подготовка перелома к светскому искусству. Оружейная палата и организация художественного ремесла.

Роль древнерусского искусства XIXVII вв. в развитии отечественной и мировой художественной культуры. Его своеобразие, глубокий гуманизм, народные истоки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в IXXII вв.?
  2.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XIIIXVI вв.?
  3.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XVII в.?
  4.  Особенности архитектуры храма Святой Софии и храма Апостолов.
  5.  Каковы особенности искусства Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина XIIXIII вв.)?
  6.  Каковы особенности искусства Москвы (XIV — первая половина XV в.)?
  7.  Каковы особенности искусства Новгорода (XIVXV вв.)?
  8.  Каковы особенности искусства Новгорода (XIXIII вв.)?
  9.  Каковы особенности искусства Пскова (XIIXIII вв.)?
  10.  Каковы особенности  искусства Пскова (XIVXV вв.)?
  11.  Каковы особенности искусства русского государства XVI в.?
  12.  Каковы особенности искусства Феофана Грека. Дайте периодизация древнерусского искусства.
  13.  Какова разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей?
  14.  Каковы особенности русской живописи (второй половины XV — первой половины XVI в.)?
  15.  Каковы особенности русской живописи XVII века?
  16.  Каковы особенности творчества Симона Ушакова и его школа.
  17.  Каковы отличительные особенности Соборов святой Софии (Киев, Полоцк, Новгород).
  18.  Каковы особенности творчества Андрея Рублева?
  19.  Каковы особенности творчество Дионисия?

Литература: основная [3, 4, 6, 8], дополнительная [3-5, 11- 16,  25, 26, 30, 35-38].

Тема 11. Русское искусство 18 - первой половины 19 века

Реформы Петра I затронули в той или иной мере все стороны экономики, государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной мысли, науки и культуры. Эти преобразования приобщали Россию к достижениям современности, помогали преодолеть отсталость, поставить страну в один ряд с влиятельными державами современности. Первая половина века – это решение градостроительных задач, примером чего может служить строительство Санкт-Петербурга. Начало XVIII века заложило особый вид застройки – по типовому образцу. Русская архитектура приобщается к европейской традиции, обращается к стилю барокко. В столицу приезжают западноевропейские архитекторы - знатоки стиля. Живопись начала века находится в поиске, развивается портрет, бытовой, исторический жанры. Такие художники, как И.Я. Вишняков, А.М. Матвеев проложили свои творчеством дорогу великим мастерам конца XVIII века. Характерной точкой отсчета является создание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Благодаря этому учебному заведению в искусстве России появились свои русские мастера зодчества, ваяния, живописи. Академия заложила основы художественного развития общества, обозначив перспективы на несколько десятилетий вперед. Благодаря Академии нам известны имена В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и многих других. В то время, когда Санкт-Петербург является культурным, политическим центром, Москва тоже не забыта. Здесь работает В.И. Баженов. М.Ф. Казаков строит здание Сената в Московском Кремле. Вторая половина XVIII века – это вершина русской портретной живописи. Жемчужины портретного искусства создавали Ф.С. Рокотов, А.П. Антропов, И.П. Аргунов. Несомненной вершиной искусства портрета стали произведения художников Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.

Историческая необходимость «европеизации» России ускоренными темпами. Переход от Средневековья к Новому времени. Расцвет русской культуры в 18 в. Просветительство. Особенности развития русского искусства (его отдельных видов и жанров) в начале, середине и в конце 18 в.

Концепция ХIХ века в русской истории. Общий взгляд и особенности русского искусства XIX века. Периодизация русского искусства XIX века. Схематическая характеристика периодов. Историография. Императорская Академия художеств и ее роль в истории русского искусства XIX века. Институт заграничного пенсионерства, его цели и характер.

Искусство первой трети ХIХ века Конкретно-исторические хронологические рамки искусства данного периода. Художественная политика эпохи Александра I и Николая I. Факты художественной жизни.

Классицизм первой трети XIX века: установка, особенности, приоритеты. Скульптура классицизма: монументальная, монументально-декоративная, станковая. Скульптура Главного Адмиралтейства, ее партитура, творцы (в том числе, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев), судьба, характер синтеза скульптуры с архитектурой.

Устойчивость скульптурной художественной традиции классицизма.

Историческая живопись первой трети XIX века. Живопись А.И. Иванова, В.К. Шебуева, А.Е. Егорова и др. Репертуар живописца начала века, приоритеты живописи, терминология, элементы теории.

Живопись первой трети XIX века О.А. Кипренский и русский портрет первой трети XIX века. В.А. Тропинин и московская портретная школа.

Творчество С.Ф. Щедрина в контексте русского пейзажа первой трети XIX века.

А.Г. Венецианов — ключевая фигура русской живописи рассматриваемого периода: роль в становлении реализма, формирование национального мироощущения, развитие жанровой живописи. Школа, художественный метод, методика обучения искусству А.Г. Венецианова.

Искусство середины (второй трети) ХIХ века Конкретно-исторические рамки искусства середины XIX века. Художественное сознание периода.

Живопись середины XIX века. Академическая живопись. Что такое академизм, его сложение и хронология. Академические живописцы. Искусство К.П. Брюллова: историческая живопись, портрет. Влияние на русское искусство.

А.А. Иванов — ключевая фигура русского искусства Нового времени. Глубинное классическое художественное сознание мастера. «Явление Мессии». Библейские эскизы. А.А. Иванов и К.П. Брюллов.

Критический реализм в русском искусстве середины XIX века. П.А. Федотов, его значение для искусства периода. Акварели 1837 года. Сепии 1840-х годов. «Сватовство майора» — художественная формула эпохи. Позднее творчество П.А. Федотова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Значение петровских преобразований для развития русской культуры в 18 в.
  2.   Основные идеи эпохи Просвещения.
  3.  Представители русского искусства первой половины 18 века.
  4.  Представители русского искусства второй половины 18 века.
  5.  Основные черты русского искусства начала 19 века.
  6.  Основные черты русского искусства середины 19 в.
  7.  Крупнейшие мастера русской живописи первой половины 19 века.
  8.  Значение А.Иванова для развития русской живописи.

Литература: основная [1, 2, 3, 6, 7], дополнительная [2-4,  6, 7, 10,  20-22, 27, 30-33]

Тема 12. Русское искусство второй половины 19-начала 20 в.

Жанристы 50–60-х годов XIX века. Русская художественная критика середины века о возможных путях развития русского искусства. В.Г. Перов и его значение для искусства 50–60-х годов. Л.И. Соломаткин.

Искусство последней трети ХIХ века.

Искусство последней трети XIX века конкретно-исторические пределы периода. «Бунт четырнадцати» (1863 год). История «Санкт-Петербургской артели художников», значение объединения для русского искусства. Две линии его развития в последнюю треть XIX века. Создание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, 1870). Творчество И.Н. Крамского. Дилемма «Рафаэль — Рембрандт» и русское искусство 1800–1860-х годов. Н.Н. Ге и проблема «живой формы». Публицистический характер батальной живописи В.В. Верещагина. Историческая живопись последней трети XIX века.

Жанр передвижников. Пейзаж передвижников. Творчество И.Е. Репина — вершина русского демократического искусства последней трети XIX века.

Искусство конца ХIХ века Эволюция передвижнической эстетики. Неоромантическое движение конца XIX века. Формирование символизма. Поиски «большого стиля». Модерн. Мастера, подготовившие художественную ситуацию конца столетия. Исаак Левитан. Виктор Васнецов. Михаил Нестеров. Формирование символизма. Символизм.

Творчество В.А. Серова. Портретные циклы. Движение от реализма передвижнического типа к внесимволистскому модерну. Искусство М.А. Врубеля — вариант символистского модерна. М.А. Врубель и П.П. Чистяков. «Мир искусства» В.Э. Борисов-Мусатов — вариант русского символизма в живописи.

Скульптура конца XIX века. Реформы Паоло Трубецкого, их роль в обновлении языка русской скульптуры конца XIX века. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев. С.Т. Коненков. Стилевые особенности их творчества.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Образование Товарищества передвижных художественных выставок.
  2.  Значение Санкт-Петербургской артели художников.
  3.  Классицизм в русском искусстве XIX века.
  4.  Академизм в русском искусстве XIX века.
  5.  Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.
  6.  Что такое модерн?

Литература: основная [1, 3, 6, 7], дополнительная [3, 4,  6-9,  16, 30, 40-43]

Тема 13. Русское искусство XX века (включая современное состояние)

Основные проблемы искусства ХХ века. Граница между XIX и ХХ веками. Периодизация искусства ХХ века. Искусство ХХ века и проблема традиций. Многообразие методов и стилей современного искусства. Искусство и массовая культура. Понятие о модернизме. Происхождение модернизма. Критика основных направлений модернизма. Архитектура Нового времени и изобразительное искусство.

Основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок.

Русский авангард. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал. Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов.

1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм». Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА».

Реформа Императорского Фарфорового завода и агитфарфор. Реформа художественной школы. Концепции «производственного искусства». Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство.

Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Судьба искусства авангарда в Советской России.

Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький.

Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Источник его энергии и назначение. Механизм сложения и функционирования (сырье – рецепт – технология – продукт). Структура искусства сталинской эпохи. Его отношение к явлениям старого и нового искусства. Приоритеты. «Табель о жанрах». Схема тоталитарного искусства и его реальная картина.

Искусство сталинской эпохи (продолжение).

Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева.

Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы.

Искусство сталинской эпохи. Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон). Скульптурный портрет. Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля».

Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина). Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов.

«Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи.

Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда.

Искусство 1970-х — 1980-х годов. Первая половина 1970-х годов. Эпоха «романтической матафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Достижения архитектуры послевоенного времени. Мемориалы. Скульптура 1960-1980-х годов.

Во второй половине века резко меняется представление о роли художника в общественной жизни. Современное искусство развивалось во взаимодействии и противопоставлении реализма и авангарда. Постмодернистская составляющая искусства России. Проблемы современного искусства России.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1.  Судьба русского авангарда начала ХХ века в после Октябрьское время.
  2.  Что такое монументальная пропаганда?
  3.  Что такое социалистический реализм?
  4.  Тема войны в живописи 1941–1945 годов.
  5.  Художественное мироощущение 1920-х годов.
  6.  Периодизация русского искусства ХХ века.
  7.  Концептуализм в русском искусстве.

Литература: основная [1, 3, 6,  7], дополнительная [8, 17, 24, 28]

IV. Примерная тематика семинаров

Тема: Охрана культурного наследия. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства

Вопросы:

  1.  Крупнейшие художественные музеи России.
  2.  Крупнейшие художественные музеи Европы.
  3.  Знаменитые Российские коллекционеры
  4.  Что такое искусство? Виды искусства и их специфика.
  5.  Дать краткий тематический обзор 5–6 научно-популярных книг по истории искусства.
  6.  Продемонстрировать умение использовать виды сносок (ссылок).

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинару необходимо усвоить суть музейной работы (желательно посетить проходящие выставки), проанализировать причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, уметь обосновать особенности становления и развития музея. Важно уяснить социальные функции музеев, проводимую ими научно-исследовательскую работу, механизмы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга. Следует знать специфику разных видов искусств.

При подготовке рекомендуется использовать основную (1 – 4) и дополнительную литературу.

Тема: Европейская культура: От античности до наших дней XIXXX вв.

Вопросы:

  1.  Основные черты искусства Древней Греции.
  2.  Основные черты искусства Древнего Рима.
  3.  Основные черты искусства  Средневековья.
  4.  Основные черты искусства  эпохи Возрождения.
  5.  Основные черты искусства 17-18 вв.
  6.  Основные черты искусства  19 в.
  7.  Искусство 20 века: pro et contra.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинару необходимо уяснить сущность тех процессов, которые происходили в искусстве на разных этапах его эволюции с учетом специфики развития стран Западной Европы и Американского континента; следует выработать правильную методическую позицию в оценке художественных явлений, необходимо научиться ориентироваться в стилистическом многообразии видов и жанров искусства; понимать составляющие творческого метода художника.

При подготовке рекомендуется использовать основную [1 – 3] и дополнительную литературу.

Тема: Отечественная культура: от древнерусской культуры до наших дней

Вопросы:

  1.  Каковы особенности искусства Древней Руси?
  2.  Каковы особенности русского искусства 18 века?
  3.  Каковы особенности русского искусства  19 в.?
  4.  Дайте периодизацию русского искусства 20в.
  5.  Дайте периодизацию русского искусства 18 века.
  6.  Назовите ведущих деятелей русской культуры современности.
  7.  Что такое «национальный стиль»?

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинару необходимо рассмотреть важнейшие памятники отечественной культуры, научиться ориентироваться в богатом наследии русского искусства; иметь представление о традициях, фактах, явлениях в культуре России (от средневековой Руси до современности); необходимо уяснить основные понятия художественных методов и систем в искусстве; определения и понятия художественных систем искусства ХХ века; выявить умение ориентироваться в сложных художественных системах современности. Иметь представление о коллекциях русского искусства в крупных музеях страны (ГТГ, ГРМ, ГЭ и др.)

При подготовке рекомендуется использовать основную [1-3] и дополнительную литературу.

V. Формы промежуточного и итогового

контроля

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется подготовка рефератов, творческих работ, эссе, проведение контрольных работ, тестирование после каждого раздела.

Форма итогового контроля – зачет.

Методические указания

При изучении материала данного раздела необходимо явления искусства связывать с историческими условиями их возникновения и проявления, понимать как общие закономерности эволюции различных жанров и видов искусств, так и местные особенности, повлиявшие на их становление, в том числе роль творческой личности - метода работы мастера, художественного объединения, ведущего направления в искусстве и т.п.

VI. Вопросы для подготовки к зачету (Дизайн)

Вопросы для подготовки к экзамену (ДПИ И НП):

  1.  Какие музеи вы знаете?
  2.  Назовите основные формы культурно-образовательной деятельности.
  3.  Какие виды искусства вы знаете?
  4.  Перечислите специфику каждого вида искусства.
  5.  Что такое стиль в искусстве?
  6.  Какие стили вы знаете?
  7.  Основные виды искусства и их специфика.
  8.  Дайте периодизацию первобытности.
  9.  Назовите особенности первобытного искусства.
  10.  Каковы ранние формы верований?
  11.  Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?
  12.  Каковы основные черты искусства Древнего мира?
  13.  Какова периодизация искусства Древнего мира?
  14.  Назовите величайшие памятники культуры древности в Египте, в Китае, в Шумерах и т.п.
  15.  Дайте периодизацию древнегреческого искусства.
  16.  Назовите особенности каждого периода развития культуры Древней Греции и Рима.
  17.  Какие памятники искусства были созданы в античную эпоху?
  18.  В чем отличие искусства Греции и Рима?
  19.  Каковы основные черты искусства Средневековья?
  20.  Какова периодизация Средневековья?
  21.  Каков характер творческого процесса, произведение искусства и его воздействие на зрителя в средние века?
  22.  В чем заключается роль идеала и идеализации в искусстве Средних веков?
  23.  Каковы особенности знаменитых памятников искусства эпохи Средневековья?
  24.  В чем особенности архитектуры и мозаик святой Софии в Константинополе?
  25.  Каковы правила иконографии в искусстве Византии?
  26.  Какова судьба архитектуры в эпоху Возрождения?
  27.  Расскажите о Ренессансе, гуманизме и гуманистах.
  28.  Творчество Леонардо да Винчи.
  29.  Творчество Рафаэля.
  30.  Творчество Микеланджело.
  31.  Каковы особенности искусства Франции в 17-18 вв.?
  32.  Каковы особенности развития искусства Голландии в 17 в.?
  33.  Каковы особенности развития культуры Англии 17-18 вв.?
  34.  Каковы особенности развития культуры Италии в 17-18 вв.?
  35.  Какие памятники архитектуры, живописи, скульптуры 17-18 вв. вы знаете?
  36.  Какие черты классицизма XVII века?
  37.  В чем состоит проблема барокко и классицизма?
  38.  Характеристика романтизма как художественной системы.
  39.  В чем состоит проблема реализма и романтизма в истории искусства Нового времени?
  40.  Дайте характеристику основных этапов развития искусства в Западной Европе.
  41.  Искусство XIX века и его основные особенности.
  42.  Дайте характеристику и назовите представителей: Романтизма — реализма — импрессионизма.
  43.  Каковы основные проблемы искусства ХХ века?
  44.  Дайте периодизацию искусства ХХ века.
  45.  Искусство ХХ века и проблема традиций.
  46.  Что такое модернизм?
  47.  Перечислите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.
  48.  Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке.
  49.  В чем особенности положения художника в ХХ веке.
  50.  Как вы понимаете «народность и общечеловеческое значение искусства»?
  51.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в IXXII вв.?
  52.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XIIIXVI вв.?
  53.  Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XVII в.?
  54.  Особенности архитектуры храма Святой Софии и храма Апостолов.
  55.  Каковы особенности искусства Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина XIIXIII вв.)?
  56.  Каковы особенности искусства Москвы (XIV – первая половина XV в.)?
  57.  Каковы особенности искусства Новгорода (XIVXV вв.)?
  58.  Каковы особенности искусства Новгорода (XIXIII вв.)?
  59.  Каковы особенности искусства Пскова (XIIXIII вв.)?
  60.  Каковы особенности  искусства Пскова (XIVXV вв.)?
  61.  Каковы особенности искусства русского государства XVI в.?
  62.  Каковы особенности искусства Феофана Грека?
  63.  Дайте периодизацию древнерусского искусства.
  64.  Какова разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей?
  65.  Каковы особенности русской живописи (второй половины XV — первой половины XVI в.)?
  66.  Каковы особенности русской живописи XVII века?
  67.  Каковы особенности творчества Симона Ушакова и его школа?
  68.  Каковы отличительные особенности Соборов святой Софии (Киев, Полоцк, Новгород)?
  69.  Каковы особенности творчества Андрея Рублева?
  70.  Каковы особенности творчество Дионисия?
  71.  Значение петровских преобразований для развития русской культуры в 18 в.
  72.  Основные идеи искусства эпохи просвещения.
  73.  Представители русского классицизма.
  74.  Основные черты русского искусства начала 19 века.
  75.  Основные черты русского искусства середины 19 в..
  76.  Крупнейшие мастера разных видов искусств первой половины 19 века.
  77.  Значение А.Иванова для развития русской живописи.
  78.  Образование Товарищества передвижных художественных выставок.
  79.  Значение Санкт-Петербургской артели художников.
  80.  Классицизм в русском искусстве XIX века.
  81.  Академизм в русском искусстве XIX века.
  82.  Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.
  83.  Что такое модерн?
  84.  Судьба русского авангарда начала ХХ века в после Октябрьское время.
  85.  Что такое монументальная пропаганда?
  86.  Что такое социалистический реализм?
  87.  Тема войны в живописи 1941–1945 годов.
  88.  Художественное мироощущение 1920-х годов.
  89.  Периодизация русского искусства ХХ века.
  90.  Художественные группировки 1920-х годов.
  91.  Концептуализм в русском искусстве.

VII. Методические указания к выполнению контрольной работы

Необходимой формой учебной работы студента-заочника является выполнение им контрольной работы, когда вырабатываются навыки самостоятельного интеллектуального труда.

Выбор темы осуществляется в соответствии с последней цифрой шифра студенческого билета.

При выполнении письменной работы необходимо придерживаться плана: во введении обосновать выбор темы, сделать указание на используемую литературу (взять не менее пяти-восьми изданий), поставить цели и задачи. Далее – в основной части (главах) необходимо раскрыть выбранную тему (например, рассказать о творчестве художника и провести искусствоведческий анализ нескольких его работ). В заключении необходимо сделать выводы. Все приводимые в работе цитаты должны быть со ссылками (постраничными или в конце текста).

В конце контрольной работы-реферата необходимо указать список учебников, учебных пособий и другой литературы, которая использовалась при выполнении работы, а также поставить дату и подпись.

После получения проверенной контрольной работы необходимо внимательно ознакомится с имеющимися в ней замечаниями, выполнить указанные в рецензии рекомендации, внести в контрольную работу нужные исправления.

При сдаче зачета студент предъявляет преподавателю проверенную контрольную работу.

VIII. Задания на контрольную работу

Вариант 1. Основы музееведения

План:

  1.  Две основные тенденции в концепции современного художественного музея.
  2.  Проблемный и дидактический тип музейной экспозиции.
  3.  Роль архитектуры в современном художественном музее.

Вариант 2. Основы искусства

План:

  1.  Классификация искусства по видам.
  2.  Характерные черты скульптуры как вида искусства
  3.  Портретный жанр в искусстве (на примере живописи)

Вариант 3. Искусство Древнего мира

План:

  1.  Пирамиды Древнего Египта.
  2.  Скульптура Древней Греции.
  3.  Фрески Древнего Рима.

Вариант 4. Культура и искусство Средневековья

План:

  1.  Основные виды искусства романского периода.
  2.  Особенности архитектуры готики (на примере Франции)
  3.  Мозаики Византии.

Вариант 5. Титаны Возрождения

План:

  1.  Творчество Леонардо да Винчи.
  2.  Творчество Рафаэля.
  3.  Творчество Микеланджело.

Вариант 6. Эволюция искусства 18 – 20 вв.

План:

  1.  Искусство барокко в Италии.
  2.  Культура эпохи Просвещения.
  3.  Классицизм во Франции.

Вариант 7. Древнерусская культура и искусство

План:

  1.  Основные черты древнерусского искусства.
  2.  Древнерусская иконопись.
  3.  Древнерусское зодчество.

Вариант 8. Русское искусство 18 века

План:

  1.  Архитектура 18 в. (строительство Петербурга).
  2.  Скульптура и декоративно-прикладное искусство 18 в.
  3.  Живопись второй половины 18 века..

Вариант 9. Русское  искусство 19 в.

План:

  1.  Архитектура. первой трети 19 века.
    1.  Скульптура.
    2.  Живопись второй половины 19 века.

Вариант 10. Русское искусство 20 в.

План:

  1.  Основные тенденции развития отечественной культуры и искусства в 20 веке (переодизация).
  2.  Русский авангард.
  3.  Советское официальное искусство 1930х – 1950-х годов.

IX. Рекомендуемая литература

Основная

  1.  Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. – М., 2002.
  2.  Базен Ж. Барокко и рококо. – М., 2001.
  3.  Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1,2,3. – СПб., 1995.
  4.  Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996, 2000.
  5.  Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2002.
  6.  Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство – М., 2004.
  7.  Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.
  8.  Культурология. История мировой культуры. Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2004.
  9.  Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е издание. - М.: Академический Проект, 2004.

Дополнительная

К разделу I

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1 – 3. – М., Л., 1967.

  1.  Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972
  2.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1985.
  3.  Жестаз Б. Ренессанс. От Брунеллески до Палладио. – М., 2001.
  4.  Иконников А.В. Архитектура Запада. Мастера и течения. – М., 1972.
  5.  История искусства зарубежных стран 17-18 веков. – М., 1988.
  6.  Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – 20 века. – Л., 1990.
  7.  Кантор А.М. Изобразительное искусство 20 века. – М., 1973.
  8.  Кожина Е.Ф. Искусство Франции 18 века. – Л., 1971.
  9.  Либман М.Я. Искусство Германии 15 – 16 веков. – М., 1964.
  10.  Лившиц Н.А. Французское искусство 15 – 18 веков. – Л., 1967.
  11.  Лихачева В. Искусство Византии 4 – 15 веков. – М., 1981.
  12.  Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1996.
  13.  Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М., 1996.
  14.  Прус И.Е. Западноевропейское искусство 17 века. – М., 1971.
  15.  Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины 19 века. – Л., 1981.
  16.  Рейтерсверд О. Импрессионисты. – М., 1974.
  17.  Ротенберг Е.И. Голландское искусство 17 века. – М., 1972.
  18.  Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. – М., 1989.
  19.  Уоткин Д. История Западноевропейской архитектуры. – М., 2001
  20.  Чегодаев А.Д. Искусство США. – М., 1976.

К разделу II

  1.  Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. – М., 1962.
  2.  Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIIIXIX веков. – М., 1975.
  3.  Алленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство Х – ХХ веков. – М., 1989.
  4.  Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: в 2 т. – М., 1967.
  5.  Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М., 1974.
  6.  Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – М., 1995.
  7.  Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIIIXIX вв. – Л., 1977.
  8.  Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX века. – М., 1971.
  9.  Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. – М., 1990.
  10.  Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. – М., 1990.
  11.  Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984.
  12.  Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. – М., 1977.
  13.  Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
  14.  Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. – М., 1983.
  15.  Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси XIIXV вв.: в 2 т. – М., 1961 – 1962.
  16.  Грабарь И.Э. История русского искусства: в 6 т. – М., 1909 – 1916.
  17.  Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996, 2000.
  18.  Горин И.П. Бытовой жанр в советской живописи. – М., 1968.
  19.  Дмитриева М.А. Краткая история искусств. Т. 1,2. – М., 1996.
  20.  Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. – М., 1969.
  21.  Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века: Проблемы становления художественных принципов Нового времени. – М., 1987.
  22.  Жидков Г.В. Русское искусство XVIII века. – М., 1951.
  23.  Зименко В.М. Советская историческая живопись. – М., 1970.
  24.  Иконников А.В. Современная советская архитектура 1960 – начала 1970 гг. – Л., 1975.
  25.  Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. – М.,1976.
  26.  Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
  27.  Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIX века: в 2 кн. – М., 1975.
  28.  История русского и советского искусства. / Под ред. Д.В. Сарабьянова. – М., 1977.
  29.  История русской архитектуры. – СПб, 1996.
  30.  История русского искусства: в 13 т. / Под ред. И.Э. Грабаря, В.С. Семенова, В.Н. Лазарева. – М., 1961.
  31.  Карев А.А. Русское искусство XVIII века: Учебное пособие для вузов. – М ., 1995.
  32.  Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. – М., 1977.
  33.  Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 – 1910-х годов. – М., 1979.
  34.  Коваленская Н.Н. История Русского искусства первой половины XIX века. – М., 1951.
  35.  Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. – М., 1966.
  36.  Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XIXV вв. – М., 1973.
  37.  Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М., 1983.
  38.  Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись XVII века. – М., Л., 1945.
  39.  Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Вып. 1. – М., 1952; Вып. 2. – М., 1959.
  40.  Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. – М., 1990.
  41.  Пунин А.Л. Архитектура Петербурга. Вторая половина XIX века. – Л.,1981.
  42.  Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900 – начала 1910 годов. Очерки. – М., 1971.
  43.  Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М., 1980.
  44.  Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.,1989.
  45.  Советское изобразительное искусство. – М., 1962.
  46.  Советское изобразительное искусство 1917 – 1941. – М., 1977.
  47.  Советское изобразительное искусство 1941 – 1960. – М., 1981.
  48.  Советское изобразительное искусство 1960 – 1970. – М., 1979.
  49.  Художественно-эстетическая культура Древней Руси XIXVII веков/ Под ред. В.В. Бычкова. – М., 1996.
  50.  Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – М., 1997.

Интернет – ресурсы:

  1.  Портал: Искусство – Википедия. Электронный ресурс./ Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki
    1.  Всемирная энциклопедия искусства. /Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.artprojekt.ru
    2.  Искусство. Энциклопедия  Кругосвет. Электронный ресурс./ Режим доступа:  http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO.html

4.               Изобразительное искусство. Электронный ресурс./ Режим доступа:    http://images.yandex.ru.

5. История изобразительного искусства. Электронный ресурс./ Режим доступа:    http://www.arthistory.ru.

6. История изобразительного искусства. Электронный ресурс./ Режим доступа:     http://www.finearthistory.ru/

7. Библиотека изобразительных искусств. Электронный ресурс./ Режим доступа:     http://www.artlib.ru/




1. Теория и методология стимулирования внедрения научных разработок в производство
2. Пояснительная записка курсовая работа Дисциплина Водоотводящие сети промышленных предприятий Разраб
3. Поняття та ознаки покарань, які можуть призначатись і як основні і як додаткові
4. Средняя общеобразовательная школа 8 ГИА по географии в новой форме задания
5. социальная значимость этой патологии объясняется тем скорбным фактом что во всём мире травмы одна из главн
6. 7 ldquo;477rdquo; КОНЦЕПЦІЯ ldquo;ХРИСТИЯНСЬКОЇ РЕСПУБЛІКИrdquo; В КОНТЕКСТІ ДЕРЖАВОТВОРЧИХ І КОНФЕСІЙ.html
7. Афины
8. кинематика прямолинейного движения материальной точки.html
9. Тема заняття Практичні навички методика неврологічного огляду хворого Курс
10. Возникновение телеграфа
11. Subject in its own right Criminologicl theory is no exception; it lso tends to be complex
12.  О ТОМ КАК ДЕТИ ОШИБЛИСЬ ДВЕРЬЮ Повесть эта о том что случилось когда твой дедушка был маленьким
13. Факторинг - нова фінансова послуга ринкової інфраструктури України
14. Береги своё здоровье опыт проведения недели здоровья в начальной школе.html
15. і Дефектологія об~єднує ряд самостійних галузей до яких не входить- а
16. Культурнопросветительская деятельность.html
17. Понимание философского текста как смыслотворчество
18. тема- Совещание как вид управленческого общения
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ 1999
20. Экологическая ситуация в Калининском районе Петербурга