Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 20. Культура России XIX начала XX вв.
Модернизм. Художественная жизнь на рубеже веков проходила под знаком отхода от реалистических традиций, утверждения новых форм в искусстве и в общественном сознании. Возникнув как стремление к расширению рамок реализма, эта тенденция породила модернизм, в котором новые изобразительные возможности и технические решения превалировали над проблемами содержания и социального служения. Модернизм претендовал на синтез искусств, прибегал к эскапизму уходу от действительности в мир иллюзий. Модернизм был порожден ситуацией кризиса и по-своему искал выход из нее. Большая роль в модернистских течениях была отведена личности художника-творца, который призван был вести за собой толпу, то повергая ее в пессимизм и уныние, то призывая к бунту и освобождению от оков. Собственно художественное творчество нередко отходило у модернистов на второй план, уступая место разработке программ и манифестов, обличению традиционной морали и старых мастеров.
В изобразительном искусстве модернизм вызвал появление «Мира искусства» и русского авангарда.
«Мир искусства» журнал, который выходил с 1899 г. Вокруг него возникло художественное объединение, идейно-художественные поиски участников которого отвергали передвижничество. Художники «Мира искусства» эстетизировали прошлое, восторгались XVIII веком, для них был характерен культ Петербурга, в их творчестве воплотилась мечта о подлинной европеизации русской культуры. Среди мироискусников выделялись А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский. Тонкий вкус, замечательный рисунок определили успех художников «Мира искусства» в книжной графике. Синтез искусств они видели в создании великолепных театральных декораций.
К их кругу был близок С. П. Дягилев, который посвятил свою жизнь знакомству Западной Европы с произведениями отечественной музыки, живописи, с оперным и балетным искусством. С 1909 г. он проводил «Русские сезоны» в Париже, благодаря которым русское искусство вошло в моду и получило признание у западного зрителя. В Париже пел Ф. И. Шаляпин, там шли балетные спектакли М. М. Фокина, поставленные на музыку И. Ф. Стравинского, они принесли мировую славу балерине А. П. Павловой.
В 1910-е гг. возник русский авангард, формальные поиски которого шли в направлении беспредметного искусства, где форма не просто определяла содержание, но и была им. Символом нового направления стал знаменитый «Черный квадрат» К. С. Малевича. К русскому авангарду принадлежали такие крупные мастера, как В. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин, М. 3. Шагал.
жизнь фабричных рабочих и показал вызревание в их среде революционных настроений.
Центральными фигурами в художественной и культурной жизни рубежа веков были Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. В 1899 г. был опубликован последний толстовский роман «Воскресенье», где тема неприятия социальной несправедливости перерастала в отвержение устоев современной цивилизации. Совершенно новым явлением искусства стала драматургия Чехова, пьесы которого прочно вошли в репертуар русского театра и определили пути развития мировой сцены XX в.
Образование и просвещение развивались бурно, но противоречиво. Рос уровень грамотности, который к 1917 г. составлял в городах свыше 65% и около 30% в деревне. Возникали новые учебные заведения. Получили распространение частные высшие школы: Психоневрологический институт В. М. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Ф. Лесгаф-та; высшие женские курсы появились в ряде провинциальных городов. Наряду с воскресными школами, для обучения взрослых в фабричных центрах стали создавать рабочие курсы. В годы Первой русской революции возникли народные университеты, где желающие могли, обучаясь по вечерам, получать среднее и даже высшее образование.
Достижения научной мысли были связаны с идеями К. Э. Циолковского, который стал создателем основ теории ракетного движения и указал на возможность исследования мировых пространств реактивными приборами. Большой вклад в развитие самолетостроения внес Н. Е. Жуковский, который заложил основы аэродинамики. Ярким свидетельством прогресса технической мысли стало создание 4-мотор-ногосамолета «Илья Муромец». П. Н. Лебедев экспериментально доказал давление света на твердое вещество и провел опыты по его измерению. Новейшими вопросами исследования радиоактивных элементов был занят В. И. Вернадский.
Подлинное религиозно-философское возрождение, затронувшее небольшую часть образованного общества, в основе своей имело прочный философский фундамент, создание которого связано с именами В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Л. М. Лопатина.
Борьба и взаимодействие новых и старых тенденций в культуре рубежа веков были отражением общего состояния культуры России. Социальные и экономические противоречия переплелись в столь тугой узел, что ни правительство, ни общество не имели сил развязать его. Значительная часть интеллигенции стремилась к разрушению «старого мира», передовая молодежь «шла в революцию». Россия стояла на пороге революции, переживала революционные потрясения, воевала и вновь ждала революции.