Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
16 Мизантроп
Комедия «Мизантроп» была написана в 1666 году.
От других пьес французского драматурга она отличается преобладанием диалогов над внешними событиями, особым психологизмом и более тонким обличением общественных пороков.
В центре комедии стоит герой одновременно и смешной, и трагичный: не желающий мириться с человеческими недостатками, Альцест не замечает ни собственных слабостей, ни пороков своей ветреной возлюбленной Селимены.
Сюжет «Мизантропа» строится преимущественно на встречах и беседах главных героев Альцеста, Селимены и Филинта со второстепенными персонажами Оронтом, Арсиноей, Элиантой, маркизами Акастом и Клитандром.
Фактически вся пьеса представляет собой попытку Альцеста уйти от ненавистного ему высшего света и разобраться со своей пагубной страстью к кокетке Селимене.
В первом действии Альцест пытается быть правдивым с людьми и наживает себе врага в лице плохого поэта Оронта, во втором он хочется исправить недостатки своей возлюбленной, в третьем отказывается от протекции быть представленным при дворе, в четвёртом убеждается в неверности Селимены и в очередной раз прощает её, в пятом после проигранного суда и злоречивого письма возлюбленной окончательно разочаровывается в людях и в Селимене.
Все события комедии носят преимущественно внутренний характер: главный герой не вызывает никого на дуэль, на переодевается в чужие одежды он от начала и до конца пытается быть самим собой, что позволяет зрителю видеть его духовные терзания. Альцест подвергает критике практически всё, что видит в окружающем его обществе:
лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделённым титулом или властью (характерно для всех героев, но прежде всего для Селимены); льстивые похвалы, расточаемые направо и налево (Филинт хвалит плохой сонет Оронта); сплетни, распускаемые за спинами других (маркизы Акаст и Клитандр, Селимена); чувственное желание нравиться (Селимена с её многочисленными поклонниками); стремление сделать карьеру при дворе (предложение Арсинои продвинуть Альцеста); несправедливый судебные приговоры, выносящиеся не по фактам, а по слухам (проигранное дело Альцеста); неумение говорить правду в лицо и ещё большее неумение воспринимать её (Оронт, подавший в суд на Альцеста за плохое мнение о его сонете).
Сам Альцест, видя чужие недостатки, не желает замечать свои, что делает его объектом добродушной насмешки друзей и зрителей.
Главный герой бескомпромиссен, страстен, горяч. Он жаждет видеть людей идеальными, но отказывается понимать истинную суть человеческой природы, которую до него пытается донести Филинт: как нельзя обвинять волка в его кровожадности, так нельзя и от человека требовать слишком многого. Люди такие, какие они есть, и принимать их нужно со всеми их слабостями, а по возможности и прощать их.
В отличие от Альцеста Филинт придерживается позиции невмешательства в исправление человеческой природы, и самого себя он предпочитает не беспокоить чужими проблемами: личный душевный покой он считает более полезным, чем постоянную озлобленность, присущую его другу.
Возлюбленная Альцеста, Селимена, при всей своей практичности (девушка не просто так держит вокруг себя толпу поклонников от каждого из них она получает что-то своё: обожание, почитание, помощь в деловых вопросах), не лишена того правдолюбия, к которому стремится главный герой.
Осуждая других за глаза, Селимена, между тем, вскрывает основные недостатки светских людей: отсутствие манер, излишнюю красноречивость, лень, хвастовство, стремление к титулам, тупость, гордость, тщеславие.
Правда не только развлекает Селимену, но и защищает её от нападок: например, в своей «подруге» Арсиное девушка явно видит соперницу, которая пытается пристыдить её не столько ради добродетели, сколько ради мужчины.
Таким образом критика общественных недостатков пронизывает комедию на всех уровнях её развития: Альцест недоволен высшим светом, Филинт пытается подстроиться под него, Селимена использует его в личных целях и смеётся над всем, что не соответствует её понимаю истины.
Интересной особенностью «Мизантропа» является неоднозначность художественных образов героев: с одной стороны, мы видим положительного Альцеста, не желающего признавать и исправлять свои недостатки; с другой нам открывается «отрицательная» Селимена, которая честно признаётся сама себе, что да, мол, есть у меня такой грешок - окружать себя мужчинами, но ведь мне всего двадцать лет, и я должна наслаждаться жизнью до тех пор, пока она предоставляет мне такую возможность.