У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

X вв Арабские племена населявшие Аравийский полуостров делились по этническому происхождению на южноара

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII-X вв.)

Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились по этническому происхождению на южноарабские, йеменские, и североарабские. (Родиной арабов был Аравийский полуостров. Его омывают – на востоке Персидский залив, на юге – Индийский океан, на западе – Красное море, на севере – сливается с Сирийской пустыней. Выделяют 3 области – Неджд – центральное плоскогорье занимает, Йемен, или счастливая Аравия, - занимает юго-запад полуострова, Хиджаз – прибрежная полоса по Красному морю, идущая с севера полуострова до Йемена. Самая культурная и богатая область – Йемен). К началу VII в. большая часть арабов оставалась кочевниками (т.н. бедуины-«степняки»). Для скотоводства в Аравии были лучшие условия, чем для занятия земледелием, которое носило оазисный характер. Бедуины разводили скот, главным образом, верблюдов, а также коз, реже овец. Арабы – земледельцы выращивали финиковую пальму, ячмень, винограда, плодовые деревья. Социально-экономическое развитие различных областей Аравии было неодинаковым. Выделяют Йемен, где уже в I тыс. до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, так как здесь было обилие водных ресурсов. До конца ¼ VI в. н.э. (со II тыс. до н.э.) существовало здесь рабовладельческое государство – химьяритское царство. В Йемене были древние торговые города – Магриб, Сана, Иеджран, Маин и др. Йемен играл посредническую роль в торговле Египта, Палестины, Сирии, а потом и всего Средиземноморья с Эфиопией и Индией. Вел Йемен также посредническую торговлю с побережьем Персидского залива и портом Обола в устье рек Евфрата и Тигра. Из Йемена вывозили в византийские области предметы местного происхождения: ладан, мирру, алоэ, ревень, кассию и др.

На Западе Аравии, в области Хиджаз, была расположена Мекка – перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию. Мекка состояла из кварталов, заселенных отдельными родами племен курейш. Внутри родов имелись богачи-купцы-рабовладельцы и бедняки. Купцы занимались и ростовщичеством, процент за ссуду доходил до 100 % («динар на динар»). Самые ходовые товары караванной торговли – кожи, изюм из оазиса Таиф, финики, золотой песок и серебро в слитках из рудников Аравии, йеменские благовония, лекарственные растения (ревень и др.), из Индии как предметы транзита шли корица, пряности, ароматические вещества, китайские шелка, из Африки – золото, слоновая кость и рабы. В центре Мекке на площади находился храм кубической формы – Кааба (куб). Мекканцы почитали фетиш – черный камень (метеорит), который был вставлен в стену Каабы. В Каабе находились и изображения божеств многих арабских племен. Племенной бог курейшитов, Аллах, считался воплощенным в фетише, черном камне храма Каабы. Кааба была предметом почитания и паломничества для населения западной части Аравии. Территория Мекки и ее окрестностей на время паломничества считалась заповедной и священной. Со временем паломничества совпадала большая ярмарка, происходившая в зимние месяцы. Население другого крупного города Аравии Медины (Ятриб) состояло из трех «еврейских» племен (т.е. арабских племен, исповедовавших иудаизм) и двух языческих арабских племен – аус и хазрадж. Медина – центр земледельческого оазиса, где также проживали купцы и ремесленники. Отдельные группы арабов проживали за пределами Аравии. На границе Палестины и Сирии (в Заиорданье) к концу V в. сложилось арабское царство Гассанидов, находившееся в вассальной зависимости от Византии. На границе Месопотамии и Сирийской пустыни в IV в. возникло царство Лахмидов, вассала Сасанидов. Жили арабы и в Египте, Палестине, Сирии, Месопотамии.

С VI в. не только Йемен, но и Западная Аравия стали объектом борьбы между Византией и Сасанидским Ираном. Целью этой борьбы был захват караванных путей из стран Средиземноморья в Индию и Китай, в частности пути из Йемена через Хиджаз в Сирию. Обращение Византии за помощью к Эфиопии привело к установлению в 525 г. эфиопского владычества. В свою очередь византийцы изгнали эфиопов из Йемена и установили там свое господство (572-628 гг.). Сасанидские власти старались направить транзит индийских товаров в Византию только через Иран и не допускать транзита через Йемен, что привело последний к упадку. В поисках выхода из кризиса среди арабской знати, особенно среди мекканской, появилось стремление к завоевательным войнам. Все это создавало предпосылки для образования государства в масштабах всего Аравийского полуострова.

Возникновение новых общественных отношений вызвало и новую идеологию в форме новой религии – ислама. Ислам (покорность) образовался из соединения элементов иудейства, христианства, учения ханифов (пророков-проповедников) и обрядовых пережитков староарабских домусульманских культов природы. Основатель ислама Мухаммед (570-632), из рода Хашимитов, из племени курейш. В Мекке исламская проповедь строгого единобожия (+ призывы против ростовщичества и соблюдать честность в торговле), сначала нашла мало последователей. Мекканская знать во главе с Абу Суфьяном опасалась, что эта проповедь приведет к падению культа святилища Каабы с его божествами, а обладание Каабой укрепляло политическое влияние и торговые связи Мекки с арабскими племенами. Последователи нового учения подвергались преследованиям. Поэтому они переселились вместе с Мухаммедом в 622 г. в Медину. Это переселение (хиджра) позднее было принято за отправную дату нового мусульманского летоисчисления на основе лунных годов. В Медине сложилась мусульманская община (умма) во главе с Мухаммедом и купцами Абу Бекром и Омаром. В Медине переселенцы из Мекки получили почетное имя мухаджиров (переселенцев), а принявшие ислам мединцы стали называться ансарами (помощниками), Позже потомки мухаджиров, ансаров и потомки пророка составили привилегированную верхушку мусульман. Утвердившись в Медине, мухаджиры вместе с племенами аус и хазрадж начали вооруженную борьбу с Меккой, нападая на мекканские караваны. В этой борьбе многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мекканским ростовщикам и купцам, заключили союз с мусульманами. Основной предпосылкой политического объединения Аравии был процесс образования классов и роста социальных противоречий внутри племен. Ислам оказался пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Мусульманская община стала ядром политического объединения Аравии. Но вскоре обозначились противоречия и внутри самой мусульманской общины. Масса земледельцев и кочевников полагала, что учение о «братстве» всех мусульман есть программа установления социального равенства и требовала похода против Мекки. Знатная верхушка мусульманской общины стремилась к компромиссу с мекканскими купцами. В то же время и мекканская знать стала менять свое отношение к мусульманам, видя, что политическое объединение Аравии могло быть использовано в интересах Мекки. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, Абу Суфьяном из рода Омейя. В 630 г. было достигнуто соглашение: Мухаммед признан пророком и политической главой Аравии и признали ислам (мекканцы), курейшитская верхушка сохранила свое влияние. Кааба – главный мусульманский храм и была очищена от идолов племенных божеств, но черный камень, как принесенный архангелом Гавриилом, был оставлен. К концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда.

Ислам. У мусульман было 5 обязанностей – исповедание догмата единобожия; признание пророческой миссии Мухаммеда; ежедневное совершение молитв; отчисление закята (1/40 доли дохода с недвижимого имущества, стад, торговых прибылей) формально в пользу бедных, фактически в распоряжение государства; соблюдение поста в месяце рамадане и паломничество в Мекку (хадж), кто может. Военная добыча делилась таким образом 4/5 воину, 1/5 – нуждающимся. Учение ислама об ангелах (Джебраил – вестник аллаха, Исрафил – о страшном суде должен сообщить, Микал – предводитель воинства), страшном суде, загробном воздаянии за добрые и злые дела, дьяволе, аде, такие же, как и у христиан. В раю – наслаждение (гурии, пери). Ислам провозглашал войну с «неверными» джихад. По отношению к евреям, христианам веротерпимость, при условии подчинения и уплаты податей. Священная книга мусульман – Коран (чтение). Оно якобы было сообщено Мухаммеду как откровение. Речи Мухаммеда были записаны. Позже отредактированы в 114 сур по разному количеству строк (аятов) при халифе Османе (644-656). Мусульманское право первоначально основывалось на Коране. К этому главному источнику права с конца VII в. присоединился другой – предание (сунна), состоявшее из хадисов, т.е. рассказов из жизни Мухаммеда. Затем появились еще 2 источника права – иджма – согласованное мнение авторитетных богословов и правоведов; и кыяс – суждение по аналогии. Ислам – идеология раннефеодального общества, хотя более ярко его социальная сущность выявилась позже, после арабских завоеваний.

После смерти Мухаммеда в Медине (632 г.) халифом (заместителем пророка) был избран Абу Бекр, купец, друг, тесть Мухаммеда (632-634). Время было трудное, так как сразу же после смерти Мухаммеда многие арабские племена восстали. Абу Бекр подавил все эти восстания. Затем халифом стал Омар (634-644). Еще с правления Абу Бекра началась активная завоевательная политика арабов, так как международная обстановка позволяла это делать. С 602 по 628 гг. война шла между Византией и Ираном. Арабы начали войну с Византией и Ираном. Война – способ обогащения знати и смягчения внутренних противоречий. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Многие города (Антиохия, Дамаск и др.) сдавались завоевателям на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо-мусульманского государства и уплаты податей. Позднее подчинившиеся христиане, иудеи и зороастрийцы составили т.н. категорию зиммиев. В 637 г. арабы разрушили столицу Ирана Ктесифон, к концу 642 г. завоевали Египет, к 651 г. завоевали Иран.

Арабский халифат в VII-X вв. Вначале арабские военачальники интересовались только захватом земель и военной добычей, получением дани с покоренного населения. До начала VIII в.завоеватели сохраняли в завоеванных областях местные порядки и прежних чиновников (византийских, иранских). Первоначально все делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом, в Египте – на греческом и коптском, в Иране и Ираке – на среднеперсидском языках. До конца VII в. в византийских провинциях в обращении были византийские золотые динары, а в Иране, Ираке серебряные Сасанидские дирхемы. Халиф соединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Завоевания арабов новых территорий сопровождалось перераспределением земельного фонда: к ним перешли земли «Хосроев», т.е. Сасанидских царей и земли, убитых в сражении дехканов. Но некоторые византийские и иранские землевладельцы сохраняли свои владения.

Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии, Египте была объявлена гос. собственностью, а сидевшие на этих землях крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемыми поземельной податью. Остальные земли были присвоены арабской знатью. Так, семейство Али – зятя Мухаммеда получило земли в Ираке, сыновья халифов Абу Бекра и Омара – тоже в Ираке, Омейяды – в Сирии. На этих землях арабы сохранили существующую систему феодальной эксплуатации. Но кроме крестьян на землях знати работали и сотни тысяч рабов. Так, у Муавия ибн Абу Суфьяна было на полях и садах в одном только Хиджазе 4. 000 рабов. Один из рабов наместника Басры Мугиры ибн Шубы, принес жалобу халифу Омару на своего господина, требовавшего по 2 дирхема ежедневно. Омар не помог рабу (Абу Лулуа), и тот на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в 644 г.). Вначале первые халифы Абу Бекр, Омар пытались соблюдать социальное равенство, но уже при Османе (644-656) стала проявляться социальная дифференциация арабского общества. Всю высшую гражданскую власть Осман передал в руки своих родственников и их приспешников (сам из рода Омейя), а военную – в руки племенных вождей. При нем велась активная захватническая политика земель в Сирии, Египте, других странах. Политика Османа привела к восстаниям аравийских бедуинов и земледельцев. Недовольство народа в своих целях использовали сторонники зятя Мухаммеда Али, т.н. шииты (от «шиа» - группировка, партия), представлявшие оппозицию Осману. Особенно много сторонников имели шииты в Ираке. Шииты – вначале только политическое течение, позже превратилось в религиозное направление в исламе. (Шииты признавали только Коран, но не сунну). Пока же шииты полагали, что законным главой, духовным (имам) и политическим (эмир) мусульманской общины может быть только зять пророка – Али, а после него Алиды, т.е. потомки его и Фатимы, дочери Мухаммеда. Три группы недовольных из Куфы, Басры, Египта под видом паломников прибыли в Медину и потребовали от Османа смены поставленных им наместников. Осман обещал удовлетворить их требования, но племянник Османа и правитель халифата Омейяд Мерван велел лидеров восставших (в письме был отдан об этом приказ) уничтожить. Письмо было перехвачено. Восставшие осадили дом халифа и убили его (656 г.). Правителем стал Али (656-661). Наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейя не признал Али и начал с ним войну. (Именно Муавия руководил борьбой против Византии и занимался устройством арабского флота в Средиземном море. Кстати, одной из претензий, высказанной недовольными правлением Османа, была та, что арабов посадили на корабли для дальнейших завоеваний). Так, появилась партия суннитов. Западные арабы, сирийские поселенцы, мекканская аристократия держались Омейядов и стояли за свободный выбор халифа. Они считали священным предание (сунну) наравне с Кораном. Против выступали мединцы, восточные арабы, поселенцы в бывших персидских областях – шииты. Некоторые из них верили в скорое пришествие Мухаммеда и в ожидании его считали единственным заместителем пророка его зятя Али. Али был готов пойти на компромисс с Муавией. Но его такая политика привела к тому, что в его лагере произошел раскол, и появилась третья «партия» - хариджиты (ушедшие, восставшие), которые выдвинули лозунг возвращения к «первоначальному исламу», т.е. когда существовало социальное равенство всех мусульман, передачей земель в общее владение мусульманской общины и равным разделом военной добычи. Халифа выбирают, по мнению хариджитов, все мусульмане, а не только сподвижники пророка. Затем хариджиты превратились в религиозную секту. Кроме того, хариджиты отрицали всякую светскую власть на земле (вовсе не хотели халифа), все решения, говорили они, исходят от Бога, правильно только постановление всей общины верующих.

В 661 г. Али был убит в Куфе одним из хариджитов. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавия (661-680), и власть перешла к Омейядам (661-750). Стлицей стал Дамаск. Сирия стала плацдармом для дальнейших арабских завоеваний в странах Средиземноморья. Опорой власти Омейядов стала узкая группа их сторонников. Халифский двор в Дамаске и его приверженцы в Сирии занимали привилегированное положение. В других частях халифата Омейядами были недовольны не только массы народа, но и местные землевладельцы. Были попытки поднять восстания против Омейядов (680-692 гг. в Аравии, 697 г. восстание хариджитов в Ираке).

Аграрные отношения при Омейядах: верховным собственником земли является государство (аллах). Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях (существовало пять наместничеств – Ирак, Аравия, Египет, Закавказье, Западная Африка, которые управлялись эмирами) халифата являлась собственностью государства. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифской фамилии (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности (мюльк). Эти земли покупались и продавались. Затем появились земельные участки (катиа), отдававшиеся за службу военным людям, и более обширные территории (хима), передаваемые арабским племенам. Земля обрабатывалась крестьянами и рабами. Именно Омейяды ввели обязательный для всех поземельный налог – харадж. Его платили либо натурой, либо деньгами. Платеж был постоянный независимый от урожая. Мусульмане платили десятину – ушр, закят – 2,5 % шло от него в пользу халифа. Немусульмане – поголовный налог – джизью. Халифу причиталась еще 1/5 военной добычи.

Омейяды вели широкую завоевательную политику, используя и флот. Захватили Кипр и Родос. Осаждали Константинополь. Затем из Египта направились на запад вдоль северо-африканского берега. Около 700 г. были захвачены византийские владения по обе стороны Карфагена. Африканские берберы стали союзниками арабов и приняли ислам.. Карфаген разрушили и построили южнее военную колонию Кайруан. Наместник Северной Африки Мусса, выстроил свой флот и появился у берегов Сицилии и Сардинии, захватил Балеары. Арабы дошли до Атлантики. Затем появились на Пиренейском полуострове. Вначале Тарик, потом Мусса (711, 718 гг.). Арабы перешли Пиренеи, в южной Франции завладели Нарбонной, Бордо (остановлены в 732 г.). Недовольство политикой Омеяйдов было огромно. В 20-х гг. VIII в. появилась еще одна политическая группировка, которая возглавлялась Аббасидами, потомками Аббаса – дяди Мухаммеда (Землевладельцы в Ираке). Они претендовали на трон халифа. Больше всего недовольных было в Мерве, на востоке в областях прежнего персидского государства. Около 750 г. началось восстание под черным знаменем. Подготовку вел Абу Муслим, перс по происхождению (с 747 г.). После трехлетней борьбы омейядские войска были разгромлены. Последний халиф Мерван II бежал в Египет и там погиб. Халифом стал Абу-л0Аббас, устроивший резню Омейядов. Власть Аббаса не признали арабы на Пиренейском полуострове, где образовался особый эмират.

Правление Аббасидов (750-(945 г. – халифат распался как государство) – 1258). В 762 г. халиф Мансур основал новую столицу – Багдад. При Аббасидах произошел разрыв между арабским западом и востоком. Сначала Испания, потом Северо-западная Африка, Египет. Наместники этих областей стали самостоятельными эмирами. Аббасиды опирались на восточно-арабских поселенцев, особенно на персов. Халиф считался неограниченным повелителем, он назначал великого везиря. Иногда везири становились всемогущими. Такими были везири из персидской фамилии Бармакидов. Халиф Гарун ар Рашид, доверявший везирю Джафару из Бармакидов, затем повелел его обезглавить.

Повторением персидских порядков было устройство тайного надзора при устройстве царской почты. Почтовая трасса была проложена из столицы в провинции, предназначена для доставки приказов и донесений. Начальник почты был «оком» государя. При Аббасидах изменилось и направление торговли. Первое место заняли торговые сношения с восточной и северо-восточной Европой. Отсюда арабы вывозили меха, кожи, шерсть. Центр – г. Булгар. Арабы придумали вексель. Аббасидский халифат славился своими искусными ремесленниками, земледельцами. Были восстановлены старые приемы вавилонян и египтян в земледелии, особенно в ирригации. Появились специалисты по выращиванию хлопка, тутового дерева, индиго, эти культуры арабы завезли в Европу вместе с рисом, финиковой пальмой, лимонным деревом.

При Аббасидах в большинстве стран халифата преобладала феодальная государственная собственность на землю и воду. Но стала развиваться и форма условной земельной собственности – иктà (надел), которая давалась в пожизненное или временное держание служилым людям. Первоначально икта означала лишь право на ренту с земли, потом она превратилась и в право распоряжения этой землей (с X в.). Появились и земельные владения мусульманских религиозных учреждений неотчуждаемые вакф. По признаку податного обложения вся территория делилась на земли, облагаемые хараджем (в основном они принадлежали государству); земли, облагаемые ушром (т.е. десятиной (чаще это были мюльки), и земли, освобожденные от обложения (вакуф, земли халифской фамилии и икта). Рента с последних полностью шла землевладельцам. При халифе Мамуне (813-833) было установлено обязательное государственное вероисповедание. К этому времени в исламе было несколько течений. Кроме шиитов, суннитов, хариджитов был суфизм – мистическое течение (от суфы – грубой рясы из верблюжьей шерсти). Суфиты считали, что внутреннее откровение превыше всего и верили, что человек достигает его в состоянии восторженности или забытьи; это состояние приближает человека к богу или даже делает человека божеством. Суфизм вызвал к жизни общину мусульманских аскетов – факиров, далее дервишей – нищих.

Правительство Мамуна объявило государственным исповеданием учение богословов рационалистов (VIII в.) – мутазилитов (отделившихся). Их положения: •отрицание свойственного раннему исламу антропоморфизма – бог не подобен своим творениям и непознаваем для них; Коран не вечен, а сотворен; человеческая воля свободна и не зависит от «предопределения» бога; халиф, он же имам, обязан утверждать веру не только «языком и рукой» (проповедь и писание), но и мечом. При халифе Мутаваккеле (847-861) официальным исповеданием снова стал суннизм. В X в. суннитоские богословы отделились от законоведов. В этом же веке была создана система «нового правоверного богословия» - калам, с более сложной догматикой.

В IX-X вв. стали сказываться различный уровень экономического развития стран халифата, слабость связей между ними, политический сепаратизм крупных феодалов, восстания и нашествия турок из Средней Азии, что и привело к распаду халифата. В Хорасане – Тахириды (821-873), на востоке Ирана – Саффариды (861(873) – 900), затем Саманиды (900 (819 – Мавераннахр) – 999). В Египте – Тулуниды (868-905), в Марокко – Идрисиды (788-985), в Тунисе, Алжире – Аглабиды (800-909). У халифов в лейб-гвардии служили турки (мамлюки, гулямы).

Удар по халифату нанесли восстание зинджей (869-883) и карматское движение (890). Зинджи – рабы-темнокожие из Занзибара (аз-зинджи). Рабы занимались расчисткой солончаков в окрестностях Басры, чтобы сделать эти земли пригодными для земледелия. Во главе восстания араб Али ибн Мухаммед ал-Баркун, хариджит. Примкнули крестьяне, бедуины. Зинджи захватили западную часть Ирака с г. Басрой, создали свой укрепленный лагерь (г. ал-Мухтара), продвинулись в Хузистан, взяли его главный г. Ахваз. Главари зинджей, присвоив плодородные земли, сами превратились в землевладельцев. Освобождали только рабов, участвовавших в восстании, сохранили все институты халифата. Али ибн Мухаммед был провозглашен халифом. Крестьяне, бедуины отошли от движения. Вскоре войска и флот (речной) подавили восстание. Итог, рабы превратились в зависимых крестьян.

Карматское движение – антифеодальное движение беднейших бедуинов, крестьян, ремесленников в Сирии, Ираке, Бахрейне, Йемене, Хорасане. Тайная организация карматов (происхождение слова «кармат» не выяснено) сложилась еще во времена восстания зинджей, главным образом в ремесленной среде. Лозунги карматов – социальное равенство (кроме рабов, а так для всех) и общность имущества. Идеология – учение секты исмаилитов. (Исмаилиты. Во второй половине VIII в. в среде шиитов произошел раскол. Имам Джафар, шестой представитель шиитских имамов (потомков халифа Али), лишил своего сына Исмаила права наследовать имамское достоинство, поскольку последний оказался причастен к шиитам-радикалам, которые объявили решение имама неправильным и признали Исмаила своим законным и последним имамом. Их стали называть исмаилитами, или семиричниками, так как они признавали только 7 имамов. Большинство шиитов признает 12 имамов, потомков Али, называются имамитами, или двунадесятниками. Исмаилиты создали тайную организацию. По их учению – бог выделил из себя творческую субстанцию – Мировую душу, которая сотворила материю (пламя и землю). Коран они толковали аллегорически и отрицали большую часть обрядов ислама. Божество через определенное время воплощается в людях, поэтому пророк (натик) есть воплощение Мирового разума, а асас (базис, основание) помощник натика есть воплощение Мировой души. У исмаилитов было 7, потом 9 степеней посвящения в тайны их секты. Высокой степени достигали немногие, им слепо повиновались члены низших степеней. Жесткая дисциплина. Верховным руководителем карматы признали исмаилитов, потомка Али. Имя главы никогда не произносилось, и было неизвестно массе исмаилитов. Первое восстание карматов произошло в 890 г. в районе г. Васита в Ираке. Вождь восстания Хамдан, по прозванию Кармат, создал близ Куфы штат-квартиру восставших, вносивших в общую казну 1/5 часть своих доходов. Пытались ввести уравнительное распределение средств потребления, устраивали братские трапезы. В 894 г. восстание произошло в Бахрейне, в 899 г. овладели карматы Лахсой и объявили ее столицей карматского государства в Бахрейне, просуществовало 150 лет. В 900 г. восстание охватило Сирию (началось в Сирийской пустыне), Нижний Ирак. В 901 г. осаждали карматы Дамаск. В 906 г. восстание было подавлено в Нижнем Ираке. В 945 г. возникшая династия Буидов в Зап. Иране в 935 г. захватила Ирак вместе с Багдадом, лишив халифов Аббасидов светской власти, но оставив духовную.

Магриб в IX-X вв. Завоевание арабами Северной Африки (по–арабски – Магриб – «Запад» - Тунис, Алжир, Марокко) на рубеже VII и VIII вв. сопровождалось опустошением и привело к упадку экономики. Коренные жители Северной Африки кочевые и оседлые берберские племена, сохранили родовую общину, хотя и приняли ислам, но не примирились с владычеством арабского халифата. Слабость экономических связей Магриба с халифатом и стремление берберов к независимости привели к отпадению от халифата. В 788 г. самостоятельный эмират возник и в Марокко, в 800-909 гг. – эмират в Алжире и Тунисе с династией Аглабидов. В центре г. Кайраване. Аглабиды создали пиратский флот, завоевали Сицилию, неоднократно грабили Италию, Францию, Грецию. Недовольство берберских племен аглабидами вылилось в восстание исмаилитского толка во главе с Абу Абдаллахом аш-Шии. Себя он выдавал за потомка Али и Фатимы, провозглашал себя Мехдием (мессией) и халифом. Так сложился халифат Фатимидов (909-1171). Столицей стал новый город Махдия. Чтобы снять социальное напряжение в обществе, Фатимиды начали вести активную завоевательную политику, особенно направленную на завоевание Египта. Независимым от Аббасидского халифата Египет стал в правление тюркской династии Тулунидов (868-905). Затем Аббасиды на короткое время вернули власть над Египтом, но в конце концов их наместник в Египте ихшид (титул князя Ферганы, пожалованный ему халифом еще до назначения в Египет) основал здесь самостоятельную династию Ихшидов (935-969). В 969 г. войска фатимидского халифата завоевали Египет. Столицей стал Каир. К концу X в. Фатимиды завоевали Палестину, Сирию, Хиджаз с Мединой и Меккой.

С/х Египта зависело от разливов Нила. Управление ирригационной системой было в руках государства. На многих землях снимали 2 урожая – зимний (пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лук, чеснок, клевер, лен) и летний (дыни, сах. тростник, кунжут, хлопок, индиго, фасоль, баклажаны, редька, репа, салат-латук, цв. капуста). Выращивали виноград, финики, апельсины, лимоны и др. плодовые деревья. Много зерна и льна вывозили в Византию, с которой Фатимиды находились в мире.Богатство Египта упрочило власть Фатимидов по сравнению с другими феодальными государствами Востока (до сер. XI в.). Большая часть земельных владений принадлежало государству, которое либо само их эксплуатировало, либо сдавало в аренду на срок до 30 лет земледельцам-арендаторам. Население – копты-христиане и мусульмане были прикреплены к земле. Каждые 30 лет проводилась перепись населения. Основные налоги – подушная подать с немусульман (уплачивался деньгами), поземельная подать (харадж) (деньгами) взималась также с купцов и ремесленников. Финансовый аппарат формировался из христиан и иудеев. Процветали города, ремесла. Египет торговал с Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей, Венецией, с XII в. с Индией.

До конца X в. в Египте проводилась политика веротерпимости, но в начале XI в. халиф Хаким (996-1021) начал преследовать христиан и иудеев. Во второй половине XI в. при халифе Мустансире (1036-1094) началось ослабление фатимидского халифата. Рост политического влияния гвардии мамлюков привел к тому, что халиф стал простым орудием гвардейской верхушки. Затем были потеряны Тунис, Алжир, Сирия, Палестина. Ослабление центральной власти было вызвано и распространением икта. Затем, в 1171 г. взятый фатимидами на военную службу военачальник Салах-ад-дин, сирийский курд, произвел гос.переворот, последний халиф Адид был низложен, и Салах стал султаном, духовным главой государства был признан суннитский аббасидский халиф в Багдаде. В Египте появилась новая династия Эйюбидов (1171-1250). Саладин успешно воевал с крестоносцами, отнял у них Палестину, Иерусалим (1187), часть Сирии с Дамаском и Алеппо, Верхней Месопотамии. Эйюбиды были тесно связаны торговыми отношениями с Венецией.

Альморавиды. В середине XI в. в Северной Африке началось новое движение берберских кочевников и крестьян, направленное против притеснений со стороны местных феодальных владетелей. Движение развивалось под религиозной оболочкой, борьбы с «отступлением» правящей верхушки от мусульманского закона и требования восстановить «чистоту исламской веры». Проповедником стал богослов Абдаллах ибн Ясин. Его сторонники именовались ал-мурабитун (борцы (с неверием) в пограничных пунктах. Это наименование жители Испании позднее переделали в альморавиды. Тем же именем стала называться династия, основанная около 1061 г. одним из учеников Ибн Ясина, Юсуфом ибн Ташфином). Альморавиды к концу XI в. покорили весь Магриб, сделав столицей г. Маракуш (Марокко). После того, как король Леона и Кастилии Альфонс VI овладел Толедо (1085), мусульманские эмиры Испании призвали на помощь альморавидов. Юсуф ибн Ташфин переправился в Испанию и в сражении при Заллаке (Салаке) нанес поражение испано-христианскому ополчению. Реконкиста была приостановлена, и войско Юсуфа обратило оружие против мусульманских эмиров Южной Испании и захватило их тайфы одно за другим. В руках альморавидов оказались Магриб, Южная и Юго-Восточная Испания.

Альмохады. В XII в. среди берберских племен Магриба началось новое движение, тоже облеченное в форму религиозной проповеди о необходимости вести борьбу против роскошной жизни знати и нарушений ею мусульманского закона. Проповедовали возврат к «чистоте первоначального ислама» и усиление «священной войны с неверными». Глава – бербер-богослов – Ибн Тумарт. Своих последователей называл «объединенные» - ал-муаххидун, в испанском произношении – альмохады. В 1121 г. берберское войско признало махдия своим главой. Так было положено начало теократическому государству Альмохадов. Глава – махдий, при нем совет из 10 учеников, + 50 племенных глав. В 1195 г. альмохады нанесли поражение испано-христианам в Испании. В 1269 г. альмохадов сменила новая династия Меранидов в Марракуше.




1. Реферат- Строение и виды грибов
2. сущность и наиболее точно отражает смысл представления.html
3. ЮжноРоссийский государственный университет экономики и сервиса ФГБОУ ВПО ЮРГУЭС.html
4. Данные правила должны соблюдаться либо будут применятся санкции см
5. Тема Економічний зміст страхування
6. Защита металлов от коррозии
7. Педагогические достижения за учебный год
8. Реферат- Профсоюзы в российской экономике
9. Это средства необходимые для производства продукции и ее реализации
10. Технологическая инструкция по производству сыра плавленого Нежный
11. Расчет машинного агрегата для получения электрической энергии с помощью генератора
12. Тема 12 Правовое регулирование ценообразования План 1
13. Правовые основы заключения международного договора куплипродажи
14. Когда необходим психолог
15. вступающего в реакцию или образующегося при реакции за единицу времени в единице объема системы
16. тема одна..как любит говорить мой друг заканчивая картину- ну вот в мире стало немного больше красоты
17. Психология допроса и методика его проведения
18. Seeking or north N nd southseeking or south S
19. технической базой а следовательно и в плане практического применения компьютерной техники и технологии
20. тема позволяющая собирать разномасштабные полученные из разных источников данные о территории в едином про