У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

I Социальные- взаимоотношения человека и общества выбор профессии проблемы образования медицины эко

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

 

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТОВ ЕГЭ

I. Социальные:

  1.  взаимоотношения человека и общества (выбор профессии, проблемы образования, медицины, экономики; отношение к инвалидам, пенсионерам, людям другой национальности);
  2.  проблема социального неравенства (проблемы разделения общества на богатых и бедных; социальной незащищенности детей и стариков, проблема бедности и богатства);
  3.  проблема взаимоотношения людей разной национальности (национальная нетерпимость, фашизм, геноцид некоренного населения);
  4.  проблемы воспитания (истинные цели обучения, роль учителя в формировании личности ребенка, значение труда в жизни человека);
  5.  проблема отношения к интеллектуальному труду (место интеллигенции в современном обществе, проблема эмиграции представителей науки и культуры);
  6.  проблемы развития общества (роль героической личности, влияние личности на ход исторического процесса, пути дальнейшего развития человеческой цивилизации, общество будущего).

   II. Нравственные:

  1.  проблема нравственного выбора (проблемы подвига во имя людей, предательства, нравственной сущности человека);
  2.  проблема отношения к человеку (понятия гуманизма, сострадания, совести, благородства, проблемы любви и ненависти, ревности, дружбы и др.);
  3.  проблемы чести и нравственного долга (понятия чести и бесчестия, ложного и истинного патриотизма);
  4.  духовные проблемы (понятия духовности и бездуховности, формирование духовно развитой личности, проблема духовной деградации человека);
  5.  проблема гуманного отношения к животным.

III. Философские:

  1.  проблема добра и зла, жизни и смерти;
  2.  проблема поиска смысла жизни (выбор жизненного пути, проблема истинных ценностей);
  3.  проблема человеческого счастья (сложность и неоднозначность понятия счастья, проблема умения быть счастливым);
  4.  проблема одиночества, отчужденности, утраты веры человечество;
  5.  проблемы творчества (роль искусства в жизни человека, воспитательное воздействие произведения искусства, свобода творчества);
  6.  проблема достижения поставленной цели (роль мечты  в жизни человека и др.);
  7.  проблема свободы личности.

IV. Семейные:

  1.  проблема отцов и детей (влияние эпохи на конфликт поколений, проблема поиска взаимопонимания старшего и младшею поколения, самопожертвование родительской любви);
  2.  проблема старости (проблемы одиночества в семье, заботы детей о своих родителях);
  3.  проблемы детства, связанные со становлением личности (роль детства как важнейшего периода жизни, проблема  становления  «юношеской души», влияние детских и юношеских переживаний на судьбу человека);

4) проблема отчего дома (малой родины), утраты прошлого, своих корней, семейных традиций, исторической памяти.

V. Экологические (проблема взаимоотношений человека и природы):

  1.  проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к окружающему миру;
  2.  проблема бережного отношения к природе, забота о преумножении природных богатств;
  3.  проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы;
  4.  проблема негативного влияния цивилизации на жизнь человека;
  5.  проблема восприятия человеком природы как живой материи.

VI. Информационно-коммуникативные:

  1.  проблема языковой культуры (проблема развития и сохранения русского языка, причины языкового бескультурья, проблема штампов в русском языке);
  2.  роль книги в жизни человека (проблема сохранения значения книги в современном обществе, проблема осознания молодыми людьми духовной ценности книги);
  3.  проблемы аудиовизуальной культуры (влияние кино и телевидения на жизнь современного человека, проблема воспитания вкуса, проблема низкопробных художественных произведений);
  4.  проблема массовой культуры (проблема коммерциализации культуры, проблема сохранения истинной культуры);
  5.  проблема влияния Интернета на жизнь человека (проблема современных средств хранения и передачи информации, отрицательные стороны информатизации современного общества,
    причины ухода от реальной жизни в виртуальный мир).

Типичные ошибки при определении проблемы

Основные ошибки обычно связаны с неправильным пониманием текста. Чтобы этого избегнуть, необходимо:

  1.  внимательно прочитать текст до конца, определить, какие мысли автора являются главными, какие второстепенными;
  2.  не пытаться найти проблему в первом же абзаце, потому что там может содержаться вводная информация, не относящаяся к основному вопросу текста;
  3.  помнить о специфике художественного стиля речи (уметь определять подтекстовую информацию, понимать иронию автора и др.).

Иногда попадается сложный для восприятия текст, в котором с первого раза трудно определить проблему. В этом случае надо:

  1.  сформулировать основную мысль автора в виде утвердительного предложения;
  2.  определить, на какой вопрос оно отвечает;
  3.  записать этот вопрос, который и будет являться формулировкой проблемы.

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

Другим важным требованием к сочинению является комментарий проблемы, т. е. рассуждения, пояснительные замечания относительно того вопроса, который является главным в анализируемом тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме — это необходимая часть той работы, которая демонстрирует умения ученика находить и пояснять смысловые компоненты текста. Именно комментарий показывает, насколько правильно и полно понят текст, насколько актуальна данная проблема, какие ее аспекты рассматриваются автором.

Комментировать проблемы текста можно двумя способами:

1) «идти вслед за автором» (т. е. дать аналитический пере сказ текста);

2) «свободный» комментарий (т.е. основанный на ассоциациях читателя).

Первый тип комментария называется текстуальным, он представляет собой рассуждения, пояснительные замечания по поводу одной из проблем текста.

Если содержание текста предполагает возможность такого вида комментария, то нужно постараться в ходе работы ответить на следующие вопросы:

  •  На каком литературном или жизненном материале автор
    раскрывает сущность проблемы?
  •  Что именно привлекает его внимание и почему?
  •  Как автор относится к изображаемому в тексте событию, героям, ситуации?
  •  Типична ли для современной жизни такая ситуация?
  •  При помощи каких приемов он привлекает внимание читателя к проблеме, подчеркивает ее актуальность?
    Второй тип комментария называется
    ассоциативным, или концептуальным.

Прокомментировать точку зрения автора помогут ответы на следующие вопросы:

  •  Какие понятия рассматривает в тексте автор?
  •  Актуальна ли поднятая им проблема?
  •  К какому типу она относится (социальная, нравственная, философская, научная и др.)?
  •  В каких жизненных ситуациях человек может столкнуться с данной проблемой?
  •  Возможна ли другая трактовка проблемы, отличная от авторской?
  •  К каким выводам подводит автор читателя?

Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Разные способы комментирования текста:

Фрагмент текста посвящен такому актуальному вопросу, как...

В тексте рассматривается... обобщается... Материалом для наблюдения послужили...

Актуальность проблемы вполне очевидна... не вызывает сомнений, так как... Данная проблема представляет собой особую актуальность...

На первый план выдвигается вопрос о... Обращают на себя внимания проблемы, затронутые в тексте...

Типовые конструкции

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор побуждает читателя (к чему?)

злободневная

социального неравенства, бедности

глубоко задуматься (о чем? над чем?)

актуальная

экологии

оценить истинный масштаб (чего?)

важная

нравственного выбора

по-иному посмотреть (на что?)

серьезная

духовной (языковой) культуры или бескультурья

лучше понять себя и окружающих, дать оценку (чему?)

общественно значимая

гуманного отношения к людям

серьезнее относиться

(к чему?),  с горечью понять, (что?)

основная

нравственного воспитания

поделиться мыслями (с кем? о чем?)

неразрешимая

взаимоотношения поколений («отцов и детей»)

переосмыслить свое отношение (к чему?)

наболевшая

приобщения людей к чтению

оценить собственную позицию по отношению (к чему?)

философская

добра и зла, смысла человеческого существования

задуматься над жизненно важными вопросами

межнациональная

понимания национальных традиций и обычаев

понять различие (и чем?), оценить особенности (чего?)

Чтобы избежать типичных ошибок в комментарии проблемы, необходимо:

сначала сформулировать проблему, а потом комментировать ее (т. е. не размышлять над несформулированным
вопросом);

  •  пересказывать не весь текст, а только ту часть, которая необходима для анализа проблемы;
  •  комментировать проблему, а не поступки героев (особенно если текст относится к художественному стилю речи);
  •  умеренно использовать цитирование текста (в подтверждение своей мысли достаточно привести одно или два
    предложения).

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, представленной в тексте.

ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА

На следующем этапе работы нужно определить и сформулировать позицию автора относительно обозначенной в тексте проблемы. Помочь в этом могут ответы на следующие вопросы:

  •  С какой целью автор создал этот текст? Что он хотел объяснить читателю?
  •  Как сам автор относится к обсуждаемой проблеме?
  •  Какие мысли, чувства, переживания являются для автора значимыми, ключевыми?
  •  Чему может научить читателя изображенная в тексте ситуация?

Самый эффективный способ определения точки зрения автора — это нахождение в тексте предложения (-ий), в которых она четко сформулирована.

Но далеко не всегда можно отыскать в тексте подходящую цитату, в которой точно и полно выражается основная мысль тек-с га. В таком случае необходимо самостоятельно определить, что именно хочет автор объяснить читателю, с какой целью написан чанный текст.

Если проблема сформулирована в виде утвердительной конструкции (например, проблема взаимоотношений природы и человека), то в определении позиции автора должны повториться основные (ключевые) понятия.

Проблема

Позиция автора

Роль чтения художественной литературы в жизни молодого человека

Чтение художественных произведений играет огромную роль не только в развитии подростка, но и в становлении его как личности.

Проблема сложности и неоднозначности человеческих поступков

Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, поэтому человек иногда может оказаться способен не только на самопожертвование, но и предательство.

Проблема восприятия произведения искусства

Произведения искусства воспринимаются людьми по-разному; чувства и мысли, переданные в них, могут объяснить некоторые события не только в жизни автора, но и каждого человека.

Проблема сохранения мира на Земле

Чтобы сохранить мир для новых поколений, люди не должны забывать трагические и величественные страницы истории.

Но для правильного определения позиции автора важно не только понять, что он думает о проблеме, но и как он относится к изображаемому в тексте: положительно, отрицательно, неоднозначно (рассматривая разные точки зрения), иронически.

Определение точки зрения автора на проблему обычно непосредственно связано с задачами определенного стиля речи.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначен;! прямо, открыто, ее легко можно определить (помочь в этом могут название текста, конкретное предложение-тезис, ряд приведенных аргументов). Также необходимо обратить внимание на такие типичные приемы публицистического стиля, как риторические вопросы и восклицания, оценочные слова, лексический повтор.

В художественном тексте далеко не всегда можно понять, что думает автор об изображаемом. Речь идет не о его рассуждениях или впечатлениях, а о литературных персонажах и ситуациях в их жизни, описываемых событиях, картинах природы. То есть события изображаются через такие приемы художественного стиля, как речевая характеристика героя, его портрет, поступки, использование авторских метафор, иронии и др.

Разные способы формулировки авторской позиции:

В центре внимания автора находятся следующие проблемы... Он считает, что...

Автор текста стремится убедить читателя, что...

Автор текста приглашает нас к размышлению над поставленной проблемой, будит интерес к новым открытиям  

Для того чтобы избежать повтора слова автор (фамилия автора), необходимо заменять его синонимами, особенно если это знакомый ученику деятель в какой-либо области: писатель, публицист, известный ученый и т.п.

Типичные ошибки при определении точки зрения автора

1) Отсутствие формулировки авторской позиции.
Недостаточно написать:
С мнением автора невозможно не

согласиться, потому что... Необходимо сначала обозначить точку зрения автора, а потом выразить свое согласие или несогласие с ней.

2) Неправильное определение позиции автора.

Обычно это связано с неверным восприятием текста (особенно художественного) или с логическими ошибками при размышлении (например, в начале сочинения заявляется одна проблема, а позиция автора определяется по другой).

3) Расплывчатая формулировка авторской точки зрения.
Анализируется отношение автора к разным аспектам текста,
 а не к конкретной проблеме.

4) Ошибка в определении понятий автор и герой-рассказчик.

Необходимо помнить, что в художественных текстах, написанных от 1-го лица, рассказ ведет герой-повествователь, а не автор. Позиции рассказчика и автора могут не совпадать. Непонимание этого может привести к серьезной фактической ошибке, которая значительно снизит общую оценку сочинения.

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

После того как ученик определил позицию автора, он должен выразить свое отношение к его точке зрения на сформулированную проблему, выразить свое согласие или несогласие, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Недостаточно формально заявить о своем мнении: я согласен (не согласен) с точкой зрения автора... Необходимо привести не менее двух аргументов в подтверждение собственной точки зрения.

Аргументы — это доказательства, приводимые в подтверждение, в поддержку какого-либо тезиса: примеры, факты, утверждения и др.

Виды аргументов

I. Логические (рациональные) аргументы.

  1.  Реальные факты, выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
  2.  Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
  3.  Законы природы.
  4.  Положения официальных документов, постановлений и др.
  5.  Данные экспериментов и экспертиз.
  6.  Свидетельства очевидцев.

И. Иллюстративные аргументы — примеры.

В отличие от факта — обобщенно-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. 

а) конкретный пример:

  •  пример-сообщение о событии (берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  •  литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет:

  •  мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
  •  цитата из авторитетного источника;
  •  мнение специалиста, эксперта;
  •  обращение к опыту и здравому смыслу;
  •  мнение очевидцев;
  •  мнение должностных лиц (когда речь идет о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
  •  общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Способы аргументации

Так как задание С1 представляет собой сочинение-размышление с опорой на прочитанный текст, то структура работы должна соответствовать основным требованиям такого типа речи, как рассуждение:

  1.  тезис (положение, которое нужно доказать);
  2.  аргументы (доказательства);
  3.  вывод (итог размышления).

Тезисом в данном случае является основная мысль автора, которую нужно подтвердить или опровергнуть.

Аргументами могут стать доказательства, обосновывающие тезис, т. е. примеры, взятые из литературных произведений, или утверждения на основе жизненного опыта.

Так как основная задача сочинения — это выражение личностной позиции, то аргументы, приводимые учеником в подтверждение своей точки зрения, имеют ценностное значение. Поэтому истинность каких-либо положений зачастую подтверждается

не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убежденностью в их справедливости.

Аргументы могут быть как подтверждающие точку зрения автора (если ученик разделяет его точку зрения, выраженную в тексте), так и опровергающие ее.

Аргументы «за» должны быть:

  •  реальными, достоверными, со ссылкой на авторитетные источники;
  •  понятные, запоминающиеся, доступно изложенные;
  •  соответствующие здравому смыслу (фактические, а не придуманные истории).

Аргументы «против» должны:

  •  убедить, что аргументы автора слабые, не выдерживающие критики;
  •  доказать, что автор пристрастен, необъективен в решении какой-либо проблемы.

Если выпускник, по тем или иным причинам не согласен с автором, необходимо грамотно выстроить ряд опровергающих аргументов в доказательство собственной точки зрения, помня о том, что при оценке сочинения действует такой критерий, как «соблюдение этических норм».

Способы формулировки собственной точки зрения:

Я согласен с автором, что...

Я считаю, что точка зрения автора убедительна, так как.... Я тоже считаю, что..., часто обращаю внимание на..., задумываюсь о...

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что автор углубляет наши представления о ..., заставляет задуматься над поставленной проблемой...

Точка зрения автора, безусловно, интересна, но я считаю, что...

По правде сказать, я не разделяю точку зрения автора о том, что...

Не вполне согласен с автором, посчитаю, что прочитанный текст заставляет взглянуть по-новому на проблемы (конкретизация проблемы)...

Типичные ошибки в аргументации

  1.  Экзаменуемый забывает сформулировать свое отношение к проблеме текста и позиции автора или заявляет его лишь формально (Я согласен с точкой зрения автора...).
  2.  Аргументы, приведенные в качестве доказательств, соответствуют по смыслу основному тезису, но на самом деле повторяют доводы автора, уже рассмотренные в тексте.
  3.  Приведенные примеры не являются аргументами для выдвинутого тезиса (т. е. выдвигается один тезис, а доказывается другой).
  4.  В качестве аргументов приводятся только случаи из жизни (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом.
  5.  Логические ошибки, связанные с аргументацией: нет разграничения между первым и вторым доказательством или отсутствует связь между ними.
  6.  Фактические ошибки в приводимых примерах (необходимо указывать точные даты, названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц, приводить верные факты биографии, не искажать исторические и культурные процессы).
  7.  Нарушение этических норм по отношению к автору текста (нельзя позволять оценочных или высокомерных высказываний).

 




1.  Соматическая диплоидная клетка вступила в митоз
2. Тема- Решение задач разветвляющейся структуры
3. Разработка путей повышения рентабельности организации
4. Проникновение северных дендрофильных видов птиц в глубь пустынь Казахстана
5. Бухгалтерский учет Лимит кассы устанавливает Поступление денежных средств в кассу ор
6. Восточный административный округ Кузьминк
7. Влияние торговых отношений на Новгород
8. на тему- ldquo;Учет денежных средствrdquo;
9. Обработка числовой информации Электронные таблицы
10. реферат дисертації на здобуття наукового стуаеня кандидата географічних наук Ки
11. Контрольная работа- Обращения граждан и организаций в органы местного самоуправления
12. Государственное регулирование кризисных ситуаций
13. автоматически осуществляющаяся при всяком предъявлении специфических раздражителей независимо от контекс
14. Лен-долгунец в России
15. Психологическое обозрение
16. Обыкновенная история
17. Рекомендации по гигиене питания и профилактическим мероприятиям
18. преследователь; 2 преследуемый и умоляющий о защите помощи убежище прощении и т
19. Ни одно даже самое верное дело не двигается без рекламы.
20. УГОДА на проведення практики студентів вищих навчальних закладів Житомирського державног