Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Предмет структура функции философии хозяйства Философия хозяйства как целостное учение является

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Опорный конспект

по курсу «Философия хозяйства» для магистрантов БГЭУ

Тема 1. Предмет, структура функции философии хозяйства

Философия хозяйства как целостное учение является сравнительно молодой наукой, но уже признаваемой многими философами в качестве одной из ключевых отраслей современного философского знания. Следует помнить, что философия хозяйства разнородна, она допускает разные течения, концепции, составные части и отрасли. Несмотря на то, что она возникла как религиозно-философское учение, в рамках православной русской религиозно-философской традиции (Булгаков С.Н.), но это не означает, что не может быть атеистической философии хозяйства.

Предмет философии хозяйства – это познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме, предполагающее проблематизацию и личностный подход. Задача этой дисциплины – понять мир как объект хозяйственного воздействия, осмыслить процесс производства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте. Она ставит и пытается решать вопросы: что такое хозяйство? Как оно возможно? Что является основанием хозяйства? Каково место человека в хозяйстве?

Существует несколько направлений философии хозяйства. Наиболее распространенным до последнего времени является экономический материализм, когда жизнь понимается, прежде всего, как процесс хозяйственный и все подчинено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей. Образцом экономического материализма является классическая политэкономия и современная неоклассическая теория.

Другое направление в философии хозяйства рассматрива6ет хозяйство через призму онтологии, космологии, антропологии, т.е. философия органически объединяет экономическое, правовое, социологическое и психологическое знание. В русской философии данное направление представлено, в первую очередь, такими философами как Н.А.. Бердяев («Философия неравенства», «Смысл истории» и др.); С.Н.Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний»); Н.Ф. Федоров («Философия общего дела»).

В современной западной мысли аналогом философии хозяйства можно считать институциональную теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, психологии, истории, права. Основным понятием является «институт», под которым понимают: правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условие для его стабильного существования и воспроизводства; господствующий способ мышления, а также, стереотипы поведения, общественные привычки, предрассудки и т.д.

Контрольные вопросы

к теме 1

  1.  Что понимается под философией хозяйства?
  2.  Мир хозяйства или мир экономики?
  3.  В чем заключается мировоззренческое и методологическое значение философия хозяйства?
  4.  Основные категории философии хозяйства?
  5.  Постиндустриальное общество и проблемы и проблемы философии хозяйства?


Тема 2. Философия хозяйства в системе философского знания

Философия хозяйства как научная дисциплина представляет собой область исследования общих, глубинных процессов, происходящих в хозяйственной сфере. В ее русле разрабатываются современные стратегии философского осмысления экономической деятельности. Философия хозяйства представляет собой философскую теорию о хозяйстве и является частью философского знания в целом, так же как философия права, религии, искусства и т.д.

Философия хозяйства изучает не сам производственный процесс, а то, как хозяйство воздействует на человека, его развитие, прежде всего духовное, на осознание человеком своего места в этом мире, а также взаимоотношения с другими людьми и различными идеальными образованиями.

Известно, что в философии нет короткого пути к достижению истины. Это, как правило, многоуровневый анализ, предполагающий несколько подходов, кругов, постепенное приближение к истине. Путь к истине также не является простым и быстрым. Примером является философия хозяйства С.Н. Булгакова, у которого путь к истине лежит через три сферы: научно-эмперическую, трансцендентально-критическую и метафизическую. Сам автор объясняет это так: «Ибо то, что в области эмпирической составляет предмет «опыта», ставит проблемы науке, а рассматриваемое со стороны познавательных форм является построением «трансцендентального субъекта», – бытийными своими корнями уходит в метафизическую землю».

Философия хозяйства, по мнению Булгакова С.Н., наряду с  исследованием общих предпосылок деятельности также важной задачей считает и анализ экономического мышления.

Эту дисциплину интересует общее в отношениях человека и природы, человека и культуры, одним словом отношения в триаде: природа, человек, культура. Для философии важно специфическое – неэкономическое понимание хозяйства. Согласно такому пониманию, хозяйство есть само бытие, но у хозяйства всегда есть субъект – хозяйствующий субъект.

Философия хозяйства как научная дисциплина исследования общих, глубинных процессов представляет собой область исследования общих, глубинных процессов в экономике. Этот анализ осуществляется на основе философских традиций. Во-первых, речь идет о гносеологической трактовке экономических знаний. Это означает стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность объективным реалиям.

Во-вторых, философия выступает как методологическая база для рассмотрения экономических проблем. Принципиальное значение здесь приобретают знания законов и категорий диалектики, конкретно – исторический подход к выяснению экономической жизни.

Существенную роль в анализе экономики играет философский принцип системности. Он требует обнаружения многоразличных сторон предмета, их единство, раскрытие элементов структуры. Он ориентирует познающего субъекта ставить в центр осмысления представление о целостности. В этом плане рассмотрение экономических систем и явлений предполагает их анализ в связи с другими социальными системами (политическими, правовыми, религиозными и т.д.).

Все это связанно с процессом междисциплинарного синтеза в области гуманитарных наук, где решающую роль играет философия.

Междисциплинарность следует понимать на основе принципа взаимодополнительности. Отношение между гуманитарными науками не должны строиться по принципу субординации, а должны основываться на принципе дополнительности. Принципы одних наук должны адекватно адаптироваться в рамках других наук, а от этого выигрывает наука в целом. Другими словами, следует стремиться к кооперативному (синергетическому) эффекту, которого можно достигнуть, несмотря на существующие сложности и противоречия.

В последней трети ХХ века индустриальная цивилизация, в основе культурного кода которой лежит принцип «научно обоснованной» организации природной и социальной среды, подходит вплотную к пределам, за которыми человеческая жизнь начинает подвергаться сильнейшим перегрузкам, деформациям и кризисам. В настоящее время можно наблюдать такие явления, как экологический и антропологический кризисы, процессы отчуждения человека, изобретение новых средств массового уничтожения – все это в совокупности грозит гибелью всему человечеству.

На переломном этапе развития цивилизации требуется новая система ценностей. Их поиск должен идти так, чтобы каждая цивилизация, каждая культура это осознавала и вносила свою лепту в этот процесс. Поэтому современное социально-гуманитарное знание в рамках диалога цивилизаций и культур должно более углубленно разрабатывать эту проблему, особенно опираясь на данные таких междисциплинарных наук, как культурология, конфликтология, социальная психология, социальная экология. Это позволит создать приемлемую систему ценностей ХХI века. Видимо, для этого понадобится духовная революция, сопоставима с той, которая прошла в эпоху Ренессанса и Реформации. В этом процессе роль философии хозяйства будет возрастать.

Контрольные вопросы

к теме 2

  1.  Какова взаимосвязь философии хозяйства с экономической теорией, экономической социологией, экономической психологией?
  2.  В чем заключаются онтологические, гносеологические, антропологические аспекты философии хозяйства?
  3.  Что собой представляет абстракция «экономический человек»?
  4.  Философия хозяйства и синергетика.


Тема 3.
 Хозяйство и экономика: научная картина экономической реальности

Прежде всего необходимо напомнить общие положения о структуре общества как системе. Общество как предельно сложная система включает в себя четыре основные сферы: материально-производственную (экономическую), социальную, политическую и духовную.

В структуре экономической сферы можно выделить следующие элементы: общественное производство, способ производства, материальное производство. Но базовыми категориями являются «хозяйство» и «экономика». При этом следует отметить, что объект понятий, обозначаемых этими словами в целом, совпадает и они обращены к широкому классу явлений, действий, предметов.

Но существуют определенные отличия. Можно сказать, что понятие «хозяйство» употребляют тогда, когда не хотят акцентировать внимание на оценках «польза-затраты», а имеют в виду другое назначение: техническую сторону, системную организацию и т.д. Хозяйство рассматривается как производство жизни, основной вид деятельности людей. Содержание этого понятия включает в себя человеческие, природные и божественные параметры. Родовым стержнем хозяйства является природопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствования и экологической деятельности.

Другая базовая категория «экономика» трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая два различных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге «Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей, и как такую сферу жизни, которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях получения прибыли, накопления богатства. Этот вид коммерческой деятельности получил название хремастика.

Причем, когда говорят об экономике, то имеют в виду оценку явлений, причем оценку особого рода, выявляющую баланс пользы и затрат, и в конечном счете, имеется в виду стоимость. Говоря «хозяйство», чаще связывают это понятие с организацией, структурой, целостностью, взаимодействием различных элементов.

Следует различать и понятия «общественное производство», просто «производство» и «способ производства». В ходе развития экономической науки было доказано, что основой жизни общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание материальных и не материальных благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

По мере развития разделения труда, совместной деятельности людей производство приобретает общественный характер, т.е. оно получает новое качество, во-первых, весь процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда. Во-вторых, участникам процесса производства нужно постоянно решать, на каких условиях они будут производить тот или иной продукт, на каких принципах он будет распределяться, как будет осуществляться обмен «личными» долями производственного продукта и в каких формах он будет потребляться.

С учетом этих обстоятельств можно говорить о термине «производство» в двух смыслах: а) в значении особой, самостоятельной, исходной и главной фазы в экономике («собственно производство»), т.е. как непосредственный процесс создания благ в определенный исторический период; б) в значении «общественного производства, когда собственно производство, распределение, обмен и потребление рассматриваются как неотъемлемые элементы в системе производства.

Кроме того для общественного производства характерны и такие важнейшие функции как:

  •  производство социальных связей и отношений;
  •  производство идей и духовных ценностей, символов и знаков (духовное производство);
  •  производство самих людей как общественных индивидов

Философия хозяйства связана с формированием научной картины экономической реальности, которую можно представить как целостный образ различных экономических процессов, явлений, состояний в тех или пространственных и временных параметрах. Теоретическое освоение экономической реальности требует адекватного категориального аппарата, который нельзя ограничивать только чисто экономическими категориями.

Категориальный аппарат необходимо расширить за счет таких категорий, как экономическое сознание, экономическое мышление, поведение, экономическая психология, экономические интересы, экономические конфликты и т.д. Их эвристические возможности позволяют глубже и основательнее анализировать экономическую реальность как на теоретическом, так и прикладном уровне. В прикладном плане необходимо еще операционализация этих понятий, нахождение конкретных, осязаемых показателей, что даст возможность использовать их в социологических, экономических, социально-психологических исследованиях.

Контрольные вопросы

К теме 3

  1.  Взаимосвязь и различие понятий «хозяйство» и «экономика».
  2.  Природа как хозяйство.
  3.  Принцип деятельности в философии хозяйства.
  4.  Специфика научной картины экономической реальности.


Тема 4. Трактовка собственности, денег и богатства в философии хозяйства

Сущностная характеристика экономических отношений предполагает интегрирующее начало отношений собственности на средства производства. В каждой экономической системе существует несколько форм собственности на средства производства. Из истории развития цивилизаций известны два основных вида собственности государственная и частная и различные смешанные типы. Например, долевая, кооперативная, акционерная и др.

В современную эпоху важное значение имеет интеллектуальная собственность. Она представляет собой владение и использование результатов интеллектуальной деятельности. Сюда относят открытия, патенты, научные доклады, монографии, научные труды, а также литературные, музыкальные, художественные произведения и т.д. Специфика этой разновидности собственности проявляется в уровня образования, квалификации, знаний, опыта людей, создающих интеллектуальный продукт.

Наиболее распространенным является экономическое определение собственности. Самое первое и общее определение собственности состоит в том, что она есть присвоение и отчуждение в пользу собственника.

Объект собственности – это то, что подлежит присвоению. Объект образует материально-вещественную основу собственности. Объектом могут быть результаты труда, т.е. материальные блага и услуги, недвижимость, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т.д.

Субъектом собственности – могут вступать отдельные личности, семьи, группы, кланы, фирмы, корпорации государство в целом.

В современной научной и учебной литературе обозначались две позиции в трактовке понятия собственности: экономическая и юридическая. Экономическое понимание рассматривает собственность как выражение отношения присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.

Но собственность это не только важнейший экономический феномен, но и существенные юридические отношения, которые включают владение, пользование, распоряжение собственностью (имуществом).

Любая экономика включает в себя в качестве непременного структурного элемента деньги, денежное обращение  существует множество научных концепций, объясняющих происхождение и сущность денег.

Ученые доказали, что посредством денег удовлетворяются изначальная и непреходящая потребность человека сохранять часть плодов своей трудовой деятельности в целях накоплений и сбережений. Деньги связаны со стоимостью, и выступают для товаровладельцев средством, гарантирующим сохранность результатов их труда и выполняют функцию меры стоимости вещей.

О возрастающей власти денег, когда они становятся целью деятельности и поступков людей, писал немецкий философ Г.Зиммель (1858-1918). В своем фундаментальном труде «Философия денег» (1990г) он подчеркивал, что историческая миссия денег заключается не только в развитии рыночной экономики, но и в формировании «экономического человека» с его стремлением к выгоде и обогащению.

В чем заключается власть денег? Известно, что исторически функцию денег выполняли предметы разного рода: это могли быть животные, камни, серебро, золото, металл. И наконец, появляются бумажные деньги.

Деньги – это знак, символ, ценности, но сами по себе ценностью не являются. Деньги представляют собой условное обозначение ценности, они не похожи на товары и услуги, которые могу быть приобретены с их помощью. Специалисты полагают, что деньги можно определить как особый знак, закрепленный государством в виде правовой нормы, которая придает этому знаку законную власть общепринятого средства обмена товаров1.

Для понимания природы денег, их власти над человеком важно вспомнить особенности социально-психологического механизма такого явления, как фетишизм. Фетишизм (от португ. fetioмагическая вещь) представляет собой веру в наличие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующий культ этих предметов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи – камень, металл, клык зверя и т.д.

Очевидно, что деньги – это предмет фетишизации, им приписываются свойства, превосходящие по своим возможностям, своей загадочной силе все другие социально-вещные объекты. Поэтому люди испытывают известное преклонение перед деньгами, усматривая в них сверхъестественные свойства.

В свое время К. Маркс в экономических трудах раскрыл природу товарно-денежного фетишизма. Он показал, что в деньгах представлено нечто другое, нежели они сами. В них закреплены общественно значимые, следовательно, мыслительные формы, символы, появившиеся в результате общественного развития. К Маркс анализирует сущность денег с помощью понятия «превращенная форма». Последняя обозначает содержание чего-то другого, отличного от нее самой, представляя собой общественные отношения, скрытые от непосредственного наблюдения. Мистический характер денег, загадочный характер денежной формы заключаются в том, что определенные отношения самих людей принимает в них фантастическую форму отношений между вещами.

Контрольные вопросы

к теме 4

  1.  Экономическая и юридическая трактовка понятия «собственность».
  2.  Собственность и феномен отчуждения человека от средств производства.
  3.  Субъектно-объектные процессы хозяйствования и деньги.
  4.  Что собой представляет философская трактовка товарно-денежного фетишизма?
  5.  Богатство как философское понятие и экономическая категория: историческая динамика смыслов.


Глава 5. Исторические формы экономической идеологи и экономической психологии.

При обосновании экономического сознания, научном поиске критериев  его выделения требуется , на наш взгляд, осуществить несколько методологических подходов, являющихся различными аспектами диалектического метода анализа общественных явлений. Прежде всего, обратим внимание на онтологический, гносеологический и социологический подходы.

Онтологический подход позволяет выявить природу, происхождение экономического сознания его субстанцию. Субстанцией экономического сознания как, впрочем, и всего общественного сознания, является материально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности, её видом выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятельность и есть субстанциональный фактор существования и развития экономического сознания. Следует, на наш взгляд, различать такие виды экономической деятельности, как материальная, управленческая, познавательная, предпринимательская

Гносеологический подход позволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное сознание. Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта и субъекта под воздействием общественной потребности. По ворожению Ф. Энгельса, «экономическая потребность была и с течением времени все больше становиться пружиной прогресса в познании»2 Объект отражения экономического сознания – экономические отношения. Да, экономические отношения складываются, не проходя через сознание людей, но, сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношений, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форум управленческой экономической деятельности) и духовные (как форму познавательной деятельности), но это уже вторичные, третичные и вообще производные отношения.

Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания. В свою очередь общественное сознание существует в различных формах, среди которых огромную роль играет экономическое сознание.

В традиционном толковании эта форма общественного сознания выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, отражающих экономическую действительность в конкретный исторический момент времени, а также выражающих отношение носителей экономического сознания к различным явлениям экономической жизни общества в определенный исторический период.

Общая характеристика экономического сознания включает несколько важных параметров. Во-первых, отношение к труду как форме сознательной деятельности и выражению высокого предназначения человека. Сюда относится квалификация работника, мера его ответственности, характер мотивации и т.д. Во-вторых, в экономическом сознании значительную роль играет отношение к различным формам собственности, проявляющееся у людей в свойствах рачительности, сохранения и приумножения объектов, средств производства. В-третьих, отношение работник к коллективу в целом, его психологическому климату.

Психологический уровень экономического сознания связан с экономической психологией Главная цель этой науки заключалась в выявлении поведения человека, группы, государства в экономической деятельности. Для экономической психологии принципиальное значение приобретает выяснение вопросов мотивации экономической деятельности. Речь идет о рассмотрении таких психологических феноменов, как стереотипы, привычки, эмоции, настроения и т.д, которые лежат в основе поведения человека.

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что психологический аспект экономической деятельности и поведения включает множество слагаемых. Они могут быть рациональными и иррациональными. За последние годы дает о себе знать тенденция к гуманизации экономики, которая пытается соединить экономическую эффективность и социальную справедливость.

Особенно активизировался интерес к экономико-психологическим исследованиям в конце 80-х  - начале 90-ых годов во время социально-экономических преобразований. Это было связанно с утверждением рыночных отношений, формированием многообразия форм собственности, в том числе частной, различных видов предпринимательской деятельности. Все эти новые экономические реалии требовали социально-психологического обоснования. Кроме того, надо было учитывать эмоциональный настрой большинства населения и определенные социальные ожидания, которые впоследствии не реализовались в полной мере. Многие ученые усматривали причины неудач реформистского курса в неизжитых поведенческих и психологических стереотипах населения.

В мировоззренческом измерении экономического сознания важное место занимает экономическая идеология. Она представляет собой более или менее упорядоченный взгляд а экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные и символические элементы. Экономическая идеология включает в себя особые представления о ценностях ,об общественно-экономическом идеале (например, об экономической свободе, материальном равенстве, трудовой солидарности и т.д.).

Главным компонентом  любой идеологии выступают интересы, которые  находят воплощение в форме программ, концепций, проектов деятельности. В них находят выражение определенные цели, направления и способы их реализации.

Идеологические воззрения экономического характера воспроизводятся на уровне здравого смысла и житейской практики. Экономические программы переводятся средствами массовой информации и рекламы на язык популярных лозунгов и клише.

Известно, что в общественно-идеологическом плане традиционно существуют несколько концепций. К ним обычно относят: консерватизм, либерализм, демократизм, социализм.

Политики и идеологи разрабатывают различные программы и проекты социально-экономических преобразований. Здесь может быть много расхождений, несовпадающих точек зрения и спорных позиций. Все это обусловливает острую идеологическую борьбу, столкновение мнений, которые присутствуют в государственных структурах, средствах массовой информации.

По существу это связано с философской проблемой поиска истины, соотношения идеологии и науки. В форме диалогов, обсуждений согласовываются различные мнения, консолидируются позиции. Как известно, только учет разнообразных точек зрения и версий в конечном счете дает основу для научного анализа, взвешенного, правильного понимания путей и способов социально-экономического преобразования общества. В отличие от идеологии научный подход характеризуется объективностью выводов, свободой от сиюминутных ориентаций. Главная задача науки состоит в решении сложнейших вопросов, относящихся к долгосрочной стратегии страны.

Контрольные вопросы

К теме 5

  1.  Экономическое сознание: специфика и структура.
  2.  Сущность и структура экономической психологи и идеологии, их взаимосвязь  различие.
  3.  Социально-психологические и социально-культурные детерминанты экономического поведения. (М.Вебер)
  4.  Поведение и менталитет: национально-исторические и экономические аспекты.
  5.  Экономическая деятельность и экономическая ответственность.


Тема 6 Экономика и политика

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В. Лениным . Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма , выраженная в марксизме, не позволила определить относительную автономность политики и объяснить определенное количество исторических примеров, не вмещающихся в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, которые находятся на одном уровне развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь различные политические системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью.Политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя это не всегда бывает заметным в повседневной жизни.

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно определенные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы порождают недоверие к существующей власти, и являются причинами ее изменения, роста неконвенциональных форм активности и даже революций.

Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран-экспортеров нефти с целью снижения цен на сырье или практика обеспечения в других регионах интересов собственных транснациональных корпораций.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

  •  стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к оттоку капитала, "умственной" элиты за рубеж;
  •  реализация научно-технической политики влияет на рост производительности труда, на условия и содержание труда;
  •  в воздействии через реализацию экономической функции государства;
  •  политика меняет экономическую среду путем обоснования новых концепций экономического развития и их воплощение в экономических реформах.

Вопрос о том, насколько политический фактор (которым, в первую очередь, выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Командование экономикой посредством директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", когда не имеется внешнего регулирующего начала и экономические процессы принимают стихийный и неуправляемый характер.

Соответственно существует необходимость поддерживать порядок и регулирование экономических отношений. Это позволит сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

- организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развития мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает – важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих условий – процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики – это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и не всегда свободна по отношению к государственной власти.

Контрольные вопросы

к теме 6

  1.  Какое содержание вкладывается в понятие «экономическая политика»?
  2.  Экономика и полтика в их историческом взаимодействии
  3.  Роль государства в экономической жизни общества.
  4.  Как соотносятся демократия и рыночная экономика?
  5.  Зависит ли экономический рос от характера государственного строя?


Тема 7 Философские проблемы инновационной рыночной экономики и предпринимательства

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным благом.

В современных условиях многочисленые специалисты и ученые занимаются вопросами инновационной деятельности, поэтому, а также в силу сложности явления можно насчитать более 800 определений «инновации» и  «инновационной деятельности». В тоже время, наиблее признаным считается подход предложенный амереканским ученым Джейсом Брайтом, суть кторого в том, что инновационая деятельность определяется как процесс возникнавения идеи, ее разработка, производство, выход на рынок, достижение комерческого успеха. В этом определении делается акцент на то, что инновации представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  •  использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  •  внедрение продукции с новыми свойствами;
  •  использование нового сырья;
  •  изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  •  появление новых рынков сбыта.

Ошибочно сводить инновации только к новизне, важнейшая характеристика инновации – достижение комерческого успеха (наличие конкретного потребителя). При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова, как реализация результатов инновационной деятельности в конкретной сфере деятельности (у потребителя).

Все разнообразие инноваций можно классифицироваь по рчяду признаков:

а) по степени новизны;

б) по объекту примеения

в) по масшьабам применения

г) по причинам возникновения

д) по эффективности

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастает усиливающаяся роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике, с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия, а значит и повышать его конкурентоспособность. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что собой представляет предприниматель? Это человек,  деятельность которого придает рыночной экономике динамичность, который пытается на свой страх и риск удовлетворить новые или скрытые общественные потребности. Условно можно сказать, что предпринимательство – это экономическое творчество.

К признакам этой деятельности, в значительной степени, можно отнести: нацеленность на то, чего ещё не было; отказ от традиций; нетипичность действий; конструирование новых структур в экономических отношениях; продуктивно-прагматическое взаимодействие с людьми.

Таким образом, предпринимательство следует рассматривать как вид творческой, нерутинной, оригинальной деятельности. Эта деятельность, как правило, является уделом меньшинства. По некоторым данным, этим видом деятельности может заниматься не более 5% трудового населения. К ним относятся люди, обладающие специфическими личностными качествами. Среди них можно выделить следующие: умение идти на риск, воля в достижении поставленной цели, способность действовать в условиях недостатка информации, умение быстро принимать решения, высокая восприимчивость к переменам (инновационность).

Контрольные вопросы

к теме 7

  1.  Социально-философское понимание рынка.
  2.  Традиции и инновации в жизнедеятельности общества.
  3.  Социально-психологические аспекты инноваций.
  4.  Предпринимательство как разновидность экономической деятельности. Типология предпринимательства.
  5.  Социальная ответственность бизнеса в условиях реформирования экономики.

Литература

  1.  Андреянов М.Б. Экономика и философия

1 Спиркин А.Г. Философия. Учебник для ВУЗов М. 1998, с.644

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 7.

PAGE  27




1. Концепция системы 1С-Предприятие [3
2. Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах ХХ-го век
3. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Львів ~
4. Харуки Мураками Хороший день для кенгуру
5. 01ЗМО ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛ
6. Учет товарных запасов
7. на тему- ІНТЕРПОЛЯЦІЯ ФУНКЦІЙ МНОГОЧЛЕНАМИ
8. Телеанонс Ведущая
9. Технологии вовлечения населения в управление МСО
10. реферату- Андрій ЧайковськийРозділ- Література українська Андрій Чайковський План Життя і творчий шлях
11. Теория колец
12. тема стала модной приметой времени то для историков предметом глубоких исследований опирающихся на архи
13. Задание на понедельник
14. Курсовая работа по теме Происхождение права Выполнил- студент группы Пр
15. Тема 1. Предмет завдання та розвиток психології Плани семінарських занять Заняття 1 Класифікація осн
16. Поэтому в его структуре лежало сословное начало.
17. Тема- Изложение Цели- формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композицион
18. Психодинамические свойства индивида
19. по теме- Meine Fmilie
20. базар cЮрий Петелинhttp---www