Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ваххабизм и производные от него имеют в современном русском и других языках например арабском негативный

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

http://www.i-r-p.ru/page/stream-mark/index-21912.html

Избранное

Александр Игнатенко. Осторожно: ваххабизм! Идеи радикального направления в исламе несут угрозу свободе совести

Источник НГ-Религии, 01.10.2008

Осторожно: ваххабизм!


Идеи радикального направления в исламе несут угрозу свободе совести 


Слово «ваххабизм» и производные от него имеют в современном русском и других языках (например, арабском) негативный оттенок. Даже сами ваххабиты относятся к этому слову с неодобрением. Хотя ваххабизм – это одно из множества течений (направлений) в исламе. Сам ислам и существует в виде великого множества локальных «фрагментов», и каждый из этих «фрагментов» претендует на то, чтобы быть «настоящим», «правильным» исламом, и для своих последователей таковым и является. Специфическими, маргинальными «фрагментами» ислама стали в последней четверти XX века религиозно-политические движения типа «Талибана», «Партии исламского освобождения», «Аль-Каиды», «Хизбаллы» и др.


Ваххабизм – это один из «фрагментов» современного ислама, возникший в XVIII веке на Аравийском полуострове. Ваххабизм легко определить по вероучительным, обрядовым и нормативным отличительным признакам. Ваххабизм начиная с XVIII века постоянно развивался, и тема его эволюции остается малоизученной. Некоторые исследователи говорят о современном варианте ваххабизма – «неоваххабизме», иные об «усамизме» – по имени выдающегося ваххабита рубежа XX и XXI веков Усамы бен Ладена. Констатация эволюции и неоднородности ваххабизма проникает и в политический дискурс. «Ваххабизм, причем в его изначальном виде, – это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет, – заявил Владимир Путин в интервью газете Monde 31 мая 2008 года. – Но есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма. Вот именно эти направления пытались внедрить в сознание чеченского народа».


С 70-х годов XX века распространение ваххабизма во всем мире стало важной составляющей внешнеполитической стратегии Саудовской Аравии, в которой ваххабизм является официальной и обязательной для подданных королевства государственной идеологией. Не менее 6 тыс. аравийских благотворительных фондов распространяли в разных странах мира, в том числе и в России, ваххабитскую литературу и направляли к местным мусульманам проповедников ваххабизма. Распространялась ваххабитская литература и через российских паломников, побывавших в Саудовской Аравии во время хаджа. В одной из таких брошюр, изданных на русском языке, рекомендовалось... убивать мусульман, не посещающих пятничной молитвы. Для распространения ваххабизма активно использовался и продолжает использоваться интернет.


Не менее полутора тысяч российских граждан прошли обучение в саудовских исламских университетах. Ваххабитское «кредо» было обязательным для изучения в лагерях моджахедов (воинов «джихада») и «Аль-Каиды» на территории Афганистана и самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия». Недавно второй человек в «Аль-Каиде» Айман аз-Завахири дал высокую оценку бывшему члену Совета великих улемов Саудовской Аравии Абу-Умару ас-Сайфу, ликвидированному российскими правоохранительными органами в конце 2005 года. Тот, являясь «муфтием моджахедов Кавказа», создал на территории Чечни институт и фонд «Аль-Худа», который занимался ваххабитской пропагандой, издавал несколько газет, создал радио, начал создавать всекавказское телевидение, возглавил Верховный шариатский суд в Ичкерии.


В ходе распространения ваххабизма в России резко проявились различия между исторически сформировавшимися, местными «фрагментами» ислама, которые стали называться «традиционным (подразумевается, традиционным для России) исламом», и самим ваххабизмом. С одной стороны, это спровоцировало конфликт между ними. С другой стороны, ваххабизм стал «разъедать» «традиционный ислам»: начался процесс перехода в ваххабизм «традиционных мусульман», проникновения ваххабитского вероучения, политической доктрины, лозунгов, обрядов в среду мусульман, особенно молодежи.


В ходе дискуссий о ваххабизме (или его отсутствии) в России некоторые участники ставят вопрос о том, что те люди, которых называют ваххабитами, таковыми не являются, ибо не знакомы с ваххабитской идеологией (вероучением) во всей ее полноте. После беседы с террористами, захватившими заложников в театре на Дубровке в октябре 2002 года, Евгений Примаков сказал: «Я слышал, что там ваххабиты, а они не знают, что такое ваххабизм». Можно только удивляться, как академик Примаков за четверть часа успел и о судьбе заложников поговорить с террористами, и учинить им экзамен на знание ваххабизма! Но, по-видимому, ваххабизм воспринимается российскими гражданами, воспитанными в иных религиозных или нерелигиозных традициях, лишь фрагментарно. Кого-то привлекает максималистское единобожие ваххабитов. Иных – провозглашаемая простота и чистота нравов в условиях морального разложения окружающего общества. Немало мусульман, живущих в стесненных материальных условиях, обращают внимание на простоту и дешевизну обрядов в ваххабитских организациях. Для других солидарность ваххабитских джамаатов является альтернативой местничеству, кумовству и коррупции.


С позиций свободы совести все «фрагменты» ислама, в том числе и ваххабизм, равноценны и имеют в светском демократическом государстве, каковым является РФ, неоспоримое право на существование без каких бы то ни было ограничений наряду с другими религиями и нерелигиозными идеологиями. С одной оговоркой – если их идеи (идеология) и деятельность не представляют угрозы для общественной безопасности и прав человека.


Ваххабизм, в свою очередь, характеризуется «программным» неприятием свободы совести. В его идеологии заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем и идей. В этом – сущностное отличие ваххабизма от других «фрагментов» ислама, в частности, от распространенных в России шафиитского и ханафитского мазхабов.


Ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии: христиане, поклоняющиеся иконам, по утверждению ваххабитских улемов (религиозных ученых), «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». В отношении немусульман («носителей других верований, таких как христиане и прочие») провозглашается обязательность дискриминации на религиозной основе. «Мы не должны доверять им даже самые низкие руководящие должности. Перед ними должны быть закрыты двери всех средств массовой информации и связи, дабы они не распространяли свой яд среди мусульман», – пишет Мухаммад Шакир аш-Шариф в книге «Аль-Альманийа (светский образ жизни) и ее отвратительные последствия».


Ваххабизм осуществляет пропаганду исключительности своего учения, сопровождая ее угрозой применения насилия: «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше (произнесение шахады – символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник». – А.И.) будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека». Данная формулировка принадлежит основателю ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххабу. Она не может считаться «исторически обусловленным» призывом, действенным только для XVIII века. Без малейших изменений, как руководство к действию, она повторяется современными ваххабитскими улемами в публикациях на русском языке.


Ваххабизм распространяет призывы, направленные на возбуждение религиозной вражды, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения. «Необходим Джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому, кто борется против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) так, чтобы исчезло всякое язычество (под «язычеством» понимается любая, необязательно религиозная, неваххабитская система идей и действий. – А.И.) и вся религия принадлежала бы Аллаху», – пишет Мухаммад Шакир аш-Шариф. По мнению ваххабитских улемов, должно караться смертью вероотступничество – переход из ислама в другую религию. «Убейте того, кто поменяет свою религию», – говорится в одной из ваххабитских книг.


Особое, можно сказать, ключевое место в идеологии ваххабизма занимает категория или принцип, называемый «такфир». Такфир – объявление мусульманина, представляющего другой «фрагмент» ислама, кафиром, то есть «неверным». Некто (чаще всего это ваххабитский улем) заявляет о каком-то мусульманине или группе мусульман, что они «неверные», то есть немусульмане. На неарабские языки такфир нередко переводят как «отлучение» (excommunication) или «анафема». Но такфир отличается от отлучения и анафемы тем, что непокаявшийся «вероотступник» должен быть убит. Такфир распространяется и на тех мусульман, которые от ислама не отступили ни словом, ни делом, ни сомнением, ни колебанием, но не присоединяются к ваххабитскому такфиру. «Тот, кто не считает кафира кафиром или не обвиняет кафира в куфре (неверии), сам становится кафиром» – эти слова Абу Мухаммада Аль-Макдиси приводит интернет-сайт «Кавказ-Центр».


Есть в ваххабизме еще более изощренное, религиозно-политическое обоснование насилия в отношении мусульман. «Язычеством» (ширк), «вероотступничеством» (ридда) или «неверием» (куфр) провозглашается любое участие в деятельности «тирании» («тагута» – так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют), например, участие в выборах или получение пособий по многодетности. Делается это на том основании, что человек либо признает над собой чью-то власть, кроме Аллаха, либо надеется на помощь кого-то, кроме Аллаха. А за «вероотступничество» в ваххабизме полагается смерть. Речь идет не только о переходе из ислама в иную религию, но и о следовании, пусть одноразовом, в виде участия в голосовании или присутствия на партийном собрании, в каких-то неисламских процедурах или обрядах, так как это участие расценивается ваххабитами как перемена религии, ибо демократия (как и либерализм, коммунизм и проч.) трактуется ими как религия (дин).


Такфир предполагает обязательное действие – джихад, то есть насилие, вплоть до убийства тех, кто квалифицирован как «вероотступник» («муртад» в ваххабитских материалах на русском языке) или «кафир» («неверный»); обязанностью мусульман, по утверждению ваххабитских богословов, является «джихад против кафиров». «Сражение против муртаддов и их предводителей является самым обязательным среди всех обязанностей», – заявляет Абу Мухаммад Аль-Макдиси.


Ваххабиты последовательно претворяют в жизнь все эти положения. Так, арабские и чеченские ваххабиты, окопавшиеся под сенью самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия», уничтожали или пытались уничтожать тех, кого они квалифицировали как вероотступников. Например, «Верховный шариатский суд» под руководством саудовского ваххабитского улема ас-Сайфа вынес смертный приговор главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину и председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, которые были объявлены «вероотступниками».


Приведенные идеи абсолютно ясны по своему содержанию, смыслу и имеют цель мотивировать читателя (предполагается: мусульманина) на ограничение свободы совести мусульман и немусульман – вплоть до самых крайних форм физического насилия. Подобные призывы подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (например, под ст. 282) и статьи Закона «О противодействии экстремистской деятельности».


Есть еще один, обычно остающийся незаметным аспект проблемы. Распространение в России ваххабизма с его проповедью религиозной нетерпимости, религиозно мотивированного терроризма, джихада – все это привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против российских граждан – «этнических мусульман». Какая реакция может возникать у православного, иудея, неверующего при чтении антихристианских, антииудейских, антилиберальных, антикоммунистических пассажей в ваххабитских произведениях, например, таких: «Джихад означает борьбу за то, чтобы слово Аллаха было превыше всего, чтобы на земле была только одна власть – власть ислама».


Исламофобия – это боязнь ислама. И именно страх перед мусульманами, страх перед исламом стал характерен для некоторой части российского общества, хотя в который раз повторим: если уж чего-то страшиться, то самого ваххабизма.


В течение всего периода распространения ваххабизма в России мусульмане оказывали ему активное сопротивление. Ваххабизм два раза запрещали в Чечне (в 1997 и 2001 годы) и по одному разу в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В Дагестане был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (1999 год). В разных регионах России Духовные управления мусульман стали публиковать списки литературы, не рекомендуемой к прочтению мусульманами, куда входили ваххабитские книги и брошюры с вполне «исламскими» названиями вроде «Основы исламского вероучения».


Федеральные органы власти России поддерживают инициативы гражданского общества. Министерство юстиции РФ публикует федеральный список экстремистских материалов, в котором немалое количество позиций занимают ваххабитские сочинения. Все эти действия нужно рассматривать как направленные на защиту прав и свобод российских граждан от идеологии и практики маргинальных групп, покушающихся на эти права, в частности на свободу совести. В ходе этой борьбы образовалась четко не сформулированная дилемма: противостоять ваххабизму, этой чужой идеологии, содержащей в себе подстрекательство к силовому ограничению прав и свобод, или же противостоять «ваххабитам», российским гражданам, которые обладают неотъемлемым правом на свободу совести, например, правом верить в идеи, с которыми в XVIII веке выступил аравийский религиозный реформатор Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб? Запретительные меры демонстрируют, что российское государство и гражданское общество в России предпочитают бороться против ваххабизма, а не ваххабитов.


Запретительная деятельность в отношении ваххабизма сочетается с поощрением «традиционного ислама»: развитием исламской инфраструктуры (строительство мечетей, обустройство мусульманских кладбищ, создание сети средних и высших религиозных учебных заведений с выдачей дипломов государственного образца и т.п.), организацией и частичным финансированием паломничества (хаджа) в Мекку, публикацией исламской литературы распространенных в России направлений ислама – ханафитского и шафиитского. И в богатой палитре российских «фрагментов» ислама есть группы «единобожников» (араб. «муваххидун»), которых называют ваххабитами. Вполне вероятно, что когда-то и их станут называть традиционными мусульманами…


Александр ИГНАТЕНКО



Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – доктор философских наук, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. Статья подготовлена на основе доклада «Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России», прочитанного автором 12 сентября 2008 года в Московском центре Карнеги.


Иллюстрация «НГ-Религии»



См. также:


Александр Игнатенко: Распространение ваххабизма приводит к росту исламофобии


Александр Игнатенко: Ваххабизм добивается успеха в конфликтогенных обществах

Уловка-22 в исполнении исламистов. В настоящее время растет и ширится влияние очередной тоталитарной идеологии, пользующейся теми же приемами, что и коммунисты


Глава ОИК осуждает Запад за невыполнение обещаний бороться с исламофобией


Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу: Исламофобия – самый серьезный вызов, брошенный исламскому миру


Александр Игнатенко: Опасность исламофобии

Узбекистан с трибуны ООН предостерег мир от исламофобии как реакции на исламский экстремизм

Муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим: «Исламофобия возникает там и тогда, где и когда ислам и мусульмане оказываются слишком тесно вовлеченными в политику»


IslamNews (Россия) обвиняет Центральный банк Российской Федерации, и заодно – весь российский истеблишмент, в исламофобии


Отчет ЕС: мусульмане Европы сталкиваются с растущей исламофобией и впадают в отчаяние


«Коммерсантъ»: ислам отделили от терроризма


Исламская русофобия 




1. Реферат- Древнейший Китай
2.  цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным
3. лекція тварин Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських.
4. Курсовая работа по теме- Драгоценные камни
5. Статус дейктических проекций в художественном тексте
6. информационного общества
7. Тема 5- Школа научного управления 1885 1920 гг
8.  Вопросы для повторения 1
9.  Strk Devolution 2014 Розничная цена 94990 руб
10. Детский сад. с.Казачка Калининского района Саратовской области Планирование работы
11. Куприн А И - «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
12. самой верхушке власти
13. Особенности налогообложения НДС санаторно-курортной деятельности
14. тема имела недостатки изза неопределенности пoнятия фopмциoнный уровень и смешения категорий на популяцион
15.  Общие понятия 2
16. 89 Рубрика Que vdis Место издания Москва Росси
17. Лабораторная работа 16 Изучение колебаний пружинного маятника
18. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов.2
19. 1Обґрунтуйте причини посилення розкладу кріпосницької системи і розвитку капіталістичних відносин в серед
20. КУПОЛ Матвейкин Е