Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

фн

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС

МЧС России

Кафедра гуманитарных дисциплин

                                                                                                                                

                           Утверждаю

Начальник кафедры

гуманитарных дисциплин

капитан внутренней службы, к.ф.н.

                                                                                                                                             

                                                Р.Н. Канафиев

« 27   »_августа_ 2013 года.

ЛЕКЦИЯ

(Специальность 280104.65 «Пожарная безопасность»)

по учебной дисциплине  «Философия» 

Тема № 15    Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации

Занятие 15.1 Проблемы и перспективы современной цивилизации

Учебные группы           411-413, 403

Обсуждена на заседании кафедры

протокол №  1 от

«27» августа 2013 года


I. Цели и задачи занятия

УЧЕБНАЯ :      Дать основное представление о философском анализе социального бытия. Познакомить с современными представлениями и концепциями движущих сил и источников развития общества, рассмотреть основные проблемы социального бытия.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  Формировать критичный, научный взгляд и философское мировоззрение.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Совершенствование навыков  анализа и конспектирования лекций, публичных выступлений.

II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин
ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
Учебные вопросы

1. Понятие и природа глобальных проблем

2. Классификация глобальных проблем

3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ
10
25
25
20
10

III. Литература

Основная:

1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков.-5-е изд.,    перераб. и доп.-М.: Проспект, 2010.-480с.

2. Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010, - 400 с.

3.Философия: учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

2. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.

3.Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред.А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2012. – 561с.

5. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова - М.:РАГС, ИНФРА-М, 2010.-432с.

6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560с.: ил.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.     

2. Демонстрационные плакаты, схемы.

1. Понятие и природа глобальных проблем

Особенность современной эпохи — появление глобальных проблем. До недавнего времени считалось, что ни силы природы, ни сами люди не в состоянии прекратить существование человечества, или, по крайней мере, существенно повлиять на его существование. Сегодня перед человечеством стал гамлетовский вопрос: быть или не быть? Ситуация, с которой столкнулось общество, является результатом развития самого общества, главным образом научно-технического прогресса.

К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют следующим условиям:

1)масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

2)остротой, требующей незамедлительного решения;

3)комплексностью, связанностью друг с другом.

Решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы:

связанные с отношениями между государствами;

связанные с отношениями «человек—природа»;

связанные с отношениями «человек—общество».

К первой группе проблем относятся проблемы сохранения мира, выравнивания уровней экономического и социального развития всех стран; ко второй — проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия и т. д.; к третьей — проблемы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Осознание глобальных проблем привело к формированию так называемой глобалистики — комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем.

На первом месте среди глобальных проблем — проблема выживаемости человека. Общечеловеческие затраты на вооружение превышают все виды затрат на производство продуктов питания в мире. Наращивание вооружения, с учетом ядерного оружия, становится бессмысленным. Ни одна страна сегодня не может обеспечить только свою безопасность. Безопасность может быть только всеобщей.

Второе место среди глобальных проблем занимает экологическая проблема. Природа перестает выдерживать антропогенные воздействия.

Важной является энергетическая проблема. Необходимо разработать новые методы получения энергии, сокращая используемое органическое топливо. Нужно стремиться к безотходному производству.

Ставится вопрос о необходимости снижения темпов прироста населения, стабилизации его численности; называют оптимальным для Земли население порядка 8-9 млрд человек. Многие представители глобалистики, считая, что главной причиной глобальных проблем является научно-технический прогресс, полагают, что он же и позволит решить эти проблемы. Техника, основанная на науке, позволит разрешить возникшие противоречия и привести общество к оптимальному состоянию. В глобалистике предлагается множество рекомендаций. Но как их осуществить? Ясно, что разрешение глобальных проблем требует нового политического мышления, новой организации международных отношений и организации мирового сообщества. Но все это встречает значительные трудности.

2. Классификация глобальных проблем.

Классификация глобальных проблем выступает как важный компонент комплексного исследования актуальных противоречий современности и позволяет рассматривать эти проблемы в их взаимодействии и взаимообусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем. Помимо этого, классификация способствует более глубокому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений. Большое значение имеет и то, что строго и четко проведенная классификация в определенной мере подводит итог результатов предшествующих исследований в данной области познания и, вместе с тем, отмечает начало нового этапа в развитии таких исследований. В настоящее время среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание получил тот, в соответствии с которым все они делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни.

1. Таким образом, первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и потому их называют интерсоциальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

3. И наконец, третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек — общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления. Поэтому любая подобная классификация должна рассматриваться не как окончательный вариант решения вопроса, а как один из возможных способов реконструирования сложной системы, способствующий лучшему пониманию природы взаимосвязи глобальных проблем. Теперь дадим краткую характеристику наиболее важным проблемам, представляющим серьезную опасность для всего человечества.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения, исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основатель и первый президент широкоизвестного Римского клуба А. Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, «сцепились друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету... число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, а их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету». Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и философии, т.е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, то, что требует безотлагательного решения, от того, что менее актуально.

Экологическая проблема. За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли разительные перемены. С одной стороны, сработал закон взаимозависимости количественных и качественных изменений, когда исподволь накапливавшиеся столетиями негативные последствия человеческой деятельности обрели в своей совокупности новое качество. Проявилось это в опустынивании многих прежде жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы, водных бассейнов и т.п. Достаточно сказать, что пустыни в настоящее время занимают более 40% всей поверхности суши, а озоновые дыры в стратосфере, проблема Байкала или малые и большие реки, превратившиеся в сточные канавы, также появились не в одночасье. С другой стороны, планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного океана, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы «общество—природа». Только в последнее время люди стали осознавать, что природа в состоянии лишь в определенных пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраняется мера, в рамках которой отходы экономической деятельности утилизируются естественным путем. Нарушение же этой меры ведет к качественным изменениям биосферы, зачастую необратимым. Причем с тем загрязнением, которое возникает естественным путем в виде пыли, поднимаемой ветром или выбрасываемой вулканами, дыма от лесных пожаров или естественным выходом нефти на поверхность Земли, природа сама достаточно легко справляется. Но человек создал дополнительные нагрузки на окружающую среду, значительно превышающие ее естественные возможности противостоять такому воздействию. Все возрастающими темпами он выбрасывает на поверхность Земли, в атмосферу и водоемы гораздо больше химических элементов, особенно тяжелых, чем их содержится в естественных загрязнителях; при этом добавил к ним еще многочисленные искусственные материалы, такие, как пластмассы, керамика, стекло и т.п., которые природа оказалась уже не в состоянии абсорбировать (утилизовать) без помощи человека. Отсюда отравленные химией поля и водоемы, а как следствие и наши продукты, смоги над городами, рукотворные горы мусора, отходов производства и т.п. стали постоянными спутниками человеческого бытия. История, таким образом; подтвердила справедливость слов, сказанных еще более ста лет тому назад К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.

Демографическая проблема. Среди наиболее важных забот современного человечества неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность. Основания для беспокойства на этот счет вполне реальные и достаточно легко просчитываются. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные оказываются лишними. В то же время за последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и сегодня составляет почти 6 млрд. человек. Причем первое удвоение произошло за 700 лет, второе за 150 лет, третье за 100 лет и последнее менее чем за 40 лет (в 1956 г. на Земле было еще только 2,8 млрд. человек). Беспрецедентный рост населения земного шара в XX столетии, именуемый «демографическим взрывом», стал результатом действия не только и даже не столько биологических законов, сколько следствием стихийного, неравномерного общественного развития и глубоких социальных противоречий, которые человечество с трудом пытается преодолеть. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится более девяти десятых прироста мирового населения. Там одновременно сосуществуют низкая смертность, которая была присуща развитым странам уже в начале XX в., и высокая рождаемость, типичная для XVIII в. Вместе с тем по уровню производительности труда и доходу на душу населения, по урожайности сельскохозяйственных культур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населения и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих стран живет еще где-то в XIX в. Демографические проблемы очень сложны и обладают огромной инерцией, так что быстро преодолеть их невозможно. В то же время, чем дальше откладывается их решение, тем сложнее и запутаннее они становятся. Поэтому все правительства в развивающихся странах стремятся осуществлять демографическую политику таким образом, чтобы снизить рождаемость. Данная проблема также остро стоит и перед развитыми странами, но уже как бы с обратным знаком. Там, на фоне роста численности людей преклонного возраста, зачастую имеет место снижение рождаемости, не обеспечивающее даже простое воспроизводство населения. Это также сопряжено с дополнительными трудностями, касающимися национальных интересов, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения и т.п.

3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

С глобалистикой тесно связана футурология, ставящая задачу предвидения будущего человеческого общества. Футурология и фантасты рисуют разнообразные картины будущего — от пессимистических (атомная катастрофа, вырождение человека и т. п.) до оптимистических (коммунизм, внеземные цивилизации и т. д.).

В центре внимания футурологии — перспективы технологической революции (или научно-технического прогресса). Развитие информационной технологии резко увеличивает производительность труда, уменьшает потребность в неквалифицированных рабочих, на первый план выходят «золотые воротнички» (конструкторы, технологи, программисты и т. п.). Информационная технология меняет структуру управления, приводит к изменению общественной жизни во всех сферах, от экономической до духовной.

Передовые страны ступили в стадию, называемую «информационным обществом» или «обществом услуг». «Информационное общество» приходит на смену и капитализму и социализму, что в этом обществе упраздняются классовые противоречия, в новом обществе ведущую роль играет «когни-тариат» (А. Тоффлер).

Людям свойственно мечтать о лучшей жизни. Эти мечты проходят сквозь всю историю общества. Социалисты-утописты говорили, что впереди нас находится золотой век (Сен-Симон), что «века счастья будут продолжаться в семь раз дольше веков несчастья» (Фурье). Маркс и Энгельс в общей форме давали характеристику коммунизму, который придет на смену капитализму. Практика — критерий истины. Практика социалистического строительства в ряде стран выявила, по сути дела, утопическую суть предложенной концепции коммунизма. Общественно-исторический процесс оказался более сложным, чем он представлялся в марксизме.

Сегодня фактически нет достаточно обоснованной концепции будущего, сопоставимого с моделью коммунизма. Часто говорят о движении к гуманному, демократическому обществу с всесторонне развитой личностью и т. п. Все это довольно абстрактно. Но стоит ли создавать какие-то конкретно-детализированные образы будущего? Можно было убедиться, что конкретные модели будущего скорее всего могут оказаться ошибочными. Ограничимся общим тезисом о прогрессивном характере развития общества. Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе цивилизации. После Второй мировой войны казалось, что кризис миновал, но на самом деле он лишь приобрел новую форму — лавинообразного роста глобальных проблем. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление — признак такого кризиса цивилизации, который уходит корнями в историю европейской культуры. Все страны мира, пытаясь достичь уровня промышленно развитых стран Запада, стремятся идти по их пути. Кризис современного общества является и кризисом современного человека.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа. Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, отмечая, что суть процесса — это новый постиндустриальный этап развития. Конечно, данные характеристики относятся в основном к западной (американской и европейской) и японской цивилизациям, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других обществах. Главное здесь — рост значения информации в жизни общества. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило радикально изменить промышленное производство и образ жизни людей. Для философского анализа главное в данном процессе — то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяют как появление информационного общества и информационного человека. Современные мыслители по-разному оценивают содержание происходящих изменений в обществе: одни смотрят на будущее с надеждой, другие же высказывают серьезную обеспокоенность нынешним положением.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье «Великая надежда XX века». По мнению исследователя, интенсивное научное и техническое развитие открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания «научного общества», избавленного от политических, социальных и религиозных антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только общества, но и человека. Фурастье предложил своего рода «компьютерную утопию», а его взгляды стали истоком для многих более поздних технократических воззрений. Можно сказать, что Фурастье привлек внимание к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.

В 1970 г. появилась книга Э. Тоффлера «Футурошок», описывающая те изменения, которые должны произойти с человеком в ближайшем будущем. В трудах американского социолога Д. Белла о «постиндустриальном» обществе оно характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на основании собственности, а на знании и квалификации. Обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. 3. Бжезинский в книге «Между двумя веками» утверждает, что постиндустриальное общество станет «технотронным» в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы, социальную структуру и духовные ценности (подробнее см.: 6.4. Культура и цивилизация).

Такой философ, как К. Ясперс, отвергает представление о «демонизме» техники, считая, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперсу, техника — только средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигнуто, она является лишь орудием в руках человека.

Из XIX столетия пришли две идеи: одна из них социалистическая, другая — научно-технологическая. Социалистическая идея вдохновлялась социальной справедливостью, а технократическая — экономической эффективностью. Обе они столкнулись с границами, поставленными возможностями биосферы. Девиз коммунизма «каждому по потребностям», как и мечта о науке, которая решит все проблемы, особый «технократический оптимизм» остались на уровне благих пожеланий. Если стандарт потребления аутсайдеров поднять до «золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии.

Важно изменение традиционных способов и типов мышления.

В сложившейся ситуации общество может выбирать лишь один из двух путей: сплочение всех людей ради сохранения жизни на Земле или борьбу за природные ресурсы, использование всех возможностей в попытке обеспечить только для своей страны экологически чистое пространство и энергию. Второй путь предполагает обострение политических и экономических противоречий не просто между государствами, а уже и между цивилизациями. Подобный вариант событий уже обсуждается философами и политологами. Так, например, большие дискуссии в России и за рубежом вызвали статьи Самуэля Хантингтона. По мнению Хантингтона, цивилизации как субъекты мировой политики пришли на смену нациям-государствам, поэтому принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между отдельными цивилизациями. Цивилизациями он называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями и религией. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций, являющиеся реальными сообществами с реальным разделением границ: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую. Хантингтон считает, что отношения цивилизаций принципиально конфликтны, поскольку в основе их различий лежат оригинальные системы ценностей. Столкновение цивилизаций может, с его точки зрения, происходить на двух уровнях: макроуровень — международный уровень борьбы цивилизаций и микроуровень — внутренняя нестабильность тех государств, на территории которых проходят цивилизационные разломы. Согласно теории Хантингтона, могут возникнуть глобальные конфликты между такими цивилизациями, как западное христианство и православие, православные и мусульмане, западной и исламской цивилизацией, мусульманами и индуистами в Индии. Столкновение цивилизаций представляет угрозу внутренней стабильности, в особенности для таких стран, как Турция. Мексика и Россия.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, называя среди них перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, научное доктринерство, ядерное оружие, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации жизнь человека в основном не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее.

Поневоле приходится возвращаться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Неслучайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества. Отвергая многие ценности современного мира, такие как демократия и либерализм, фундаменталисты тем не менее воспринимают все технологические достижения компьютерной революции.

Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: «Чем будут сражаться люди в третьей мировой войне?» Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Другой выдающийся мыслитель и гуманист Альберт Швейцер сформулировал этический принцип благоговения перед жизнью, значение которого не только не уменьшилось на рубеже XX-XXI вв., но и колоссально возросло. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют обращаться к поиску механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений. При всех успехах науки, техники, технологии — главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций. Человечество способно выжить, развиваться и эволюционизировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование.

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функции, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты:

1.онтологический;

2. гносеологический;

3. логический;

4.нейрофизиологический;

5.социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование - также вид познания, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект - на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития моделировать будущее.

В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина - футурология. Ее создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годы XX в.), который и предложил термин.

К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и другие.

В 1968 г. была создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.

Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование.

которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе.

Среди них процессы в области:

- производственных отношений  науки и техники;

-образования

-здравоохранения

-литературы,  искусства,  моды;  строительства;

-освоения   космоса;

-международных отношений.

Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

Разработал

Преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин,

старший лейтенант внутренней службы,

к.ф.н.                                                                                                                А.А. Туманов

«26»  августа 2013




1. Философия бизнеса 1
2. К'нтуды Айтолды Айтолды 'гд'лміш Ма'таулы Од'рмыш Сергек Ояу діни 'ибадат іс'рекет 'дет'р
3. Тема научного исследования Руководитель 1 Алешина Татьяна Дмитриев
4. Понятие и задачи уголовного права
5. тема централізованого оповіщення РАСЦО
6. Эластичность спроса и предложения
7. доклад 2публикация тезисов 3 устный доклад и публикация тезисов 4стендовый доклад и публикация тезисо
8. Химические методы борьбы с солеобразованием в скважинах и системе сбора применяют главным образом при вы
9. Гидросистема прицепного скрепера
10. Учебное пособие- Формирование сплоченности коллектива
11. Как сделать внедрение крупной информационной системы успешным
12. Системы управления базами данных
13. Совершенство Совершенство
14. на тему- Кредитование предприятий Студентка 2 курса группа 203Ф специальнос
15. О государственных пособиях семьям воспитывающим детей
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук Київ ~ Дис
17. тема отношений связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за тр
18.  Основні напрямки фізикогеографічних досліджень в Україні
19. СССР в период форсированного строительства социализма
20. а Работа выполнена- Студент- Кругликова Е