Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Высшая Школа Бизнеса
Спец.Факультет « Банковское дело»
Тема: Нумизматика СССР.
Выполнил студент
ФБД ЗО 1 курса
Абрамов В.А.
Проверил:
Профессор ТГУ
Земцов А.А.
Томск 2001г.
Оглавление
Введение
«Любовь и голод правят миром!» Никто не оспаривает слова великого поэта. Но все знают, что есть ещё третья сила. То что возносит. Она способна вознести даже недостойного на такую высоту, что весь мир окажется у его ног. Власть этой силы такова, что избежать её невозможно. Она достанет всюду . И великих мира сего, и последнего нищего калеку на паперти. Она всемогуща до такой степени , что тот ,кто обладает ею, чувствует себя властелином всего сущего.
О значимости и силе денег свидетельствует сам Пушкин: «Я деньги мало люблю - но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Конечно, не стоит преувеличивать силу денег. Не всё подвластно им . Но не стоит и преуменьшать.
Надо просто воздать должное тому, что сопутствует всей человеческой жизни: с рождения и до гроба, с первого крика до последнего стона. То тише. То громче, а порой и перекрывая крики новорождённого, и стоны умирающего, всегда слышен « звон злата». Звон колокольный призывает всех, но не все его слышат душа может не проснутся даже под колокольный набат. Тихий же звон злата» слышат все. Даже те, кто не хочет слышать его, закрывает уши, бежит от него. Но безуспешно. Миру известна сила зла. Оно возносит . но оно и губит. Так что это? Добро или зло? Сколько жертв у «злата», сколько суровых приговоров ему вынесено человечеством во все времена, сколько проклятий , сколько слез пролито из-за него, сколько пота и сколько крови. Но и сколько признаний в неодолимой любви к нему слышало «злато» . Сколько страстных мольб, чтоб не уходило оно, всегда было рядом. Оно и убийца, и спаситель. И палач, и ангел хранитель. Весь парадокс в том, что и тот , кто всеми силами души презирает его, не в состоянии жить без него.
Но все же человек не был бы человеком, если б не сумел даже здесь подняться выше своего бессилия. Он заставил «злато» светить ему. Это удивительно освещать время, прошлое и настоящее. Монета стала не только средством платежа, мерой стоимости. Это мера нашей памяти, памяти о тех бессмертных вехах жизни нашего Отечества, которые свидетельствуют о великих людях, великих деяниях. Памятная монета отливается в память великого. Это своеобразный сплав двух великих состояний: материального и духовного.
Начало советской монетной чеканки.
Наладить денежное дело в молодой Советской Республике было нелегко. Царила разруха, вызванная гражданской войной. Золото в огромных количествах было вывезено тем или иным путём за границу. В стране не хватало не только монет, но и бумажных денег. Царские деньги и знаки Временного правительства обесценились. Из за нехватки средств обращения были выпущены для замены денег почтовые марки юбилейной серии « 300 летие дома Романовых» на толстой бумаге с типографским текстом на оборотной стороне. Кое где власти на местах выпускали самодельные бумажные деньги и пускали их в обращение. В Якутии местный нарком финансов писал на винных бутылочных наклейках: на мадере 1 рубль, на кагоре 3 рубля и т.д. Создавалась страшная путаница, в которой роль денег на себя брали даже книжечки трамвайных билетов. Развивалась быстрыми темпами инфляция. Росли цены. Считали на тысячи и миллионы. Ходили купюры по несколько тысяч рублей и разменять их было трудно.
Денежная реформа, которая должна была навести порядок в денежном обращении, была задумана уже в начале 1918 года. Но тяжелое военное положение Советской Республики, голод, разруха заставили отложить её. Но всё же в этом году удалось заменить денежные суррогаты, едиными денежными знаками РСФСР. А так как экономика молодой республики не могла обходится без участия в денежном обороте разменной металлической монеты. В Апреле 1921 года в связи с переходом к нэпу Совет труда и Обороны постановил возобновить работу старого монетного двора в Петрограде. Он назывался тогда « Медально-аффинажный завод» и входил в систему Горного Совета ВСХН. Сделать это было не так просто, потому что ещё в 1917 году всё его оборудование было поломано, и растеряно. Но предприятие удалось восстановить, и в Августе завод возобновил работу.
Медальный отдел завода разработал эскизы серебреных монет номиналами в 10, 15, 20, 50, копеек и 1 рубль. Исходя из технических возможностей предприятия, было решено сохранить для советских монет все параметры старых монет, чеканившихся до революции, в том числе металл, вес, диаметр, пробу. Хотя Президиум ВЦИК утвердил представленные эскизы, и завод преступил к работе, до 1924 года серебреные монеты в обращение не поступали нужно было создать запас металлических денег, необходимый для оздоровления финансов. Преодолеть разменный кризис и не дать серебру уйти из сферы обращения мог только одновременный выброс большого количества монеты.
Успех мероприятий Советского правительства по стабилизации денежного дела так же зависел от того, будет ли достаточен фонд драгоценного метала в стране. Предпринимаются меры для увеличения добычи золота. В 1919 году Совнарком подписал соглашение о новых условиях выдачи кредита и функционирования пока ещё частного Ленского золотопромышленного твари - шества. Вскоре в том же году оно было национализировано.
В 1921 году был издан декрет Совнаркома « О распределении добываемого золота и платины», в котором устанавливался точный учет золота и платины, добываемой в стране, и обязательная их передача в Государственное хранилище ценностей. Устанавливалось, что золото и платина не могут быть предметом скупки, обработки, хранения, распределения и обмена кооперативными организациями и частными лицами, но временно до конца 1921 года еще разрешалось частная разработка, разведка и добыча золота. Всё это привело к резкому увеличению Государственного золотого запаса.
Не смотря на стремление молодой республики все менять имена. Названия улиц, учреждений, городов названия металлических денег не были изменены. Это способствовало их обращению, повышало доверие к ним населения. Но главное было то, что разменная монета приравнивалась и свободно обменивалась на полновесную серебреную монету. Инфляция и падение покупательской способности денег были приостановлены.
Характерной особенностью первой монетной программы Советского Государства стала её гласность. Газеты «Петроградская правда», «Экономическая жизнь», « Красная газета» и другие регулярно публиковали сообщения о возобновлении работы Монетного двора, о начале и ходе чеканки монет разных номиналов. Именно из газет население в 1921 году узнало о начале чеканки серебреных монет, в 1922 году о работе над золотым червонцем. Вот лишь некоторые заголовки публикаций тех лет, дающие представления о том, что было известно населению о новых деньгах: « Монетный двор работает полным ходом», « Звонкая монета вестник экономической мощи».
Рождение разменной монеты
Червонец существенно укрепил денежную систему Советского государства, но разменные трудности в сфере обращения оставались. В ряде мест рабочие просто отказывались получать заработную плату в твёрдых, но неудобных червонцах. Кое - где на местах предпринимались попытки создания разменных суррогатов. Отдельные предприятия изготовляли « расчётные квитанции», номинал которых исчислялся в долях червонца. По этим квитанциям рабочие могли пообедать в столовой предприятия, сделать покупки в магазине системы рабочего снабжения. Чтобы обеспечить квитанциям долговечность, их штамповали из метала меди, бронзы, алюминия. Такой вид, например, имели боны, выпускавшиеся 2-й Государственной шорно-футлярной и чемоданной фабрикой в Петрограде. Здесь штамповали: из красной меди знаки достоинством в 5 рублей и 5 копеек., из желтого сплава 3 руб., из алюминия - 1 рубль. Вторым выпуском стали алюминиевые боны достоинством в 1, 2 и 3 копейки.
Известны также металлические заменители разменной монеты, выпускавшиеся натурально расчетным союзом « Разум и совесть» в Киеве. Обществом потребителей служащих и рабочих Николо Павдинского имения имени наследников Воробьева и др.
Как уже говорилось выше подготовку выпуска разменной монеты финансовые органы начали уже в 1921 году. Этот факт свидетельствует о строгой плановости и методичности, с которой Советское государство занималось созданием социалистической денежной системы. Налажено нормальное монетное производство, бездействовавшее многие годы. Принимались дополнительные меры, которые должны были обеспечить успех мероприятия. Так, были выпущены бумажные казначейские боны достоинством в 1, 2, 3, 5 и 50 копеек. Гарантировался их обмен на металлические монеты с 1 Января 1925 года.
Выпуск металлической монеты в обращение произошел на завершающем этапе реформы. 2 Февраля 1924 года 2 съезд Советов постановил ввести в обращение новую устойчивую советскую валюту. С учётом в геральдике изменений в виду недавно образовавшегося Союза Советских Социалистических Республик. 26 Февраля 1924 года первые серебряные деньги поступили в четыре московских торговых учреждения ГУМ, Мосторг, Моссельпром и МОСПО. На следующий день их стали выдавать на сдачу покупателям. Сбылось предвидение В. И. Ленина, который в 1922 году говорил, что, если удастся стабилизировать рубль, « тогда все эти астрономические цифры все эти триллионы и квадриллионы ничто. Тогда мы сможем наше хозяйство поставить на твёрдую почву и на твёрдой почве дальше развивать». Темпы, с которыми сфера обращения поглощала заблаговременно приготовленные запасы разменного серебра, заставили Наркомфин изыскать пути увеличения её производства. Возможности Монетного двора не позволяли организовать выпуск монеты в нужном масштабе. Тогда было принято решение разместить заказы Наркомфина на других предприятиях. Для этой цели избрали Ленинградский телефонный завод «Красная заря», где с Октября 1924 года по Февраль 1925 года чеканили двух и трёхкопеечные монеты. В тот же период Монетный двор выпускал одно и пятикопеечники. В день здесь чеканилось более 1 миллиона кружков. Позже одно и пятикопеечники выпускала и « Красная заря». Предполагалось разместить заказы и на других предприятиях, в частности на Тульском и Одесских заводах. Но эти предложения не были приняты.
Заказы на чеканку части тиража полтинников и пятаков разместили в Англии. Серебреные полтинники с датой «1924» чеканились на Монетном дворе в Бирмингеме. Заказ на пятаки исполняли фирма Бирмингем лимитид в кооперации с фирмой Кингз Нортон метал корпорейшн.
Производство советской монеты в Англии имело и политическое значение. Только в Январе 1920 года страны Антанты, в их числе Великобритания, сняли военную блокаду Советской России. А уже в 1924 году в Лондоне приняли заказ на выпуск монеты с гербом Союза Советских Социалистических Республик.
Разменный кризис в основном был преодолен к началу 1925 года. К тому времени в обращение ушло на 73,5 млн. рублей серебряных монет, на 1,4 млн. медных. Кроме того, в стране курсировало разменных бумажных бон на 27,8 млн. рублей. Для сдерживания накопления отдельными лицами разменной монеты законодательно было определено её количество, принимаемое в один платёж до 25 рублей в монетах достоинством в 1 рубль и 50 копеек, до 3 рублей для всей остальной монеты.
В 1925 году было принято решение о выпуске полу копеечной монеты. Она сохраняла вес и диаметр ½ копейки дореволюционных выпусков. С Августа на Монетном дворе чеканились монеты с датой « 1925». К Октябрю 1926 года полу копеек было выпущено с обращение на 161 тысячу рублей. В последующий период Монетный двор изготовил сравнительно небольшое количество полу копеек с датами « 1927» « 1928». Массовая чеканка медной монеты прекратилась к 1925 году. Копеечные и двухкопеечные монеты с датой «1925» были выпущены малыми тиражами.
Монеты 1924 года определили лицо последующих выпусков. Для лицевой стороны стали обязательными такие элементы оформления, как стебельный ободок, узелки на нём, колосья с одиннадцатью зёрнами, обрамляющие номинал, точка под датой. Впервые вместо профилей императоров и императриц в тот год на советских монетах появились изображения людей труда, тех, кто своими руками создавал и растил земные благо. Так на серебренном рубле 1924 года мы видим рабочего и крестьянина, стоящих рядом. Их позы позволяют понять, рабочий завёт крестьянина за собой, в новую жизнь, и встающее солнце освещает им путь к фабричному городу. По динамизму фигур, лаконизму раскрытия идеи крепнущей смычки города и деревни монета может быть поставлена в ряд лучших произведений русского медальерного искусства.
На серебряном полтиннике 1924 1927 годов изображен кузнец. Он бьет молотом по наковальне, ремонтируя плуг. И хотя нет на монете изображения крестьянина, идея союза рабочих и крестьян также воплощена в четких, предельно жатых образах. Очень точно монета передает дух эпохи. « Мы кузнецы и дух наш молод», - эти слова песни, написанной рабочим поэтом Ф. Шкулёвым после первой революции 1905 года были популярны в народе. Художник сумел сделать их слышимыми для всех, кто брал монету в руки.
В период производства первых партий медной монеты стало ясно, что принятие старых стандартов экономически мало выгодно и не отвечает техническим достижениям века. На производство монеты расходовалось огромное количество дефицитного металла. Только на Октябрь 1925 года масса чистой меди, находившейся на руках у населения, составила почти 460 тон. Тяжелая монета требовала дополнительных расходов при перевозках. Она буквально отягощала карманы населения. Кошелёк с мелочью от одной до пяти копеек на сумму в 1 рубль весил 328 грамм.
Сложившаяся денежная система обеспечивала условия при которых покупательская способность монеты определялась уже не весом и чистотой заключенного в ней металла, а лишь обозначенным на ней номиналом и стабильные государственными ценами на главные потребительские товары.
В 1925 году на Монетном дворе начались поиски прогрессивных металлов для монетного производства. Требовалось подобрать дешевый, легкий, износоустойчивый, упругий материал, обладающий привлекательным цветом, слабо поддающийся коррозии. Таким требованиям могли отвечать только сплавы. К поиску и подбору рациональных материалов подошли с большой тщательностью. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в период бурного развития техники сплавов материалов, подобранный в 1925 году на Монетном дворе, продержался в производстве более тридцати лет. По результатам сравнительных испытаний, которые сопровождались пробной чеканкой монет небольших номиналов, было решено предложить для внедрение в производство сплав меди и алюминия. Метал, обладал красивым золотистым цветом, высокой пластичностью, хорошей износоустойчивостью.
В 1925 году в связи с планированием перехода на новые материалы Наркомфин сделал попытку изменить рисунок монет. С этой целью был объявлен конкурс на лучшую разработку темы. Однако представленные проекты Наркомфином не были приняты. Дело в том, что небольшой размер монет нового типа не позволил авторам достаточно художественно разместить на их поле сложные композиции. Монетное поле перегрузилось изобразительным материалом, потеряло лаконизм. Немалые технологические трудности вставали и перед производством. Кроме того, стремясь к оригинальности, убрали с монеты герб СССР и заменили его декоративным рисунком. Это разрушило сложившийся тип советских монет, обеднило их идейное содержание. Так на копейке вместо герба предполагалось разместить изображение дисковой пилы, номинал монеты, год чекана и надпись «СССР». На двухкопеечнике композиция предлагалась не менее сложная: колосья пшеницы и овса, номинал монеты, год чекана и лозунг « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Было решено оставит рисунок монет таким, каким он сложился на медных деньгах 1924 года. Вес, диаметр и сплав, предложенные Нркомфином, получили утверждение. 15 Января 1926 года было объявлено о чеканке новой мелкой разменной монеты 1, 2, 3, и 5 копеек.
Экономическая целесообразность решения Советского правительства о прекращении использования серебра и меди в монетном производстве особенно понятна в наше время. С середины 20 века в связи с развитием новых отраслей науки и техники перед промышленностью остро встал вопрос о необходимости применения чистых и высокочистых драгоценных металлов. Это обусловлено их физическими и химическими свойствами. Так, серебро является незаменимым материалом для изготовления электрических предохранителей, контактов в точных приборах, пластин аккумуляторов большой мощности, зеркального стекла, светочувствительных покрытий.
Перевод всей советской монетной системы на новые материалы осуществлялся постепенно. Чеканка серебряных рублей прекратилась в 1924 году, полтинников 1927 году, монет достоинством в 10, 15, и 20 копеек в 1931 году. Три последних номинала с датой «1931» выпущены в обращение в незначительных количествах и сейчас относятся к самым редким советским монетам.
В 1931 году в производство был запущен новый тип монет из никеля. Рисунки их сторон разработал А. Ф. Васютинский. На лицевой стороне 10, 15, и 20 копеек был изображен рабочий с молотом в руке. Он придерживал щит с обозначением номинала. Впервые на советских монетах появилось полное наименование нашего государства « Союз Советских Социалистических Республик ». На гербовой стороне был помещён лозунг « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А на месте которое раньше занимала надпись « СССР», появилась черта. Перегруженность монетного поля элементами оформления рисунками, надписями, линейными круговыми ободками создавала трудности для производства. В результате тип 1931 года продержался всего до 1935 года.
В 1935 году рисунок обеих сторон 10, 15, и 20 копеек был упрощён. Однако лицевая сторона сохраняла перегруженность мелкими деталями. Зато гербовая приобрела ту классическую форму, которая на долгие годы стала единой для советских монет всех достоинств. В 1935 году новый тип гербовой стороны ( без лозунга « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» ) был утверждён и для бронзовых монет, часть тиража которых была отпечатана в новом виде. В 1937 году число перевязей ленты вокруг колосьев герба Советского Союза с семи лент было увеличено до одиннадцати по числу союзных республик.
От великой победы до наших дней.
22 Июня 1941 года гитлеровская германия внезапно напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Она стала серьезным испытанием политической, военной и экономической мощи социализма, том числе прочности его денежной системы.
Неимоверные трудности обрушились на Советский Союз в дни Великой Отечественной войны. Центральный Комитет партии требовал от Наркомата финансов «сохранить прочность государственной денежной системы, чтобы не повторилось явлений первой мировой войны.
Стабильность государственных цен способствовала тому, что в сфере обращения, несмотря на трудности военного времени, продолжала ходить разменная монета. Более того, её чеканка прекращалась лишь на самый непродолжительный срок. Ленинградский монетный двор в связи с военной обстановкой прекратил работу в Августе 1941 года. Часть рабочих была мобилизована в действующую армию, другая перешла на оборонные заводы. Основное оборудование предприятия было эвакуировано в Краснокамск Пермской области. Там на территории и в здании бумажной фабрики Гознака стало восстанавливаться производство. Работа монетного двора возобновилась в Ноябре 1941 года. В 3 квартале 1942 года началась чеканка монеты. При этом в её производстве имелись особенности, вызванные военным временем.
Однокопеечные монеты в 1942 1944 годах не чеканились вообще. Двухкопеечники были выпущены в 1942 году только на сумму в 9 рублей (450шт). Этих монет нет ни в государственных, ни в личных коллекциях. В 1943 1944 год.
Двухкопеечные монеты не выпускались. Трехкопеечники и пятаки не чеканились в 1942 1944 годах. Монеты достоинством в 10 , 15, и 20 копеек изготавливались в течение всех лет войны, но производство их составляло всего около половины довоенного уровня. Десятикопеечные и пятнадцатикопеечные монеты выпущены в 1942 году в небольшом количестве. Сегодня особенно в хорошем коллекционном состоянии они представляют достаточную редкость.
Большие трудности в тот период Монетный двор испытывал в кадрах. Остро ощущалась отсутствие новой техники, хорошего метала. Приходилось работать только с запасом штемпелей, вывезенных из Ленинграда. Некоторые штемпели по мере износа не изымались из производства, а ремонтировались под гравировками. Хорошо прослеживаются следы ремонта лицевых и гербовых сторон штемпелей на монетах достоинством в 15 и 20 копеек 1943 и 1945 годов. Известны грубые доработки штемпелей трёхкопеечных монет 1943 года.
Снижение качества монетной продукции из-за износа оборудования и ослабления технологического контроля можно проследить и по таким фактам. В обращение попадало много монет с плохо с центрованными изображениями лицевых и гербовых сторон. Встречаются монеты всех лет без гурта. Известен бронзовый чекан двадцати копеечников в 1941, 1942, 1943 году. Ошибочно чеканились на кружках из белого металла трех копеечные монеты.
В 1944 году на Монетном дворе кончился запас штемпелей, вывезенных из Ленинграда. К этому времени положение на фронтах изменилось в корне. Ленинград был полностью освобожден от блокады, и почти сразу началось восстановление Монетного двора. Первую монетную продукцию предприятие выпустило 20 июня 1944 года. Однако годовой план монет в том году выполнен не был. Не хватало квалифицированных кадров, возникали технические трудности. Возобновления работы Монетного двора в сложной обстановке отрицательно сказалось и на качестве монет. Не мало разновидностей возникало из-за использования правленых штемпелей лицевой и гербовой сторон. Только в 1946 году предприятие вошло в нормальный ритм и стало выполнять государственные планы.
Монеты с датой «1947» в обращение не выпускались, так как 14 декабря 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «Проведение денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги обменивались на новые по соотношению 10:1. На разменную монету действие реформы не распространялось.
В 1948 году частично изменен тип штемпеля гербовой стороны:
Число перевязи ленты вокруг колосьев увеличено до 16, по количеству Союзных республик.
В 1957 году число перевязей ленты было вновь уменьшено до 15, в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР. Дата «1957» последняя на монетах, которые с 1935 года находились в обращение до реформы 1961 года, после чего были изъяты и заменены новыми.
Главным смыслом реформы стало увеличение золотого содержания рубля. Основанием для этого явилось быстрое укрепление социалистической экономики, рост товарооборота и постоянное увеличение объемов производства.
С 1 января 1961 года в обращение были выпущены денежные билеты нового образца и разменная монета достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек, а также 1 рубль. Монеты старого образца подлежали замене в соотношении 1 рубль новыми за 10 рублей старыми, без всяких ограничений.
При подготовке реформы обсуждался вопрос о чеканки полу копеечной монеты, поскольку в ходе пересчета цен и тарифов неизбежно должны были образоваться величины в 0,5 копейки. Однако ряд объективных факторов был против этого. По своим размерам и весу существующая копейка (диаметр 15 мм и вес 1 грамм) стоит на гране практического удобства для повседневного применения. Сближение веса и размеров двух монет разных номиналов неизбежно повлекло бы за собой ошибки и даже злоупотребление. Поэтому предложение о введение полукопейки не было принято.
С датой “1961” Монетный двор выпустил полную серию монет от одной копейки до одного рубля. Всвязи с большим объемом работы и расходм монетных штампелей все монеты, датированные 1961 годом, имеют разновидности. У 1, 2 и 50 копеек их известно по две; у 3 копеек (с учетом разных сочетаний гербовых и лицевых сторон) шесть; у 5 копеек пять; а у 20 копеек- три. Кроме того, 2, 3, 5 копеечные монеты обнаружены в обращение отчеканенными в белом металле, а 10, 15 и 20 копеечные в никелевом сплаве прошлых лет и новом желтом, медно-цинковом сплаве монет низких номиналов.
Один рубль и 50 копеек в 1961 годом чеканились без защитного гурта. Поэтому после выпуска монет 1964 года с гуртовыми надписями монеты без гурта стали изыматься из обращения.
В 1962 году Монетный двор выдал только разменную мелочь без одного рубля и 50 копеек, а в 1963 году тиражировались только 1 и 2 копеечки, в 1964 году 1, 2, 50 копеек и один рубль. Монет последних двух номиналов в сферу обращения попало много, и они составляли основу наличности этого достоинства. К числу монет, которые встречаются реже других, сейчас можно отнести один рубль 1969, 1970 и 1971 годов выпуска.
1965 году положено начало новой традиции выпуску юбилейных советских монет.
Памятные монеты.
История и культура.
Какую только тематику для собирательства не выбирают нумизматы, интересующиеся монетами. Есть любители антики, древнерусских «чешуек», западноевропейских средневековых и современных монет. Увлекаются изображаемыми на монетных полях портретами царских особ и государственных деятелей, гербов и животных. Особое место в этом ряду занимают знатоки новоделов. И лишь, пожалуй, на самом последнем месте в этом списке стоят любители памятных монет. Часто нумизматы относятся к ним как к чему-то несерьёзному, баловству. А между тем эта тема, наиболее доступна для широкого круга собирателей, несёт в себе огромный запас знаний, открытий. Каждый выпуск таких монет пропаганда знаменательных дат, событий в истории страны. А каждое событие, каждый памятник, изображенные на одной из сторон монеты, - это целая книга, рассказывающая серьезные и увлекательные, смешные и грустные повести.
Почти в каждой семье сегодня хранятся кроме старых и современные монеты, которые выпускаются в нашей стране с 1965 года. Нередко они лежат в шкатулках и коробочках у людей, вовсе не занимающихся нумизматикой. Внимание к ним привлекают разнообразие рисунков, интересных символов, часто оригинально выполненных медальером. Но, к сожалению, многие из обладателей этих блестящих кружочков не знают историю самого события, изображенного на металле.
Что же такое памятная монета? Это монета, выпускаемая в обращение в память о каком либо определённом событие. Юбилейная монета, чеканившаяся в ознаменовании юбилейных дат, является разновидность памятной. Подобной разновидностью можно считать и так называемые рудничные монеты, выпускаемые из метала только что открытого рудника или намытого в реке золота и имеющие соответствующую надпись, и подарочные монеты, выпущенные не для обращения, а для раздачи их, как часто бывает, различным лицам в виде поощрения либо в связи с каким-то событием.
Памятная нумизматика сейчас всё больше тяготеет к коммерции, приспосабливаясь к потребительскому рынку. Улучшается качество монет, и их цена уже в несколько раз превышает номинал. А уж если монеты из драгоценного метала, то коллекционная стоимость их в сотни раз превышает не только номинал, но и цену самого металла. Памятные монеты сегодня переходят, скорее, в разряд ювелирных изделий. В прочем, так повелось во всем цивилизованном мире.
Народный подвиг.
В седине 50-х годов происходит оживление духовной жизни народа, что проявилось во многих сторонах его деятельности. Одной из них стало возрождение прерванной на многие десятилетия традиции чеканки памятных монет. Так же , как возникновение первых памятных рублей в Российской империи было связано с задачей увековечить подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года, так и возрождение подобных монет в наше время оказалось связанным с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.
В 1965 году увидела свет первая Советская памятная монета, выпущенная в обращение в ознаменование двадцатилетия Победы над фашисткой Германией . Это был медно-никелевый рубль, который стал подарком для Советских нумизматов. Тираж его был многомиллионным, поэтому он долгое время находился в обращении. Конечно, это не отвечало интересам собирателей, которые стремятся к раритетности приобретаемых предметов, но сточки зрения пропаганды значимости события монета свою функцию выполнила. Памятный рубль стал и началом сериала, посвященного Великой Отечественной войне. На монете было помещено изображение памятника (Советский воин освободитель). На другой стороне монеты изобразили государственный герб СССР, и надпись « один рубль». В дальнейшем аверс незначительно менялся: добавлялись некоторые элементы декора, номинал монеты стал обозначаться цифрой, меняются размеры герба.
Почему же на монету попало изображение именно этого грандиозного создания? Архитектурный ансамбль в берлинском Трептов-парке был одним из первых Советских памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Архитектурный ансамбль был задуман из многих фигур, но в одном из центральных моментов была заложена главная мысль проекта. Солдат держит на руках спасенную им немецкую девочку. Сейчас уже забыли об этом факте и считают эти образы собирательными, но художников в то время вдохновляло в работе действительный подвиг солдата, конкретного человека. Тридцатиметровая бронзовая фигура воину величает вершину большого насыпного кургана. Она стоит на белокаменном круглом постаменте-мавзолее, где в златом ларце хранится книга с именами Советских бойцов и командиров, погибших в Берлинском сражении.
К празднованию тридцатилетия победы Советского народа в Великой Отечественной войне, которая отмечалась в 1975 году выходит очередной юбилейный рубль с изображением еще одного величественного памятника «Родина-мать» .
К сорокалетию победы в 1985 году на монетном поле юбилейного рубля изображен орден Отечественной войны .
Тема революции, государства,
мира, дружбы между народами.
Второй по счету юбилейный выпуск монет в стране был связан с образом В.И.Ленина и посвящался пятидесятилетию празднования Великой Октябрьской Социалистической Революции. Они открыли серию связанную с юбилеями октябрьского переворота. Монетный выпуск интересен и тем, что кроме рубля и пятидесяти копеек ( внешне они различаются лишь размерами), вышли в обращение юбилейные монеты достоинством 20, 15 и 10 копеек. На каждом из номиналов- свое изображение. Все вместе они в особой символической форме показывают ( как это тогда было принято) путь, пройденный нашей страной за 50 лет.
На 20 копеечной монете- крейсер «Аврора» в момент выстрела, возвестившего о начале штурма зимнего дворца .
«Аврора» изображена еще на трех юбилейных монетах. К 60-летию Октября выходит рубль, к 70-летию еще один. При внимательном рассмотрении всех трех монет можно заметить, что на последней из них корабль значительно отличается от предыдущих. В последнем случае он отштампован уже в отреставрированном виде. Когда готовились к выпуску этой монеты, по невнимательности был представлен на рассмотрение эскиз «традиционной» «Авроры». Ошибка была вовремя исправлена и монета вышла без курьеза.
Пятнадцатикопеечная монета этой серии несёт на себе памятник скульптора В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Этот памятник был создан в Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1937 г. В те дни известный французский писатель Р. Ролан, посетивший выставку оставил в книге отзывов запись: «На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовёт народы к свободе, к единству и приведёт их к победе. Надо еще заметить, что монумент Мухиной стал эмблемой киностудии «Мосфильм». Картины, снятые там, начинаются с показа заставки с этим знаком.
И самая маленькая по номиналу монета в честь 50-летия Советской власти 10 копеек., на оборотной стороне которой монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства. 107 метровый обелиск увенчан одиннадцатиметровой моделью космической ракеты. Авторы монумента не ограничились работой над устремившейся ввысь ракетой. Особое внимание было обращено на создание пьедестала. С двух сторон его окружают многофигурные бронзовые горельефы, рассказывающие о нелегком труде ученых, конструкторов и рабочих, приложившие путь в космос. Внутри пьедестала музей космонавтики.
Пожалуй, наиболее символическая по изобразительному ряду серия монет, посвященная Великой Октябрьской социалистической революции. В этом убеждаешься, когда рассматриваешь рубль, созданный к 60- летию Октября, знамя с профилем В.И. Ленина, крейсер «Аврора», монумент, посвященный освоению космоса, Модель атома. Эта символика, сгруппирована в одном рисунке, несёт в себе понятные каждому идеи. Новым этапом в разработке юбилейных монет стали рублёвики, выпущенные к 70- летию Октябрьской революции. Рассказывает художник В. Никитин, участвовавший в создании эскизов юбилейных монет: «Для утверждения было представлено несколько эскизов юбилейного рубля. Было решено использовать эти эскизы для всех трёх монет (достоинством 1, 3, 5 рублей). Серия, посвященная 70- летию Октября, вышла в обращение с близкой и понятной нам символикой: Ленин (его профиль на развернутом знамени), символ народной массы (рабочий, солдат, и матрос) и образ революции (крейсер «Аврора», красный революционный бант)».
Итак, счёт 3-х и 5-и рублёвым монетам был открыт. В дальнейшем это помогло разделению тематик юбилейных дат по номиналом монет. Решено рубль посвятить серии «Замечательных людей», трехрублевок общественно-политическим датам, пять рублей памятникам архитектуры и культуры СССР.
В 1981 году выходит рубль, посвященный дружбе двух народов советского и болгарского. Точно такая же монета выпускается и в Болгарии. Но эта тема на денежном выпуске не получила дальнейшего развития.
В 1982 году страна широко отмечала 60 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик. Был отчеканен и юбилейный рубль. На его оборотной стороне, на фоне восходящего солнца помещен силуэт памятника В. И. Ленину. Для изображения на монете художник взял монумент, который был создан скульптором В. Козловым к 10-й годовщине Октября и находится возле Смольного в Санкт-Петербурге.
В 1985 году был выпущен памятный рубль в связи с проведением в Москве 12 Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На монете были изображены эмблема праздника (ромашка и голубь мира) и его девиз: «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу».
Организацией Объединенных Нации (ООН) в 1986 году был объявлен Международным годом мира. Была разработана и его эмблема: руки выпускают на свободу голубя. Этот рисунок и попал на одну из сторон памятного рубля, выпущенного в этом же году.
108 минут вокруг света.
Уже тридцать лет 12 Апреля мы отмечаем День космонавтики. В 1961 году в этот весенний день корабль-спутник «Восток» с первым космонавтом планеты майором авиации Ю. А. Гагариным стартовал для полёта вокруг Земного шара. В 1981 году отмечалось 20-летие первого полёта человека в космос. По этому поводу в обращение выходит юбилейный рубль. На нем изображен Ю. А. Гагарин в скафандре. Слева от него ракета носитель космического корабля «Восток», справа космический комплекс «Союз-Салют» детище уже сегодняшнего дня. Еще одна монета 1983 году посвящалась 20-летию полета в космос первой женщины космонавта В. Терешковой. Идеи изображений на монетах этих двух выпусков одинаковые.
В 1987 году к 130-летию со дня рождения великого ученого выпущена еще одна юбилейная монета, посвященная космонавтике, с изображением Константина Эдуардовича Циолковского . За основу был взят памятник созданный скульптором А. П. Файдыш-Крандиевским. Из огромного светло-серого гранитного блока сидящая фигура . На гранитном постаменте монумента надпись: «Циолковский. Основоположник космонавтики».
О, спорт, ты мир!
В заголовок вынесена знаменита формула французского общественного деятеля, основателя современного олимпийского движения, барона Пьера де Кубертена. Ее придерживались со времен проведения Олимпийских Игр в Древней Греции, когда на время состязаний прекращались войны. Правда, сегодня эта формула стала лишь призывом, так как и в дни Олимпиад во многих уголках Земного шара раздаются выстрелы. Но как бы там ни было, Олимпийские Игры были и остаются грандиозным праздником для спортсменов, любителей спорта, да и всех жителей планеты.
Подготовка к Олимпийским Играм всегда начинается за несколько лет: тренируются спортсмены трудятся строители. Начинается и разработка монетной программы Олимпиады. Традиция помещать на монетах сюжеты, связанные с видами спорта, родилась ещё в древности много веков назад.
В 1977 году в советской печати сообщили о выпуске в обращение серии монет, посвященных Играм 22 Олимпиады в Москве. В том же году были выпущены памятные монеты крупных номиналов из драгоценных металлов. Каждый из выпусков имел строгую тематику и название.
«Географическая» рассказывала о городах, где будут спортивные соревнования. Как правило, на монетах приводились изображения архитектурных памятников тех городов. Москва это Кремль. Ленинград это Смольный, Адмиралтейство, Зимний
дворец, Исаакиевский собор. Символ Эстонии это старая часть Таллина. А вот у Киева и Минска авторы монет не нашли каких-либо исторических достопримечательностей. Поэтому на этих монетах видим современные высотные дома, памятные обелиски, сады, парки.
В сериях «Быстрее». «Выше», «Сильнее» рисунки пловца, бегуна, прыгуна в высоту, всадников на конях, штангиста, велосипедиста, каноистов, баскетболистов, дзюдоистов, гиревика, боксёров, борцов. Серия «Спорт и грация» говорит сама за себя; вряд ли кто не согласится с тем общепринятым фактом, что гимнастика и стрельба из лука виды спорта изящные, грациозные. А «Народные виды спорта» напоминают нам о конноспортивных играх, перетягивание каната, гонках на оленьих упряжках, городках. Кстати последний вид спорта один из самых древних. Возникновение этой игры уходит в далекое прошлое. В ряде исторических документов имеются указания, что эта игра была известна ещё в Древней Руси. Есть у городков близнецы в других в других странах. В Европе это боулинг, кегли.
Серебреные монеты вышли тиражом в несколько миллионов экземпляров. Несколько сот тысяч был тираж золотых рублей. На них запечатлены различные московские спортивные сооружения в Лужниках, в Крылатском. И, наконец, пожалуй, самая интересная с точки зрения истории спорта и искусства, серия монет из платины. Ее тираж втрое меньше золотой серии. На платиновые монеты помещались экспозиции античных борцов, бегунов. Пять монетных сюжетов. Но как много можно рассказать про каждый.
Были выпущены и более доступные для коллекционеров по стоимости памятные рубли из медно-никелевого сплава, также посвященные Олимпиаде 80. Сделано всего шесть выпусков, поэтому их авторам-художникам пришлось символизировать идеи Игр в более сжатой форме. Прежде всего, рассказ о спортивной символике. На одной из монет- эмблема Олимпиады. Это изображение башни, образованной пятью плавно восходящими линиями, которые опираются на пять традиционных колец. Линии это беговые дорожки. Именно эта идея была принята жюри и признана лучшей на проходящем конкурсе эскизов эмблемы Олимпиады 80, которой участвовали художники из 12 стран.
Следующая монета с символом космонавтики. Уже известный нам монумент в честь достижений в освоении космоса комплекс «Союз-Салют» и первый искусственный спутник Земли.
В серии рублей из медно-никелевого сплава есть две опечатки. Первая- на монете с изображением главного фасада Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах, справа над пристройкой с порталами у разных выпусков получилось и разное количество окон. Вторая на монете с изображением Московского Кремля и его башен, Водовозная, Боровицкая, Троицкая, Никольская, в центре Спасская. Как известно, на ней размещаются знаменитые куранты. На одном варианте рубля цифра 6 изображена на циферблате верно, на другом зеркально. Ошибочный вариант не является раритетом, так как и тех и других монет было выпущено примерно одинаковое количество.
Последний шестой рубль олимпийской серии расскажет не менее интересную историю одного старого уголка Москвы. Речь пойдет о нынешней Советской площади и тех достопримечательностях, что были и есть на её древней территории. На памятной монете на первом плане монумент Юрию Долгорукому, на втором здание Моссовета. Памятник древнерусскому князю основателю Москвы был сооружен и торжественно открыт в 1954 году в ознаменование 800- летия города
Неприятель отражен на всех пунктах
Бородинская тема в нумизматике последний раз прозвучала семьдесят с лишним лет назад. В 1987 году страна торжественно отмечала 175-летие победы в Бородинском сражении. Это один из немногих праздников, связных с далёким прошлым и отмечаемых у нас в стране красиво. К знаменательной дате были выпущены две монеты из медно-никелевого сплава достоинством в один рубль. Сразу хочется заметить что художник удачно применил в своей работе элемент медальерного искусства. Перенеся изображение с медалей прошлого на современные монеты, тем самым подчеркнул связь времен, событий, память, которую мы храним по отношению к предкам к их героическим делам.
На одном из юбилейных рублей изображение памятника М. И. Кутузову в деревне Горки. На лицевой грани монумента, в нише барельеф, показывающий Кутузова в кругу его сподвижников: русских генералов, командовавших войсками в 1812 году. Чуть выше помещен золочёный мечь, он как бы предупреждает о грозной мести за разбой. Венчает монумент бронзовый орёл с распростёртыми крыльями символом победы, одержанной над противником. На граните памятника выбиты строки из донесения Кутузова об итогах главного сражения: «Неприятель отражён на всех пунктах».
А вот на другом рубле уже более современный памятник М. И. Кутузову, что стоит возле нового здания музея-панорамы «Бородинская битва» в Москве. Вернее на монете изображен фрагмент большого памятника. На самом постаменте верхом на коне генерал-фельдмаршал, светлейший князь Кутузов -Смоленский. Под ним группа исторических лиц ближайшие соратники и сподвижники его полководцы, солдаты и ополченцы, партизаны. Почти все фигуры представляют собой реальные образы и у них сохранены черты портретного сходства.
Не сразу было решено на юбилейные монеты поместить оба памятника. Перебрали массу сюжетов. Но остановились на конкретных, узнаваемых реликвиях.
Друкарь книг, перед тем не виданных
Монета, датированная 1984 годом и посвященная 400-летию со дня смерти русского первопечатника Ивана Федорова, не совсем традиционна. Дело в том, что на монетном поле изображен памятник человеку, внешний образ которого не дошел до наших дней в памятниках искусства. Волею общественности и фантазией художника образ этот был подарен современникам и потомкам в 1909 году. Место для памятника было выбрано еще восемь лет назад до выше указанной даты. Памятник хорошо виден с просторного Охотского ряда. Подойдя к нему можно прочитать на постаменте такие слова: «Николы чудотворца Гостуньского диякон Иван Фёдоров» чуть ниже выбита дата: «1563 19 апр.». С обратной стороны постамента ещё одна запись: «Первее нача печати на Москве святые книги в лето 7070 первое Априля в 19 ради братий моих и ближних моих». На памятнике Иван Фёдоров изображен в полный рост . Он держит в правой руке только что оттиснутый лист новой книги, левой придерживает раму с набором, которая стоит на скамье.
Среди собирателей изображение на рубле ценится как одно из искусно выполненных. Имя первопечатника выведено по краю монетного поля буквами, стилизованными под старославянский шрифт.
Портреты
Пожалуй, самая многочисленная серия монет посвящена выдающимся людям. Самая первая рублевая монета из серии вышла тиражом 100 миллионов штук в 1970 году в честь 100- летия В. И. Ленина. Это была первая советская юбилейная монета с изображением портрета в профиль. Интересно заметить, что к юбилею выходит и наградная медаль. На ней тот же рисунок, что и на монете, только в зеркальном изображении.
Эскизы к двум следующим монетам были созданы по фотографиям. Одна из монет посвящена 150- летию со дня рождения химика Д. И. Менделеева, вторая 125- летию со дня рождения физика А. С. Попова. Каждый школьник изучает знаменитый периодический закон химических элементов, открытый Менделеевым, без которого на уроке и шагу ступить нельзя. Поэтому наш знаменитый соотечественник, как говорится, в рекомендациях не нуждается. Но вот достаточно ли хорошо мы знаем хотя бы основные вехи в жизни человека, который подарил миру радио? Или почему ежегодно День радио в нашей стране отмечается 7 мая? В этот день 1895 году на заседании физического отделения Русского физико химического общества А. Попов сделал доклад об изобретении им системы связи без проводов и продемонстрировал его работу.
Монеты выпущенные в 1988 году . Были в честь двух великих русских писателей Л. Н. Толстого и А. М. Горького. В первые в практике советской юбилейной нумизматики на монете изображаются три плана. Пейзаж, буревестник, портрет самого писателя. И это при необыкновенно ограниченной высоте рельефа монеты! Ведь каждый план имеет свою высоту, иначе не будет объема.
Необычайно много «портретных» монет отчеканено в 1989 году. Вышел из «небытия» образ русского композитора М. П. Мусоргского. На монете есть интересная деталь: под портретом помещены ноты из его фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Конкретно для изображения взяты фрагменты нот из так называемых «Прогулок по выставке».
Юбилейные «портретные» монеты посвященные 175- летию со дня рождения поэтов М. Ю. Лермонтова и Т. Г. Шевченко. Оба были как поэтами, так и художниками. Графику Т. Г. Шевченко сравнивали с графическими работами великого Рембрандта, но поэзия Шевченко затмила его как художника. Прекрасным живописцем был и Михаил Юрьевич Лермонтов. Известны десятки его картин. Одна из них «Автопортрет» и перенесена на юбилейный рубль.
Тысячелетие
Юнеско принял решение в 1988 году широко отметить 1000-летие принятия христианства на Руси. Эта дата имеет значение не только для христианской церкви, для нашей страны но и для международной истории.
Готовясь к юбилею, церковь выпустила медали на это событие. Министерство финансов СССП и Государственный банк СССР решили отчеканить монеты из драгоценных металлов, посвященные 1000- летию древнерусской монетной чеканки, литературы, зодчества, крещения, всего шесть разновидностей. Металлы было решено использовать разные: серебро, золото, платину и впервые в практике русской монетной чеканки палладий. Крайне ограниченный тираж этого выпуска сразу поставил монеты в разряд редкостей. Ведь некоторые виды монет вышли тиражом всего в несколько тысяч экземпляров.
Серебреная монета номиналом в три рубля и золотая в сто рублей, посвященные 1000- летию древнерусской монетной чеканке, несут на себе изображение сребреника и соответственно златника Владимира. На современном серебреном трехрублёвике изображены аверс и реверс сребреника. Его лицевая сторона с поясной фигурой святого князя Владимира, на голове которого головной убор, усеянный бусами. В его правой руке длинный жезл с крестом на конце. На оборотной стороне старинной монеты княжеский «знак Рюриковичей», смысл которого до сих пор еще до конца не расшифрован. Интересно отметить на ней надпись, которая гласит «Владимир на столе, а се его серебро».
Золотой современный сторублёвик несколько иной. На монетном поле только лицевая сторона златника с погрудным изображением великого князя Владимира, на его голове венец, в руке жезл с крестом, под левым плечом тот же родовой знак Рюриковичей. Фигура и лицо князя крупнее и отчетливее. Оборотной стороны златника на современной монете нет. На подлинной же был изображен Иисус Христос с Евангелием в левой руке и в нимбе.
Следующая монета платиновая. Она была выпущена номиналом 150 рублей и посвящалась тысячелетию древнерусской литературы. Именно такая формулировка принадлежит академику Д.С. Лихачёву, который принимал активное участие в обсуждении этого выпуска. На монете даны символические образы гениального древнерусского произведения литературы «Слова о полку Игореве». На первом плане придворный летописец. О том что он работал при дворе говорят архитектурная деталь за его спиной и красивые стол и тумбочка, за которыми он творил своё «Слово».
И последняя монета (палладий, 25 рублей) замыкающая эту серию, посвящена непосредственно самому 1000- летию крещения Руси. На монете изображен киевский памятник князю Владимиру Святославовичу. Монумент был построен в 1853 году на склонах, примыкающих к территории Златоверхого монастыря. Пьедестал памятника выполнен из кирпича и облицован чугунными плитами с горельефом, изображающем сцены крещения. На высоком постаменте, напоминающем башнеобразную церковь в псевдовизантийском стиле, поставлена статуя князя Владимира из бронзы. Он стоит, слегка отставив правую ногу и держит в одной руке крест, другой шапку Мономаха. Взгляд его устремлён в сторону просторов Днепра. Обычно памятник ставят на площадях, у зданий. А этот на откосе высокой горы и она служит ему постаментом.
Дальше эту серию продолжают монеты из медно-никелевого сплава с изображением памятников архитектуры, истории и культуры, созданных в разных городах и в разные годы. За 1988 и 1989 год свет увидело пять видов таких монет.
Одна из них посвящена памятнику Петру 1 одному из самых популярных монументов Санкт-Петербурга. «Медный всадник», как его ещё называют с легкой руки А.С. Пушкина, по его одноимённому произведению.
На следующей монете новгородский памятник «Тысячелетие России». Контур памятника напоминает шапку Мономаха, которой венчались на царство русские самодержцы. Однако внешний рисунок памятника ближе к очертаниям большого колокола. Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы разобрали памятник на части и подготовили большинство его фигур к отправке в Германию. Наступление наших войск помешал этой варварской затее. В настоящее время памятник восстановлен в своём прежнем виде.
Третья монета посвящена Софийскому собору в Киеве. Об этом величайшем произведении искусства уже был подробный рассказ. Хотелось бы лишь добавить, что несколько отличаются изображения на серебреной и медно-никелевой монетах. В первом случае художник А.Колодкин изобразил Софию как бы с высоты птичьего полёта. Во втором, случае собор показан в традиционном виде.
Следующая пятирублёвая монета посвящена Собору Покрова на Рву на Красной площади в Москве, построенному в 1561 году. Есть еще одно наиболее употребляемое в народе название храм Василия Блаженного. Почему же у него два имени? Храм был возведён возле рва, что шел вдоль Кремлевской стены. Одновременно он был построен над захоронением популярного в Москве юродивого Василия Блаженного. Собор Покрова на Рву памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств.
В 1989 году на еще одной монете этой серии помещён вид ансамбля площади, называемой «Регистан» что означает в переводе песчаное место. Самаркандский Регистан один из самых выдающихся образцов градостроительного искусства на всём феодальном Востоке.
Пять веков централизованного
Русского государства
1989 год стал юбилейным еще для одной важной даты в истории русского народа. Пятьсот лет назад в основном закончилось образование централизованного Русского государства под эгидой Москвы при Иване 3. В Августе были выпущены в обращение монеты из драгоценных металлов, посвященных этому событию. Сложно было определить шесть важных моментов в правлении великого князя, чтобы затем перенести их на монеты. Для этой цели пригласили учёных из Института истории СССР при АН СССР.
Начнем рассказ с палладиевой 25 рублевой монеты, на оборотной стороне которой отчеканен сидящий на троне великий князь Иван 3. Его изображение помещено на фоне символической линии границ Русского государства. Рядом с князем представители различных сословий того времени. Недаром художник внес в композицию эскиза монеты границу государства. Только за период с середины 15 века до середины 16 века государственная территория России увеличивается более чем в шесть раз. Таковые были в то время земли российские, собранные Иваном 3.
Следующей для рассмотрения выберем самую крупную по номиналу платиновую монету достоинством 150 рублей. На ней расположено рельефное изображение войск Руси и Большой Орды, разделённых рекой. Знаменитое «Стояние на реке Угре» 11 Ноября 1480 год. Окончательное освобождение Руси от татарской зависимости дало возможность русскому великому князю начать решительный поход против Казани.
На 3 рублёвой серебреной монете Московский Кремль 15 века. Это совершенно иное архитектурное сооружение, нежели Кремль 19 20 веков. С 1470 годов как раз при Иване 3, в Кремле начался более чем двухсотлетний период обогащения его монументальными сооружениями. Политические успехи Москвы, развитие органов государственного управления требовали создание новой представительной резиденции государства.
Продолжением темы является золотая 50 рублевая монета с изображением Успенского собора построенного в Кремле в 1478 году. Этот собор крупнейшее культовое сооружение Москвы конца 15 века. Как утверждает летопись, на его месте уже в 1326 году стоял небольшой белокаменный храм. В соборе сохраняется немало произведений прикладного искусства. Вдоль стен Успенского собора расположены гробницы русских митрополитов и патриархов. Здесь же было место венчания на царство русских государей.
Следующий серебряный трехрублевик сериала посвящён первым общерусским монетам копёйке, деньге, полушке. Именно их изображения и помещены на современной монете.
И последний в серии золотой 100- рублёвик посвящен Государственной печати Ивана 3. Интересная деталь: на монете лишь одна сторона двухсторонней печати, та, на которой изображен всадник с копьём. Оборот с двуглавым орлом не помещен. Очевидно, кто-то перестраховался и решили не помещать на советском золотом царский герб.
Что такое новодел? Это специфическая поддельная монета не для обращения. Она изготавливается официально на Петербургском, Екатерининском, Варшавском, Сузукском монетных дворах. Новоделы требовались для выставок в качестве экспонатов, либо для удовлетворения заказов высокопоставленной публики занимающейся нумизматикой. В новодел, вводились какиенибуть отличая от подлинной монеты (другой метал, аверс не сочетался с реверсом и т.д.). Сейчас есть любители новоделов которые их изучают ( но очень мало ). Не смотря на запреты, новоделы и подделки не остались за бортом прошлого века, а перешли в наш. В 1989 году для коллекционеров выпустили новоделы юбилейных советских рублей. Тираж каждого выпуска не велик около 5000 экземпляров. Значит и новоделы становятся редкостью. На гурте надпись изменена у всех рублей. ( год 1988 и буква Н).
Заключение
Учитывая разделение тем по номиналам Госбанком СССР была составлена программа выпуска юбилейных и памятных монет из медно-никелевого сплава на 1989 2005 год. Программа составлялась при учитывании мнений представителей союзных республик.
Но никто не ожидал скорого распада СССР, резкого изменения политической власти в стране, которые неожиданным образом повлияли на значительную корректировку утвержденного плана. Внезапно чеканится группа монет, с однообразным усердием прославляющая знаменитости Востока Алишера Навои, Махтумкули, Хамзу Хаким-заде Ниязи.
Августовские события 1991 года в Москве внесли еще больше сумятицы в планы Госбанка СССР. Неизвестно теперь , появятся ли у нумизматов монеты с изображением Домского собора в Риге и Тракайского замка в Литве? Зато выходят монета с видом здания Госбанка СССР и деньги (если их можно так назвать, так как на них отсутвует герб страны), связанные с Красной книгой СССР, монеты номиналом 10 рублей, 5 рублей, 1 рубль и 50 копеек. Эти выпуски попытка финансовых органов заняться коммерцией.
А вот монету, посвященную победе демократии в Августе 1991 года, отчеканить «забыли». Это при том, что в ФРГ через две недели после подавления путча вышла медаль с изображением Белого Дома в Москве, с профилями Ельцина и Горбачёва.
Трудно сегодня предугадать будущее памятной нумизматики в нашей стране. Но в любом случае её выпуск будет продолжен.