Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 5 Бытие мира

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Лекция 5. Бытие мира. Основные формы бытия. (часть 1)

  1.  Философский смысл бытия
  2.  Проблемы сущности и многообразия бытия
  3.  Модели мира в истории философии

                                                              «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение вопроса»

                                                                                                       Парменид    «О природе вещей»

Вступление

Проблема бытия не случайно считается исходной в построении философской картины мира. В Библии 1книга называется «Бытие» и описывает сотворения мира «из ничего». В древности под бытием понималось - все то, что существует (конкретные, индивидуальные вещи, люди, феномены ). Простой жизненный опыт любого человека опирается на предпосылку, что мир «есть», все существующее в нем находится «здесь» и «теперь». И при всех изменениях мир сохраняется как целое.  См.Схему 1.

     Логично предположить, что если мир существует «здесь» - значит он существует и «там», где нас нет. И если он существует «теперь», то возможно существовал и раньше и будет существовать «в будущем». Отсюда  три модуса бытия, описанные К. Ясперсом «бытие - в - прошлом», «бытие - в - настоящем» и «бытие – в – будущем», раскрывают нам существование мира во времени, аналогично его существованию в пространстве. Как же в настоящем существует прошлое? Как писал Паскаль –«Традиции мертвых вечным кошмаром тяготеют в сознании живых»  «И не думайте, что И. Христа распяли тысячу лет назад – его распинают каждый день». А как в настоящем существует будущее? - В потенции, как возможность.

Но что значит «быть», существовать? Как можно проверить, доказать что нечто существует? Сомнения такого рода привели Беркли к формуле «Мир есть совокупность моих ощущений» а Декарта к сомнению…    и тезису «Мыслю следовательно существую»

Видимо существование вещей, предметов материального мира в целом , качественно отличается от существования бытия наших внутренних мыслей, переживаний, образов.Но как отличить предмет существующий в реальности от миража, фантазии, мечты существующей только в нашем воображении. Есть ли между ними что - то общее или граница не преодолима?

ВЫВОД 1. Бытие – это все то, что существовало, существует и будет существовать. Бытие воплощает универсальное свойство всех предметов, существ, организмов и людей – СУЩЕСТВОВАТЬ. Это и есть философский смысл БЫТИЯ.

  Давайте рассмотрим это более конкретно.

На уровне всеобщего  Мир существует объективно – не зависимо от воли и сознания отдельного человека, человечества. В этом сходятся взгляды философов всех эпох, школ, течений. Исключение - течение субъект идеализма (Юм, Фихте, Беркли – но про это в теме бытие идеального).

Проблема единства Мира в многообразии и сохранении этого единства в процессе постоянного изменений будет нами рассмотрена чуть позже . Но прежде чем быть единым, Мир должен БЫТЬ , СУЩЕСТВОВАТЬ. Бытие есть предпосылка единства и развития Мира.

Хотя бытие мира на уровне всеобщего отличается от бытия отдельных, конечных процессов, состояний, предметов и живых существ, которые существуют на уровне  ОСОБЕННОГО и ЕДИНИЧНОГО БЫТИЯ,- все уровни бытия Мира связаны в целостную систему .Формы бытия возникая и исчезая (сменясь другими) такими же конечными и особенными – «встраиваются» в совокупную субъективно – объективную реальность, составляя «фрагменты» общей картины бытия Мира.

При размышлении о проблемах Бытия возникает много других вопросов:

  1.  Был ли Мир сотворен или существует вечно ?
  2.  Если он имел начало то что было, до того как Мира не было ?
  3.  Если Мир имел начало то должен быть и конец. Что после конца ?
  4.  Если же Мир существует вечно – то един ли он, или есть бесконечное множество миров во вселенных.
  5.  Как может быть вечным и бесконечным Мир, если он есть совокупность всего отдельного, конечного и приходящего ?
  6.  Может ли человек своим ограниченным разумом понять все многообразие бытия Мира и постичь законы его развития ?

ВЫВОД 2. Философский смысл понятия « Бытие» состоит в противоречивом единстве вечного непреходящего существования Мира как целого в постоянном изменении, появлении и исчезновении множества конечных форм его Бытия.

Мир не исчезает, потому что одни виды и формы бытия пропадают и заменяются другими. Существует и другая версия – никакого единого универсума нет, есть множество миров – «Мультиверсум» ; наш Мир – один из возможных. Но и с этой точки зрения вывод тот же, на уровне всеобщего. НЕБЫТИЕ – это лишь переход из одной формы Мира в другую. Одни миры исчезают, другие приходят на смену первым. Бесконечное множество миров в пространстве, дополняется бесконечным множеством миров во времени.(Дж.Бруно)

ВЫВОД 3 :

Единство многообразия мира с неизбежностью добавляется идеей постоянного становления и обновления мира . Существование Универсума / Мультиверсума есть непрерывное саморазвитие всех его форм .

Как пишет Елена Рерих:  «Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут принадлежать космическому сотрудничеству. Каждое зерно духа принадлежит Космическому единству, в котором заключено все Космическое Творчество. Человечество лишает себя этой истины, принимая закон обособления. Непреложный Закон Единства во всем своем разнообразии есть Венец Космоса .»

 Бытие мира выступает реальностью для человеческого сознания и практического действия, поскольку предпослано ему (Мир - как текст , послание , как вселенская библиотека , которая должна быть прочитана.)

2 Смысл проблемы бытия состоит так же в том, что наше сознание, есть ничто иное как осознанное бытие и главное предназначение человека постичь смысл бытия (как мир может существовать) Хайдеггер …   

А бытие людей – есть реальный процесс их жизни.(К.Маркс) Жить, существовать не взаимодействуя с бытием ( мысленно или практически ) – невозможно. СХЕМА 2

Сознание, психика и их продукты существуют так же реально как и окружающий нас природный и социальный мир , но их существование отличается и по форме, и по сущности от существ и внешних материальных объектов . Поэтому в философии разграничивают объективную и субъективную реальности . Первая существует независимо от нашего сознания и воли . Вторая – порождается ими. Но есть и третья реальность. Субъективно – объективная – это бытие общества и культура,, где идеальные идеи и желания опредмечиваясь , воплощаются в объектах, структурах и процессах общественной  практики.

ВЫВОД 4:

Категория «Бытие» соединила все остальные философские категории : Бытие – Небытие, Жизнь – смерть , начало – конец , реально - не реально , возможно – действительно , причина – следствие , объект – субъект , материальное – идеальное и т.д.  

Хотя само понятие «Бытие» кажется малосодержательным и пустым. «Вещь (мир) существует, он (она) есть» - из этой фразы трудно понять что именно есть и как оно существует . И. Кант писал , что «бытие – это лишь связка в суждении id(is) – это положение вещи , ничего не добавляющее к представлению о ней ».Поэтому некоторые философы отождествляют «Бытие» и «Ничто» (Ж.П. Сартр) , а другие предлагают отбросить как ненужную. Категория «Бытие» помимо фактора существования, указывает на взаимосвязь вещей и их единство , на универсальность бытия . Любой объект познания и действия и сам человек не существуют изолировано. Они включены в некую систему связей и отношений , выступающую условием их бытия.  Мое существование и развитие связано с существованием и развитием множества других людей , вещей , процессов , систем. Все горести и радости , сложности и переходы в процессе жизни , все многообразные связи несет в себя категория «Бытие». В книге «Бытие и время» М. Хайдеггер писал: «Бытие никакая не вещь, следовательно бытие не будет ничем временным , но при этом определяется как присутствие через время » (8 с.82) «Человек заброшен в этот мир. И никто нас не спрашивал хотели бы мы родится «здесь и сейчас» или нет? Но наше присутствие во времени имеет свою цель специфику. Предназначение человека – постичь смысл бытия». Для этого необходимо рассмотреть взаимосвязь и особенности Бытия

II в. Единство мира и многообразие форм Бытия.

Мы уже обсуждали что мир существует в разных формах и уровнях

Уровни  Бытия связаны друг с другом: через категории всеобщее, особенное, единичное.

Выделяют основные специфические Формы и виды Бытия .

Формами Бытия являются :

1) Бытие вещей тел, процессов, которые в своих сочетаниях составляют природное бытие, геобиосистемы и бытие материальных предметов созданных людьми - искуственная среда (например архитектурная) – и процессы на  разных уровнях:

  •  Всеобщего (абсолют,  универсум , субстанция ),
  •  Особенного (дух , материя, системы)
  •  Единичного (отдельные , конкретные предметы , особенные , индивидуальные).

2) Бытие человека разделяется на бытие человека как природного существа

и бытие человека в социуме (собственно человек только так и существует) как существа социального и как духовного творческого уникального индивида (личность).

3)Бытие духовного, идеального существует на уровне индивида (душа, психика) и на уровне особенного  (общественное сознание , духовная культура) и на уровне Всеобщего (Дух , Бог , Разум)

4)Бытие социального тоже состоит из диалект. единства индивидуального бытия

(человек в истории) ,особенного ( трудовой коллектив, этнос, территориальная община) и всеобщего (развитие общества, человечества) .

Все формы  и уровни бытия пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Соединяющая нить всех форм – человек , т. к. он существует во всех четырех формах.

Схема 3

                     Бытие духовного-  Бытие человека- Бытие социального

                                                       Бытие природы

Дж. Бруно бесконечность миров во времени и пространстве обосновал так: «бесконечность это окружность, центр которой везде , а круг нигде . С той же непреложностью а в ту же секунду как исчезают одни миры – из них порождаются новые , такое же бесконечное множество миров во Вселенной».

Философия иудаизма ХХ века. Книга Роза  о 13ти лепестках. А.Щтензальц. Иерусалим. 1989г. рисует такую картину мира. Идея  Эманации (Разбиения сосудов) создает 10 сфирот, каждая соответствует мирам и сущностям Всевышнего, каждая из сфирот воплощает его противоположные качества. Уменьшение святости идет по мере нисхождения. Высший мир – мир творения Всевышнего , второй Мир- Мир Его Божественного света. Следующий - мир ангелов и т.д., 4 – й снизу – мир Праведников, наш физический мир = мир действия, предпоследний снизу. Последний - мир темных тонких сил и энергий. Всевышний не может в нашем мире присутствовать. Наш мир несовершенен, он отделен «Шхиной». Таким образом, Физический мир, в котором мы живем и который воспринимаем органами чувств – лишь часть огромного множества Системы миров, существующих в других измерениях, но все миры соединены между собой энергетическими каналами. Они глубоко проникают и являются частью друг друга, при этом каждый из миров служит отражением другого , и сам отражается в них , изменяясь и преобразуя, даже искажаясь под влиянием такого воздействия. Реальный мир - интегрированный результат бесконечно сложного комплекса взаимодействующих  разных областей мироздания. В физическом мире каждый предмет и человек имеет место в своей телесности, материальности. Пространство – это среда, где функционируют  и передвигаются сознание и все объекты. В более высших мирах и духовной  Деятельности есть структуры, где разные формы и сущности преобразуются между собой (зеркально, подобно Экранам сознания) Математически такие структуры называются «группами» или «полями», структурами, где каждый элемент связан с каждым другим и с системой в целом. Близко к этому теория морфогенетических порождающих структур современного биолога Р.Шелдрейка (США): особенности формирования молекул, тканей, органов и организмов формируется и поддерживается  морфогенетическими полями. Структура полей зависит  от предшествующих систем: поля прошлых систем взаимодействует с последующими (ничто не исчезает бесследно) через ПРОЦЕССЫ «МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РЕЗОНАНСА», подобно энергетическому резонансу. Морфогенетические поля – новый вид физического поля, эффекты которого фиксируется экспериментально. Это пока гипотеза, но она вызвала бурную дискуссию. Механизм формообразования на уровне эмбриона может объяснить механизм обучаемости у животных и людей. « В яйцеклетки  заложено общая картина развития организма с признаками наследуемыми от родителей, но реализация этой программы, связана с восприятием зародыша от других систем закодированных информационных сигналов от более сложных организмов биосферы»,пишет Шейдолк. С точки зрения иудаизма, Мир созидания или творения – мир духовности, где эмоции через импульсы побуждают человека к действию и животным проявлениям (страх и любовь). Душа человека – тоже сложный мир, состоящий из Божественной души (сострадание и добродетельность, любовь), душ ангелов и животной души,  а также Дурных намерений (злоба, зависть, гордыня ). Все поступки и мысли человека влияют на все 10 сфирот (миров) через энергетические каналы, поэтому надо не только поступать праведно, но и в мыслях и словах воздерживаться от негативных проявлений.

 Представления о единстве многообразного мира привели к поиску его обоснования.

1. Субстратная модель мира.Сначала философы искали единый «субстрат» (состав). У древних философов таким субстратом выступали какие-то определенные элементы: вода (Фалес), «огонь мерами затухающий и мерами разгорающийся» (Гераклит), все четыре стихии (веды) инь-янь (м/ж начала)- буддизм) Айперон (беспредельное Анаксимандр) атомы (неделимое Демокрит, Эпикур. В средние века – Эманация духовной энергии.

2. Субстанциональная модель единства мира. Понятие «Субстанция» появляется в 17- 18 в.в. и олицетворяло категорию «Сущность. Первооснова, причина самой себя, носительница всех свойств». Встречается в работах Лейбница (идеальная субстанция), Спинозы, Декарта, Канта, Гегеля. Субстанция – не только основа мира. Она основа его самоорганизации и развития.

  Вы уже знаете, что философские учения построенные на идее единства мира называют – монизмом, а учения настаивающие на множестве миров – плюрализмом. Среди сторонников монизма есть материалисты и идеалисты. Но есть еще и 3-ий подход – Дуализм. Они считают, что мир устроен на 2-х равноправных началах (субстанциях). Они взаимодействуют и не существуют друг без друга. Например Декарт считал 1-ой субстанцией (материальное начало) протяженность 2-ой – мышление (дух, начало), они связаны как вдох и выдох.

  Представление о Мультиверсууме – множестве субстанций, существующих независимо друг от друга в современной философии представлено в учении космопсихологизма  Уайтхеда..

     3 модель. Атрибутивное единство мира (марксизм)это единство субстанции и ее атрибутов. После философов Нового времени идею монизма развивала марксистская философия: Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали. Что единственно реальной субстанцией само развивающейся порождающей на высших ступенях мыслящий Дух (человека-общества)  - это материя и ее атрибуты  (неотъемлемого свойства и качества Движение, пространство и время)

   Ленинское определение Материя –это «объективная реальность, данная нам в ощущениях» до сих пор полностью охватывает все виды материи. Сравните чем оно отличается от естественнонаучного понимания  материи. Если остановиться на том, что эта субстанция в нашем мире – материальна (это не противоречит религии) то можно выделить два основных признака материи как субстанции:

  1.  Существовать вне и независимо от сознания человека, но (т.е. быть объективной реальностью)
  2.  Сознание человека (ограниченные и конечные) может познавать материальный мир, существующий вне и независимо от сознания. (подробно об этом в лекции бытия Духовного, Сознание…)

4.Релятивистская модель мира. Современная наука дополнила и изменила представление от видах, формах, типах, строении и уровнях организации материи, известные, наукам 19 в и объяснили новые свойства, вызвавшие кризис физики в конце 19, когда объявили, что «Материя исчезла» (она переходит в чистую энергию как утверждал физик Мах и др.). Выяснилось, что материя не исчезает, она превращается, меняется в новые формы. Сегодняшние представления построены на идее многоуровневости организации материи. Это называется релятивистской моделью мира. Существует множество классификаций видов и форм материи. Для начала можно выделить: микро – макро – мега миры в их специфике и взаимосвязи. Более детально рассмотрим в схеме 4. Каждый уровень бытия мира имеет специфического носителя, структуру, формы движения и пространственно-временную организацию. Проверим так ли это в след. лекции.

  Лекция 6.    Бытие мира ( часть 2 )

  1.  Движение – способ существования мира.
  2.  Пространство – временные атрибуты бытия мира.

3.        Пространственно временные формы бытия мира на разных уровнях.

1. Движение как способ существования мира.

  Опера Драгомыжского «Русалка» ария Мельника

«В движении мельник жизнь ведет в движении…»

 Фактически все мы и весь мир существует только благодаря движению. Но что же такое Движение, по сути? Существование любого объекта или системы возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия существует взаимодействие с другими объектами (системами),  с внешней средой. Взаимодействие приводит к изменению свойств, состояний и процессов системы. Вся совокупность изменений структурных компонентов и обозначается в философии категорией «движение».

   Под движением понимается не только механическое передвижение в пространстве (классическая физика), но все формы взаимодействий, любые изменения свойств и состояний: взаимопревращение элементарных частиц, колебание молекул в кристаллической решетке, обмен веществ в организме, энергетический обмен, расширение и сжатие метагалактик, обмен информацией, товарами и деятельностью между людьми, движение мысли и многое другое…

     Е.Рерих в кн.. «Агни-Йога» писала: «Каким земным словом выразить, что тончайшая энергия проявляется  в каждом движении человека? Как утверждать, что та же энергия приводит в движение все миры? Как пояснить, что она же и в мыслях и в действии? Она же и побуждающая и устанавливающая причина. Она же мерит малое и великое, то поймет где первопричина всего? Кто же может пронести знание о великой энергии по всему свету? Умейте помыслить о великой энергии.»

  Движение – внутреннее свойство мира. Обыденное сознание отождествляет его только с явной  формой – механической, а так как тела относительно поверхности земли могут либо покоится, либо двигаются, то движение противопоставляется покою. Но покой относителен, можно сказать, что покоя не существует. Тело покоится на одном – макроуровне, а в тоже время на уровне – микро – электроны движутся, или мега – движется вся планета Земля… В неподвижно сидящем человеке меняется настроение, текут воспоминания, строятся планы, обрабатывается информация, идет внутриклеточные обмены, работает кровяная система, пищеварительная и др.. системы… Детский стишок «Я росту» ( когда я сплю, когда сижу, когда иду.)

   Вывод 1. На разных уровнях организации материи мира существуют разные специфические (со своими законами и носителями) формы и типы движения.

  Типы движения. Принято говорить о 2-х типах движения:

  1.  Связанное с сохранением свойства и устойчивостью предмета (обратимое). Границы устойчивости вещь сложная, но эти изменения обратимые в рамках одного и того же качества (смена дня и ночи, времени года поездки, дом, работы).
  2.   Качественные необратимые изменения, именно последний тип называется развитием. ( об этом в следующей лекции ).

Развитие может не выходить за рамки уровня организации материи (эволюция живых организмов или эволюция звезд), а может а может быть связано с переходом от неживой к живой материи, развитию самой субстанции.

Форм движения материи в философии выделяют разное число (Аристотель – 4,а у Бэкон – 19). Аристотель выделял такие формы движения:1.Возникновение и уничтожение,2.Качественные изменения(изменение свойств),3.Количественные изменения:увеличение и уменьшение,рост и убыль. Энгельс в сер. 19 века выделил 5 форм движения : механическое, социальное движение, биологическое – движение организмов, химическое – движение молекул и атомов, физическое – двигатель планет. Принципы его классификации сохраняют свое значение до сих пор:

  1.  Каждый уровень организации материи имеет свою форму движения и пространственно временные формы.
  2.  Между формами существует генетическая связь (они взаимно порождают друг друга) и последующая не существует без предыдущей…
  3.  Высшие формы движения не сводимы к низшим (это принцип наиболее важен) Современная научная биология и социология используют этот принцип как основу своих исследований. Высшие формы содержат низшие как говориться в «снятом виде» (в теме диалектика)

  Макс Шеллер персоналист – философ 20-го века в работе «Положение человека в космосе» писал: «Каждая высшая форма бессильна пред низшей и создается не собственными силами; а силами предшествующих жизни процессов, имеет свою структуру, но обеспечивает ее т., материалом и силами неорганического мира».

  Современная наука дополнила классификацию форм движения 19-го века: квантово – механическое развитие, молекулярно–физическое, гравитационно-галактическое, движение базируется не только на белках и клетках, а и генах, отвечающих за процессы, обмена, размножения защиты, обновление (жизни) и более сложных биологических систем (целостность биогеоцинозов), всей биосферы. Биополе  пока до конца не изучено, оно является соединением разных видов энергии и форм движения в целостную систему бытия живого.

   Новые открытия: космологические учения о происхождении и строении Вселенной: «Большой взрыв и растекающиеся Галактики», «Пульсирующая Вселенная». И антропологический принцип согласно которому появление человека как цель творения уже было заложено как принцип в основу эволюции Космоса как закономерное звено (Из 4-е постоянных Вселенной 1-о из которых антропологическое ).  Возможны и другие миры которые проявляют себя в нашем мире как «антитела», «черная дыра» «иные миры, где существование людей не возможно».

Вывод 2. Движение – это атрибутивное свойство существования мира и его составляющих, движение-это любое изменение во времени и пространстве. Одной из форм движения является развитие.

2в. Пространство и время – специфические уровни организации бытия мира.

  Для обыденного сознания пространство и время не являются проблемой они кажутся самоочевидными. Но когда строится здание и архитектора спрашивают, что такое «пространство»? - Немногие смогут ответить сразу. Существует ли оно реально или только плод нашего человеческого представления (форма воспроизводства и организации ощущений как утверждал И. Кант),  

  В процессе деятельности люди обнаружили свойства материальных предметов:

  1.  Быть протяженным (Декарт о субстанции как носители свойств) = иметь размер и конфигурацию.
  2.  Занимать место относительно других (каждый человек имеет место, но хочет занять место другого).
  3.  Граничить с др. объектами и влиять на них (тяготение, давление и пр.).

Эти качественные и количественные свойства предметов выражают самые общие характеристики философии категории «Пространство». Современна наука открыла большую сложность его свойств : быть замкнутым или открытым, плоским или изогнутым, линейным и нелинейным, однородным или неоднородным, раскрытым или свернутым.

   Пространство не существует вне объектов = оно свойство их  существования. Но если абстрагироваться, то можно мыслить о пространстве как таковом, которое изменяется в ходе взаимодействия человечества с миром. Физик Тэн  писал о 3-х мерном и 4-х мерном пространстве, в классической и неклассической физике разница в восприятии человека или другого познающего субъекта (где находится наблюдатель).

Вывод 3. Философский смысл  категории «Пространство» отражает соотнесенность объектов, структурированность и сложную диференцированность мира.

  Аналогично менялись представление о «времени». Материальные элементы мира находятся в постоянном взаимодействии и движении. МИР есть процесс, в котором можно выделить этапы, качественные состояния, стадии сменяющие друг друга, продолжительность и границы существования отдельных систем и элементов.

  Категория «время» воплощает:

  1.  Последовательность смены событий, хронологию (1 за другим, утро, день, вечер, ночь)
  2.  Длительность каждой стадии, этапа, ступени = возможность их сравнения и определения.
  3.  Ритм и темп (медленнее/ быстрее, мерно и спорадично)

  Вывод 4 Представление о времени имеет смысл т. постольку миры и его элементы находятся в постоянном движении и развитии. Если бы не было движения, то не было бы и «времени».

Деление времени на одинаковые отрезки – механическая количественная фиксация внешней стороны жизни. Равные по длительности промежутки календарного времени, их повторяемость и счет, выражают стремление человека к симметрии и устойчивости, но не раскрывают содержания, качественных внутренних их отличий. Они не равны по значимости, насыщенности, скорости и глубине преобразований и духовного роста.

Идеи симметрии и асимметрии времени, прерывности и непрерывности, повторяемости и необратимости служили темой дискуссий философов многие века. В иудаизме эта проблема снята диалектическим их взаимопроникновением и много качественностью самой концепции времени.

3в. Пространственно временные формы бытия мира на разных уровнях материи

  Пространство и время выражены в разных системах измерения, что зависит от того,  к какому уровню организации мира и форме движения они относятся. В истории философии и науки существуют разные концепции пространства - времени.

1 Субстанциональная концепция пространство-времени. Пространство и время здесь выступают как самостоятельные абсолютные субстанции существующие не зависимо от материи, объектов и до них = арене, где размещаются участники и происходят события (др. греки, Ньютон «Мировые часы» - абсолютны, пространство – абсолютная пустота, 1-мерн., во всех направлениях …. в 18-столетии такое понимание господствовало среди идеалистических и материалистических учений)

2. Субъективистская концепция пространство-времени. Четко сформулировал И. Кантом, хотя была и до него. Пространство и время реально не существуют, а представляют собой формы восприятия рассудка (трансцендентального субъекта апперцепции)подобно некой решетки, через которую человек просеивает свои ощущения и впечатления, располагая 1-о возле другого (= пространство), одно после другого (=время). Пространство и время – субъективны, это инструменты при помощи которых Мы систематизируем данные органов чувств (феномены), получаемые в опыте и с их помощью познаем мир.

3. Релятивистская концепция пространство-времени. Лейбниц философ 18-го века, считал что пространство и время – соотносительные величины между взаимодействующими объектами и воспринимающим познающим их субъектом (наблюдателем). Вне объектов – пространство и время не существуют. Теория относительности доказала : а) пространственно  - временные характеристики движения объектов меняется при переходе от 1-й системы отсчета к другой (они относительно нелинейны и не = мерны). б) при       мах скорости движения, пространство -сжимается, а время – растягивается.  в) верно говорить о едином 4-х мерном пространственно – временном континууме. В нашем времени это 1+3 или 2+2 или другие варианты. Единицей измерения пр остранствено временных параметров нашей метагалактики является – ХРОНОТОП, структура которого, зависит от силы взаимного притяжения движущихся масс (Е= mc2 (мат) – пр-ва Х вр  )

Вывод 5: Пространство,  время,  движение и материя связаны воедино и влияют друг на друга.

  В середине 20-го века идею мерного движения пространства времен, организации мира нашла в учении СИНЭНЕРГЕТИКИ = теор., самоорганизации нелинейных систем (автор датский ученый  И.Пригожин). Теория самоорганизации нелинейных систем выражается в 6-ти принципах:

  1.  Сложноорганизованным системам нельзя навязать путь и способ развития. Можно попытаться понять внутренние тенденции и процессы и попробовать прогнозировать.
  2.  Хаос и порядок – 2-е нормальные, сменяющиеся стадии существования систем. Случайность (хаос) играет порождающую роль, создавая веер ( центр) возможностей из которых и возникает новый порядок, новая организация системы. Случайность она же осуществляет связь между организациями (системами) разного уровня.
  3.  Микровоздействия на уровне бытия единично могут очень сильно влиять если та находиться в состоянии динамического не равновесия. Они наиболее сильны в определенных точках узловых точках развития бифукации.
  4.  Для сложных систем из точки бифукации  имеется не 1- н, а несколько альтернативных путей развития. Настоящее формируется не как результат прошлого (причинность) но также притягивается из будущего в виде цепей возможностей. Современной биологией подтверждается, органы тела, строение малых биологических систем задается энергией взаимодействия систем высшего порядка, уже существующих (биогеоцинозов влияет на формирование организмов)
  5.  Синэнергетика показывает законы и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, нелинейное развитие и способы управления сложными системами.
  6.  Внутренние источники развития: борьба противоположных начал, рассеивание энергии и энтропия при взаимодействии, центробежные факторы и созидательные, конструктивного, центростремительные процессы лежат в основе самоорганизации систем (Фрейд: Эрос и Тонатос)

     Вывод 6.  В неживой природе появление новых видов и уровней организации и форм движения сопровождалось изменениями в их пространственно  временной организации.

 Физическое пространство-время. В макромире где искривления пространства не столь заметны пользуются евклидовой геометрией, с которой вы знакомы из школьной программы параллельные линии не пересекаются 2+2=4 и постоянно.

  В мегамире из за взаимодействия больших тяготеющих масс, существенную роль играет кривизна пространства – времени, зависящей от средней плотности вещества и полевых структур. Если плотность выше критической, - то пространство будет замкнутым, а время будет иметь несколько особых точек, в которых мегагалактика может сжиматься до минимума, сверхплотного состояния. Тогда ее размеры становятся меньше размеров элементарной частицы (Свернутая Вселенная). Наличие нескольких таких точек позволяет мегагалактике пульсировать, переходить от стадии расширения к сжатию (Пульсирующая Вселенная). Если давление ниже критической, то кривизна пространства соответствует незамкнутой Вселенной, имеющую 1-у временную точку, в которой произошел большом взрыв и затем стадия неограниченного расширения (Разбегающие галактики). Какая из моделей соответствует нашей вселенной, до конца не ясно. Большая часть ученых поддерживает 2-ю версию, но у них есть оппоненты. Не до конца изучен переход из микро в мегамир. В начальной  точке наша мегагалактика была подобна микрообъекту с его пространственно-временными характерис-тиками, но затем, развившись, достигло гигантских размеров, хотя сходство процессов микро и мега миров сохранилось.

   В живой природе существуют биологическое пространство и время. Во первых   для живых молекул характерна асимметрия «левого» и «правого» в группировке атомов, на уровне организмов асимметрия закрепляется в их строении и динамике. Разные объяснения феномену давали Луи Пастер и Владимир Вернадский. Доминирование «левизны» для живых систем, они считали особенностью биологического пространства (биополе и его границы биолокация).    Известны и биоритмы (биологические часы) специфичные для разных организмов и существ. Несовпадение внутреннего и внешнего протекания процессов дают возможность живым существам предвидеть вероятные события и опережать в своих реакциях на них (землетрясения, наводнения…). Опережающее отражение действительности связано с простыми формами психического. Внутри процессы (обмены в клетке, сигналы нервной системы протекают быстрее, обгоняя внешнее течение событий во взаимодействии со средой).  Биологические часы являются результатом приспособления организма к ритмам природы, чередованию факторов среды обитания: смен дня и ночи, временами года. Биоритмы в разное время суток разные «f» организма проявляют разную активность. Своеобразные биочасы, характеризующие активность мозга человека так называемые альфа-ритмы. Норберт Винер считал, что именно они играют главную роль в интуитивном чувстве времени. Испытания космонавтов в особых камерах показали высокую точность интуитивного определения продолжительности времени (ошибка не более 1-5 мин.) и суток (ошибка в lim 0,5 ч).  Магнитные бури, вспышки на солнце (геобиологические явления) влияют на артериальное давление человека,  на настроение, а Чижевский считал и на революции, эпидемии. В.Розанов заметил интересную тенденцию изменений биологического пространства времени по мере развития организма человека. Он сказал, сто если учесть скорость и масштабы изменений и размера тела в утробе матери с момента зачатия до рождения, то можно сказать. Что за 9 мес., младенец проживает столько же лет, сколько вся природа прошла до его рождения. В первые годы жизни темп снижается, но все еще высок: за 1-й год происходит удвоение роста и веса, за 2-й год на ½, 3-й ¼ и т.д., потом рост практически прекращается, хотя внутренние обмены и энергетические процессы продолжаются постоянно, что свидетельствует о неравномерности биологической пространственно – временной организации жизни.

  Еще более сложной является социальная сфера. Особый тип отношений возникает и развивается в обществе. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом и является пространством социальных отношений. Освоение человеком пространства непосредственного обитания (жилище, село/город) и территории вокруг них, - являются объектами человеческой деятельности, плодом его рук; ума, фантазии. Организация социальной жизни не сводится к миру вещей, а включает соц., отношения и те смыслы (ценности), которые фиксируются в системе общественно-значимых идей в ту или иную историческую эпоху. Поэтому все они несут отпечаток своего. времени. Соц., пространство – это «искусственная среда» производственно – технические системы, инфраструктуры; транспорт, связь, информационные потоки; формы организации и управления; объективные ценности культуры, статусно-ролевые позиции - все они помимо исторически (временной) специфики несут особенности национальные, климатические, социальные черты. Социальное время – мера изменчивости социальных систем, скорость преобразований в жизни людей. На начальных стадиях истории темпы были замедленными, а ритмы – повторяющимися, все процессы имеем квазициклический характер: общ. отн., не менялись столетия. Ориентиром в общественной практике было накопление опыта поколений (высшая роль старшего) ценилось точное воспроизведение стандартов и традиций (священных). Эти общества так и назывались традиционалистскими. Философское учение о цикличности развития культур, народов, стран =биоциклам: рождение, расцвет и умирание (О. Шпенглер, А.Тойнби, Л.Гумилев) аналогично господствованию линейной схеме механического развития идея направленности развития общества во времени и направленность во времени в будущее. Линейное поступательное развитие выразилось в теории «Прогресс» (17-18 в.в.). Индустриальное общество резко ускорило соц.. изменения, уплотнило время и расширило пространственные рамки замкнутого развития отдельных поселений и стран… Современная эпоха- эпоха глобальных изменений. «Время пик, Час пик. Цейтнот». Постоянное ускорение – общая тенденция социального времени, но она имеет свои пределы и вызывает немало проблем. Социальное пространство – время имеет сложную структуру. Воздействие социальных систем (стран) разного уровняв рамках мирового сообщества, дополняется проблей учета баланса интересов общества и индивидуального бытия выступают фоном, внешним фактором для его личной жизни. В то же время, личность активный участник социальных событий и преобразований.

    Индивидуальное (личное) пространство – время, имеет разнообразные аспекты своего проявления: физиологические, социальные, психологические и духовные. Главное – взаимодействие и согласование внешнего и внутреннего пространства – времени личности. В этом секрет счастья и успеха. Именно на разрыве и противопоставлении внутреннего (экзистенции) существования =подлинного и внешнего бытия вырос экзистенциализм – трагическое мировосприятие индустриально массовой культуры индустриального общества 20 –го века.    Однако отношения внутренние и внешние могут быть отсужены, а могут быть отношениями освоения (присвоения) внешнего пространства времени в процессе жизнедеятельности во внутреннюю культуру. Восприятие личностью пространства – времени - процесс индивидуальный и субъективный (в чем-то прав И. Кант). Он описан в психологической и художественной литературе. Воспринимая пространство, личность ставит себя в центр, мысленно очерчивая свой «круг бытия» = точка зрения, линия горизонта… Конец света… Рамки, границы личного пространства различаются, насколько далеко личность проецирует себя вовне, в каких масштабах видит и оценивает себя. Дом – «мой Дом – моя крепость» или «люди моего круга» другие в масштабе страны (родина) или планеты Земля. Их самоощущение в пространстве влияет на поступки, стиль жизни. В последующих вопросах в литературе встречаются «ментальное пространство   его структура»  применительно и внутри духовно – психологического миру личности. Осваивая и присваивая внешние пространство – время, личность формирует и организует внутреннее пространство – время.  «Личное» психологическое время – это темпы мышления, эмоциональности, реакции, переживаний самого времени. Когда мы отдыхаем – время течет медленно, когда боимся не успеть – бежит  вскачь… Каббалисты подчеркивали, что соблюдение мицвот заповедей есть способ приведения в движение законов высших духовных сфер. Согласно их принципам тонкости любой мицвы соединены с определенными частями, установленного Б-гом порядка мироздания. Соблюдающий их непосредственно влияет на жизнь всего мироздания. В свою очередь, от правильного функционирования этих законов зависят судьба индивида и мира в целом, его духовного прогресса или регресса. Символическая связь реальных индивидуальных поступков и отвлеченных понятий, создает уникальную систему мотивации (каввана). Так каждое движение руки, каждое движение губ получило метафизическое значение.  Каббала обогатила ритуал новым смыслом и новым измерением: каввана – сосредоточенное усилие или намеренное сознательное действие. В Талмуде каввана означала сосредоточенность при выполнении заповедей на религиозной цели поступков, в Каббале – на смысле, содержании действия, на самововлеченности. Действительно, экзистенциальное время имеет смысл только будучи во-влеченным и со-причастным надличному бытию (жизни народа, мира). Замечательно написано об этом у И.Малера: «Прославим сапожника Б., тачавшего под деревом сапоги, пока одни точильщики дырявили время, другие нарезали его как колбасу на циклы».Личностное время = не только часы «свободные» (досуг), но все годы прожитой жизни: интенсивность событий, скорость, длительность. Умение управлять временем «идти в ногу со временем» успевать много (больше чем другие). Важно не само время, а как мы его проводим, чем наполняем. (Восточное кладбище). Борис Ефремов в романе «Таисс Афинская» писал; «Мало делать правильные поступки, надо еще распознать время, когда их сделать. Мы не можем сесть в лодку, которая уже проплыла мимо или еще не пришла…» Надо уметь соотносить свои личные планы, цели, настроения, с Духом времени с социальным временем, процессами и событиями  (Т. Манн, « Главное понять Чего хочет Бог от нас в данное время»). Кто сможет угадать «Куда влечет нас Рок событий» и найдет в нем свое место,- будет счастлив, реализует свой потенциал и выполнит свое предназначение.

 Однако все формы пространственно-временного бытия в движении и развития связаны друг с другом.

Метафизическое время циклично. Персонажи Ветхого Завета живут в своем мифическом времени, приближенном к «Началу» и « Навсегда». Авраам вечно сидит в своем шатре, там нет прошлого или будущего, только Настоящее. Все события происходят вновь и вновь. Все процессы в пространстве, любые изменения формы или условий повторяются. Вечное присутствует в скоротечном - мгновения, часы, годы жизни человека или народа через ритуалы и обряды: ежедневные, еженедельные и религиозные действия. Благодаря ритуалу и соблюдению традиций, внешняя материальная сторона жизни соединяется с внутренней, нематериальной. В ритуале и традиции, отмечая и повторяя события прошлого люди вновь экзистенциально проживают историческое минувшее, духовно соприкасаясь с экзистенциальным временем своих праотцов.  Интересна точка зрения на ритуал М.Мамардашвили. Он полагает, что с его помощью человек переживает чувства, присущие другим людям, запоминает их. При повторении он переживает те же чувства вновь в ином экзистенциальном времени. Благодаря таким повторениям индивид учится пониманию себя и других, постижению смысла жизни. Так персональное время вписывается в историческую канву и метафизическое вечное измерение. Взаимосвязь и взаимовлияние качественно разных временных потоков, отражается и в количественной их несоразмерности.Продолжительность жизни праотцов Библии (Пятикнижия) кажется нереальной: Адам – 930 лет, Шет-912 лет, Энош-905 и т.д., так как они живут в ином измерении, чем современные люди. Однако их объединяет родство, цель и предназначение истории. Так вырастает многомерность и многоаспектность концепции Времени в иудаизме.

Историческое время конечно. Его цель – Искупление. Его ход содержит много зигзагов и ответвлений, с возвратами к стержневой оси. С нею связан не только ход Истории, но и жизнь каждого индивида. ТВОРЕНИЕ (космическое время) соединено с ИСКУПЛЕНИЕМ (историческим временем) через ОТКРОВЕНИЕ (экзистенциальное время) у горы Синай, ставшее точкой биффукации, точкой выбора. Народ, приняв Заповеди Божьи, принял на себя миссию. Откровение было дано единожды и на все времена. Однако свой выбор каждый человек совершает вновь в своем экзистенциальном времени.

Экзистенциальное время еще называют субъектным или личностным. Оно состоит из событий и фрагментов внешней жизни индивида, а также внутренней жизни - времени размышлений, воспоминаний, переживаний, творчества. Это то, что происходит со мною «здесь и теперь», что должен сделать «я сам»,  не откладывая на завтра и не перекладывая на других. Оно также включает длительность проживания (непрерывность и целостность бытия) и вехи, циклы, этапы. Здесь есть своя хронология и свои измерения.

 Человек существо, прежде всего, историческое, а лишь вследствие этого - часть природы. «Являясь частью, он не может изменять природу, но способен творить Историю».  Собственно с появлением человека начинается историческое время, он же главное действующее лицо на всех  этапах истории. Настоящее (экзистенциальное время) не только результат прошлого и залог будущего, оно имеет значение само по себе. Можете прочитать об этом в каф. учебнике раздел «Бытие мира» и мою статью «Всему свое время и свой срок…», а также 2 статьи по синэнергетике с противоположных позиций в эл. виде.

   Домашнее Задание: 1. Качественная специфика пространство – временных форм самостоятельно по учебникам кафедры, Фролова, Алексеева гл. 8 параграф 1

2. Прочитать ст. по синэнергетике  и ее критики  в папке Лекция 4,5.

3.Законспиктировать из Хрестоматии «Мир философии» философов.

См. План семинаров.Тема 3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  1.  Понятие мира и бытия.
  2.  Проблема субстанции: плюрализм подходов. Современная наука о сложной организации материи.
  3.  Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
  4.  Пространство и время. Специфика  пространственно-временных

              свойств в живой, неживой природе и социальных процессах.

  1.  Учение синергетики -  новое видение мира

PAGE  12




1. lien nt frm
2. .1Местоположение объекта озеленения 5 1.
3. . Философия от древних времен до эпохи Возрождения 2.
4. Страховой рынок Австралии
5. Тема- Теория всеобщего благоденствия.html
6. Аллегорический метод изучения Ветхого Завета в произведениях Филона Александрийского
7. либо документу руку эта бумага имела на бирже вес
8. 17; от Марка гл 1 911; от Луки гл
9. то Прованс об этом не забыли их потомки
10. Гимала
11. тема работы. Выбор той или иной темы обусловлен тем что исследователь не согласен с какимито фактами существ.html
12. 20 202 Маширенко Т
13.  Определите по суффиксу часть речи
14. идеалистическая методология
15. Да смогу я в будущем жизнь за жизнью приносить пользу живым существам
16. Состояние и пути совершенствования учета продажи продукции, работ, услуг
17. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
18. тема в XVII в В сельском хозяйстве господствовала барщинная система крестьяне находились в личной зависимост
19. Вьена. Операции над множествами и их свойства
20. на тему Погрузочное оборудование медицинского транспортера