Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вначале рассмотрим общественное устройство шумеров по Законам Хаммурапи (далее ЗХ). Как видно из некоторых статей кодекса (например 215-217 или 221-223) основное деление выглядело примерно следующим образом: выше всех человек (причём, если рассматривать подробнее, то видно, что человек тоже делится на разные классы: редум и барум, которые, возможно, были выше человека, и, как видно из ЗХ 26 барум и редум были сословиями воинов), затем мушкенум, затем раб. Поясню: по тому, что говорится в блоке статей о врачебной помощи (ЗХ 215,216,217) видно, что врач больше получает за лечение человека, чем за лечение раба или мушкенума, также из предыдущего блока (ЗХ 209, 210, 211, 212, 213, 214) видно, что за причинение вреда дочери мушкенума или рабыне платят меньший штраф, чем за причинение вреда дочери человека. Причём, если рассматривать подробнее, то видно, что человек тоже делится на разные классы: редум и барум, которые, возможно, были выше человека, и, как видно из ЗХ 26 барум и редум были сословиями воинов.
Перейдём к экономике. Внутренняя экономика шумеров была достаточно сложна, что следовало из количества сословий и их сложного взаимоотношения, но из этого блока законов пытливый читатель может многое узнать. Например что некоторые сословия вообще практически не могли осуществлять куплю-продажу какого-либо имущества между собой (ЗХ 35, 36, 37,) из этих статей видно что человек в принципе не мог купить что-либо у барума не потеряв ничего но при этом, в случае исполнения некоторых условий (ЗХ 30) человек мог получить землю барума. В следующий блок законов (ЗХ 40-107) помещены сведения об аренде будь то поле, серебро или скотина. С полями всё достаточно просто - скорее всего правами сдавать в аренду свою землю обладали томкары и надитумы (ЗХ 40) а арендовать её могли мушкенумы и люди, но это только теория, мне кажется это правдоподобным так как баруму и редуму даровал землю царь, а томкар владел землями общины, получается что люди и мушкенумы являлись единственными возможными арендаторами. В качестве арендной платы взимался процент от выращенного урожая (ЗХ 42-44) причём, даже если арендатор урожая не снял, по ленности или по другой причине, он всё равно должен уплатить арендную плату (ЗХ 42, 43). Также про аренду можно сказать что если урожай погибал по естественным причинам, то убытки нёс арендатор (ЗХ 45-48) причём только в том случае, если землевладелец уже получил арендную плату (ЗХ 45), если же «он не получил арендной платы или отдал поле из-полу или из третьей доли» (ЗХ 46), то арендатор и землевладелец делят урожай на условленные заранее доли. Но может быть и такое, что арендатор не платит за аренду вовсе (ЗХ 48), но только если имеет на себе процентный долг. Следующая статья (статья 49) видимо была утеряна, но, как можно понять из статьи 50 в ней речь шла про долги и их возврат, но из последующих статей можно увидеть что при этом явно составлялся договор (ЗХ 52) также из них мы видим что долг можно было отдать либо возделанным хлебным или кунжутным полем (ЗХ 50), либо собранным урожаем (ЗХ 51), либо серебром ( те же ЗХ 51), но, как видно из обоих статей, всё меряли по цене серебра. Далее идут статьи, касающиеся плотин и ответственности человека, не восстанавливающего плотину своего поля перед общиной. По статье о платинах (ЗХ 53), если плотину поля человека прорвало, вследствие того, что он по ленности её не восстанавливал и разлив смыл поля общины, человек должен возместить хлеб, то есть отдать общине количество хлеба, эквивалентное потерянному, но если у него не было столько хлеба, или если его урожай также смыло члены общины меняли его движимое имущество на серебро, то есть попросту продавали и делили между собой (ЗХ 54). Следующие статьи идут с сильным пропуском, видимо этом месте камень был сильно повреждён, поэтому узнать можно весьма мало что. Но в одной из статей( ЗХ 60)( а возможно и в нескольких так как статья 60 не даёт исчерпывающих сведений по этому вопросу) определённо шла речь об аренде садов, арендной плате за них и переделе сада, причём в последнем фактический хозяин сада имеет ( что логично) преимущество. В статьях с 60 по 78 скорее всего шла речь об аренде дома или комнаты, так как ЗХ 78 является явным окончанием блока статей об аренде домов. И в статьях с 78 по 89 шла речь о даче в долг под проценты и его выплате что видно из ЗХ 89, которая впрочем не является завершающей статьёй блока, так как после неё продолжается блок об долгах (ЗХ 89, 99, 102, 103 и тд) откуда видно, что шумеры выделяли долг по товариществу (ЗХ 99) который уплатить было проще, беспроцентный долг (ЗХ 102) который отдавался, в случае убытков по первоначальной сумме, причём если у должника сумму отбирал неприятель, то он мог, поклявшись в этом перед богами, не уплачивать долг (ЗХ 103), а если долг давался не серебром, а хлебом, шерстью, маслом или любым другим имуществом для продажи, то должник возвращал это всё в пересчёте на серебро. Также из этого блока видно, что при даче в долг составляли документ, а его отсутствие было равносильно отсутствию сделки ( ЗХ 105), из чего следует, кстати, что за самовольное взимание долгов без ведома государства карали как за воровство (ЗХ 115).
Ощутимую часть внутренних экономических взаимоотношений шумеров составлял найм работников, будь то пастухи, ремесленники, или даже воины. В ЗХ есть целый блок статей, посвящённых этому (ЗХ 235-249, ЗХ 257-274). Существовала единая система оплаты труда (ЗХ 274). Кстати в этом блоке встречается единственное за всё ЗХ упоминание чего-то походящего на внешнюю торговлю (ЗХ 237) в котором помимо кары за небрежность корабельщика перечислены основные перевозимые товары: хлеб, шерсть, растительное масло, финики.