Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статья- Интерпретация Николаем Лосским теодицеи Достоевского

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Интерпретация Николаем Лосским теодицеи Достоевского. Объяснение причины сосуществования добра и зла в мире, созданном Всемогущим и Всеблагим Богом.

Завьялова Ю.А.

Объяснение феномена сосуществования добра и зла в созданном Богом мире, является одной из ключевых проблем в творчестве многих философов, писателей, ученых. Ф.М.Достоевский в своих произведениях рассматривает это явление с различных точек зрения.

Неоспорим тот факт, что на земле существует зло, хотя бы только потому, что не все происходящее можно отнести к положительным событиям. Для того чтобы составить себе ясное представление о том, как сильно зло распространено в мире человеческого бытия, достаточно посмотреть вокруг и убедиться, как часто пороки и похоти разрушают человеческую личность и ставят ее в один ряд с хищными животными, как часто люди под властью страстей и собственного эгоизма пытаются подчинить своей власти других людей. Также нередки случаи, когда люди рождаются с физическими и телесными недостатками или когда они внезапно заболевают смертельными болезнями. Картины зла часто встречаются в мире растений и животных, где прослеживается четкая социальная иерархия, жестокая борьба за существование и подавление слабых более сильными, также как и в жизни людей.

Таким образом, окружающая действительность ясно показывает, что в мире многое пронизано борьбой за выживание, за превосходство, за подчинение себе других. Однако не стоит думать, что в жизни людей существует один только личный интерес и стремление удовлетворить свои потребности. Также как в мире нет в чистом виде абсолютного добра, так и нет абсолютного зла.

Принимая во внимание многочисленные факты несовершенства мира, человек непроизвольно может задаться вопросом о реальной причастности Бога миру. Возникает желание поставить под сомнение всемогущество Бога, который допустил существование зла.

Николай Лосский пытается выявить у Достоевского элементы теодицеи, которая объясняет происхождение зла и доказывает, что в Боге не может быть источника зла. В своих произведениях Ф.М. Достоевский показывает очень убедительно, как страдания, нищета, различного рода неприятности подавляют людей и убивают в них любовь к жизни и к другим людям.

Прежде всего, Достоевский отрицает, что зло необходимо для того, чтобы в природе была полная гармония или же для того, что посредством зла можно прийти к подлинному знанию о добре. Он исходит из того, что Бог не может быть причиной зла. Основная мысль классика русской литературы заключается в том, что источником зла может быть только свободный человек. Ведь когда человек свободен, он несет непосредственную ответственность за совершенные им поступки. Ни в коем случае нельзя оправдывать преступления влиянием внешней среды и общества, потому что, принимая всерьез такое оправдание, с человека снимается всякая ответственность за его деятельность. Таким образом, согласно взглядам Достоевского, человек свободен, он может сам выбирать между добром и злом. Только он хозяин своего выбора, никто не может на него повлиять.

Мировая гармония возможна в том случае, когда отношения между людьми будут основаны на чувстве любви. В таком случае люди будут иметь одну цель и, в итоге, смогут сделать свою жизнь полной и осмысленной. Человек не должен замыкаться на самом себе, а должен быть открытым миру и готовым впитать в себя все лучшее, что есть в нем.

Таким образом, Достоевский утверждает, что в созданном Богом мире есть все предпосылки для того, чтобы люди достигли абсолютно совершенной жизни в Царстве Божием. Добро первичнее и могущественнее своего антипода – зла, все равно мир в итоге придет к добру. Достоевский даже смерть рассматривает, как добро, потому что перед человеком открываются двери в совсем иную светлую жизнь. Также он считает, что если в душе человека царит добро, то он счастливый человек, а несчастья достаются на долю злых людей. Испытав несчастья, душа человека очищается, и он становится верным добру.

Но наиболее сильным стимулом человеку может служить мысль о Боге, мысль об абсолютном и совершенном существе, к которому должен стремиться каждый и в помыслах, и в делах. Ведь само только знание того, что есть нечто светлое, праведное и могущественное заставляет человека поверить в возможность счастливой полноценной жизни.

Достоевский полагает, что каждый человек прекрасен и добр, и человеку просто нужно поверить в себя и открыть в себе источник добра. Когда люди узнают, сколько хорошего есть в них, они перестанут совершать преступления. Таким образом, Достоевский, а вместе с ним и Лосский, призывает людей осуществлять подлинное добро, которое наполняет человека, озаряет его, дает ему огромное душевное удовлетворение и сознание своей силы в мире. Поэтому человек может достичь рая еще на земле. Ибо рай, прежде всего, должен быть в душе человека.

По мнению Достоевского, историческое явление Христа в мире служит доказательством того, что в человеке заключен огромный творческий потенциал, достаточный для очищения души и для достижения плодотворной жизни.

Итак, мир сотворен Богом с заложенной в него потенцией добра. Человек по природе своей имеет силы, чтобы встать на сторону добра, но не всякий человек открыл в себе эту божественную тайну. И природа, окружающая человека, тоже содержит в себе положительные ценности. Князь Мышкин, герой, неравнодушный ко всему сущему, при взгляде на природу получает истинное наслаждение, он видит ее гармонию и подлинную красоту. Тем не менее, только развитая творческая личность видит красоту в природе, так как только такая личность может подняться над злом и над несовершенством природного устройства, чтобы увидеть, что, в действительности, в мире есть добро, и оно живет в каждом из нас.

В «Братьях Карамазовых» появляется мысль о том, что без зла скучно было бы на земле. Только зло заставляет мир двигаться. Тем не менее, следуя логике мышления Достоевского, можно с уверенностью сказать о том, что творческий потенциал человека исключительно направлен на осуществления добра. Высшее проявление личности может быть только в творческой деятельности. Поэтому каждый человек, реализуя заложенные в него Богом возможности, может стать выразителем доброго начала в человеческой природе. Достоевский склонен верить в то, что у людей достаточно сил и желания, чтобы направить свою свободную волю исключительно на добрые поступки. Он полагает, что по своей сути зло слишком ничтожно, чтобы человеку оно могло нравиться, в конечном счете, оно вызовет разочарование у всех.

Таким образом, Достоевский говорит о том, что человек может и должен рано или поздно прийти к добру, но только самостоятельно, без всякого принуждения. Извне человека нельзя сделать добрым и счастливым. Он должен стать выразителем всего лучшего, что было вложено в него Богом, изнутри своего существа. Испытывая страдания, человек не должен терять веру в то, что только Бог – Творец мира, и мира такого, в котором изначально не было заложено зла.

Тем не менее, принимая точку зрения Достоевского о происхождении зла в мире как личном выборе людей (но, разумеется, не всех), остается нерешенным ряд проблем: как возможны природные катастрофы в мире, как возможны страдания ни в чем не повинных детей и какие причины лежат в основе того, что человек может склониться к злу. Теодицея Достоевского носит сугубо христианский характер, потому что он исходит из положения, что всемогущий, всеблагой, всеведущий Бог есть Творец мира. Поэтому для верующего человека жизнь полна божественного смысла, все в ней закономерно и гармонично. Все, что требуется от человека, это вера в высокий смысл всего существующего и стремление к обладанию полной жизни со всеми ее положительными ценностями. Даже в страдании и горе нельзя терять этой веры, потому что только с ее помощью можно преодолеть все испытания.

Что же касается мировоззренческой позиции Николая Лосского в отношении теодицеи, то можно выделить ряд существенных моментов сходства его взглядов с позицией Достоевского. В работе « Бог и мировое зло» Лосский дает свое понимание теодицеи. В своих метафизических построениях он вводит понятие «субстанциональных деятелей» как единиц бытия. Они сотворены Богом и наделены свободой воли. Бог закладывает в них потенцию полноценной личности, а реализация этого потенциала полностью зависит от их активности. Они могут выбрать путь к Богу или бытие без Бога, оказываясь в царстве грешного бытия. И все-таки, каждый «субстанциональный деятель» наделен всеми необходимыми способностями для того, чтобы, преодолев свой эгоизм, достичь высокого и совершенного. Лосский пишет, что « …все деятели, т.е. весь первозданный мир, сотворенный Богом, состоит из существ, которые суть не средства для каких-либо целей и ценностей, а абсолютные самоценности абсолютныел, и притом даже потенциально всеобъемлющие; от собственных усилий их зависит стать достойными благодатной помощи Божией для возведения абсолютной самоценности их из потенциально всеобъемлющей на степень актуально всеобъемлющей, т.е. удостоиться обожения»[1]. Таким образом, личность может обладать полнотою бытия. То есть, с одной стороны, по своей природе тварные существа ограничены, но они могут выйти за пределы этих границ путем любви, симпатии к другим. Только преодолев свой эгоизм, личность растет и становится ближе к Богу.

Также как и у Достоевского, в представлениях Лосского личность, сконцентрированная непосредственно на себе, не может стать носителем положительных ценностей, так как она в таком состоянии воплощает нравственное зло. Когда личность выходит за пределы своего личного бытия и становится ближе к другим, только тогда появляются зачатки воплощения божественной жизни на земле.

Отпадение от Бога есть отказ от выполнения своего предназначения, что по сути своей греховно. У Лосского тоже зло начинается со свободы человека. Все мировые катастрофы и борьбу за существование он объясняет себялюбием «деятелей», которые созданы как существа сверхвременные и сверхпространственные и наделены огромнейшей творческой силой. Зло начинается тогда, когда их силы уходят на путь себялюбия и на путь отпадения от Бога. А они могут все вместе осуществить абсолютную полноту жизни не только для себя в отдельности, но и для всего мира посредством любви к Богу и друг другу.

Лосский, также как и Достоевский, верит в перспективу победы добра, потому что зло все же неабсолютно и невсемогуще. Взглянув на бедствия, причиной которых является существующее зло, люди все-таки должны отдать предпочтение высоким моральных ценностям и благим делам. Так что выбор всегда остается за человеком.

Творческая работа по курсу "История русской философии" студентки отделения философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. Научный руководитель - к.ф.н., доц. Е.С.Гревцова.

Список литературы

[1] Лосский Николай «Ценность и бытие», Москва, АСТ, 2000, стр.148

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/




1. об аудиторской деятельности от 30
2. Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности юриста
3. Проектирование участок механического цеха по изготовлению детали «Втулка»
4. Измерения при анализе ЭКГ
5. ЮАндропов 19821984 гг
6. Бег виды, особенности, польза
7. варианты переживания этого кризиса населением
8. Определение карбонильных и карбоксильных групп в целлюлозе
9. Привет друг Рад нашей встрече как ты Здорово Лёха Всё отлично Давно тебя не видел и соскучился понашем
10. Проектирование интернет-магазина для предприятия розничной торговли
11. педагогические средства ее преодоления
12. экологических катастрофах конца ХХ века начали сбываться но не на постиндустриальном Западе а в первую оче
13.  Расчет Балок и рам на поперечный изгиб
14. «Две вещи несовместные»
15. Лекция 4 В настоящее время широко развито страхование предпринимательских рисков
16. Тибетская литература
17. НА ТЕМУ - АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
18. Новшества арбитражнопроцессуального законодательства 1995 года я постараюсь проанализировать некоторые м
19. Характеристика государственной собственности на землю Правовое регулирование купли-продажи земли с аукциона
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Севастополь 2002