Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

                                                           Программа курса

        «СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ»

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  КУРСА.

  1.  Ознакомить с историей научной дискуссии по коренным проблемам моды  как социального явления, моды как способа функционирования феноменов культуры,  моды как эстетического явления, экономической обусловленности моды и т.п.
  2.  Раскрыть социокультурные и экономические аспекты феномена моды на основе подхода, включающего специфику и традиции социологического, экономического и культурологического анализа.
  3.  Дать представление о российской моде как самостоятельной области культуры, имеющей свою историю, последовательность и преемственность форм, социальную динамику.  Выявление специфик и устойчивые тенденции отечественной индустрии модной одежды.
  4.  Показать влияние социокультурного фактора моды на современный процесс  создания и продвижения модной одежды от производителя к потребителю. Выявить социальные и культурные механизмы, на основе которых происходит взаимовлияние моды и экономических условий функционирования предприятий по производству и распространению модной одежды. Ознакомить с основами теории композиции костюма.
  5.  Показать, как фактор моды включается в структуру экономической культуры, как мода может являться средством упорядочивания экономических отношений в обществе.  Ввести в проблематику конкретно-социологического изучения моды.   

ТЕМА 1.  ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ КУРСА.

        Мода как предмет изучения. Различие между обыденным и научным пониманием моды. Разнообразие научных подходов к исследованию феномена моды как отражение его многозначности. Типология различных трактовок моды  - социологический, экономический,  философский, эстетический,  исторический,   психологический, комплексный подходы.  Мода в области внешнего вида человека, его одежды, костюма. Понятие одежды, костюма.  Основные социальные функции одежды, костюма. Язык костюма. Знаковость костюма.

.                            ЛИТЕРАТРУРА

Зайцев В. Такая изменчивая мода  М., ''Молодая гвардия'', 1983.

Зиммель Г. Психология моды  (социологический этюд). Научное обозрение, 1901, № 5.

Козлова  Т.В. Основная терминология в теории костюма . Москва, 1979.

Козлова  Т.В.  Костюмы как знаковая система. Конспект лекций.  М, 1980.

     Минюшев Ф.И.  Социальная антропология.  -  М., МГУ, 1997.

Фишман Р.Б. Мода как социальное явление.  Дис. …….к.ф.н., Свердловск, 1990.

ТЕМА 2.  МОДА  КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Понятие культуры.  Социологическое понимание культуры.  Мода как компонент культуры. Социокультурный статус  понятия мода. Функциональные концепции моды.  Концепция Г.Спенсера,  Г.Зиммеля. Сопоставление позиций Г.Зиммеля и  А.Б.Гофмана. Структура моды. О феномене моды в работах  П.Сорокина.

ЛИТЕРАТУРА

  1.   Гофман А.Б.  Мода и люди.  Новая теория моды и модного поведения. – М, ''Наука'', 1994.
  2.   Зиммель Г.  Избранное.  Том 22  ''Мода'', - М., Юрист., 1996.
  3.   Гизатуллина Ю.Ф.  Престиж как социокультурный феномен.  Дис., ….к.с.н.  – М., 1994.
  4.   Мода : за и против.  (Сборник статей.  Ред.-сост.  Толстых В.И.)  - М., ''Искусство'', 1973.
  5.   Сорокин П.А.  Человек. Цивилизация.  Общество. – М., 1992.
  6.   Тард  Г. Законы подражания. – СПб, 1982.

ТЕМА  3.  МОДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Экономическая наука как одно из средств удовлетворения потребностей человечества. Экономические теории моды. Концепция моды В.Зобарта.  Взаимозависимость развития моды и товарно-денежных отношений.  Возникновение индустрии моды. Участие в моде как специфическая разновидность коммуникации между людьми.  Мода как товар. Роль участников моды.  Цена как значимый фактор во взаимодействии потребителей и производителей, в функционировании рынка модной одежды.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Зомбарт  В.  Народное хозяйство и мода. К  вопросу о  современных нормах потребностей  (4-е    приложение к журналу ''Вестник психологии,  криминальной антропологии и гипнотизма''), СПб,                1904.

  1.   Рейнгард С.В.   Социальное и экономическое значение моды. – Казань, 1889.
  2.   Кейнс  Дж.М.  Избранные произведения. – М., ''Экономика'', 1993.
  3.   Фукс Э.  Иллюстрированная  история нравов. Буржуазный век.  – М., ''Республика'', 1994.
  4.   Флекснер К.Ф. Просвещенное общество: экономика  с человеческим лицом. – М., ''Международные отношения'', 1994.

ТЕМА 4.  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ:  ИСТОРИКОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Историкокультурная динамика как процесс. Истоки современной отечественной индустрии моды. Влияние петровских реформ на моду. Взаимодействие моды в Западной Европе, США  и русской моды.  Появление русского стиля.  Мода в России 19 века. Становление отечественной школы моделирования  Н.П.Ламанова.  Мода начала 20 века.  Открытие первого  в стране Дома Моделей, издание модных журналов.  Мода в России советского периода.  Мода в  России с конца 80-х годов по настоящее время. Специфика и устойчивые тенденции отечественной модной индустрии.

                   ЛИТЕРАТУРА

  1.   Васильев А.А. Красота в изгнании:  творчество русских эмигрантов первой волны:  искусство и мода. -  М., Слово, 1998.
  2.   Котторн  Найджел . История моды в 20 веке. – М., Тривиум, 1998.
  3.   Кирсанова  Р.М.  Костюм в русской художественной культуре 18  -  первой половине 20 вв. -  М., Б.Рос.энциклопедия, 1995.
  4.   Мерцалова М.Н.  Костюм разных времен  и народов. -  М.,  АО ''Академия моды'' , 1993.
  5.   Стриженова Т.К.  Из истории советского костюма.  – М., Советский художник,  1972.

ТЕМА  5.  ФАЗА ПРОИЗВОДСТВА В МОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Основные фазы модной коммуникации.  Влияние социокультурного фактора моды на процесс  создания одежды.  Модельер как создатель модной одежды.  Моделирование и конструирование одежды как наука и сфера дизайна. Теория  композиции как наука.  Цветовая гармония в композиции костюма.  Материал, структура материала, декор в композиции костюма.  Особенности функционирования предприятий  массового производства одежды  в современных условиях.  Основные факторы, влияющие на создание  идей модной одежды. Особенности функционирования отечественных предприятий малого и среднего бизнеса на современном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Материалы собственного эмпирического исследования.
  2.  Каган М.С.  Морфология искусства. – Л., 1972.
  3.  Козлова Т.В.  Художественное проектирование костюма.  -  М., 1982.
  4.  Пармон Ф.В.  Композиция костюма. – М.,  Легпромбытиздат, 1985.
  5.  Пармон  Ф.В. Эстетика форм и конструкции костюма  (в историческом аспекте).  -  М., 1982.

ТЕМА  6.  ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МОДЕ.

Понятие ментальности. Особенности российского менталитета.  Взаимосвязь между костюмом и  ментальностью.  Источники творческой деятельности модельера.  Этнический костюм как источник

творческой деятельности модельера.  Русский народный костюм в контексте культуры.  Социодинамика  изменений  в  народном костюме.  Костюм и обряды. Восточные мотивы, традиции военного костюма в современной моде.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Зимняя И.Л. Российский  менталитет и учет его особенностей в социологической работе.  -   М.,  1994.

  1.  Касьянова  К.  О русском национальном характере.  – М., 1994.
  2.  Пармон Ф.В.  Творческая трансформация первоисточника  через ассоциативные представления при создании современного костюма.  -  М., 1979.
  3.   Русские.  Историко-этнографический атлас.  -  М., 1967, 1970.
  4.   Русский народный костюм.  Ленинград, 1984.

ТЕМА  7.   ФАЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Фактор моды в структуре экономической культуры.  Наиболее значимые составляющие  экономической культуры.  Включение фактора модности изделий в разработку стратегии и тактики маркетинга.  Применение фактора моды в инструментах маркетинга РР и рекламе в отечественной и зарубежной практике в области модной одежды.  Значение престижной торговой марки в процессе продвижения модной одежды.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Котлер Ф.  Основы маркетинга. – М., 1990.
  2.  Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз»  -   кому это нужно. – М., Экономика , 1992.
  3.  Огилви  Д. Откровения рекламного агента. -  М., Финстатинформ, 1994.
  4.  Фатрелл И.  Основы торговли. – Тольятти, 1995.
  5.  Цзен К.К. Методы эффективной торговли.  -  М., 1993.

ТЕМА  8.   ФАЗА ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 Покупательское поведение как ключевая проблема маркетинга. Типология поведения потребителя. Культура потребления. Потребности и интересы.  Престижное потребление.  Постановка проблемы  Т.Вебленом.  Факторы, влияющие на формирование представления о современной моде у покупателя.  Реклама и потребитель.

Потребитель как экономический человек.  Исследование социальных методов регулирования  покупательского поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Веблен Т. Теория праздного поведения. – М., 1984.
  2.  Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Покупатель об одежде и моде. -  М., Экономика, 1986.
  3.  Кимболл Б.  Торговля:  секреты успеха.  – М., 1997.
  4.  Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб, 1896.
  5.  Лебон Г. Психология народов и масс. СПб,  1896.
  6.  Материалы собственного эмпирического исследования.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1.   Мода -  культурный феномен.
  2.   Мода  как объект философского анализа.
  3.   Сущность экономического подхода к моде.
  4.   Своеобразие психологической трактовки моды.
  5.   Мода как явление массовой культуры.
  6.   Концепция роскоши В.Зомбарта.
  7.   Объективные и субъективные факторы динамики моды.
  8.   Соотношение  динамики и статики в моде.
  9.   Мода и балет.
  10.  Мода и война.
  11.  Российский  менталитет и мода
  12.  Культурное назначение
  13.  Мода в России Советского периода.
  14.  Современный западный текстиль.
  15.  Влияние цвета на психофизическое состояние человека.
  16.  Интернет и мода.
  17.  Роль института  ''паблик рилейшн''  в моде как социокультурном процессе.
  18.  Современные российские СМИ и отечественная индустрия модной одежды.
  19.  Маркетинг в современной индустрии модной одежды  России и Западной Европы (сравнительный анализ).
  20.  Отечественная индустрия модной одежды:  современное состояние и перспективы развития.

СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1.  Доклады по темам  (5-10  минут).
  2.  Дискуссия на предложенную тему.
  3.  Описание модели по фотографии  (текст для журнала).
  4.  Письменная работа по предложенной теме  (1-2  тетрадных листа).
  5.  Характеристика модели по фотографии или  характеристика оригинала  (время создания, назначение и т.п.)
  6.  Практическое занятие  по композиции костюма (пропорции, силуэт, цветовой круг, сочетаемость цветов и т.д.)
  7.  Составление текста рекламного сообщения.
  8.  Проведение исследования методом интервью (1-2 интервью).
  9.  Проведение анкетного опроса.
  10.  Поход на специализированный семинар.

                             

7




1. по теме- Экология популяций ~ демэкология План- 1
2. і Курсова робота містить 55 сторінок 3 рисунка 7 таблиць 23 формули 36 використаних джерел
3. контрольная работа1
4. Проблемы методологии и историографии исторической науки
5. Тема Методика проведення диктантів Мета- познайомитися з основами класифікації диктантів з особливостям
6. Антуан де Сент-Экзюпери
7. тематические операции состоит из двух автоматов- операционного ОА и управляющего УА
8. Стратегии фирм
9. К каким царствам органического мира могут принадлежать организмы именуемые водорослями Растения жи
10. Тема- Слово ~ имя собственное
11. по теме Причастие Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку
12.  Основные понятия структура файла фон Webстраницы 2
13. нибудь холодные рассуждения сухие строгие анализы спокойная деятельность мысли и творчества
14. Л~ЙЛІМ~ЖН~Н ДАСТАНЫ ~ Н~ЗИРА ~ЛГІСІНДЕ ЖАЗЫЛ~АН Т~Л ШЫ~АРМАСЫ Г
15. 4 Контрольный пример 2
16. Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации
17. Мовна типологія
18. Тема для самостійного опрацювання
19. Онтология православной нравственности
20. Крайняя необходимость, понятие и признаки