Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Традицио́нная культу́ра культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.
При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия честь, доблесть, верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами культура феодальной элиты (например, цикл о короле Артуре).
В современном обществе представления о народной культуре испытывают существенное влияние работы ученых-исследователей XIX века, которые в рамках парадигм романтизма и позитивизма занимались сбором и публикацией образцов традиционной культуры (напр. Братья Гримм, Александр Афанасьев).
статья 4. Периодизация фольклора
Проблема периодизации фольклора остается до сих пор дискуссионным. Существуют различные, часто противоположные мнения относительно деления истории развития и бытования фольклора на определенные периоды. Эта неопределенность и неоднозначность обусловлена прежде всего сложностью исторического пути, который прошел украинский народ. Исходя из сложности и неоднозначности истории Украины, несмотря на устный характер бытования фольклора, практически невозможно осуществить общепринятую хронологическую его периодизация.
И, несмотря на это, трудно не заметить, что разным эпохам или периодам свойственны различные формы, проявления, черты, жанры устного народного творчества. Это обусловлено прежде всего неодинаковыми историческими и экономическими условиями: различным уровнем национального сознания, ее мировоззренческого ядра, а также различными потребностями времени. Так, например, во времена войн и национально-освободительных соревнований преобладали жанры героического эпоса (думы, исторические песни), центральными персонажами легенд и преданий становились исторические лица (Хмельницкий, Богун, Сагайдачный и др.), лирическое начало творчества отходило на второй план. И наоборот, в периоды мира или перемирия доминировала бытовая лирика (песни, баллады), в эпохе преобладали морально-этические темы, а не героические. Так одни жанры сменялись другими (некоторые совсем теряли свою актуальность, а некоторые за определенное время возродилась с новой силой). Итак, периодически происходили изменения в тематике, проблематике, в образной символике, художественно-выразительных средствах. Это в равной степени касается развития устного народного творчества всех народов, которые имеют древние корни на определенной территории. Пройдя Ряд периодов своей истории, это творчество вобрала в себя черты всех эпох развития нации. И это находит свое отражение не только в структуре жанров, тематике и проблематике произведений, художественно-образной структуре и символике текстов, а даже на уровне подсознания.
Представленная ниже периодизация устного народного творчества является условным, но не безосновательной, потому что опирается на периодизацию истории Украины.
Основные периоды украинского фольклора. Процесс зарождения и развития украинского фольклора делится на две большие эпохи. Первая - доисторическая (мифологическая). Она занимает время, о котором, кроме археологических находок, материальных предметных доказательств, не существует никаких письменных свидетельств. Вторая - историческая - то есть эпоха, события которой зафиксированы в письменных источниках. Эти эпохи еще называют дохристиянською и христианской и делят на периоды, каждому из которых присущи свои условия жизни, культурно-исторические особенности, а значит - специфические формы зарождения и функционирования фольклорных форм, своя система жанров устного народного творчества.
Периодизация фольклора доисторической эпохи
Мифологическая эпоха - это время, в которое возникли первые явления устного народного творчества, когда первобытные представления и верования оформились в более ограниченную систему культов. Трудно даже приблизительно указать начало этого периода. Историки утверждают, что на территории Украины существовали древние поселения уже во времена палеолита и мезолита (каменного века). Именно на это время приходятся найденные при раскопках древние захоронения в с. Лука Врубловецкая на Днестре и на территории современного Киева. Тогда территория Украины была одним из трех центров Европы - центром так называемой оріньякської культуры, что дала первые образцы художественного творчества, которые неразрывно связаны с представлениями людей о мире и о своем месте в нем. Эта эпоха оставила древние рисунки на стенах пещер, связанные с охотничьими культами, поскольку основным занятием людей тогда было охоты. Кроме изображений фигур животных, встречаются и изображения охотников в масках, которые совершали магические танцы, определенные ритуалы.
Таким образом, первым периодом, в который зародились начальные формы фольклора, является палеолит. В связи с основным видом деятельности - охотой - тогда сложилась ранняя стадия культа и магия охоты, что в общем выражались в драматично-танцевальных формах (ритмичные движения, жесты, звуки).
Вторым периодом является мезолит или каменный век. Это время, когда камень начинает использоваться для изготовления орудий труда, в первую очередь для нужд охоты. В тот период, кроме охоты, люди начинали заниматься рыболовством, приручением животных, считая их священными. На той стадии развития общества появилась первая в отношении оформлена система культов животных, растений, природных стихий, а также различные формы поклонения предметам (камнями, костям, другим частям животных, которым оказывали магическое значение). Тогда же зародились первобытные ритуалы, связанные с культовой деятельностью людей. Возможно, и возник культ чествования огня как необходимого условия существования людей.
Третьим периодом является протонеоліт - время, когда в связи с развитием животноводства люди были вынуждены перейти на оседлый образ жизни. Именно с этой сменой связано возникновение племен и родовых союзов, первоначального зарождения земледелия. Оседлый образ жизни способствовал изучению окружающей среды, наблюдением за движением небесных светил. Это привело к появлению астральных культов (поклонение солнцу, луне, звездам), до возникновения первых мифов о природе, человеке и мире.
Четвертым периодом является неолит или медный возраст (около 4-3 тыс. до н. э.), в который ведущим видом деятельности стало земледелие, приобретает высокого уровня развития; совершенствуется животноводство, практикуется садогородництво; зарождаются первые ремесла (обработка дерева, выпечки глиняной посуды, металлообработка). Основным достижением этого периода является строительство жилья со встроенной в нем печью. Эти факторы способствовали значительному расширению фольклорной системы. Появление в доме печи вызвала трансформирование культа огня в культ домашнего очага. Он стал отождествляться с культом умерших предков, поскольку примерно в тот период зарождается первоначальный погребальный ритуал сожжения умерших. Окончательный переход от охоты к земледелию привел к изменению патриархата матриархатом (чествование женщины как символа плодородия); состоят культы воды, солнца, земли, луны, зерновых культур и изделий из них. На основе земледельческих ритуалов зародились календарная обрядность и первобытные формы религии в виде поклонения умершим предкам, как божествам воплощением природных стихий. Сочетание элементов основных культов солнца, печи и зерна становится основой культа хлеба как символа солнца и жизни. С возникновением религии, магов, которые к тому совершали ритуалы, меняют жрецы.
В последнюю стадию неолита на территории Украины сформировалась так называемая трипольская культура (3-2 тыс. до н. э., по названию с Триполье на Киевщине, где были найдены ее остатки). Люди жили осело в постоянных домах правильной четырехугольной формы, которые имели глиняные печи для приготовления пищи. Основным занятием трипольцев было земледелие. Выращивали ячмень, просо, пшеницу. Очевидно, именно тогда окончательно сформировались календарно-обрядовые циклы, то есть ритуальные действа, связанные с трудом людей на земле. При сохранении связи с древними тотемными и анімістичними представлениями, основной акцент делался на задобренні сил природы (солнца, воды, земли) для выращивания хорошего урожая.
По традиции обхаживание сил природы и явлениями первоначальной религии устанавливает практика жертвоприношений, в том числе человеческих, с целью обхаживание божеств. Возникают жертвенные места, языческие капища. Со времен трипольской культуры осталось много культовых захоронений, в которых сохранилось много випаленого и разрисованного глиняной посуды, (обычный посуда ежедневного потребления не выжигали и не разрисовывали, он был серым). Рисунки на посуде подтверждают существование в то время растительных и животных культов, астрального культа, а также культа змея (дракона).
Пятый период - эпоха бронзы или бронзовый век (2 тыс. до н. есть. - о в. до н. э.). Основные характеристики этого период "Школа перевода В.Баканова"- творческая мастерскаяа - укрепление Родовой организации, в которой возникает определенное расслоение; затем - формирование различных общественных слоев: жрецов, охотников, земледельцев и т.д. Трансформируется форма похоронного обряда: он происходил в виде захоронения в землю с ритуальной тризной и насыпкой высокого кургана. Такой обряд обусловил возникновение похоронных причитаний. С расширением представлений о загробной жизни и душу осложняется календарно-обрядовая творчество, к которому приобщаются годовые обрядовые праздники почитания умерших на местах их захоронений. Сама календарная обрядность дополняется словесными текстами, которые легли в основу жанров календарной творчества - колядки, щедровки, веснушек, купальских, жниварських песен и др. Усложняется и система жертвенно-ритуальных действ (обряды сопровождаются различными словесными формами, что становится почвой для зарождения первых эпических жанров). Шестой период - железный век (ранняя стадия - 8 в. до н. есть. - 4 в. н. э.). Он характеризовался окончательным расслоением общества, оформлением моногамной (парной) семьи, значительным развитием производства оружия, сельскохозяйственных орудий, расширением ремесленничества и товарообмена, а главное - зарождением государственного устройства. Это способствовало образованию военных общин и возникновение элементов героического эпоса, а также других эпических жанров (легенды, сказки). Утверждение устойчивого семейного уклада стало предпосылкой возникновения всех жанров семейной обрядности (в первую очередь свадебных и родильных). Совершенствование процессов строительства жилья и культовых сооружений дало основание для возникновения ритуального поведения, связанной с закладкой фундамента, возведением здания, новосельем и т.д.
В эпоху железного века на территории праукраинских земель на основе трипольской культуры сформировалась устойчивая скифская культура. Таким образом население трипольской культуры стало субстратом или основой украинского народа. В 7-6 вв. до н. есть. сформировалась народность скитов или скифов, часть которых занималась земледелием (скифы-земледельцы, скифы-пахари), а другая часть - военным делом (царские скифы). Впервые быт скифов описал греческий ученый и философ Геродот (около 484 г. до н. есть. - 420 г. до н. э.) в своей «Истории латинского-персидских войн», о них не раз упоминается и в Библии.
Седьмой период - праславянский. Появление древних славян ученые-историки датируют около 6 в. н. есть. Это время зарождения праславянской культуры, которая унаследовала черты предыдущих эпох. Основными видами деятельности остались земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, бортничество и различные ремесла.
Праславяне тоже исповедовали языческую веру, которая на протяжении предыдущих веков сформировалась в достаточно четкую систему взглядов и верований. В центре было поклонение солнцу, другим светилам, явлениям природы и стихиям (огня, воды, ветра) и их божественным воплощением-идолам (Перуну, Сварога, Дажбогу, Велесу, Ярило и др.). Божествами также считались духи дома и домашнего очага. Праславяне верили, что рядом с видимым материальным миром вещей существует невидимый духовный мир, который является не менее реальный, чем видимый - мир духов-домовых, леших, русалок, водяных и др. В этот мир, как считали они, отходили души умерших предков. Четкой границы между видимым и невидимым мирами не было, они считались взаємоперехідними, сосуществовали. Поэтому всю жизнь подчинялось этим ключевым представлениям. Чтобы задобрить богов в храмах-капище им приносили жертвы, труд сопровождали культовыми обрядами, основные вехи семейной жизни - магическими ритуалами. То есть основной чертой фольклора всей мифологической эпохи является то, что он не мыслился как художественное творчество, а имел сугубо практическое применение. Обряды создавались не для развлечения или эстетического удовольствия, а были вынужденной необходимостью: сделать все возможное, чтобы сохранить урожай от палящего солнца, засухи, дождя, града, ветра; детей - от смерти, дом - от разрушения. Всю жизнь была подчинена высшим силам, а поскольку человек полностью зависел от них, то сложилась целая система магически-ритуальных действ для того, чтобы задобрить, обуздать, удовлетворить эти силы.
В этот период возникают и ходят мифы, магия, календарно - и семейно-обрядовые ритуалы, которые выполняют сакральную, то есть магическую функцию. Сочетая эпические, лирические и драматические элементы, эти жанры стали основой для возникновения других, более современных жанров. Вся дальнейшая устное народное творчество глубоко укоренена в мифологических представлениях предков-славян. Древняя мифология на уровне тематики, образности, поэтики, символики в той или иной степени присутствует в тех фольклорных текстах, которые дошли до наших дней и бытуют сегодня; она нашла свое отражение и в художественной литературе.
Периодизация фольклора исторической эпохи
Первым периодом исторической эпохи является княжеский период, который для развития устного народного творчества стал переломным. Коренные изменения, произошедшие в жизни русичей-праукраинцев, были связаны с двумя основными факторами. Первый - образования на территории украинских земель новой великой могучей самостоятельного государства Киевской Руси, что стало толчком для возникновения новых форм творчества, связанных с необходимостью фиксировать основные исторические и политические события: походы, битвы, соглашения, превозносить героев-победителей (походы Игоря на Каспий, подавление восстания древлян княгиней Ольгой, победы Святослава). Таким образом наряду с древними историческими рукописными документами в это время творится, производя определенную систему, устный героический эпос, основными жанрами которого становятся былины, легенды, предания.
Вторым, еще более весомым фактором было введение христианства. Христианизация украинского народа, которая чаще всего отождествляется с крещением Руси князем Владимиром, началась задолго до официальной даты 988 г. Если даже не учитывать того факта, что, как упоминается в Русской летописи, на Киевских горах побывал апостол Андрей (один из 12 учеников Иисуса Христа), что многими воспринимается лишь как легенда, то миссионеры христианства приезжали в русские земли уже с 4 ст. Едва ли не первым упоминанием о христианизацию на нашей земле есть сообщение Квинта Тертулліана (ок. 160-222 pp.) о крещении скифов и сарматов (вероятно только отдельных представителей, а не всего народа). Среди первых христиан Руси можем с полной достоверностью назвать скифа Дионисия Малого, которого было взято в плен к Византии, где он впоследствии стал игуменом монастыря и прославился своей мудростью (ок. 430-510 гг.).
Интересным является сообщение Иоанна с Нікіу о крещении князя Кия, которого византийские источники называли Кувратом: «Куврат, князь гуннов, племянник Охрана, в молодости был крещен и воспитывался в Константинополе в недрах христианства» (запись 7 ст.). В этот период документально подтверждено наличие христианских храмов в Киевской Руси. Так, в «Повести временных лет» под 945 годом есть запись о церкви святого Ильи.
В 860 г., по мнению историка Михаила Брайчевского, был крещен князь Аскольд, а в 944 г. приняла крещение княгиня Ольга вместе со своим мужем Игорем после его похода на Византию (смерть Игоря на древлянской земле, как считает исследователь, могла быть спровоцирована именно его охрещенням, в котором дружинники видели отступничество). О том, что часть русов была названа в 944 г. записано в договоре Игоря с греками. То есть почти все первые украинские князья приняли христианство: Кий, Аскольд, Игорь, Ольга, Ярополк, кроме Святослава (сына Ольги) - жестокого князя-воина, который «соблюдал языческих обычаев и сердился на мать», которая предписала «не творить тризны над собой».
Итак 988 г. - дата крещения Украины-Руси князем Владимиром (сыном Святослава) является лишь официальным утверждением и признанием христианства как государственной религии. Это эпохальное событие имело чрезвычайно важное значение для украинского народа, его государства. Вместе с христианством на украинские земли пришли письменность, высокая духовная культура, появились первые школы, развились архитектура, живопись, хоровая музыка, распространялись тексты Священного Писания и на их образец в народе возникали новые формы устного творчества, такие как легенды, притчи, сказания, щедро представлены в Библии.
Для этого периода характерно смешение старых культов с церковными христианским канонам, что больше всего отразилось в устном народном творчестве, которая, объединив в себе древние и новые черты, создала синкретические формы, которые в таком виде дошли до наших дней. Основным достижением фольклора княжеского периода является то, что именно тогда появилась новая художественная система. Сакральная, то есть магическая функция народного творчества, которая доминировала в прошлом и была зу гласиться природными условиями древних славян, обогатилась эстетической и этической функциями. Это означает, что фольклор, который к тому имел сугубо практическое утилитарное значение, теперь приобрел других новых функций: эстетически-развлекательной, морально-воспитательной, познавательной. Устное народное творчество стало художественной, а не только ритуально-магической творчеством народа.
С изменением представлений и верований происходит изменение общего мировоззрения: центром становится не анонимный коллектив, а сильная, героическая личность. Также из отражение явлений природы, воспевание природных сил и стихий, что было определяющим в мифологический период, основной акцент смещается на отражение общественных и исторических явлений, событий, фактов. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине княжеской эпохи, когда Киевская Русь в результате междоусобных войн и феодальной раздробленности утратила свое могущество и страдала от многочисленных набегов печенегов и половцев, а в 12-14 вв. от татаро-монгольского нашествия сначала, в 1223 г. под руководством Чінгіс-хана, а позже, с 1236 p., от орд хана Батыя. Именно на это время приходится развитие жанров героического песенного эпоса, дум и песен, которые воспевали основные исторические события и их героев. Все же другие жанры, хранящихся или возникают и развиваются в тот период, носят общественно - и семейно-бытовой характер, отражают морально-этические нормы тогдашнего общества, хотя по отдельным давними жанрам (заговоры, гадания и т.д.) сохраняется магическая функция.
Княжа эпоха принесла новое наслоения в свадебных обрядах, что отражается в инсценировке жизни княжеского двора: жених - князь, - молодая княгиня, дружки - бояре, пышный одежда, костюмы, оружие, доспехи.
Второй период развития фольклора исторической эпохи приходится на сутки казачества, которая в свою очередь делится на три этапа (Запорожской Сечи, Гетманщины и Гайдаматчины).
Украинское казачество зародилась давно. Некоторые историки считают, Что оно боролось с ордами печенегов и половцев еще ресницы-ІЗст.З того времени слово тюркского происхождения «казак» вошло в сознание нашего народа, как свободный человек, народный мститель, борец за свободу и независимость Украины. Процесс возникновения казачества малодо-сліджений (возможно, это сохранена традиция древних военных организаций), однако его окончательное формирование произошло тогда, когда орды нового Крымского ханства огнем и мечом уничтожали города и села Украины (первое нападение в 1482 г.), а польско-литовские захватчики усилили на нашей земле национальный и социальный гнет (западные Украинские земли были в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой). На незаселенные степные просторы за Днепровскими порогами не распространялась ни власть польско-литовских, ни татаро-турецких захватчиков. Поэтому на этих землях, а впоследствии на всей территории Украины образовался новый состояние свободных людей - запорожское казачество, основным военным укреплением которого стала основана на острове Хортица в 50-х годах 16 ст. Запорожская Сечь, образование которой связано с именем Дмитрия Байды Вишневецкого (от городка Вишневец ныне Тернопольской области, откуда он родом). Вскоре Янв стала своеобразной казацкой государством, которая боролась и отстаивала права украинцев. Большой размах приобрело национально-освободительное восстание под предводительством казацкого полководца с Гусятина (ныне Тернопольской области) Северина Наливайко (1594-1596), а также победы казацких войск в походах против татар и турок в Крыму и Молдавии, возглавляемых украинским гетманом Петром Канашевичем-Сагайдачным (1616-1622).
Итак, в конце 16 в. украинское казачество стало решающей силой общества. Оно не ограничивалось защитой от татаро-турецкой агрессии, а целенаправленно боролось за национальные и соціальніправа своего народа.
Наибольшего расцвета запорожская государство достигло в ходе гетмана Богдана Хмельницкого, который превратил Сечь на центр освободительного движения всего украинского народа. Одержав ряд побед и заключив соглашения с основными противниками - крымским ханством, Польшей и Молдавией, он утвердил существования украинской запорожской государства. Однако его последний договор с Москвой, ратифицированный в марте 1654 г. стал началом ее разрушения и окончательного уничтожения казачества. Даже подписав после того ряд соглашений со странами Западной Европы (в том числе Швецией), Хмельницкий не смог сохранить независимости Украины. Московская государство начало проводить свою политику русификации, мятежей против украинских гетманов (Ивана Выговского, Юрия Хмельницкого и др.), уничтожение казачества. Попытка восстановить государственность Украины была осуществлена Иваном Мазепой, но после поражения эта надежда была потеряна.
В период, известный в истории под названием Руины, казаки с Левобережной Украины, где участились аресты казацкой старшины и истребление рядовых казаков, бежали на Правобережную Украину и Слобожанщину, но и эти земли в 40-х годах 18 в. по Белгородскому договору перешли к России. Началась новая колонизация Юга, что вызвало волну национально-освободительных движений, которые во второй половине 18 в. вылились в единый гайдамацкий движение, известный под названием Колиивщины, который возглавил Максим Железняк. Объединенными силами польской шляхты и российского царизма Колиивщина была разгромлена, ее главари казнены, участники сосланы в Сибирь. На территории западных земель Украины подобный национально-освободительный характер носил опришков движение против панской Польши, который возглавил Олекса Довбуш, но и он вскоре потерпел поражение. Так закончилась славная эпоха казачества.
Поскольку устное народное творчество рождена самой жизнью народа, она моментально и точно реагировала на все события, которые происходили в жизни народа. Из предыдущего обзора исторических условий бытования фольклора в 15-18 вв. конечно следует вывод, что именно на это время приходится особенно интенсивное развитие и расцвет украинского героического эпоса. Основанный еще в княжеской сутках, исторический эпос с новой силой продолжает воспевать казацкие походы, героических подвигах народных вожаков, рыцарскую доблесть, жизнь и быт казаков. Наиболее распространенными жанрами становятся думы и исторические песни, в которых отражаются все вехи и события украинской истории. Исполнителями их были кобзари-запорожцы, как носители народной памяти. Почти весь эпос этого периода тематически посвящен борьбе украинского народа за национальную независимость сначала с турецко-татарскими и литовсько-польскими, позже - с российскими поработителями. Кроме дум и исторических песен, казачество нашла свое отражение и в прозаических жанрах (легендах, преданиях), что были чрезвычайно популярны среди народа, который таким образом восхвалял и пошановував своих вожаков и защитников-мстителей (С. Наливайко, П. Сагайдачного, Г. Зализняка, И. Гонта, О. Довбуша, И. Кармалюка и др.).
Промежуточное место между исторической и бытовой тематикой заняли баллады, как жанр, который отразил и героическое прошлое народа, его быт, обычаи, символы. Рядом с балладами развивались также социально-бытовые и семейно-бытовые песни, в которых фиксировались и осмыслялись основные явления тогдашнего общества. Одним из важнейших жанров в тот период была народная драма. Поскольку изначально она возникла как сопровождение языческих ритуалов, в княжескую сутки с приходом христианства драма несколько вытеснялась из народного быта. С развитием украинской культуры в сутки казачества, который связан с деятельностью Киево-Могилянской коллегии, одновременно с развитием школьной драмы возрождается и народный театр. Видоизменив первоначальную форму, трансформировавшись на почве христианства особую популярность приобрели народно-театральные действа, связанные преимущественно с календарно-обрядовой циклом. Они постепенно набирали поучительно-развлекательного характера.
Третий - период отсутствия государственности (18-19 вв.). С уничтожением казачества и политическим упадком Украины все проявления украинской культуры преследовались и викорінювались как со стороны Польши, так и со стороны царской России. Таким образом захватчики пытались ассимилировать украинский народ, истребить проявления национального сознания. Бывшие героические ноты эпоса ослабевают, содержание дум и легенд набирает новелістичного характера, сюжеты их сводятся К отображению различных бытовых деталей, семейных отношений, которые имеют много общего с лирическими народными песнями и балладами, отражают преимущественно конфликты семейной жизни. Поэтому фольклор того периода имеет другой колорит, с бытовыми доминантами.
В результате антиукраинской политики правящих кругов России в 1НЦІ 18 в. было окончательно внедрена и укреплена царскую власть на Левобережье и Слобожанщине. Политические изменения произошли и на украинских землях, подчиненных Польши, часть из которых (Галичина) после первого раздела Польши в 1772 г. отошла в состав Австрийской монархии - империи Габсбургов. С насильственной русификацией на Востоке и полонизацией на Западе украинскому народу было трудно сохранять национальные черты культуры. Низкий уровень политического сознания приводил к потере духовных ценностей, витворених на протяжении веков. Устное народное творчество все больше сводится к быта (и то исключительно крестьянского). Жанры, которые в прошлом носили выразительный героический характер (думы, баллады), продолжают существовать как бытовые жанры, поднимая только проблемы общественной и семейной жизни. Существенные изменения претерпела и историческая проза. Даже сказки, которые к тому носили героический фантастический характер, меняются социально-бытовыми, приближенными к народных рассказов.
Но такое положение вещей, порожденный изменениями в национальном сознании, длился недолго. Уже с начала 19 в. среди украинской интеллигенции (в первую очередь духовенства, что было единственным слоем, для которой разрешалась высшее образование) появляются идеи национального самоопределения. Они утверждаются с развитием в Украине гуманитарных наук, видное место среди которых заняла фольклористика. Обращение к исторических памятников народа, его обычаев и обрядов поддерживалось также историографией. С началом развития украинской мысли, в том числе связанного с деятельностью И. Срезневского, Г. Максимовича, Г. Костомарова, писателей-романтиков, деятелей Кирилл-Мефодіївського братства (а в Галичине «Русской тройке») начинается новая волна подъема устного народного творчества, которая подтверждала, что украинская культура, не потеряв самобытности, осталась отчетливо национальной культурой, которая имеет свой особый характер, историю развития, а не является частью российской или польской, как это пытались доказать поработители. Итак, в конце периода безгосударственности, когда устное народное творчество в отношении упадок, приобретая в основном бытового характера, возрождение древнего героического прошлого происходило путем развития фольклористики как науки с целью восстановления духовных ценностей народа.
Это дало толчок для развития новой украинской литературы, для которой художественное творчество народа стала неисчерпаемым источником тематики и образности. Начался взаимосвязь фольклора с литературой. Литература заимствовала от устного народного творчества определенные жанры (такие как баллада, песня, дума, байка, сказка, народные рассказы и др.), темы и идеи, образы и символы, художественно-поэтические выразительные средства (стали эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Фольклор в свою очередь начал перенимать из художественной литературы готовые тексты, авторство которых не является анонимным, но которые бытуют в народе как образцы устного творчества, стали неотъемлемой ее частью. Это касается песен и ба порядок литературного происхождения и романсов, а также народных рассказов, созданных на основе переводов литературных произведений или их частей и авторских басен и сказок. То есть этот этап развития фольклора плотно связан с развитием фольклористики как науки и новой украинской художественной литературы.
Четвертый период исторической эпохи - время новейшего развития устного народного творчества (20 в.) исторически самым сложным, самым неоднозначным, многоаспектным. Обусловлено это опять же неоднозначными историческими процессами, которые происходили на Украине в 20 в., связанными с новыми попытками обретения государственной независимости. Первым фактором, непосредственно повлиял на развитие фольклора являются Первая и Вторая мировые войны и октябрьский переворот 1917 г., в которые был вовлечен украинский народ. Сначала казалось, что эти исторические потрясения давали возможность для освобождения Украины от национального гнета, потому что побудили к формированию собственных военных группировок, таких как Украинские Сечевые Стрельцы (УСС) (1914-1918), Украинская Галицкая Армия (УГА) (1918-1921), Украинская Повстанческая Армия (УПА), последняя просуществовала с 1942 до начала 60-х годов. Это инспирировало новые тексты украинского исторического эпоса (преимущественно песенного - исторические песни и баллады, сечевые и повстанческие песни) о подвигах и поражения народных повстанцев, борцов за независимость Родины, а также прозаические жанры - легенды, предания, рассказы.
Вторым фактором этого периода является утверждение сначала на восточных землях, а позже на всей территории Украины большевистской власти, с наступлением которого начал развиваться новый вид устного народного творчества - «советский» фольклор, связанный с реагированием вождей компартии (Ленина, Сталина) на коллективизацию и индустриализацию. Большой мере он искусственно насаждался, потому что не имел национального корни. Более естественным из этого обзора был антисоветский фольклор, созданное народом, который все те же явления советской действительности освещал юмористически и иронично. В нем с присущим украинскому народу сарказмом «воспеваются» последствия голодомора 30-х годов, насильственной коллективизации, национально-истребительного террора. Это явление современной устного народного творчества еще недостаточно изучено и ждет более глубокого исследования.
Третьим фактором, который существенно повлиял на развитие устного творчества народа, является массовая еміґрація украинцев за границу в первой половине XX в. Она была порождена двумя мировыми войнами и приходом на Украину советской власти со всеми ее последствиями. Эмиграция шла в двух направлениях: добровольная на Запад (которая породила эмигрантские плачи, песни, рассказы и др.); и насильственная на Восток (следствием которой было распространение тюремного темницу, и борового фольклора, о который к этому времени в научной литературе Почти не упоминается).
В так называемый период «застоя» самым распространенным жанром устного народного творчества была лирическая песня (как во все времена упадка политического сознания народа) и витворений советской субкультурой жанр политического анекдота, который во всем бывшем Советском Союзе (в том числе и в Украине) получил такого распространения, как ни в одной другой стране мира.
С началом государственных процессов в Украине 90-х годов с обретением независимости все ранее запрещенные жанры фольклора получили легальное бытования и продолжают свою жизнь в народе, советские же образцы остались мертвыми достопримечательностями в учебниках того периода.
На современном этапе развития устного народного творчества, в результате отмены различных запретов, происходит стихийное восстановления забытых обычаев. Особенно на территории Восточной Украины, где почти полностью утрачена национальная традиция, ее спонтанное возрождения часто приобретает ґротескних форм. Завершение долгой суток искусственно насаженного материализма рядом с волной возрождение религиозных традиций народа ознаменовалось небывалым подъемом магии и демонологии (ворожбитство, вызывание духов, магическое заклинание, целительство), призывами (и даже практическими попытками) восстановление древних языческих культов.
Поэтому сейчас перед современными создателями и носителями народной традиции стоит нелегкая задача выбора пути дальнейшего развития фольклора, который бы формировал сокровищницу украинской духовности, а не искажал ее, был обоснован потребностями времени, в соответствии сбалансированный во всех измерениях. Не менее важная задача стоит перед исследователями устного народного творчества: сбора этой неисчерпаемой сокровищницы, систематизации, классификации текстов, их научного анализа, объяснение причин возникновения или упадка определенных явлений, путей развития фольклорных жанров и много других аспектов исследования.