Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

6 Античная культура

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Глава 18 АНТИЧНАЯ KУЛЬTУPA

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима в период с XII—XIII вв. до н. э. до IV—V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Возникший на исходе средневековья интерес к античному миру выразился в освоении и творческом переосмыслении гуманистами эпохи Возрождения наследия античной литературы и искусства, истории и философии, античной культуры в целом.

Связующим звеном между древневосточными цивилизациями и античным миром являлась крито-микенская культура (II тыс. до н. э.). Культура критского государства охватила эпоху перехода от неолита к бронзе. В первой половине II тыс. до н. э. наблюдался расцвет искусства (фрески царских дворцов, расписные каменные сосуды, памятники архитектуры). О высокой культуре Крита говорит развитая письменность, носившая поначалу пиктографический характер, а также технические изобретения (водопровод и бассейны) и наличие астрономических знаний.

Археологические раскопки на Крите знаменитого немецкого ученого Генриха Шлимана (1822—1890) послужили началом изучения культуры микенской и гомеровской эпох. Из микенской культуры выросла культура классической Греции, в частности, были заимствованы многие космогонические и религиозные представления (сонм богов во главе с верховным богом). Письменными источниками, содержащими множество бесценных сведений о культуре крито-микенской цивилизации, являются «Илиада» и «Одиссея».

В свою очередь, гомеровская эпоха (X—VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры. С одной стороны, в эту эпоху появляется железо («Землю теперь населяют железные люди», писал Гесиод), с другой стороны,

///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

гомеровское общество было безграмотным, а умение писать и читать считалось чуть ли не волшебством. Мифологические представления, сложившиеся в этот период, послужили основой развития античной науки, литературы и искусства.

Культура архаической эпохи, начавшаяся с создания землевладельческих и торговых колоний, была связана с разделением человечества на эллинов (т. е. говорящих на греческом языке) и варваров.

§ 1. Культура Древней Греции

Древнегреческая культура приобрела развитые формы в период возникновения полисного строя (VIII—VI вв. до н. э.). Становление культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота и торговых связей в Средиземноморье.

Полис. Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. Территориально полис это город и окружающие его земледельческие поселения (хоры). Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, представлявшая своеобразное единство государственной (общинной) и частной собственности, которой могли владеть лишь полноправные граждане полиса. Кроме них, полисы населяли свободные, но неполноправные жители, занимавшиеся ремеслом и торговлей, а также бесправные рабы. Полис обеспечивал полноправным гражданам право собственности на землю и рабов. Все граждане от 17 до 60 лет составляли народное ополчение, образованное из всадников, тяжеловооруженных пеших воинов (гоплитов) и легковооруженных воинов.

Политическое устройство полисов определялось довольно устойчивой государственной структурой. Государственный аппарат состоял из народного собрания полноправных граждан, совета и выборных должностных лиц (магистров). Расцвет полисной организации в Древней

Греции относят к V в. дон. э., а в Древнем Риме к V-III вв. до н. э.

Социальная и экономическая жизнь полиса были хорошо структурированы, что выразилось в продуманности территориального расположения сооружений внутри города-крепости. В центре типичного полиса располагались храмы и другие строения, служащие отправлению религиозных культов (так, в центре Афин располагается Акрополь, включавший в себя храмы: Парфенон, посвященный богине Афине, Эрехтейон, воздвигнутый в честь По-сейдона, там же воздвигнута колоссальная статуя Афины Паллады и др.). Центром городской жизни была городская площадь (агора), где размещались различные общественные здания. Она же служила местом народных собраний. Общественные здания украшались многочисленными скульптурами, портиками, рельефами и пропилеями. Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимнасии, стадионы, рынки и т. д.

Население крупных полисов достигало 500 тыс. человек. Рим из небольшого полиса превратился к 30 г. до н.э. (время перехода от республиканского к императорскому строю) в столицу Римской империи, и число его жителей достигло миллиона человек.

Полисы являлись центрами становления и развития античной философии, науки, литературы, искусства и архитектуры.

Мифология. Большую роль в оформлении античной культуры играла мифология. Мифы это архаические предания о деяниях богов и героев, созданные на основе фантастических представлений о мире. Мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных, трактуя процесс сотворения мира как превращение хаоса в космос и описывая возможную его гибель в будущем. В мифах отражались земледельческие обряды, описывалась жизнь и подвиги героев.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, по преданию, восседающих на самой величественной горе Греции Олимпе. Главным из них был Зевс, «отец людей и богов», бог молнии и грома, владыка земных и небесных стихий. Рядом с ним мы представляем других богов

306   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

и богинь, связанных между собой родственными узами, управителей стихий и покровителей определенных видов человеческой деятельности. Это дочь Зевса Афина богиня войны и мудрости, покровительница ремесла, охранительница городов и стран, жена Зевса Гера покровительница семейного очага, сын Зевса Гермес бог торговли, его дочери Артемида богиня охоты и Афроди-та богиня любви и красоты, ее брат Аполлон покровитель искусств и художеств, и другие боги.

Этот пантеон богов неоднократно воспроизводился в различных архитектурных ансамблях и памятниках. Ан-тропоморфизированные изображения божеств стали основной формой развития античного искусства*.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия, зарождение которой как науки произошло именно в эту эпоху. Ф. Энгельс отмечал, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений»**. Сам термин «философия» (от phileo люблю + sophia мудрость) был рожден древними греками, для которых философияэто была не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости и стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа***.

Рождение философии сопровождалось разложением мифа, от которого философия унаследовала целостное восприятие мира. Древнегреческая философия изначально ориентировалась на придание знанию логического, доказательного, теоретического характера.

Философия развивалась в пределах полисов, образуя отдельные свободные объединения мыслителей, так называемые философские школы, например, милетская школа (VI в. до н. э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI— V вв. до н. э.) и др.

* См. подробнее: Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). СПб, 1993.

** Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 369.

*** См. подробнее: Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Сократ (V в. до н. э.) отказался от космологических спекуляций и признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Он переформулировал древнее дельфийское изречение «познай себя». Это уже не призыв к самоконтролю, а стремление к познанию своей нравственной сущности и ее последующей реализации с целью достижения счастья.

Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные положения, касающиеся учения о бытии и небытии, диалектики, теории познания, эстетики, логики, учения о государстве и др. Древнегреческая философия явилась основой всего последующего развития западноевропейской философии.

Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Греку, жившему в VI в. до н.э., мир представлялся следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершают регулярные движения Солнце) Луна и другие планеты.

Еще первобытными людьми была замечена ритмичность природных процессов смены времен года, дня и ночи, чередования фаз Луны и т. п. Одни из населявших мир животных и растений были жизненно необходимы человеку, другие, напротив, гибельны для него. Человеком были выделены четыре главные природные субстанции: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, солнечные и лунные затмения, которые воспринимались как проявления неких мистических сил.

Понимаемый так мир стал объектом исследования первых греческих мыслителей. Древнегреческое научное знание было единым, оно еще не разделилось на отдельные дисциплины (например, философию и естествознание). И мир (космос) в целом еще понимался как нечто единое.

Гераклиту приписываются слова, выражающие такое понимание мира: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий»*.

* Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М 1989. С. 217.

308   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Выдающимся достижением античной науки стало создание философами Левкиппом и Демокритом в середине V в. до н.э. атомистического учения, не потерявшего своей актуальности для развития науки вплоть до XIX в.

«Физика» Аристотеля положила начало физической науке. В этом трактате он выделил физику из других естественных наук (математики, астрономии и др.), определив предмет ее изучения «познание формы и до известной степени материи» природы*.

К этой же эпохе (III в. до н. э.) относятся рождение геометрии Евклида и механики Архимеда. Архимед даже пытался подсчитать число песчинок во Вселенной, которое в современных обозначениях достигает 10". Это явилось первой в истории естествознания попыткой количественных измерений космического масштаба**.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Основоположником анатомии и физиологии считают Алкмеона Кротонского, первым начавшего анатомировать трупы животных для научных целей и создавшего теорию ощущений. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель («История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе»). .1 Географические исследования были связаны с описаниями морских и сухопутных путешествий. Земля представлялась либо в виде плоского цилиндра, плавающего в Мировом океане, либо в виде шара. Эратосфен первым определил радиус земли и длину земного меридиана; эти данные практически совпадают с современными.

На рубеже VI-V вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. В широком смысле история (от греч. historia рассказ, повествование о прошлых событиях) означала вообще всякое описание, в том числе и описание природных явлений. Авторы первых сочинений исторической прозы получили наименование логографов (от греч. logos слово + grapho пишу), они описывали главным образом историю отдельных городов

* См.: Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 3. М., 1981. С. 85— 86. ** Кудрявцев П. С. Курс истории физики. М 1974. С. 22.

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

и местностей. История понималась еще в узком смысле, т. е. как рассказ о том, что имело место в прошлом. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной «Истории» Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений, «ибо простое описание происходившего тоже интересно, однако оно не поучает; изучение истории становится плодотворным, лишь когда рассказ дополнен изложением причин»*.

История у древних греков считалась одним из видов искусства, и одна из муз-спутниц Аполлона, Клио, была покровительницей истории. Греки придавали большое значение форме исторического рассказа. Фукидид, например, сочинял пространные речи от имени действующих исторических лиц. История еще была наукой описательной, рассказом и описанием конкретных единичных исторических событий. По мнению Аристотеля, историк описывает то, что случилось, а поэт то, что могло бы случиться, поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории.

Литература. Древнегреческая литература древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся приписываемые Гомеру «Илиада» и «Одиссея». Литература еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней гармонии в жизни, единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Тот, кто наделен высшей красотой) обладает и пророческой мудростью. Человек смертен, но бессмертна слава героев.

Девять дочерей Зевса  это благородные богини, одаривающие человека приятными речами, разумом, даром убеждения, стремлением к правде и истине. Мать этих сестер, богиня Мнемозина хранительница всей истории

* Цит. по: Ерофеев Н. А. Что такое история. М., 1976. С. 8.

///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

человечества, сама память, без которой невозможно развитие культуры, опирающейся на вековые традиции.

Фрагмент из «Теогонии» Гесиода достаточно красноречиво характеризует отношение автора к музам и литературный стиль этой эпохи.

Блажен человек, если Музы любят его: Как приятен из уст его льющийся голос! Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь песню услышать

служителя Муз, песнопевца, о славных подвигах древних людей,

о блаженных богах олимпийских, и забывает он тотчас о горе своем;

о заботах больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился*.

Древнегреческая литература зарождалась в недрах полиса. Основными жанрами древнегреческой литературы были лирика и драма (трагедии и комедии)**.

«Отцом греческой трагедии» был Эсхил (525—466 гг. до н. э.), победитель многочисленных состязаний драматургов, автор «Прикованного Прометея», «Персов», трилогии «Орестея» и еще порядка 70 трагедий. Эсхил первым ввел в трагедии второе лицо (до него были два «действующих лица» автор и хор), и этим положил начало диалогу. Сущность трагического у Эсхила раскрывается в противоборстве демократической государственности и архаических законов родовой мести.

Другими великими драматургами Греции были Со-фокл (495—400 гг. до н. э.) и Еврипид (480-405 гг. до н. э.). В произведениях Софокла («Антигона», «Электра», «Царь Эдип») вводится третий актер, что придало диалогу большую живость и возможность еще более глубокого раскрытия характера действующих лиц. Здесь, в отличие от трагедий Эсхила, важна судьба отдельного человека, а не целого рода.

* Цит. по: Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М1986. С. 9.

** Можно, например, попытаться указать точную дату, связанную с появлением греческой лирики солнечное затмение 648 г. до н. э., упоминаемое у Архилоха.

Еще более широко раскрывается мир человеческих отношений в трагедиях Еврипида. В центре его внимания долг и личное счастье, роль государства и его законов. «Медея», «Электра», «Андромаха» и другие трагедии это целое море человеческих чувств, страданий, душевных и физических переживаний. В трагедии «Просительницы» устами главного героя Тезея выражаются социальные взгляды самого Еврипида:

Три рода граждан есть: одни богаты, И бесполезны, им всегда все мало, Другие бедны, в вечном недостатке. Грозны они, их заедает зависть, И в злобе метко жалят богачей. Сбивают их дурные языки Смутьянов. Род же третий серединный, Опора государства и охрана Закона в нем... Просительницы», ст. 238—246/

Плутарх (46—127 гг. н. э.) великий греческий писатель и историк, который, будучи гражданином Римской империи, носил звание почетного гражданина Афин и жреца Дельфийского святилища. Он обессмертил свое имя созданием «Сравнительных жизнеописаний» — 46 биографий знаменитых греков и римлян. Помимо этого труда, известно еще около 83 сочинений Плутарха, объединяемые под названием «Moralia» и написанные в различных жанрах (диалоги, моральные наставления, изречения, дружеские послания и др.).

Так называемые «Застольные беседы» построены в форме классического агона (ставится вопрос и дается содержательный ответ), например: «надо ли философствовать за вином?», «почему в осеннюю пору люди более склонны к еде?», «холоднее или горячее женская природа, чем мужская?», «какая музыка предпочтительна за обедом?» и т. п. «Застольные беседы» прекрасный литературный памятник, сохранивший строй мысли и ярко характеризующий образ жизни людей той эпохи.

Античная культура возникла в недрах древнегреческого полиса и по мере расширения границ Римской империи изменяла свой характер под влиянием этрусской, греческой и эллинистической культур.

///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

/леве 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

§ 2. Эллинистическая культура

После завоевания Александром Македонским северо-западной Азии и Египта (334-331 гг. до н. э.) полисная культура распространилась на новые территории. Стала возникать эллинистическая культура, получившая наибольшее развитие вАлександрии, Антиохии, Пергаме и др. городах, которая развивалась в тесном взаимодействии греческих (эллинских) традиций с древними восточными культурами.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 гг. до н. э.) до завоевания 'этих стран Римом. Борьба диадохов (пре-емников Александра Македонского) за власть привела к образованию эллинистических монархий, которые являлись центрами развития эллинистической культуры.

В 86 г. до н.э. Риму был подчинен Египет последнее эллинистическое государство, а в 27 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь Октавиан принял титул принцепса (первого в Списке сенаторов) и императора Августа. Под его императорской властью находилась огромная территория, включавшая все страны, окружавшие Средиземное море с севера и юга) запада и востока. 27 г.дон.э.— год рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь отдельных центров отличалась и зависела от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Наличие общих черт в культуре отдельных местностей эллинистического мира было обусловлено сходными тенденциями социально-экономического и политического развития и едиными истоками этой культуры (классические образцы древнегреческой литературы, философии, науки, архитектуры).

Тенденцией, определяющей весь ход литературного и философского восприятия мира в эллинистическом мире, был переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям камерного, индивидуалистического плана. В художественной литературе наблюдалось сужение социальной тематики. По сравнению с ли-

тературой периода классики (ранее IV в. до н. э.) эллинистическая литература отличается полным аполитизмом либо трактует политику как прославление монархии. В условиях классического греческого полиса каждый свободный гражданин мог принимать участие в экономике, теперь его удел погружение в мир внутренних переживаний и быт.

Темы новоаттической и римской комедии любовь, брак и семья, воспитание и обучение, общественное поведение человека.

В комедии Менандра (342—290 гг. до н. э.) «Третейский суд» один из героев излагает свою теорию, близкую по духу Эпикуру:

Наш нрав -~ вот кто нам бог! И счастье и беда все это от пего зависит, Его и ублажай, не делая притом Ни зла, ни глупости, коль хочешь быть счастливым.

Научные сочинения того времени (например, труды Архимеда, Евклида, Птолемея) писались в форме литературных произведений прозаического или поэтического жанра.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом, в Александрии, где хранилась одна из лучших мировых библиотек того времени  знаменитая Александрийская библиотека.

Период эллинизма был временем расцвета эпиграммы. Известный поэт Каллимах (ок. 310—235 гг. до н. э.) в одной из своих эпиграмм так формулирует свои литературные взгляды:

Не выношу я поэмы киклической. Скучно дорогой Той мне идти, где снует в разные стороны люд; Ласк, расточаемых всем, избегаю я, брезгую воду Пить из колодца: претит общедоступное место.

Каллимах, имя которого в древности было столь же популярно, как имя Гомера, развил стиль гимнов, посвященных олимпийским героям. В образах богов этих гимнов современники автора без труда узнавали «земных героев». Например, в гимне «К Зевсу» Каллимах, излагая традиционный миф о рождении Зевса, незаметно переходит

314   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

к восхвалению правящего в Египте царя Птолемея III:

...тому подтверждение

Наш государь: намного других владык превзошел он! К вечеру он завершает деянье, что утром задумал, К вечеру подвиг великий, а прочеетолько подумав!

Наряду с универсализмом эллинистическая литература характеризуется и индивидуализмом, получившим обоснование в философии.

Философия. Наиболее значимыми философскими направлениями раннего эллинизма были стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Этими школами (а также школами киренаиков и киников) разрабатывались новые этические нормы. Постепенно выкристаллизовалась индивидуалистическая идея: поскольку воздействовать на силы, движущие миром, человек не в состоянии, ему остается искать в самом себе ключ к счастью, благополучию и покою.

Стоики, например, стремились к выработке в человеке «железного нрава» и стойкости перед ударами судьбы. Поскольку первое естественное побуждение человека "~ стремление к самосохранению, то это «расположение к себе», в силу разумной природы человека, должно распространяться на других людей, все человечество, которое объединяется вокруг мирового государства космо-полиса. В общественной жизни государства необходимо участвовать, если только она не безнравственна. Стоики оправдывали самоубийство как способ завершения жизни, когда жить морально и разумно становится невозможным.

Эпикурейцы, наоборот, предлагали погрузиться во внутренний мир и предаться самонаслаждению, что позволяет избавиться от страха смерти. «Смерть, писал Эпикур, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» («К Менекею», 125). Наслаждение единственное благо для человека, благо «отсутствия страдания», а потому надо «прожить незаметно».

Скептики проповедовали отсутствие возможности получения достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Общим для этих философских школ было стремление к изоляции человека от треволнений жизни и проповедь постоянного самовоспитания.

Наука эллинистического мира развивалась в Александ-рии, Пергаме и ряде других малоазиатских городов. Основными центрами развития науки в Александрии были знаменитая Библиотека и Мусейон. Александрийская Библиотека насчитывала более 500 тыс. свитков, во главе ее в разные годы находились многие крупные ученые и писатели, в частности, Аполлоний Родосский, автор «Арго-навтики», математик, астроном и историк Эратосфен Ки-ренский, грамматик Аристарх Самофракийский и др. Александрийский Мусейон, по словам современника, географа Страбона, был «частью помещения царских дворцов; он имеет место для прогулок, экседру (крытую галерею с сидениями) и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне. Эта коллегия ученых имеет не только совместный фонд, но и жреца правителя Мусейона, который раньше назначался царем, а теперь Цезарем»*. Издревле Мусейон представлял собой культурный центр, святилище, но в Александрии он стал еще и местом совместной деятельности ученых, преимущественно в области гуманитарного знания.

Большое развитие в Александрии получила математика. Известными учеными того времени были Евклид, Архимед, Эратосфен, чьи открытия легли в фундамент современной науки. Евклидова геометрия до сих пор составляет основу курса, преподаваемого в современной школе.

В эллинистическом мире огромную славу приобрела александрийская медицина, крупнейшим представителем которой был Клавдий Гален (129-199), труды которого положили начало анатомо-физиологическому изучению человеческого организма.

Крупнейшими географами древности были александрийские ученые Страбон, Марин Тирский и К. Птоле-мей. Выдающиеся открытия были сделаны александрийскими учеными в области астрономии. Так, Аристарх Са-мосский в III в. до н. э. первым в истории науки создал

* Страбон. География. М., 1964. С. 733.

///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

гелиоцентрическую систему мира, которая была воспроизведена в XVI в. Н. Коперником. Высшим достижением античной астрономии явилась геоцентрическая система мира К. Птолемея (II в. н. э.), объяснившего в «Великой математической системе астрономии» («Альмагест») видимые движения Солнца, Луны и пяти известных планет.

Различные направления эллинистической культуры получили новое рождение в культуре Древнего Рима. Если для греческой классики была характерна экспансия в эллинистический мир, то здесь можно было наблюдать иную картину: происходила ассимиляция этрусской, греческой и эллинистической культур.

§ 3. Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима развивалась на протяжении почти тысячелетнего существования его цивилизации.

Начальный этап ее охватывает XIII—III вв. до н.э., а культурное пространство раннеримского общества этрусские города, греческие колонии Южной Италии, Сицилии и Лаций, на территории которого был в 754—753 гг. до н. э. основан Рим.

Римская культура изначально формировалась на местной, латинской основе. К концу IV в. до н. э. окончательно оформилась латинская письменность, вобравшая в себя элементы греческой и этрусской.

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня. Домашний очаг и семью охраняли добрые гении человека пенаты, а вне дома семью охраняли лары. Почитались маны духи предков, охранявшие живых родственников и членов семьи. Если же потомки переставали умилостивлять манов, то они превращались в лемуров злых и мстительных духов. Почиталась капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема, божества первого крика ребенка и первого детского слова, божества бледности, страха, стыда, верности и др. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из множества неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса, бога входа

и выхода, начала и конца, Весты олицетворения благодетельной силы огня, Вулкана олицетворения его разрушительной силы. Марса древнего божества солнца, посылавшего плодородие, и бога войны, Сатурна бога посева. Юпитера бога дневного света, грозы, облаго-творяющих дождей, Юноны богини Луны, Орка бога смерти, божеств плодородия Либера и Либеры, Дианы, Флоры и др. От этрусков древними римлянами была заимствована Минерва, богиня разума и искусств.

Особое место в раннеримской культуре занимало пра-вотворчество. Поначалу это было архаическое право, закреплявшее устоявшиеся нравы и обычаи, тесно связанные с религиозной сферой. Первым письменным памятником римского права, освящавшим частную собственность и сословное неравенство, были «Законы XII табличек» (сер. V в. до н.э.).

Культура Римской республики (111-1 вв. до н. э.) определялась особенностями функционирования и развития римской общины: коллективным характером решения всех политических и военных вопросов, замкнутым характером жизни земледельческих общин, свободой и возможностью сознательного выбора своих действий гражданином полисной общины.

В это время на культуру Римско-италийского союза сильное влияние оказала греческая культура. Это проявилось в религии, философии, литературе. Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни переводами с греческого.

Первый римский поэт Ливии Андроник (III в. до и. э.) был греком, родившимся в г. Таренте. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера. Знаменитый Тит Лук-реций Кар (95— 51 гг. до н. э.) в философской поэме «О природе вещей» изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Начало римской прозе положил Катон Старший, написавший в начале II в. до н. э. труд «О сельском хозяйстве». Творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) обогатило многие виды латинской культуры философию и юриспруденцию, историю и ораторское искусство. Не менее знаменитым писателем той эпохи был Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в

318   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

620 книгах на исторические, философские, религиозные, сельскохозяйственные и др. темы. Он единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

Греческое влияние на римскую культуру сказалось в архитектуре, скульптуре. Многие греческие статуи свозились в Рим после грабежа греческих городов. Один из римских полководцев привез в свое имение после удачного похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур. И это был не единичный пример. В Рим переселялись греческие мастера и скульпторы, что в определенном смысле сдерживало развитие собственного искусства.

Вместе с тем следует отметить специфически римское культурное явление, возникшее еще в ранний период формирование науки о праве, юриспруденции. Уже в 1 в. до н.э. существовала многочисленная юридическая литература, среди которой следует особо отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сце-волы.

Культура времен Империи. Если культура Римской республики представляла собой некое эклектичное соединение различных начал этрусского, греческого, собственно римского, италийского, то в Римской империи в 1—II вв. н. э. зарождается качественно новая средиземноморская культура. Ведущим условием ее процветания явилось возрастание материально-экономического потенциала империи. Римское общество 1-11 вв. н. э. было наиболее богатым из всех древних обществ. Это позволило обеспечить благоприятные условия ддя создания различных культурных ценностей и породило особый социальный слой античную интеллигенцию. Ее представителями были учителя, грамматики, мастера риторики, философы, скульпторы, поэты и писатели. Причем многие из них были рабами, что подтверждается отсутствием авторства (оно не могло быть подтверждено юридически) многих памятников архитектуры, зодчества и скульптуры эпохи Римской империи.

Население Империи характеризовалось высоким уровнем грамотности. Культурные ценности были сосредоточены в городах. Непременной принадлежностью городов были театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы, тер-

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

мы (бани), библиотеки, площади, украшенные статуями и мозаиками.

Высокий уровень благосостояния жителей Империи позволял вести продуманную государственную политику в области культуры это касалось создания системы общеобразовательных школ во всех крупных городах, строительства зданий, государственного финансирования известных культурных центров.

С другой стороны, рост благосостояния породил у римской аристократии потребительство, паразитизм, безудержное стремление к материальным благам и развлечениям, что нашло выражение в лозунгах «лови день» (сагре diem) или «хлеба и зрелищ» (рапет et circenses).

Школа. Система римского воспитания и образования включала три последовательные ступени. Первая, начальная (schola, ludus) продолжалась 4—5 лет. Это была массовая школа дляяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя и девочек с 7 лет. Ученики должны были научиться читать, считать, знакомились с литературой, что зачастую сводилось к заучиванию наизусть стихов Вергилия. Средней ступенью была школа грамматики. В ней изучались пять дисциплин: латинская литература, основы римского права, начала философии, греческий язык и литература, математика с основами астрономии. Обучение продолжалось 4 года. Высшей ступенью была школа ритора, где начинали учиться с 16 лет. В течение 34 лет ученики этой сугубо элитарной школы (плата здесь взималась довольно высокая), помимо углубленного изучения указанных выше пяти предметов, осваивали ораторское искусство и музыку. Выпускники риторской школы готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Тогда же стало зарождаться высшее специальное образование, обеспечивающее Империю высококвалифицированными юристами и врачами.

Литература. При общности греческой, эллинистической и римской литератур (признание космоса в качестве исходной и окончательной реальности, а демонов и богов как порождения земных сил), обусловленной одинаковыми периодами социального развития в рамках начальных общественно-экономических формаций, римская литература обладала рядом особенностей. Она выступает на историческую арену на 400—500 лет позже греческой,

///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

которая, несомненно, оказала огромное влияние на римских авторов. Римская литература в определенном смысле сменила приходящую в упадок греческую литературу. Грандиозные масштабы Римской империи наложили огромный отпечаток на литературную форму. По сравнению с греческими образцами произведения римских авторов отличаются большим драматизмом, более трезвым и натуралистичным анализом действительности.

Выделяют три больших этапа, которые получили условное обозначение как золотой (время Августа, 44 г. до н.э.—-14 г-н. э.), серебряный (1 в. н. э.) и бронзовый век (II в. н. э.) римской литературы. При всем разнообразии стилей, еще начиная с периода правления Августа, ей придавался статус официальной, т. е. выражающей не столько интересы общества, сколько интересы существующего режима, литературы.

Римлянин! Ты научись народами править державно

В этом искусство твое! налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных,

так утверждает Вергилий в «Энеиде» ведущую идею Августовского правления, ставшую впоследствии имперской идеей идею провиденциальной всемирной миссии Рима, создания совершенного общества под эгидой Рима.

Эта же идея величия «вечного города» получила воплощение в зодчестве, архитектуре, скульптуре. Храм всех богов Пантеон строители II в. н. э. перекрыли куполом с диаметром основания свыше 43 м. Этот шедевр строительного искусства был воспроизведен лишь в XIX в. Двухсотметровый фриз, винтообразно обвивающий 40-метровую колонну Траяна, воплотил господствующую эстетическую и концептуальную идею официальной культурыидею могущества Рима.

Первая половина 1 в. до н.э. характеризовалась расцветом римской литературы, которая вышла за пределы аристократических кружков и распространилась среди широких слоев населения благодаря риторическим школам и популярным философским трактатам.

Огромное влияние на умы римлян оказал выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). В его

произведениях находит выражение новый культурный идеал человека, соединяющий риторическую и философскую образованность. Способами социального действия Цицерон считал красноречие как способ ведения общественной борьбы и поэзию как средство ухода от общественного кризиса в личную жизнь.

Красота в природе и искусстве, целесообразность в живой природе является предметом рассуждений в ряде произведений Цицерона. Красота космоса и природы является образцом для человеческого подражания. Природа «мастер всего». Красота появляется лишь там, где природа обращена на пользу человека и становится предметом искусства, а потому жестокость никогда не может оказаться прекрасной, так как в ней нет ничего полезного для человека.

Полезность, красота, целесообразность вот те критерии, которые Цицерон использует в трактате «Об ораторе» при осмыслении человеческого бытия: «Но так уже устроила с непостижимым совершенством природа: как во всем на свете, так и в человеческой речи наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие и даже наибольшую красоту»*.

Цицерон был не только выдающимся писателем, но и знаменитым судебным оратором. В одной из своих речей в суде Цицерон говорит об экзекуции, которой был подвергнут без постановления суда римский гражданин Гавий. Его секли на площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую наконец ему возвратили!» В другой речи патетика сменяется жалостью к обвиняемому: выступая на судеяв защиту некоего Флакка, он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца**.

* Цит. по: Античная литература. М., 1986. С. 258. ** Там же. С. 295.

322   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Эпоха принципата*, наступившая с началом правления первого принцепса Октавиана Августа (30—27 гг. до н. э.), была связана с творчеством целой плеяды писателей. В литературный кружок Мецената входили Верги-лий, Проперций, Гораций и др. В кружок Корвина Мес-салы входили Овидий, Тибулл и другие элегики. Для них новая эпоха предстала эпохой искупления грехов предков. Чертами эстетического идеала произведений писателей эпохи Августа были монументальность, гармония, величие. Воде «КЛицинию» Гораций, например, призывает к достижению «золотой середины»:

Тот, кто золотой середине верен, Мудро избежит и убогой кровли, И того, в других что питает зависть,Дивных чертогов.

Чаще треплет вихрь великаны-сосны, Тяжелей обвал всех высоких башен. И громады гор привлекают чаще Молний удары.

Если Цицерон видел идеал человека в ораторе, соединяющем дар философствования и словесного искусства, то Гораций в поэте. Римская литература оказала огромное влияние на культуру последующих эпох. Ее сюжеты воспроизводились в произведениях авторов, испытывающих личные и социальные потрясения, вплоть до XX в.

Наука. На фоне расцвета литературы периода Римской империи достижения науки этого времени не столь значительны.

Знаменитая дидактичекая поэма Тита Лукреция Кара (98—55 гг. до н. э.) «О природе вещей» не научный трактат, а произведение поэта-мыслителя, который пытался в эпоху гражданской смуты в Риме путем рассмотрения природы освободить людей от предрассудков и от страха перед смертью и перед богами. Его произведение

* Принципат (лат. principatus) форма рабовладельческой монархии, возникшая в 1 в. до н.э. в Древнем Риме, при которой лишь формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически единоличным правителем, формально считался только первым (принцепсом) среди сенаторов.

Глава 18. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

является одним из достоверных источников для изучения эпикурейской философии и атомизма. Атомизм у Лукреция не только выражает его материалистическое мировоззрение, но и выступает как некая мировая фатальная сила) способная раздавить беспомощную индивидуальность. Благодаря этой фатальной силе даже «из недр красоты поднимается какая-то горечь) которая душит среди самых цветов». Фатализм проявился и в описании Лукре-цием афинской чумы в начале Пелопоннеской войныапофеозе бессилия человека перед могуществом космических сил.

Культурой эпохи Империи были восприняты и развиты достижения культуры греческого полиса в сельском хозяйстве, военном деле и строительстве. Например, известный римский государственный деятель и полководец Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н. э.) в своем трактате «Земледелие» давал лаконичные рекомендации: «Что значит хорошо возделывать поле? Хорошо пахать. Что, во-вторых? Пахать. Что, в-третьих?Унавоживать»*.

Если римская наука не получила в этот период значительного развития, то архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Древнего Рима и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян и было одним из важнейших средств разумной организации жизни. Поэтому первостепенное значение придавалось практицизму и реалистичности, а не фантазии, описательности и философским обобщениям.

Понятие «культура» в период античности было достаточно многозначным. Кроме главного значения «возделывание, обработка земли», культура это облагораживание, воспитание, обучение. В период римской античности при обозначении какой-либо сферы человеческой деятельности о культуре всегда говорили с дополнением в родительном падеже: культура духа, культура ума и т. д.

Использование термина «культура», обогащение его содержания римлянами было подготовлено во многом наличием подобных терминов в греческой философии.

* Катон Марк Порций. Земледелие. М.-Л., 1950. С. 41.

324   ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Например, «пепайдевмос» вполне можно перевести не только как «образованный») но и как «культурный». «Говоря коротко, я утверждаю, писал Фукидид, что наше государство культурный центр Эллады». В греческой философии понятие культуры выражалось также с помощью термина «мусике», «мусикос» («воспитательница души» у Платона). Для обозначения культурного, образованного человека греки употребляли также слово «хелле-нос» (эллин). Это понятие служило противопоставлению образованного грека «варвару» представителю необразованного, дикого народа; о жизни этих народов греки накопили множество ценных сведений.

Использование в латинском языке слова «культура» для обозначения процесса воспитания, «обработки» человека, его души (духа) имеет давнюю традицию. Так, уже Плутарх в трактате «О воспитании» сравнивает землевладельца, обрабатывающего землю, с воспитателем, который направляет ум человека. Этот трактат на древнегреческом был известен римлянам и переведен на латынь.

Выделение слова «культура» в отдельную лексическую единицу и трансформация его в понятие «культура» длительный исторический процесс, охватывающий огромный промежуток времени. Потребовалось много столетий, прежде чем завершился семантический переход от «возделывания вообще», от «культивирования чего-то» к «культуре» как самостоятельному понятию. В период античности не существовало самостоятельного понятия «культура», тем более идеи культуры как связи поколений.

Античная культура явилась основой формирования сложной средиземноморской цивилизации, которая, в свою очередь^ ассимилировала культурные достижения входящих в Римскую империю народов. Этот средиземноморский цивилизационный «котел», действующий в течение 1—II вв., явился прообразом европейской культуры более позднего времени.




1. Народы и древнейшие государства на территории России
2. Водла. Река времени ~ река жизни МРОО СПОК и Кубовская средняя общеобразовательная школа
3. дружественные пользовательские интерфейсы
4. Технология производства мяса гусей
5. Концепція еволюції в біологі
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук Дніпропетровськ
7. Ветлечебница 6
8. идолов вводящих нас в заблуждение нарисовал Бэкон
9. тема источников хозяйственного предпринимательского права
10. реферат дисертацiї на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук ОДЕСА 2000 Дисе
11. курс курсовое соглашение между валютами определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей вал
12. снизу вверх т.е
13. ТАТАРИНФОРМ 27 ЗА ПЕРИОД 29
14. л. требования стыдиться чтол
15. Курсовая работа- Судьба столыпинской аграрной реформы
16. Неотложная патология брюшной полости
17. реферативного типа Структура работы титульный лист 1 страница см
18. Контрольная работа- Гражданство в Республике Беларусь
19. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 31
20. 11 Утверждена постановлением Госкомстата России от 30