Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Философская система Шопенгауэра
Шопенгауэр (1788-1860) крупнейший представитель пессимизма (волюнтаризма). Написал 2 тома (основной и дополнительный, примечания к 1ому тому) сочинения «Мир как воля и представление». Сочинение состоит из 4 философских разделов: теория бытия, теория познания, философия искусства и этика. Сам Шопенгауэр утверждал, что в этих разделах излагается одна и та же мысль, преподнесенная в 4 различный аспектах.
Кант любимый философ Шопенгауэра (теория бытия и познания). Платон влияние на этику. Влияние ведов-индусов. Гегель, Фихте и Шеллинг пустозвонство, шарлатанство.
Теория познания:
Мир, каким мы его видим, это лишь наше представление. Мы познаем мир априорными (неопытными) формами. В отличие от Канта, априорных форм у Шопенгауэра меньше (у Канта это пространство и время). Мы можем изучать только внешнюю сторону мира мир как наше представление. Внутреннюю сторону мира его истинную сущность должна изучать метафизика.
В отличие от Канта, Шопенгауэр считал, что человек может раскрыть сущность мира. Человек является составной частью этого мира, он не отделен от него. Получается, что сущность мира это мировая воля.
Постулаты:
1) человек (то же, что человеческое тело) = воля
Док-во: всякое действие воли (аффект) непосредственно потрясает разум. И наоборот: потрясение разума влияет на действие воли.
2) всё живое = воля
Док-во: со времен Канта известно, что главным условием множественности является пространство (S) и время (t). Но это априорные знания, которые, возможно, присутствуют только в уме человека. Если на самом деле S и t не существуют, то мир един (условие множественности не соблюдается). Значит, достаточно познать одну вещь, чтобы знать все. Мы знаем все о своем теле, и это знание станет ключом к познанию всей природы.
Все видимые нами вещи проявление, или объективация, мировой воли.
4 ступени объективации:
1) низшая (неживая природа)
2) растения
3) животные
4) человек
Мировая воля носит субстанциональный характер. Это всеединое зерно, которому подчиняется все. Мировая воля это вечное становление, вечный поток (рождение человека, рост растений и т.д.). Но это становление беспрогрессивно, оно не приносит ничего нового, оно бесцельно и бессмысленно. Шопенгауэр отвергал теорию прогресса.
Шопенгауэр был идеалистом, признавал первичность духа. Но его идеализм был особенный. Мировую волю он считал неразумной, лишенной сознания. Почему?
1. Неразумная воля отражается в инстинктах животных
2. У людей многие функции тела действуют бессознательно (дыхательная, кровеносная система…).
Значит, человеческий разум служебен по отношению к воле, подчиняется ей. Разум это средство выживания человека, средство сохранения индивидуума и продолжения рода.
Искусство
Шопенгауэр высоко ценил искусство, ставил его на 5-ую ступень объективации воли. Искусство, считал он, может создать только гений, поэтому искусство носит элитарный характер. Единственный предмет искусства познание идей, платоновских идей идей как сущности вещей. Понять искусство могут только гении и люди, способные на время обрести гениальное мышления (могут оценить искусство, но не могут создать).
Элементы искусства:
1) познание объекта как идеи
2) самосознание познающего не как индивидуума, а как чистого безвольного субъекта. Нужно раствориться в искусстве, в идее.
Обычные люди не могут познать искусства, но даже самые пошлые говорят о его значимости (чтобы не выдать свою пошлость). Высшей формой искусства является музыка. Воздействие музыки глубже и мощнее других искусств (чтобы убедиться в этом, вспомните свою любимую песню, которую вы цените именно за музыку, а не слова. Лично у меня со слухом проблемы, но такая песня есть. Правда слова там тоже очень-очень). Музыка непосредственный отпечаток мировой воли, высшая ступень. Но воля помните? неразумна и бессознательна, и поэтому гений творит тоже инстинктивно. Музыка, кстати, существовала бы даже тогда, если бы человека не было, в отличие от литературы, живописи и пр. Это еще раз доказывает бессознательность воли.
Этика
Этика касается поступков то есть каждого человека. Этика должна быть чисто теоретической наукой. Мораль и философия не может изменить людей к лучшему, она может только объяснять их поступки.
Основа морали: чувство сострадания.
Всякая жизнь есть страдание, истинное счастье невозможно.
Док-во:
1. АПРИОРНОЕ
Мировая воля вечное становление.неразумное и бесцельное. Это неудержимый поток. Всякое стремление (например, к богатству) возникает от недостатка, нужды. Значит, всякое стремление есть страдание. И жизнь есть страдание.
2. АПОСТЕРИОРНОЕ
Страдания неизбежны. Откуда Данте в «Божественной комедии» взял страдания в кругах ада? Из нашей жизни. Всякое литературное произведение изображает борьбу героя за счастье, именно борьбу (а борьба страдание), а не само счастье. Ведь истинного счастья нет. Жизнь человека бессодержательна, тупа и бессмысленна. Новая жизнь не принесет ничего нового.
Что же делать? Можно свести страдания к минимуму. Для этого следует отказаться от воли к жизни. Самоубиться? Нет. Самоубийца хочет жить, он выступает против условий, в которые его поставила жизнь. Презирать жизнь, отрицать волю значит вести аскетичный образ жизни, на подобие святых (разных конфессий):
1) преднамеренная нищета
2) добровольный пост
3) радостное принятие любого страдания
4) безбрачие
Сам Шопенгауэр не был аскетом, но ведь этика лишь теоретическая наука?
Шопенгауэр был атеистом: демонов, богов и святых люди придумали по своему подобию. Однако учение Шопенгауэра связано с христианством. Если грехопадение утверждение воли к жизни, то искупление греха отрицание этой воли. Так, образ Христа следует понимать символически как отрицание воли к жизни.
Итог: Мир есть представление наше (внешняя сторона) и воля (сущность) и больше ничего.