Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема знаний о строении мира о месте человека в мире и о связях между человеком и миром1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Ответы на дополнительные вопросы

  1.  Философия (с греч.  - любовь к мудрости: «фило» - любовь, «София» - мудрость). Термин был введен Пифагором в 6 в. до н.э.

Философия –это особый тип мировоззрения или система знаний о строении мира, о месте человека в мире и о связях между человеком и миром.

Предметом философии является мир в целом.

  1.  Основной вопрос философии –это вопрос о происхождении мира и его первопричине. Традиционно он формулируется так: «что первично –материя или дух?»

  1.  Субстанция (лат. Substantia –сущность; то, что лежит в основе) –сущность, основание, первопричина мира, источник движения в мире2.

По сути дела, основной вопрос философии –это вопрос о субстанции бытия или вопрос о том, что является субстанцией бытия –материя или дух?

Существует 3 варианта решения основного вопроса философии:

  1.  Материализм –философское учение, полагающее, что субстанцией бытия выступает материя. Первыми материалистами можно считать натурфилософов Милетской школы: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон=беспредельное начало, существующее за границами мира), Анаксимен (воздух). К их идеям примыкает Гераклит из города Эфес. Он считал первопричиной огонь. –-5 вв. до н.э.

Первым стихийным материалистом считается Демокрит (атомы) –в. до н.э.

  1.  Идеализм –философское учение, полагающее, что субстанцией бытия выступает мышление (субъективный идеализм –Беркли, Юм, Кант) или идея (объективный идеализм –Платон (эйдосы=идеи), Гегель (Абсолютная идея).

  1.  Дуализм (лат. «дуо» - два) –философское учение, признающее существование двух равноправных субстанций.

Примером дуализма является учение Аристотеля (4 в. до н.э.), который признавал два начала –материю и форму. Сюда же можно отнести взгляды Декарта (17 в.), который выделял два начала: материю с атрибутом протяженности3, существующую по законам физического мира, и дух с атрибутом мышления, существующий по законам логики.

К дуализму относятся также:

- учение Эмпедокла (5 в. до н.э.), признававшего 2 начала: Любовь и Вражду;

- даосизм (инь –женское начало, ян –мужское начало);

- манихейство (добро и зло) –в. н.э. и др.

7. Античность –это культура Древней Греции и Древнего Рима (6 в. до н.э. –в.н.э.). Античность –это «колыбель» европейской философии. В Древней Греции существовало несколько школ:

- Милетская школа (город Милет): Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

- Пифагорейская школа (математик Пифагор учил, что в основе мироздания лежат числовые закономерности, и числа следует рассматривать как оптические символы, которые проецируясь на материю, порождают бесконечное многообразие природных форм. Благодаря числу возникает гармония, пропорция, музыка и т.д.;

- Элейская школа или школа элеатов (город Элея): Парменид, Зенон Элейский. Элеаты считали, что движение мыслить нельзя, ввели запрет противоречия в мышлении. Главные тезисы Парменида: 1. «Бытие есть, небытия нет». 2. «Бытие тождественно мышлению».

Зенон Элейский известен своими парадоксами («Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион»), в которых путем логических рассуждений с использованием понятия бесконечности доказывал невозможность мыслить движение4.

- Академия Платона;

- Ликей Аристотеля;

- неоплатонизм (Плотин, Прокл,  Порфирий) –-6 вв.

Основная идея античности –идея космоцентризма (природоцентризма) и гармонии между человеком и природой.

  1.  Платон впервые разделил мир на мир явлений (внешний объективный мир) и мир идей(внутренний духовный мир человека).

  1.  Аристотель критиковал Платона за то, что тот отделил сущность от явления.
  2.  Формальная –замысел, проект вещи;
  3.  Материальная –то, из чего состоит вещь;
  4.  Целевая –то, зачем нужна вещь;
  5.  Движущая –энергетическая база формирования вещей.

  1.   Средневековье (в исторической науке датируется V-XV вв., в философии  накладывается на эпоху античности и датируется ~ II-XIII вв). Средневековье иногда называют «темным временем». Главная идея средневековья –идея христианства, где Бог понимается как Абсолютная Личность.

Выделяют 2 этапа средневековой философии: патристику и схоластику.

Патристика (II-VIII вв.) –учение отцов церкви: Ориген, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Аврелий Августин (Аврелий Августин (354-430)- наиболее видный философ периода патристики, развивал идеи Платона в христианском ключе.

Схоластика (IX-XIII вв.) –[от лат. Schole –школа] –«школьная философия»  или интерпретация Библии: Ансельм Кентерберийский, Роджер Бэкон, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский (Фома Аквинский (1226-1274) –средневековый философ, теолог, «учитель церкви». По поручению папы римского Урбана IV переработал дуалистические идеи Аристотеля в духе христианского вероучения.

11. Возрождение -  14-16 вв. (фр. Renaissance –восстановление античных традиций).

Главные идеи: антропоцентризм (человек –в центре мира) и гуманизм (уважительное отношение к людям, человеколюбие).

Представители: Данте Алигьери –«Божественная комедия»;

Николо Макиавелли –«Государь»;

Франческо Петрарка –первый гуманист Возрождения;

Мартин Лютер –основатель протестантизма;

Николай Коперник –создатель гелиоцентрической5 картины мира.

12. Новое время –-18 вв., период создания первой научной картины мира. Представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

13. Естественное состояние человека,  по Гоббсу –«война всех против всех»

. Естественное состояние человека, по Локку –«свобода, равенство и независимость». Локк выделил естественные права человека: право на жизнь, на свободу, на частную собственность.

15. Важнейшее достижение Фейербаха –представление об общественной сущности человека: мысли и идеи возникают в результате общения людей. Сущностью человека, по Фейербаху, является любовь.

16. История, по Марксу –результат совместной практической деятельности людей.

. Практика –процесс труда в единстве с социально-историческими условиями его осуществления. Принцип практики заключается в том, что из нее можно объяснить любое социальное и духовное явление.

. Идейный спор западников и славянофилов заключался в том, по какому историческому пути должна развивать Россия? Западники (Чаадаев, Белинский, Герцен) считали, что Россия –часть Европы и должна повторить путь развития европейских стран. Славянофилы (Хомяков, Самарин, братья Киреевские и др.) считали, что Россия –православная страна с уникальной историей и культурой и у России есть свой собственный путь развития.

19. Материя –это объективная реальность, данная человеку через ощущение. Атрибуты материи: движение, пространство, время, структурность, неисчерпаемость, отражение.

. Движение –это способ существования материи. Формы движения материи выделил в 19 в Ф. Энгельс. Их 5:

механическая форма,

физическая,

химическая,

биологическая,

социальная.

21. Отражение –это воспроизведение свойств одного объекта в другом. Отражение в живой природе называется информационным. Оно связано с запоминанием и использованием живыми организмами следов предыдущих взаимодействий.

. Сознание –это свойство человеческого мозга отражать действительность в идеальных образах.

. Объективность –это независимость чего-либо от воли и сознания человека.

. Истина –это соответствие знаний действительности. Основным критерием истины является практика.

. Культура (лат. Culture –возделывание, уход) первоначально означала занятие земледелием. Сейчас культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека.

 

2 В англоязычной эмпирической традиции (Локк, Гоббс и др.) понятие субстанции иногда отождествляется с понятием субстрата (то, из чего сделано). У рационалистов (Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс) субстанция имеет значение первопричины, причины самой себя (causa sui)  в смысле источника движения в мире.

3 Протяженность – телесность, пространственная определенность предмета, способность материальных предметов занимать место среди других предметов.

4 Вплоть до 18 в. в философии считалось, что движение мыслить нельзя, так как движущийся предмет одновременно присутствует в некоторой точке пространства и отсутствует в ней, следовательно, он одновременно обладает двумя взаимоисключающими характеристиками. А подобное положение вещей запрещено требованиями формальной логики (запрет противоречия в мышлении). В 17 в. Ньютон открыл законы классической механики, ввел понятие скорости и перед философией открылись невиданные до того перспективы. В 18 в. французские материалисты Гольбах, Дидро, Ламетри, Вольтер и др. придали категории материи статус субстанции и ввели в оборот идею самодвижения материи.

5 Гелиоцентрическая модель мира Коперника утверждает, что в центре Солнечной системы находится Солнце (Гелиос). Она противостоит птолеемеевской геоцентрической модели, в которой в центре мира находится земля (Гея).




1. rcGIS позволяет визуализировать представить в виде цифровой карты большие объёмы статистической информац
2. Посадка роз
3. субъект преступления признаки которого нашли законодательное закрепление в ст
4.  Советую поверить мне Со мною шутки плохи
5. ОТЧЕТ ПО ПЕДПРАКТИКЕ Студент Ф
6. нового стиля- а причины календарной рефор мы; б григорианская реформа; в введение Григореанско
7. Какой из приведенных ниже методов широковещания используется передающей средой Ethernet для получения и переда
8. гуманистов Т. Уайета и Г.
9. Мировоззрение его структура
10. Обязательственное право и обязательства Договоры куплипродажи
11. Введение Зигмунд Фрейд родился в 1856 году
12. Реферат- Радиоэлектронное вооружение
13. Тема- нахождение интервалов монотонности функции и экстремумов функции в среде Mtlb
14. И. Ильясова УДК 542 075
15. С Особенности работы по разрешению травмы
16. Проблема внеземных цивилизаций
17. Лекция прочитанная в Мадриде в июле 1979 года Мы верим что каждый человек в душе философ
18. РЕФЕРАТ Воспитание детей в игре
19. ОПИТУВАННЯ ЯК МЕТОД ЗБОРУ ІНФОРМАЦІЇ ЙОГО ВИДИ
20. Формирование воли дошкольников.html