Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Россия накануне Нового времени XVI XVII вв

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»» в г. Смоленск

Кафедра гуманитарных наук

Семинар №4

Тема: «Россия накануне Нового времени (XVI - XVII вв.)»

Студент:  Ковалев А.В.

Группа:              ПЭ1-12

Преподаватель:

Стародворцева Н.П.

Смоленск,2012

Термины:

Парламентаризм – система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носитель верховной власти (царь, император) обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере.

Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) – политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т.ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Церковный раскол – отпадение от Церкви группы верующих.

Раскольники – старообрядцы, участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в середине 17 в.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация (приравнивание) богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Уния – 1. Союз государств под властью одного монарха; 2. Объединение на основе договора.

Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) — экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма, в которой бо́льшая часть средств производства находится в частной собственности, а производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов. (Британская энциклопедия)

Мануфактура — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

ВОПРОС №1

XVI век - « столетие выбора»

а.) реевропеизация Московской Руси в первой половине XVI в.

В социально-экономическом развитии Руси в 13 - 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси. Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

Также стоит отметить появление на Руси такого сословно-представительного органа как Земский собор.

Первый Земский собор был созван в 1549 г., он принял решение о составлении нового Судебника и сформулировал программу реформ XVI в. Земский собор 1550 г. принял новый Судебник, подтвердивший право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличивший плату за «пожилое».

Земские соборы имели совещательный характер и не ограничивали власти царя, но именно благодаря им политические мероприятия верховной власти проводились на местах в жизнь. Однако земские соборы в России проводились только по необходимости, т.е. нерегулярно.

В XV-XVI вв. на Руси были созданы и органы местного управления – система наместничества. Наместники посылались государем и Боярской думой в города и земли. В функции наместников входили сбор налогов с населения, контроль за использованием указов великого князя, осуществление суда и расправы.

За исполнение этих обязанностей жалованья они не получали, а содержались за счет поборов с местного населения. Такой порядок оплаты их услуг назывался кормлением. Поскольку наместники были предоставлены сами себе, то они злоупотребляли своими полномочиями, от чего страдало население.

Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления – система кормлений была отменена. По губной реформе на местах учредили специальные должности губных старост (уездных, окружных), избиравшихся из дворян. В функции губных учреждений было передано ведение дел о разбойниках и ворах, изъятых из суда наместников. Таким образом, губные старосты получили большую власть над местным населением, что также свидетельствовало об укреплении центральной власти.

Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну (подати, ранее присваивавшиеся кормленщиками), усилила положение дворянства в административном аппарате на местах, содействовала устранению пережитков феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате. С другой стороны, она усилила сопротивление боярства.

В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Было создано новое постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием (пищалями) и холодным оружием (бердышами и мечами). Такое войско стали называть стрелецким. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3 тыс. человек. В конце XVI в. численность стрелецких войск достигла 25 тысяч человек.

Таким образом, Земский собор сыграл важнейшую роль в развитии социальной, экономический и политической сфер, а также приблизил темпы развития Московской Руси к западноевропейским.

б.) опричная политика Ивана IV и ее последствия.

В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.

После перемирия марта—ноября 1559 года Царство Русское сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Швеция, Польша, Литва. Фактически участвует в антирусской коалиции и Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области московского княжества. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымско-татарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Польшей и Швецией, опустошают страну.

Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах»[2].

В 1563 году царю изменяет один из воевод, командовавший русскими войсками в Ливонии, — князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.

Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются чрезвычайные меры.

Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.

Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укреплённый город. Там он завёл нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвал игуменом, князя Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву и ни в ком не встречал противодействия. После того как митрополит демонстративно отказался в Успенском соборе дать Ивану свое митрополичье благословение, что могло стать причиной массового неповиновения царю как царю — слуге Антихриста, митрополит с крайним поспешанием был смещен с кафедры и во время похода на Новгород убит. В 1569 году умер и двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая, неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же.

Поход против Новгорода

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно совершившего самоубийство по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число избитых достигало полутора тысяч. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.

Согласно данным из различных источников, во время похода опричного войска на Новгород было казнено от 1505 до 2180 человек. Кроме того, следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (так что упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы. Согласно новгородской летописи, во вскрытой в сентябре 1570 г. общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от последовавших голода и болезней, обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения погибших, однако считает цифру в 10—15 тысяч наиболее близкой к истине, хотя общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч[3]. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и конфискацией их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

Московские казни 1571 года

Теперь под репрессии попали самые приближенные к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины — печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора.

Конец опричнины

В 1571 году на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную недееспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину.

Последствия опричнины

Главная цель опричнины — уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости – была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь. В результате этого:

  •  На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;
  •  Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды, и отказывались их возвращать;
  •  В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;
  •  Во всех слоях общества формировалась рабская психология;
  •  Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причем в самых жестких формах (барщина).

Жертвами репрессий за все время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки, около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.

Итак, разорение и террор опричных лет (1565—1572 гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство (через 20 лет) к трагическим событиям Смутного времени: голоду, неурожаю, появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.




1. Элитообразование в Российской Федерации
2. лекцияауд91 14
3. Основи менеджменту спеціальності- Товарознавство та комерційна діяльність 1
4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Задание 1 Затранскрибируйте слова учитывая
5. Диагностика и лечение диареи при синдроме раздраженного кишечника
6. Тема 12 Учение о природе 1
7. это клинический синдром характеризующийся болевыми ощущениями в грудной клетке которые вызваны преход
8. Складывание государственности у восточных славян
9. бюро канцелярія грец
10. тема підготовки медичних сестер в Україні сьогодні спеціалізація Тема- Історія розвитку сестринської сп
11. тематическое планирование уроков математики во 2 классе Составила- Клеймёнова Ирина Юрьевна МОУ С
12. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова
13. Подорож Афанасія Нікітіна
14. Проект дрожжевого цеха
15. Депортация народов
16. Сферы бытования русского социолекта
17. 1демобилизация армии- из 115 млн военнослужащих в 1945~1946 гг.
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук Одеса 2006
19. Социальная защита государственных служащих
20. Влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия