Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематизацию объективных знаний о действительности

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

  1.  Понятие науки. Наука в жизни общества

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества[1].

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

разделение и кооперацию научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Науковедение — наука, изучающая науку.

Современная наука в целом представляет собой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блоки естественных, социальных  и гуманитарных наук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объект исследования и свои специфические методы исследования. Наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Новое положение науки в 19-20 веках под влиянием интенсивного роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладное значение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, в личной и в коллективной жизни.

Становление и развитие  науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям об­раза жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке”.

Подобная оценка научной революции XVII века дана и В. И. Вернадским:  «В общем ходе ис­тории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, - отмечал он, - нет места ис­тории того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и  общественного строя. Перелом этот совершился в XVII сто­летии. В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получи­ли значение как изменяющие  условия человеческого существования исторические силы.

      Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместе с этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстро создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».

Современное развитие науки ведет  к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедея­тельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие  техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает но­вую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть про­сто культурное занятие человека. Наука - способ,  притом решающий, каким для нас предста­ет то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют запад­ноевропейской наукой”.

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере - создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.

      Государственное значение науки, как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти, так как реально наука есть максимальная сила создания материальных благ для человечества.

3.Взаимное развитие науки и общества.

          Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

          Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI — XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах становления науки.

I этап: “Cтановление логически и методически осознанной науки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии”.

II этап: “возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и раскрывающейся  во всей своей широте с XIX в.” (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М., 1994. - С. 100).

           Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

           Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово теория в переводе с греческого означает умозрение ), мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низменной.

          Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой. Декарт писал: “Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы добыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы” (Декарт Р. Рассуждение о методе. Избр. произв. - М., 1950. - С. 305) .

          Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший для обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы, выдвинул знаменитый афоризм: “Знание — сила”. Ф. Бэкон пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово “inquisition” , имеющее вполне определенный ряд значений — от “расследования” , “следствия” до “пытки” , “мучения” . С помощью такой научной инквизиции раскрывались тайны природы.

           Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм) . Благодаря соединению этих двух основ возникло сочетание рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века. Причина возникновения науки — своеобразный тип новоевропейской культуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у древних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшееся причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.

Западную культуру не зря называли рациональной, и ее не похожая на греческую рациональность оказалась очень хорошо увязана с капиталистическим строем. Она позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания и для того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она старалась прочно опираться на опыт. Обе черты западной культуры понадобились для развития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. “В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется исследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью” (Ясперс К. Смысл и назначение истории- С. 104) . В науке нашла свое выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельная направленность.

Деятельной направленности ума благоприятствовал умеренно-континентальный климат данного региона. Таким образом имело место взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.

         Наука является одной из определяющих особенностей современной культу­ры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсу­ждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских кон­цепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что та­кое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы на­учного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рацио­нальности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненауч­ное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом отве­тить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен челове­ка во всеобщей космической эволюции?

 Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских во­просов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходи­мой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопро­сы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуаци­ей, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное обще­ство вступает в информационную стадию развития, рационализация всей соци­альной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне тех­нологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как след­ствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процес­сами.

2. Традиционный и техногенный типы цивилизаций их основные ценности

Понятие цивилизации (от франц. civilis — гражданский) впервые возникло в XVIII веке во Франции для обозначения гражданского общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Впоследствии в этнографической и философской литературе XIX века оно приобрело другие значения. Этнографы вслед за Льюисом Морганом (1818—1881) под цивилизацией стали подразумевать общество, пришедшее на смену первобытному. Если первобытное общество характеризуется чисто родово-племенными отношениями, то цивилизованное основывается на частной собственности и организовано на территориальных началах.

Исследования прошлых цивилизаций интересны для нас тем, что они раскрывают богатейший фактический материал о жизни, обычаях и самобытной культуре тех обществ, которые в настоящее время принято называть традиционными. Отличительной особенностью таких цивилизаций является крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если в них и возникали определенные новшества в хозяйстве и общественной жизни, то они получали одобрение лишь в том случае, если не противоречили устоявшимся традициям. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе — все в них было подчинено традициям, все освящено либо авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Не случайно поэтому в традиционных цивилизациях даже ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Подобно тому, как в природе наблюдается обновление тех же самых процессов, повторяется смена времен года, так и в обществе происходит непрерывное повторение событий и явлений. Такие взгляды были обусловлены самим характером существования традиционных цивилизаций, население которых занималось монотонной работой в малопроизводительном сельском хозяйстве. Существование древних аграрных обществ насчитывает многие тысячелетия. Небезынтересно отметить, что, по мнению О. Шпенглера, средний их возраст составляет примерно тысячу лет. На смену этим обществам приходят аграрно-ремесленные общества, появляются первые города, растет разделение труда, расширяется обмен продуктами деятельности, в частности, ремесленники увеличивают обмен своих изделий на сельскохозяйственные продукты. Значительно позднее появляются цехи ремесленников, а потом возникают мануфактуры.

Согласно периодизации истории, предложенной известным французским социологом Ф. Броделем, этот период он называет пред капитализмом, который охватывает XIV—XVIII в.в. За ним следует индустриальный капитализм XVIII—XX в.в, а после XX века в развитых странах наступает эпоха постиндустриального капитализма Техногенная цивилизация стала формироваться в Западной Европе в XVII—XVIII в.в. В противоположность традиционным цивилизациям она насчитывает всего четыре с половиной столетия. Несмотря на это, темпы развития производительных сил и социальных изменений техногенной цивилизации не идут ни в какое сравнение с традиционными обществами. После того, как эта цивилизация приняла развитые формы, она стала не только набирать быстрые темпы дальнейшего роста в Западной Европе, но начала распространять свое влияние и на оставшиеся традиционные общества. Под этим влиянием традиционные общества начинают перестраивать свое материальное производство и в значительной мере и свою самобытную культуру.

Чем можно объяснить такой прогресс техногенной цивилизации и ее возрастающее распространение во всем мире?

Во-первых, эта цивилизация стала ориентироваться прежде всего на совершенствование техники производства. Еще в рамках ремесленных цехов и мануфактур стали поддерживаться и внедряться новые приемы и способы организации производства. Новации и изобретения значительно способствовали победе в конкурентной борьбе на рынках. Впоследствии все новые усовершенствования орудий производства и изобретения, сделанные в процессе технологического процесса, стали неизменно поощряться и внедряться в жизнь.

Во-вторых, по мере роста производительных сил и технического

прогресса непрерывно возрастало применение достижений науки в материальном производстве. Если новации и изобретения, сделанные в рамках непосредственного технологического процесса, имели спорадический характер, а самое главное, — существенным образом не затрагивали основы этого процесса, то систематические внедрения новейших достижений науки коренным образом изменяли и преобразовывали его. Способность науки опережать развитие практики и возможности текущего производства в возрастающей степени содействовали увеличению темпов технического и экономического развития общества. Со временем, как известно, наука становится непосредственной производительной силой, определяющей технико-экономический уровень развития страны.

В-третьих, развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Возникновение техногенной цивилизации совпало по времени с переходом Западной Европы от феодализма к раннему капитализму в первоначальной форме индустриального общества. Этот процесс привел к коренной перестройке социально-экономической структуры общества, к усилению товарно-денежных отношений и расширению рынка в целом. В связи с этим происходят и коренные изменения в духовной жизни общества. Религия постепенно оттесняется на второй план, да и в ней самой возникают неортодоксальные течения, такие, как протестантизм, выдвигавший требование соединить веру в Бога с практически полезными делами для общества. Как известно, протестантская религия и мораль способствовали первоначальному накоплению капитала. Все возрастающую роль начинает играть наука, которая еще в период своего становления в XVII веке выступила против средневековой схоластики и религии, провозгласив устами Ф. Бэкона лозунг «Знание — сила» и подчеркнувший тем самым свою важнейшую роль в развитии общества.

В-четвертых, с развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Не зря поэтому иногда говорят, что со временем наука превратилась в религию. Но в отличие от религии наука основывается не на вере, а на открытии объективных законов реального мира и на сознательном их применении в интересах общества. Именно опора на эти законы и помогла науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что техногенная и традиционная цивилизации различаются прежде и больше всего по базисному характеру тех ценностных установок, которых они придерживаются и защищают. Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены в первую очередь на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности. Поэтому даже некоторые новшества, образцы и приемы работы поддерживаются там лишь в той мере, в какой они согласуются с привычными формами деятельности, освященными традицией. Именно этим во многом объясняются крайне медленные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни традиционных обществ.

Другой базисной ценностью технологической цивилизации является ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность. Хотя здравый смысл также нельзя считать иррациональным, поскольку он опирается в основном на разум, но он весьма далек от научной рациональности, которая опирается на использование точных понятий и логически выверенных доказательств, а также экспериментальную проверку гипотез и теорий. Именно опора на научную рациональность позволила техногенной цивилизации добиться тех крупнейших достижений, свидетелями которых мы являемся и результаты которых ощущаем в своей повседневной жизни.

Сознавая все возрастающие успехи современной науки в исследовании разнообразных новых явлений и процессов природы и их использовании для подъема научно-технического прогресса, ученые не могут не задуматься о перспективах дальнейшего развития науки. Если раньше они могли не обращать внимания на некоторые издержки развития науки, то теперь для всех стало очевидным, что интенсивный прогресс науки, сопровождающийся использованием ее достижений в промышленности и других отраслях народного хозяйства, сопряжен с немалыми негативными последствиями, трудностями и кризисами.

Проникновение научной мысли в глубокие тайны строения материи, овладение энергией атома и исследование термоядерных реакций открывает перед человечеством неограниченные возможности использования практически неиссякаемых природных источников энергии. Но эти открытия с самого начала были использованы в военных целях для изготовления атомных и водородных бомб. То же самое можно сказать о других видах вооружений, для создания которых применяются высокотехнологические методы производства, опирающиеся на новейшие достижения науки. Таким образом, прогресс науки во всех этих случаях сопровождается явно негативным, антигуманным использованием его результатов.

Даже непрерывный рост промышленности в мирных ее отраслях, направленный на улучшение условий жизни людей, при ее бесконтрольности и стихийности несет не меньшую угрозу существованию человечества. Общий экологический кризис, охвативший большую часть нашей планеты, явился результатом загрязнения воздуха, почвы, рек и озер все увеличивающимися отходами промышленного производства. Биосфера в этих условиях оказывается неспособной к самообновлению и возврату к прежнему динамическому равновесию.

Число приведенных примеров можно было бы легко увеличить, и они хорошо известны каждому. Хотя иногда причины подобных негативных явлений пытаются связать, в первую очередь, с техническим прогрессом и нерациональной социальной политикой, тем не менее они в известной степени являются побочным результатом развития современной науки. Не случайно поэтому в последние годы сторонники антисциентизма источник многих бед и недостатков современного общества пытаются переложить на науку, требуя даже приостановить темпы ее дальнейшего роста. Конечно, такое реакционное требование реально осуществить невозможно, ибо процесс научного исследования остановить нельзя. Но здесь возникает проблема ответственности ученого по предупреждению общества о негативных побочных эффектах новых открытий в науке. Правда, без поддержки государства и особенно общественного мнения ученый в одиночку вряд ли сможет противостоять реакционным силам использовать новые результаты науки не на пользу, а во вред обществу. Все это налагает на него обязанность сотрудничать с прогрессивными силами общества, прислушиваться к их мнению и своевременно предупреждать общество о возможных негативных последствиях новых научных открытий и изобретений. Для этого необходимо обладать не только хорошими знаниями в своей специальности, но и быть знакомым с широким кругом социально-политических и мировоззренческих проблем современности, в том числе с философскими и методологическими вопросами развития науки и методами ее исследования.

3. Основные функции науки.

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать  научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли.  В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи  и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения.  Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Функции науки в жизни общества:

1)Культурная функция науки представляет собой процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

2)Функция фактора социальной регуляции, представляет собой воздействие науки на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, экологическая ситуация и т. д.).

3)Функция науки, предполагающая гуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества.

4)Экологическая функция науки, направленная на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

4. Миф, преднаука, наука: отличительные особенности.

Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов: От мифа к логосу: отказ от «оборотнической логики» мифа, отношения к действительности объективно-субстациональным, формирование естественного истолкования событий, становление причинно – следственной типологизации явлений действительности, упраздение мифологической логики абсурда (причина=знание), оформление способов познания, конструирующих элементы объективного мышления для получения знания об объективном сущем. От логоса к преднауке. В истории этот процесс совпадает с функционированием древневосточных обществ. Этот исторический тип познавательной деятельности соответствует донаучной стадии развития интеллекта: выработка занания путем полярных индуктивных обобщений, процессы изменения знания протекали стихийно, отсутствовала фундаментальность, (решение только прикладных задач), иррациональная наука (полумистическое, сакральное занятие, священодейство), отсутствие систематичности (выполнение исчислений носящих частный характер). От преднауки к науке.  Подлинная колыбель науки – Античная Греция. В период своего расцвета (5-4в. до н.э.) породила наук. Соц.—пол. жизнь древн. полиса являлась основой зарождения античной науки. Первоначально на рубеже 8-7 в до н.э. соц.—пол. жизнь Др. Гр. напоминала характер древневосточных обществ: имущественное расслоение общины с преобладающей концентрацией частной собственности и недвижимости в руках представителей знатных родов.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификациям и логическому анализу. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений и т. д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).

Выделяют древнеегипетскую, вавилоно-шумерскую, и древнеиндийскую преднауку. Особенности преднауки: цель – обслуживание практики; отсутствие понятийного аппарата; практическая значимость знания; авторитет субъекта-носителя знания. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. При научном методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации знания на философию и науку, которое ранее было единым. Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.




1. объективность относительность абсолютность конкретность истины
2. Тема rdquo;Финансовая политика предприятияrdquo;
3. Информация- понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения
4. Гватемал
5. Расчет однопредметной прерывно-поточной линии
6. 2003 ВВР 2004 N 1718 ст.html
7. Причинно-следственные связи. Усиливающие и уравновешивающие связи. Упреждающие связи
8. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ5 1
9. Солнечно-земная физика
10. Анализ производства и реализации продукции
11. Кодування інформації
12. столяры при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасност
13. Сколько было команд 5
14. читает исходный текст программы находит строки начинающиеся с символа и обрабатывает их перед началом к
15. ТПТ УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР С
16. Реферат- Стихийные бедствия и действия при их возникновении
17. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития
18. Универсальный 50 Описание- вызовы со скидкой 50 на все междугородные номера Ро
19. Малороссия (историография)
20. Менеджмент і адміністрування напрям підготовки 6