Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Принято выделять три повествовательные ситуации- А Аукториальную ситуацию при которой повествователь с

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Добродеева Алеся

3 курс 6 группа

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ 1

1. Принято выделять три повествовательные ситуации:

А) Аукториальную ситуацию, при которой повествователь сохраняет дистанцию по отношению к изображаемому миру, не является персонажем, но обнаруживает свое присутствие, размышляя над событиями или  их комментируя.

В) Я-повествование, т.е. ситуация повествования от первого лица – здесь рассказчик сам является одним из героев, принадлежит к изображаемому им миру и ведет повествование с точки зрения участника событий.

С) Нейтральную или персональную ситуацию, при которой повествователь стремится к полному самоустранению и делает носителями точек зрения  самих героев.

Какой тип повествовательной ситуации избирает в “Госпоже Бовари” Флобер.

По мысли Флобера, совершенная форма предполагает полное отсутствие субъективности. Авторская мысль выражается в построении произведения, но ни в коем случае не высказывается прямо, личность автора не навязывается читателю. Автор принципиально старается устраниться из повествования. Данное произведение тяготеет к нейтральной повествовательной ситуации.

2.  Каковы условия правдивого изображения действительности с точки зрения натурализма? Что значит писать “правдиво”?

Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое —идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Писать «правдиво»-писать о том, что знаешь, что свойственно жизни, изображать жизнь.

3. Почему натуралистический роман был назван его авторами   “экспериментальным”?

Ответить на данный вопрос мне представляется целесообразным посредством кратких сведений о творчестве Э.Золя.

Золя, Эмиль (1840 - 1902) - французский романист, глава натуралистической школы. Созданный им новый литературный жанр Золя называет "экспериментальным романом", желая этим подчеркнуть, что в своем художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания. В длинной серии романов, в которых изображается история семьи Ругон-Макаров, Золя развернул широкую картину разложения буржуазного общества в эпоху второй империи Наполеона III. Эти романы, претендующие на строгую "объективность", проникнуты в действительности глубоко-пессимистическим настроением. Только в последних произведениях Золя (романы "Плодородие", "Справедливость", "Труд") взор писателя обращается от безотрадного настоящего к более светлому будущему человечества. В деле капитана Дрейфуса (см. прим. 14) одним из первых выступил в защиту невинно осужденного офицера. Его статья "Я обвиняю" ("J'accuse") (в 1898 г.), изобличавшая перед лицом всей страны генеральный штаб и военных министров во лжи, клевете и подлогах, допущенных в деле Дрейфуса, послужила началом широкой общественной кампании за пересмотр дела и привела к освобождению осужденного.

4. Как называется во французской историографии период между 1850 и 1870-м гг.? Какими политическими событиями отмечены начало и конец этого периода?

Период во французской историографии между 1850 и 1870 гг называется периодом Второй Империи.

После переворота 2 декабря 1851 г. во Франции начался период Второй Империи (к власти приходит племянник Наполеона Бонапарта Луи Наполеон Бонапарт). Официально империя была провозглашена через год, 2 декабря 1852 г.  В 50-е годы Франция вступила в Крымскую войну (1853-1856). В 1866 г. во Франции начался новый экономический кризис.  В 60-х годах приобрела заметное влияние демократическая печать. В 1868-1869 гг. стали выходить газеты левых республиканцев, резко критиковавшие внутреннюю и внешнюю политику Второй империи. Гибель в январе 1870 г. молодого, до того мало кому известного сотрудника «Марсельезы» журналиста Нуаре, заколотого братом императора Пьером Бонапартом, всколыхнула Париж: на его похороны вышел весь город. Это была антиправительственная демонстрация, едва не вылившаяся в восстание.

5. Как Вы понимаете словосочетания:

А) эмпирическая действительность

В) чувственно-материальная действительность

С) сверхчувственная реальность

А) Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис БэконТомас ГоббсДжон ЛоккДжордж БерклиДэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизмунеопозитивизму (логический эмпиризм).

Б) Чувственно-материальная действительность – это действительность, воспринимаемая объектом как сумма чувств, эмоций, ощущений, реакций и пр., приобретённых или испытанных по отношению к существам, предметам и явлениям материального мира.

В) Сверхчувственная реальность – это реальность, пребывающая за пределами описанных выше способов познания действительности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  2

1. Что означает  «импрессионизм» в применении к прозе К. Гамсуна

А) на уровне литературной техники

Б) на уровне мировоззрения

Импрессионизм – направление в искусстве 19 –начала 20в. Направление зародилось во Франции, название образовано от фр. слова impression (впечатление).
Его стилевые приемы успешно использовали для описания природы и настроения человека самые разные писатели.

Основными признаками импрессионизма являются:
1.впечатлительность
2.пассивность
3.созерцательность
4.красочность и равноценность описания всех деталей

5.стремление к абсолютному натурализму для естественной передачи непосредственного чувственного впечатления.
Для писателя – импрессиониста возможны два пути : внешний, как сосредоточение на описании мгновенно меняющихся картин материального мира без уклона в психологию, и внутренний , где изменения материального мира служат лишь поводом для описания вызванных ими изменений человеческой психики.

Как мировоззренческие, так и эстетические позиции писателя не поддаются однозначному толкованию. Глубокий психологизм роднит Гамсуна с Достоевским. Это родство подчеркивал и сам писатель: "Достоевский - единственный художник, у которого я кое-чему научился, он - величайший среди русских гигантов". По силе обобщенности образов Гамсун близок Горькому, Роллану, Т. Манну, Фолкнеру, другим великим мастерам слова. Открывается творчество Гамсуна книгой очерков "Духовная жизнь Америки" (1889). С горечью пишет он о "стране свободы", в которой свободна лишь "денежная аристократия", обладающая поистине "могуществом средневековья", грубая и жестокая "соответственно стольким-то и стольким-то лошадиным силам экономической неколебимости".

Ключевым для понимания художественной прозы Гамсуна является его психологический роман "Голод" (1890) - книга во многом автобиографическая, повествующая о муках и лишениях, выпавших в юности на долю самого автора. В романе не только были заложены, многие из тем, впоследствии разрабатываемых писателем, но и намечены основные пути их художественных решений. Книга, по словам А.И. Куприна, представляет собой "потрясающую, кошмарную историю человека, выброшенного обстоятельствами за борт благополучного существования".

Герой (он же -рассказчик) ведет жизнь "раздвоенную". Жестоко нуждающийся, унижаемый на каждом шагу, он, однако, более всего заботится о внутреннем достоинстве, о том, чтобы оставаться порядочным человеком, и прежде всего - в собственных глазах. Последним делится он с нищим стариком и обиженным ребенком. Он предпочитает невыносимо страдать от голода, но иметь чистую совесть. Теряющий сознание от изнеможения, он думает о том, чтобы удержаться на ногах. "Я не хотел падать, я хотел умереть стоя".

Исследователи романа справедливо замечали, что у героя отнюдь не возникает вопрос о причинах жестокого и несправедливого порядка вещей; персонаж принимает жизнь такой, как она есть. Однако Гамсун не был бы реалистом, если бы совершенно не выразил - хотя бы в подтексте, опосредованно - своего отношения к обществу с его лицемерием и равнодушием. В этом смысле показателен эпизод посещения героем пасторского дома, в котором, он уверен, можно рассчитывать на помощь. Но, увы, "прием от 12 до 4; я опоздал на целый час, время милосердия истекло!".

Роман поражает выразительностью деталей, будь то описание внешности персонажа (выпадающие от голода волосы, прядями лежащие на плечах и плавающие в умывальнике; башмаки, которым морщины и белесые швы придают страдальческое выражение человеческого лица; худой, искусанный палец, из которого голодный высасывает кровь, и т.п.) или его физическое и духовное состояние (подавленность и отчаяние, боль и страх, всевозможные причуды и капризы больного воображения). В этих описаниях зачастую вступают во взаимодействие с реализмом элементы натурализма и импрессионизма.

2. Раскройте роль мифологических и литературных реминисценций в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Литературные реминисценции можно связать с романом «Мельмот Скиталец», который был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё.

Если говорить о мифологических реминисценциях, важно заметить то, что Дориан Грей наделяется целым рядом прозвищ, именами мифологических красавцев - Адонис, Парис, Антиной, Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего. Дориан Грей влюблен в свое "второе я" портрет, подолгу смотрит на него и даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, герой все больше и больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути кончает с собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе. Другой не менее важный миф - это легенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступает лорд Генри (озадачивает героя мыслью о том, что вскоре он расстанется со своей красотой).

3. Сформулируйте этическую позицию, воплощенную в творчестве Мопассана.

Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма. Реализм - личное мировоззрением, которое писатель пытается донести до читателя. Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением полного изображения, присущего Эмилю Золя, но склоняется к без оценочному реализму, что отражается например в сцене смерти Форестье в романе «Милый друг». Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования (психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками). Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём, писатель воспринимал очень остро.

4. Укажите на сходства и различия в трактовке оппозиции «жизнь – искусство» в романе Д. Голсуорси «Собственник» и в романе Т. Манна «Будденброкки».

Роман «Собственник» был задуман автором как самостоятельное произведение. Мысль о его продолжении появилась у писателя в июле 1918 года. Семья Форсайтов – не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Они не несут ничего за собой, но, при этом, стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основный конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы (Ирэн и Босини) и мира Форсайтов (рабстве у собственности). 

Форсайтизм и искусство – понятия несовместимые, едва ли не противоположные. Среди Форсайтов нет и не может быть творцов прекрасного. Это «посредники», извлекающие из искусства выгоду. Важный момент здесь взаимоотношения Сомса Форсайта и его жены. Он ее, без сомнения, любит. Великое горе для него то, что она не отвечает взаимностью (Ирэн вынуждена выйти замуж за Сомса). Он не может выразить любовь так, чтобы Ирэн его поняла (настоящий Форсайт – далекий от искусства и мира красоты). В итого он строит для нее в подарок дом (попытка создания), а она воспринимает это как клетку - залезать в нее она не хочет. “Будденброки” – произведение, поднимающее большие социальные проблемы, дающее яркую и правдивую картину исторического развития буржуазии как класса. 
По первоначальному замыслу предполагалось создание очередной новеллы, в которой автор «собирался развить лишь историю последнего отпрыска рода, болезненно-чувствительного мальчика Ганно, да разве еще жизнеописание Томаса Будденброка...».На примере четырех поколений Будденброков автор показал закат немецкого бюргерства, при этом сквозной линией романа является история третьего поколения, представленного Томасом, Тони, Христианом и Кларой. Писатель исследовал процесс умирания семейства в экономическом, общественном и биологическом. Из поколения в поколение иссякают душевные силы семьи. Грубовато-добродушные основатели династии сменяются утонченно-невропатическими существами, чей страх перед жизнью убивает их активность, делает жертвами истории.
Ганно Будденброк - сын Томаса – любит музыку, ненавидит все, что не является музыкой, искусством (тема: противопоставление всякого искусства буржуазной действительности, всякой умственной деятельности - низменной практике буржуа). Ганно, одержимый “демоном” музыки, одновременно символизирует духовное возвышение рода Б. и его трагедийный конец. В роман вторгается декадентская идея, что искусство связано с биологическим вырождением.

Сходство в обоих романах очевидно – обе семьи уже находятся на грани гибели, они уже почти перешли границу. В этом мире им нет места. Для Форсайтов искусство не является главной составляющей жизни – они вообще не способны создавать, у них есть возможность лишь забирать. Будденброки же, наоборот, - создатели. Вот только в их случае искусство и жизнь не могут сосуществовать вместе. Поколение Будденброков гибнет, развивается искусство. Представитель последнего поколения – Ганно – как уже говорилось выше, одержим музыкой, одержим искусством, но это означает конец династии.

5. Дайте определение понятия «символ», приведите в качестве примеров соответствующие поэтические тексты.

Символ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение.

Во второй половине XIX века зарождается символизм, как творческий метод, сосредоточенный на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и явлений. Представителями символизма являются поэты второй половины XIX века Ш.Бодлер("Цветы зла"), П.Верлен ("Песня без слов", "Искусство поэзии"), А.Рембо ("Пьяный корабль"), Э.Верхарн("Фламандки", "Города спруты").

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ   3

  1.  Поясните смысл заглавия книги Ш. Бодлера «Цветы зла»

Книга Шарля Бодлера «Цветы зла» была задумана автором задолго до ее опубликования в 1857 г. Так, название для этого сборника было придумано критиком и романистом Ипполитом Бабу еще в 1855 г. Выходит, к этому времени книга уже приобрела свои очертания, свою идейную канву: «добывание Прекрасного из Зла». [1; С. 835 (из плана Предисловия Бодлера ко 2-ому изданию)] Оставалось произвести отбор стихотворного материала и определить последовательность стихов в сборнике. Это поэту казалось особенно важным: книга должна была стать именно книгой, а не просто сборником, т.е. приобрести свой поэтический сюжет, свою гармонию. 
Книга рождалась долго – 2 года от замысла до воплощения срок слишком большой, даже если учесть занятия переводами, безденежье и «беспорядочность ума и жизни»  Бодлера. [3; С. 223 (письма Н.Анселлю)]
Книга рождалась в муках, «с яростным терпением» [3; С. 236 (письмо мадам Опик)]. Уже передав рукопись парижскому представителю своего издателя Пуле-Маласси (в начале февраля 1857 г.), поэт продолжает работу над ней. «Книгу, насчитывающую 252 страницы, можно было бы отпечатать в несколько недель, если бы Бодлер, мучимый сомнениями, не засыпал издателя и типографа бесконечными вопросами. … В гранки, которые присылал Пуле-Маласси, Бодлер вносил бесконечные исправления. Прежде него так действовал Бальзак; после него так будет действовать Пруст. Пуле-Маласси пришлось перебирать текст трижды. В самый последний момент Бодлер исключил из сборника несколько стихотворений и вставил вместо них другие. … Маласси, разрывающийся между дружеским расположением к поэту и собственными интересами, в конце концов смиряется с неизбежным: «Цветы зла» выйдут из печати, «когда будет угодно Господу Богу и Бодлеру», сообщает он Шарлю Асселино». [7; С. 141] Потому печатание «Цветов зла» растягивается с февраля по июнь 1857 г. 
Книга должна была иметь и соответствующий внешний вид. Так, Бодлер боится, как бы она не оказалась слишком тонкой: он «ненавидит брошюрки». Его заботит и шрифт, он просит Пуле-Маласси «не отягощать современную рукопись архаическими прелестями красного цвета». Для друзей и покровителей Бодлера книга была отпечатана на голландской бумаге; несколько экземпляров отданы переплетчику Лортику, который «как никто умел одевать книги в цельные или составные переплеты из «янсенистского» сафьяна с «бинтами» на корешках – только это скромное совершенство и могло удовлетворить взыскательного денди». [7; С. 141-142] 
Итак, по Бодлеру, Книга есть произведение Искусства – создание человеческого гения, которое должно быть прекрасным не только внутренне, но и внешне. 
В письме к матери от 9 июля 1857 г. Ш. Бодлер с удовлетворением отмечает «страшную и холодную красоту» своих «Цветов зла». [3; С. 236 (письмо мадам Опик)] По всей видимости, он доволен исполнением замысла. Тем интереснее попытаться понять, какое значение вкладывал поэт в построение книги, в ее «архитектуру».

«Цветы Зла» Шарля Бодлера – не просто изображение проявлений зла, замеченных поэтом-созерцателем, но и плоды страданий, причиняемых злом. Это зло, «проросшее» сквозь человеческую душу и порождающее в ней угрызения совести, болезненные реакции сознания, отчаяние, тоску, – все это Бодлер выражает словом «сплин».

"Цветы зла" - символичное название (сам автор не называет себя символистом, символизм появляется во Франции позже) обозначает, что даже в мире зла есть добро, которое прорастает как цветы сквозь асфальт. Далее зло – то, что движет миром, ведет к прогрессу, активно - только в столкновении со злом добро из пассивного становится активным, его можно увидеть.

  1.  Как связаны между собой сонет Бодлера «Соответствия» и сонет Рембо «Гласные»?

В поисках путей косвенной передачи "несказанного" символисты подхватили идею из сонета Бодлера "Соответствия" – поиск некоторых соответствий между звуками, цветами и запахами. Эта мысль, продолженная Рембо в сонете "Гласные" (лирический герой говорит о цвете каждого звука), стала начальной точкой для попыток символистов передать эту идею дальше. Рембо писал полушутя, полусерьезно: А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий. "Сила" сонета как раз в субъективной, с точки зрения символических соответствий, ложной проекции идеи, которая именно ввиду ее вольной инкогерентности воспринимается как символическая.

  1.  Раскройте смысл словосочетания «мистическое чувство». Проиллюстрируйте примером из стихотворений Р.М. Рильке.

В 1907 г. Райнер Мария Рильке публикует сборник «Новые стихотворения», который вместе с «Книгой образов», выпущенной в свет годом раньше, и «Новых стихотворений второй частью», напечатанной годом спустя, ознаменовал для него появление нового взгляда на мир и новой поэтики. В основе этого сборника лежит стремление перевоплотить, пересоздать посредством поэтического слова земные, зримые, ощутимые предметы бытия — повседневные или созданные художественной волей — и тем самым спасти их от бренности и тлена, сохранив для вечности. Не случайно в этом сборнике Рильке создает оригинальный, неповторимый поэтический жанр «das Ding-Gedicht» — «вещного стихотворения», «стихотворения-вещи», сосредоточивающегося вокруг одного образа или эпизода, будь то античная статуя, уголок заросшего парка или вид горы Фудзи, вырастающей на бумаге под пером и кистью художника Хокусая.

DER ОЕLBAUM-GARTEN

Er ging hinauf unter dem grauen Laub 1

ganz grau und aufgelöst im dlgelqnde

und legte seine Stirne voller Staub

tief in das Staubigsein der heiβen Hände.

Nach allem dies. Und dieses war der Schluss. 5

Jetzt soll ich gehen, wqhrend ich erblinde,

und warum willst Du, dass ich sagen muss

Du seist, wenn ich Dich selber nicht mehr nde.

Ich nde Dich nicht mehr. Nicht in mir, nein. 9

Nicht in den andern. Nicht in diesem Stein.

Ich nde Dich nicht mehr. Ich bin allein.

Ich bin allein mit aller Menschen Gram, 12

den ich durch Dich zu lindern unternahm,

der Du nicht bist. O namenlose Scham...

Spqter erzqhlt man: ein Engel kam - . 15

Warum ein Engel? Ach es kam die Nacht 16

Und blqtterte gleichgültig in den Bqumen.

Die Jünger rührten sich in ihren Trqumen.

Warum ein Engel? Ach es kam die Nacht.

Die Nacht, die kam, war keine ungemeine; 20

so gehen hunderte vorbei.

Da schlafen Hunde und da liegen Steine.

Ach eine traurige, ach irgendeine,

die wartet, bis es wider Morgen sei.

Denn Engel kommen nicht zu solchen Betern 25

Und Nqchte werden nicht um solche groβ.

Die Sich-Verlierenden lqsst alles los,

und sie sind preisgegeben von den Vqtern

und ausgeschlossen aus der Mütter Schooβ.

.

Тема художественного зрения, творческого познания мира и пересоздания мира, центральная для «Новых стихотворений», то проявляется эксплицитно, то дробится и предстает в виде своеобразных подтем, то словно скрывается и ускользает от читателя. На этом фоне весьма любопытным кажется микроцикл, в котором перечисленные темы преломляются особенно своеобразно и который можно было бы назвать «евангельским». В него входят стихотворения «Der Auszug des verlorenen Sohnes», «Der Оеlbaum-Garten» и «Pietà». Второе стихотворение и станет

предметом нашего пристального внимания

Название стихотворения «Der Оelbaum-Garten» можно вслед за филологами

и переводчиками А. В. Карельским, К. П. Богатыревым и В. М. Летучим перевести как Гефсиманский сад. Оно отсылает к одному из наиболее трагических евангельских эпизодов — «молению о чаше» (Лк 22. 46; Мф 26. 39; Мк 14. 36), когда Иисус «ужасается и тоскует» в Гефсиманском саду, охваченный последними тяжкими сомнениями перед исполнением своей земной судьбы. Рильке с большим тактом и целомудрием называет в тексте стихотворения точное место действия «das dlgelqnde» — «садом, в котором растут маслины», а не «селением Гефсимания», и, кроме того, именует Иисуса «er» — «он». С одной стороны, подобная сдержанность позволяет Рильке несколько отдалиться от евангельского источника и избежать упреков в профанации Священного Писания, а с другой стороны, ввести в центральную часть стихотворения прямую речь, монолог Лирического героя. Обрамляют ее в стихотворении с отчетливо трехчастной композицией фрагменты, выдающие присутствие автора-создателя своей изысканной и сложной метафорикой.

  1.  Раскройте содержание понятия «аналитическая композиция» применительно к одной из пьес Ибсена.

Еще при жизни Ибсена поэтика его драмы признавалась новаторской. С полным правом он был объявлен создателем в XIX в. аналитических пьес, возродивших традиции античной драматургии. Композиционные принципы драм Ибсена связывались с построением «Царя Эдипа» Софокла. Все действие этой трагедии посвящено раскрытию тайн — выяснению некогда происшедших событий. Постепенное приближение к раскрытию тайны и образует сюжетное напряжение пьесы, а окончательное раскрытие — развязку, одновременно определяющую как подлинную предысторию главных персонажей, так и их дальнейшую судьбу.

Такое построение, несомненно, дает огромные возможности сюжетного напряжения. Зритель (или читатель), которому показана определенная жизненная ситуация, ставится не только перед обычным для эпических и драматургических произведений вопросом, что будет, т. е. что произойдет в этой ситуации, но и перед вопросом, что было. Его приглашают заинтересоваться не только тем, как будет развертываться данная ситуация, но также — и в первую очередь — тем, что же лежало в ее основе, чем она была вызвана. Вернее, ожидание ответов на вопросы «что же будет?» и «что же было?» сплетено здесь в единое целое, потому что выяснение прошлого, предыстории, совершается — часто с внезапными бросками и сдвигами — на глазах у зрителя.

  1.  Опишите семантику пространственных отношений в драматургии Гауптмана.

Пространство получает в «новой драме» у Гаупмана особе значение. Пространственная организация пьес автора вполне традиционна: единство места; герои всегда привязаны к месту, где они несчастны, хоть и мечтают покинуть его; но существует еще одно пространство, находящееся за пределами места действия. Это пространство двоякое: это и спасение и гибель одновременно. Например, Елена мечтала уйти из этого дома с Лотом (попытка перехода в спасительное пространство), но доктор Шиммельпфенниг рушит ее планы и надежды.

  1.  Приведите примеры, иллюстрирующие роль подтекста и двойного диалога в драмах  Ибсена  и  Метерлинка

В репликах героев у Ибсена зачастую содержится скрытый, дополнительный смысл, который объясняет сложные душевные волнения персонажа. У Ибсена подтекст - это вторая самостоятельная речью, и имеет оно противоположное значение тому, что выражено словом.

Например, в пьесе «Кукольный дом» внешнее спокойствие речей Норы – это её отчаяние, которое она не может и не хочет показать мужу.

У Метерлинка смысл может открыться читателю только в молчании. В подтексте слова дают большее знание о мире и действии. У автора через подтекст мы получаем возможность приблизиться к духовно-содержательной жизни человека. Главное – то, что стоит за словами, диалог внутренний, непосредственное общение душ; оно происходит в молчании. Так, например, слепота (слепой старик в «Непрошенной» и слепые в «Слепых»), немота-молчание, безумное сознание – для Метерлинка единственная возможность сверхчувствительного осознания процессов, происходящих по ту сторону видимой реальности.

  1.  Объясните связи между общественно-политическими убеждениями Шоу и содержанием его пьес (фабианский социализм и его отражение в «Пигмалионе», убеждение в исчерпанности современной буржуазной культуры и его отражение в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»).

На рубеже XIX-XX веков в театре идеи, а не взаимоотношения персонажей стали главными действующими лицами. Бернард Шоу утверждает в театре новый тип драмы – социальной, интеллектуальной, "драмы идеи". Основная тема творчества Шоу - разоблачение лжи идеализма. В своих произведениях он изображает английское общество, буржуазию и мещанство. В 80-ые годы Шоу активно участвовал в деятельности Фабианского общества – «социал-реформистской организации, название которой происходит от имени римского полководца Фабия Кунктатора, нанесшего решающий удар вождю Ганнибалу благодаря тому, что перед этим долго выжидал и не спешил». Фабианцы придерживались медленного процесса, постепенного перерастания из капитализма в социализм, с помощью пропаганды социалистических идей.

В пьесе «Пигмалион», перед нами фабианский социализм и его выражение в тексте. Фабианское общество утверждало просвещение всех низших классов, культурное развитие личности, воспитание нового, свободного человека. Элиза Дулиттл была создана профессором Хиггинсом таким же образом, как Галатея Пигмалионом. Но здесь важно заметить, что, как Галатея не могла жить все окружения Пигмалиона, так и Элизе теперь нет места где-то все дома профессора. Она пусть и говорит как девушка из высшего общества, но таковой стать не может.

В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Шоу затрагивает проблему кризиса английской буржуазной цивилизации, неустроенности жизни и бесполезного существования обитателей дома. Шоу восстает против паразитизма господствующего класса, утраты им духовных ценностей, стирания индивидуальности характера. Демонстрируется исчерпанность ценностей, которые исповедуются до сих пор.




1. тема показателей результатов деятельности экономики
2. санаторий одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями
3. во ЮУрГУ 2006 ~ 103 с
4. Статья- Расчет поверхностной энергии металлов в рамках моделиобобщенного псевдопотенциала Хейне-Абаренкова
5. Алхимик книга символическая чем и отличается от Дневника Мага где нет ни слова вымысла
6. Разработка проектно-конструкторской документации на модель в программе AutoCAD
7. Більшість розуміє соціальну рекламу як спосіб висвітлення найактуальніших соціальних проблем але не кожен
8. Сучасна школа в умовах ринкової економік
9. Графический метод решения задач линейного программирования1
10. на тему- Сберегательный банк РФ- его структура и финансовохозяйственная деятельность Выполнил
11. Політичні режими
12. Соціальна педагогіка Соціальна педагогіка як наука- об'єкт предмет завдання
13. . Расторжение брака как социальная и правовая проблема
14. . Миф религия философия как исторические типы мировоззрения
15. Состояние организации первичного бухгалтерского учета ЗАО ххх и пути его совершенствовани
16. Тема- Колективні операції
17. дефектолог МОУ детского сада ’ 307 Кошенскова Светлана Алексеевна Волгоград 2010 Для нас.html
18. Африка и латинская Америка В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара ст
19. гіперфункція коріня язика активізований корінь язика кінчик мало рухомий
20. Реферат- Башкортостан в годы Великой Отечественной войны