Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 5. Политические идеи Даниила Заточника
Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику, появившемуся в период феодальной раздробленности, по-видимому, в конце XII или начале XIII века, когда центры русской политической жизни переместились из южной Руси в северо-восточную. Слух о завоевательных походах монгольского государства уже распространился по русским землям, страх перед этим событием выражен Даниилом в словах: «Не дай же Господи в полон земли нашей, языком (народом. Н.З.) незнающим Бога»'.
Произведение Даниила выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей^. Даниил принадлежал к привилегированным кругам, но его личная судьба сложилась неудачно и ему пришлось испытать на себе немилость правителя. Он упоминает о потере своего состояния «...не ста обилие посреде дома моего», исчезла возможность ставить обильную трапезу
перед друзьями: «зане не поставлях перед ними трапезу многоразличными брашны»1. В другом случае он также говорит о нищете, постигшей его, как о событии, разрушившем его прежнее состояние: «рассыпался живот мой, яко же Хананей-ских царь буест и покры мя нищета, яко Черное море фараона »2. Вполне возможно, что Даниил был «дворянином князя» его дружинником и совершил какие-то проступки, за что и познал суровую княжескую немилость, связанную с переменой сословного состояния, потому что оказался Даниил в великой нужде, печали и «под рабским ярмом», а может быть, даже и при ограничении личной свободы (в Соловецком списке «Моления» указывается, что Даниил «седе заточен на Беле озере»^ Перемена сословного состояния позволила ему глубже понять современную социально-политическую действительность, сплетая личную судьбу с судьбой своей земли.
Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ Великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных русской политической литературой. Князь привлекателен внешне («глас сладок», а «образ красен»*), он милостив (рука его «не согбена, а простерта на подаяние убогим»^). Управление князя крепко и справедливо («дуб крепок множеством корения, тако и град наш твоею державою»). Князь выступает как верховный глава всем своим людям («кораблю глава кормник, а ты, князь, лю-дем своим»'). Если власть князя организована плохо и в «державе» отсутствуют порядок и управление, а напротив, существует «безнарядие», то в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление («град наш крепится основанием»).
В духе традиций русской политической мысли Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе думцев и опираться на их совет в своей деятель-
Памятники древнерусской культуры. Вып. 3. - Л., 1932. - С. 73. В дальнейшем: Памятники...
В науке относительно атрибуции и датировки этого произведения, а также личности его автора существуют разногласия в связи с тем, что известны два варианта: один из них принято называть «Словом», а другой «Молением» Даниила Заточника. Авторский текст не найден. Высказывается предположение (Б.А. Рыбаков), что «Слово» написано в конце XII в. в «Невской Руси, а «Моление» переписано уже в Залесской Руси другом человеком, внесшим в первоначальный текст дополнения, характеризующие его личность и эпоху. Но социально-политическая программа произведения в целом остается неизменной. Поэтому для историко-юридической науки существенным является выяснение содержания политической идеологии памятника в цепом.
24
памятники... Указ. Соч. -С. 51, 53.
Там же. С. 53. Слово «живот» употреблено здесь в смысле имущество, состояние; буест гордость, величие. См. Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника. - Л., 1981 (далее - Лексика...). -С. 68,24-25. Памятники... - С. 77. Памятники... -С. 14.
Там же. С. 56. Здесь явно ощущается перекличка с летописной, посмертно идеализированной оценкой В. Мономаха, который характеризуется как «братолюбец, нищелюбец и страдалец за русскую землю» (Полное собрание русских летописей. Т. II.-С. 109). Памятники... - С. 59.
25
ности. Для этого ему необходимо «обрести мудра мужа», а «мужа лукава» следует избегать и совету его не следовать. Задача заключается в правильном подборе думцев, которые должны быть умны и справедливы, причем необязательно приглашать в Думу только старых и опытных, ибо дело не в опыте, а в уме, вот, к примеру, сам автор хотя и «юн возраст» имеет, но «стар смысл» и потому весьма пригоден на думу. Даниил во всех случаях политических неурядиц винит думцев, потому как «не море топит корабль, но волны морские... тако князь не сам впадает во многие вещи, но злые думцы вводят». Хорошее управление установит порядок в своей земле и прославит князя в других странах: «княже наш, умными бояры предо многими людьми честен еси и по многим странам славен явися». Даниил советует князю «совокуплять смышлен-ных», ибо «лучше один смышлен, чем десять без ума».
Эти положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Даниила близка к идеалу Мономаха: Великий князь решает дела с мудрыми советниками и такой порядок укрепляет «грады и полки» и «державы». «С хорошими советниками князь высокого стола добудет, а с дурными и своего лишен будет».
Князь должен иметь хорошее войско, чтобы не допустить завоевания собственной страны. «Змей страшен свистанием, а ты множеством силы своей». Богатство князя не в золоте и серебре, а в большом и хорошо устроенном войске. Управление войском следует поручать мудрым военачальникам, ибо «мудрых полки сильны, а безумных храбры, но не умны и на них бывает победа».
Однако мирная ориентация Даниила не оставляет сомнений. Мудрая политика для него явно предпочтительнее возможности разрешения внешнеполитических задач с помощью силы. Он явно осуждает тех правителей, которые вместо того, чтобы утверждаться в своей земле и защищать ее, ополчаются на чужие города и в результате «с собственных градов (здесь в значении стран. Н.З.) оседают». В исторической ретроспективе Даниил осуждает даже действия Святослава, который шел на Царьград с дружиной «на удачу» и было ему неведомо, «граду ли от нас быти пленену или будет нам от града погинути». Князь, по мнению Даниила, должен прежде всего заботиться о процветании своего народа. «Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатство и славу. Вей бо притекают к тебе и обретают от печали избавление». Даниил советует князю привлекать' на
службу иностранцев («от инех стран совокупи») на пользу своей стране'.
Заточник говорит и о необходимости «царской грозы», но эта гроза не представляет собой реализацию принципа самовластия. Это признак дееспособности и надежности самой власти для подданных, поскольку именно их «царская гроза» ограждает «яко оградом твердым», т.к. она обращена не против подданных, а в их защиту^ Однако у Даниила «гроза» устрашает не только внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны, т.к. с ее помощью должна восстанавливаться нарушенная справедливость. Такая постановка вопроса, естественно, подразумевает и наказание для всех творящих «неправду».
Боярское самоуправство осуждается автором, .ибо оно беззаконно, ' несправедливо и порождает в державе неурядицу. Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Боярское засилье ведет к прямому ущербу верховной власти: «конь тучен яко враг мыслит на князя зло» (по Соловецкому списку: «боярин богат и силен и он на князя своего мыслит все злое»э. Эти слова явно свидетельствуют об осуждении Даниилом политики феодальной раздробленности и желании видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на Совет думцев и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. Причем его интересует только охрана и защита своей земли, а не завоевательные походы, которые часто кончаются гибельно: «много бо ополчаются на большие грады и со своих меньших сседают».
Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагает ограничение полномочий местных феодалов, что в конечном счете способствовало главной задаче периода: объединению всех русских земель под властью единого Великого князя.
Памятники... -0.17,22,57,60,82. Там же. С. 7, 55.
Служить лучше у князя, нежели у боярина: «лутши мне в лычне са-позе моя нога во княже дворе, нежели в боярском в черлене сапоге ходити... лутши мне у тебя в дерюге служити, нежели у боярина в багряно свити ходити... Лутши в дому твоем вода пити, нежели в боярском дворе мед пити, лутши от твоей руки печен воробей взяти, нежели у боярина боранье плечо» (Памятники... - С. 85-86). Или в другом месте: «что бых в твоем доме за тскою (доскою - Лексика. -С. 203) торчал, нежели у боярина домом владеть с ключом ходити» (Памятники... - С. 92).
Впоследствии к его труду обращались многие мыслители других эпох. В нем, как в зеркале, отражен уровень социально-политической культуры в стране накануне монго-ло-татарского нашествия.