Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Контрольно-курсовая работа
по культурологии
на тему:
«Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»»
[1] Содержание [2] Введение [3] Куликовская битва и Куликово поле [4] Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» [4.1] Музейно-мемориальный комплекс на Красном холме [4.1.1] Экспозиция «За землю русскую и веру христианскую...» [4.1.2] Храм Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля [4.1.3] Памятник - колонна Дмитрию Донскому [4.2] Музейно-мемориальный комплекс с. Монастырщина [4.2.1] Экспозиция «Руси великое начало» [4.2.2] Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщина [4.3] Музей истории русского купечества в п. Епифань [4.3.1] Экспозиция «Мещанская гостиная» [4.3.2] Подвал купеческой лавки (выставка тары, мер и весов) [4.4] Музейно-выставочный центр «Тульские древности» [4.4.1] Археологический музей [4.4.2] Экспозиция «Секреты тульских мастеров» [5] Заключение [6] Список использованной литературы |
«И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только силой оружия, но и ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове. И был треск и гром великий от переломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горесный час никак обозреть это свирепое побоище.»
Сказание о Мамаевом побоище.
Лицевой летописный свод XVI века.
Куликовская битва стала первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости. Многие видят в битве противостояние христианской Руси степным иноверцам. Российский историк Соловьёв С. М. считал, что Куликовская битва, остановившая очередное нашествие из Азии, имела то же значение для Восточной Европы, которое имели битва на Каталаунских полях 451 года и битва при Пуатье 732 года для Западной Европы.
Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань Орде, поражение в битве на р. Воже стали основными причинами замысла темника Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь.
К осени 1380 г. основные силы Мамая переправились через Волгу и медленно продвигались на север для встречи с союзниками в районе р.Оки. Местом концентрации русских войск была назначена Коломна. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Переправившись через Оку, русская рать двинулась быстрым маршем к Куликову полю. 6 сентября по Старой Данковской дороге русские полки достигли р.Дона. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 7 на 8 сентября войска переправились через Дон и ранним утром 8 сентября (21 сентября) начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и р.Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.
Слияние рек Дона и Непрядвы Построение полков перед битвой
В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв. Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище “Зеленая Дубрава” Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке. Бой начался около 11 часов утра ожесточенными фронтальными атаками ордынской конницы по всей линии русских позиций. Русские полки выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница около 2 часов дня стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк. Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство войска Мамая. Преследование велось русской конницей до наступления темноты. Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Была ликвидирована реальная угроза тотального погрома русской земли, последствия которого трудно вообразить. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.
Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.
Куликовское сражение всегда являлось объектом пристального внимания и изучения в различных сферах политической, дипломатической, культурной и научной жизни русского общества XV-XXI вв. Согласно одному из преданий, император Петр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы Зеленой Дубравы, чтобы их не рубили. Однако настоящий интерес к памятникам Куликова поля возникает в первой четверти XIX в.
Первым исследователем Куликова поля стал С.Д.Нечаев - декабрист, поэт, деятель образования и просвещения, краевед. Нечаев целенаправленно собирал находки с места сражения и на основе своей коллекции создал частный музей из двух залов, в которых экспонировались предметы вооружения с поля битвы. Впервые в исторической науке С.Д. Нечаев предпринял натурные исследования места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью. Сохранились сведения по крайней мере о шести других коллекциях находок с Куликова поля этого времени. К 20-м гг. XIX в. относится и первая попытка мемориализации Куликовской битвы. По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В.Ф.Васильев в 1820 г. выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Только спустя 15 лет, в 1836 г., император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А.П.Брюллова. 8 сентября 1850 г. памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.
К 500-летнему юбилею, в 1865-1894 гг. в с.Монастырщина на легендарном месте захоронений воинов, павших во время сражения, возводится каменный храм во имя Рождества Богородицы (церковный праздник, когда произошло сражение), одновременно рядом была возведена приходская школа.
Памятник-обелиск Дмитрию Донскому Храм Рождества Богородицы
на Красном холме.1850 в с. Монастырщина. 18651894
При большом стечении народа 8 сентября 1880 г. в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом. Празднование юбилея побудило ученых вновь обратиться к древностям Куликова поля.
Известный тульский ученый и общественный деятель Н.И.Троицкий совершил три поездки на Куликово поле в 80-х гг. XIX в. с целью изучения древностей в районе р. Непрядвы. К началу XX в. среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору А.В.Щусеву, завершившему работу в 1911 г. Храм строился четыре года (1913-1917 гг.). Окончанию строительства помешали события ноября 1917 г. и гражданская война.
А. В. Щусев. Храм Сергия Радонежского 1913-1917
Новым рубежом в истории Куликова поля становится Постановление советского правительства “О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы”. Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в с. Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме. Под руководством специалистов Государственного Исторического музея в храме Сергия Радонежского была создана музейная экспозиция, посвященная Куликовской битве. В центре поля сражения местными лесхозами были осуществлены лесные посадки у Зеленой Дубравы. Постановлением Правительства РФ в 1996 г. на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», который в настоящее время осуществляет сохранение, изучение и презентацию Куликова поля и Куликовской битвы.
Куликово поле является уникальным мемориальным объектом, ценнейшим природно-историческим комплексом, включающим многочисленные археологические памятники, памятники архитектуры и монументального искусства, памятники природы. В районе Куликова поля обнаружено более 380 памятников археологии разных эпох. В целом, территория Куликова поля является одним из ключевых участков изучения сельского расселения в древнерусский период (подобно окрестностям Чернигова, Суздальскому ополью) и представляет уникальный археологический комплекс. Здесь выявлено 12 памятников архитектуры, в том числе 10 церквей (в основном XIX и XX вв.), среди которых выдающийся памятник архитектуры церковь Сергия Радонежского. Как показали комплексные археолого-географические исследования последних 17 лет, на Куликовом поле недалеко от места сражения существуют реликтовые участки степной растительности, сохранившие ковыль, и близкие к первозданным лесные массивы. В настоящее время музей-заповедник ведет большие работы по восстановлению заповедного ландшафта поля битвы, научно-исследовательские работы по поиску погребений русских воинов, находок на поле битвы, археологические, исторические, этнографические, природоведческие исследования на Куликовом поле.
Основан в 1965г. на Красном холме близ д.Ивановка Куркинского района Тульской области как филиал Тульского областного краеведческого музея. До 1967 г. располагался в небольшом деревянном доме рядом с храмом Сергия Радонежского, где жила первая сотрудница филиала Клавдия Михайловна Алексеева. Здесь располагалась небольшая фотовыставка, рассказывающая о материалах, собранных об истории Куликовской битвы. С началом реставрации храма Сергия Радонежского выставка переместилась в одну из башен храма. К 600-летнему юбилею Куликовской битвы в храме под руководством специалистов Государственного Исторического музея и Тульского областного краеведческого музея была создана мемориальная экспозиция, посвященная сражению. Экспозиция была торжественно открыта 8 августа 1980 г. В 1998г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О создании и мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» (от 14 октября 1996г. № 1204) музейно-мемориальный комплекс на Красном холме (храм Сергия Радонежского, памятник-колонна в честь Благоверного князя Московского Дмитрия Донского) и другие памятники Куликова поля были переданы музею-заповеднику.
«За землю русскую и веру христианскую...» - эти слова из «Задонщины» выбраны в название новой экспозиции, представленной в храме-памятнике Сергия Радонежского. Церковь на Красном холме Куликова поля изначально была задумана как храм-музей. Этот проект в начале XX века был искусно воплощен в жизнь выдающимся архитектором А.В.Щусевым, и храм Преподобного Сергия Радонежского, по праву, признан одним из его лучших произведений.
В основу экспозиции как «воспоминание» о битве положены произведения московской литературы XIV - середины XV веков: летописная повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», поэтическая повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Главный вопрос, на который призвана ответить экспозиция - «Как?». Как стало возможным возрождение Руси? Как стала возможной победа? Как воплотилась победа в расцвете культуры конца XIV - начала XV веков?
Содержание экспозиции представляет собой триаду: внутреннее изменение страны подготовило ее к решительному шагу, поход и битва стали важнейшим деянием эпохи, а победа дала начало новому духовному и культурному подъему.
Трехчастности музея-храма соответствуют три части экспозиции, преобразующиеся в три пласта памяти: «память земная» - материальный слой памяти, «память человеческая» - воспоминание - почитание - прославление, «память небесная», раскрывающая высший смысл происходящего и сохраненная в надвременном пространстве церкви.
Центральные идейные линии экспозиции - совершенствование человека и божественный промысел представлены как встречное движение. Таким образом, экспозиция «За землю русскую и веру христианскую...» стремится к восстановлению единства мира и храма.
Экспозиция открыта в сентябре 2002 года.
Тульская епархия дала высокую оценку экспозиции «За землю русскую и веру христианскую...». В отзыве епископа Тульского и Белевского Кирилла отмечено, что она «раскрывает значение Куликовской битвы как символа духовной и национальной свободы... В экспозиции раскрыта роль и сущность православного храма как модели миросозерцания и церкви на Куликовом поле как отражения эпохи и события».
Идея создания храма памятника Сергию Радонежскому на Красном холме возникла в 20-30 годы XIX века. Однако реализация проекта стала возможна только в начале XX века. 16 июня 1913г. состоялась торжественная закладка храма. Проект храма принадлежал выдающемуся архитектору двадцатого столетия А.В. Щусеву. Важной особенностью храма Сергия Радонежского стало соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества. Здание состоит из трех объемов двух боковых башен и собственно церкви. Башни соединены между собой звонницей новгородско-псковского типа, напоминающей боевой ход крепости. В 1917 году накануне октябрьской революции строительство храма было завершено, освещен храм был уже в 1918 году.
История создания этого памятника непроста. В первой четверти XIX века под влиянием роста народно-патриотических настроений в русском обществе после победоносной отечественной войны 1812 года стала осознаваться необходимость увековечивания памяти героев Куликовской битвы. C идеей установить памятный знак в честь победы Дмитрия Донского над полчищами Мамая на Куликовом поле неоднократно выступали тульский губернатор В. Ф. Васильев и тульские интеллектуалы С. Д. Нечаев, А. В. Олсуфьев, И. Ф. Афремов и др., поддержанные графом А. Д. Балашовым (генерал-губернатор Тульский и Орловский). Известный скульптор И. П. Мартос (автор знаменитого памятника Д. Пожарскому и К. Минину на Красной площади Москвы) даже подготовил проект памятника в честь Дмитрия Донского. Для сооружения мемориала на Красном холме был объявлен сбор средств по подписке среди населения империи. Но Александр I, одобривший идею российской общественности, скончался. Его брат Николай I долго не занимался обустройством Куликова поля. В конце концов, император позволил возвести монумент на месте легендарного сражения 1380 года.
Был объявлен конкурс на создание проекта памятника. Победил в нем известный архитектор А. П. Брюллов (автор здания Главного штаба в Санкт-Петербурге, Пулковской астрономической обсерватории и др.).
В 1834 году Николай I утвердил эскиз, но лишь в 1847 году проект был принят к исполнению. В 1849 г. на заводе Берда в Петербурге завершили отливку около 200 чугунных элементов нового памятника, и зимой их перевезли на санях на Куликово поле. Здесь столп-памятник был собран и торжественно открыт 8 сентября 1850 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы день Куликовской битвы.
Просторы Куликова поля определили высоту памятника 30 метров. Его вес 110 тонн, материал чугун. Внешне формы памятника напоминают триумфальный столб с трехступенчатым основанием. В первом ярусе расположены ниши с надписями и барельефами. В промежутках между нишами находятся декоративные украшения - шлемы, мечи, щиты русских воинов. Второй и третий ярусы - пучки сужающихся к верху колонн. Четвертый ярус украшен дубовыми листьями символ доблести и ратной славы. Венчает колонну золоченая маковка с православным крестом. Памятник-колонна Дмитрию Донскому старейший монумент Куликова поля.
Сразу же памятник Дмитрию Донскому стал неотъемлемой частью пейзажа Куликова поля. Крестьяне окрестных деревень стали проводить здесь праздничные гуляния. Особенно ярким и шумным «на Памятнике» (как говорят местные жители) был праздник Троицы, который, впрочем, отмечается здесь и по сей день. Само это место Красный холм, особенно после строительства храма-памятника Сергию Радонежскому, в народном сознании стало святым, неподверженным никаким злобным силам. И действительно: во время Великой Отечественной войны на территории Куликова поля проходили бои, но столп, несмотря на артиллерийские канонады и авиабомбардировки, остался стоять неповрежденным, словно заколдованный…
Музейный комплекс в с. Монастырщина был открыт 19 сентября 2000 г. Село Монастырщина - одно из исторических мест Куликова поля. Здесь, по преданию, были похоронены русские войны, павшие в Куликовской битве. В составе комплекса: музей Куликова поля (расположен в здании бывшей приходской школы, построено в 1899-1900 гг., отреставрировано в 2000 г.), храм Рождества Богородицы (построен в 1884 г., арх. А. Бочарников, Храм отреставрирован в 1980 г.), памятник Великому Московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому (1980 г., скульптор О. Комов; установлен в Монастырщине 14 октября 2000 г., ранее находился в экспозиции музея Куликовской битвы на Красном Холме), Аллея Памяти и Единства. В 1 км от храма находится место слияния рек Непрядвы и Дона где, по преданию, была совершена переправа русских войск накануне битвы. В окрестностях с. Монастырщина находится также Зеленая Дубрава - место расположения русского Засадного полка во время битвы. В настоящее время в Зеленой Дубраве установлен крест, отмечающий место расположения Засадного полка. Крест в память погибших русских воинов также установлен рядом с храмом Рождества Богородицы.
Зал «Русские земли в домонгольский период» Зал «Русь и Орда»
11 июня 2005 г., накануне Дня независимости России, в год 625-летия Куликовской битвы, на Куликовом поле, в с. Монастырщина, где, по преданию, захоронены павшие во время Куликовской битвы русские воины, открылась новая экспозиция «Руси великое начало». Название ее не случайно. Ведь именно на Куликовом поле начиналась единая Московская Русь. По образному выражению Л. Н. Гумилева, «на Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев…, а вернулась рать русских... Это было началом осознания ими себя как единой целостности России».
Несколько лет назад Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» приступил к созданию экспозиции в музейном комплексе с. Монастырщина. К этому было подключено большое количество специалистов. Археологи, этнографы, филологи, искусствоведы, художники, мастера реконструкции вооружения, реставраторы провели большой объем работ, которые сделали возможным организацию постоянно действующей экспозиции, отвечающей современному уровню исторической науки и музейного дела. Эта экспозиция в первую очередь посвящена одной из главных проблем отечественной истории становлению Государственности, обретению единства России.
Новая экспозиция состоит из четырех залов. Один из залов посвящен социально-экономическому развитию Руси до монгольского нашествия. Здесь представлены ремесленные орудия и предметы производства, ювелирные украшения, печь XIII века и др.
Следующий зал рассказывает о взаимоотношениях русских земель и Золотой Орды. Золотая Орда предстает перед нами в необычном для широких масс ракурсе как высокоразвитое культурное государство. Здесь можно увидеть, среди прочих экспонатов, фрагменты облицовки мавзолея ордынского царевича, доспех тяжеловооруженного ордынского воина, доспех коня знатного ордынского воина и др.
Зал «Битва» Зал «Три ратных поля»
Самый большой зал посвящен собственно Куликовской битве и раскрывает перед нами тактику и стратегию средневековой войны. В этом зале экскурсанты смогут увидеть вооружение и снаряжение русских и ордынских воинов XIV в., макет атаки Засадного полка, а самое главное реликвии Куликовской битвы, найденные на месте сражения (наконечники стрел и копий, нательные кресты, фрагменты доспехов и др.). Здесь же можно будет посмотреть фильм о знаменитом сражении 1380 г. В этом зале представлены и витрины, рассказывающие о том, как отблеск славы Куликовской битвы отразился в нашей культуре. Как связующая нить их объединяет комплекс икон XVIII XX вв., где изображены покровители русского воинства.
А начинает экспозицию зал, посвященный трем полям ратной славы России. На Куликовом поле ковался фундамент будущей Великой России, на Бородинском поле Российская империя подтвердила свое право на существование, а на поле под Прохоровкой русский народ показал всему миру образец стойкости и патриотизма. Символично, что в витринах представлены бронзовые скульптуры В.В. Глебова: «Князь Белозерский», «Князь Вадбольский», «Летчик Глебов (Автопортрет)». Это придает особое звучание новой экспозиции музея, поскольку В.В. Глебов, сам участник Великой Отечественной войны, - потомок рода князей Вадбольских, 11 представителей которого участвовали в Отечественной войне 1812 года. Князья же Вадбольские вели свой род от князей Белозерских, 12 из которых сложили свои головы в Куликовской битве. Скульптуры словно подчеркивают преемственность поколений, преемственность боевых традиций русских воинов, преемственность идеи независимости и единства государства от Куликовской битвы до наших дней.
Подробнее с историей, бытом, культурой, традициями Куликова поля посетителей могут познакомить сенсорные киоски. Созданный сотрудниками музея-заповедника мультимедийный проект «Энциклопедия Куликова поля» - первый в музеях Тулы и Тульской области.
С момента своего создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским.
Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году.
Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.
Oснован в 1998 г. в поселке Епифань Кимовского района Тульской области.
Первый музей в Епифани был создан еще 1886 г. Епифанский краеведческий музей просуществовал до 50-х годов XX века, он обладал значительным музейным собранием по истории, этнографии, природе Епифани и Куликова поля. Возрождая музейные традиции, администрация Кимовского района Тульской области передала в августе 1998 г. Государственному музею-заповеднику "Куликово поле" усадебный комплекс мещанки А.И.Байбаковой в поселке Епифань (построен в 1912 г.) для организации Историко-этнографического музея (пос. Епифань, ул.Кимовская, 8). 21 сентября 1998 г., в годовщину Куликовской битвы, музей был торжественно открыт для посетителей.
Усадьба мещан Байбаковых, типичная для уездного города России кон. XIX- нач. XX вв., включает в себя жилой дом с гостиной, спальней и кабинетом (постройка 1913 г.), торговую лавку с подвалом, хозяйственный двор, огород и баню. Несмотря на то, что все элементы музейного комплекса могут рассматриваться как самостоятельные экспозиции, все они в совокупности сохраняют композиционное единство, открывающее перед нами сложный и интересный мир мещан старой России. В усадьбе показаны особенности их быта, семейных отношений, духовных и материальных потребностей, характеризующихся, с одной стороны, глубокой патриархальностью и тягой к «столичной» культуре - с другой. Важная роль в музейной экспозиции отводится торговле, которая занимала главное место в жизни хозяев усадьбы. Лавка Байбаковых позволяет нам ощутить особый колорит торгового процесса той эпохи, запросы местных жителей, моды.
В гостиной жилого дома мещан Байбаковых показан быт епифанцев среднего достатка в начале XX в. Сочетание традиционных устоев и новомодных веяний нашло свое отражение в убранстве гостиной. Старая мебель и посуда, домотканые дерюжки, фотоаппарат и гармошка, часы и похвальные грамоты - все слилось воедино, безо всякого внимания к стилю. Таков был мир материальных и духовных потребностей русского мещанина того времени - фигуры, ставшей нарицательной в национальной истории и литературе.
Экспозиция «Купеческая лавка»
В экспозиции купеческой лавки (кон. XIX-нач. XX вв.) показаны особенности торговли и ее значение для уездных городов Центральной России. Несколько аляповатый подбор ассортимента товаров, их разноплановость, является отображением материальных и духовных потребностей жителей небольшого городка кон. XIX-нач. XX вв. Скобяные изделия, продукты питания, посуда, сувениры, галантерея, упряжь и многое другое - все слилось в ярком, праздничном мире торговой лавки той эпохи. Кроме товарного ряда, экспозиция знакомит нас с денежными единицами того времени, ценами на товары, измерительными приборами, торговыми связями между городами.
Подвал торговой лавки мещан Байбаковых это выставка тары, мер и весов конца XIX начала XX веков. Выставка знакомит с разнообразными емкостями для хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов, а также способами хранения и консервирования. Системы мер веса, различные типы весов (безмены, коромысловые весы и др.) раскрывают интересную и малоизвестную страницу русской материальной культуры.
Основан в 1993 г. в г.Туле в усадебном комплексе начала XX в. по пр.Ленина, 47 решением Тульского городского совета народных депутатов как Муниципальный историко-археологический музей "Тульские древности" им.Н.И.Троицкого с целью охраны, пропаганды и изучения памятников истории и археологии г.Тулы и области. 18 мая 1995 г. в Международный день музеев была торжественно открыта экспозиция музея, посвященная истории тульского края от каменного века до создания Тульской губернии в XVIII веке. Основную часть фондового собрания музея составили археологические коллекции, собранные Тульской археологической экспедицией в 1990-1996 гг. В связи с созданием Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Постановлением главы администрации г.Тулы в сентябре 1997 г. музей был присоединен к заповеднику в качестве филиала - Музейно-выставочного центра "Тульские древности". В настоящее время здесь расположено тульское представительство музея-заповедника.
В Музейно-выставочном центре работает Археологический музей и интерактивная экспозиция «Секреты тульских мастеров».
В Археологическом музее собраны уникальные экспонаты находки Тульской археологической экспедиции, относящиеся к различным периодам истории края.
Экспозиция «Секреты тульских мастеров» знакомит не только с внутренним убранством городской избы и предметами быта ХVII ХVIII веков, но и с технологией ремёсел, традиционных для тульской земли. Желающие могут не только увидеть процессы гончарного и кузнечного производств, но и принять в них участие.
Экспозиция Археологического музея построена по принципу ленты времени и тематически разделена по основным эпохам археологической периодизации.
Первый раздел экспозиции относится к древнейшему периоду человеческой истории на территории тульского края - каменному веку (40 тыс. лет назад - 3 тыс. до н.э.). В разделе экспонируются подлинные орудия каменного века, фрагменты керамики, кости мамонта. В разделе представлен процесс изготовления каменных орудий и реконструкции основных из них - каменных топоров и стрел. Второй раздел рассказывает об эпохе бронзы на территории тульского края (3-2 тыс. до н.э.). В разделе - подлинные предметы этого времени: орудия труда, оружие, лепная посуда. Представлены немногочисленные предметы из бронзы, а также предметы бронзолитейного производства. Третий раздел «Ранний железный век и славяне» (1 тыс. до н.э. - 1 тыс. н.э.) повествует о расселении балтских и финно-угорских племен на территории тульского края. В разделе представлены предметы труда и вооружения из железа этого времени, украшения из бронзы, стекла, свидетельства торговли. Экспозиция повествует о приходе и расселении славян на территории края (VIII-X вв. н.э.). Четвертый раздел посвящен древнерусскому периоду на территории тульского края (ХI-XIV вв.). В разделе - карта древнерусских городов тульского края, орудия труда, быта, украшения, культовые предметы, керамика этого времени. Пятый раздел экспозиции «Тульский край в XVI-XVII вв.» рассказывает о возникновении Тулы, засечной черты на южных границах Русского государства, повествует о защите русских рубежей от татарских набегов. В экспозиции - предметы быта, оружие русских людей этого периода.
Шестой раздел экспозиции представляет уникальный экспонат - гончарный горн XII в., перевезенный с места раскопок древнерусского поселения Монастырщина-5 на Куликовом поле. В разделе рассказывается об истории экспоната, о гончарном, железоделательном, деревообрабатывающем ремесле и сельском хозяйстве Древней Руси. Экспозицию завершают карта-панно памятников археологии Тульской области и небольшая витрина, рассказывающая о первом тульском археологе Н.И. Троицком. Экскурсии сопровождаются видеоматериалами.
Вначале 1999 г. в Музейно-выставочном центре «Тульские древности» открылась экспозиция «Секреты тульских мастеров». Основной замысел экспозиции заключается в погружении посетителя в атмосферу мастеровой Тулы XVI-XVIII вв., в возможности его непосредственного участия в исторически воссозданном, правдивом и музейно-стилизованном процессе средневекового производства.
Основу интерактивной экспозиции составляют как подлинные предметы, так и реплики, выполненные тульскими мастерами. Три тематических раздела экспозиции представляют избу тульского ремесленника как жилое помещение, как гончарную мастерскую и как кузнечную мастерскую.
Знаменитое Куликово поле слава Русской Земли ! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью : “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство ! ”
Музеи всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма. И где, как не в музее можно увидеть, почувствовать и прикоснуться к истории родного края.
«Куликово поле» это не только музей федерального значения, это символ российской свободы, славянского духа.