У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

БГУ культуры и искусств

Кафедра психологии и педагогики

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Студент… ……..группы ФЗО …………………………………………………

20__/__ уч.год

Автор: доцент Ольга Олеговна Грачёва

Введение.  Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание общеобразовательных и профильных дисциплин. Диапазон профессий и функций, к которым готовятся студенты, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы разных видов искусств и отраслей художественной культуры. В рамках каждой из перечисленных функций можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой. Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.

Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.

Предметом анализа, позволяющим понять сущность и закономерности процессов артпедагогики, является прежде всего личный опыт ученичества в системе художественного образования, которым обладает каждый, кто учится в БГУКИ. Анализ указанного опыта, вычленение из него типичных педагогических ситуаций призваны стимулировать профессиональную рефлексию, формировать основы педагогического мастерства артпедагога.

Основной целью изучения курса профессиональной педагогики является формирование и развитие у студентов профессиональной компетентности, позволяющей им решать практические и теоретические задачи в сфере  художественно-педагогической деятельности.


Тема 1.
СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

  1.  Сущность современной педагогики искусства (АРТПЕДАГОГИКИ)
  2.  Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование».
  3.  Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.
  4.  Задачи художественного образования и эстетического воспитания на разных уровнях учебно-воспитательного процесса

1. Сущность современной педагогики искусства

  •  Педагогика искусства наблюдает и изучает взаимодействие в системе:

человек  мир эстетических ценностей

  •  Эстетическое сознание – это оценочное сознание; ярче всего оно проявляется в момент осознания и выявления (вербального или невербального) эстетической оценки.
  •  Эстетическая оценка – результат цивилизационного процесса: ее характер, объекты, получающие эстетическую оценку, имеют историческую динамику и отражают своеобразие национальных культур.
  •  Педагогика искусства в конце ХХ в. выделилась в самостоятельную область профессиональной педагогики и все чаще именуется АРТПЕДАГОГИКА

Процесс художественного образования можно представить в виде простой схемы, включающей процессы формирования

ЗНАНИЙ

ТЕОРИИ

УМЕНИЙ

В ОБЛАСТИ

ИСТОРИИ

ИСКУССТВА

НАВЫКОВ

ПРАКТИКИ

Проиллюстрируем это простыми примерами из области знакомых вам явлений:

  •  Я знаю ………………………………………………………………..
  •  Я умею…………………………………………………………………
  •  У меня есть навык (узнавания, объяснения, исполнения,)…………………………………………………………..

В отличие от художественного образования, которое можно ограничить четкими рамками формирования определенных характеристик, процесс эстетического воспитания охватывает всю личность воспитанника. Современная педагогика формулирует его как формирование личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в социуме, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности 

2.Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование»

Соотношение процессов художественного образования и эстетического воспитания нередко являлось предметом профессиональных дискуссий:

1.художественное обра-зоване полностью обеспечивает эстетическое развитие личности

2. художественное обра-зование и эстетическое воспитание – разные педагогические процессы

3. художественное обра-зование и эстетическое воспитание в чем-то совпадают, я в чем-то разнятся

Современная артпедагогика считает, что между собой процессы художественного образования и эстетического воспитания соотносятся как взаимосвязанные, но не рядоположенные

3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства

Виды эстетической деятельности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, рассмотрим классификацию по характеру деятельности субъекта воспитательного процесса. Здесь можно выделить три вида эстетической деятельности:

перцептивная,  т.е. восприятие искусства

когнитивная, т.е. познание искусства

креативная, т.е. самостоятельное творчество

 

Другая,  не альтернативная, а дополняющая первую классификация основывается на различии образов, создаваемых в процессе художественного творчества. В их дифференциации важную роль играет феномен хронотопа, т.е. соотношения пространства/времени. В этой классификации выделяют пять видов художественно-творческой деятельности:

  •  литературное творчество (создает универсальные образы);
  •  изобразительное творчество (создает пространственные образы);
  •  музыкальное творчество (создает временные образы);
  •  театральное творчество (создает пространственно-временныеобразы);
  •  техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.). Их можно назвать виртуальными образами

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. на перцептивном, когнитивном и креативном

ФУНКЦИИ  АРТПЕДАГОГИКИ:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристики 

АКАДЕМИЧЕСКИЕ

ДОСУГОВЫЕ

Приоритетные цели

Образовательные

(знания, умения, навыки) и

профориентационные

(подготовка к поступлению на следующий уровень образования)

Развивающие и профориентационные

(развитие и  диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств)

Содержание образования

Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования

Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов

Сроки обучения

Стандартизированы

Индивидуализированы

Формы контроля за результативностью образовательного процесса

Зачеты, экзамены, защиты

Выставки, концерты, фестивали, конкурсы

Формы фиксации результатов контроля

Документ государственного образца, имеющий юридическую силу

Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п.

Задачи художественного образования и эстетического воспитания

на разных уровнях учебно-воспитательного процесса

Уровни:

Задачи:

Базовый

Формирование гармоничной креативной личности

Углублённый или предпрофессиональный

Профессиональная ориентация

Профессиональный

Подготовка к самостоятельному творчеству и/или деятельности в сфере артпедагогики

Проанализируте:

  •  какого уровня художественное образование вы получили

……………………………………………………………………………

  •  на каком уровне художественно-образовательногопроцесса вы хотели бы работать

……………………………………………………………………………


Тема 2.
Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания

ПЛАН

  1.  Ценности культуры как предмет педагогического анализа
  2.  Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования
  3.   Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками
  4.  Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира

Система эстетического воспитания призвана обеспечивать инкультурацию личности, т.е. постижение воспитанниками ценностей культуры. Не стоит путать это явление с социализацией. В процессе социализации человек осваивает нормы поведения, характер деятельности в современном ему обществе. В процессе инкультурации осознает иерархию ценностей в том же обществе.

Рассмотрим аксиологические аспекты понятия культура.

КУЛЬТУРА

Система материальных и духовных ценностей человечества

Деятельность человека по созданию культурных ценностей

Потребление ценностей культуры

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Нравственные

Произведения искусства

Открытия

Религиозные

Образы искусства

Изобретения

Правовые  (юридические)

Эстетически осмысленные явления природы

Система научных взглядов

Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:

Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.

Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом

2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования

Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).

Характер эстетической оценки передают категории

прекрасного   и   безобразного,

возвышенного   и   низменного,

трагического   и  комического,

а также

ужасного

Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.

Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.

Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.

Приведите примеры

взаимосвязи этических и эстетических категорий и ценностей в искусстве и предложите прием исполь-зования этой взаимосвязи в системе художественного образования.

3. Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками.

Инкультурация личности осуществляется через освоение всего разнообразия функций искусства в социуме:

  •  эстетическая
  •  гедонистическая
  •  креативная
  •  когнитивная
  •  развивающая
  •  воспитывающая
  •  коммуникативная
  •  рекреационная
  •  компенсаторная (реабилитационная)
  •  проективная

4. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира; влияние этих различий на организацию эстетического воспитания и художественного образования.

Наука и искусство как способы познания
и освоения мира

НАУКА

ИСКУССТВО

Опирается на факты

Опирается на художественные образы

Движется от рациональных усилий к эмоциональной оценке результатов

Движется от эмоциональной оценки явлений  к их образному, а затем рациональному анализу

Создает преходящие (устаревающие) ценности

Создает непреходящие (вечные) ценности

Преподавать искусство средствами искусства означает

  •  Опираться на специфику художественно-образного освоения мира
  •  Моделировать все разнообразие функций искусства в деятельности
  •  Пользоваться выразительной речью  и профессиональной лексикой
  •  Выявлять взаимосвязь и взаимовлияние эстетических, этических и научно-технических ценностей

Творческое задание: разработайте фрагмент урока по одному из специальных предметов вашего творческого профиля с учетом вышеизложенных требований


Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ АРТПЕДАГОГИКИ

Тема 3. Аксиологические аспекты артпедагогики

ПЛАН

  1.  Психолого-педагогическая сущность системы «объект творчества → субъект творчества → реципиент»
  2.  Реализация принципа культуросообразности в системе эстетического воспитания.
  3.  Гуманитарные ценности в системе артпедагогики
  4.  Художественное образование и художественное творчество как темы произведений искусства

Творческий процесс в любом виде искусства направлен на создание произведений, несущих публике (реципиенту, т.е.воспринимающему) комплекс разнообразной информации: эстетической, этической, общественно-полезной, просветительской и т.д. Однако, многие зрители, читатели, слушатели предпочитают ограничиваться «считыванием» лишь внешней (предметной, фабульной, прямолинейно наставительной) стороны культурных смыслов произведения. Человек как бы останавливается в своем восприятии явлений художественной культуры на уровне поиска ответов на простые вопросы:

  •  Что изобразил мастер?
    •  Что происходит с героями?
    •  Чему нас учит это произведение?

Между тем, глубинные – и чаще всего важнейшие – смыслы произведения не просто ускользают от внимания реципиента – зачастую он даже не догадывается о целесообразности их поиска.

Тут нам видится важная педагогическая проблема. Артпедагог должен помочь воспитанникам вникнуть в сущность системы «объект творчества → субъект творчества → реципиент» и открыть в ней повод для эстетического наслаждения.

У каждого крупного художника свой взгляд на мир и способ его воплощения. Но все едины в представлении, что это не просто воспроизведение, но особое творческое переосмысление. А.С.Пушкин наблюдал перипетии судеб своих героев «сквозь магический кристалл». В.В.Маяковский утверждал: «Сцена – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». А.А.Вознесенский сравнивал работу творца с процессом съемки на зеркальном фотоаппарате старого образца – со стороны кажется, что фотограф разглядывает самого себя, а он ловит в объектив весь мир.

Заинтересоваться творческой позицией автора, поймать авторский «месседж», почувствовать то, что К.С.Станиславский называл «сверхсверхзадачей» создателя, способен лишь эстетически развитый реципиент, ориентированный на проникновение в авторскую позицию и сопоставление ее со своим восприятием затронутой темы.

При этом беседовать об одном и том же произведении, но с воспитанниками разного уровня общей и профессиональной культуры приходится по-разному. Здесь вступает в силу принцип культуросообразности в системе эстетического воспитания. Тем не менее, оценка эстетических явлений должна стремиться к объективной.

В системе эстетического воспитания важно устанавливать взаимоотношения мировых, национальных и региональных художественных ценностей, не умаляя, но и не преувеличивая их достоинств.

Например:

Еще в 70-х гг.ХХ в. советские педагоги – специалисты по эстетическому воспитанию – поставили вопрос о несовершенстве системы, ориентированной почти исключительно на шедевры искусства (во всяком случае, на произведения «первого ряда»). Ведь в повседневной жизни человек встречается отнюдь не только с шедеврами. Сейчас соотношение шедевров и художественного «мейнстрима» в реальном потоке художественных впечатлений и в учебном процессе – одна из дискуссионных проблем эстетического воспитания.

Примите участие в дискуссии: выскажите свое мнение по вышеизложенной проблеме.

Одним из продуктивных приемов, обеспечивающих формирование содержания художественного образования с учетом разнообразия эстетических ценностей является использование компаративного (сравнительного) анализа произведений.

Например:

Помимо общегуманитарного представления о ценности личности, артпедагогика выделяет понятие творческой индивидуальности как одно из центральных для творческого процесса. Задача преподавателя искусства – увидеть в воспитаннике творческую индивидуальность, понять ее своеобразие и – главное! – вооружить воспитанника профессиональными средствами для самоеализации.

Приведите примеры успешного и неверного выявления творческой индивидуальности ученика

Возраст человека является одной из «вечных» тем искусства. Такой же универсальной темой является для искусства тема семьи. Искусство многих тысячелетий трактует семью как самоценное явление. Эстетические ценности семьи являются образцом, по которому человек во многом выстраивает в дальнейшем свою иерархию эстетических оценок.

Приведите примеры произведений разных видов и жанров, воплощающие указанные темы.

Дети могут выступать в качестве субъектов и объектов художественно-творческого процесса.

Образы детства в искусстве – воплощение в произведении всех тех феноменов и ценностей, которые связаны в сознании общества с периодом «невзрослости» (неопытность, наивность восприятия, образность и креативность мышления, спонтанность деятельности и др.). Они возникают в процессе художественного осмысления антитезы взрослый/невзрослый. В европейском искусстве можно выделить две группы образов детства:

  •  традиционные 
    •  ребенок – объект внимания и заботы взрослого,
      •  ребенок – модель взрослого
        •  ребенок – символ базовых ценностей человечества
      •  культурно-инновационные
        •  ребенок – реципиент произведений искусства;
          •  ребенок – интерпретатор произведений искусства;
          •  ребенок – автономная самоценная развивающаяся личность;
          •  ребенок – творец эстетических ценностей.

В трактовке образа ребенка – объекта внимания и заботы искусство делает акцент на деятельности взрослого  Дети выполняют в произведениях этого типа служебную функцию, принимая направленную на них активность (чаще всего это образы матери с младенцем).

В художественной интерпретации образа ребенка – модели взрослого дитя предстает как человек, отличающийся меньшими физическими размерами и объемом знаний, умений, навыков. Воплощение в искусстве этого образа эволюционирует от моделирования размеров и физических черт старших младшими к моделированию психологических характеристик и стиля поведения.

Символические образы детства воплощают представление о высших духовных ценностях.

В образе ребенка-реципиента изобразительное искусство, литература, а позже кинематограф воплощают и подчеркивают существенные психологические отличия детского восприятия от поведения взрослых зрителей, читателей, слушателей.

Появление произведений, предназначенных для исполнения детьми, обусловило возникновение образа ребенка-интерпретатора: юного музыканта, актера, танцора.

Образ ребенка, понимаемого как автономная развивающаяся личность, начинает складываться в  русле европейского романтизма и достигает расцвета в реалистическом искусстве ХХ в.

Принципиально новым явлением художественной педагогики и искусства ХХ в. стало осознание, что детское творчество интересно прежде всего своей «детскостью». Особую ценность приобретают характерные для детства эмоциональные краски и специфические средства выразительности. Образ ребенка-творца современная художественная культура не столько воссоздает, сколько включает в свой контекст. Юные поэты, художники, музыканты, актеры привлекают внимание публики всех возрастов: взрослый зритель обнаруживает, что даже неизбежная ограниченность художественно-творческих возможностей ребенка оборачивается неповторимыми в своей выразительности чертами.

Художественное образование и художественное творчество также становятся темами произведений искусства. Образы учеников и учителей в произведениях искусства служат отражением важнейших тенденций эволюции артпедагогики.

Приведите примеры таких произведений

Открыв для себя эстетическую ценность детского творчества, общество столкнулось вопросом о целесообразности педагогического руководства художественным творчеством детей. Проблемы спонтанного детского творчества одной из первых начала изучать швейцарский педагог Мария Монтессори.

Эти и следующие вопросы мы подробнее рассмотрим на семинарских знятиях с позиций специфики творческого процесса (в зависимости от получаемой творческой профессии):

  •  Эстетические и психолого-педагогические аспекты  исполнительского и оригинального художественного творчества детей.
  •  Особенности эволюции детского творчества в разных видах искусств.


Тема 4.
Основные компоненты эстетического сознания человека как объект педагогического воздействия

ПЛАН

  1.  Эстетическая, оценка, суждение, эстетические интересы, потребности, вкусы и идеалы: сущность и взаимосвязь психолого-педагогических феноменов.
  2.  Формирование ценностных ориентаций в процессе эстетического воспитания.
  3.  Культура восприятия эстетических ценностей как современная педагогическая проблема.
  4.  Пути и средства формирования культуры восприятия искусства.

1. Эстетическое сознание человека формируется и совершенствуется на протяжении всей жизни. В рамках эстетического сознания можно выделить ряд функционально связанных и взаимозависимых элементов. Их взаимосвязь и функционирование в педагогическом процессе можно отразить в схеме:

Эстетическая оценка и эстетическое суждение, таким образом, рассматриваются нами как первоначальные этапы формирования эстетического сознания. Следующий уровень – развитие эстетических интересов и потребностей. Реализация эстетических интересов и потребностей средствами перцептивной, когнитивной и креативной деятельности – основа накопления личностью эстетического опыта. Развитие эстетических вкусов и формирование эстетических идеалов происходит на основе опыта эстетической деятельности.

2. Формирование аксиологических позиций в процессе развития эстетического сознания имеет ряд содержательных и методических особенностей:

  •  Оценка эстетических ценностей имеет не альтернативный, а рейтинговый характер. Например:

  •  В процессе эстетического развития личности палитра оценок расширяется. Например:

  •  Для вербализации эстетических оценок ученикам целесообразно предлагать варианты определений на выбор. Например:

  •  В эстетической оценке различают объективное и субъективное начало. Например:

  •  Эстетическая оценка выявляется в процессе коммуникативной деятельности. Например:

3. Культура восприятия эстетических ценностей рассматривается нами как современная педагогическая проблема. Ее острота обусловлена стремительным изменением места и роли техногенных искусств в формировании эстетических потребностей и привычек подрастающего поколения:

  •   Изменение взаимодействия творца с воспринимающей аудиторией в режиме хронотопа, т.е. свойств пространство/время. (Исключение – театрально-сценические искусства).

  •  Утрата художественным творчеством ритуальных функций

  •  Изменение каналов и структуры эстетических коммуникаций

4. Организация специальной педагогической работы по формированию культуры эстетического восприятия требует специальных педагогических мероприятий на трех этапах процесса взаимодействия с эстетическими ценностями:

  1.  Подготовка к восприятию
  2.  Курирование процесса восприятия
  3.  Закрепление полученных эстетических впечатлений с целью включения их в комплекс эстетического опыта

Рассмотрим подробнее сущность каждого из этапов.

Подготовка к восприятию эстетических ценностей включает

  •  Психологическую настройку на восприятие как на сотворчество. Например:

  •  Рациональные сведения в содержании подготовки к восприятию. Например:

  •  Эмоциональную настройку на восприятие определенных художественных объектов.  Например:

  •  Этические рекомендации для посещения «храмов искусств», знакомство с этикетом.  Например:

  •  Педагогическое стимулирование в процессе подготовки к восприятию.  Например:

Курирование процесса восприятия имеет свои особенности:

  •  Роль взрослого как «эмоционального камертона»

  •  Подавление деструктивных лидеров

  •  Формирование духовной элиты

Закрепление полученных эстетических впечатлений призвано обеспечить включение последних в «копилку» эстетического опыта. для успешной организации этого процесса, соединяющего в себе элементы когнитивной и креативной деятельности, необходимо соблюдать ряд педагогических условий.

  •  Возрастные особенности эстетической рефлексии:
  •  Дети легко отзываются на игровые приемы закрепления полученных впечатлений. Например:

  •  Подростки склонны к выявлению рациональных основ полученных впечатлений, но в занимательной форме. Например:

  •  Юношеский возраст позволяет делать опору на взаимосвязь этических и эстетических ценностей. Например:

  •  Организация художественно-творческой деятельности на основе восприятия искусства:
  •  Литературное творчество

  •  Изобразительное
  •  Музыкальное

  •  Театральное

  •  Техногенное

  •  Организация дискуссий уместна, начиная с подросткового возраста, и подчиняется общим педагогическим требованиям к дискуссии как средству воспитания (вспомните эти требования или посмотрите соответствующий вопрос в лекции «Методы воспитания» по общей педагогике):

  •  Организация творческих встреч также подчиняется возрастным особенностям восприятия и понимания искусства:
  •  Дети

  •  Подростки

  •  Юношеский возраст

  •  Взрослые

Вопросы и творческие задания для обсуждения спектакля, экскурсии, концерта

  1.  Стимулирование эмоциональной рефлексии

  1.  Выявление правильности понимания содержания

  1.  Анализ выразительных средств

  1.  Выявление авторской позиции на основе соотношения содержания/формы

  1.  Выявление авторского «мэседжа»

  1.  Контекстный анализ явления художественной культуры

Развитие рефлективности в процессе осмысления и обсуждения эстетических ценностей является важным условием формирования интеллигентной личности.


Раздел 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РБ

Тема 5. Реализация основных положений возрастной психологии  и психологии творчества в системе эстетического воспитания и художественного образования

ПЛАН

  1.  Возрастные особенности восприятия, понимания искусства и самостоятельной художественно-творческой деятельности.
  2.  Сензитивные периоды онтогенеза и проблемы художественного образования
  3.  Реализация принципа единства эмоционального и интеллектуального развития личности в системе эстетического воспитания
  4.  Диагностика и развитие художественных способностей в процессе эстетического воспитания. Типология способностей
  5.  Реализация принципа природосообразности в деятельности артпедагога.
  6.  Спонтанное художественное творчество
  7.  Творческий успех как педагогическая проблема.

1. Возрастные особенности восприятия, понимания искусства и самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения. Уже в пренатальный период (т.е………………………………………………) у ребнека формируется слух. Он слышит голос матери, а примерно с 7 месяца внутриутробного развития – и громкие внешние звуки. Если эти звуки музыкальны, у ребенка формируется привычка к ритмически и мелодически организованному звуковому «оформлению» жизни.

В младенческом периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности. Ребенок «настраивается» на определенный звуковой и темпо-ритмический характер речи, знакомится с произведениями книжной графики и мультипликации. Развитие музыкальности опирается на развитие слуха и двигательной координации Изобразительная деятельность развивается как игровая и формирует координацию глаз-рука.

Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют развитие речи и развивают речевой слух ребенка. Книжная иллюстрация становится источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного внимания (до 15 минут), а также быстрая эмоциональная утомляемость

В этот период начинается становление речи. Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития речи. Речь взрослых выступает в качестве камертона, по которому ребенок «настраивает» свою речь. Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка.

Эстетическая деятельность взрослого стимулирует деятельность ребенка: он досказывает, подпевает, подтанцовывает. Наиболее самостоятельно проявляет себя ребенок в изобразительной деятельности, для которой в эту пору характерны «каракули» и цветовые пятна. Первые содержательные рисунки обычно имеют характер «головоногов».

Период детства включает дошкольный и младший школьный возраст.

Ведущий вид эстетической деятельности – изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей  имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка.

Детский рисунок эволюционирует в сторону обретения значимых деталей, заполнения контура рисунка цветом. Перспектива передается (под руководством взрослого) с помощью приема загораживания одних объектов другими.

Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства

Сензитивность – чувствительность к освоению комплексов действий (в том числе навыков художественно-творческой деятельности)

У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.

Развитие речи обогащается за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут сформировать аудио и видеозаписи исполнения мастеров художественного слова.

Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра

Для маленьких зрителей характерны:

  •  восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания);
  •  легкость восприятия условности;
  •  потребность в соучастии;
  •  боязнь фрустраций;
  •  потребность в физической подвижности;
  •  объем внимания от 30 до 40 минут.

Художественно-творческая деятельность детей характеризуется рудиментами синкретизма, т.е. недифференцированностью, совмещенностью разных видов деятельности Например:

Сам по себе процесс творчества доставляет ребенку наслаждение. Независимо от результата.

В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.

Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты.

Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.

Для младших подростков характерны

  •  чувство взрослости;
  •  наивный реализм;
  •  интерес к сюжету (его «физической» динамике);
  •  альтернативная («черно-белая») палитра этических и эстетических оценок;
  •  снижение эмпатии (особенно у мальчиков);
  •  интерес к «страшилкам» и «ужастикам»;
  •  частая смена интересов и видов творческой деятельности;

Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента.

В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах  физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны

  •  Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
  •  Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства.

Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.

3. Реализация принципа единства эмоционального и интеллектуального развития личности в системе эстетического воспитания происходит в соответствии с возрастными особенностями:

  •  В период детства актуален принцип: развлекая, - поучай.
  •  В пору отрочества: сохраняем и развиваем  эмоциональность, на востребованную в процессе изучения общеобразовательных предметов.
  •  В период ранней юности оказываем помощь в выборе пути, стремясь соотнести диагностику способностей и склонностей с повышенной эмоциональной ранимостью воспитанников.

4. Диагностика и развитие способностей и склонностей в процессе эстетического воспитания. Типология способностей  и ее педагогическая интерпретация в процессе преподавания различных видов искусств.

Педагогическое прогнозирование в артпедагогике имеет несколько аспектов:

  •  Педагогический – требует учета динамики развития способностей и склонностей.
  •  Профессиональный позволяет соотнести способности и склонности ученика с жесткими реалиями профессии.
  •  Этический не позволяет вводить воспитанников и их родителей в заблуждение, не порождая необоснованных иллюзий.
  •  Гуманистический аспект заставляет действовать тактично, с учетом психологических особенностей возраста.

5. Реализация принципа природосообразности в деятельности артпедагога требует учета возрастных сосбенностей, динамично изменяющихся проявлений способностей и склонностей воспитанников, а также влияния указанных параметров на психолого-педагогический статус ученика в коллективе сверстников.

Опишите характер поведения представителей каждой из выделенных типологических групп:

  1.     
  2.     
  3.     
  4.  

6. Спонтанное художественное творчество как педагогическая проблема. Впервые эта проблема была осмыслена в статье Л.Н.Толстого «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862). Однако осознать важность и практическую значимость проблемы общество в ту пору было не в состоянии. Лишь спустя полстолетия, в начале ХХ века, во многом благодаря работам Марии Монтессори, идея спонтанного детского творчества обретает горячих сторонников и пропагандистов. Спонтанное творчество детей начинает противопоставляться академическому «штудированию» профессиональных умений и навыков.

Увлечение спонтанным творчеством приводило нередко к полной потере традиций профессиональной «школы». Ныне педагоги стремятся найти разумный компромисс между приемами, стимулирующими творческую свободу и инициативу и методами обучения академическим умениям и навыкам художественно-творческой деятельности (с учетом сензитивных периодов для освоения указанных навыков)

Приведите примеры удачных, с вашей точки зрения, приемов первого и воторого порядка в рамках вашего профильного вида художественного творчества.

Самобытное детское творчество ценится в современном обществе, в том числе и как хорошо «продаваемый» товар. Поэтому остро стит проблема выявления подлинной индивидуальности маленького творца. А не навязывания ему эффектного, но чуждого образа.

Например:

7. Творческий успех как педагогическая проблема. Решению этой проблемы посвятили силы и время многие выдающиеся артпедагоги.

  •  Руководитель творческого коллектива обязан стать креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию коллектива. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.
  •  Либерализация взаимоотношений становится неизбежной в случае, когда ученик в своем творческом росте достигает уровня руководителя и продолжает двигаться дальше.
  •  В коллективных видах исполнительского творчества цель руководителя – успех у публики, а исполнители – средство достижения этого успеха. В арпедагогике – наоборот: цель – творческое развитие учеников, а спектакль, концерт, представление – лишь средство для достижения цели.

Творческое задание: напишите небольшое эссе на тему следующих вопросов, касающихся творческого успеха как педагогической проблемы:

  •  Почему  к нему стремятся?
  •  Почему его боятся?
  •  В чем его польза?
  •  В чем его опасность?
  •  Как его обеспечить?
  •  Как его обезопасить?


Тема 6.
Закономерности и принципы эстетического воспитания

ПЛАН

  1.  Результативность процесса эстетического воспитания как научная и практическая проблема артпедагогики.
  2.  Уровень художественных предпочтений как индикатор эстетической воспитанности:
    •  сущность,
    •  методика измерения,
    •  научное осмысление результатов исследования.
  3.  Закономерности эстетического воспитания.
  4.  Принципы эстетического воспитания

Перед педагогами-исследователями и практиками, занимающимися воспитанием, в частности, воспитанием средствами искусства, постоянно возникает вопрос о результативности этой деятельности. В самом деле: как «измерить» или «взвесить» динамику процесса, который проявляет себя в эстетической оценке художественных ценностей? Можно, конечно, запросить эту оценку и сравнить ее с оценкой профессионалов. Но не будет ли это свидетельством скорее обученности (т.е. результатом дидактического процесса), нежели воспитанности (т.е. результатом воспитания)?

Еще в последней трети ХХ в. советские ученые предложили использовать в качестве показателя эстетической воспитанности личности уровень художественных предпочтений и доказали достоверность этого показателя.

Разбирая структуру эстетического сознания личности (тема 4), мы видели, что развитые эстетические вкусы, высокие эстетические идеалы являются следствием накопленного эстетического опыта. явления этого опыта человеческое сознание ранжирует на более или менее значимые в эстетическом отношении явления. Каждое новое произведение искусства, попадающее в круг восприятия мы невольно сравниваем с уже известными нам и помещаем на некую воображаемую ступеньку шкалы оценок: это произведение так же хорошо, как и те, что я высоко ценю (или хуже, или лучше), что, в сущности, и определяет характер эстетической оценки нового.

Таким образом, от того, какие произведения мировой художественной культуры мы располагаем на верхних ступенях нашего личного эстетического рейтинга, зависит характер остальных эстетических оценок.

Естественно, что полноценное эстетическое воспитание должно проявляться в оценке самых разнообразных произведений всех основных видов художественного творчества.

Творческое задание: назовите по три самых выдающихся, с вашей точки зрения, произведения в области

Литературы

Изобразительного искусства

Музыки

Театрального искусства

Киноискусства

Именно таким образом был организован массовый (более 120 тыс. респондентов) опрос школьников разных регионов Советского Союза, позволивший выявить не очень многочисленную (около 10%) группу учеников, чьи художественные интересы эксперты оценили как высокие. Ребят просили назвать любимые, самые лучшие, представляющие высшие достижения человечества произведения. Другие вопросы анкеты выявляли характер взаимоотношений с художественными ценностями в учебной, досуговой деятельности и в режиме спонтанного творчества. Статистическая обработка полученных данных выявила устойчивые корреляции ряда параметров, характерных для школьников с высоким уровнем эстетических предпочтений. Это позволило сформулировать важнейшие закономерности и принципы эстетического воспитания.

Уровень художественных предпочтений как индикатор эстетической воспитанности.

Было установлено, что:

  1.  Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
  2.  Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
  3.  Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
  4.  Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
  5.  Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.

Учебно-творческое задание: определите практические действия артпедагога, необходимые для реализации указанных закономерностей

  1.    

  

  1.       

  1.       

  1.      

  1.     

Как видим, разнообразие художественных интересов выступает одновременно как цель и критерий эстетического воспитания.

Учебно-творческое задание: оцените (критериально) свой уровень эстетического развития личности и наметьте важнейшие задачи его совершенствования.

Принципы эстетического воспитания опираются на выявленные выше закономерности:

  •  принцип единства перцептивной, когнитивной и креативной деятельности требует организации этих видов деятельности средствами артпедагогики
  •  принцип учета возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей требует требует дифференциации учеников и индивидуального подхода к каждому
  •  принцип преподавания искусства средствами искусства требует  (см. тему 2)………………………………………………………………………………
  •  принцип взаимосвязи эстетического, этического и интеллектуального развития личности предполагает расставление соответствующих педагогических акцентов в процессе организации

перцептивной………………………………………………….

когнитивной………………………………………………………..

и креативной деятельности учащихся………………………………………..

(подберите примеры на основе получаемой творческой специальности, проектируя будущую педагогическую практику).


Тема 7.
Дидактические основы современной многоуровневой системы художественного образования

ПЛАН

  1.  Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе художественного образования
  2.  Интерпретация методов классической дидактики в процессе обучения разным видам художественного творчества
  3.  Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности
  4.  Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ
  5.  Современная многоуровневая система профессионального художественного образования в РБ

1. Все принципы классической дидактики необходимо учитывать и реализовывать в процессе обучения теории и истории искусств, а также практике художественного творчества. Однако, для артпедагогики характерно свое, специфическое понимание и применение большинства дидактических принципов. Незнание этой специфики нередко приводит к типичным педагогическим ошибкам.

Принцип научности требует в артпедагогике соотнесения, а иногда и сопоставления фактов, добытых с помощью достоверных научных методов исследования, и художественных образов, созданных на основе этих же фактов, творческим воображением деятелей искусства или просто дошедших до нас в форме легенд, мифов или исторических анекдотов.

Например:

Принцип единства теории и практики может быть реализован в нескольких плоскостях:

  •  через эволюцию решения проблемы в истории искусств;
  •  через историю постижения проблемы в творчестве того или иного мастера;
  •  через творческий опыт педагога;
  •  через личный опыт ученика.

В любом случае ученик должен видеть и понимать пользу осваиваемого материала для своего творческого процесса.

Принцип систематичности и последовательности в преподавании искусства реализуется иначе, чем в преподавании точных и естественных наук.

В преподавании наук он реализуется линейно. Это обеспечивается постепенным усложнением рационального содержания. Прочность усвоения учебного материала позволяет исключить возвращение к темам, которые уже освоены.

В преподавании искусств этот принцип реализуется циклично: возвращение к одному и тому же материалу (например, к шедеврам искусства) целесообразно и даже необходимо на каждом новом уровне личностного роста и развития. При этом усложняется гамма эмоциональных и эстетических характеристик произведения, доступных восприятию и самостоятельной трактовке ученика.

Принцип доступности в артпедагогике также понимается более многогранно. Следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал должен соответствовать уровню эмоционального опыта ученика.

Например (можно приводить позитивные и негативные примеры):

Принцип наглядности очень активно используется во всех процессах артпедагогики. При этом преподавателя не просто используют все виды наглядности – визуальную, аудиальную, аудио-визуальную, тактильную, органолептическую, – но и стремятся совмещать разные виды наглядности, стремясь достичь эффекта синергии.

Например:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей требует глубокой аналитической работы с учетом комплекса всех характеристик, о которых мы говорили в теме 5. При этом следует учитывать, что богатый эстетический опыт, включавший эмоциональное и творческое освоение высоких образцов мировой художественной культуры, обеспечивает воспитанникам ускоренное личностное становление. И – напротив – отсутствие качественного эстетического опыта приводит к инфантильности восприятия искусства.

Напомним, что одной из важнейших задач артпедагога является выявление творческой индивидуальности ученика и вооружение ученика адекватными выразительными средствами для творческого воплощения своей индивидуальности.

С последним положением коррелирует и требование сознательности и активности в учении. Ученик, понимающий, какие способы творческого самовыражения ему «к лицу» и «по фигуре», способен испытать ощущение творческого успеха, что, в свою очередь, является мощным стимулом дальнейшей творческой деятельности.

2. Интерпретация методов классической дидактики в процессе обучения разным видам художественного творчества

Степень актуальности различных классификаций методов обучения в артпедагогике зависит прежде всего от характера творческого процесса, а также от намеченных для конкретного этапа обучения воспитательных, развивающих и дидактических задач.

  •  Вербальные  методы – обращены к интеллекту; развивают рефлексию
  •  Наглядные методы – обращены к эмоциональной сфере, развивают образное мышление
  •  Практические методы – формируют навыки, необходимые для творческой деятельности

  •  Репродуктивные  методы воспроизводят действия и суждения педагога; незаменимы при формировании точных знаний и навыков
  •  Проблемно-поисковые или эвристические методы субъективно моделируют процесс научного или творческого поиска на основании существующих образцов (открытий, изобретений, шедевров)
  •  Творческие методы включают учащихся в процесс реального творчества в сфере исследовательской, изобретательской или художественно-творческой деятельности

Традиционно важнейшие умения и навыки художественно-творческой деятельности передаются в процессе непосредственного взаимодействия учителя с учеником, поскольку только такой способ позволяет увидеть все особенности и нюансы творческой индивидуальности. В этом имманентная особенность артпедагогики: передавая творческие навыки «из рук в руки», она обеспечивает жизнь творческих школ.

Современные средства технического оснащения учебного процесса позволяют интенсифицировать ряд процессов обучения. Например, аудио и видеозапись элементов творческого процесса позволяет оперативно и даже дистанционно анализировать как достижения, так и ошибки, развивая тем самым профессиональную рефлексию.

3. Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности.

  •  

  •  Цель – приобщение к искусству на предпрофессиональном этапе:
    •  выявление способностей и склонностей;
    •  определение динамики их развития;
    •  профориентация на  основе педагогического анализа и самоанализа ученика.
  •  Содержание – максимально приближённое к профессиональному
  •  Методика – с выраженным рекреационным эффектом

Поясните на примере профильного вида творчества

Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ решает задачу приобщения всех граждан к эстетическим ценностям.

Современная многоуровневая система профессионального художественного образования в РБ готовит профессиональных создателей эстетических ценностей и артпедагогов.

Учреждения, входящие в указанные системы, курируют два государственных ведомства:


Тема 8.
Деятельность учебных заведений и учреждений культуры по эстетическому воспитанию и художественному образованию представителей различных возрастных групп

ПЛАН:

  1.  Педагогические требования к явлениям искусства и художественной культуры при включении их в систему эстетического воспитания и художественного образования
  2.  Реализация принципа национально-культурной основы эстетического воспитания
  3.  Основные требования к планированию деятельности учебных заведений и учреждений культуры по эстетическому воспитанию граждан
  4.  Педагогические требования к организации конкурсов, фестивалей, выставок профессионального и любительского художественного творчества
  5.  Научно-исследовательская работа как условие совершенствования артпедагогики

Деятельность учреждений культуры в нашей стране направлена на обеспечение эстетического воспитания граждан, а также на  организацию художественного образования различных групп населения. Грамотно организованная деятельность учреждений культуры подчиняется, таким образом, всем важнейшим закономерностям и принципам артпедагогики. Рассмотрим важнейшие аспекты воплощения основ артпедагогики в деятельности учреждений культуры и их подразделений.

1. Педагогические требования к явлениям искусства и художественной культуры при включении их в систему эстетического воспитания и художественного образования.

  •  Высокий художественный уровень
  •  Соответствие принципу национально-культурной основы эстетического воспитания
  •  Высокий воспитательный и развивающий потенциал
  •  Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников (исполнителей и/или зрителей)
  •  Учет региональных особенностей

Рассмотрим подробнее основные положения вышеперечисленных требований.

Реализация принципа национально-культурной основы эстетического воспитания может рассматриваться в нескольких аспектах:

  •  Опора на ментальность граждан РБ.
  •  Опора на национальных национальных авторов и произведения, созданные на нашей земле, «вдохновленные» ею.
  •  Опора на национальный язык
  •  Опора на историю национальной культуры и ее современныедостижения.

Воспитательные и развивающие возможности содержания работы артпедагога можно проиллюстрировать на примере репертуара (в сценических видах художественно-творческой деятельности).

  •  Эстетические требования к подбору репертуара
  •  Педагогические требования к подбору репертуара
  •  Распределение ролей (в сценических видах творчества) как педагогическая проблема:
    •  «творческие заявки» как средство стимулирования тв. инициативы;
    •  распределение по принципу соответствия;
    •  распределение «на преодоление»;
    •  работа над расширением тв. диапазона
  •  Педагогическая коррекция в условиях творческого коллектива

3. Основные требования к планированию деятельности учебных заведений по эстетическому воспитанию учащихся.

  •  Включение в содержание внеклассных мероприятий приобщения ко всем (5) видам творчества
  •  Обеспечение для каждого ученика возможности включения в перцептивную, когнитивную и креативную деятельность хотя бы по одному виду искусства
  •  Учет возрастных особенностей восприятия, понимания искусства и художественно-творческой деятельности

4. Основные требования к планированию деятельности учреждений культуры и искусства по эстетическому воспитанию населения.

  •   Организация мероприятий,  ориентированных на все возрастные группы населения
  •  Организация мероприятий для семейного посещения
  •  Организация мероприятий для людей с особенностями психофизического статуса
  •  Организация мероприятий, ориентированных на людей с разным уровнем эстетического развития

  1.  Педагогические требования к организации конкурсов, фестивалей, выставок профессионального и любительского художественного творчества.

ЦЕЛЬ

СРЕДСТВА

Пропаганда определенного вида/жанра искусства

  •  Реклама, привлечение прессы, работа с публикой

Повышение творческого уровня участников

  •  Авторитетное жюри; обсуждения; мастер-классы

Создание пространства профессионального общения

  •  Организация досуга участников

Стимулирование занятий искусством

  •  Разнообразие номинаций награждения

6. Научно-исследовательская работа как условие совершенствования артпедагогики. Формы популяризации научных достижений в современном информационном поле.

  •  Проблематика актуальных исследований:
    •  Целеполагание в системе художественного образования
    •  Содержание художественного образования на разных этапах учебного процесса
    •  Современные методы обучения искусству
  •  Формы популяризации научных достижений в современном информационном поле: устные выступления, семинары, мастер-классы, публикации на бумажных носителях, публикации в системе Интернет.

Творческое задание: предложите тему, актуальную, с вашей точки зрения, для исследования закономерностей артпедагогики.

PAGE  37




1. Судовыу энергетические установки
2. Конкурентные стратегии
3. тема устойчивых взглядов человека на мир и своё место в нём
4. Солнечный ветер
5. англ объединяют группу заболеваний человека вызываемых грамотрицательными аэробными факультативно внут
6. управление. Однако на самом деле он просто пытается принять ответственное решение имея явно недостаточну
7. Реферат- Объединенное специализированное автотранспортное предприятие Мособлбытспецтранс
8. У истоков интегральной психологии
9. Уроки внеклассного чтения в начальной школе
10. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Київ ~.1
11. Сияние Семинар- РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20 декабря1
12. Тема- Целевые бюджетные и внебюджетные фонды Вариант 24 Выполнила- студентка 2 курса на базе С-П
13. вариантов представления бизнесплана кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте
14. Оптические технологии
15. Касса аэропорта
16. 10 неделя
17. группы риска По данным ряда исследований в настоящее время не менее чем у 25 детей дошкольного возраста по
18. а правосвідомість є однією з форм суспільної свідомості та вкупі з політичною моральною філософською інши
19. Ограниченные вещные права
20. а. Современные производственные здания размещаются в много и одноэтажных зданиях схемы и конструкции