Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

~ 304 с. ил. 287 ~ 290 НЕОКЛАССИЦИЗМ Но были и такие мастера которые стремились утвердить некоторые стиле

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Галарт, 2001. – 304 с., ил. (287 – 290)

НЕОКЛАССИЦИЗМ

Но были и такие мастера, которые стремились утвердить некоторые стилевые направления - например, неоклассицизм или неоклассику - как не только совершенно самостоятельные, но и противостоящие модерну.

Иван Александрович ФОМИН

1872 – 1936 (64)

В этом отношении показательна творческая судьба Ивана Александровича Фомина (1872 - 1936). В начале своего пути он не только не противопоставлял себя модерну, но, напротив, принял активное участие в процессе его утверждения.

Мебель в стиле модерн

Он, например, разрабатывал проекты мебели и внутренней отделки выставки 1902 года «Архитектура и художественная промышленность нового стиля». Рядом с произведениями Макинтоша или Галле, которые были представлены на выставке и которые уже и в России осознавались как классики модерна, мебель и оформление Фомина были вполне уместны - из общего стиля они никак не выбивались. (287)

Поборник неоклассицизма

Но буквально через два года Фомин становится ярым поборником неоклассицизма. Современная архитектура его не удовлетворяет. Он пишет: «Уже многоэтажные дома в каком-то странном стиле, творения измельчавшей породы людей и их бездарных художников сменяют удивительные постройки Екатерины II и Александра I. Поэзия прошлого. Отзвук вдохновенных минут старых мастеров. Не всякому дано почувствовать тоску по уходящей красоте».

Пропаганда классической архитектуры 

Поворот Фомина совпал с той пропагандой классической архитектуры, красоты Петербурга, которую развернули в то время А.Н. Бенуа, Г.К. Лукомский, В.Я. Курбатов и многие другие деятели культуры, группировавшиеся тогда вокруг «Мира искусства». Эти критики нашли замечательные слова для характеристики архитектуры XVIII - начала XIX века, перед лицом классической значимости которой современное зодчество представлялось им глубоким упадком, разрушением традиций.

Призыв к возврату к классике

Призыв к возврату к классике начался с архитектуры. Но вскоре он затронул и скульптуру, и живопись, и графику, и музыку, и прикладное искусство. Он был связан с тенденциями нового рационализма, с известной утомленностью культуры, неопределенностью и недосказанностью, смятенностью чувств, боязнью господства хаоса. Скорее на этих основах зиждился неоклассицизм, а не на каких-то имперских амбициях и попытках возвеличить государственность, как считают некоторые исследователи.

Два образцовых памятника

Фомин был в первых рядах этого движения. К началу 1910-х годов, когда неоклассицизм во всех сферах культуры сформировался и окреп, им были созданы два образцовых памятника стиля - два петербургских особняка:

  •  Дом Половцева. Санкт-Петербург. 1911 – 1913
    •  Дом Абамелек-Лазарева. Санкт-Петербург. 1912 – 1915

Частный дворянский особняк

  •  Дом Половцева. Санкт-Петербург. 1911 – 1913

построен как частный дворянский особняк в духе скорее московского классицизма конца XVIII - начала XIX века, хотя в плане своем и напоминает знаменитый Таврический дворец Старова. Центр фасадной композиции выделен колонным портиком особой «московской» конструкции, два флигеля выдвинуты вперед, образуя вместе с главным фасадом курдонер. Расположение на главной оси композиции овального зала под куполом, галереи и зимнего сада отсылают нас к опыту дворцовых построек Петербурга. (288)

Между тем Фомин далеко не механически переносит все композиционные приемы из глубины XVIII и XIX веков в современность. Не говоря о том, что в организации интерьеров присутствуют элементы модерна, Фомин и во внешнем оформлении дома-дворца прибегает к приемам стилизации. Он увеличивает количество колонн на фасаде, нигде не прерывая их ряды, сгущает их «лес» в центральной части.

Элемент гротеска

Это педалирование мы воспринимаем как элемент гротеска (2, с. 363 – 364), как знак того, что перед нами произведение мастера нового времени, который

  •  укрупняет детали,
  •  усиливает воздействие тех или иных приемов,

воспринимая старый стиль как материал для новой выразительности. Фомину вообще это свойственно.

Подобная черта дает о себе знать и в композиции дома

  •  Дом Абамелек-Лазарева

и в других работах мастера. В своих рисунках, изображающих старые или новые памятники классицистической Москвы, он охотно, хотя и еле заметно, «искажает» детали:

  •  увеличивает энтазис колонн, превращая их в своеобразные «бочки»,
    •  уплощает гладь поверхности и очищает ее,
      •  усиливает контрасты форм.

Градостроительные искания 

Фомин стал выразителем еще одной очень серьезной тенденции развития русского зодчества начала ХХ столетия. Речь идет о его широких градостроительных замыслах, которые, как и сам архитектурный стиль Фомина, были ориентированы на традиции классицизма. В основном в пределах этих традиций развернулись градостроительные искания того времени. Эти искания были довольно активными.

Многие зодчие вынашивали тогда идею города-сада, 

  •  строили рабочие поселки, 
    •  проектировали курортные города,
      •  участвовали в конкурсах на застройку еще свободных районов столицы.

Чаще всего эти проекты оставались лишь на бумаге, так как не было средств для их осуществления.

Интересен был

  •  Проект Прозоровского городка под Москвой. 1912

составленный на основе строгой трехлучевой системы В.Н.Семеновым и А.И. Тамановым (Таманяном).

Грандиозным, хотя и утопическим, был

  •  Проект преобразования Петербурга. 1909-1912

Ф.Е. Енакиевым, Л.Н.Бенуа и М.М. Перетятковичем. Он был как бы нацелен на россиевскую концепцию города. (289)

Ряд градостроительных проектов

На этом фоне деятельность Фомина была и закономерной и значительной. В начале 1910-х годов он создал целый ряд проектов, заставляющих вспомнить не только великолепные ансамбли Росси, но и архитектуру Древнего Рима. Среди этих замыслов центральное место занял

  •  И. А.  Фомин. «Новый Петербург» - проект постройки и перепланировки части острова Голодай. 1911 – 1912

выполненный Фоминым и начатый осуществляться при участии Лидваля. Здесь вновь была применена классическая трехлучевая система. Три улицы берут свое начало с полукруглой площади, по периметр у которой располагаются идентичные здания, из которых построено было лишь одно. Слегка скругленный фасад, имеющий по бокам небольшие выступы, заполнен пилястрами сложной формы и большой величины; на боковых выступах эти пилястры сдвоены, а в промежутках между ларами располагаются трехчастные окна.

Смешивая различные компоненты - ренессансные итальянские и классицистические, преувеличивая детали, Фомин достигает, скорее, впечатления нарядности, чем значительности.

Архитектурная графика

Его архитектурные проекты в графическом исполнении - например,

  •  И. А. Фомин. Офорт «Новый Петербург»

изображающий огромную арку, открывающую перспективу улицы, представляются более эффектными и выразительными.

Другие дома в стиле классицизма

Пятиэтажный жилой дом, в композиции которого отведено решающее место классицистическим элементам, далеко не редкий случай в архитектурной практике тех лет. Несколько иной вариант сравнительно с Фоминым предлагает А.И.Таманов (1878-1936), построивший

  •  А. И. Таманов. Дом князя Щербатова на Новинском бульваре в Москве. 1912 – 1913

Это был доходный дом, в котором, однако, на верхних этажах жил сам владелец. Он построен как бы по классицистическим образцам (но с новейшими дополнениями) –

  •  с курдонером,
    •  трехэтажными флигелями, над которыми возвышается пятиэтажная основная часть;
      •  верхний этаж имеет и колоннаду и боковые портики.

Увеличив высоту здания и перенеся главный акцент на его верхнюю часть, Таманов, естественно, нарушил тот тектонический баланс, который был присущ классицистическим постройкам, и значительно осовременил образ жилого дома, тем более что этому способствовало «двойное назначение» здания. (290)

PAGE  1




1. Производство поливинилбутираля
2. Альфа 6 5 0 1 34 16 15 2
3. единственная всеобщая форма перераспределения риска.html
4. Реферат- Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте
5. Доклад- Переломы нижней и верхней челюсти
6. Металлургия ~ наука о промышленных способах производства металлов и их первичной обработке
7. Формы государства. Индия
8. лисица обладающая магическими способностями Отважная красавица и дворцовые интриги дикие кочевники и ко
9. Судебное доказывание это процессуальная деятельность суда и участвующих в деле лиц по собиранию иссл
10. Методы исследования в методике преподавания русского языка
11. I. Навчальний посібник - Харламова О
12. Тема 13. Создание таможенной службы Российской Федерации 19912000 гг
13. ТРУДОВОЕ ПРАВО для студентов очной и заочной формы обучения направление подготовки 030900.
14. Младшая Эдда в системе жанров средневековой словесности признавать что оригинальное оригинально и т
15. Смольный институт Российской академии образования ФАКУЛЬТЕТ КИНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ
16. Экспертиза и декларирование безопасности опасных промышленных объектов
17. х годов и получившей в последнее время широкое распространение является структурное программирование.
18. Камня писались уже в начале мировой войны
19. тема это система хранящая организующая и преобразующая информацию т
20. ~о~амды~ денсаулы~ са~тау маманды~ы бойынша студенттерге арнал~ан емтиханды~ тесттер Тест 1