Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Наскальная живопись и графика в первобытный период.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века. Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке. Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
Искусство появилось на рубеже среднего и позднего палеолита около 35 тыс.лет назад. О его существовании узнали в XIX веке, когда стали находить небольшие скульптуры, отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники первобытного искусства были найдены в самых разных местах земного шара. В первобытную эпоху появились все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Уже имеется отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Искусство в те времени было синкретичным, то есть искусство, мифология и религия существовали неотделимо. Особенностью первобытного искусства являлось, то что центральным образом в изображениях являлся зверь. Образ человека тоже занимал определенное место, а в последние периоды приобрел во многих случаях ведущее положение. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека не столь важное значение, чем в последующих эпохах.
Пещера Фон-де-Гом. Бизон. |
Первыми изображениями были отпечатки ладоней и "макароны" - разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню, но со временем эти изображения перестали наносить - начали учиться изображать животных. С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека. В неолите с появлением земледелия наскальное искусство выродилось, так как стало развивается рисуночное письмо. Процветало и орнаментальное искусство, которое имело ритуально-магическое значение и использовалось для украшения предметов. В эпоху бронзы создавались изображения напоминавшие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.
В наскальной живописи можно выделить несколько основных мотивов: человеческие фигуры, животные, орудия труда и оружие, изображения местности, символы и идеограммы. Практически отсутствуют растения, цветы, плоды, пейзажи. Изображения вырезались или выполнялись красками. Кое-где некоторые рисунки почитаются и по сей день.