Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Московский Государственный Университет
им. М.В. Ломоносова
Институт стран Азии и Африки.
Древнееврейское царство в эпоху правления Соломона.
Выполнил: студент 1 курса
исторического отделения
Дроздов С.А.
Руководитель семинара Никольская К.Д.
Москва 2013 .
Введение.
В сознании современного человека при упоминании словосочетания «История древнего востока» зачастую рождаются ассоциации с Древним Египтом,Месопотамией,Государством Хеттов и т.д.. Вместе с тем история древних евреев стоит несколько особняком в этом списке. Тому может быть много причин,но мы должны ясно осознавать,что невозможно получить цельную картину эпохи Древнего Востока без рассмотрения всех ее составляющих.
Согласно еврейской традиции, евреи ведут своё происхождение от библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Это несомненно мифологизированные личности,но,в принципе,каждый восточный народ имеет своего отца-прародителя,так что данный факт лишь отражает приверженность евреев к общей тенденции.
Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий завет(Танах,в еврейской традиции).Я не буду давать чрезмерно большое описание истории евреев до интересующей нас эпохи(Царствование Соломона),отметим только важные вехи.
В данном докладе я рассмотрю царствование Соломона,коснусь его личности,а также постараюсь дать читателю представление о Израильском царстве того времени. Но все это будет только плавно подводить читателя к рассмотрению вопроса,который я считаю основополагающим данной работы.
О истории древнего Израиля написано множество трудов,авторы которых были несравненно более образованны и эрудированны по данной тематике,чем я,но при этом,по моим наблюдениям,зачастую весьма скромно освещается очень важный момент.
На протяжении столетий в сознании прочно устоялся образ Соломона как мудрейшего правителя,а его правление как золотой век древнееврейской истории. Но оценивать правителя можно только по результатам его правления,по достижениям при его жизни и по запасу прочности,которое государство получило в течение его правления. Напомню:после смерти Петра I запаса прочности,которое российское государство получило на протяжении его правления,хватило не только,чтобы без особых потерь преодолеть эпоху Дворцовых переворотов,но и даже «по инерции» расширить территории государства в течение это же самой эпохи. Израильское царство такого запаса прочности не получило. После смерти Соломона оно распалось на два государства:Израильское и Иудейское царства. Большая часть исследователей при рассмотрении этого события довольствуется объяснением из Библии:Соломон нарушил договор с Богом и последний покарал Израиль за это.
Но что кроется за таким простым объяснением?Лично мне оно кажется притянутым за уши. Было ли Израильское государство обречено на развал ввиду естественного хода исторического развития евреев подобно другим государствам древности?Какие шаги/промахи непосредственно Соломона обусловили тенденцию к развалу?Можно ли самого Соломона ввиду подобного результата его правления оценивать как мудрейшего правителя и что в понимании древних евреев олицетворяло мудрость и мощь,может они вкладывали в эти понятия несколько другой смысл и именно поэтому развал государства не повлиял на их последующую оценку личности Соломона?
Главные задачи данного доклада:
попытаться, насколько это возможно,используя источник,дать цельную картину эпохи царствования Соломона, охарактеризовав:
1.предысторию восхождения на трон,разобраться в придворных интригах, имевших место при дворе.
2.Разобраться ,на основании каких критериев оценивается мудрость Соломона.
3.Рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику.
4.Осветить причины распада царства после смерти Соломона.
Характеристика источника.
Информацию о правлении царя Соломона мы черпаем из 3 книги царств ветхого завета. Стоит сказать пару слов об этом памятнике. Ветхий завет первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма христианства. Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIIIпо Iв. до н.э.на древнееврейском языке. В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона Ветхого Завета. Книги Ветхого Завета были написаны несколькими десятками авторов на протяжении многих веков. Большинство книг имели, согласно традиции, своих авторов, которые и были указаны в названии книги. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами.Текст Ветхого Завета дошёл до нас во многих древних и средневековых манускриптах, используемых в современных изданиях. Сюда входят тексты на древнееврейском языке и древние переводы, среди которых наиболее важными являются Септуагинта перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в конце первого тыс. до н. э., Вульгата перевод на латынь, сделанный Иеронимом в V веке н. э., таргумы переводы на арамейский язык и Пешитта перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.
Главным источником откуда мы в Ветхом Завете узнаем информацию о событиях царствования Соломона и последующих событиях после его кончины(а эти события,как было указано выше имеют для нас важное значение как результат его правления) являются 3-я и 4-я книги царств. В Танахе 3-я и 4-я книги Царств составляли одну книгу и были по сути продолжением исторического повествования, начатого в 1 и 2-Царств. Разделение на четыре книги Царств в русскоязычной Библии соответствует таковому в Септуагинте (греч. перевод Ветхого Завета).Видимо,что подобное разделение было осуществлено исключительно ради удобства обращения со столь большим объемом информации.
3-я и 4-я книги царств охватывают временной промежуток от последних дней Давида (~970-е годы до н.э) до конца правления Седекии, последнего царя Иудеи и падения Иудейского царства(586 г. до н.э) и фиксируют факты и события относящиеся к правлению всех царей Иудеи и Израиля,за исключением Саула. Ввиду этого,можно считать,что данный источник исторической хроникой.
Так как освобождение царя Иехонии из заточения - последнее событие, записанное в 4-й Книге Царств,а оно произошло на 37-ом году его заключения в тюрьму (560 г. до н.э),то могу предположить,что прежде этого срока 3-я и 4-я Книги Царств не могли быть написаны. Вряд ли они появились и после 538 г. до н.э., когда евреи вернулись из вавилонского плена, тогда бы автор,вероятно, отразил бы это событие в своем рассказе. Поэтому я смею считать,что окончательно «книги» были оформлены между 560 и 538 гг. до н.э..
Точно неизвестно,кто был автором 3-й и 4-й книги царств,но так как в конце упоминается об освобождении Иехонии,а это событие имело большое значение для евреев,уведенных в плен,то попробую предположить,что автор мог быть одним из них. По мнению исследователей,авторство может принадлежать одному из трех знаменитых евреев,живших в тот временной промежуток,который я обозначил как наиболее вероятный для создания 3 и 4 Книг Царств. Вот эти кандидатуры: Ездра, Иезекииль и Иеремия. Но последний,на мой взгляд,вряд ли мог быть автором,так как находился среди еврейских «беженцев» в Египте,а не в Вавилоне.
Важно помнить,что создание этого памятника относится ко времени вавилонского пленения евреев,когда существовал определенный риск рассеивания и ассимиляции евреев вдали от Земли обетованной,как это ранее произошло с 10 коленями еврейского народа,проживавших в Израильском царстве и так же уведенных в плен до этого.
Поэтому одной из главнейших задач составления этого памятника является запечатление истории той эпохи,которая помимо всего прочего включает и «золотой век»-царствование Соломона,с целью сохранения национального самосознания евреев и ,тем самым, недопущения разрыва связующих нитей с Родиной. Другой не менее важной целью является желание преподнести урок народу. Не даром автор постоянно акцентирует особое внимание на верности заветам и обетам Богу,который выбрал народ еврейских «себе в удел».Именно в несоблюдении этих этих важнейших,по мнению автора,постулатов , в приобщении к языческим традициям и верованиям рассказчик видит главную причину бед еврейского народа.
Историография.
Итак,совершенно само собой разумеющимся является тот факт,что никто из исследователей Библии и истории Израиля не мог в своих работах упустить данную тему и ,разумеется, набралось огромное множество работ,посвященных или затрагивающих данное царствование. Я не буду перечислять их все,перечисли только базовые и те,что непосредственно были использованы мною во время написания работы,ввиду их объективности,на мой взгляд, и удобности.
Первым, светским сочинением по истории евреев являются «Иудейские Древности» Иосия Флавия,он был эллинизированным евреем писал свой труд с позиций античного историка,используя как религиозные трактаты,так и доступные ему архивы.Далее на долгие столетия интереса к светскому варианту рассмотрения своей собственной истории у евреев не наблюдалось,доминировала религиозная доктрина рассмотрения события. Первой попыткой рассмотрения еврейской истории со светских принципов является книга «История Исраэлитов» Йоста. Стоит отметить,что автор стоял на позициях сохранения религии,но постепенного вливания евреев в страны,где они проживают. Книга была написана в первой половине XIX века. Совершенно другой позиции придерживался в своей книге «История евреев от древнейших времен и до наших дней» Генрих Грец,выпустивший первые тома своего творения в 50-е годы XIX века. Именно его труд можно считать основополагающим произведением светской еврейской идеи об обретении Святой Земли снова. Если раньше еврейство рассматривалось больше как религиозная община людей единой веры,то он придал этой общине формат народа,разбросанного по миру.
Следует отметить,что среди историков наличествует два подхода к оценке достоверности библейского текста. Например,Исраэль Финкельштейн и Нил Амер Сильверман в своей книге « Давид и Соломон:между историей и мифом.» придерживаются мнение,что Библия дает нам излишне мифилогизированную картину и доверять ей не стоит,но вместе с тем археологи во главе с Ицхаком Мейтлисом отмечают,что найденные артефакты зачастую подтверждают описываемую в библии картину наличия мощного еврейского царства в тот период.
Струве в своей ,всем известной, работе «История Древнего Востока» так же затрагивает историю Израиля. Но я все же должен сказать,что именно книга Люкимсона « Царь Соломон» из цикла ЖЗЛ оказалась наиболее удобной и полезной. Автор подробнейшим образом рассматривает эпоху,дает разные взгляды на то время от разных исторических школ и вместе с тем излагает это все доступным и ясным языком. Несомненно,дальнейшие археологические раскопки на территории Израиля помогут прояснить все черные пятна той эпохи,насколько это возможно и дать ответ касательно того,насколько достоверно описывает нам ту эпоху Библия.
Основная часть.
Предыстория.
Итак,прежде чем преступить к непосредственно к царствованию Соломона,нам необходимо рассмотреть в сжатом виде предысторию начала его правления.
Благодаря деятельности его отца,царя Давида,правление которого преимущественно описано во 2-книге царств,еврейского царство смогло расширить свою территорию и превратить в небольшое,если сравнивать его с другими империями древности,но все же мощное государство. Победы над филистимлянами и другими внешними врагами сняли угрозу утраты независимости и уничтожения евреев. Однако,как это часто бывает в мировой практике,победа над внешними врагам и не гарантирует наличия порядка и спокойствия внутри страны. Хотя по еврейской традиции и указывается,что евреи в качестве народа сформировались при выходе из египетского плена(исход),но все же более верно будет,на мой взгляд,обозначить их как коалицию племен,с одним языком,религией и культурой,но все же с четкой градацией по принадлежности к тому или иному колену и наличием довольно-таки сильных центробежных сил,о которых будет упомянуто далее.
Касательно царского двора,то здесь можно констатировать типичный для восточных монархий того времени симбиоз светской и религиозной власти,поддерживаемый хорошими взаимоотношениями Царя Давида и Пророка Нафана,каждый из которых видел в мощном государстве благо для еврейского народа.
Но настоящей проверкой на прочность для Древнееврейского государства стал мятеж Аввесалома, сына Давида(описан во 2-й книге царств.).Этот мятеж хоть и был подавлен,но наглядно продемонстрировал неустойчивость положения царской власти в Древнем Израиле. Неустойчивость эта обоснована ,в первую очередь, относительной независимостью верхушки старейшин колен,а также наличием нескольких группировок при царском дворе,каждая из которых могла лоббировать свои интересы,используя того или иного царского сына в качестве проводника своей воли,благо что имелось их во множестве. Эти две силы:одна непосредственно в столице,а вторая в провинции,являлись существенным препятствием на пути к централизации.
Так что,хоть Давид и потратил всю свою жизнь на защиту Израиля от внешних врагов,в чем он и преуспел,но главная проблема-централизация государства-решена им не была,хотя строительство Иерусалима,столицы царства,который специально был возведен на территории,не принадлежавшей ни одному из колен,несомненно,способствовало сплочению евреев.
Третья книга царств начинается со строк : "Царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться <…> и нашли Ависагу Сунамитянку и привели её к царю» (3Цар.1.1-3).
Перед нами встает картина состарившегося правителя,чьи дни,по факту,уже сочтены,но при дворе это уже мало кого заботит,там во всю уже плетутся интриги и нарастает борьба между двумя лагерями возможных претендентов на трон.
Первый,как мы можем судить из книги:
«Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем<...>
И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии.»(3 к.ц.1.5-7)
был представлен Иоавом, главой войска, и Авиафаром, первосвященником. Свои претендентом они выдвигали Адонию, сына Давида,второго по возрасту после уже печально нам известного Аввесалома.
О другой группировке,которая поддерживала Соломона источник сообщает следующее:
«Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.»(3к.ц.1-8)
Здесь,нам нужно поподробнее остановиться на рассмотрении причины такого расклада сил. Адония, несомненно, будучи после смерти Аввесалома старшим сыном царя,являлся главным и законным наследником трона.Но данные строчки Библии:
И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.
Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. (3 к.ц.1.5-6)
характеризуют его,на мой взгляд,как человека,видящего в царской власти в первую очередь источник наслаждений и высокого социального статуса,а так же ,как принято выражаться сейчас,источник получения доступа к «кормушке».На роль мудрого и дальновидного правителя,который был необходим еврейскому царству в тот момент времени,он явно не годился.
Совсем по-другому обстояла ситуация с Соломоном. Он,как повествуют многочисленные легенды,с детских лет отличался умом и прозорливостью,Библия же в дальнейшем так характеризует будущего царя:
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян.»(3 к.ц.4.30) (что стоит за этим определением и касательно личности Соломона будет рассказано далее).
Поэтому,несмотря на не совсем «красивую» историю начала взаимоотношений Царя Давида с матерью Соломона-Вирсавией(если кратко,то царь овладел женой своего верного соратника и чтобы,вывести последнего из игры,подстроил его гибель на поле брани,а потом женился на ней. Многие противники Соломона,считали его незаконнорожденным,ибо по еврейским законам женщина не может выйти замуж за того мужчину,с которым она изменила мужу.),таланты юного Шломо,именно так звучит имя нашего героя на иврите,все же перевешивали указанное в скобках досадное обстоятельство.
В контексте описываемых событий стоит удостоить внимания такую личность как пророк Нафан. Как упоминалось ранее,в Древнем Израиле,подобно другим монархиям востока имеет место симбиоз духовной и светской власти. Пророки с самого начала истории евреев являются своего рода совестью народа,главными ревнителями соблюдения закона и верности заветам с Богом. Огромную роль они играли во время Эпохи судей,когда судьба еврейского государства буквально висела на волоске. Именно пророк Самуил,как мы можем почерпнуть из 1 книги царств,обеспечил установление царской власти у евреев. Не малую роль играли и левиты,представители колена Левия,на которых лежало выполнение всех религиозных функций,можно сказать,что они были выделены в некое подобие религиозного сословия и были на попечении государства.(Книга "Служение." Законы храмовой утвари и служения в Храме.Рамбам.).Поэтому духовная власть как с материальной точки зрения,так и позиции религиозных заветов видела свою главную задачу не только в контроле за соблюдением религиозных норм среди населения,но также и в укреплении государства. Пророк Нафан, будучи ко времени описываемых событий уже опытным политиком и царедворцом,осознавал ту угрозу,которую таило в себе восшествие на трон красивого,но пустого Адонии.
Далее события развивались стремительно. Адония производит своего рода смотр своих сторонников,3 книга описывает это так:
«И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя.
Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. (3 к.ц.1.9-10).»
Хотя Адония и его сподвижники не высказывали намерения сейчас же захватить трон,но группировка во главе с Нафаном решила использовать это событие максимально эффективно. Именно эта ситуация,на мой взгляд демонстрирует,что пророки были не только ревнителями закона,но и опытнейшими царедворцами. Нафан умело сыграл на психологии Давида,в памяти которого были свежы воспоминания о мятеже Аввесалома. Сначала в царские покои зашла Висавия с упреком царю за нарушение его обещания, что именно Соломон станет его наследником, а затем пожаловал и сам Нафан, изображавший недоумение по поводу назначение царем Адонии(3 к.ц.1.17-27).Все это возымело действие на престарелого монарха и он,без колебаний, подтвердил свое намерение назначить царем Соломона. Сразу же после этого была произведена церемония коронации Соломона.(3 к.ц 29-40).
Незаконное с формальной точки зрения восшествие Соломона на трон заранее оправдывается в Библии еще во 2-й книге царств 7:4-16,где Бог сообщает Давиду,что тому не удосужится возвести Храм,ибо кровь людская на руках его,но «Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки.» ,так как указано,что будущему строителю храма только предстоит родится,а на момент откровения Адония уже был рожден,то соответственно выбор Бога падает на Соломона,что служит аргументом в пользу богоизбранности Соломона и законности его восшествия.
Здесь следует отметить,что еврейские хроники не имеют отличия от других древневосточных памятников,которые исправно выполняют задачу возложенную на них правящим режимом:обосновывать богоизбранность и законность лиц,находящихся у кормила власти. Это мы можем увидеть и в Законах Хамураппи,и в Бехестунской надписи,и в гробницах фараонов. Словом, тенденция везде одна и та же.
Устранение противников.
Итак,после коронации Соломона,все,даже его противники признают его как законного государя.(3 к.ц.1.51-53.).Но следует понимать,что партия противников Соломона никуда не делась,да и его главный соперник жив и здоров. Наличие угрозы,исходящей от этой группы не могли не осознавать ни Соломон,ни его дряхлеющий отец. Поэтому здесь особенно интересен следующий отрывок:
«1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря:
2 вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен
3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься;
4 чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».
5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:
6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
7 А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего.
8 Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.»(3 к.ц.2.1-9)
Первая часть вполне подходит под отцовское поучение сыну перед уходом в мир иной, да и вполне соответствует главному принципу,проповедуемому в Танахе,который коротко можно сформулировать так: Будь с Богом,храни верность заветам и все будет хорошо. Вторая же же часть,носит явно не миролюбивый характер и лично у меня вызывает ассоциации с доном Корлеоне в фильме «Крестный отец»,который объясняет сыну,как расправиться с врагами после его смерти,ибо при жизни не может,так как обещал всем мир. Здесь примешаны как объективная необходимость-устранение Иова,как самого влиятельного оппонента,так и личная месть в отношении Семея. Заметим, что касательно Адонии нет никаких указаний,видимо оба понимали,что тот является всего лишь пешкой в игре и в случае устранения главных фигур,то угроза от него сойдет на нет,да и возможно семейные узы для старика Давида были не на последнем месте. Однако,в дальнейшем именно Адония даст повод для проведение плана в исполнение.
Вот как нам повествует об этом Библия:
«13 И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.
14 И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.
15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
16 теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.
17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.» (3 к.ц.2.13-18)
С одной стороны все выглядит как бы невинно: проигравший политическую борьбу старший брат,просит в себе в жены ту самую Ависагу, первую красавицу страны,прислуживавшую когда Давиду,чтобы в ее объятиях найти хоть какое-то утешение от постигших его в жизни неудач. И при таком рассмотрении этой просьбы дальнейшая реакция Соломона выглядит,как минимум,неадекватной,если не сказать кровожадной.
«19 И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии.
21 И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
24 ныне же, жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, ныне же Адония должен умереть.
25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.»(3 к.ц.2.19-25)
Чем обоснована подобная реакция?Разве стоит казнить брата за подобную просьбу?На первый взгляд это кажется необоснованной жесткостью,но если разгадать подоплеку этого прошения,то все станет ясно. Для этого стоит просто вспомнить о мятеже Аввесалома и о его первых действиях после провозглашении себя царем,которые описывает нам 2 книга царств:
«21 Исказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою.
22 И поставили для Авессалома палатку на кровле, и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля.»(2 к.ц.16).
Подобным актом Авессалом не только окончательно обрубил возможность примирения с отцом,но также дополнительно,на бытовом для той эпохи уровне,обозначил себя как единственного легитимного царя,так как только наследующий царь может «пользоваться» гаремом предыдущего монарха.
Тем самым открывается главная подоплека,которая была в действиях Адонии,вызвавшая гнев Соломона и приказ об убийстве брата. Что однако не вызвало никаких нареканий в обществе,ибо люди того времени понимали истинный смысл просьбы Адонии,плюс к тому,мы видим,что Соломон поступил в соответствии со своим обещанием,которое было дано Адонии,когда тот выпрашивал для себя жизнь,держась за жертвенник,после коронации Шломо:
«И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.»(3 к.ц.1.52)
Ну а дальше расправа уже настигла и Иоава(2.34),и священника Авиафара(2.27),и с некоторым запозданием Семея (2.46).
Тем самым оппозиция была разгромлена и Соломон укрепился на отцовском троне.
Прежде чем переходить непосредственно к политике его царствования стоит задержаться на важнейшей составляющей личности Соломона.
Мудрость Соломона.
Пожалуй,именно имидж Соломона как мудрейшего человека своего времени,сделал его фигуру всемирно известной и почитаемой,восхваляемой во множестве легенд и сказаний,запечатленной на множестве картин и полотен разных художников разных эпох. Но в чем заключалась эта самая мудрость,в одних ли только судебных приговорах и политических решениях?Были ли еще какие-то критерии/компоненты,которые обусловили статус Соломона как мудреца?Попытаемся разобраться.
Итак общеизвестной является история Гаваонской ночи,история о том,как Соломон эту самую мудрость получил:
“<...В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой, Давид, Я продолжу и дни твои. И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим, и стал пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения, и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих» (3 Цар. 3:515)
Первое для чего Соломон просил мудрости у Бога это судопроизводство. С древнейших времен у евреев,подобно другим народам, лидер нации был одновременно и судьей. В своей предсмертной речи Моисей наставляет народ:
«Не искривляй суда, не лицеприятствуй, не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К справедливости, справедливости стремись, дабы был ты жив и овладел землей, которую Бог, Бог твой дает тебе!» (Втор. 16:1920)
Традиционно,одним из главных критериев оценки власти в глазах простого населения,помимо результатов политической деятельности, является справедливый суд. Поэтому можно считать,что Соломон не прогадал,попросив для себя разума в этой сфере. И народ отплатил ему за это доброй памятью:как минимум половина легенд о Шломо связан с его судебной деятельностью. Самой известной легендой является суд,описанный в 3 книге царств,над 2-мя блудницами:
«16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном
доме; ия родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она его мать.»
Как можно видеть,Соломон не занимается выискиванием дополнительных улик и т.д.,руководствуясь познаниями в психологии,он пытается создать такую ситуацию,которая могла бы наиболее сильно выделить ту человеческую слабость из-за которой и начинается конфликт.
Однако,как можно увидеть далее,судебная практика была не единственной точкой приложения разума Царя.3-я книга сообщает следующее :
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян.»(3 к.ц. 4.30).
Петр Люкимсон в своей книге «Царь Соломон» поясняет этот стих следующим образом: «под «мудростью Востока» подразумевается астрология, в которой были особенно сведущи народы Междуречья, а вот «мудрость Египетская» это искусство врачевания, магии и чародейства, в которых, как считалось в ту эпоху, не было равных египетским жрецам.»
Для более полного восприятия того,что принимается за мудрость в еврейской традиции,я приведу отрывок из издания Танаха под сборным комментарием Иегуды Киля:
«Первое проявление мудрости это мощь интеллекта, аналитическое мышление, позволяющее вершить справедливый суд, принимать верные решения в области управления государством и т. д. Впрочем, сюда же можно отнести и деловую и практическую сметку.
Второй вид мудрости это природные способности и таланты человека, проявляющиеся в различных областях творчества от музыки и до изобретения новых видов техники.
Третий вид «мудрость сердца», умение не просто различать добро и зло, но и делать выбор в пользу добра, идти «путями Бога».
Четвертый вид «Божественная мудрость», то есть способность постигать сокровенный, скрытый смысл заповедей Всевышнего и Его деяний; законы, по которым Он управляет мирозданием; все то, что обычно определяется как эзотерические знания.»
Без сомнения,можно считать,что 3-я книга все это также приписывает Соломону,что только усиливает в нашем сознании его образ мудреца,но для меня особенно интересным показался 4 вид мудрости,описываемый в указанном выше отрывке. Получается,что помимо мудрого судьи и государственного деятеля,Соломон так же был и могущественным мистиком. Помимо многочисленных легенд,которые нельзя принимать как доказательства этой теории,существует мнение великого средневекового мыслителя и ученого Рамбама(в Европе известного как Маймонид),который в своей книге «Путеводитель Растерянных» высказывает мысль,что,когда Библия говорит о «мудрости Соломона», имеется в виду, что Соломон был подлинным образцом философа и мистика,владевшего учением «Меркавы» ,а отнюдь не его заслуги в качестве государственного деятеля.
Вот какое определение этому учению дает Люкимсон в уже упоминавшейся книге «Царь Соломон»:
«Школа мистики «Меркавы» занималась, вне сомнения, и глубинными мировоззренческими вопросами прежде всего проблемами того, что предшествовало Сотворению мира, постижению смысла иррациональных заповедей Закона Моисеева и т. д. Но вместе с тем немалое значение в ней занимали и мистические практики, призванные помочь человеку пройти через многочисленные «залы» (или, если угодно, «чертоги»; на иврите «хехалот») высших и низших миров, обойти или подчинить себе их обитателей (соответственно, всевозможных ангелов, демонов, «священных животных» и т. д.), достичь Престола Славы Всевышнего (под этими словами понимается один из наивысших миров), а то и подняться к самому Богу, то есть достичь высшего из миров.
Так как, согласно мистическому учению «Меркавы», мир был сотворен Словом, то с помощью различных комбинаций букв, специальных молитв и заклинаний (то есть, по существу, путем определенных комбинаций букв и слов) человек мог ввести себя в некое экстатическое состояние, открывающее перед ним проходы в эти иные миры, раздвинуть пределы разума и постичь иррациональное.
Еврейские мистики верили, что с помощью сочетания определенных букв и символов (так называемых печатей) человек мог открывать двери «чертогов» и властвовать над их обитателями. Это, в свою очередь, позволяло ему влиять на происходящее в нашем материальном мире отводя вынесенное кому-то на Небесах приказание, приговаривающее его к болезни, бесплодию, обнищанию и т. д., или же нейтрализуя действующие против человека Высшие силы. Так появились на свет различные «Книги чертогов» («Сефер хехалот»), служащие чем-то вроде «путеводителей» по высшим мирам.”
И вот в этом,наверное,кроется самое главное объяснение почему Соломон,в дальнейшем всячески порицаемый в библии за многочисленные нарушения заветов с богом (3 к.ц. 11.4.:Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.),все же почитается за мудрейшего человека в истории еврейского народа. Соломон был самым искусным мистиком и эзотериком своей и последующих эпох,во всяком случае создавал впечатление такого. Можно,конечно же,не принять именно этот момент за основополагающий в его имидже мудреца, но результаты его политической деятельности,ее конечные итоги,которые будут описаны далее,вряд ли дают основания для величания его мудрейшим государем и руководителем.
Внешняя политика Царя Соломона.
Итак,внешнюю политику во время царствования Соломона можно охарактеризовать как одно из наиболее успешных направлений деятельности, осуществленных этим государем. Однако,здесь в первую очередь заслугу стоит приписать его отцу-Царю Давиду,устранившему основные угрозы,а также благоприятной внешнеполитической обстановке сложившейся вокруг Древнееврейского царства в период правления Соломона. Весьма просто и ясно ней рассказывает историк Моше Шамир:
«Египет могущественный южный сосед был занят своими внутренними противоречиями (и, по сути, разделен на несколько государств)… Женитьба на дочери фараона обеспечила дружеские отношения с Египтом.
Ассирия и Вавилон их силы были ослаблены войнами с арамеями и внутренними распрями.
Тир и Сидон дружественные государства, ведшие с Соломоном активную торговлю.
Арам (Сирия) был оккупирован Давидом, поставившим в нем своих наместников.
Моав был захвачен Давидом и выплачивал дань.
Бней-Аммон после длительных войн был побежден Давидом. Новый царь Аммона Мальком считал себя верноподданным Давида и Соломона.
Амалекитяне этот народ, известный своей ненавистью к евреям, был практически уничтожен Давидом, следовавшим в этом смысле предписанию “Пятикнижия”.
Филистимляне после поражений, нанесенных им Давидом, утратили свое влияние в регионе, а спустя несколько поколений вообще сошли со сцены истории»(Шамир М. Единое царство Давида и Соломона. Тель-Авив, 1976. С.74 )
То есть мы видим,что Соломону в такой ситуации,грубо говоря,было достаточно просто не напортачить,чтобы не нарушить устоявшийся баланс сил. Особенно успешным ходом в данном случае стоит считать женитьбу Соломона на дочери Фараона (3 к.ц.3.1) и выгоды,полученные от такого брака:
1.Приобретение хоть и ослабленного,как описывает Шамир(см.выше),но все же влиятельного союзника и обеспечение тем самым безопасности южных рубежей.
2.Передача фараоном в руки Соломона в качестве приданного для дочери города Гезер,занимавшего важное географическое положение на торговых путях (3к.ц.9.16).
3.Израиль становится торгово-транзитным государством между Египтом и государствами Малой Азии и Месопотамии.
(«Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским» (3 Цар. 10:2829)
Учитывая роль,что играли в то время лошади и колесницы для государств древности,нетрудно понять,что дивиденды от подобной торговли были огромны.
4.Опять-таки благодаря налаживанию отношений с Египтом Соломон смог создать новую армию с конницей и колесницами(3 к.ц. 10:26),но эта тема будет затронута отдельно.
Можно также предположить,что большая часть окрестных государств,в лучшие дни царствования Соломона,платили дань ему,ибо:
« И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему каждый от себя в дар сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» (3 Цар. 10: 2325).
оговорка,указанная в конце-«каждый год»,ничем иным кроме как данью, на мой взгляд,быть не может.
Другим,не менее важным достижением,чем бракосочетание с дочерью фараона,является подтверждение и укрепление союза с Тиром,государством,бывшим,как мы видим из источника,союзником евреев еще со времен Давида:
«И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя вместо отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь…» (3 Цар. 5:1).
Таким образом,Соломон не только обезопасил себя с юга,но и нашел для себя важного партнера ,который посодействует ему и в строительстве Храма,и в морской торговле. Именно благодаря Хираму и его мореходам заимел торговый флот на Красном и Средиземном морях,который помимо обычной торговли совершил экспедицию в некую страну Офир и привез оттуда колоссальные запасы золота:
«Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих поданных, корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (3 Цар. 9:2628).
По поводу того,где же находилась эта страна,то большинство исследователей склоняются в пользу Африки. Касательно же ее точного расположения,то называют либо территорию современной Эритерии,либо Сомали(Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М., 1986. С. 102.).
Не менее важным гарантом внешнеполитической стабильности,было укрепление боеспособности армии путем введения в ее состав колесниц и конницы,а так же:
«И построил Соломон Газер и нижний Бефорон,и Ваалаф и Фадмор в пустыне,и все города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы и все то, что Соломон хотел построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле своего владения.»(3 к.ц 9.17-19)
обращая особое внимание на словосочетания «города для запасов...города для колесниц»,можно предположить,что Соломон создал опорные пункты по все стране для возможности быстрой мобилизации сил в случае нападения противника.
Так же в качестве дополнительного доказательства могущества и влияния Соломона можно привести визит Царицы Савской в Иерусалим(3 к.ц.10.1-10), Библия разумеется объясняет его желанием царицы воочию убедиться в мудрости Шломо,но перечисление подарков,поднесенных царицей (сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни 3 к.ц.10.10) ,явно наводит на мысль,что это был все же политический визит,целью которого было заручиться благожелательностью северного соседа,а не просто поездка из любопытства.
Суммируя все приведенное выше,можно считать внешнюю политику Соломона примером умной дипломатической игры и взвешенных решений,нацеленных на долгосрочный результат,что несомненно делает ему честь. Однако сформировавшиеся «тепличные» внешнеполитические условия,в конечном счете возымели негативный эффект на внутреннюю обстановку в стране.
Безусловно,главным деянием Соломона,в глазах евреев,является возведение Храма. Библия указывает на наличие подобного намерения еще у Давида(2 к.ц),но осуществиться ему было суждено при Соломоне. Как также указывает все та же 2 к.ц. Бог заранее предопределяет ему подобную роль,что и легитимизировало его наследование власти из рук Давида(3 к.ц).Но было ли строительство Храма помимо исполнения воли Бога обусловлено чем либо еще?
Как уже упоминалось раннее, главной внутренней проблемой для еврейского государства того времени были центробежные силы,которые то и дело давали о себе знать. Географическое положение Израиля,его «зажатость» между великими цивилизациями Древнего Востока обуславливает неизбежность того факта,что ,в случае утраты единства, Израиль рано или поздно будет поглощен соседями,что,в принципе,история и продемонстрировала. Но бюрократических и административных мер далеко не всегда бывает достаточно,чтобы обеспечить единство государства,помимо этого нужны еще и духовные скрепы,которые будут способствовать становлению национального самосознания людей.
Несмотря на то,что Храм в первую очередь выполнял религиозные функции,мне кажется бесспорным тот факт,что Соломон при его возведении преследовал и политические цели. Создание духовного центра в столице под контролем царской власти,разумеется усиливало положение этой самой власти. Подобный пример мы можем видеть и в нашей истории:перенесение митрополичьей кафедры в Москву в 1326 году при Иване Калите. Однако желание поставить под свой контроль духовную власть не могло не натолкнуться на недовольство и противодействие со стороны последней,как мы это и увидим в дальнейшем.
Далее следует рассмотреть шаги Соломона по укреплению централизации государства.
Итак,подробное перечисление запасов потребляемых царем и его двором за один день :
«Продовольствие Соломону на каждый день составляли: тридцать коров тонкой муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки; десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц…» (3 Цар. 4:22).
свидетельствует о наличии серьезного бюрократического аппарата,фиксировавшего данные показатели и доставлявшего это все ко двору. А наличие данного аппарата и свидетельствует о тенденции к централизации государства. Вот,что указано уже непосредственно о самом госаппарате:
«И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока, священника; Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар священники. Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана, священника, друг царя. Ахисар начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, над податями» (3 Цар. 4:26).
Отсюда мы можем сделать вывод,что Соломон имел нечто вроде современного кабинета министров,с четким распределением круга обязанностей и ответственности. Наличие такой четкой структурности говорит о высоком уровне организации,при этом все эти люди составляли близкий круг доверенных лиц царя,следовательно все ниточки госуправления свивались вокруг Соломона.
После разгрома оппозиции при дворе, единственной влиятельной силой,которая могла подорвать власть Соломона,был совет старейшен каждого отдельного колена,который обеспечивал самоуправление на местном уровне и не был подконтролен царю. О том как Соломон решил данный вопрос косвенно свидетельствует следующий отрывок:
«И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году.(3 к.ц.4.7)»
12 колен народа израилева-12 приставников. Смею предположить,что помимо доставки продовольствия,приставники также выполняли административные функции,хотя в отрывке об этом не сказано. Но вряд ли они мы смогли бы обеспечить контроль за поставкой и (наверняка) заготовкой продовольствия без наличия подобных полномочий. Так или иначе,но все же часть руководящих функции они у советов старейшен «срезали»,ослабив тем самым последние.
Строки из источника :
«Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились.
И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.»(3 к.ц.4.20.25), а также:
И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что»(3 к.ц.10.21)
свидетельствуют,что на протяжении большего периода правления Соломона сохранялся высокий уровень благосостояния,следовательно система госуправления, установленная царем работала,не стоит,правда,забывать,что это также обеспечено внешнеполитическими обстоятельствами,которые рассмотрены в соответствующем пункте. Однако более подробное рассмотрение позднего этапа правления рисует не столь радужную картину. И здесь мы переходим к наиболее интересной теме,к теме рассмотрения факторов,обусловивших раскол государства.
Предпосылки раскола государства.
Хотя Библия,как мы могли убедиться выше, преподносит время правления Соломона как золотой век еврейской истории,как время мирного труда,сытой жизни и безоблачного неба над головой, сам же текст источника в последних главах,посвященных правлению Шломо, противоречит этому утверждению.
Какие факторы зачастую обуславливают развал страны? В большинстве случаев,как это демонстрирует история, наличествует следующий набор:
1.Наличие оппозиционных сил внутри самой правящей элиты, группа/группы,которые негативно относятся к сложившемуся положению дел,ввиду либо ущемления их собственных прав, либо несоответствие этого положения дел их парадигмам.
2.Наличие недовольства проводимой политикой среди низов общества,которые ,в основном, и служат инструментом проведения своих планов в жизнь для оппозиционной элиты.
3.Разложение правящей верхушки,которая по прошествии времени,( в большинстве случаев ознаменованного успехами или же просто ввиду праздного времяпрепровождения,обусловленного почиванием на лаврах прошлых побед),теряет чувство реальности и неспособна к трезвой оценке обстановки.
Зачастую сюда также приводят и наличие внешних враждебных сил/государств,которые заинтересованы в ослаблении своих противников,но, как говорится: «Ни одна великая цивилизация не может быть покорена извне,пока не подточит себя изнутри.» К тому же ,каждое государство на протяжении своей истории имеет противников, но фатальный урон они способны нанести либо при своем тотальном превосходстве,либо при условии внутреннего разложения и ослабления их оппонента,хотя следует понимать,что одно с другим взаимосвязано.
Итак,все указанные выше факторы,мы можем увидеть на протяжении повествования о царствовании Соломона,где-то это указано напрямую,где-то это видно между строк.
Из 3 книги царств,можно сделать вывод,что уцелевшее туземное население, которое не было вырезано при завоевании Святой Земли Иисусом Навином и уцелело в последующие десятилетия,подвергалось всяческим дискриминациям,например,именно оно предстает главной чернорабочей силой при возведении храма и других строительных проектах,затеянных Соломоном,и именно на него ложатся основные тяготы этих проектов.(указать главу и т.д).
Так же не следует упускать того факта,что элита покоренных народов далеко не всегда была истреблена и в последующем представляла угрозу. Явной иллюстрацией к этом служат истории Адера Идуменянина (3 к.ц. 11.14-22) и Разана (3 к.ц.11.23-25), которые возглавили национально-освободительное движение на юге и севере соответственно. Хотя о результатах борьбы Адера указано скупо : « и причинил он зло Соломону», то деятельность Разана была весьма успешна и привела к его воцарению в Дамаске ( там же). Эти два примера свидетельствуют о том,что древнееврейское царство было уже не в состоянии справляться с подобными вызовами времени. Причиной тому,несомненно,может быть только тяжелая внутренняя ситуация,ибо только это может объяснить отказ от борьбы за столь важный объект как Дамаск.
На страницах 3 книги царств часто встречаются своего рода предупреждения Соломону от Бога, суть которых сводится к тому, что только при соблюдении заветов и хранении верности Богу еврейское царство будет существовать и династия Давида не утратит власть. (указать) Так как мы знаем,что источник был составлен значительно позже описываемых событий , а также мы отбрасываем иррациональные утверждения о непосредственной связи еврейских царей с Богом,то данные «вставки» в повествование демонстрируют нам нарастание противостояния представителей жречества с Соломоном. Можно предположить,что они как-бы постепенно готовят читателя,подводя идеологическое обоснование тех шагов, которые в дальнейшем жречество предприняло. Если в начале они носят своего рода назидательный характер, то в 11 главе автор уже открыто возмущается политикой Соломона потворствования женам: многочисленность гарема,большие расходы на него, возведение капищ и тем самым отход от заветов.( 3 к.ц. 11.1-13). Этот отрывок демонстрирует как разложение Соломона на царском троне,так и апогей противостояния Соломона и жречества. Само собой разумеется,что в дальнейшем жречество найдет ту фигуру,которая выступит в противовес Соломону,продублировав тем самым историю Саула и Давида.
Но прежде этого следует упомянуть о нарастании недовольства среди простого народа,прежде всего среди тех колена народа израилева,что проживали в провинциях. Хотя Библия и демонстрирует нам картины сытой и счастливой жизни евреев(см.выше), но нельзя не отметить тот факт, что несмотря на значительный приток золота и серебра в государство,оно, в первую очередь, оседало в столице,провоцируя тем самым рост неравенства уровня жизни в провинциях и в Иерусалиме. Добавим к этому расточительный образ жизни царя,строительство капищ и многочисленные рабочие повинности,которые так же легли на евреев во время «строительной лихорадки»(указать и хираме и т.д), и получим базовые слагаемые,составлявшие недовольство низов. Которые и были в дальнейшем использованы жречеством.
И тут перед нами предстают фигуры Иеровоама и пророка Ахии.(3 к.ц. 11.29-38). Даже без детального рассмотрения возникают аналогии с Давидом,Саулом и Самуилом из 2 книги царств. Тот же отход от заветов,то же недовольство этим жречества и тот же подбор нового кандидата и утверждение о его избранности, та же история о его преследовании правящим царем(3 к.ц. 11.40). В дальнейшем Иеровоам станет той фигурой,которая «аккумулирует» вокруг себя все силы,недовольные Соломоном и проводимой им политикой. Но судьба будет благосклонна к престарелому монарху, он не сможет увидеть раскол своего царства.
Заключение.
Итак,я надеюсь,что в целом смог выполнить главную задачу данной работы,а именно:осветить Древнееврейское царство в эпоху правления Соломона и отчасти разобраться в аспектах личности этого правителя. Хочется отметить то благотворное влияние,которое данная работа оказала на мою эрудированность касательно древней истории Святой Земли. На момент начала работы я имел лишь обобщенные представления,знал ,наверное лишь основные вехи да и то не в хронологическом порядке. Пытаясь дать представление о той эпохе читателю,я вместе с тем формировал это представление и для себя самого. Ввиду трудности работы с таким источником как 3-я книга царств,так как в источнике буквально приходилось читать между строк,дабы докопаться до определенности,многие выводы основаны на аналитике и на сопоставлении с положением в других странах в разные исторические этапы.
В целом,царствование Соломона является очень неоднозначной эпохой в еврейской истории,ибо вслед за ,так называемым, золотым веком,который длился сравнительно не долго-40 лет,последовал раскол и дальнейшее поступательное движение вниз. Мне кажется,что именно соотношение перечисленных в основной части факторов,а также сам ход исторического процесса ( многим государствам на раннем этапе при наличии сильного вождя свойственно образовывать мощные формации,а после его смерти или через 1-2 поколения распадаться) обусловили раскол страны. Но личность Соломона навсегда вписана в историю еврейского народа,несмотря на заметные прорехи во внутренней политике,он ,по описанным в соответствующей главе критериям,остается мудрейшим царем в сознании евреев. Я считаю,что именно тот духовный фундамент,что был заложен в начале царствования Соломона( возведение храма,сплочение народа),позволил евреям удержаться на сцене мировой истории,не ассимилироваться с другими народами и выдержать те трудности,которые в дальнейшем выпали на его долю.
Библиография.
Источники: 2,3 и 4 книги царств.
Историческая литература:
1.Люкимсон П. «Царь Соломон».
2.«Иудейские Древности» Иосиф Флавий.
3.«История евреев от древнейших времен и до наших дней» Генрих Грец
4.Книга "Служение." Законы храмовой утвари и служения в Храме.Рамбам
5.Шамир М. Единое царство Давида и Соломона.
6.Снисаренко А. Б. Властители античных морей.
7. «Популярная история евреев.» Пол Джонсон.
8. «История Древнего востока» Вигасин.