Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Задание 1. Социальная философия социалистов-утопистов.
Отличительной чертой эпохи Возрождения являлся огромный интерес к проблемам, существовавшим в государстве, обществе, Церкви. В основном, при изучении этих проблем философы основывались на реальных фактах, проводить исследование положения в реальном государстве и обществе, старались при жизни изменить ситуацию в лучшую сторону. Но, некоторые философы основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, в котором можно было бы уничтожить все социальные противоречия, и в котором восторжествовала бы социальная справедливость. Но так как данные проекты характеризовались сильной оторванностью от действительности и практической неосуществимостью, то эти философы оставили свой след в истории под именем социалистов-утопистов.
Томас Мор и Томмазо Кампанелла внесли самый большой вклад в теорию утопического социализма.
Томас Мор (1478 1535) - основатель утопического социализма. Он хорошо был знаком с проблемами реального государства, так как профессиональным политиком: с 1504 г. член парламента, 1523 1529 гг. председатель палаты общин, 1529 г. занимал высший пост в государстве после короля пост лорда-канцлера Великобритании. В 1535 г. Т. Мора казнили как сторонника католицизма, потому что он отказался присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви1.
Теория Т. Мора об устройстве государства и общества будущего была изложена в труде «Утопия». Утопия (греч. место, которого нигде нет) придуманный остров, на котором построено идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
- отменена частная собственность;
- в производительном труде участвуют все граждане;
- существует всеобщая трудовая повинность и на ее основе реализуется труд;
- все произведенные продукты считаются собственностью общества и поровну делятся между всеми жителями Утопии;
- так как трудом занимаются все, то для того чтобы обеспечить Утопию хватает короткого рабочего дня шести часов;
- от трудовой деятельности освобождены люди, которые проявляют особые способности к наукам;
- самые грязные работы достаются рабам военнопленным и осужденным преступникам;
- первичная ячейка общества это не кровнородственная семья, а «трудовая семья», то есть трудовой коллектив;
- все должностные лица должны избираться прямо или косвенно;
- у мужчин и у женщин существуют равные права и равные обязанности;
- жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
Другой проект идеального общества создал Томмазо Кампанелла (1568 1639) в своем произведении «Город Солнца». В фантастическом Городе Солнца, живут солярии жители, построившие идеальное общество, которое основано на социальной справедливости, и наслаждаются трудом и жизнью.
Согласно Кампанелле, в Городе Солнца:
- нет частной собственности;
- в производительном труде участвуют все граждане;
- результаты труда являются собственностью всего общества и поровну деляются между его членами;
- труд одновременно совмещен с обучением;
- жизнь соляриев подчинена регламенту до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
- солярии вместе ходят с работы и на работу, вместе трудятся, вместе едят, вместе отдыхают, вместе поют песни;
- огромное внимание уделяется воспитанию: после рождения ребенка забирают у родителей, и воспитывают в специальных школах, где обучают наукам и приучают к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
- во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, который избирается соляриями Метафизик. Он владеет всеми знаниями и профессиями своей эпохи.
Идеи социалистов-утопистов, которые выдвигались в эпоху Возрождения, являлись ответом на социальную несправедливость, имевшую место в то время. У этих идей было множество сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Утопический социализм можно характеризовать как идеологию, которая содержит определенные ценности. На эти ценности ориентируются ее носители и технологии, воплотить которые желают политики носителя данных ценностей.
Вместе с ценностями, утопические теории содержат в себе разработанные технологии создания и поддержки отношений равенства в обществе.
Хотя идеи утопического социализма содержали в себе множество противоречий, но другими они быть не могли, так как идеологи данной теории пытались совместить несовместимые политические и социальные моменты. Впоследствии утопический социализм подвергли критике и представители буржуазной идеологии, и марксисты, претендовавшие на роль теоретических социалистов.
Задание 2.
а) Каковые характерные черты эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения охватила период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термин «Возрождение», или «Ренессанс» был введен Якобом Буркхардтом, который в 1860 г. опубликовал книгу «Культура Ренессанса в Италии». Эти два понятия давали характеристику, в основном, культуре Италии, которая стала в тот период центром притяжения европейских умов, объединенных именем гуманистов. И хотя понятие «гуманизма» появилось позже, именно оно полностью характеризует философскую мысль данной эпохи. «Гуманизм» как направление появилось вне школьной традиции. Оно сосредоточилось в кружках, возникавших при дворах государей или меценатов. В основном, гуманистами являлись ученые, у которых не имелось ученых званий, и которых объединял не сословный признак, а именно и только их образованность. Гуманистом считали человека, для которого изучать греческую и латинскую древность, являющуюся образцом культуры, являлось необходимостью. Исследовать и переводить на национальные языки оригиналы работ классиков античности, являлось основой их деятельности.
Эпоха Возрождения кардинально поменяла картину мира. На эти изменения повлияли открытия Николая Коперника (1473 - 1543). Геоцентрическая система уступила место гелиоцентрической, результатом чего стала десакрализация космоса, разрушилась иерархическая структура мироздания, которая была основана на Библии. Был провозглашен принцип самодвижения тел, а мир предстал в виде неизмеримой бесконечной сферы, где не существует ни неба, ни земли. Это повлияло на то, что стали уже не нужны интеллигенции, ангелы и неподвижный перводвигатель.
Философия Возрождения разделяется на два направления, которые взаимопредполагают друг друга: гуманистическое и антропоцентрическое, которое относится к середине XIV в. - середине XVI в., и натурфилософское, ко второй половине XV в. - началу XVII в.
Дух эпохи Возрождения проявился в сфере философии государства и права, и выразился в развитии учений о естественном праве и разделил политику и мораль.
В культуре эпохи Возрождения произошла глобальная смена общемировоззренческих устоев на всех уровнях, - от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного. Центром мировосприятия эпохи Возрождения был уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.2
Период позднего Возрождения напрямую повлиял на начавшуюся впоследствии эпоху научной революции. Открытия Коперника, Бруно и других ученых перевернули направления научных исследований как в астрономии, так и во всей науке в целом.
б) В чем суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров?
Джордано Бруно (1548 - 1600) родился в г. Нола, при рождении получил имя Филиппе. Проходил службу в войсках неаполитанского вице-короля. В 1562 г. был слушателем лекций в Неаполитанском университете. Когда вступал в доминиканский орден, взял себе имя Джордано. После того как он выразил сомнения в догмате Троицы, началось инквизиционное расследование. В попытках оправдаться Бруно пришлось бежать в Рим, а затем, он сбросил монашеское одеяние и бежал в Северную Италию, потом в Женеву. Франция, Англия, Германия, Чехия все эти страны увидел Дж. Бруно пока скрывался от инквизиции. После своего возвращения в Италию, он поступил на службу в Венеции домашним учителем в доме патриция Джованни Мочениго, который требовал открыть ему «тайные науки». Мочениго не преуспел в познании наук и выдал Бруно инквизиции. С 1592 г. Бруно пребывал в тюрьме, затем по приговору инквизиции его сожгли в Риме.
На преобразование мышления у Дж. Бруно повлияло самоизменение его личности и акт самопонимания. Главной идеей его философии являлось утверждение о том, что существует бесконечная Вселенная, актуально существующая и беспредельная. Вселенная, согласно Дж. Бруно является единой, неподвижной и бесконечной. Ее нельзя уничтожить, так как не существует вещи, в которую она бы превратилась, потому что она сама является любой вещью. В ней все постоянно движется и изменяется, она включает в себя бесконечное многообразие форм, индивидуальные объекты, бесконечные миров и т.п. Но ни один индивидуальный мир, ни одно явление, не могут иметь все частные свойства, модусы всех миров во Вселенной, и поэтому и явления и миры стремятся к этим модусам, в результате чего происходит движение, которое изменяет сами индивидуальные миры. Если Вселенная бесконечно многообразна, то она не имеет единого центра. Так же и индивидуальные миры, являющиеся составляющими Вселенной, не могут быть иметь точки отсчета. Вселенная «имеет столько центров, сколько существует индивидуумов». Но так как Вселенная является бесконечной, то в каком бы направлении мы ни двигались от такого центра, впереди всегда бесконечность. Поэтому, любой индивидуальный мир это центр и в то же время - периферия Вселенной. Человек тоже является таким миром, он также есть бытие единого.
Из этого можно сделать два вывода:
1) человек, являясь индивидуальным миром, в то же время является единством всеобщего и индивидуального, так как он бесконечен, неисчерпаем и имеет потенциальную возможность завладеть всеми модусами бытия;
2) желание обладать данными модусами может реализовываться только с помощью процесса познания.
Идея о бесконечности Вселенной влечет за собой вывод о том, что познание бесконечно, неисчерпаемо относительно Вселенной и каждого индивидуального мира, который является тождеством максимума и минимума, что и есть Богом. Исходя из этого, становится очевидным то, что идея Средневековья о причастии всего к Всеобщему субъекту теряет смысл. Задача познанать частных равноправных субъектов-индивидов, в качестве вселенных становится реальной. С одной стороны, формируется нововременное представление о природе, в соответствии с которым она совершенно противоположна субъекту познания, имеет бесконечное множество образов и выражается бесконечности ее познания субъектом, а с другой стороны - утверждается идея всеобщей одушевленности - панпсихизма, так как материя, которая наполнена жизнью и красками, наделяется субъектностью. Это объединяет познающего субъекта с познаваемым объектом и позволяет исследовать внешний мир в качестве самопознания индивида («О героическом энтузиазме»).3
Результатом познания, которое является любовью, становится то, что чем больше предмет становиться «своим», тем больше выявляется его чуждость и бездонность. Исходя из этого, познание не может являться спокойным созерцанием. Оно требует большой активности познающей личности («энтузиаста»), и в итоге становиться познанием самой себя («мои же мысли, на меня бросаясь, несут мне смерть...»). Новые функции и характеристики мышления проявляются в интеллекте, воле, чувствах, взаимодействие воли и интеллекта. Мышление, согласно Дж. Бруно не является всего лишь «всеохватывающей точкой», как у Николая Кузанского, оно является мышлением личности, происходящем в процессе спора двух логических начал - спора интеллекта и воли. Интеллект постигает вещи умом, согласно свойственным ему характеристикам, а воля постигает их натурально, в соответствии с их собственным значениям. Мышление обнаруживает свою амбивалентность. Деятельностью интеллекта является его активность. Но сама деятельность обнаруживает в интеллекте то, что он уже знает, тем самым показывает мнимость активности. Чтобы реализовать познание, необходимо самого себя превратить в предмет познания. А здесь и начинает действовать воля, которая отделяет предмет от субъекта. Истинное познание, согласно Дж. Бруно, возможно лишь в взамодействии интеллекта и воли.
в) Каковы основные положения политической философии Н. Макиавелли?
Италии конца XV - начала XVI в. характеризуется появлением начал социальной философии, которая делала акцент на анализе гражданского общества, политики и права. В стране из-за Итальянских войн в это время был глубокий кризис. Италия была конгломератом разных государственных образований: в ней были представлены демократические, олигархические и купеческие республики (города-государства), тирании, монархии, феодальные княжества. Для того, чтобы объединить Италии требовалось осмыслить представления об идеальном государе. С именем Никколо Макиавелли связано начало политической философии.
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) на политической арене появился в 30 лет. Он был избран вторым секретарем одной из канцелярий Флорентийской республики. В дальнейшем он занял должность секретаря Совета Десяти. После того как пала республика и вернулись Медичи Макиавелли оказался в тюрьме, а после его сослали в имение. В дальнейшем республика отказалась от его услуг в качестве секретаря.
Макиавелли принадлежат такие труды как «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве»,
Макиавелли провозгласил политическую мысль автономной от мысли спекулятивной и мысли этико-религиозной. К принципам такой мысли он относил реализм и концепцию умного государя. В трактате «Государь» были представлены практические советы, но они не являлись этическим кредо Макиавелли. Только с позиции политического поведения можно рассматривать проблему нравственных качеств правителя, а не человека вообще.
Согласно Макиавелли, в мире не существует места Божественному вмешательству. История опускается с небес, и становится исключительно человеческой. Свобода воли реализуется на земле. К основным терминам, которые ввел Макиавелли, относились «разум государства» и «переворот», который заменил собою «традицию». Переворот воплощает в себе природную необходимость, или закономерность, но не жестко детерминированную, та как история не является безличным ходом вещей. История является результатом воздействия судьбы. А судьба - это разрушительная река, к течению которой человек обязан приспосабливаться путем угадывания, узнавания и понимания ее границ. Приспосабливать же разнообразные и многочисленные помыслы людей может только умный правитель, который стремиться к завоеваниям, считает благом выигранное время, могущественен и использует религии, что и относится к его добродетелям. До этих пор, считал Макиавелли, смирение считалось христианством наивысшим благом для человека. Такой образ жизни привел к обессиливанию мира. Поэтому новая религия должна воспитывать мужество, гражданскую добродетель, любовь к земной славе. Религия и мораль должны быть подчинены политике. Критерий правильного государственного ведения дел - это успех и польза любой ценой. Государь же является разумным политиком, который применяет правила политической борьбы, ведущие к успеху. К таким правилам относятся: уметь быть недобродетельным, использовать добродетель только когда это необходимо. История, совершающаяся на земле, всегда бывает несовершенной, что и является объяснением политического поведения. Поэтому здесь необходима репутация добродетельности, но не сама добродетель, мнение, но не истина.
В труде «Государь» Макиавелли повествует не о наследственном монархе, а о «новом государе», который способен создать государство, по образцу Римской республики. Макиавелли считает, что разделение общества на страты является естественным, но оно не должно наследоваться, как это было у земельной феодальной аристократии, которая праздно жила на доходы от владений, так как такая ситуация является вредной для республики и враждебной для любой гражданственности.
Отличие политическая философия от философии Реформации, которая исследовала отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, заключалось в том, что она исследовала вопросы управления государством, существующим в действительности, а так же способы влияния на людей, приемы политической борьбы. Философия Макиавелли опиралась на следующие главные положения:4
- человек изначально имеет злую природу;
- эгоизм и стремление к личной выгоде являются движущими мотивами поступков человека;
- совместно существовать люди не смогут, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
- для того, чтобы обуздать низменную натуру человека и его эгоизм создается особая организация государство;
- правитель, руководя государством, не должен забывать о низменной природе своих подданных;
- правитель должен создавать впечатление благородности и щедрости, но в действительности не быть таковым, так как при взаимодействии с действительностью данные качества повлекут к противоположный результат (правителя свергнут либо далеко не благородные соратники либо противники, а казна уже пуста);
- правитель не имеет никакого права посягать на личную жизнь и имущество людей;
- в борьбе за освобождение родины от иностранного захватчика и за ее независимость правитель может прибегнуть к применению любых средств, в том числе аморальных и коварных.
Философия Макиавелли, была основана на реалистичном отношении к действительности, которая его окружала. В дальнейшем для большого числа политиков как средневековой, так и последующих эпох она стала определенным руководством к действию.
Задание 3. Дать определение понятиям
Антропоцентризм - (от греч. anthropos человек, kentron центр) позиция, в соответствии с которой, человек это центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм рассматривает веще исключительно с точки зрения целесообразности, т.е. телеологически. Антропоцентризма явно придерживался Сократ, значимые элементы антропоцентризма существуют в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, который истолковывает мир в терминах человеческого существования.5
Гуманизм - (от лат. humanitas человечность) рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания, объектом которого является ценность человека. Исключение составляет то, что отчуждает человека от самого себя, подчиняет его сверхчеловеческим силам и истинам или использует его для недостойных человека целей. Еще римляне, в частности Цицерон, называли гуманизм высшем культурным и нравственным развитием человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, которое в определенной мере противостояло схоластике и духовному господству церкви, и пыталось к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из заново открытых произведений древности. Век гуманизма осветил путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо считаются отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма являлись греки, которые приезжали или бежали из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон.
Неогуманизмом называется вновь возродившийся в конце XVII начале XIX в. интерес к античности. Неогуманизм представляли, прежде всего, Вильгельм фон Гумбольдт, далее Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер. Гуманизм в качестве разновидности прагматизма является также одним из направлений теории познания, в соответствии с которым все наше познание по своим мотивам, по своему объему и целям, - есть всегда только человеческое, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный Представитель этого гуманизма немецкий философ Ф. К. Шиллер. Гуманизм в духе французского экзистенциализма - это разновидность прагматизма, в соответствии с которым ценности блага и этические ценности существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.6
Секуляризация (от позднелат. saecularis мирской, светский) является процессом освобождения из-под контроля церкви и религии всех областей индивидуальной и социальной жизни. Понятие «секуляризация» своими корнями уходит в процесс разграничения религиозного и мирского, в обесценивание священных образов каких-либо сфер жизни. Какие-либо явления, действия вещи превращаются в мирские, когда в них перестает проявляться святое. Они становятся обычными эпизодами повседневной жизни: люди принимают пищу, для того чтобы насытиться, танцуют и поют для удовольствия эти действия являются секулярными, потому что они не имеют ни магического ни религиозного значения.
В античности мифология и сакральные институты были подвегнуты философско-рационалистической критике, что явилось основой «самостоянья» человека в границах обычной жизни: он не должен был просить у Богов то, чего мог достичь сам. В Европе начиная с XI - XII в. в руки светской власти из ведения духовенства перешли образование, судопроизводство, здравоохранение. В XVI в. Реформация дала огромный стимул к разграничению функций государства и церкви. Так, в протестантское учение о «мирском призвании» человека наделило его профессиональную деятельность религиозной ценностью. Утвердившееся самодержавие в России также основывалось на признании приоритета светской власти: «царство» выше «священства».
На современном этапе секуляризация определяется как ослабление действия религии и церкви на все области жизни социума. В итоге происходит обмирщение религии, активация светских форм деятельности религиозных организаций. Сегодня уже довольно сложно проповедовать образ Всевышнего в его традиционном понимании, уговаривать аудиторию в необходимости обращаться к нему для решения реальных задач. Язык религии становится чужим, как языку науки, так и языку повседневной жизни. Секулярными, то есть свободными от религии становятся все главные сферы жизни и институты современного социума, а именно государство и право, рыночная экономика, обычные, общественные и гуманитарные науки, искусство.
Идеи, определяющие современное сознание в различных сферах духовного творчества, являются самостоятельными и независимыми от религии системами. При этом секулярность в различных модификациях является отличительной чертой именно социума современного типа. Секуляризация является не одномерным механическим «преодолением религии», а трудным, морально двойственным и неоднозначным по своим итогам процессом. Исходя из изысканий, которые провели Э. Дюркгейм, Э. Трёльч, М. Вебер, а после этого П.А. Сорокин, П. Бергер, X. Люббе, основой нынешней светской европейской культуры является средневековая христианская культура. Больше того, развившиеся нестандартные религии и укрепившие позиции давным-давно сложившиеся церкви в конце ХХ в. дают основание говорить о возрождении религии в качестве непременного компонента европейской культуры.7
Макиавеллизм - термин, который применяется для обозначения беззастенчивой политики, суть которой заключается в достижении своих целей, путем игнорирования норм морали. Н. Макиавелли в действительности говорил, что всякое действие государства, а так же его правителя допускается, особенно в межгосударственных, внешних отношениях, если оно может обеспечить превосходства для своего собственного государства. Но отрыв политики от морали не был, изобретением Макиавелли. Это была и во многом остается настоящая политическая практика. Позднее, Г.В.Ф. Гегель настаивал на идеи о том, что мораль нужна индивидам, а в отношениях между странами - прав тот, кто сильнее. Постепенное становление цельного общества и подлинно мировой истории полагает, что мораль начнет все больше охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и область политики и отношений между странами.8
Пантеизм (греч. pan всё и theos Бог) учение о том, что все есть Бог; учение, которое обожествляет Вселенную, природу (пантеизм в качестве религиозного натурализма).Как говорил Шопенгауэр: «Пантеизм это, прежде всего, форма атеизма».
Пантеизм подразделяется на четыре основные формы:
1) теомонистический пантеизм, согласно которому существует только Бог, а мир лишен самостоятельного бытия;
2) физиомонистический пантеизм, суть которого состоит в том, что существует только мир, природа, которую сторонники этой формы считают Богом, тем самым лишают Бога самостоятельного существования;
3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
4) имманентно-трансцендентный пантеизм, в соответствии с которым Бог проявляется в вещах.9
Протестантизм является формой христианства, которая со времен Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась, в основном, в лютеранской и реформатской церкви, а также в многочисленных свободных церквах и сектах. Протестантизм - это противоположность католицизма. Суть его заключается в оправдании христиан при помощи только одной благодати, в общем для всех верующих духовенстве и личной религиозной ответственности христиан. Сам термин «протестантизм» происходит от «протеста» (protestation), который 19 апреля 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями. Суть протеста заключалось в несогласии с запрещением церковных реформ. Современный протестантизм характеризуется спорами вокруг тезисов диалектической теологии, в частности в связи с экзистенциализмом.10
Список использованной литературы
1 Якушев А. Философия (конспект лекций) М.: Приор-издат, 2004. - с.42
2 Философия. Алексеев. Панин. 2005г. с. 124
3 Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001 с. 127
4 Якушев А. Философия (конспект лекций) М.: Приор-издат, 2004. - с.50
5 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
6 Философский энциклопедический словарь. 2010.
7 Философский энциклопедический словарь. 2010.
8 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
9 Философский энциклопедический словарь. 2010.
10 См. там же