Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
Предмет философии |
Структура философии |
Философские науки |
Функции философии |
Философия это универсальное, рациональное знание о мире и месте человека в мире. Проблемы философии имеют всеобщий, предельный характер. В отличие от науки, которая говорит о части мира, философия познает мир в целом. В отличие от религии, опирающейся на веру, философия основана на критикующем разуме. |
Онтология учение о бытии Гносеология учение о познании Социальная философия учение об обществе Антропология учение о человеке Аксиология учение о ценностях Методология учение о методах |
Логика учение о мышлении Этика учение о добре и зле Эстетика учение о прекрасном и об искусстве |
1Познавательная (гносеологическая) 2.Мировоззренческая (создает целостную картину мира и человека) с этой функцией связано эвристическое значение философии, она способна наводить на новое знание. 3.Аксиологическая (дает представлений об основных ценностях 4.Методологическая 5.Критическая 6.воспитательная (рекомендует человеку следовать положительным нормам и идеалам нравственности) 7.прогностическая (способна предсказать общий ход развития) 8 гуманистическая позволяет определять смысл жизни. |
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
Философия и культура |
Философия и мировоззрение |
Философия и картина мира |
Философия ядро духовной культуры Мифология рассказы о богах и героях Религия представления и поведение , основанные на вере в сверхъестественное (Бог). Различают политеизм - многобожие, напр., буддизм и монотеизм -единобожие, например, христианство, иудаизм, ислам. Различают также мировые религии (буддизм, христианство и ислам) и национальные иудаизм, конфуцианство, индуизм) Наука познавательная деятельность направленная на получение истинного объективного, обоснованного, систематичного знания. |
Мировоззрение -система представлений о мире и человеке. Имеет разные типы: обыденное, религиозное, философское. Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения. Религиозное мировоззрение имеет след. виды: теизм понимает Бога как основу мира и его творца, контролирующего мировые процессы; деизм полагает, что Бог создав мир не вмешивается в его дела; пантеизм отождествляет Бог и Мир провиденциализм религиозное понимание истории как управляемой Богом. Идеология -система взглядов социальной группы, класса, партии на общество и свое место в нем. |
Картина мира -система представлений о природе, существует в разных формах. Мифологическая картина мира переносит отдельные черты человека на мироздание, т.е. антропоморфна, наполняет мир духами (анимизм)., в основе ее мифы (сказания о Богах и героях) Религиозная картина мира основана на священном писании, дает готовые, неподвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы. Научная картина мира система представлений о природе, возникшая в естествознании. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ГЕНЕЗИС) ФИЛОСОФИИ
Философия появляется 7-6 вв до н.э. в Древней Греции (как теоретическое мировоззрение), Древней Индии и Древнем Китае
Философия появляется как критическое преодоление мифологического сознания
Термин «философия ввел Пифагор в 6 в.до н., переводится как любовь к размышлению, любовь к мудрости.
Западная (древнегреческая) философия, стремится познать мир,
восточная философия больше внимания уделяет духовному миру человека, имеет практический характер
Китайская философия: Конфуций уделяет большое внимание семье и государству. Даосизм считает дао безличным мировым законом.
Переход от мифологического осмысления мира к философскому можно проследить в китайском произведение «Книга перемен»
Индийская философия большое внимание уделяет духовному миру человека. Выделяет брахман как духовную первооснову мира и Атман как субъективную первоосномву
буддизм полагает, что человек- страдающее существо, цель жизни -освободиться от страдания через достижение нирваны
МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ
Метод совокупность правил и процедур для получения знания. |
вид |
представители |
особенности |
Диалектика- учение о развитии, метод требующий рассмотрения взаимосвязи и развития явления |
Стихийная диалектика |
Первые греческие философы - Гераклит |
Первым ввел понятие диалектика Сократ, рассматривал диалектику как движение понятий. |
Идеалистическая диалектик |
Г.Гегель (18-19 вв.) открыл содержание трех законов диалектики (единство и борьба противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания) |
Логико-гносеологическая диалектика -развивается прежде всего Абсолютная идея (мировой разум) |
|
Материалистическая диалектика |
К. Маркс, Ф. Энгельс утверждали, что законы диалектики имеют универсальный характер. |
Развивается мир, мышление человека- отражение развития мира |
|
Метафизика - учение о первоосновах мира, метод требующий нахождения вечных и неизменных истин о началах мира, познания и человека. |
Термин ввел Андроник Родосский как название книги Аристотеля |
НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Название направление |
Виды направления |
Представители |
Материя понимается как: |
Материализм - утверждает, что основой мира является материя. |
Стихийный материализм |
Первые греческие философы (Фалес, Гераклит, Демокрит) |
Стихии: вода, воздух, земля, огонь |
Механистический материализм |
Французский материализм 18 в. (Гельвеций, Гольбах, |
материальная субстанция, вечная и неизменная, подчиненная механическим законам |
|
Антропологический материализм |
Л. Фейербах Н.Г. Чернышевский |
Человек понимается как природное, телесное существо. |
|
Диалектический материализм |
Марксизм (Маркс, |
Материя - объективная реальность, познаваемая человеком |
|
Идеализм утверждает, что основой мира является духовное начало |
Объективный идеализм Субъективный идеализм |
Платон-основоположник идеализма, Гегель, В. Соловьев Дж. Беркли, Э. Мах |
Материя вторична, первичен объективный дух, то есть существующий независимо от сознания человека. (Бог) Материя вторична, первично сознание отдельного человека (субъекта) |
Рационализм утверждает, что основой познания является разум (мышление)человека |
Р. Декарт -основоположник р-а Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. Гегель |
||
Эмпиризм утверждает, что основой познания является чувственный опыт. |
Ф. Бэкон -основоположник эмп. Нового времени Д. Локк, Д. Беркли, |
||
Скептицизм (агностицизм) - сущность мира непознаваема. |
Древний . -Пиррон (основоположник) скептицизм нового времени Д. Юм., Э. Кант |
По мнению скептиков «знания о вещах изменчивы и текучи и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом.» |
АНТИЧНОСТЬ 7 в.до н.э. 6 в. н.э.
Общие особенности |
Этапы |
Школы и философы |
Идеи и направления |
Высказыв. |
1. Космоцентризм: преимущественное изучение космоса, упорядовенного мира, противостоящего хаосу. 2.Исходная проблема поиск первоначала бытия 3.Природа идеал гармонии исовершен. 4.Человек -микрокосмос |
1.Досократики 7-5 вв до н.э. |
Ионийская Школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит Пифагорейский союз: Пифагор ввел термин философия Элейская школа: Парменид, Зенон Софисты: Протагор, Горгий Демокрит |
Стихийный материализм(учение о стихиях как первооснове мира Стихийная диалектика Основа мира -число и гармония Бытие вечно и неподвижно, движения нет истина относительна, главное у- умение манипулировать понятиями Мир состоит из атомов и пустоты |
Человек есть мера всех вещей |
Обращение к размышлениям о человеке и обществе Первые попытки создать систему философии |
2.Классика 5-4 вв до н.э. |
Сократ первым провозгласил человека предметом философии. Платон создатель школы «Академия», автор диалогов: Государство, Пир, Тимей. Аристотель создатель школы «Ликей», автор книг Метафизика, Физика и др. |
Майевтика метод познания Объективный идеализм Идеи вещей основа мира Учение о врожденных идеях бессмертие и бестелесность дущи, учение об идеальном государстве Подлинным бытием обладают единичные вещи. Первым начал различать философию и науку, критика идеализма Платона. Учение о государстве |
Знание это добродетель |
Большое внимание уделяется этике, ответу на вопрос как должен жить человек |
3.Эллинизм 4 в. до н.э. - 6 в. н.э. |
Киники Диоген (циники) Эпикурейцы Стоицизм Зенон (основоположник), Сенека Марк Аврелий Скептицизм Пиррон, Неоплатонизм - Плотин |
Смысл жизни в следовании закон природы, необходимо отказаться от всего лишнего. Аскетизм Смысл жизни в счастье, которое понимается как стремление к удовольствию. Цель мудреца достижение атараксии, равнодушия и блаженства. Гедонизм Смысл жизни в подчинении законам судьбы. Цель мудреца -апатия, нечувствительность к боли. Аскетизм Сущность мира непознаваема Цель жизни самопознание и достижение состояния божественного экстаза |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 4-14 вв.
Общие особенности |
Этап и его содержание |
Философы и направления |
Идеи и проблемы |
Религиозная философия. Предмет философии Бог и душа человека. Выделяют христианскую и исламскую средневековую философии. |
Апологетика и патристика (4-8 вв): защита христианства от критики язычников, создание христианского мировоззрения. Схоластика (9-14 вв) философия, которую изучали в школах и университетах |
Аврелий Августин 4-5- вв. автор «Исповеди» и «О граде Божием» Росцелин, У. Оккам (номинализм) , Фома Аквинский (реализм) Тертулиан, Бернар из Клерво (антиинтеллектуализм) , Петр Абеляр (интеллектуализм) Оксфордская школа: Д. Скотт, У. Оккам Самый знаменитый схоласт Фома Аквинский 13 в. автор «Суммы теологии» - создал систему схоластика, получившей название томизм, сейчас неотомизма и ставшего официальной доктриной католической церкви |
Теоцентризм (Бог -основа мира) Креационизм (Бог творит мир) Человек -подобие божие, обладает свободной волей. Смысл жизни спасение души. Линеарная модель истории, смысл истории построение царства Божия. Проблема универсалий (номинализм и реализм) Проблема веры и разума (антиинтеллектуализм, интеллектуализм, теория двойственной истины) Доказательство бытия Бога (пять таких «доказательств» сформулировал Фома Аквинский Теория двух истин У. Оккам: философия религия (вера и разум) автономны, он же сформулировал методологический принцип, который называется «бритва Оккама»: не умножай сущности сверх необходимого» |
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 14 16 ВВ.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ |
Философы и направления |
1. Восстановление идеалов античности 2.Антропологизм человек понимается как центр мира. 3.Гуманизм учение о достоинстве и самодостаточности человека. 4. Пантеизм учение о тождестве Бога и Мира, развивал Д. Бруно 5.Реформация -движение за реформу католической церкви. М. Лютер. 16 в. |
Данте и Петрарка великие поэты и философы их творчество лежит в основе Возрождения. 14 в. Флорентийская Платоновская Академия. М. Фиччино идеи антропологизма, человек - смертный Бог. 15 в. Н. Макиавелли автор работы «Государь», полагал, что природа человека и судьба стечение обстоятельств определяют историю общества. Цель истории создание сильного национального государства. Э. Роттердамский автор книги «Похвала глупости» Т. Мор ( Утопия) Т. Кампанелла (Город Солнца) создатели коммунистических утопий. Д. Бруно ( 16 в.) новая натурфилософия, в основе которой учение Коперника. Сторонник пантеизма, учения о тождестве Бога и Мира. |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 17 -19 ВВ
Этапы |
Общие особенности |
Философы, направления, проблемы. |
Высказывания |
17 в. |
1. Предпосылкой философии нового времени является реформация и научная революция 17 в. 2. Ключевой проблемой периода является проблема метода познания. 3.Ведущие направления периода эмпиризм и рационализм. 4. Характерным для этой эпохи является вера в безграничные возможности человека. |
Ф. Бэкон (1561-1628) английский философ, основоположник эмпиризма. Создал теорию идолов (предрассудков познания), учение о ключевой роли эксперимента, учение об индуктивном методе познания. Английские эмпирики : Дж. Локк ( сенсуализм, материализм) критиковал врожденные идеи Р. Декарта, создал учение о первичных и вторичных качествах, основоположник либерализма. Д. Беркли (субъективный идеализм). Д. Юм (скептицизм) Р. Декарт (1596 -1650) французский философ, математик, физик, основоположник рационализма. Создал учение о дедуктивном методе познании. Исходный принцип метода принцип сомнения. Учение о врожденных идеях: материальная, духовная субстанция и Бог. Деист, т.е. полагал, что Бог создав мир не вмешивается в его дела. Создал дуалистическое учение о мире (две субстанции) Создатель механической картины мира. Последователи : Б. Спиноза (17 в) наделял материю двумя свойствами (атрибутами) протяженностью и мышлением. Г. Лейбниц 18 в. |
Знание это сила (Бэкон) Существовать значит быть воспринимаемым (Беркли) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт) |
18 в |
Эпоха Просвещения - культ разума, критика религии и деспотизма. Преддверие Французской буржуазной революции 18 в. |
Вольтер основоположник Просвещения. Французская энциклопедия издавалась Д. Дидро и Даламбером -пропаганда либеральных ценностей и материализма. Французский материализм (Гольбах, Дидро, Гельвеций) учил, что мир вечен, материален, подобен машине, подчинен однозначным законам (фатализм) механический и фаталистический характер. Либеральная философия (Д.Локк): теория общественного договора, идея естественного равенства людей, теория прав человека. Немецкое Просвещение : Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете. Гердер создает учение о развитии культуры общества. |
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18 ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВВ.
Философы |
Особенности |
И. Кант (1724-1604) основоположник немецкой философии этапы творчества: докритический («Всеобщая история и теория неба» - критический («Критика чистого разума» -новая теория познания», «Критика практического разума новое учение о морали» ) |
-идея развития и взаимосвязи в природе, возрождающая диалектический подход к природе.) -главная проблема -нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей. -скептицизм |
Г. Гегель (1770-1831) создатель идеалистической диалектики. Автор книг «Энциклопедия философских наук», «Феноменология сознания», «Философия истории» оказал большое влияние на Маркса и Энгельса |
-создатель системы объективного идеализма, ключевым понятием которой является «мировой разум» или «абсолютная идея» -создал логико-гносеологическое учение о диалектике, раскрыл содержание законов диалектики (развития) -понимал историю как целостный процесс движения общества к свободе. Утверждал, что все разумное действительно, а действительное -разумно |
И. Шеллинг - Г. Фихте Л. Фейербах автор книги «Сущность христианства» оказал большое влияние на Маркса и Энгельса. |
-объективный идеалист, создал идеалистическую натурфилософию. - субъективный идеалист - создатель антропологического материализма. |
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ
Общие особенности |
Этапы |
Религиозная философия появляется в России в 11 в. после крещения Руси. Считается, что первым философом был митрополит Илларион, автор проповеди «Слово о законе и Благодати» Светская философия в России появляется в 18 в. антропологичность -большое внимание к проблеме человека. Большое внимание нравственным ценностям Одна из центральных проблем -место России в историческом процессе. |
18 в. - время знакомства с западной философ. Мыслью: М.Ломоносов, А. Радищев, Г. Сковорода |
Первая половина 19 в. П.Я. Чаадаев -первым поставил вопрос о месте России в истории, автор книги «Философические письма» славянофилы (А. Хомяков, п. Киреевский) -идейное течение утверждавшее самобытность России благодаря православию и крестьянской общины) западничество (А. Герцен, М. Бакунин, Кавелин, Чернышевский, Плеханов) идейное течение утверждавшее неизбежность России по пути западной цивилизации. Евразийцы утверждают, что Россия -особое географическое пространство, синтез славянского и тюркского (туранского) компонентов культуры |
|
Вторая половина 19 в. - Н.Я. Данилевский - «второй, младший» славянофил, создал учение о культурно-исторических типах, автор книги «Россия и Европа» Соловьев В.С. - учение о всеединстве, автор книг «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве» Н. Федоров создатель русского космизма, автор книги «Философия общего дела» Н.Г. Чернышевский- сторонник антропологического материализма. |
|
Первая четверть 20 в. -русский религиозный ренессанс Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Н.А. Бердяев рассматривал свободу как условие творчества, полагал, что техника убивает душу человека. В.И. Вернадский создатель естественнонаучного направления русского космизма, а также учения о ноосфере. |
ФИЛОСОФИЯ 20- 21 ВВ
Направления , школы и идеи |
Философы |
Неклассическая философия отвергает разум как принцип устройства мира и человека. |
Поворот к неклассической философии совершили философы 19 в. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницше. |
Иррационализм отвергает роль разума в познании мира, противопоставляют ему волю (волюнтаризм) , интуицию (интуитивизм), мистическое озарение (мистика) |
Основоположником европейского иррационализма ( в форме волюнтаризма) был А. Шопенгауэр. |
Позитивизм направление 19 в, утверждал, что все знание может быть получено наукой, философия становится ненужной. |
Основоположник позитивизма О. Конт, открывший закон трех стадий развития общества (религиозный, метафизический и позитивный этапы) |
Аналитическая философия совокупность учений 20 в., рассматривавших философию как способ анализа языка. Выделяют этапы (виды) 1. логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна, 2. неопозитивизм (Венский кружок -М. Шлик, Р. Карнап), 3. критический рационализм К. Поппера, 4. Постпозитивизм. Т. Куна, П. Фейерабенда. |
Основоположники аналитической философии Б. Рассел и Л. Витгенштейн понимали философию как анализ языка науки, создали для этой цели первый вариант математической логики (исчисление высказываний) Неопозитивисты утверждали, что неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. |
Фрейдизм создан З. Фрейдом, выделившим в структуре сознания бессознательное (Оно), Я (сознание) и Сверх-Я. Утверждает, что цель влечений человека получение удовольствия. |
Учениками З. Фрейда были: Карл Юнг, создавший учение о коллективном бессознательном и архетипах, как его основе. 2. Э. Фромм написавшем книгу « Иметь или быть» и «Бегство от свободы» |
Экзистенциализм философия существования. Бытие понимает как не расчлененную целостность субъекта и объекта. Бытие непосредственно дано человеку как экзистенция. Человек понимается как свобода (Сартр), осознание смысла жизни человеком происходит в состоянии пограничной ситуации, в обыденном состоянии жизнь человека бессмысленна, сам человеке одинок, испытывает страх, тоску и отчаяние. Выходом из такого состояния является бунт ( стихийный протест) |
Термин экзистенция ввел С. Кьеркегор Германия: М. Хайдеггер (»Бытие и время»), К. Ясперс Франция Ж.П. Сартр («Бытие и ничто»), А. Камю «Бунтующий человек» Россия Л. Шестов, Н. Бердяев |
Герменевтика искусство и теория понимания и истолкования текстов и индивидуальности человека. |
Создатель философской герменевтики Г. Шлейермахер (19 в.), самым знаменитым герменевтиком 20 века был И. Гадамер |
Структурализм направление в гуманитарном знании и философское направление, которые полагают, что в основе познания должно лежать выделение структуры (совокупность инвариантных отношений). лежащей в основе изучаемого множества объектов |
Возникает первоначально в лингвистике и литературоведении. Знаменитые структуралисты француз Леви-Стросс, в России Ю. Лотман. Постструктурализм -М. Фуко |
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Категории |
Взаимосвязанные категории |
Направления, концепции |
примечания |
Бытие -существование чего либо, предельно общая характеристика мира |
небытие |
Метафизика -учение о первоосновах бытия онтология учение о бытии |
Первым проблему бытия поставил Парменид в 5 в до н.э. |
Субстанция 1)первооснова мира, 2)нечто, что не нуждается в другом для своего существования. 3) основа единства бытия |
Атрибут (свойство) |
Монизм -учение об одной субстанции, лежащей в основе мира Дуализм -учение о двух субстанциях (первоначалах) Р. Декарт Плюрализм учение о множестве субстанций. Г. Лейбниц |
|
Материя объективная реальность, познаваемая человеком. |
Сознание |
Материализм утверждает, что основой мира является материя. Идеализм утверждает, что основой мира является дух, сознания. Теизм утверждает, что материя сотворена и потому не является субстанцией. |
Вопрос о соотношении материи и сознания Ф.Энгельс назвал основным вопросом философии |
Движение изменение вообще, единство изменчивости и устойчивости |
Покой -момент всякого движения |
Учение о формах движения создал Ф. Энгельс |
|
Пространство всеобщее свойство материи, которое выражается в протяженности, структурности и сосуществовании объектов. |
время |
Субъективный идеализм рассматривает пространство и время как свойства сознания. ( И. Кант) Субстанциональная теория рассматривает пространство и время как независимые от движущейся материи (И. Ньютон) Реляционная теория рассматривает их как свойства движущейся материи (А. Эйнштейн) |
Специальным свойством пространства является трехмерность и изотропность |
Время всеобщее свойство материи, которое выражается в длительности и последовательности изменений. |
пространство |
Специальным свойством времени является однонаправленность и одномерность |
|
Развитие- вид движения, процесс поступательного и направленного, качественного изменения объекта. |
Выделяют виды развития: прогресс и регресс |
Диалектика учение развитии метафизика -учение и метод отвергающее развитие |
Развитое учение о развитии (диалектика) возникает в конце 18 -середине 19 вв. в немецкой классической философии. (Г. Гегель) |
Система целостность взаимосвязанных элементов |
Элемент, структура система связей между элементами |
Синергетика теория самоорганизации сложных систем. |
|
Детерминация взаимосвязь и обусловленность явлений Выделяют след.виды связей: причинная, генетическая, структурная и т.п. |
Причина, следствие, закон, необходимость, случайность Закон -устойчивая, необходимая ,повторяющаяся связь явлений.. Выделяют законы динамические и статистические |
Детерминизм учение об обусловленности явлений и процессов. Индетерминизм учение отвергающее всеобщую обусловленность явлений в мире |
УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ.
Категори |
Взаимосвязанные категории |
Направления, концепции |
примечания |
Сознание -свойство высокоорганизованной материи (мозга) познавать, общаться, оценивать мир, людей и самого себя. Так понимает сознание диалектический материализм. Источником сознания для материализма является объективный мир В структуру сознания входят восприятие, мышление, эмоции, воля, мотивация и др. |
Бессознательное ( учение о нем создал З. Фрейд) Язык система знаков, с помощью которой можно получать, передавать и хранить информацию. Материальная оболочка мысли (К. Маркс) Учение о языка как бессознательном есть у Лакана Сознание и мышление идеальны, активны и взаимосвязаны. |
Вульгарный материализм отождествляет мысль и материю (мозг) Фохт, Бохнер, Молешотт Диалектический материализм рассматривает сознание как результат эволюции такого свойства материи как отражение (раздражимость, инстинкты, чувствительность, психика ) |
Вопрос об отношении материи и сознания называется основным вопросом философии (Ф. Энгельс) |
Субъект познания источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. |
Объект познания то на что направлена познавательная деятельность субъекта. |
||
Практика материальная деятельность людей, существует в форме труда, научного эксперимента, бытовой и игровой деятельности. |
Познание -постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия. |
Учение о практики разработано в марксистской философии |
Функции практики: 1) основа познания. 2) критерий истины 3) источник познания |
Чувственное познание познание с помощью органов чувств, существует в форме ощущений (познание отдельных свойств вещи), восприятий (познание целостности вещи) и представлений (способность воспроизводить по памяти образ предмета |
Рациональное познания |
Эмпиризм полагает, что основой познания являет опыт человека. Сенсуализм разновидность эмпиризма, утверждает, что основой познания являются ощущения и восприятия. |
|
Рациональное познание (мышление) -отражение в понятийной и образной форме свойств и законов мира и человека, Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение |
Чувственное познание Интуиция -способность непосредственного постижения истины, без доказательства |
Рационализм -учение о том, что мышление является основой и источником знания. Иррационализм учение отвергающее разум как основу познания |
|
Истина свойство знания соответствовать действительно |
Ложь (преднамеренное искажение знания о действительности), заблуждение Практика Убеждение знание соединенное с верой Гипотеза -недостаточно обоснованное знание Вера -оценка информации как истинной без достаточных оснований |
Классическая теория или теория соответствия (Аристотель) прагматизм рассматривает истину как полезность (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) конвенциональная теория рассматривает истину как результат соглашения (А. Пуанкаре) |
Диалектико-материалистическая трактовка истины полагает, что истина есть процесс, она неразрывно связана с практикой. |
Виды и процедуры познания: объяснение-выявление сущности явления и подведение его под закон понимание -установление смысла и значение текста |
Дедукция вид рассуждения, предполагающий движение мысли от положений большей общности к положениям меньшей общности. Индукция вид рассуждения, предполагающий движение мысли от факта к закону, от менее общего суждения к более общему. Анализ - - операция по мысленному или фактическому разложению явления на части Синтез -мыслительная операция по воссозданию целостности исследуемого объекта на основе проведенного анализа. Абстрагирование -мысленная операция по отвлечению от несущественных свойств объекта и выделения существенных обобщение -переход от единичного к общему, |
||
Наука вид познания, направленный на получение объективных, систематических, обоснованных знаний о мире. Выделяют эмпирический и теоретический уровень научного знания. Научная картина мира целостная система представлений о мире, его свойствах и законах, которая создается на основе достижений науки. Естествознание науки о природе Технические науки изучают конструирование объектов ( философия техники -Э. Капп 19 в.) Гуманитарные науки направлены на изучение духовной деятельности. |
Обыденное знание знание о повседневности, носит несистематический характер, может быть необоснованным. Квазинаучное (псевдонаучное) например, алхимия. Паранаучное, существующее на стыке познанного и непознанного, напр., парапсихология. Уровни научного знания: эмпирический (факты, эмпир. Закономерности) теоретический (гипотезы, законы, теории) идеалы научного познания -совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания. Методы научного познания: эмпирические: измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование теоретические: формализация, математизация, мысленный эксперимент |
Философия науки появляется в 20 в. верификационизм создали философы Венского кружка фальсификационизм создал К. Поппер учение о научных революциях создал Т. Кун в книге «Структура научных революций» Концепция научной революции как смены парадигм или исследовательских программ разработали Т. Кун и И. Лакатос. |
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА и ЦЕННОСТЕЙ
Ключевые понятия |
Направления и учения |
Антропосоциогенез -процесс происхождения человека, факторами антропосоциогенеза являются: биологические особенности человека, труд, общение, речь. Человек- биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившийся из них в процессе антропосоциогенеза. Личность динамичная, целостная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качества человека, свободный и ответственный субъект социального действия. В философии личность понимается как продукт общества и субъект общ. отношений. Свобода воли личности -способность различать и выбирать между добром и злом. Учение связанные с понятием «свобода»: Фатализм -учение о том, что действие человека предопределено заранее провиденционализм -учение о том, что действия человека определяются волей Бога волюнтаризм учение о том, что человек в своих действиях произволен. Смысл жизни осознание человеком себя как личности и цели своего существования. Учения о смысле жизни: -смысл жизни в спасении души полагает религиозная философия (Тертуллиан, А. Августин, Фома Аквинский) -смысл жизни в служении обществу считали Платон, Гегель, марксисты - смысл жизни доступен человеке в пограничных ситуациях, в остальное время жизнь человека бессмысленна полагают экзистенциалисты (Камю, Сартр) Ценности социальные определения объектов, которые выявляют их положительное или отрицательное значение для человека и общества. |
Биологизаторский подход к человеку основан на работе Ч. Дарвина «Происхождение человеке и половой отбор», сторонником такого подхода был социал-дарвинизм (Г. Спенсер) Антропоцентризм направление в философии, рассматривавшее человека как центр мира, распространенная позиция в эпоху Возрождения Гуманизм учение о достоинстве и самодостаточности человека. Возникает в эпоху Возрождения, высшей формой гуманизма считается философия И. Канта. Персонализм признает личность высшей творческой и духовной реальностью, а весь мир ее проявлением. Аскетизм учение требующее ограничения потребностей человека. Гедонизм -учение, видящее смысл жизни человека в счастье и удовольствии. Утилитаризм учение, полагающее, что человек в своих действиях руководствуется выгодой и пользой. Нигилизм мировоззрение, отвергающее ценности, идеалы общества. Плюрализм учение о множественности ценностей Индивидуализм мировоззрение, которое утверждает приоритет целей отдельных личностей над общественными целями. Коллективизм -мировоззрение утверждающее приоритет общественных целей над личными. Экзистенциализм учение о свободе и ответственности человека ( М.Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю) |
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Категории |
Направления и учения |
Общество -относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное совместной деятельностью людей. Сфера общества социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, политико-правовой, духовной и социальной жизни. Выделяют следующие сферы общества: экономическую (материальная) возникает по поводу труда, т.е. Целесообразной деятельности человека, направленной на создание мат. И дух. Благ. политическую ( возникает по поводу власти),включающая государство, партии и т.п. Социальную (возникает по поводу неравенства) включает группы, общности, соц. институты., духовную ( возникает по поводу ценностей и знаний) включает мораль, религию, право, искусство, науку, философию и т.п.) Материальное производство главный фактор общественного развития ( марксизм) Способ производства материальное производство на определенном этапе его развития. Производительные силы: средства производства (орудия труда и инфраструктура), человек, наука. Главной производительной силой является человек. Коренные изменения в характере и воздействии человека на природу называются технической революцией. Гражданское общество совокупность социальных групп, общностей, организаций, защищающих интересы личности, служащих своеобразным буфером в отношениях между личностью и государством. Степень развития гражданского общества свидетельствует о степени демократичности данного общности. Государство -социальный институт, осуществляющий управление обществом на данной территории, обладающий монополией на легитимное насилие (суверенитет) Культура социальный опыт человечества, материальные и духовные ценности, созданные человечеством. - формы деятельности людей по воспроизводству и обновлению соц. бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Система надбиологических программ чел. жизнедеятельности. Выделяют материальную (вещи) и духовную (идеи) культуру, различие между ними относительно. Термин «культура» введен в эпоху Просвещения (18 в.) И. Гердером. Цивилизация -1. этап развития общества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) 2.наднациональная общность народов и государств, для которой характерны общие культурные особенности и тесные исторические связи. ( О. Шпенглер, А. Тойнби) Глобальные проблемы проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и требующие совместных усилий многих государств. (проблема войны и мира, энергетическая, экологическая, продовольственная проблемы, проблема СПИДа и др.) Черты гл. -ускоренное развитие СМИ, техники. Глобализация -процесс интернационализации всех сторон жизни современного мира. |
Натуралистическое понимание истории рассматривает природные факторы в качестве определяющих в обществ. Напр., географический детерминизма Ш. Монтескье, космизм русских философов Н.Федорова и В.Вернадского. Воследний создал учение о ноосфере рациональном отношении природы и общества, когда человек возьмет на себя ответственность за регулирование природных процессов. Демографический детерминизм Т. Мальтуса Учение о коэволюции совместное, взаимосогласованное развитие природы и человека. Идеалистическое учение об обществе рассматривает сознание отдельных людей либо духовную сферу общества (религия, мораль, наука и т.п.) как главный фактор строение и развития общества.(Платон, Гегель ) Материалистическое понимание истории рассматривает материальное производство как главный фактор существования и развития общества. Это учение создал К. Маркс, он же ввел понятие Общественно-экономической формации -общества на определенном этапе своего развития. В формации выделяют базис (экономические отношения) и надстройку (духовные и политические отношения. Выделил 5 формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую Марксизм полагает, что народные массы являются движущей силой истории. Сциентизм полагает, что общественный прогресс связан с развитием науки. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Цивилизационный подход к истории предполагает существование множества равноценных по уровню зрелых культур. Современный этап в развитии цивилизации характеризуется неравномерностью и нелинейностью соц. изменений. Теория постиндустриального общ6ства создал Д.Белл, О. Тофлер Футурология совокупность представлений о будущем человечества: кризис и закат Европы предвещал О. Шпенглер; о»третьей волне» в развитии цивилизации писал О. Тофлер; об опасностях массового общества писал Ортега-и-Гассет; о «конце истории» Ф. Фукуяма |