Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ 31 АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

ЛЕКЦИЯ № 31

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.

     В VII в. в жизни арабов-бедуинов началось разложение родоплеменных отношений, стала выделяться, племенная знать, развивалась торговля, сложилась арабская письменность и появилась новая мировая религия - ислам, провозглашенная Пророком Мухаммадом (с. а. с.) (570-632гг.). Самоназвание «араб» в переводе с арабского означает -  «пустынные земли». Арабы делятся на три группы: а) вымершие, древние арабы, такие племена как самуд, 'ад, джадж; б) чистокровные арабы, потомки Йа'руба бин Йашджуба бин Кахтана - арабы-кахтаниты; в) арабизированные арабы, потомки пророка Исмаила - арабы - аднаниты.

     Ислам провозгласил веру в единого Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признавались покорность Богу, частная собственность и определенные нравственные заповеди.

     Ислам (с араб, «покорность богу») закрепил деление общества на богатых и бедных, повиновение властям и власть мужчины над женщиной. Появилась мусульманская религиозная община во главе с Пророком. Созданные ею военные отряды начали борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. Аравия стала единым государством, столицей которого стал Ясриб получивший название Медина-таль-Наби «город пророка».

     В 632 г. Пророк умер. Новых правителей мусульман стали называть халифами. Первым халифом («заместителем пророка») стал Абу-Бакр «ас Сиддикъ» (573-634гг.) тесть и друг Пророка. При нем был упорядочен Коран (священная книга мусульман), месяц откровения -  Рамазан - стал временем поста, а момент бегства в Медину («хиджры») - началом мусульманского летоисчисления.

     При втором халифе Омаре ибн аль Хаттабе (581-644гг.), арабы, вдохновленные священной идеей джихада, обрушились на соседние страны. 20 августа 636 г. армия халифата под командованием Халида ибн аль Валида разбили на р. Ярмук в Сирии 50-ти тысячную византийскую армию, а летом 637г. у г. Кадисия на Евфрате сасанидскую. заняв столицу Ирана г. Ктесифон. Арабы завоевали Сирию, Месопотамию (по-арабски Ирак), Палестину и Египет. Под предлогом борьбы с язычеством Омар уничтожил Александрийскую библиотеку. По легенде он сказал: «все, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соответствует Корану, не годится для мусульман».

     В 642г. у г. Нехавенд арабы разбили последние остатки войск шаха Йездигерда III и Иран пал. В 651г. арабы завоевали восточный Иран и среднеазиатский Мерв. «И век настал великого Омара, и стих Корана зазвучал с минбара» - такими словами закончил поэму «Шахнаме» великий персидский поэт Абулькасим Фердауси.

     При третьем халифе Османе бин Аффане (644-656гг.) была составлена окончательная редакция Корана, вся власть в халифате сказалась в руках родственников и приближенных халифа, что вызвало недовольство арабов и его убийство.

     Четвертым праведным халифом стал Али ибн Абу Талиб двоюродный брат и зять Мухаммада (с.а.с.). В 661г. он тоже был убит сторонниками сохранения общинного равенства - хариджитами (от араб, хаваридж - возмутившиеся).

     Наместник в Сирии Муавия (умер в 680г.) из рода Омейядов. стал новым халифом. Он перенес столицу халифата в г. Дамаск.

     В 652г. арабы подчинили себе Армению, в 654г. Грузию. К 709г. в состав халифата вошла Северная Африка - Магриб (по араб, «запад»). В 711г. Джебель-аль-Тарик. переправил войска через пролив Геркулесовы столпы, переименованный в его честь в  Гибралтар, и в 718г. покорил Испанию. К 715г. Кутейба подчинил халифату Харезм, Бухару и Самарканд. В 737г. Мерван, победил хазар на Северном Кавказе, дошел до Дона и повернул обратно, а в 751г. продвижение арабов на Великом Шелковом пути остановили китайцы.

     При Омейядах в халифате оживает торговля, растут города, арабский язык становится языком делопроизводства, литературы, науки и культуры.

     В 750г. после восстания шиитов и хариджитов, омейяды были свергнуты и власть захватили Аббасиды потомки дяди пророка Аббасса. В 762г. халиф аль-Мансур основан на р. Тигр новую столицу халифата Багдад - Медина ас-Салям - «город мира», и перенес ее, в Ирак. При Аббасидах Арабский халифат, простиравшийся от Атлантического океана до Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента - «железных врат Востока» в результате народных восстаний стал постепенно распадаться на отдельные государства. Появилось понятие «арабский мир». Иранцы и таджики, пользуясь арабским языком, создали литературный язык - фарси, с арабской письменностью, индийскую чатурангу - шахматы - начали играть в Испании, а африканское алоэ стали применять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными труды Платона и Аристотеля и труды математика Ариабхаты. Впоследствии достижения культуры стран халифата были восприняты и европейцами.

     Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат (от араб, «шариа» - надлежащий путь). Буквально оно означает «дорогу к водопою».

Его основными источниками являются:

     1) Коран - священная книга ислама. Его нормы носят характер религиозных установок.

     2) Сунна - сборники хадисов о поступках и изречениях пророка, изложенных асхабами и содержащие предписания семейно-наследственного и судебного права.

     3) Иджма - единодушное решение авторитетных правоведов по вопросам, не затронутым в Коране и сунне. Иджма делиться на три категории: иджма аль-каул (словесное единодушное мнение), иджма аль-фил (практическое единодушное мнение) и иджма аль-сукут (молчаливое единодушное мнение). Иджма также можно подразделить на: иджма аль-азимах (обычное единодушное мнение) и иджма аль-руксах (необычное единодушное мнение).

     4) Аль-кийас - суждение по аналогии. Иными словами - это правовой принцип, для извлечения логического вывода из какого-либо закона относительно конкретного спорного вопроса. Он должен основываться на Коране, Сунне и иджма. Например, какому наказанию должен быть подвергнут пьяница. Али ибн Абу Талиб пришел к такому выводу:  "Тот, кто пьет, пьянеет; тот, кто опьянел, бредит; тот, кто бредит, ложно обвиняет людей, а тот, кто ложно обвиняет людей, должен быть наказан восьмидесятью ударами палкой. Поэтому тот, кто пьет, должен быть наказан восьмидесятьюударами палкой".

Аль-кийас может быть принят при следующих условиях:

     а) он должен применяться только тогда, когда решения данного вопроса нет в Коране или в хадисах;

     б) он не должен противоречить принципам Ислама;

     в) он не должен противоречить содержанию Корана, а также вступать в противоречие с преданиями Пророка

     г) это должен быть строгий кийас, основанный либо на Коране, либо на хадисах, либо на иджма.

     Есть два типа аль-кийаса: а) кийас аль-джалийи (явный, или очевидный кийас), и б) кийас аль-хафийи (скрытый кийас). Вот пример кийаса аль-джалийи:  алкоголь запрещен из-за своих опьяняющих свойств, пальмовое вино также обладает опьяняющими свойствами, и поэтому также может быть запрещено в исламе. А вот пример кийаса аль-хафийи: Аллах велит нам платить закат. Если бедняку дать козу, это принесет ему мало пользы, или вовсе никакой. Поэтому нам позволено продать эту козу и дать ему деньги, так как деньги могут быть ему ценнее, чем коза.

     5) Аль-иджтихад - это стремление юристов с помощью собственных рассуждений прийти к логическому выводу по спорному правовому вопросу, чтобы сделать вывод относительно эффективности правового предписания в исламе.

     6) Истисхаб: правовая презумпция - это допущение в доказательственном праве, что положение вещей, которое существовало в прошлом, продолжает существовать, пока не доказано обратное.

     7) Истихсан, или аль-масалих аль-мурсала - поиск наилучшего решения в общих интересах. Например, отсечение руки за кражу не применяется, если есть свидетельства, доказывающие, что кража действительно была совершена вынужденно в период голода.

     8) Садд аль-зарай означает преграждение путей, даже если примененный метод в других отношениях является законным. Садд аль-зарай, вполне может быть отнесено к различным источникам, связанным с общественными интересами.

     9) Урф и адат (обычай) - обычаи, признаются в качестве источников права всеми школами юриспруденции (мазхабами) если они не противоречат правилу Шариата.

     10) Фетва - в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату или письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

     11) Указы и распоряжения халифов.

Действия мусульманина различаются следующим образом:

а) строго обязательные; б) желательные; в) разрешаемые; г) нежелательные, но ненаказуемые; д) запрещенные и строго наказуемые.

По характеру наказания все преступления делятся на три вида:

     1) против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;

     2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

     3) преступления, наказания за которые строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.

     К преступлениям хадд относится богохульство, вероотступничество, антигосударственное выступление карающиеся - смертной казнью. Раскаяние допускало его прощение.

     Среди преступлений против отдельных лиц большое внимание уделялось умышленному убийству. Пророк предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех наказаний: казнь, прощение убийцы и принятие выкупа за кровь (дийа) равную 100 верблюдам. За неумышленное убийство лицо платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара). Нанесение телесных наказаний производилось согласно талиона. Кража преследовалась, весьма сурово, вплоть до отсечения руки.

     Употребление спиртного расценивается как преступление, посягающее на разум человека, и наказывалась 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.

     В Халифате не было сформировано обязательственное право в полном объеме и при решении конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Основанием возникновения обязательств считались: волеизъявления двух сторон, т.е. договор. Действие, нарушавшее шариат не могло быть предметом договора. Заключение договора не требовало особой формы, за исключением двух случаев: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях было необходимо присутствие свидетелей или письменное оформление.

     Судебная власть была прерогативой правителя любого ранга, но позднее право вершения суда было передано знатокам шариата - кадиям. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел

PAGE  - 1 -




1. тема как одна из форм плана выражения
2. концерт музыкалитература
3. Введение.5
4.  Уравняйте реакции методом ЭИБ или ЭБ 1
5. і. Види внутрішніх конфліктів
6. Реферат- Хмель обыкновенный
7. тематики с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы были людьми неряшливыми слабохаракте
8. а эмпирический; б теоретический.html
9. а m2 серия Бальмера m3 серия Пашена m4 серия Брэкета m5 серия Пфунда m6 серия Хэмфри
10. Песня Ведущий- Добрый день дорогие односельчане Сегодня у нас с вами большой праздник ~ День Села Наша
11. Контрольная работа- Розрахунок роботи автоматичного обладнання
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук.8
13. 13 ПРОВАДЖЕННЯ У СПРАВАХ ПРО ЗЛОЧИНИЩО ВЧИНЕНІ ОРГАНІЗОВАНИМИ ГРУПАМИНА ДОСУДОВИХ СТАДІЯХ КРИМІНАЛЬ
14. 26 апреля 2013 г. Томск- Издательский дом Томского государственного университета 2013
15. Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1.
16. в программной среде PCI Geomtic Точное и RPC моделирование Спутник OrbView 3 был
17. экономическим изменениями произошедшими в нашей стране в последние десятилетия со сменой общественного с
18. Этапы реструктуризации элетроэнергетики в российской экономике.html
19. на тему- Работа в среде операционной системы MSDOS Выполнил-Давутов И
20. Учет затрат по ремонту основных средств