Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Название |
Определение |
Примеры |
Эпитет |
Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. |
1. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) |
Сравнение |
Сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого. |
1)Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). 2)Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов). ср. оборот. |
Метафора |
Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. |
Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. |
Метонимия |
Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. |
1.Я три тарелки съел. (Крылов) не сами тарелки, а то, что в них было. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
1) Всё спит и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного. |
Гипербола |
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. |
В сто сорок солнц закат пылал. (Маяковский) |
Литота |
Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления. |
1.Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); |
Аллегория (от греч. allegoria иносказание) |
Изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. |
Хитрость изображается в образе лисы; глупость и упрямство в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье). |
Ирония |
Иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение. |
1)Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). |
Олицетворение |
Такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать. |
1. Забормотал спросонок гром (Паустовский). |
Перифраза (или перифраз) |
Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь. |
1)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова). |
Стилистические фигуры
Название |
Определение |
Примеры |
Анафора (единоначатие) |
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. |
Люблю тебя, Петра творенье, |
Эпифора |
Вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. |
1.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). |
Антитеза |
Ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты. |
Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов). |
Оксюморон |
Сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. |
1) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). |
Параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. |
1.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). |
Градация |
Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. |
А) 1.Не жалею, не зову, не плачу, |
Инверсия |
Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. |
Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье. |
Эллипсис |
Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. |
1)Мы сёла в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги. (Жуковский) |
Умолчание |
Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, |
Риторическое обращение |
Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. |
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). |
Риторический вопрос |
Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. |
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) |
Многосоюзие |
Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. |
1.Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Гоголь) |
Бессоюзие |
Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. |
Швед, русский колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин) |