Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Авангардом традиционно назывались первые ряды войска; быть

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.6.2024

"Авангардом" традиционно назывались первые ряды войска; быть "в авангарде" - значит быть впереди всех, причем в рискованной, боевой ситуации. Термин, как видите, взят из военной лексики. И не зря.

Утопическая цель - радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства - унаследована авангардом от модернизма; однако авангардисты пошли дальше, предположив, что переустроить посредством искусства можно не только сознание, но и общество.

И наконец, если модернизм был в первую очередь эстетическим бунтом, революцией внутри искусства, не против самой традиции, но внутри нее, то авангард - это бунт против самой художественной традиции, как впрочем и против любых традиций.

Авангард - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры и начало ее глобального перехода в иное качество.

Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП) последнего столетия.
В сфере научной мысли косвенными побудителями (как позитивными, так и негативными) авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIXв., но особенно - открытия первой половины ХХ в. в областях ядерной физики, химии, математики, психологии и технико-технологические реализации на их основе. В философии - основные учения постклассической философии от Шопенгауэра и Киркегора до Ницше, Бергсона, Хайдеггера; в психологии-психиатрии - прежде всего, фрейдизм и возникший на его основе психоанализ. В гуманитарных науках отход от европоцентризма и как его следствие - возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; В социальных науках - социалистические, коммунистические, анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Художественное мышление, как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов, не могло не отреагировать на всю эту калейдоскопическую бурю новаций. И отреагировало адекватно.

К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа - новоевропейского) и традиционных ценностей культуры (истины, блага, святости, прекрасного); резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или - миметического принципа в узком смысле слова (см.: Мимесис); безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их взаимопроникновению.
Авангардисты демонстративно отказываются от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей европейско-средиземноморской культуры, прежде всего, и стремятся утвердить и абсолютизировать (и здесь они, как правило, крайне категоричны и непримиримы) найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения, арт-презентации. Обычно они сводятся к абсолютизации и доведению до логического завершения того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков, изобразительно-выразительных приемов искусств, вычлененных из традиционных культурно-исторических и художественных контекстов. При этом цели и задачи искусства видятся представителям различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания вообще искусства как такового, во всяком случае в его новоевропейском смысле.
Анри Матисс (1869–1954), выдающийся французский художник, предтавитель фовизма (картина Танец). Фовизм  (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.

С именем Пикассо (три женщины)  связано возникновение кубизма, модернистского течения в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 г. французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур.

В целом  кубизм , родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений,  кубизм  выделялся  среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

ля сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. (Голова человека с черепами в глазах и во рту , часы) Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания", и гражданские войны "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Расщепление атома") и нацизм ("Загадка Гитлера"), И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления. Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе.

Абстракциони́зм — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Экспрессиони́зм—стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

Конструктивизм характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Огюст Перре – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[2]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду.

Гениальный французский архитектор, художник и писатель Шарль Эдуард Ле Корбюзье внес заметный вклад в развитие современной архитектуры, отринув классические формы и дизайн исторических стилей. Его детищем в начале ХХ века стал рациональный стиль оформления жилого пространства, получивший название функционализм. При формировании жилого пространства главное, чтобы формы соответствовали используемым материалам и конструкциям и определяли их функцию, вещи не бросались в глаза, насыщенные цвета предметов гармонировали со сдержанной графической гаммой пола и стен. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.

Русский авангард — общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850, а поздние — к 1960 годам. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

Абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского. 

Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским. уть его сводится к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос вступает в контакт с реципиентом. (композиция № 8)

Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время знакомства современных художников с творчеством Малевича, с супрематизмом и конструктивизмом, с традициями русского авангарда, его теорией и практикой. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. «Геометрическая» абстракция позволяла приблизиться к проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность и духовную связь с классическим авангардом. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»

ПРИМИТИВИЗМ — направление в изобразительном искусстве кон. 19 — 20 вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов  и  выразительных средств, ориентация на формы примитива, наивного искусства. Образцами для П. стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании  и  Америки, архаика, раннее средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов  и  художников-самоучек. Возникновение  и  развитие П. были вызваны неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, равно как изощренного элитарного искусства.  Примитивисты   стремились   приблизиться   к   чистоте ,  эмоциональности   и  незамутненной ясности народного или детского сознания, хотя П. являлся на деле одним из вариантов сложного и зачастую иронического искусства авангардизма. В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап   примитивизма  в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры".

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.[2]От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора.

Родоначальником конструктивизма считается Владимир Татлин с его всемирно известным проектом 400 метрового памятника III Интернационалу. Внутри опоясанной переплетенными решетчатыми спиралями башни предлагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью, предназначенные для размещения здесь главных учреждений государства будущего. Главная особенность проекта  Татлина  заключается в том, что главную образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции. Она оголена и вынесена наружу. Башня  Татлина  стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструктивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов влияние этого проекта на современную архитектуру более значительно, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть определенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения.

Рок-культура

Важнейшим художественным проявлением контркультуры является рок-культура. Возникает в США и Великобритании в 50-60-е г. «Рок – это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодёжной революции», - писал журнал «Роллинг стоунз» в перв.пол. 60-х г. Рок – это система ценностей и образ жизни. Он изначально создавался как способ самовыражения молодёжи, бунт и протест, пересмотр ценностей мира. Социальная направленность рока выражена в шокирующей триаде: пансексуализм-наркотики-музыка. Рок-культура породила слэнг и стиль одежды, рок-концерт, рок-периодику, рок-фестивали, рок-энциклопедии. Основу рока составляет музыкальный авангард – синтез негритянского ритм-энд-блюза и сельского музвкального фольклора американского Запада (кантри-музыка). От первого в роке экспрессия, «обратный бит», переклички певца и сольного инструмента - электрогитары. Культура наркотиков тоже имеет негритянское просхождение. Рок – это эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса, с усиленным звуком, энергичным, жёстким и динамичным, вызывающим агрессивное возбуждение слушателей. Ритм в рок-музыке приобретает священное значение. Ориентализм рока проявился в увлечении дзэн-буддизмом. Началом рока принято считать 1954 г., когда появился рок-н-ролл (результат данного музыкального синтеза), у Элвиса Пресли вышла первая коммерческая пластинка. В 60-е г. формируются и завоёвывают массовое признание классические роковые группы и исполнители: «Биттлз», «Роллинг стоунз», Боб Дилан. Рок-музыка становится знаменем протеста против войны во Вьетнаме. Возникают организации «Рок против войны», «Рок против расизма». В конце 60-х г. развивается прогрессивный рок. В Америке он стал выражением движения хиппи. В Великобритании связь с контркультурой была более опосредованной («Лед Зеппелин», «Дип Пёрпл», «Пинк Флойд» и др.). В рамках прогрессивного рока формируется основная форма рок-искусства – долгоиграющий альбом с развёрнутой композицией, объединённой одной идеей. Рок-музыка обращается к актуальным социальным темам: одиночество, отчуждение, желание изменить мир.

Практическим воплощением ценностей рок-культуры стали грандиозные (до 0,5 млн. зрителей) музыкальные фестивали (Вудсток 1969), которые приобретают культовое значение. Одним из главных принципов рок-действа является хэппенинг – самовыражение, самораскрытие и артистов, и публики. Рок-культура синтетична. В рок-действе слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций. Рок-концерты поражают общностью переживаний. Атмосферу Вудстока один из его участников оценил как «достижение мимолётного ощущения единства поколения». Рок интернационален.  Его фольклорная основа позволила самостоятельно развиваться национальным направлениям рока.

Рок-бунтари хотели революции духа, переоценки всех ценностей. Рок был для них религией. В 70-е г. рок становится более агрессивным и жёстким, развивается экстремальный рок. Музыкальные эффекты тяжёлых рок-групп можно сопоставить по влиянию на человека с галлюциногенными наркотиками. Одним из достижений 70-х стало появление хард-рока – жёсткий, или тяжёлый рок. Композиция в стиле «хард-рок» требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. У истоков его стояли группы, созданные в конце 60-х «Лед Зеппелин» и «Дип Пёрпл». Идеи хард-рока продолжает хэви-метал, популярными становятся ужасы и оккультная тематика. В 70-е г. возникает панк-рок, сознательно стремящийся эпатажной практикой выразить протест против коммерсализации рок-музыки («Секс Пистолз», «Кисс» и др.).  С появлением  хэви-метала рок становится андеграундом, подпольной музыкой. В нач.80-х зарождается трэш-метал. Трэш вобрал в себя  панк-рок и хэви-метал, став самым тяжёлым направлением рока, агрессивным и воинственным. «Металлика»  берётся за трудные темы: война, наркомания, насилие, психозы. Рок 90-х определяет направление гранж. Устав от долгого засилья поп-рока, молодёжь обратилась к вызывающему гранжу -  слияние панка, хэви-метала и поп-рока  («Нирвана» - Курт Кобейн).

С одной стороны, коммерсализация рока приводит к выхолащиванию его контркультурного содержания, сращиванию с поп-культурой и превращению в моду. Рождается  поп-рок («рокапопс»). С другой стороны, идёт эстетизация и элитаризация рок-искусства, идущего к высочайшему техническому мастерству, появляются арт-рок, джаз-рок, симфо-рок, рок-опера.

Рок в России. Ранний рок – «бит» появляется во вт.пол 60-х г., имел подражательный и танцевальный характер. Очень популярна была музыка «Биттлз» - ливерпульской четвёрки. Одними из первых знаменитых в России рок-музыкантов были Ал.Градский, Андрей Макаревич («Машина времени»). . В 70-е г. появляется «хиппи-рок» с его эскапизмом и пессимизмом. Расцвет русского рока – 80е г. (группы «Аквариум»  Б.Гребенщикова, «Алиса» К.Кинчева, «Кино» В.Цоя, , «Ария» Е.Летова, Ал.Башлачёв, В.Бутусов и др.). Это акустический рок – текст получает преимущество перед музыкой, он тесно связан с авторской, бардовской песней-балладой.  В 1983-1985 г. рок преследуют, запрещают, это часть андеграунда. С началом перестройки на рубеже 1986-87 г. рок-движение вырывается на поверхность общественной жизни. Создаются рок-клубы, организуются рок-фестивали. Русский рок становится реальной общественной силой, объединяющей многотысячные молодёжные аудитории.  Но с легализацией, как и на Западе, начинается коммерсализация рока. Отдельные его представители продолжают работать (Ю.Шевчук, В.Кипелов), его традиции не угасли, хотя влияние их уменьшилось в эпоху господства шоу-бизнеса.

Рок явился средством самовыражения молодых. Музыка для молодых приобретает значение стержневой культуры. Рок стал частью истории стирания границы между культурой элитарной и массовой. Рок очень многообразен. Но ядром рок-культуры является контркультура: вдохновение от наркотиков,  тяга к смерти, шокирующее поведение звёзд, сатанизм или чувственность, жаргонизмы - передозировка всего. В то же время  в рок-музыке, так сильно действующей на молодёжь, «не одни только нигилизм и сатанизм. Когда Константин Кинчев поёт: «Сколько шакалов и псов / Скалится с разных сторон / На золото наших хлебов / На золото наших икон», или «Испокон веков граничит с Богом / Моя светлая Русь» - он делает для «патриотического воспитания подрастающего поколения» больше, чем вся публицистика «Москвы» и «Нашего современника»2. Рок многообразен. Есть рок-музыка, связанная с народными традициями, традициями политической и авторской песни. И есть направления (панк-рок, тяжелый металл и др.), несущие контркультурный, вандалистский характер, синдромы пессимизма, мотивы смерти, страха и отчуждённости.




2




1.  Помещение для торговли зерном мукой а также для хранения зерна муки устар
2. то это или не работает вообще или если и работает то слабоКак вы думаете почемуКакая у нас есть недоработ
3. Принцип диспозитивности в гражданском праве и гражданском процессе1
4. Готовимся к экзамену по информатике
5. Порядок составления организационно-распорядительной документации
6. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо превратился в личность почти мифическую его воспринима
7. гуманітарії та суспільствознавці котрі вирішили за краще боягузливо відсидітися в комфортній тиші аудитор
8. progrmmble interconnect rry PI блоки управління вводу - виводу 4
9. Экология 2 курса 1 Что называется антропогенным давлением на биосферу влияние человека на окружа
10. ассортименте пищи этой жабы 36 значительную роль играют насекомые
11. порівняно низька національна свідомість народних мас на яких негативно позначилась більше ніж двохсотліт.html
12. Битов Андрей Георгиевич
13. Московские тайники
14. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3 ТЕМА- Многотабличные запросы
15. Приобщение к историкокультурному наследию СанктПетербурга средствами театрализации на базе гостиницы
16. Применение классических и современных теорий международной торговли к автомобильной промышленности
17. модель поведения характерная для данного индивида2 в то время как другие авторы подобно Вильяму МакДуга
18. по теме Строение метаболизм белков их значение для организма для курсантов ФПДО Тестовый контр
19. Экономика гр. Э212 Дисциплина Пре
20. Ярославская государственная сельскохозяйственная академия УТВ2