Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1945-1970 гг.
Судьбы французского и итальянского народов, переживших в ходе второй мировой войны национальные трагедии, разрешились
всенародной борьбой Сопротивления, которая привела к восстанию против поработителей. В Сопротивлении проявились в обеих странах лучшие стороны народного характера, произошло антифашистское демократическое сплочение наций, а коммунистические партии завоевали право на руководство патриотическим народным движением не только во время войны, но и в мирных битвах за лучшее будущее. Эти важные моменты сходства исторического процесса определили общность в итальянской и французской литературе Сопротивления и. известную близость литературных путей послевоенного периода.
Сопротивление принесло литературе героику, гражданственность, тему народа, образ борца. И во Франции, и в Италии в авангард большой литературы первого послевоенного десятилетия вышли писатели, поставившие себе задачу рассказать об историческом опыте народа, раскрыть глубинные основы национальных судеб, соединить повествование об одном герое с изображением человеческих масс. Для обеих литератур важную роль в этот период сыграл жанр документально-мемуарной литературы; новые жизненные силы обретает роман; знаменательные сдвиги происходят в поэтической традиции, отказывающейся' от субъективизма, столь присущего поэзии Франции и Италии XX века.
Для Италии главной темой в литературе явилось обращение к народной жизни, открытие настоящего человека в среде простых людей носителей моральных ценностей. Это открытие простого человека произошло для прогрессивной итальянской интеллигенции в ходе освободительного движения, в котором писатели и обрели духовную-опору.
Итальянская литература, которая в период между двумя мировыми войнами утратила и интерес к персонажам из народа, и умение их: изображать, как бы заново вернулась к сфере народной жизни. Результатом этого поворота явилось качественно новое художественное направление неореализм. Для итальянского неореализма важен бьш прежде всего благородный внутренний мир труженика, не одинокого" и достойного жалости, а сильного своей солидарностью с другими. Когда же в этой глубокой человечности героя из народа определяющим моментом становилось действие, борьба, тогда в итальянском' неореализме первого послевоенного десятилетия появлялись тенденции,. близкие методу социалистического реализма.
Крах режима Муссолини и создание широкого народного фронта борьбы с фашизмом и гитлеровскими оккупантами помогли итальянской интеллигенции выйти из идейного и творческого тупика. В Со-
95-
^противлении разрушались преграды между народом и интеллигенцией, эпопея партизанской борьбы принесла итальянской культуре освобождение от замкнутой атмосферы провинциализма, которая душила стра-
•яу в течение двадцати лет диктатуры «дуче». События освободительной борьбы 19431945 годов вернули итальянской литературе большую социальную тему, подлинно гуманистическое содержание.
В отличие от французского литературного процесса основная масса тех произведений, которые принято называть общим именем литературы Сопротивления, создалась в Италии уже в послевоенные годы. Изображение реальной действительности, судьбы общества в результате исторических сдвигов, трагедии народа во время войны и фашизма, героизма Сопротивления вот основное содержание послевоенной итальянской прозы. Сюжеты партизанской борьбы, изобличение ужасов гитлеровской оккупации, нацистских лагерей смерти заняли ведущее место в новеллах и повестях, воспоминаниях и дневниках, романах и киносценариях. Однако и в годы борьбы с фашистами в Италии было создано не-
•сколько значительных прозаических произведений, целиком порожденных происходящими событиями, хотя и не всегда их запечатлевающими тематически. Не сам сюжет, но качественно иное восприятие и осмысление мира, поворот к изображению народной жизни служат в этих книгах той метой, которую наложила на них эпоха, антифашист-
•ская борьба.
Таким произведением является книга очерков художника Карло Леви (19021975) «Христос остановился в Эболи» (написано зимой 1944 г., опубликовано в 1945 г.). Она имела огромный успех, особенно у крестьян, что для Италии явление почти небывалое. В середине
•30-х годов Леви как антифашист был выслан на несколько лет в глухую деревушку в области Лукания. Свои воспоминания о жизни нищего крестьянства, свои размышления об его грядущих судьбах он счел необходимым написать в разгар Сопротивления, в котором активно участвовал. Писатель с большим художественным своеобразием поставил юстрейшие вопросы народной, национальной жизни, требовавшие немедленного демократического разрешения. Он показывает не только страшное бесправие, угнетение, невежество крестьянства при фашизме; он констатирует глубочайший разрыв между народом и властями, существующий века. Крестьян подавляет государство и церковь, они отлучены от культуры и образования, они лишены всякой возможности проявить себя, распоряжаться своей судьбой. Но, сопоставляя этот темный суеверный народ с фашистскими главарями, Леви показывает, что преимущества безусловно на стороне крестьян, одаренных природным умом и благородными чувствами, свободных от своекорыстия и бесчестности, присущих фашистам.
Леви стремится подчеркнуть, что никакие «благодеяния» со стороны чуждого, враждебного государственного аппарата не могут явиться той подлинной реформой, которой столетия ждет отсталый юг Италии. Леви задается вопросом, как довести освободительное движение до самых низов народной жизни, чтобы разбудить инициативу крестьянских масс. Именно этот аспект книги и делает ее детищем эпохи Сопротивления, отделяя очерки Леви от традиционной буржуазной литературы о сонной и ленивой «южной душе» крестьянина, закосневшего в отсталости и якобы не желающего никаких изменений.
Оригинальный художественный жанр первой книги Карло Леви разрабатывал и в дальнейших произведениях. Это очерк, репортаж, публицистичный и лиричный одновременно. Очерк Леви окрашен нс
*96
только эмоционально, но и зрительно: писатель стремится передать пейзаж в цвете, портреты людей в пластических позах. Читатель приближается к ощутимой реальности, краски и формы которой так рельефно переданы искусством слова. Правда, природа выглядит благодаря этому приему несколько статично, а в людях на первый план выступает не характер, а внешний тип. Но это в какой-то степени соответствует застылости жизненных форм в той среде, которую Леви смело ввел в литературу.
Леви обрел себя в Сопротивлении как писатель-реалист. Он остался и в дальнейшем верен и своему жанру, и своей теме народной жизни.
Крупнейший вклад в прозу итальянского Сопротивления внес Элио Витторини (19031965). Его «Сицилийские беседы», написанные в конце 30-х годов и вышедшие отдельным изданием в 1941 году, по справедливости считаются первым в Италии произведением, проникнутым пафосом антифашистской борьбы. Витторини испытал огромное влияние событий гражданской войны в Испании. Эта первая схватка народа с фашизмом побудила писателя определить свои позиции перед лицом диктатуры Муссолини, обличить эту диктатуру как античеловечную, антинациональную силу.
Сюжет «Сицилийских бесед» имеет относительное значение, за ним скрывается глубокая социально-психологическая аллегория. Автор-рассказчик едет в Сицилию, где прошло его детство и осталась старуха-мать. Он хочет найти самого себя, то подлинное человеческое «я», которое морально подавлено фашистским режимом. Путешественник встречается с крестьянами, разговаривает с попутчиками в поезде, живет три дня у матери. Все эти встречи и разговоры приобретают символический смысл соприкосновения с реальной жизнью, от которой итальянский интеллигент пытался отгородиться стеной отрешенности, безразличия, подчас приспособленчеством. Общение с народом приносит герою моральные силы, он избавляется от безнадежности, осознает необходимость «иного долга» долга борьбы. «Сицилийские беседы» завершаются аллегорической сценой на кладбище: автор говорит со своим братом-солдатом, убитым в Эфиопии. В беседу вступает многоголосый хор простых людей Сицилии, это патетический протест против войн, затеянных фашизмом.
Книга Витторини сыграла заметную роль в идейном воспитании того поколения итальянской интеллигенции, которое связало свою судьбу с Сопротивлением.
Сам Витторимп с первых же дней вооруженной борьбы с фашизмом в Италии энергичный подпольщик, связист, организатор нелегальной печати. Он делил с партизанами и хлеб и опасность. Писатель •со сложившейся художественной манерой, он ранее других итальянских прозаиков попытался в эпической форме охватить новый жизненный материал, осмыслить его со своих философских и эстетических позиций. Так родился роман «Люди и нелюди» (написан во время Сопротивления, опубликован в 1945 г.).
Это произведение зрелого мастера, достигающее сильнейшего эмоционального воздействия при нарочитой скупости изобразительных средств, лаконичности диалога, с глубоким подтексюом чувств и переживаний. Витторини описывает будни партизанской борьбы в оккупированном Милане, мужество и самоотверженность «групп патриотического действия», совершающих дерзкие налеты на немецкие штабы, на фашистский трибунал. «Люди и «нелюди» это партизаны-подпольщики и их врагинемецкие захватчики и итальянские фашисты.
4 Зак. 236 97
В беспощадной борьбе этих двух лагерей бесчеловечность, зверство, жестокость гитлеровцев, гестаповцев, чернорубашечников показаны автором предельно обнаженно. Эта борьба предстает как борьба жизни и смерти, добра и зла.
В такой трактовке Сопротивления еще ощущается прежнее, несколько абстрактно-философское отношение Витторини к проблеме антифашизма и фашизма. Однако сам жизненный материал книги выводит повествование за рамки отвлеченности, даже в тех случаях, когда автор вновь прибегает к своему излюбленному приему аллегории. Трупы заложниковстариков, женщин, детей, расстрелянных немцами нэ городской площади, ведут беззвучный, но внятный разговор с безмолвной собравшейся толпой. Вид казненных внушает людям не страх, а чувство солидарности, сознание необходимости выполнить свой долг перед теми, кто пал за свободу и счастье. Высокая патетика подвига, героика входят в роман сдержанно, без громких слов, как проявление народного характера.
Однако в повествовании Витторини ощущаются два плана. Еслтг вышесказанное верно в отношении молодых партизан Орацио и Мета-стазио, связной Лорены, безымянного рабочего, который с риском для жизни скрывает подпольщика, то гораздо более сложный, противоречивый психологический комплекс придан командиру боевой подпольной группы. Его партизанская кличка «Эн-2» подчеркивает обособленность, замкнутость от остальных людей. «Эн-2» переживает тяжелую любовную драму: женщина, которую он давно мучительно любит, не решается соединить с ним свою судьбу, и «Эн-2» видит в борьбе с врагами не только общее дело: он стремится найти в этой борьбе некое моральное избавление, спастись от самого себя. Несмотря на мужество и хладнокровие «Эн-2», в нем ощущается мрачная жертвенность,. одинокая обреченность. «Эн-2» не знает для себя того будущего, которое является моральной поддержкой для остальных партизан, и его последний подвиг по существу самоубийство. Иными словами, в образе «Эн-2» ощущаются мотивы экзистенциалистского «действия без-надежды на успех».
В «Людях и нелюдях» Витторини разрабатывает оригинальную систему изобразительных средств для достижения большей динамики, передачи стремительности действия. Так, в описании взрыва автомашины с членами фашистского трибунала писатель использует прием «кило-глаза», который как бы застыл в замедленной съемке. Этим достигается чрезвычайно напряженная, «сгущенная» обрисовка событий. Наряду с этим автор свободно применяет форму лирического отступления, размышления о событиях, задавая вопросы читателю от имени героя" и от своего собственного лица, многое вверяет подтексту. Здесь сказывается учеба Витторини у Хемингуэя, в целом плодотворная: но если «Эн-2» и его возлюбленная разговаривают между собой «по-хемингуэев-ски» и это кажется естественным, то этот же прием не всегда соответствует строю мышления и манере разговора простых итальянцев. Таков результат определенной отстраненности писателя от героев-рабочих, психологию которых Витторини стремится раскрыть стилевыми средствами. А идея и стиль, материал и лирическое настроение, по' каз мира «извне» и «изнутри» подчас дисгармонируют; факты, реальность, увиденная в жизни, слишком подчинены субъективному лирическому чувству Витторини. Тем не менее в «Людях и нелюдях» писателю удалось главное: показать антифашистскую борьбу как стихию народной жизни, олицетворяющую подлинную человечность, справедливость, истину.
98
Витторини оказал большую поддержку и помощь неореалистической школе в Италии в конце 40-х начале 50-х годов. Он был создателем и редактором специальной серии книг молодых писателей, выпущенных прогрессивным издательством Эйнауди после войны. Именно в этой серии вышли многие повести, рассказы, мемуарная литература
-о Сопротивлении. Большинство молодых писателей выражали свое мироощущение, свои переживания путем лирического вмешательства в сюжет, подчеркивая, что история центрального героя воплощает жизненный путь и духовную эволюцию самого автора в переломные годы бойны и Сопротивления. В основу многих из этих книг положены действительные эпизоды Сопротивления, но документальность и достоверность сочетаются в них с лирической темой, темой роста сознания автора участника событий. Этот принцип лежит в основе таких произведений, как «Аньезе идет на смерть» Вигано, как партизанские рассказы Итало Кальвино и Карло Кассола, «Пять феррарских историй» Джордже Бассани и многих других. Так возникло понятие «лирический документ», весьма характерное для неореализма.
В европейской литературной критике 50-х годов преобладало стремление свести к этому понятию лирического документа весь итальянский неореализм, отнимая у него тем самым широту горизонтов, эначитель-аность художественного обобщения. Однако десятилетний успешный опыт литературы неореализма доказал, что это направление, со всеми своими особенностями, сильными и слабыми сторонами, явилось не чем иным, как национально-специфическим вариантом итальянского реализма, каким он сложился в послевоенный период на волне всенародного демократического подъема и антифашистской борьбы. Несмотря на различия политических взглядов и творческой манеры многих писателей-неореалистов, их сближало стремление правдиво показать итальянскую действительность, оценить прошлое и настоящее своей страны, исходя из судеб простого человека как протагониста истории. По существу это стремление означало возврат итальянской литературной традиции к подлинно гуманистическому содержанию.
В общих чертах итальянский неореализм конца 40-х первой половины 50-х годов можно охарактеризовать как отчетливо демократическое направление, ставившее социальные проблемы в их национальном, итальянском аспекте, проникнутое гуманистическими настроениями, верой в силу народной солидарности, в высокие духовные качества человека из народа. Эти основные мотивы ясно сказываются не только
•в книгах о Сопротивлении, но и в произведениях, поднимающих темы социальной борьбы в довоенной и послевоенной Италии, решающих острые «вопросы совести» итальянской интеллигенции. Их авторы более или менее осознанно стремятся противопоставить свое творчество старой, обанкротившейся литературной традиции времен фашизма, когда крайняя ограниченность и рутина содержания маскировались изощренной, но неоригинальной стилистической манерностью. Завоевание итальянского неореализма язык и стиль прозы. Простота и ясность слота, широкое использование народной речи значительно облегчили писателям задачу художественного отображения действительности.
Для неореализма в целом вне зависимости от тематики основным, определяющим моментом является обращение к новому кругу героев, не свойственных литературе Италии «черного двадцатилетия». Этот герой простой человек, который обрисован не со снисходительной жалостью к его горькой судьбе и беспомощности, а с верой в его силы и возможности. Итальянские прозаики-неореалисты шли к изучению простого человека разными путями. Крупнейший прозаик Васко
4* 99
Пратолини видел судьбу своего народа прежде всего в судьбе молодого героя, юноши или девушки из трудовых низов («Семейная хроника», «Квартал», «Повесть о бедных влюбленных»). Либеро Биджаретти избирает героем старого рабочего, долгая жизнь которого как бы олицетворяет опыт больших человеческих масс («Карлоне»); Франческо Йо-вине показывает «групповую судьбу» участь целой деревни («Земли Сакраменто»); Карло Кассолаборьбу подпольной партийной ячейки («Старые товарищи»); Доменико Pea страдания и радости пестрого мира неаполитанских бедняков («Дай света, Иисусе»).
Однако, несмотря на различия в изображении всех этих героев, с их появлением в литературе неизменно связана другая характерная черта неореализма: его гуманизм, стремление показать то чувство человеческой солидарности, которое объединяет трудовой люд Италии. Народный герой писателей-неореалистов ни в коей мере не примитивен, его духовный мир богат, многогранен, несмотря на внешнюю грубоватость и необразованность.
Правда, не все итальянские неореалисты добивались глубокого психологического раскрытия характера такого героя. Зачастую эти образы только намечались, а подлинно типические характеры появлялись лишь в наиболее выдающихся произведениях (романы Вигано,. Пратолини). Тем не менее правдивые образы рабочих, крестьян, солдат, ремесленников, студенческой молодежи, женщин из народа вошли шумной, живой и красочной толпой на страницы итальянской литературы в первые послевоенные годы.
Не следует забывать и об образе интеллигента, мучительно пытающегося преодолеть свое душевное одиночество, найти себя в подлинно гуманистическом действии общественной борьбе, во многом ему непонятной и чуждой. Такова проблематика творчества Чезаре Павезе-(19081950), писателя старшего поколения, который шел трудным путем от модернистского психологизма к более цельному представлению о мире и человеке. В первые годы существования неореализма в Италии Павезе рассматривали как одного из зачинателей неореалистического направления. Однако позже стало ясно, что неореализму чужды философско-этические проблемы, более всего занимавшие Павезе.
Неореализм тяготел к изображению конкретного, событийного^ С одной стороны, это было большим литературным завоеванием, поскольку итальянская литература между двумя войнами отказывалась от событийности во имя так называемого «фрагмента»стилистически утонченного описания увиденного эпизода. Этот «фрагмент» живой природы, человеческой внешности, интерьера застывал в отточенной словесной оболочке. Неореализм вернулся к рассказу о действии, как бы заново начал овладевать эпическим повествованием сначала с малых форм новеллы и повести, а затем и в романе.
Именно неореализму обязана послевоенная итальянская литература своим возвращением в круг значительных художественных явлений мировой литературы, именно неореализм насытил ее правдой народной жизни, социально-историческим содержанием, придал этой литературе общественную значимость. Поэтому для итальянской литературной жизни первых послевоенных лет, в отличие от того, что происходило на французской литературной' арене, характерно движение вперед как бы единым фронтом: такие модернистские течения, как экзистенциализм, в этот период не находили в Италии никакой почвы, (^лишком силен был оптимистический, жизнерадостный духовный подъем в Италии, освободившейся от двадцатилетнего фашистского ига, и тот граж-
100
данственный пафос и высокий гуманизм, которыми было проникнуто движение Сопротивления.
Не случайно достижения итальянской литературы неореализма наиболее ярко проявились в произведениях, посвященных антифашистскому Сопротивлению.
Один из лучших романов этого круга книга Ренаты Би-гано (род. в 1900 г.) «Аньезе идет на смерть» (1949). Писательница сама участвовала в партизанском движении, и многое в ее книге о судьбе старой крестьянки, отдавшей жизнь за освобождение родины, основано на личных воспоминаниях, на непосредственно пережитом. Однако роман полностью свободен от объективистской фактографии. История партизанского отряда, в котором борется старая Аньезе, не хроника отдельных эпизодов, а драматическая история всего итальянского партизанского движения, испытавшего не только удары врагов, но и пренебрежение со стороны англо-американских союзников.
В образе главной героини писательница показала духовный рост человека в Сопротивлении, раскрывшем лучшие черты национального характера простых, казалось бы, незаметных, людей. Сама Аньезе, ее муж Палита, партизаны Клинто, Вальтер, Чино подлинные новые герои итальянской действительности, люди, творящие историю родной страны, возвращая ей свободу. Показывая события через восприятие своей героини, передавая строй ее мыслей, Вигано тем самым раскрывает смысл происходящего с точки зрения человека из народа. Аньезе сильнее фашистов в тот час, когда идет на смерть, ибо она полна чувства собственного достоинства и морального превосходства над врагами; победа все равно на ее стороне.
Тема роста сознания и формирования нового характера неразрывно связана с приходом героини к коммунистической партии, которая для Аньезе означает братство людей, борющихся за мир и хлеб, за счастье народа. В испытаниях партизанской войны все яснее становится для Аньезе величие и справедливость того дела, которое отстаивают ее товарищи-коммунисты. Путь, пройденный старой Аньезе, это путь многих тысяч итальянских рабочих и крестьян, для которых Сопротивление было школой политического сознания. В этом подтверждение жизненной правдивости книги и завоевание ее реализма.
Характерно, что Вигано начинала свой творческий путь еще до войны, но ее стихотворения были слабыми, подражательными. Героический подъем Сопротивления вдохнул в писательницу новые творческие силы, дал ей широту эпического обобщения и вместе с тем глубину психологического проникновения в характер. Последующее творчество Вигано не обладает таким размахом.
Иной поворот приняла партизанская тематика в творчестве участника Сопротивления Итало Кальвино (род. в 1923 г.), одного из выдающихся современных итальянских прозаиков. Его первая повесть из партизанской жизни «Тропинка к паучьим гнездам» (1947) была типичным неореалистическим произведением. В ней много автобиографического, непосредственно увиденного и не до конца осмысленного: нередко сказывается нечеткое отношение автора к происходящему. Партизаны у Кальвино лишены ясной устремленности, в изображении их внутреннего мира и бытового поведения много натуралистических и даже декадентских черточек. Тем не менее Кальвино по-своему ставит здесь проблему гуманистического действия: он рисует мужество партизан, которые сознательно готовы пожертвовать жизнью во имя успеха операции. Их поведение противопоставлено автоматизму и бесчеловечности противника, который убивает, не раздумывая, по приказу.
101
Более зрелыми были рассказы Кальвино в сборнике «Последним прилетает ворон» (1949), также посвященном партизанской теме. Кальвино показывает моральную силу партизан, уверенность их в своей правоте и в победе.
На тематике Сопротивления возникает в творчестве Кальвино сказка, где реализм изображения действительности сочетается с фантастикой, аллегорией, которая своеобразно обобщает актуальные проблемы современности. В одной из таких сказочных новелл Кальвино рассказал о том, как все живые силы итальянской земли, ее природа, звери и птицы дают отпор чужеземным захватчикам. Очень характерно, что в жанре новеллы-сказки звучит и антивоенная тема, протест против подготовки новой войны. Так, в рассказе «Кто бросил мину в море» Кальвино показывает, что война глубоко враждебна самому духу народной жизни и представляется злобным, фантастическим абсурдом в обстановке мира и труда простых людей. Таким образом, проблематика Сопротивления рождает в молодом писателе склонность к философско-аллегорическому осмыслению действительности, что позже проявилось в его цикле философско-аллегорических романов.
В творчестве Карло Кассола (род. в 1917 г.) опыт Сопротивления сыграл совершенно особую роль. Кассола начинал как прозаик-«фраг-ментарист». Его первые маленькие новеллы (1942) это попытки запечатлеть отдельные моменты реальности как эскизы неподвижного воспоминания. Рассказы, созданные в конце войны (19441945), показывают, как изменился кругозор писателя, его отношение к миру. Постепенно в его творчество входит общественная проблематика, в нем вызывает негодование скука и бесперспективность мещанской жизни. Кассола обращается к другим героям простым людям с их горестями и радостями. Так, в рассказе «Подружки» (1947) писатель рисует светлые образы деревенских девушек, чье восприятие природы поэтично, а отношение к людям просто и доброжелательно. Кассола умеет теперь увидеть в самых обыденных повседневных событиях теплоту человеческой души, сердечность (повесть «Роза Гальярди», 1946).
Известность молодому писателю принесла повесть «Рубка леса» (написана в 1949, опубликована в 1953 г.). Это история простого лесоруба, тоскующего об умершей молодой жене и не находящего утешения ни в труде, ни в общении с природой. Чувства и мысли лесоруба Гульельмо одухотворены скорбью и подлинно человечны. Кассола внес в изображение душевного мира итальянского крестьянина совершенно новую ноту, какой не было ни у Вигано, ни у Кальвино.
Правда, в этих произведениях Кассола отдалил своих геров oi общественной жизни. В «Рубке леса» человек и природа находятся как бы за рамками эпохи, внешние события текут мимо них. Однако Со противление принесло Карло Кассола, помимо нового круга героев, i его собственную, глубоко личную проблему проблему интеллигенцш и ее места в народной борьбе, связанную в его творчестве с оценкой ро ли и места коммунистов, ветеранов партии, которые, несмотря на пре следования фашизма, оставались верными своим идеалам и возглавил) партизанскую борьбу.
Так, в рассказе «Ба-Ба» (1946) рассказчик, молодой интеллигент встречается в период Сопротивления со старым рабочим-коммунистов по прозвищу «Ба-Ба», прошедшим школу каторги и ссылки. В нем со четается большая внутренняя сила и простота, мужество и человечность приветливость и непреклонность. Но герой относится к нему двойствен но: признавая моральное превосходство «Ба-Ба», он все же не умее' установить с ним подлинный духовный контакт, ибо не может подчи
102
ниться жесткой организованности и дисциплине, не желает принять коммунистических идеалов.
Рассказ «Ба-Ба» отразил сомнения и идейные колебания Кассо-ла, так и не изжитые в дальнейшем. Они по-разному сказывались в его творчестве 5060-х годов, причем симптоматично, что Кассола дольше всех писателей своего поколения верен проблематике Сопротивления, романтике антифашистской борьбы, хотя и осмысленной им весьма противоречиво.
Роман Сильвии-Маджи Бонфанти «Сперанца» (1954) продолжил линию «лирического документа» о Сопротивлении. Рассказав о жизни и борьбе батраков Эмилии против фашизма, поставив в центр произведения обаятельный образ мужественной Сперанцы, писательница раскрыла внутренний мир своей героини и показала национальный характер итальянской женщины из народа. Как и книга Вигано, произведение Бонфанти написано по следам подлинных событий. Роман кончается трагически: сражаясь в партизанском отряде, гибнут муж и сын Сперанцы, но это горе не может убить Надежды, которая символически воплощена в самом имени героини. Свежие образы, живой юмор, проникновенные описания природы в сочетании с художественной достоверностью событий и характеров сделали книгу Бонфанти выдающимся явлением литературы неореализма.
Крестьянам, рыбакам, рудокопам Сицилии посвятил К- Леви книгу очерков «Слова камни» (1955). Леви сумел увидеть в послевоенной Сицилии не только нищету и угнетение, но и новых людей, борцов за будущее. Леви рассказывает о повороте в сознании, о «движении снизу»; именно в этом неотвратимом психологическом процессе видит писатель залог исторического прогресса. Наиболее сильный образ очерков мать убитого мафией активиста, старая крестьянка Франческа, которая, сломав вековой обычай сицилийцев, обличила убийц перед судом, дабы продолжить дело погибшего сына. Леви уже не видит в итальянской деревне застойности и неподвижности, природа более не довлеет над человеком, как в его первой книге «Христос остановился в Эболи». По-прежнему зримо и пластично рисует Леви «оцепенелый» пейзаж Сицилии, но теперь этот мифологизированный мир поддается вмешательству человека, который как бы «расколдовывает» вещи и природу. Даже камни Сицилии становятся символами протеста, борьбы и веры в будущее.
Доменико Pea (род. в 1921 г.) в новеллах начала 50-х годов, повести «Что видел Куммео» (1955) и сборнике неаполитанских очерков «Король и чистильщик» (1960) рисует жизнь неаполитанского простонародья с его бедами и попытками добиться лучшей жизни. В творчестве Pea ощущается традиция веристского сочувствия народу, вера в его моральное здоровье и вместе с тем звучат ноты социальной сатиры по адресу неаполитанских нуворишей, завороженных идеалами «американского образа жизни», презирающих национальные традиции.
Документализм неореализма наиболее успешно развивается в публицистике лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Данило Дольчи (род. в 1924 г.). Его своеобразные анкеты-репортажи, посвященные разоблачению бедственных условий жизни народа в Сицилии («Бандиты в Парти-нико», 1955; «Расследование в Палермо», 1956; «Расточительство», 1960), содержат неопровержимый фактический материал для глубоких социально-этических выводов. Начав с показа нищеты и отсталости края, Дольчи убедительно доказывает, что «экономическое чудо» неокапитализма не приносит беднякам Сицилии ни материального блага,
103
ни духовного подъема. Дольчи творец оригинального литературного жанра, проникнутого глубоким гуманизмом, верой в действенность слова.
Обращение к истории народа в свете опыта Сопротивления дало плодотворный художественный результат для Франческо Йовине (1902 1950). Его роман «Земли Сакраменто», законченный незадолго до смерти, наивысшее достижение автора и крупный вклад в послевоенную литературу Италии.
Писатель-коммунист, участник Сопротивления, Йовине в своем романе о жизни крестьянства обратился к 20-м годам, когда фашизм боролся за власть. Герой романа студент Лука, выходец из народа, помогает крестьянам родной деревни в Южной Италии завладеть заброшенной пустошью «заклятой землей». Перед лицом крестьянского восстания объединяются и фашисты и помещики; вооруженная борьба завершается гибелью Луки и других крестьян, но земля, политая их кровью, перестает быть «заклятой». Правда, образ Луки еще статичен, характер его не раскрыт изнутри, а идеи довольно смутны. Тем не менее удача Йовине здесь в том, что он включил важную для итальянской литературы проблему места интеллигенции в широкий исторический контекст.
Один из наиболее выдающихся представителей неореалистической прозы Васко Пратолини. Почти все его произведения были вехой в развитии итальянской литературы 4050-х годов, становлении неореалистического направления.
Васко Пратолини (род. в 1913 г.) писатель, сложившийся в эпоху антифашистской борьбы. В произведениях военных лет повести «Улица Магадзини» (1941) и сборнике рассказов «Подружки» (1943) сочетаются две основные линии его позднейшего творчества: автобиографическая «семейная хроника», полная лиризма и поэтичности, и социальная тема антифашистской борьбы, постепенно вторгающейся е интимный мир человека и обогащающей его духовно. Уже в этих произведениях звучит мътъв любви и уважения к миру простых тружеников, обличается социальная несправедливость.
Постепенно лирический герой становится коллективным. Так, в ро' мане «Квартал», создававшемся в период Сопротивления, в центре вни мания автора группа рабочей молодежи с ее достоинствами и недо' статками, с пороками, порождаемыми нищетой, и с неистребимым1 устоями народной морали. Роман «Квартал»,опубликованныйв1945го ду, знаменовал новый этап творчества Пратолини. Эпопея Сопротив ления помогла ему по-новому увидеть пути того поколения, детство ко' торого он описал в ранних произведениях.
Переход к жанру романа был для Пратолини закономерен: писа тель стремился шире развернуть во времени и пространстве рассказ ( судьбах тех простых людей, которых он изображал в лирически взвол нованном повествовании от первого лица. Не случайно второй его ро ман «Повесть о бедных влюбленных» (1947) лучшее произведены писателя почти свободен от прямого авторского вмешательства. Рас сказчик уже не прямой участник событий; повествование ведете) опосредовано, и лишь иногда Пратолини соединяет себя и действующи; лиц своего романа словами «у нас», «мы».
«Повесть о бедных влюбленных» рассказывает об антифашистско1 борьбе флорентийских бедняков в мрачный период «черного террора: 20-х годов. Обыденная жизнь и труд, мысли и чувства простых труже ников, обитателей тесной улочки Виа дель Корно, все включено i исторический контекст. Та трагическая схватка, которая происходи'
104
в Италии в эти годы между силами прогресса и реакции, отражается во всех деталях повседневного существования жителей Виа дель Корне, именно эта схватка определяет в конечном счете судьбы «бедных влюбленных». Пратолини, неразрывно соединив в повествовании лирическое и эпическое, показывает, что на стороне антифашизма все лучшее, принципы справедливости, человечности, морали и солидарности, которые от века живут в сердцах простых людей. Пратолини по существу раскрыл, как чужд, враждебен фашизм итальянскому народному, национальному характеру.
Писатель плодотворно развивал лучшие традиции итальянской повествовательной литературы прошлого и, в частности, «Обрученных» Алессандро Мандзони. То ощущение народной среды, которое составляет основную художественную силу «Обрученных», ожило в романе Пратолини по-новому: в отличие от романиста XIX века, Васко Пратолини, писатель-антифашист, верит в силы и разум маленьких людей, в их способность строить свою судьбу. Эта вера результат исторического опыта Сопротивления.
В романе «Повесть о бедных влюбленных» Пратолини взял еще одну высоту, оставшуюся недосягаемой для большинства итальянских неореалистов 40-х годов: он* сумел показать не только дружный коллектив простых людей, но и людей, дела и жизнь которых отражают грядущие судьбы всего народа, всей страны. Таков главный герой романа, кузнец Мачисте, коммунист, отдавший жизнь борьбе с фашизмом. В характере Мачисте слились глубокая народность, близость к своей среде и ясность цели, воля к борьбе за большой социальный и гуманный идеал. Жизнь и -смерть Мачисте становятся критерием поведения для новой смены борцов-антифашистов. Зеленщик Уго, молодой типографщик Марио, его подруга Милена вступают на путь подпольной борьбы. Пратолини «не упрощает внутреннего мира Уго человека порывистого и несвободного от страха и колебаний. Но пример Мачисте помогает Уго преодолеть в себе и страх смерти, и чувство одиночества.
Миру простых людей противостоит в романе группа персонажей, в большей или меньшей степени связанных с фашистским движением: богатая домовладелица-Синьора и торговец Нези, дающий деньги фашистам: озверевшие фашистские молодчики, потерявшие человеческий облик, находящие садистское удовольствие в насилии и унижении окружающих; слабовольный и запуганный коммивояжер, примыкающий к фашизму в поисках «романтики». И хотя фашистский порядок временно побеждает, но люди, олицетворяющие фашизм, моральные я исторические банкроты.
Будущее за теми, кто сочетает в своей антифашистской борьбе высокую человечность и устои народной морали. В этой убежденности в конечной победе народа тот идейный пафос романа, который помог писателю найти верную историческую перспективу для трагическихсо-бытии 20-х годов. В итальянской послевоенной литературе «Повесть о бедных влюбленных», как и роман Вигано «Аньезе идет на смерть», является произведением, наиболее близким к методу социалистического реализма.
Пратолини оказалось труднее писать о проблематике послевоенной Италии. Здесь он не всегда достигал цели. Так, его роман «Герой нашего времени» (1949) посвящен теме перевоспитания молодежи, зараженной фашистской демагогией. Как и всегда в творчестве Пратоди-ни, его центральным персонажем остается молодой герой. Но в данном случае «Герой нашего времени» ироническое и в то же время
105
тревожно-предупреждающее название. Подросток Сандрино сын убежденного фашиста, фанатик демагогии Муссолини циничен ч жесток, его путаные политические идеи сочетаются с жаждой власти, успеха, любовных приключений, он становится на путь разврата, шантажа, преступлений.
В этом романе Пратолини поднимает важную проблему, но решает ее очень узко. Положительные образы книги слабы и не могут художественно противостоять болезненному психологизму и обилию сексуальных мотивов, которые вторгаются в роман вместе с образом Сандрино. Эти мотивы есть и в предшествующих произведениях Пратолини, но там они оттеснены на второй план, заглушены лирическим и патетическим звучанием основной темы.
Настоящим литературным событием стал роман Пратолини <кМе-телло» (1955). В нем писатель снова возвращается к истории, чтобы шире осмыслить национальные судьбы, найти и показать силы, являющиеся носителями подлинного прогресса. Поэтому книга, посвященная событиям на рубеже минувшего века, проникнута острой и злобод"нев ной проблематикой. Герой романа каменщик Метелло, возглавив' ший первую всеобщую забастовку рабочих-строителей во Флоренции И сама тема произведения, и его протагонист явились для итальянской литературы совершенно новым материалом; новаторской была концеп ция изображаемого: Пратолини попытался представить ход национала ной истории через борьбу рабочего класса, через становление его са мосознания. Достаточно ясно обрисовывается здесь социалистическа? перспектива.
Идейный замысел нашел в книге убедительное художественное во площение. В целом удачен образ паренька Метелле Салани. Он прохо дит школу жизни, работая на строительных лесах, среди товарищей именно в труде формируется его характер. Поэтому роман о судьб" итальянского трудового народа на заре его организованной клаосово1 борьбы является в то же время «романом воспитания» излюбленны» жанром Пратолини.
Писатель не утрачивает присущего ему лиризма: чувства просты людей полны прекрасных порывов, глубоких и сильных страстей. Това рищеское сплочение, солидарность в борьбе укрепляют в людях чело веческое достоинство, высокие нравственные устои, душевную уверен ность, дают им полноту жизни.
Общий пафос романа Пратолини, умение автора показать событи прошлого актуально, в верной исторической перспективе, художество ные удачи в изображении непривычного для итальянской литературно традиции материала все это сделало «Метелло» не только этапо] творческого пути самого автора, но и определенной вехой послевое1 ного литературного процесса в Италии. Вокруг «Метелло» разгорелис бурные споры, в которых проявились различные точки зрения на суд1 бы романа вообще, на пути развития реализма в современной литер! туре. Прогрессивная критика признала, что роман Пратолини вносит неореализм существенно новые элементы.
Тем не менее и в структуре романа, и особенно в образе главно героя явственно ощущались слабости, которые можно назвать «вроя денными недостатками» неореализма и которые ограничивали худож ственные возможности раскрытия проблематики, создавая и для авто1 и для всего направления в целом своеобразный «потолок». Неореал стическая хроникальность мешала Пратолини укрупнять, обобщать с бытия общественной и внутренней жизни героев. Роман страдает одн образием композиции, рыхлостью, эпизоды следуют цепочкой. Сам о
106
раз Метелло не вполне выдерживает нагрузку, которую должен бы нести при полном воплощении замысла Пратолини. Это человек, который волею автора все время «подравнивается» к некоему среднему уровню: Пратолини словно опасается сделать его выдающимся, ярким, оригинальным. В этой нарочитой тускловатости проявилось свойственное неореалистическому направлению стремление изобразить народную массу, заслоняя отдельного человека, так, что в качестве типического характера выступал «средний», а иногда и посредственный типаж. Многогранность внутренней жизни не раскрывалась даже крупнейшими представителями неореализма.
Середина 50-х годов, принесшая неореализму отдельные удачи, в то же время оказалась кризисной для всего направления. Вера в народную солидарность, в здоровую мораль простого человека, одержавшего победу над бесчеловечностью фашизма, довольно долго оставалась для неореализма основным источником вдохновения и залогом завоевания лучшего будущего. Однако историческая обстановка сере-а.ины 50-х годов требовала от писателей, обратившихся к изображению современных общественных противоречий, более четких идейных позиций, чем общедемократическая, антифашистская настроенность, служившая идейной базой для неореалистического движения в целом. Мотивы, явившиеся завоеванием послевоенной литературы, оказались в новых условиях абстрагированными от жгучих социальных конфликтов итальянской действительности, круто изменявшейся под натиском капиталистической стабилизации. Смутность общественно-политических воззрений порождала у многих итальянских неореалистов растерянность перед сложными политическими и экономическими явлениями этого периода, неумение осмыслить новые социальные противоречия. Они оказались безоружными и перед волной ревизионизма, и перед антикоммунистической кампанией., развязанной на Западе в ходе «холодной войны». Вся эта идейная беспомощность приводила к топтанию на месте, к повторению самих себя или общих мест неореализма. Особенно наглядно проявили себя эмпиризм, натурализм, неумение отобрать главное из массы увиденного, отсутствие активных выводов. В произведениях молодых авторов зазвучали нотки разочарования; некоторые «обогащали» свое творчество приемами, заимствованными из практики иного литературного направления и оказавшимися совершенно чуждыми общему строю неореализма; кое-кто временно умолк.
Все эти слабости неореалистической литературы заставили итальянскую критику в 19561957 годы заговорить о кризисе неореализма. Но если реакционные эстетические круги пытались доказать несостоятельность реалистического метода как такового, то прогрессивная критика справедливо оценила происшедший литературный перелом как неизбежный кризис роста. Само направление неореализма вплотную подошло к необходимости искать новые пути и средства отражения новой реальности, осмыслить ее закономерности и воплотить их в обновленной художественной форме.
Неореализм безусловно сыграл огромную положительную роль для всей современной итальянской и не только итальянской культуры. Та закваска Сопротивления, на которой вырос неореализм, помогла писателям следующего поколения не утратить общей демократичен
107
ской и реалистической ориентации, не перестроиться на экзистенциалистское видение мира. Литература Италии приобрела новые горизонты, новые аспекты и соответственно новые формы реалистического моделирования мира.
Основная заслуга реалистической итальянской литературы 50 60-х годов в том, что она сумела чутко отозваться на важнейшие социально-этические проблемы этих лет в их особой, чисто итальянской специфике. Специфика же заключалась в болезненной ломке, которую с середины 50-х годов претерпевает итальянское общество в процессе становления в стране монополистического капитала. Торжество неокапиталистических методов в промышленности, торговле, управлении: стремительное вторжение капитализма в отсталые южные районы страны; связанная с этим ломка старых кастовых и сословных порядков, многих моральных устоев, нравов и обычаев; «американизация», вторгшаяся в быт, в сферу служебных, семейных, узколичных отношений; стандартизация вкусов; столкновение и «сосуществование» старого с новым в самых неожиданных сочетаниях (например, традиционного клерикализма с «культурой телевизора», древней мафии с интересами современных воротил и т.п.) эти и подобные им факторы национального развития болезненно отразились на сознании людей. Поэтому в реалистической литературе Италии 60-х годов наиболее остро встала проблема соотношения «неокапиталистического» общества и человека, раскрывающаяся прежде всего в показе внутреннего мира личности и лихорадки социальной жизни, обманчивого «бума», итальянского экономического «чуда» начала 60-х годов.
Как же отразились на человеке материально-духовные последствия «неокапитализма»? Отвечая на этот вопрос, итальянская реалистическая литература стремится показать сущность социальных бедствий современного капиталистического общества. Эта направленность литературы проявилась в том, что интерес с непосредственных процессов материальной жизни перешел на нравственно-психологический комплекс человека как результат этих процессов. Поэтому итальянский реализм на современном этапе остается подчеркнуто социальным иост-рокритическим. Общественно-историческая обусловленность характеров и человеческих отношений недвусмыленно прояснена.
Столь же весома для итальянского реализма проблема моральной ответственности человека перед обществом, временем, событиями. Эта проблема раскрывается в разнообразной тематике и на опыте войны и Сопротивления, и в конфликтах современности, среди которых немаловажны «воспитание чувств» молодого героя и место интеллигента в сложном переплетении социальных интересов «неокапиталистической» Италии.
Одна из главных традиций, унаследованных современной литературой от неореализма, ощущение ответственности писателя, всей литературы. Неореализм эту ответственность понимал прежде всего как долг сказать правду о народе, ввести его в сферу литературно-художественного изображения. «Народ властно стучится в двери искусства, и горе нам, если мы их не распахнем», говорил Дзаваттини, один из теоретиков неореализма. В середине 50-х годов в Италии вошло в употребление выражение «litteratura impegnata», примерно соответствующее французскому «litterature engagee». Это обязательство, не снимая прежнего, неореалистического, в усложнившейся обстановке еще более расширилось; литература несет ответственность за человека, за его нравственный облик, за его будущее, за само его существование. Этическую нагрузку можно ощутить в любом жанре современной
108
итальянской литературы будь то репортаж, новелла, философско-аллегорическая повесть или психологический роман, лирическое воспоминание или публицистическая сатира.
В то же время для итальянской литературы эти этические проблемы гораздо менее умозрительны, чем в других западноевропейских литературах. Так, дилемма выбора, принятия решения, столь характер-пая для экзистенциалистской литературы, в книгах итальянских писателей возникала либо при осознании реального морального долга (в романе Кассола «Невеста Бубе»), либо связана с конкретными семейными материально-бытовыми отношениями («Римские рассказы» Моравиа), а чаще всегос постановкой чрезвычайно жгучей для Италии проблемы приспособленчества, конформизма («Конгресс» Биджарет-ти, «Хозяин» Паризе). Нигде дилемма выбора не превращается в самодовлеющую, она всегда социально наполнена и разрешается не в абстрактно-трагическом, а в живом и драматическом плане.
^ 60-е годы происходит процесс интеллектуализации итальянского реализма, изыскивающего новые художественные средства, новые формы повествования, способные вместить сложную нравственную и философскую проблематику и подчас долю социальных прогнозов наиболее вдумчивые и одаренные представители итальянской литературы не только пристально вглядываются в современное социальное зло, но и напряженно ищут позитивных решений..
Развивается в измененном виде антифашистский, антивоенный роман. В отличие от некоторых европейских литератур эта тематика на протяжении всего послевоенного периода в Италии не забывалась ни на год. Именно на этом материале проявил свой оригинальный талант повествователя-психолога Джордже Бассани (род. в 1916 г.). Сборник его повестей «Пять феррарских историй» (1956) посвящен воспоминаниям о жертвах войны и фашистского, расистского террора. Лейтмотив этой книгипризыв не прощать бесчеловечности, сделать уроки прошлого всегда присутствующим моментом современности. Бассани обличает не только преступников, но и равнодушных, уклоняющихся от моральной ответственности, умалчивающих и приспосабливающихся. Тема конформизма возникает «изнутри», как язва, разъедающая человеческую душу. В романе «Сад Финци-Контини» (1962) Бас-сани более элегичен, хотя и здесь он рассказывает о гнетущей обстановке конца 30-х годов. Антифашистская направленность романа ослаблена своеобразной эмоциональной атмосферой статичности воспоминаний, в которых чувствуется влияние Пруста.
Некоторой статичности антифашистской прозы Бассани противостоит динамика автобиографической книги Натали Гинсбург «Семейные разговоры» (1963). Писательница сумела сделать воспоминания основой рассказа о мужественной борьбе целой семьи против одуряющей демагогии фашизма, о становлении человеческого духа, о формировании характера подростка. Лиричность и мягкий юмор тоже подчас в манере Пруста в данном случае подкрепляют активное гуманистическое звучание книги.
Творчество писателя Марчелло Вентури (род. в 1925 г.) почти полностью посвящено тематике войны, Сопротивления. Его повесть «Братья» (1952), рассказывающая о драматическом столкновении братьев, оказавшихся в противоположных лагерях, и повесть «Отпуск одного немца» (1959) психологический портрет реваншиста звучат как страстный протест против возрождения фашизма, против угрозы новой войны. Роман Вентури «Белый флаг над Кефаллинией» (1963) одно из наиболее интересных и значительных произведений
109
о второй мировой войне перекликается с романом Лану «Когда море отступает».
Рассказчик, молодой человек, приезжает на маленький остров Ионического архипелага, где двадцать лет назад, в первом сражении между немецкой, и итальянской армиями погиб его отец, капитал Пульизи. Сын хочет восстановить историю, понять через былые события характер своего отца, которого никогда не видел. Марчелло Вентури опирается на реальные факты зверской расправы гитлеровских войск с итальянской дивизией, отказавшейся сдаться в плен немцам после капитуляции Италии в 1943 году. Но документальность здесь главным образом средство для психологического раскрытия происшедшей драмы.
Свободно смещая временные планы, чередуя монолог рассказчика с авторским изложением событий двадцатилетней давности, Вентури подчеркивает неразрывную связь прошлого и настоящего. Психология «сверхчеловека», якобы имеющего право на насилие и убийство, которая раскрывается в образе «белокурой бестии», лейтенанта Карла Рит-тера, нс должна быть забыта, не должна возродиться. Есть в романе Вентури и другой важный аспект: итальянцы пришли на Ионических острова тоже как завоеватели, и только в горечи поражения осознали свою вину перед греческим народом. Соединение тонкого психологического рисунка с постановкой важнейших проблем, волнующих современное миролюбивое человечество, делает роман Вентури, проникнутый высоким чувством ответственности, глубоким и актуальным произведением.
Значительное место в современной итальянской литературе занимает творчество Карло Кассола. Его повесть «Старые товарищи» (1953) своеобразный итог неореалистического периода творчества. Обрисовав в привлекательном свете старых коммунистов-рабочих, не отрекшихся от партии в черные годы фашизма и мужественно боровшихся в Сопротивлении, Кассола наиболее удачно из всех молодых неореалистов показал внутренний мир борцов-антифашистов, соединил романтику Сопротивления с простотой и душевной ясностью своих героев.
Однако идейный кризис середины 5<Э-х годов довольно сильно затронул Кассола. В сложной обстановке послевоенной итальянской жизни он грустит об утрате идеалов, не видит путей к осуществлению прежних демократических чаяний, которые, впрочем, у него всегда были непроясненными. Книги Кассола «Дом на улице Валадье» (1956) и «Послевоенная женитьба» (1957) выражают чувство подавленности перед лицом неизбежной жизненной рутины. Результатом этого внутреннего кризиса было обращение Кассола к психологической проблематике, далекой от реальных конфликтов окружающей жизни (повесть. «Солдат», 1958).
Попыткой возвращения к общественной теме в сочетании с изображением духовного мира простых людей был роман Кассола «Невеста Бубе» (1960), который остается его наивысшим писательским достижением. Героиня романа, простая крестьянская девушка Мара, становится невестой партизана Бубе, совершившего вскоре после окончания войны шальной, непродуманный, проступок, оборачивающийся в условиях мирной жизни преступлением. Многие годы проходят в разлуке сначала Бубе укрывается во Франции, затем надолго попадает в тюрьму. За эти годы Мара мужает, внутренне проверяет свое чувство к Бубе, осознает свой моральный долг перед растерявшимся одиноким юношей. Она без громких фраз отказывается от личного счастья с
110
другим и остается ждать Бубе, ибо только ее поддержка может спасти его от отчаяния. Глубокая душевная жизнь, без горечи и надлома, несмотря на тяжкие испытания, вера в свои силы, доброта и трудолюбие все эти подлинно народные черты характера придают образу Мары героическую возвышенность без всякой идеализации.
Изображая в своих повестях и романах богатство духовного мира простых людей, Кассола не ставит перед собой задачи показать этих людей втянутыми в основные социальные конфликты итальянской действительности. К этим конфликтам с большой силой критического разоблачения подошла целая группа писателей, нарисовавшая современного итальянца в тисках «неокапитализма». На первый план выходит тема разоблачения антигуманности «неокапитализма», кичащегося цифрами роста жизненного уровня, по причиняющего непоправимую утрату самому человеческому духу.
Итало Кальвино волнует проблема интеллигента в современном буржуазном мире. В повестях «Строительная спекуляция» (1957) и «Облако смога» (1958) Кальвино ставил эту проблему на актуальном материале итальянской действительности, однако развитие сюжета воспринимается и как аллегорическое обобщение. Писатель с горечью утверждает, что ни в том, ни в другом из борющихся лагерей нет места для интеллигента, и он бессилен утвердить себя как личность перед лицом капиталистической цивилизации. Одновременно эти повести разоблачали дух современного буржуазного предпринимательства, серость и уродливость жизни. Символом существования человека в этом антиэстетическом и антигуманном обществе становится «облако смога» промышленной пыли и грязи.
В созданном в конце 50-х годов цикле юмояистических рассказов-лритч «Марковальдо» Кальвино показывал, как в прямом и переносном смысле задыхается в этом «смоге» бесхитростный маленький человек; холодный, механистичный быт современного города враждебен склонностям бедняка-труженика, несовместим с самим нацио-дальным характером простого итальянца. В этих новеллах органически сочетаются реализм и фантастика, сатира и аллегория, что характерно для всего творчества Кальвино. Именно на этой основе возникает в 50-е годы цикл философско-
•аллегорических романов Кальвино: «Разрубленный виконт» (1952); «Барон на дереве» (1957); «Несуществующий рыцарь» (1959). В этой
•трилогии на материале истории, смешанной с большой долей фантастики и сатиры, ставятся острые этические проблемы современности. Избирая парадоксально-фантастическую ситуацию (человек живет, разрубленный пополам, человек живет на дереве, человек живет, «не существуя», одной силой идеи), Кальвино создает аналитический роман, проникающий в суть явлений средствами философско-аллегори-
•ческого обобщения. Творчество итальянского писателя ощутимо связано с традицией романа Просвещения.
В «Разрубленном виконте» Кальвино ставит проблему морального раздвоения человека, раскрывая понятия добра и зла как взаимосвязанные свойства, без которых нет и цельного индивидуума. В «Бароне .на дереве» моральная проблематика включается в более широкий круг вопросов о смысле исторического движения, о судьбах
•социального прогресса. В образе героя, прожившего всю жизнь на деревьях, но не утратившего связи с миром и активно участвующего в
•бурных событиях конца XVIII начала XIX века, писатель олицетворяет свое понимание морального долга индивидуума, верного избранному идеалу и вносящего в хаос действительности свое обдуманное и
III
целенаправленное действие. В «несуществующем рыцаре» Кальвино осмеивает отрыв «чистой» идеи от' жизни: лишь в слитности с реальной практикой идеал обретает осязаемость, человек соединяет «обе половинки», избавляется от отчужденности.
В этом же ключе написаны и «Космикомнческие рассказы» (1965). Кальвино избирает в качестве сюжета теории космогонии и «одушевляет» такие вселенские процессы, как возникновение планет, появление жизни на Земле, внося в категории времени и пространства элемент живого присутствия, некоего вечного прообраза человека, лукавого наблюдателя происходящего. Он олицетворяет развитие Вселенной, «разум материи», организующее начало в хаосе бесконечности. В форме философско-фантастической прозы Кальвино с мягким юмором воплощает веру в грядущие судьбы Вселенной и человечества.
С особой резкостью поставлены этические проблемы в творчестве одного из крупнейших итальянских писателей, мастера психологического анализа, Альберте Моравиа (наст. имя Альберте Пинкерле, род. в 1907 г.). Духовная опустошенность, цинизм и приспособленчество буржуазного интеллигента, раскрытые Моравиа в его первом романе «Равнодушные» (1929), остаются главной темой его повестей и рассказов 30-х годов, осложнившись настроениями социального скепсиса и фрейдистскими мотивами.
События освободительной борьбы итальянского народа изменили интересы Моравиа и тематику его произведений послевоенных лет. В романе «Римлянка» (1947) он обращается к конкретному изображению социальной действительности, показывает моральное вырождение фашистской верхушки. В двух сборниках новелл «Римские рассказы» (1953) и «Новые римские рассказы» (1959) возникает совершенно новая для Моравиа социальная среда и герои. Это простые люди, те, кто работает и бедствует в «вечном городе», кто почти всегда безуспешно ищет свое немудреное счастье. В обращении писателя к будням простого человека, безусловно, сказывается воздействие неореализма: мягкое сочувствие, которым проникнуть! эти рассказы, сродни тону неореалистического «лирического документа».
В «Римских рассказах» писатель с большим психологическим мастерством показал многообразие чувств и переживаний -этих героев, глубину их духовного мира. Однако, обратившись к изображению простого человека, Моравиа неправомерно внес в его душевное состояние моменты, присущие представителям иного социального круга. Народ ные персонажи Моравиа безработные и труженики, рабочие парни и мелкие -служащие, неудачники-влюбленные и неумелые преступники всегда одиноки, им никто не поможет. Так, в рассказе с символическим названием «Ромул и Рем» бывшие друзья-однополчане отнимают друг у друга нищенский заработок. Мотив народной солидарности, столь характерный для литературы неореализма, не нашел места в «Римских рассказах».
Знаменателен роман «Чочара» (1957), явившийся, по словам са' мого автора, писательской данью Сопротивлению. В центре книги простая женщина Чезира, пережившая ужасы войны и гитлеровской оккупации. Моравиа показал силу народного характера, осудил войну, искажающую саму натуру человека. Появился в романе и совершен но новый для автора герой интеллигент-антифашист, гибнущий от руки оккупантов. Однако в этом образе проявилось и очевидное не знание писателем таких людей в жизни: его Микеле снова одиноч ка. Борющегося народа. Сопротивления как такового в романе не по
112
казано. Тем не менее «Чочара» наиболее приблизила Моравиа к неореалистической проблематике и героям, среди которых он сумел найти положительные образы. Однако уже с середины 50-х годов Моравиа вновь обращается к среде «ненавидимых». С большой чуткостью психолога он открывает новые оттенки морального распада в преуспевающем итальянском буржуа послевоенного образца. В романе «Презрение» (1954) почти памфлетное разоблачение современного псевдоискусства сочетается с постановкой темы разобщенности, отчуждения людей. Взаимное непонимание между сценаристом Риккардо и его женой, метаморфоза чувств Эмилии, у которой любовь к мужу сменяется презрением, обусловлены приспособленчеством Риккардо, продающего свой интеллект, свои творческие способности тупому продюсеру. В «Презрении» этическая проблематика творчества Моравиа теснейшим образом связана с конкретной социальной действительностью.
Еще более тревожно звучит тема отчуждения в романе Моравна «Скука» (1960). Словами «скука», «тоска» художник Дино определяет свою болезненно ощущаемую оторванность от реальной жизни,. разрыв между ним и окружающим миром, что лишает его способности творить, художественно воспринимать природу, людей, вещи. Если для Дино скука источник страдания, то для его богатой матери такад отчужденность воспринимается как норма; фетишизированные светские отношения подменяют естественные человеческие чувства, «деньги становятся плотью и кровью, превратившись в бесчеловечную вульгарность». Автор устами героя точно указывает источник современной некоммуникабельности: это буржуазный социальный порядок и обусловленное им искажение этических норм. Выход из положения герой ищет исключительно в сфере эротики. Сексуальное наваждение, доводящее Дино до самоубийства, единственное средство покончить со ^скукой». Связав в один узел секс и отчуждение, перегрузив роман описаниями эротических сцен, Моравиа ощутимо ослабил социальное и художественное звучание своей книги.
Свободны от фрейдистской сексуальности новеллы сборника Моравиа «Автомат» (1963), тема которого ясно выражена в названии. Механистичная, регламентированная фетишизированными буржуазными нормами жизнь, погоня за наживой обезличивают человека, отнимают у него способность духовного общения. Дети и родители чужие друг другу («Тревога»); муж и жена «замалчивают» супружескую измену («Стоит ли говорить»); и как итог звучат слова одного из героев: «одинок не тот, кто один, а тот, кто чувствует себя одиноким».
Роман Гоффредо Паризе (род. в 1935 г.) «Хозяин» (1964) написан в остросатирическом, даже гротесковом плане, с явным использованием приемов Кафки. Глава крупной фирмы доктор Макс превращает поступившего к нему на службу молодого человека в своего раба, проникнутого психологией подчинения, преклонения перед фетишем фирмы, ее процветанием и блеском. С бичующей насмешкой показывает Пар'изе, как это превращение человека в «робота с производственными идеями» совершается, так сказать, «под аккомпанемент» высо-коморальных идей доктора Макса, который разглагольствует о «свободе духа», однако в случае робкого протеста своих служащих становится форменным истязателем. Сходство с Кафкой проявляется в романе Паризе, в частности, в пассивности подчиненного, остающегося лицом гораздо более страдательным и безвольным, чем, скажем, Иозеф К. из «Процесса».
Здесь уместно сказать об изменении самого понятия положительного героя в современной итальянской литературе. Исчезли образы му-
113
жественных и стойких людей неореализма, к которым тянулось так много дружеских рук, которые побеждали самой своей смертью. Эту утрату не может восполнить непримиримо критическое отношение автора (или героя) к окружающему миру. «Положительность» героя ограничивается отказом от приспособленчества, позицией морального стоицизма.
Одним из немногих исключений в этом отношении являлся роман ,'Васко Пратолини «Постоянство разума» (1963), написанный им после довольно длительного молчания и нескольких творческих неудач. 'В «Постоянстве разума» Пратолини пытается соединить ведущие линии .своего творчества: интерес к молодому герою, стремление взглянуть па действительность в историческом ракурсе и показать внутренний мир простого человека. Роман несомненная удача автора, сумевшего убедительно показать духовное становление молодого рабочего паренька, .идущего от некоего анархического «коммунизма чувства» к осознанию ,сурового долга перед жизнью, к «постоянству разума».
Непримиримость прогрессивной реалистической литературы Ита-.лии к «процветающему» и обезличивающему «неокапитализму» является той отправной точкой, откуда неизбежно должны исходить поиски позитивных решений социальных, этических, общечеловеческих .проблем.
Серьезные сдвиги произошли в итальянской поэзии. И здесь определяющим моментом идейно-художественного развития явились события национально-освободительной борьбы итальянского народа против .фашизма. Главные результаты этих сдвигов глубокое изменение поэтики так называемой герметической поэзии, ведущего поэтического .направления 2030-х годов.
Герметическая поэзия исходила из убеждения в том, что подлинной ценностью является индивидуальное восприятие мира. Однако модернистская поэтика герметизма, испытавшая сильное влияние Малларме и Поля Валери, отразила в себе и отталкивание от футуризма с его культом формы и героем, лишенным духовной жизни, и неприятие фашизма, его идеологии насилия, его грубой бесчеловечности. В творчестве крупнейших поэтов-герметиков Эудженно Монтале (род. в 1896 г.), Джузеппе Унгаретти (18831969), Умберто Саба (18831967) сохранялась тоска по человеческой чистоте, гуманистический интерес к внутреннему миру личности. В стихах этих поэтов ощущалось живое поэтическое видение мира, но чрезвычайно осложненное и зашифрованное.
Основополагающий принцип поэтики герметизма при построении образа ассоциативность, цепь субъективных аналогий, перенесение одного ряда восприятий в другой, иногда с пропуском начального, отправного момента, поразившего воображение поэта. Отсюда непонятность, сложность образа, сплетение звуковых, зрительных ощущений в один клубок. Герметическое восприятие мира заслоняет его реальную картину от читателя.
Вместе с тем герметическая поэзия была проникнута пессимистической мыслью об извечности одиночества. Поэтому большинство стихотворений Монтале, Унгаретти, Саба окрашено элегической грустью. В сборнике Унгаретти «Чувство времени» (1933) звучит трагическая интонация. В творчестве Монтале, который в 20-е годы написал много
стихотворений, пронизанных радостью восприятия природы, в дальнейшем усиливается лирическая меланхолия, авторская интроспекция вытесняет наблюдения мира. В поэзии Умберто Саба, который стоял несколько в стороне от главного направления герметизма, звучали мягкие идиллические ноты, его образность не столь усложнена. Но и Саба в целом оставался верным герметическому принципу сопряжения субъективных ассоциаций.
Заложенные в герметизме гуманистические тенденции, косвенно-выраженное в нем неприятие фашизма позволили крупнейшим поэтам под влиянием общедемократического подъема Сопротивления обратиться к поискам новых форм, новых средств выражения. И Унгаретти, it Монтале, и Саба отдали Сопротивлению ценную художественную дань. Для творческой биографии таких крупных поэтов, как Альфонсо Гат-то, Сальваторе Квазимодо, Серджо Сольми, Сопротивление стало как бы вторым, подлинным рождением. Лирика этих поэтов периода Сопротивления отражает общую эволюцию итальянской поэзии, переход ее на: новую художественную ступень.
Поэты постепенно преодолевают главный, самый опасный порок герметической лирики ощущение отрешенности, одиночества. Лирический дневник расширяет свои границы, охватывает чувства многих. «я»; духовная жизнь поэта соприкасается с бытием людского сообщества народа, нации в ее чисто итальянской исторической специфике.
Сначала в поэзии появляются трагедийные ноты. Болью и горечью пронизаны стихотворения Саба, Монтале, Унгаретти, говорящие об утрате драгоценного духовного достояния, о торжестве сил зла, подавляющих человека; одновременно в этих стихах возникает ощущение собственной ответственности за происходящее. В стихотворении «Гитлеровская весна» Эудженио Монтале, с ужасом глядящий на «праздник палачей» встречу Гитлера с Муссолини во Флоренции, восклицает: «Нет невиновных больше».
Патриарх герметической поэзии Унгаретти в стихотворении «Мои-шаги безумны» (из цикла «Оккупированный Рим», 19431944) в сложной, типично герметической форме жалуется, что он бессилен находить. былую поэтичность в впечатлениях от мира; все окружающее как бы замкнулось, онемело, поэт не видит в нем прежних откликов, интонаций,
Таким образом, година страданий означает для итальянской поэзии тех лет кризис старого восприятия мира и способов его лирического отображения.
Постепенно приходит новое видение. Оно выражается прежде всего в ином образе природы. Смерть и разрушение вносят в нее насильники. Лирический пейзаж, который раньше вливал в поэзию Монтале, Унгаретти, Саба надежду и умиротворение, сменяется образами ночи, мрака, холода, зловещего ветра. В стихотворении «Немецкий сентябрь» поэт Либеро де Либеро (род. в 1906 г.) отрицает красоту природы, затоптанной, изуродованной захватчиками.
Все живое в природе символически связывается в поэзии Сопротивления с противодействием мраку и злу, с партизанской борьбой. Поэт Альфонсо Гатто (род. в 1909 г.) в стихотворении «Они стреляли в солнце» говорит, что «Земля отмщает убийцам». А партизаны с красными звездами на груди идут легким шагом, окутанные дыханием тишины, их приветствует заря, и в каждом человеке укрепляется надежда, что земля «обретет свою песнь».
Разрушается герметичность поэзии, она уже неотделима от всеобщих переживаний. Чувства унижения и безысходности постепенно от-
115
тесняются на второй план гневом, протестом, верой в конечное торжество сил человечности. Жалость к людям, тревога за их судьбу перерастают в гордость мужеством и стойкостью борцов-антифашистов. Их образы занимают в лирике все большее место.
Цикл стихотворений «Голова на снегу» (19431946) Альфонсо Гатто посвящен партизанам, жертвам фашизма, которые неотделимы от всех живых и от самого поэта.
Бессмертные человеческие ценности, об утрате которых тосковали ранее поэты, постепенно воплощаются теперь в реальном образе «парня с гор», партизана, который победой своего оружия вернет миру утраченную гармонию. Поэт Серджо Сольми надеется на приход иной (уже не «гитлеровской») весны, ждет апрельского солнца и песни партизан (стихотворение «Апрель в Сан-Витторе»).
Тема бессмертия героя и уважения памяти погибших раскрывается в знаменитом стихотворении Дж. Унгаретти «Не кричите больше». Поэт, обращаясь здесь ко многим людям, выразил глубоко личное, лирическое отношение к гражданственной проблематике.
Умберто Саба, всегда расширявший рамки герметической ассони-активности, субъективизирует реальный мир в гораздо меньшей степени, чем Унгаретти. Образы партизан в его стихотворениях приобретают конкретные черты: это простые люди, способные на самоотверженные деяния. Сопротивление для Саба, как, впрочем, и для других герметических поэтов, явилось могучим средством для преодоления отчуждения. Постепенно поэт сближается с реальным миром, избавляется от одиночества (стихотворения «Маленький рассказ», «Труд», «Театр Артиджанелли» и др.).
Отказ от изображения лирического «я» как центра вселенной, приобщение к чувствам и мыслям коллектива людей, осознание личной ответственности поэта за такие высокие человеческие ценности, как родина, свобода, жизнь, вот те реальные завоевания, которые внесла эпоха Сопротивления в итальянскую поэзию. В области формы результатом этого было стремление к большей простоте (но не к упрощению) поэтического образа и языка. В значительной степени это зависело от прояснения внутреннего мира поэта, освобождения его от смутных чувств, нечетких взглядов, от гипертрофии субъективных мелочей.
Однако поэты-герметики не сразу находили для непривычных чувств новое, должное средство выражения, верный художественный прием. Часто ассоциативная образная цепочка по-прежнему оказывалась зашифрованной. Так, многие стихотворения партизанского цикла Альфонсо Гатто по существу лишь «проясняют позицию» самого автора, но по форме и по содержанию не понятны массовому читателю. Это относится и к стихотворениям Унгаретти, где образность осложняется еще и религиозными мотивами. Кризис старой поэтики осознавался поэтами-герметиками, но творческий выход найти было нелегко.
В значительной степени это удалось Сальваторе Квазимодо (1901 1960). Он вошел в поэзию в 30-е годы как элегический певец природы, находившийся под влиянием герметизма и одновременно под воздействием древнегреческой и эллинистической поэзии, которую много переводил. С началом Сопротивления в творчестве поэта происходит резкий перелом. Это отразилось в названии стихотворного цикла Квазимодо «И .внезапно настал вечер» (1944). В нем звучит отчаяние.-бес-сильный ужас перед страданиями людей, перед жестокостью. Поэт уже не может отгораживаться от реальной жизни, уходить от злодейств и всеобщих бедствий в мир аттического искусства, В программном стихо-
116
•творении «На ветвях ивы» Квазимодо декларирует свой отказ от элегичности.
В поэзии Квазимодо возникают патетические, призывные ноты, образный язык становится все более четким, напряженным, экспрессивным. Поэт откликается на события партизанской борьбы, ощущая себя
•одним из тех, кто склоняет головы перед павшими патриотами.
Поэтом, прошедшим опыт Сопротивления, Квазимодо остается и в послевоенную эпоху. Реалистическое видение мира особенно четко ска-.залось в стихотворении «Страна моя Италия» из сборника с многозначительным названием «Жизнь не сон» (1949). В его стихах звучит гражданская тема, он вспоминает ужасы недавней войны, обличает силы, враждебные жизни мирного человечества (сборник «Фальшивая и подлинная зелень», 1954). В 1959 году поэту присуждена Нобелевская премия. Творческие успехи, которые принесли Квазимодо заслуженное признание, коренятся в тех далеких годах, когда он сумел увидеть в Сопротивлении силы грядущего.
Среди современных поэтов Италии выделяется творчество Пьер-Паоло Пазолини (19221975), поэта, прозаика, кинодраматурга и режиссера. Поэзия Пазолини характеризуется мятежным гражданским духом, обостренным чувством писательской ответственности, открытой публицистической формой стиха. Стремление Пазолини говорить от имени «немого народа» воплотилось в поэтическом цикле «Прах Грамши» (1957). Пазолини видит социальные причины народных бедствий и черпает в жизни римских рабочих окраин надежду на грядущее освобождение. Своеобразна поэтическая форма Пазолини: поэма б терцинах или октавах с традиционной рифмой или ассонансом сочетается с поэтической техникой XX века.
Кризисные явления общественной жизни Италии породили в поэзии Пазолини 60-х годов мотивы разочарования, особенно ясные в сборнике «Поэзия в форме розы» (1964). С острым чувством личной боли <поэт берет на себя моральную ответственность за несбывшееся в мире, «где умирает идея человека».
Лейтмотив этого сборника Пазолини продолжающиеся поиски «главной человечности», присущей людям во все времена.
Творчество Пазолини, диалектальных демократических поэтов И. Буттнта, Дж. Новента, А. Гуэрра и других наглядно показывает, что позиция итальянской поэзии по отношению к реальной действительности привела к изживанию эстетических принципов герметизма. Таково основное завоевание поэтической традиции в Италии наших дней. Развитие современной итальянской лирики свидетельствует о том, что в ней преобладают общественный накал, высокая моральная тема, ощущение 'близости поэта к людям и чувство ответственности за их судьбы в послевоенном мире.