Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Характерные особенности античной культуры.
1. Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И.И.Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве красота, мера, гармония.
2. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
3. Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.
Культура античной Греции представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная искусство.
Отношение человека к природе в античности
Критерии |
Античность |
|
Понимание природы |
природа подвижное, изменяющееся целое (все возникает, течет и изменяется); |
|
Ведущая идея. |
космоцентризм (Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод; он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется); |
|
Ценность природы. |
природа это не только материальная (вещественная, реальная), но еще и духовная (нравственная, интеллектуальная) ценность; |
|
Особенности взаимоотношений человека с миром природы. |
непрагматическое взаимодействие с миром природы (взаимодействие с природой служит для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным); |
|
Положение человека в природе. |
человек рассматривался как одна из частей природы (это обусловлено тем, что античный человек максимально зависел от нее: она постоянно "присутствовала" в каждой его мысли, в каждом его действии); |
|
Отношение к религии. |
сложена система представлений о богах как творцах природы (Боги уже, как правило, антропоморфны, т.е. обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом); |
|
Особенности изучения природы. |
начинается изучение природы (природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась "души", но душа у нее менее "качественная", чем человеческая); |
|
Особенности противопоставленности человека и природы. |
постепенно складывается противопоставленность человека и природы (это обусловлено следующими причинами: 1-человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга; 2 - человек начинает изучать природу). |
Таким образом, из таблицы видно, что античная философия основа на космоцентризме и строится на примате природного, и поэтому рассматривается как полнота бытия, эстетически прекрасное, нечто подвижное и изменяющееся. По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслиться не иначе, как в согласии и гармонии с природой.