Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Техническое развитие начинающего пианиста Подготовила преподаватель по классу

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА

Методическая работа

«Техническое развитие начинающего пианиста»   

Подготовила

преподаватель по классу

фортепиано

                                                                      Кондратова Марина Васильевна

Барабинск

2014г

 

Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из самых сложных проблем музыкальной педагогики.  Ее сложность вызывается тем, что педагогу приходится формировать  у ученика тончайшую  по внутренним импульсам систему  двигательных навыков и приемов. Приобретение техники движений  всегда связано с развитием как физических (мышечных),  так и психических (волевых) свойств.  В работе над пианистической  техникой,  кроме указанных свойств, требуются еще такие  необходимые компоненты музыкального развития,  как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «немузыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области.

Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых исполнительный технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению  двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению   автоматическому.

В воспитании техники у младших учащихся большое значение  имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без который немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика.

Главный принцип работы педагога – научить школьника слушать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании  ребенком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам.

Артикуляция пальцев, работа над независимостью их движения начинается с момента изучения legato. При игре мелодии учащийся   должен слышать плавного legato, возникающего в результате спокойно и естественно «переступающих»  пальцев. Хорошая артикуляция предполагает не только достаточную активность движения пальцев, но и своевременный их подъем  после звукоизвлечения, без задержки на клавише  дольше, чем того  требует длительность звука. «Вязкие», с запозданием  поднимающиеся пальцы лишают исполнение ясности, ритмической четкости. Дисциплинированность пальцев воспитывается только  вниманием маленького музыканта к звучанию своей игры.

Работа над движением пальцев не может идти в отрыве от восприятия звучания.

С первых шагов обучения ребенку следует понять, что музыкальный мотив может ассоциироваться с определенным словом и, что подъем и сила пальцев зависит от того, как произносится  данное слово.

Попутно ученик усваивает и объединительные движения, при  которых кисть слегка отводится к пятому пальцу.  Эти движения кисти необходимы для плавного legato, для выразительности, а также ощущения «дыхания» руки;  они активизируются,  если в игре участвуют четвертый и пятый пальцы.

Чем шире расстояние между звуками мелодии, тем активнее  объединительное движение кисти. Попутно достигается и необходимое растяжение пальцев.

Объединительное движение кисти у детей иногда нарушается  при переходе к игре более длинных мелодических отрезков. В таких случаях можно объяснить ребенку, что мелодия состоит  из ряда мотивов, объединенных лигой. Вначале допустимо деление этих мотивов и обработка каждого в отдельности.

Исполнение синкопы в мелодии этюда связано с ощущением «дыхания» кисти: после активного  звукоизвлечения пятым  пальцем кисть освобождается как бы для подъема руки.  Постепенное прибавление темпа делает движение кисти менее заметным для глаза.

При переходе  к работе над подвижностью  пальцев весьма полезны такие упражнения и этюды, в которых  мотивы оканчиваются на сильные доли. Подобная устремленность мотива  психологически подготавливает ученика к темпу.  Упражнения исполняются на одном движении руки.

После того, когда достигнуто умение ровно и выразительно  исполнять гаммообразные последовательности в пределах одной  аппликатурной позиции, можно приступить к изучению  перехода на новую аппликатурную позицию – к подкладыванию  первого пальца, перекладыванию через него средних пальцев.  Для достижения ровности звучания при этом необходимо выполнять  следующие  условия:

  •  Высота запястья над клавиатурой должна быть такой, чтобы средние пальцы при извлечении звука действовали перпендикулярно  по отношению к клавишам – не подтягивались под кисть, не скользили;
  •  Все пальцы (и длинные и короткие) должны постоянно  находиться над клавиатурой;
  •  Каждый палец должен действовать по возможности  самостоятельно (не подменять работу первого толчком всей руки);
  •  При переходе на новую позицию всем пальцам необходимо двигаться предельно экономно;
  •  Исключить вертикальное положение запястья;
  •  Степень опоры руки должна быть такова, чтобы палец после звукоизвлечения не прижимал клавишу «до дна».

Расширяя художественные задачи воспитания мышления начинающего пианиста, следует постоянно заботиться   об исполнительских средствах воплощения этих задач.

                                            

Аккорды

Уже во второй половине первого года обучения ученику понадобятся навыки исполнения аккордов, которые в значительной степени подготовлены работой над пластичностью действия  аппарата в процессе исполнения non legato. Здесь нужно последовательно пройти все этапы работы от «дыхания» рук перед  звукоизвлечением до объединения  всей действий в единый  двигательный процесс при извлечении двух аккордов.

Отличие работы над трехзвучными  аккордами заключается в необходимости дольше задержаться на этапе их исполнения с предварительным прикосновением пальцев к клавишам. Закрепление расположения  трех пальцев на трех клавишах одновременно и способность мысленно представить себе аккорд формируется  у ребенка гораздо дольше, чем это происходило в одноголосии  и двухголосии. До момента, когда прочно закрепляется в сознании формы  трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов можно работать  над пластикой переноса рук на однородных аккордах, не требующих  перестройки в воздухе формы рук и выбора нужных пальцев между звукоизвлечениями.

Трезвучия с обращениями изучаются по три звука каждой  рукой отдельно; пальцы организованы для исполнения данного  аккорда, погружаются в клавиши, хорошо чувствуя опору.  Звучание должно быть стройным, протяжным. В дальнейшем перед учащимся ставится задача более яркой окраски верхнего звука в аккордах. В изучаемых произведениях такая необходимость  возникает обычно в партии правой руки. Для достижения цели можно  предложить упражнение: извлечение насыщенного звука пятым  пальцем и добавление отдельных звуков аккорда более легким  прикосновением пальцев.

Арпеджио

Короткое арпеджио  изучают после того, как ученик освоил  игру трезвучий аккордами. Сначала используются арпеджио из трех, затем четырех звуков. Важное условие  исполнения – певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Этому способствует хорошее осязание каждым пальцем клавиши  и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Для ощущения  пластичности, свободы кисти необходима собранность пальцев. Возможны упражнения, в которых отрабатывается каждая  позиция отдельно.

 В дальнейшем отдельные  мотивы исполняются под общей лигой, но объединительные движения кисти сохраняются в каждом мотиве.  

Гаммы

После того, как учеником хорошо освоены пятипальцевые  последовательности, можно начинать изучение гамм.  Следует познакомить ученика с принципами построения аппликатуры  и навыками построения гамм в пределах одной октавы.  Возникающая задача подкладывания первого пальца может быть разрешена  на подготовительных упражнениях.

  Стремление к плавно звучащему legato корректирует  наилучшее положение руки и пальцев данного ученика. Залогом успеха  учащегося в изучении гамм является постоянное внимание  к качеству звука, плавности движения мелодической линии, четкости  артикуляции пальцев.

На первом году обучения рекомендуется подготовить навыки  исполнения репетиционной фактуры со сменой пальцев и начальных  элементов мартеллато.

Репетиционная техника строится на вибрационном движении, с помощью которого рука хорошо освобождается и приобретает  наибольшую подвижность. Репетиции с переменной аппликатурой  рекомендуется играть, не забирая пальцы под ладонь, а сменяя их  на одном движении руки, при котором они отходят в сторону и освобождаются, уступая место друг другу. Кисть при этом не поднимается. Все пальцы вибрируют одновременно, их движения незаметны и почти  неощутимы.  При таком способе исполнения репетиций  кончики не скользят по клавише, и репетиция получается  более точной. После первого звука остальные звуки играются  «рикошетом», легко, как бы сами собой.

Работа над этюдами

Техническое воспитание ученика должно идти по пути  использования возможно большего разнообразия фортепианной  фактуры. Не следует перегружать начинающего сухими  конструктивными этюдами, эмоционально непривлекательными для ребенка.

Изучение этюдов распадается на несколько этапов.  Сначала необходимо тщательное музыкальное освоение – грамотная, с правильной фразировкой игра в медленном темпе, по частям  и целиком. Затем переходят к исполнению этюда в более подвижном  темпе, объясняя  ученику все недостатки игры.

Третий этап – работа над сложными элементами,  упражнениями. И лишь после этого рекомендуется окончательное  объединение отдельных этюдов в целое, наряду с дальнейшими прибавлением  темпа и продолжением работы над необходимыми упражнениями.

Желательно, чтобы этюд возможно скорее был выучен  на память. Грубая "долбежка", "болтливая" игра  этюда  не приносят пользы.

Любой быстрый пассаж на всех стадиях разучивания  должен быть хорошо «пропет»: пальцы хорошо «осязают» дно клавиши, мягкая кисть, сообразно с фразировкой, помогает  объединительным движением. По мере прибавления темпа степень плотности опоры  пальцев на клавиши несколько ослабляется, но звук не должен  становиться поверхностным:  ощущение цепкости кончиков пальцев и четкость артикуляции сохраняются.

Нередко учащимся мешает неправильное понимание мелодической структуры пассажей, особенно в тех случаях, когда мотивы начинаются со слабой доли.

  Выразительное, осмысленное исполнение этих мотивов поможет  ученику найти рациональные движения.

Важными условиями технического воспитания является также  умение ученика следить во время игры не только за мелодией, но и за аккомпанементом и способность определить  нужный темп перед игрой (мысленно, внутренним слухом представить мелодию,   движущуюся с определенной скоростью).

Итак, на основе вышеизложенного мы готовим   аппарат начинающего пианиста к тому,  чтобы он мог непосредственно, легко и свободно исполнять любое произведение,  любой трудности. Нужно помнить, что главной целью является  применение всех технических приемов  в художественно-музыкальной литературе. Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений и появляется потребность к яркому  и убедительному выражению музыки.

Список используемой методической литературы:

  1.  Рябов И. М., Мурзина Е. И. Воспитание и обучение в ДМШ: Фортепиано 1 класс. Киев: Музична Украина, 1988
  2.  Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта – исполнителя. Ленинград:  Музыка, 1973
  3.  Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград: Музыка, 1985
  4.  Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Москва: Советский композитор, 1989
  5.  Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. Москва: Музыка, 1976

 

 

 

    




1. Тема- Биография Франца Шуберта
2. Тема. Порівняння мітозу і мейозу Мета- навчальна- розширити і поглибити знання студентів про будову я
3. С другой стороны административная ответственность является составной частью административного принужден
4. Внутриличностные конфликты
5. Тема 8. Организационные взаимодействия и полномочия 8
6. . Травмирующее события и его последствия для человека5 1
7. Для чего и как изучают историю Значение изучения истории
8. . Массовые общественные явления при помощи статистических показателейчисленность населения количество пр
9. реферат дисертаціd на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук.html
10.  Основными функциями упаковки являются защитная дозирующая транспортная хранения маркетинговая нормат
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук.9
12. Доклад- Проблематика семейных отношений в зарубежных странах
13. Иммобилизованные соединения
14. А на 23 ммГраница протеза на нижней челюсти с вестибулярной стороны проходит по переходной складке захват
15. розумне усе розумне дійсне
16.  Все вещества состоят из мельчайших частиц- молекул атомов или ионов
17. ТЕМА Организационная психология
18. UL VY LT t 2 DMC 164 Forest GreenLT
19. Реферат- Деникин Антон Иванович
20. Мосты округа Мэдисон Роберт Джеймс УоллерМосты округа Мэдисон www.html