Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
О международно-политических рамках интеграционного процесса
Размышляя о перспективах российско-белорусской интеграции, следует учитывать международно-политическую среду как один из важнейших факторов, влияющих на политические решения в Москве и Минске по развитию российско-белорусских отношений. Можно выделить по меньшей мере три наиболее значимые межгосударственные форматы подготовки и принятия решений: двусторонние российско-белорусские отношения СНГ Европа.
Каждый из форматов имеет международно-правовую базу, ткань обязательств и взаимозависимостей, структуры сотрудничества; их пронизывает борьба политических замыслов и воль. В этой мозаике конфигурирующими элементами внешнеполитических действий становятся международно-политические аспекты.
Внешние рамочные условия российско-белорусского интеграционного процесса прописывают критерии и ориентиры, пределы и возможности действий на международной арене.
О рамках СНГ-формата
Созданные по беловежским соглашениям на территории СССР независимые государства являлись лишь административными единицами, и потребовалась большая работа по формированию их систем государственного управления. В зависимости от взглядов тех или иных политических групп, пришедших к рычагам власти и объективных особенностей каждым из новых государств был пройден достаточно самостоятельный путь. Однако главной составной частью государственного строительства стало самоопределение и самоутверждение государств в политическом и социо-экономическом пространстве бывшего СССР.
Политических руководителей новых государств на этом пути постоянно преследовали проблемы обеспечения функционирования жизненно необходимых структур взаимодействия. Политическая коллизия заключалась именно в том, какие и как сохранять
(развивать) интеграционные процессы, чтобы не помешать становлению государственности бывших республик СССР.
За таким политическим подходом, однако, скрывалась борьба за групповые интересы находившихся у власти. Наиболее лакомыми кусками стали приватизация и связанные с ней международные связи. Кроме того, под пристальным вниманием находились все вопросы обеспечения государственного управления, включая создание эффективного, самостоятельного и покорного властям аппарата принуждения.
Изменение социально-экономических оснований хозяйствования и управления производством шли неравномерно в различных странах СНГ. Волна взаимопризнаний независимости и равноправия в отношениях друг с другом по мере завершения первоначального процесса накопления и перераспределения собственности, экономического и политического самоутверждения сохранившихся у власти элит начинала перерастать в попытки создания единого экономического пространства, восстановления в первую очередь экономико-технологических общих связей.
В этих условиях в последние два года была оживлена работа межгосударственных и межпарламентских органов, подписано множество документов по многостороннему сотрудничеству. Но в процессе интенсификации деятельности СНГовских органов выявилось отсутствие единого подхода к темпам и характеру интеграции, отмечались значительные колебания курса того или иного государства по конъюнктурным или основополагающим причинам, непоследовательность в определении ориентиров и выборе характера политических шагов.
Более того, двусторонние отношения между отдельными государствами отягощены территориальными и имущественными спорами. Практически межгосударственные отношения в СНГ начали наращивать темп благодаря развитию двусторонненого согрудничества.
Разноскоростное движение государств в развитии двусторонних отношений было принято российским и белорусским руководством как аксиома углубления интеграции. Сложная система подготовки и принятия решений в рамках СНГ, различие текущих интересов и принципиальных подходов к тем или иным про-блемам отношений между государствами-участниками СНГ позволяли ориентироваться на коллективное среднескоростное движение стран по созданию общих правил сотрудничества.
диалог
з'97
диалог
з'97
В этих условиях дуэт Лукашенко -- Ельцин заявил о возможности постановки новых рубежей развития сотрудничества, вплоть до широкомасштабной и глубокой интеграции, включая создание тех или иных организационных структур совместного принятия решений и управления.
Идея углубления и ускорения интеграции вывела руководителей России и Беларуси на постановку вопроса о создании сообщества. Подключение к этому процессу наиболее этнически и экономически связанных с Россией Казахстана и Украины не удается по существенным объективным и субъективным причинам.
Их сотрудничество с Россией пока не выходит за рамки СНГ, предполагающие поиск национальными элитами самостоятельных источников выживания и функционирования и отсутствие ярко выраженного российскоцентристского подхода при принятии политических и экономических решений. Это позволяет большинству стран-участниц СНГ вести более свободную многополюсную игру на международной арене.
Таким образом сегодня пределы интеграционных возможностей в СНГовских рамках в первую очередь ограничены созданием необходимых условий технико-экономического сотрудничества кооперационного, а не интеграционного характера, и позволяют находить решения отдельных политических и военных проблем защительного характера.
О еврорамках российско-белорусских отношений Европейские партнеры России и Беларуси делятся на две большие группы: одна из них относится без активного внимания к российско-белорусским отношениям, другая страны-члены НАТО и Польша в достаточной степени заинтересованы в торможении российско-белорусского сближения.
Военно-политическая интеграция откроет возможности для формирования более устойчивой системы обороны для обоих государств на европейском направлении в условиях расширения НАТО на Восток.
Экономическая интеграция осложнит в значительной степени для западных инвесторов участие в возможной приватизации наиболее лакомых кусков белорусской экономики. Приоритет получат крупные российские экономические структуры.
Технологическая интеграция может ограничить в перспективе потребности России и Беларуси в европейском импорте.
Инфраструктурная интеграция в свою очередь позволит российскому экспорту с меньшими издержками попадать на европейские
рынки. В таких условиях возможно формирование единого внешнеполитического курса, торговой политики, военной политики.
От углубления российско-белорусской интеграции Запад не сможет получить ни военно-политических, ни торгово-экономических, ни стратегических значимых дивидендов.
Более того, при выявлении положительных результатов глубокой российско-белорусской интеграции в странах-участницах СНГ начнется организованное и осмысленное движение по пути руссоцент-ризма, что может привести к отказу от административно-территориальной обусловленности границ постсоветских государств и процессу нового территориально государственного самоопределения народов.
Для развития российско-белорусской интеграции жестких европейских международно-правовых, политических и исторических рамок не имеется. XX век может предъявить ряд примеров развития интеграционных процессов, включая объединение государств в одно или вхождение одного государства в состав другого.
Общепризнанные международные нормы и сложившаяся послевоенная практика не позволяют существенным образом противостоять углубленному развитию межгосударственной интеграции мерами прямого действия.
В этих условиях основным объектом давления становится Беларусь и ее руководство. Наряду с отказом от практической экономической и технической помощи официальному Минску Западом делается ставка на формирование антилукашенковского общественного мнения и создание тем самым оснований для свертывания дву- и многостороннего сотрудничества.
К созданию образа антидемократического белорусского режима подключены также и отдельные влиятельные российские средства массовой информации. Но, учитывая катастрофические результаты чеченской компании, для российской руководящей политической элиты становится достаточно важным выйти на следующие парламенские и президентские выборы с конкретными результатами политики усиления российского влияния на политической сцене бывшего СССР.
Европа сегодня может влиять на ситуацию в Беларуси только посредством политических рычагов. Как наиболее эффективный Западом выбран отказ со стороны европейских межгосударственных структур (Европарламента, ЕС) признавать правомочность белорусского руководства проводить политические реформы в соответствии со своими представлениями и ситуационной необходимостью, чем осложнять политический контекст российско-белорусских отношений.
диалог
з'97
Создаваемые Западом экспертные группы, имеющие различный статус и полномочия, а также отдельные (нередко со спец-служебным прошлым и настоящим) исследователи демократических принципов организации общественной жизни в Республике Беларусь, приходят, как правило, к односторонним негативным оценкам деятельности администрации Лукашенко. Их выводы также могут рассматриваться как средство давления на Минск.
Экономическая зависимость Минска от Москвы очевидна, политическая воля четко обозначена, ориентиры и пути интеграции согласовываются.
О двусторонних российско-белорусских рамках
На современном этапе российско-белорусского сближения ведущими выступают не столько культурно-исторические основания, сколько политические и экономические.
При существенных и решительных шагах по пути интеграции может встать вопрос о внесении изменений в систему распеделе-ния властных полномочий. Нельзя исключить и вероятность закрепления новой системы власти на территории двух государств после внесения изменений в конституции.
Прелагаемая сегодня параллелизации или синхронизация деятельности государственных вертикалей выглядит как временная схема, не снимающая (при дальнейшем развития интеграционных процессов) вопрос о поиске совместных политических государственно-управленческих оргформ.
Экономические пределы интеграции затрагивают два базовых взаимосвязанных постперестроечных процесса приватизацию и место госуправления в экономической жизни общества.
Россия и Беларусь ориентируются сейчас на несколько различные модели осуществления постсоветского развития.
Нерешенные задачи унификации социально-экономического развития или поиска алгоритма взаимодействия становятся ограничениями для развития российско-белорусского сотрудничества. Потребуется существенная корректировка внутреннего курса, которая может существенно затронуть и профессиональные группы и социальные слои, оказывавшие поддержку власти.
В сложившейся ситуации нужно и возможно использовать неординарные средства углубления интеграции. В ином случае будут потеряны набранные темпы.