Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](images/emoji__signature.png)
Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Основные идеи психоанализа 29
Философия психоанализа одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками.
Его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений. Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного, когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека сознания, предсознания и бессознательного. Бессознательное - та часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием, которое осуществляет цензуру желаний. Бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности.
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо сексуальное желание или половой инстинкт. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви. Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие.
На втором этапе творчества (19201939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного. Наиболее существенная разработка этого периода динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура «Я» призвана запрещать импульсы Оно, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения.
Главная идея Фрейда: человек это животное, которое ограничено в своей активности культурой, что вызывает у него чувство неудовлетворенности. Со временем это может перерасти в психоз. Главный принцип человека жизнь ради удовольствия, а культура раздваивает человека: между тем, что он должен делать и тем, что ему приятно.
Книга Юнга - «Психология раннего слабоумия» Швейцарский ученый Карл Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Так, понятие «коллективного бессознательного» для Юнга ближе к мифу, чем к сексуальности.
Личность, с точки зрения Фромма, это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Приобретенные свойства - различия в характере. Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:
Рецептивная ориентация (берущая) чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален.
Эксплуататорская ориентация (овладевающая) чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится достать их силой или хитростью;
Стяжательская ориентация (сберегающая) в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза
Рыночная ориентация (обменивающая) личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического".
К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Философия неотомизма 30
Неотомизм философия современной католической церкви основывается на учении Фомы Аквинского. В числе его признанных представителей Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция).
Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.
Развитие науки, прежде всего естествознания, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества.
Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На этом принципе основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.
Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего.
Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.
Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу.
На первом месте стоит идея личности, которая имеет трансцендентный источник, т.е. не может быть сведен ни к природному, ни к социальному характеру. Никакая философия не может свести личность к какому-либо характеру. Она имеет сверхприродное и сверхсоциальное начало.
Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода.
Книга Маритена - «О прогрессе народов» .
Главный раздел неотомизма метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал. Основная проблема неотомизма проблема Бога. Также проблема согласования религии и науки. В процессе познания человеческий разум не может познать то, что не содержит божественной идеи, но разум может познавать эти идеи на основании опыта, т.е. абстрагирования идеи.
Характеристики:
- образ Божий включает в себя свободу воли и разум
- четкое разделение 2-х сфер бытия (Божественное бытие характеризуется вечностью, простотой, несотворенностью, совершенством; Тварное бытие характеризуется временностью, изменяемостью, несовершенством, составленностью, т.к. состоит из материи и формы, сущности и существования).
31 проблема бытия в истории философии
С самой античности людей интересовал вопрос первоначала. Сначала был поставлен вопрос так: «Что есть бытие?», затем «Что есть бытие?», «Как можно мыслить бытие?».
Мифологическое первоначало временно, оно не подходит для общего. Первые философы применяли для обозначения первоначала стихии.
Фалес из воды.
Гераклит из огня.
Эмпедокл из ветра.
Анаксагор говорит, что первоначало это ум («нус»).
Пифагор говорил, что первоначало это число, т.к. оно является совокупностью предельного и беспредельного. Беспредельное нельзя осмыслить, понять.
Парменид нашел философскую категорию, которая помогала развивать первоначало это бытие. В бытии все вещи едины. Написал поэму «О природе». Бытие есть все то, что есть. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами:
бытие единственно;
бытие однородно ;
бытие безгранично;
бытие вечно;
бытие неподвижно.
Принцип Парменида, согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержатся три важных момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Эти принципы по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем.
Демокрит. Пересмотрев тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное - атомы, а небытие - как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов - бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Даже принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому атому - он у Демокрита неделим.
Платон предложил иную интерпретацию бытия. Подобно элеатам, он характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; но эти многие не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их - истинно сущее. Бестелесные идеи Платон называет «сущностями», поскольку сущность - это то, что существует. Бытию противостоит становление - чувственный мир преходящих вещей. Утверждая, что небытие ни выразить, ни мыслить невозможно («Софист»), Платон, однако, признает, что небытие существует. В противном случае, говорит он, было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь -«ведь ложное мнение - это мнение о несуществующем». Иное по своему статусу ниже бытия: оно существует лишь благодаря своей причастности бытию. В свою очередь, бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо лишь в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому. Понятие бытия, рассматривается Платоном опять-таки в трех аспектах: бытие и небытие; бытие и знание; бытие и Единое.
Аристотель. У Аристотеля сохраняется понимание бытия как начала вечного, самотождественного, неизменного. Он выделяет два начала как два аспекта бытия. Первое начало материя. Это начало вне времени, в нем вещи существуют лишь в возможности. Материя у Аристотеля бесформенна, неопределенна, пассивна, безжизненна, бескачественна. Второе начало форма. Именно она источник определенности реальных единичных предметов. Она делает все потенциальное, заложенной в материи, актуальным. Но своим собственным бытием форма не обладает. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика».
Понимание бытия в Средние века. У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. Бытие у Августина есть благо. Бог - это благо как таковое, или «простое благо». «Благом сотворены все блага, но не простые, а потому и изменяемые» (Там же, XI, 10). Сотворенные вещи, по Августину, только причастны бытию или имеют бытие, но сами не суть бытие, ибо они не просты. «Простою называется та природа, которой не свойственно иметь что-либо такое, что она могла бы утратить» (там же). Так как высшая сущность есть само бытие, ей не может быть противоположна никакая другая сущность, но лишь небытие; следовательно, зло - это небытие.
У Боэция, разработавшего аксиомы: 1) Разные вещи - бытие и то, что есть; само бытие не есть; напротив, то, что есть, есть благодаря бытию. 2) То, что есть, может быть причастно чему-нибудь, но само бытие не может быть чему бы то ни было причастно. 3) То, что есть, может иметь что-либо помимо того, что есть оно само; но само бытие не имеет в себе ничего, кроме себя самого. 4) Разные вещи просто быть чем-нибудь и быть чем-нибудь по своей. 5) Для всего простого его бытие и то, что оно есть, одно и то же, для сложного не одно и то же (см. Боэций.«Утешение философией». М., 1990, с. 162). Только в Боге, который есть само бытие, тождественны бытие и сущность; Он есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно всё.
Все, что существует в мире, сотворено Богом. В понимании бытия, тем самым, выделяются две ипостаси: подлинное бытие бытие Бога, и неподлинное бытие бытие всего того, что им создано. Бытие Бога вечно, неизменно, самотождественно, ни от чего не зависит, является источником всего. Неподлинное же бытие существует как факт творения, а не само по себе. Оно изменяемо, несамостоятельно, конечно.
Пантеистическая концепция Спинозы. «О Боге, человеке и его счастье» Единой основой всего сущего у него является Природа или Бог. Природа понимается как причина самой себя, она существует через саму себя и познается сама собой. Бог Спинозы это бесконечная безличная сущность, главное назначение которой быть началом и причиной всего.
Идеалистические трактовки бытия в философии Нового времени связаны с понятием о сознании. В различных вариациях такого рода установка представлена в идеях Декарта «Первоначала философии» («мыслю, следовательно, существую»), в монадологии Лейбница, в толкованиях бытия философами субъективными идеалистами как совокупности ощущений (Беркли, Юм). В полной мере идеалистическая линия в понимании бытия в рассматриваемый период времени позиционирует себя в классической немецкой философии (Кант, Гегель).
В ней бытие трактуется либо как способ связи наших понятий и представлений (Кант), либо как первая ступень в развитии духа к своему подлинному существованию (Гегель). В последнем случае духовное бытие человека сводится к логической мысли как объективно-идеальной сущности.
32 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.
Первая форма бытия и первый способ существования - это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» - потому, что вещь - результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. Бытие человека. Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам, с другой стороны по законам труда, семьи, социальным законам. Бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, определяет само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы. Бытие духовного. При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек - общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие - это их система. Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием). |
материя и ее основные атрибуты 33
Концепции материи:
Земля металл вода дерево. Таким образом круг жизни замыкается.
На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:
Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя бесконечность числа атомов во Вселенной и их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Тела это комбинации атомов.
существует «эфир», заполняющий всё пространство; в эфире распространяются электромагнитные волны.
Декарт рассматривал эфир как «тонкую материю», подобную жидкости, механические свойства которой определяют законы распространения света. Эфир Декарта заполнял всё свободное от материи пространство Вселенной, однако не оказывал сопротивления при движении в нём вещественных тел.
Материя вещество, совокупность физико-химических тел.
У Ньютона в качестве вещественных образований выступают материальная частица малых размеров - корпускула, часто называемая материальной точкой. Вряд ли вызывает сомнение существование этих вещественных образований в различных конкретных формах: песчинка, камень, капля воды и т.п. Что касается проблемы делимости вещества или дилеммы "атомизм - безграничная делимость", то она в значительной степени решена физиками и химиками только в начале нашего столетия, когда было экспериментально подтверждено существование атомов и молекул - мельчайших частиц химического элемента и химических соединений.
По словам Ленина, материя это объективная реальность, существует вне и независимо от сознания, отображается им. Материя первична по отношению к сознанию и познаваема.
Атрибуты материи понятия, отражающие всеобщие свойства материи.
Атрибуты материи:
- объективность существования (независимость от сознания)
- отражение (материя копируется, фотографируется, отображается ощущениями). Материя свойство вещей быть представленными нашим чувствам как объект реальности.
- неуничтожимость общее количество материи во Вселенной неизменно.
- структурность материя существует на различных структурных уровнях (живая - неживая). В диалектическом материализме утверждается несводимость одного структурного уровня к другому (материя развивается скачками, количественные изменения порождают изменения качественные).
- движение
- пространство
- время
философское учение о развитии. две концепции развития 34.
Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
Единство и борьба противоположностей
Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия
Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).
___Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.
Взаимосвязь количества и качества
Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться.
Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость в скупость, щедрость в мотовство и т.д.).
Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.
Отрицание отрицания
Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.
Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая.
Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.
Восстановившееся после болезни здоровье это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.
Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе.
Эти законы неразрывно связаны между собой, потому что все они характеризуют стороны единого процесса развития. Закон единства и борьбы противоположностей дает ответ на вопрос о том, почему происходит развитие. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает «механизм» процесса развития. Изучая закон отрицания отрицания, мы узнаем, какой характер носит развитие, в какой связи находятся старое и новое в процессе развития. В целом все эти законы характеризуют диалектико-материалистическое понимание процесса развития, или, как говорят, диалектическую концепцию развития.
Концепции:
Диалектика раскрывает процесс развития во всей его сложности, во всем его многообразии, поэтому она предстает перед нами как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии.
Значит, чтобы быть диалектиком, недостаточно признавать самый факт изменения, развития. Принцип «все течет, все изменяется» стал сейчас элементарной истиной для каждого человека. Наука дает нам все новые и новые сведения о процессах, происходящих с самыми разнообразными предметами и явлениями.
Поэтому наивным было бы думать, что противоположный диалектическому метафизический подход к действительности состоит в признании ее абсолютной неизменности. И метафизика выступает сейчас как своеобразная концепция развития. Но это такое понимание развития, которое в конечном счете огрубляет, омертвляет его живую картину. В самом деле, насколько искаженной оказывается действительность, если свести все происходящие в ней процессы к простому увеличению или уменьшению, к движению по кругу или к движению в одном лишь направлении, как это делают метафизики.
Но главное различие между диалектикой и метафизикой в понимании причины развития. Метафизика или отвлекается от источника изменения и развития или переносит его вовне (бог, сознание человека и др.). Тем самым она органически смыкается с идеализмом, с религией. Диалектика видит источник изменения и развития в самих вещах. Она позволяет, следовательно, объяснять мир, исходя из него самого, постигать происходящее в мире во всем его действительном своеобразии.
Исторические формы диалектики 35
Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где высоко ценилось умение доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Диалектику изобрел Сократ.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.
Античная диалектика
"Все течет" (греч. panta rei) - главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как "панта рей".
К особенностям античной диалектики можно отнести то, что
1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.
2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или “золотой век” позади, или круговорот)
В средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов.
Проблема будущего осмысливалась во многом на основе диалектики. Несовершенный «земной мир», являющийся миром Бога-Сына, связывался с совершенным «небесным миром» Бога-Отца не только с помощью мистического Бога-Духа, но и посредством диалектических ходов мысли. В средневековой философии имелись все те ключевые элементы диалектики, в том числе и так называемый закон отрицания отрицания, которые позднее Гегель и коммунистическая философия включили в свою «диалектику природы, общества и мышления». Цель средневековой диалектики попытаться схватить мир сразу в обоих его ипостасях, сакральной и мирской, сублимированной и низменной. Средневековая культура сочетает в единство полярные противоположности: небесное и земное, спиритуальное и грубо телесное, жизнь и смерть.[9]
Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин, Прокл словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее.
Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что диалектикa Гегеля это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность».
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову
Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.
Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа диалектический материализм. В систематизации диалектики, являвшейся общепринятой в диалектическом материализме в 19601980-е гг., некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие «законами». Эта систематизация включала следующие положения: