Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Начало 21 24 вопросов
Карл Маркс (1818 1883) основоположник международного коммунизма. Основной труд четырехтомный «Капитал»
Маркс создал теорию трудовой стоимости. Ввел понятие «прибавочной стоимости». Он считал, что именно затраты общественного труда определяют стоимость товара.
Прибавочная стоимость стоимость, созданная неоплаченным трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
Предпосылкой производства прибавочной стоимости является превращение рабочей силы в товар. Маркс вывел формулу капитала:
Д Т Д
Д- деньги; Т товар; Д = Д + d.
Покупка товара осуществляется для его продажи с целью увеличения капитала. Прирост стоимости (d) над первоначально авансированной суммой денег, пущенных в оборот, называется прибавочной стоимости.
Возрастание первоначальной суммы денег за счет присоединения прибавочной стоимости делает их капиталом. Капитал не может возникнуть из товарного обращения, с другой стороны, если бы владелец денег не пускал их в обращение, то никакого прироста не могло быть. Следовательно, прибавочная стоимость не может возникнуть и вне обращения.
Капиталист покупает потребительную стоимость товара «рабочая сила», обладающую свойством быть источником стоимости. Реализуется она на 2-м этапе обмена между трудом и капиталом в процессе производства, когда и создается новая стоимость, содержащая прибавочную стоимость. Реально прибавочная стоимость выступает в виде прибыли, которая в процессе реализации и распределения принимает формы: предпринимательский доход, проценты, земельная рента.
С развитием капитализма растет производительность труда, увеличиваются прибавочная стоимость и степень эксплуатации, так как все больше уменьшается необходимое рабочее время (стоимость рабочей силы).
К. Маркс исследовал капиталистические циклы. Цикл включает 4 фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Кризисы он выводит из основного противоречия капитализма: производство осуществляется ради прибыли, а не ради потребления, накопление капитала превышает потребительские возможности населения, и возникает перепроизводство.
Вопрос 21
Товар некая вещь, которая участвует в обмене. С развитием разделения труда, постепенно предметы начинают производить преимущественно для обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой производственных отношений, развиваясь и перерастая в капитал основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. У товара одновременно имеется:
Конкретный труд:
Абстрактный труд:
Рабо́чая си́ла способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:
Превращение денег в капитал
Всеобщая формула капитала
Предпосылками возникновения капитала являются товарное производство и развитое товарное обращение, торговля. Форма Деньги Товар Деньги куплю ради продажи. (Деньги Товар Деньги) всеобщая формула капитала (его проявление в сфере обращения).
Купля и продажа рабочей силы
Совокупность физических и духовных способностей есть рабочая сила. Эти способности пускаются человеком в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила может выступать в качестве товар, когда она выносится на рынок или продается ее собственным владельцем.
Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для воспроизводства этого специфического предмета торговли. Стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств
Вопрос 22
m` = m\v = ПРВ\НРВ *100% степень эксплуатации
Понятие прибавочной стоимости базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда. В рамках этой теории Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.
По теории Маркса, прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли.
Прибавочная стоимость, по Марксу, создаётся исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Она существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления. Но лишь при капитализме она получает своё окончательное развитие в форме прибыли, которая становится самостоятельной целью производства.
Маркс делил прибавочную стоимость на:
Следует отличать прибавочную стоимость от добавленной стоимости.
Понятие прибавочная стоимость одно из центральных понятий марксистской экономической теории. Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего. По словам Маркса, норма прибавочной стоимости есть «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом».
НЕОБХОДИМОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ часть рабочего времени, в течение которого работник материального производства создает необходимый продукт, требующийся для воспроизводства его жизни.
При социализме в течение необходимого рабочего времен работник создает материальные блага, которые обеспечивают восстановление его жизненных сил, всестороннее развитие его способностей, содержание нетрудоспособных членов семьи.
В силу этого благосостояние трудящихся находится в прямой зависимости от улучшения использования рабочего времени (соблюдения дисциплины труда (см. Дисциплина трудовая), устранения простоев и т. д.), повышения интенсивности труда до общественно нормального уровня и, главное, от повышения производительности труда.
Прибавочное рабочее время при капитализме часть рабочего дня, в течение которой рабочий создает прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом. Труд, затраченный в течение этого времени, является прибавочным трудом. Капиталисты в погоне за прибавочной стоимостью стремятся увеличить прибавочное рабочее время. Это достигается двумя способами: путем абсолютного удлинения продолжительности рабочего дня за пределы необходимого рабочего времени и путем сокращения необходимого рабочего времени и соответственного увеличения прибавочного рабочего времени.
Вопрос 23
Структура капитала по Марксу
В то время как стандартное деление капитала на основной и оборотный связано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта (путем амортизационных отчислений, т.е. по частям в случае основного капитала; и полностью в случае оборотного), Марксово деление капитала на постоянный и переменный вытекает из его теории прибавочной стоимости. Постоянный капитал это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине («переносится» на цену продукта) - речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование (элемент основного капитала) или сырье и материалы (элементы оборотного капитала). Переменный капитал это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат (на зарплату), но и приращение первоначальной капитальной стоимости.
Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства (например, фермерского) будет справедливо следующее соотношение:
Вопрос 24
Согласно К. Марксу, заработная плата наемного рабочего представляет собой цену его рабочей силы. Рабочий продает капиталисту не свой труд (если бы рабочему выплачивалась стоимость созданная его трудом, то не было бы прибавочной стоимости), а свою рабочую силу. Сам по себе труд не является товаром и не имеет стоимости.
Заработная плата «превращенная форма стоимости рабочей силы». Стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для производства этого товара, т. е. средств существования, необходимых для содержания рабочего и его семьи. Стоимость и цена рабочей силы проявляется как заработная плата.
Оплата труда может быть повременной, когда в форме заработной платы непосредственно выражается дневная стоимость рабочей силы, и поштучной, которую Маркс называет «превращенной формой повременной оплаты труда».
Прибыль (экономич.)
Прибыль, экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Категория П. при капитализме выступает как превращенная форма прибавочной стоимости, в которой воплощён безвозмездно присвоенный капиталистом неоплаченный труд наёмных рабочих. Превращённость формы П. заключается в том, что прибавочная стоимость может реально проявиться (в виде избытка цены над издержками производства) лишь после завершения оборота капитала. Будучи продуктом только переменного капитала, П. на поверхности явлений представляется приростом всего авансированного капитала постоянного и переменного (см. Капитал). Тем самым в П. маскируется её подлинное содержание как результата капиталистической эксплуатации, и "прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли". Маркс особо подчёркивал, что в условиях капитализма П. "... есть то же самое, что и прибавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, необходимо возникает из капиталистического способа производства" .
Вопрос 25
Маржинализм направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.
Важнейшие элементы маржинализма:
Возникновение маржинализма связано с работами математиков экономистов, предшественников математической школы в экономической науке. Маржинализм утверждает, что при обмене товаров цена устанавливается на уровне равных предельных полезностей этих товаров для обоих участников сделки. Предельная полезность marginal utility.
Вопрос 26
Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).
Особенности австрийской школы:
Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей предмет экономического исследования не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы
Основные представители австрийской школы:
Вопрос 27
Лозаннская школа маржинализма одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX начала XX века.
Основные представители: Леон Вальрас (18341910), Вильфредо Парето (18481923).
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было её уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Это ещё одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории. Не случайно главный труд основателя лозаннской школы и одного из творцов маржиналистской революции Л. Вальраса был назван Й. Шумпетером «Великой Хартией точной экономической науки», а Т. Нэгиси «библией современной неоклассической экономической теории».
Вальрас является не только основателем лозаннской школы, но и считается фактическим основателем и крупнейшим представителем математической школы в политической экономии. В 1874 г. он опубликовал книгу "Элементы чистой политической экономии". Некоторые исследователи считают эту работу библией современной неоклассической экономической теории. Вальрас создал общую экономико-математическую модель народного хозяйства, известную под названием "Система общего экономического равновесия". Иногда ее называют схемой воспроизводства.
В этой модели:
1) сформулированы основные условия соответствия спроса и предложения товаров;
2) количественно описана через систему уравнений взаимосвязь между основными экономическими показателями производства и обмена.
Модель Вальраса исходит из условий совершенной конкуренции. Задача этой модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Хотя эта модель не имеет практического применения, но она явилась мощным толчком для решения этой проблемы последующими экономистами, добивающимися больших успехов.
Ценным в модели Вальраса является:
1) постановка экстремальной задачи для народного хозяйства в целом;
2) подход к ценам как составному элементу нахождения общего оптимума.
Идеи Вальраса развил В.Парето*, профессор политической экономии Лозаннского университета. В 1906 г. он опубликовал "Курс политической экономии".
Методологической особенностью Парето является отрицание причинно-следственной зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил функциональную зависимость между равнозначными явлениями. Далее он считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Для этого (по Парето) необходимо применение математических методов анализа.
Он продолжил исследование рыночного равновесия Вальраса. Но в отличие от него Парето рассматривал ряд состояний равновесия во времени. Он определил оптимум, который вошел в экономическую науку под названием Парето-эффективность. Суть ее состоит в следующем: экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого.
Парето в отличие от кардинализма австрийской школы, сформулировал ординалистский подход к измерению полезных эффектов. Это позволило ему ввести кривые безразличия. Они широко используются неоклассической школой при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.
Вопрос 28
Кембриджская школа
политической экономии, одно из направлений английской буржуазной экономической теории, возникшее в конце 19 в. Основатель школы А. Маршалл, возглавлявший кафедру политической экономии в Кембриджском университете в 18851908. Его последователи и преемники по кафедре А. С. Пигу и Д. Х. Робертсон. Для них характерны субъективно-психологический подход к объяснению экономических категорий, отказ от поисков объективно существующих экономических законов, стремление применить теорию эволюции к общественному развитию. Работы Маршалла положили начало современному микроэкономическому направлению буржуазной политической экономии, поставившему в центр внимания изучение закономерностей развития отдельных частных рынков. С помощью теории цены, основывающейся на теории предельной полезности, Маршалл пытался доказать возможность бескризисного развития капитализма, отсутствие объективных причин безработицы и нищеты в капиталистическом обществе. Пигу одним из первых буржуазных экономистов проповедовал теорию «государства всеобщего благоденствия». Некоторые положения К. ш. используются в современной буржуазной политической экономии в концепциях представителей неоклассического направления.
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (18421924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 году вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах.
А. Маршалл считал необходимой государственную заботу о «сторонах жизни бедных рабочих, в которых им трудно обеспечить себя самим», иное он расценивал как «ошибочное и безнравственное» с т. з. «общих» интересов
Маршалл ввёл в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».
Вопрос 29
Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.
Наиболее значимы его труды «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения:
Центральной проблемой у Кларка является проблема распределения. Ученый считал, что, решив ее, он снимет с общества обвинение в эксплуатации труда, тогда исчезнет классовое деление общества. Распределение общественного дохода, по мнению Кларка, регулируется так называемым принципом справедливости, естественным законом, и, если найти его, каждый фактор производства по заслугам получит свою долю.
Кларк исходил из незыблемости принципа частной собственности. Вместо коммунистического лозунга «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям» - сформулировал тезис «каждому фактору - определенная доля в продукте и каждому - соответствующее вознаграждение - вот естественный закон распределения». Под «каждым» Кларк имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал.
Всю проблему он видел в том, чтобы доказать, что каждый фактор производства получает соответствующую ему «долю» национального дохода, т.е. ту долю, которая им создана. Тем самым будет доказано, что капиталистическое общество справедливо в своей основе.
В своих теоретических построениях Кларк исходил из существования совершенной конкуренции. Отсюда он выводит следующие посылки:
Следование этим посылкам обеспечит экономике равновесие - «состояние статики». Из равновесия экономику выводят рост народонаселения, изменение организационных форм производства, накопление капитала, изменение вкусов потребителей, но ее неравновесное состояние длится недолго, благодаря внутренним механизмам она вновь обретает равновесие.
В исследовании Кларк опирается на три основных принципа, два из которых (первый и второй) он назвал универсальными экономическими законами:
1) принцип убывающей полезности: каждый дополнительный предмет в запасе имеет меньшую полезность. Для общества важна оценка наименьшей (предельной) полезности определенных предметов. У Кларка, как и у Маршалла, появляется представление о некой «общественной» предельной полезности, которая зависит от цены и в конечном счете оказывается спросом;
2) принцип предельной производительности: каждый фактор производства - труд и капитал (земля относится к разновидности капитальных благ) - имеет специфическую производительность. Причем разные единицы факторов обладают разной производительностью. Для ценообразования важны в этом плане предельные единицы каждого фактора;
3) принцип свободной конкуренции: распределение справедливо, и цены приближаются к естественным, если они не регулируются правительством и не искажаются монополией.
По мнению Кларка, производство, обмен и распределение не могут изучаться обособленно. Более того, надо помнить, что производство и обмен зависят от распределения, так как пропорции производства и обмена, рыночные цены имманентно обусловлены распределением, зависят от стремления агентов производства получить естественный доход.
Экономическую теорию Кларк делит на два раздела: статику и динамику. Под статикой ученый понимает равновесное состояние экономики при отсутствии в ней технического прогресса, при неизменности объема выпуска продукции и отраслевых пропорций производства, т.е. в такое состояние общества, которое характеризуется равновесием и покоем, отсутствием развития. По мнению Кларка, именно в этом состоянии необходимо исследовать «вменение каждому фактору производства соответствующей доли». Этот подход применён к трактовке заработной платы, процента и ренты.
Начало 21 24 вопросов
Карл Маркс (1818 1883) основоположник международного коммунизма. Основной труд четырехтомный «Капитал»
Маркс создал теорию трудовой стоимости. Ввел понятие «прибавочной стоимости». Он считал, что именно затраты общественного труда определяют стоимость товара.
Прибавочная стоимость стоимость, созданная неоплаченным трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
Предпосылкой производства прибавочной стоимости является превращение рабочей силы в товар. Маркс вывел формулу капитала:
Д Т Д
Д- деньги; Т товар; Д = Д + d.
Покупка товара осуществляется для его продажи с целью увеличения капитала. Прирост стоимости (d) над первоначально авансированной суммой денег, пущенных в оборот, называется прибавочной стоимости.
Возрастание первоначальной суммы денег за счет присоединения прибавочной стоимости делает их капиталом. Капитал не может возникнуть из товарного обращения, с другой стороны, если бы владелец денег не пускал их в обращение, то никакого прироста не могло быть. Следовательно, прибавочная стоимость не может возникнуть и вне обращения.
Капиталист покупает потребительную стоимость товара «рабочая сила», обладающую свойством быть источником стоимости. Реализуется она на 2-м этапе обмена между трудом и капиталом в процессе производства, когда и создается новая стоимость, содержащая прибавочную стоимость. Реально прибавочная стоимость выступает в виде прибыли, которая в процессе реализации и распределения принимает формы: предпринимательский доход, проценты, земельная рента.
С развитием капитализма растет производительность труда, увеличиваются прибавочная стоимость и степень эксплуатации, так как все больше уменьшается необходимое рабочее время (стоимость рабочей силы).
К. Маркс исследовал капиталистические циклы. Цикл включает 4 фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Кризисы он выводит из основного противоречия капитализма: производство осуществляется ради прибыли, а не ради потребления, накопление капитала превышает потребительские возможности населения, и возникает перепроизводство.
Вопрос 21
Товар некая вещь, которая участвует в обмене. С развитием разделения труда, постепенно предметы начинают производить преимущественно для обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой производственных отношений, развиваясь и перерастая в капитал основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. У товара одновременно имеется:
Конкретный труд:
Абстрактный труд:
Рабо́чая си́ла способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:
Превращение денег в капитал
Всеобщая формула капитала
Предпосылками возникновения капитала являются товарное производство и развитое товарное обращение, торговля. Форма Деньги Товар Деньги куплю ради продажи. (Деньги Товар Деньги) всеобщая формула капитала (его проявление в сфере обращения).
Купля и продажа рабочей силы
Совокупность физических и духовных способностей есть рабочая сила. Эти способности пускаются человеком в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила может выступать в качестве товар, когда она выносится на рынок или продается ее собственным владельцем.
Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для воспроизводства этого специфического предмета торговли. Стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств
Вопрос 22
m` = m\v = ПРВ\НРВ *100% степень эксплуатации
Понятие прибавочной стоимости базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда. В рамках этой теории Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.
По теории Маркса, прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли.
Прибавочная стоимость, по Марксу, создаётся исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Она существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления. Но лишь при капитализме она получает своё окончательное развитие в форме прибыли, которая становится самостоятельной целью производства.
Маркс делил прибавочную стоимость на:
Следует отличать прибавочную стоимость от добавленной стоимости.
Понятие прибавочная стоимость одно из центральных понятий марксистской экономической теории. Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего. По словам Маркса, норма прибавочной стоимости есть «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом».
НЕОБХОДИМОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ часть рабочего времени, в течение которого работник материального производства создает необходимый продукт, требующийся для воспроизводства его жизни.
При социализме в течение необходимого рабочего времен работник создает материальные блага, которые обеспечивают восстановление его жизненных сил, всестороннее развитие его способностей, содержание нетрудоспособных членов семьи.
В силу этого благосостояние трудящихся находится в прямой зависимости от улучшения использования рабочего времени (соблюдения дисциплины труда (см. Дисциплина трудовая), устранения простоев и т. д.), повышения интенсивности труда до общественно нормального уровня и, главное, от повышения производительности труда.
Прибавочное рабочее время при капитализме часть рабочего дня, в течение которой рабочий создает прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом. Труд, затраченный в течение этого времени, является прибавочным трудом. Капиталисты в погоне за прибавочной стоимостью стремятся увеличить прибавочное рабочее время. Это достигается двумя способами: путем абсолютного удлинения продолжительности рабочего дня за пределы необходимого рабочего времени и путем сокращения необходимого рабочего времени и соответственного увеличения прибавочного рабочего времени.
Вопрос 23
Структура капитала по Марксу
В то время как стандартное деление капитала на основной и оборотный связано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта (путем амортизационных отчислений, т.е. по частям в случае основного капитала; и полностью в случае оборотного), Марксово деление капитала на постоянный и переменный вытекает из его теории прибавочной стоимости. Постоянный капитал это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине («переносится» на цену продукта) - речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование (элемент основного капитала) или сырье и материалы (элементы оборотного капитала). Переменный капитал это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат (на зарплату), но и приращение первоначальной капитальной стоимости.
Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства (например, фермерского) будет справедливо следующее соотношение:
Вопрос 24
Согласно К. Марксу, заработная плата наемного рабочего представляет собой цену его рабочей силы. Рабочий продает капиталисту не свой труд (если бы рабочему выплачивалась стоимость созданная его трудом, то не было бы прибавочной стоимости), а свою рабочую силу. Сам по себе труд не является товаром и не имеет стоимости.
Заработная плата «превращенная форма стоимости рабочей силы». Стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для производства этого товара, т. е. средств существования, необходимых для содержания рабочего и его семьи. Стоимость и цена рабочей силы проявляется как заработная плата.
Оплата труда может быть повременной, когда в форме заработной платы непосредственно выражается дневная стоимость рабочей силы, и поштучной, которую Маркс называет «превращенной формой повременной оплаты труда».
Прибыль (экономич.)
Прибыль, экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Категория П. при капитализме выступает как превращенная форма прибавочной стоимости, в которой воплощён безвозмездно присвоенный капиталистом неоплаченный труд наёмных рабочих. Превращённость формы П. заключается в том, что прибавочная стоимость может реально проявиться (в виде избытка цены над издержками производства) лишь после завершения оборота капитала. Будучи продуктом только переменного капитала, П. на поверхности явлений представляется приростом всего авансированного капитала постоянного и переменного (см. Капитал). Тем самым в П. маскируется её подлинное содержание как результата капиталистической эксплуатации, и "прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли". Маркс особо подчёркивал, что в условиях капитализма П. "... есть то же самое, что и прибавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, необходимо возникает из капиталистического способа производства" .
Вопрос 25
Маржинализм направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.
Важнейшие элементы маржинализма:
Возникновение маржинализма связано с работами математиков экономистов, предшественников математической школы в экономической науке. Маржинализм утверждает, что при обмене товаров цена устанавливается на уровне равных предельных полезностей этих товаров для обоих участников сделки. Предельная полезность marginal utility.
Вопрос 26
Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).
Особенности австрийской школы:
Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей предмет экономического исследования не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы
Основные представители австрийской школы:
Вопрос 27
Лозаннская школа маржинализма одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX начала XX века.
Основные представители: Леон Вальрас (18341910), Вильфредо Парето (18481923).
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было её уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Это ещё одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории. Не случайно главный труд основателя лозаннской школы и одного из творцов маржиналистской революции Л. Вальраса был назван Й. Шумпетером «Великой Хартией точной экономической науки», а Т. Нэгиси «библией современной неоклассической экономической теории».
Вальрас является не только основателем лозаннской школы, но и считается фактическим основателем и крупнейшим представителем математической школы в политической экономии. В 1874 г. он опубликовал книгу "Элементы чистой политической экономии". Некоторые исследователи считают эту работу библией современной неоклассической экономической теории. Вальрас создал общую экономико-математическую модель народного хозяйства, известную под названием "Система общего экономического равновесия". Иногда ее называют схемой воспроизводства.
В этой модели:
1) сформулированы основные условия соответствия спроса и предложения товаров;
2) количественно описана через систему уравнений взаимосвязь между основными экономическими показателями производства и обмена.
Модель Вальраса исходит из условий совершенной конкуренции. Задача этой модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Хотя эта модель не имеет практического применения, но она явилась мощным толчком для решения этой проблемы последующими экономистами, добивающимися больших успехов.
Ценным в модели Вальраса является:
1) постановка экстремальной задачи для народного хозяйства в целом;
2) подход к ценам как составному элементу нахождения общего оптимума.
Идеи Вальраса развил В.Парето*, профессор политической экономии Лозаннского университета. В 1906 г. он опубликовал "Курс политической экономии".
Методологической особенностью Парето является отрицание причинно-следственной зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил функциональную зависимость между равнозначными явлениями. Далее он считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Для этого (по Парето) необходимо применение математических методов анализа.
Он продолжил исследование рыночного равновесия Вальраса. Но в отличие от него Парето рассматривал ряд состояний равновесия во времени. Он определил оптимум, который вошел в экономическую науку под названием Парето-эффективность. Суть ее состоит в следующем: экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого.
Парето в отличие от кардинализма австрийской школы, сформулировал ординалистский подход к измерению полезных эффектов. Это позволило ему ввести кривые безразличия. Они широко используются неоклассической школой при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.
Вопрос 28
Кембриджская школа
политической экономии, одно из направлений английской буржуазной экономической теории, возникшее в конце 19 в. Основатель школы А. Маршалл, возглавлявший кафедру политической экономии в Кембриджском университете в 18851908. Его последователи и преемники по кафедре А. С. Пигу и Д. Х. Робертсон. Для них характерны субъективно-психологический подход к объяснению экономических категорий, отказ от поисков объективно существующих экономических законов, стремление применить теорию эволюции к общественному развитию. Работы Маршалла положили начало современному микроэкономическому направлению буржуазной политической экономии, поставившему в центр внимания изучение закономерностей развития отдельных частных рынков. С помощью теории цены, основывающейся на теории предельной полезности, Маршалл пытался доказать возможность бескризисного развития капитализма, отсутствие объективных причин безработицы и нищеты в капиталистическом обществе. Пигу одним из первых буржуазных экономистов проповедовал теорию «государства всеобщего благоденствия». Некоторые положения К. ш. используются в современной буржуазной политической экономии в концепциях представителей неоклассического направления.
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (18421924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 году вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах.
А. Маршалл считал необходимой государственную заботу о «сторонах жизни бедных рабочих, в которых им трудно обеспечить себя самим», иное он расценивал как «ошибочное и безнравственное» с т. з. «общих» интересов
Маршалл ввёл в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».
Вопрос 29
Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.
Наиболее значимы его труды «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899), в которых ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения:
Центральной проблемой у Кларка является проблема распределения. Ученый считал, что, решив ее, он снимет с общества обвинение в эксплуатации труда, тогда исчезнет классовое деление общества. Распределение общественного дохода, по мнению Кларка, регулируется так называемым принципом справедливости, естественным законом, и, если найти его, каждый фактор производства по заслугам получит свою долю.
Кларк исходил из незыблемости принципа частной собственности. Вместо коммунистического лозунга «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям» - сформулировал тезис «каждому фактору - определенная доля в продукте и каждому - соответствующее вознаграждение - вот естественный закон распределения». Под «каждым» Кларк имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал.
Всю проблему он видел в том, чтобы доказать, что каждый фактор производства получает соответствующую ему «долю» национального дохода, т.е. ту долю, которая им создана. Тем самым будет доказано, что капиталистическое общество справедливо в своей основе.
В своих теоретических построениях Кларк исходил из существования совершенной конкуренции. Отсюда он выводит следующие посылки:
Следование этим посылкам обеспечит экономике равновесие - «состояние статики». Из равновесия экономику выводят рост народонаселения, изменение организационных форм производства, накопление капитала, изменение вкусов потребителей, но ее неравновесное состояние длится недолго, благодаря внутренним механизмам она вновь обретает равновесие.
В исследовании Кларк опирается на три основных принципа, два из которых (первый и второй) он назвал универсальными экономическими законами:
1) принцип убывающей полезности: каждый дополнительный предмет в запасе имеет меньшую полезность. Для общества важна оценка наименьшей (предельной) полезности определенных предметов. У Кларка, как и у Маршалла, появляется представление о некой «общественной» предельной полезности, которая зависит от цены и в конечном счете оказывается спросом;
2) принцип предельной производительности: каждый фактор производства - труд и капитал (земля относится к разновидности капитальных благ) - имеет специфическую производительность. Причем разные единицы факторов обладают разной производительностью. Для ценообразования важны в этом плане предельные единицы каждого фактора;
3) принцип свободной конкуренции: распределение справедливо, и цены приближаются к естественным, если они не регулируются правительством и не искажаются монополией.
По мнению Кларка, производство, обмен и распределение не могут изучаться обособленно. Более того, надо помнить, что производство и обмен зависят от распределения, так как пропорции производства и обмена, рыночные цены имманентно обусловлены распределением, зависят от стремления агентов производства получить естественный доход.
Экономическую теорию Кларк делит на два раздела: статику и динамику. Под статикой ученый понимает равновесное состояние экономики при отсутствии в ней технического прогресса, при неизменности объема выпуска продукции и отраслевых пропорций производства, т.е. в такое состояние общества, которое характеризуется равновесием и покоем, отсутствием развития. По мнению Кларка, именно в этом состоянии необходимо исследовать «вменение каждому фактору производства соответствующей доли». Этот подход применён к трактовке заработной платы, процента и ренты.
Личности
Аристотель (384 - 322гг. до н.э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.
Ключевые положения его труда "Политика":
• обязательным является наличие частной собственности;
• все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематис-тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой - изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
• деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
• человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Аристотель, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов, труда - на умственный и физический, исключительно “законами природы”.
Аристотель указывал, что люди ошибаются, понимая богатство как изобилие денег. Деньги выполняют свою роль, только потому, что люди условились принимать их в уплату за реальные вещи. Деньги - это необходимые знаки, элемент всякого обмена. Аристотель был первым ученым который понял, что отношения между людьми возникают тогда, когда налицо различные профессии, т.е. обмен возможен при наличии разделения труда, когда существует пропорция обмена. Его выводы можно свести к следующему:
1) в самих товарах нет ничего такого, что смогло бы приравнивать их друг к другу;
2) товарный обмен это отношение не только между вещами, но и между их владельцами;
3) в обменной сделке есть 4 участника это товаровладельцы (А и В) и их товары (Х и У);
4) именно товаровладельцем присуще нечто такое, что позволяет приравнивать друг другу их самих и обмениваемые товары;
5) общей субстанцией выступает потребность в том, чего нет у каждого из них;
6) при этом Аристотель считает, что все должно измеряться чем-то одним;
7) пропорции обмена Аристотель представил следующим образом.
Если. А - башмачник, а. В - хлебороб и если потребность хлебороба в башмаках (А/В=3), тогда уравнение обмена (цена) складывается так: У=3Х, за меру хлеба, отдаются 3 пары башм.
Идеи Аристотеля оказали огромное воздействие на развитие теории цены. Но лишь в XVIIIв. французский мыслитель Тюрго продолжил и развил мысль о взаимной зависимости потребностей. А еще сто лет спустя на этой основе было создана теория предельной полезности. Аристотель - убежденный сторонник частной собственности считал ее неизбежным и естественным. Аристотеля можно назвать первым экономистом в истории науки. Его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель сумел глубоко приникнуть в вопросы экономического анализа, именно он определил экономику, как науку о богатстве, и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.
Мыслители древнего мира стремились идеализировать и сохранить рабовладение и натуральное хозяйство, как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами, не приходящего естественного порядка.
Доказательства идеологов Древнего мира базировались, преимущественно, на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривалась искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Экономическая и философская мысли того периода были неотделимы. Философы древности круг экономических вопросов сводили к вопросам обеспечения эффективности хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В последней трети XIX в эти вопросы стали центральными для экономической теории. В настоящее же время они представляют существенную часть экономической теории.
Средневековье
Экономическая мысль средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду: последний сделался уважаемым.
Фома Аквинский (1225 - 1274) - один из виднейших мыслителей позднего Средневековья, оставивший значительное философское наследие. И как и многих философов древности Фому Аквинского интересовали экономические вопросы, которые для него были неотделимы от вопросов этических.
Вслед за Аристотелем, Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым; и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в нравственном усовершенствовании. Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела. В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф. Аквинский осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом". Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Однако, в отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Аквинский, считали, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, "измененной к лучшему". Но в то же время торговля - это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.
В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что божественным провидением, которое разделило людей по сословиям и естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям. Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен в двух видах: для собственного потребления и для получения прибыли. Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. В то же время признавал, что есть немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна и должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
Фома Аквинский даёт сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях исключительно дифференцированного сословного деления общества. Рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Фома Аквинский уже не характеризует как исключительно греховные явления и не требует их запрета
Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами Фома Аквинский занимает так же по поводу таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость, деньги, торговая прибыль, ростовщический процент.
Богатство. В отличие от предшественников, которые считали греховным любое накопление золота и серебра (то есть богатства), Фома Аквинский утверждает, что рост частной собственности, источником которого является «справедливая цена» грехом не является.
Обмен в средние века воспринимался как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Фома Аквинский обращает внимание на то, что обмен это субъективный процесс, обеспечивающий равенство при неэквивалентном казалось бы обмене. Иными словами: «условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».
Справедливая цена. В отличие от более ранних канонических учений, трактовавших «справедливую цену» как трудовые и материальные затраты в процессе производства, Фома Аквинский утверждал, что «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе». В противном случае, по Аквинскому, ущерб был бы нанесён и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и «всей общественной жизни».
Деньги. Причина возникновения денег волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Фома Аквинский признаёт, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство вправе допускать некоторое отклонение от неё ценности монет.
Торговая прибыль и ростовщический процент. Ранее и то и другое осуждалось как небогоугодные, греховные явления. Фома Аквинский так же осуждал и то и другое, но с оговорками. Торговая прибыль и процент должны были присваиваться, по его мнению, торговцем и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают благопристойные деяния. Другими словами, торговая прибыль и процент это плата за сопутствующий труд, риск и другие издержки.
Фома Аквинский пытался найти компромиссное решение вопроса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Последователи Фомы Аквинского средневековые схоласты больше опирались не на опыт и практику, а на авторитет источников. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и толкование понятий, методы формальной логики.
Меркантилизм, франция
Наиболее известным представителем теоретической школы меркантилизма во Франции является Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575 - 1621).
Антуан Монкретьен впервые ввел в социально-экономическую литературу термин политическая экономия: в 1615 г. он издал "Трактат политической экономии". Этим Монкретьен провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств (политика - государство). Однако главная заслуга Монкретьена состоит в том, что он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономическиепроблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук.
Он мыслил хозяйство страны прежде всего как объект государственного управления. Источником богатства страны и государства (короля) он считал прежде всего внешнюю торговлю, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий.
Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней.
Экономические взгляды Монкретьена находились на грани раннего и позднего меркантилизма, что вполне соответствовало экономической и политической состояния Франции того периода. Религиозные войны против альбигойцев опустошили южнофранцузском города, а гугенотской междоусобица расстроила всю французскую экономику. В то время Англия уже значительно опережала Францию в экономическом развитии.
Монкретьен попробовал разработать экономические меры, введение которых позволило бы оживить народное хозяйство Франции. Исходя из английского опыта, Монкретьен довольно детально рассматривает проблемы развития мануфактур, вопросы торговли, мореплавания, профессионального обучения и т.д.
Монкретьен является пылким защитником третьего состояния, наиболее важной частью которого он считает торговцев. «Купцы, - подчеркивает он, - чрезвычайно полезны государству». Даже развитие промышленности для него не является самоцелью, поскольку конечной целью всех ремесел, на его мнению, является торговля: «Философы говорят, что цель есть причина всех причин, и торговля является, определенным образом, главной целью различных ремесел. Для могущества государства необходимо золото, а самым надежным способом его приобретения является внешняя торговля.
Противопоставляя интересы Франции интересам других стран, Монкретьен осуждает французскую политику обеспечения свободы торговли купцам из других стран. При этом он довольно своеобразно трактует меркантильную теорию прибыли, превращая ее в оружие против иностранных купцов. В торговле, по его мнению, выигрыш одного является потерей для другого. Но в процессе внутренней торговли выигрывают и проигрывают отдельные участники оборота, страна в целом ничего не теряет и не приобретет. Во внешней торговле иностранные купцы является своего рода насосом и получая прибыль, они выкачивают богатство страны, с которой торгуют.
Интересно отметить, что Монкретьен различает понятия «деньги» и «богатство», считая, что золото создает лишь предпосылки для богатства и благосостояния страны, но само по себе еще не делает ее богатой. Первоочередное значение он придает «естественному богатству» (хлеб, соль, вино и др.). Монкретьен в связи пишет: «Не достаток золота и серебра, не количество жемчуга и алмазов делает государство богатым, а наличие предметов, необходимых для того, чтобы жить и одеваться: у кого их больше, у того больше достаток».
Монкретьен выступает против лишних роскоши, считая их одной из причин, что приводит к оттоку золота из страны. «Роскошь, - говорит он, - для государства чума и роковое разорение; с шелком в Турцию и Италию отплывает наше золото».
Монкретьен отличается от многих других меркантилистов еще и тем, что не выпускает из виду необходимость улучшить положение народа, особенно крестьянства, о котором он говорит с большим сочувствием и считает, что государство должно заботиться о нем.
Класс. Пол.экономия. Адам Смит
Адам Смит
В XVIII в. Англия значительно опережала в своем развитии другие европейские страны. В Англии раньше, чем в других странах, сложились технические и экономические предпосылки для перехода от мануфактуры к фабрике. Страна стояла на пороге промышленной революции. Ее промышленные товары находили большой спрос на рынках других стран. В то же время система протекционизма, а также цеховые регламенты и законы, регулирующие хозяйственную жизнь, изжили себя. Промышленная буржуазия выступает с требованием свободы предпринимательства, скорейшей ликвидации пережитков феодализма. Продолжался процесс обезземеливания крестьян, растет число наемных рабочих.
В результате сложились условия для активизации экономической мысли, ее главным представителем по праву считается А. Смит.
Основные идеи:
Источник богатства продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий («годовой труд наций»).
Чистый продукт создается производительным трудом. Производительный труд- труд, в процессе которого создается материальные блага при участии капитала.
На размер совокупного богатства влияют пропорции в которых все населения делится на занятых и незанятых произдственным трудом.
В конечно итоге самый точный показатель национальный доход на душу населения.
Предпосылка роста богатства разделение труда.
Разделение труда носит всеобъемлющий характер и ведет к увеличению производительности, снижению издержек.
Понял сущность технического прогресса, как ведущего фактора в снижении издержек.
Трудовая теория стоимости «труд является единственным всеобщим, равно как и единственно точным мерилом стоимости». Различные виды труда равнозначны.
При обмене товаров учитывается их стоимость, но необходимо учитывать также и меноую стоимость. Рыночная цена должна возмещать затраты на его производство.
Адам Смит выделяет 3 составных части цены: земля (рента), труд (зарплата), капитал (прибыль)
Также А. Смит выделяет три класса людей землевладельцы, рабочие, капиталисты.
Части дохода имеют разные тенденции на разных этапах развития экономики.
Концепция «невидимой руки»
На рынке каждый руководствуется своей выгодой. Но поскольку на рынке все взаимосвязаны, производитель должен удовлетворить потребителя. Поэтому рынок способен к саморегулированию.
У гос-ва ограниченные функции: про-во благ, которые не производит частный сектор (дороги, мосты, армия)
5. Государство выполняет роль «ночного сторожа», а не регулятора экономических процессов.
А. Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику. Эти положения составляют суть концепции экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений.
Произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) начинается с анализа проблемы разделения труда. Смит рассмотрел разделение труда внутри мастерской, в мануфактуре, в обществе, показал, как с развитием разделения труда растет его производительность.
Смит не сумел разрешить проблему различия между разделением труда внутри мануфактуры и в обществе. Он рассматривал общество как большую мастерскую, утверждая, что нельзя охватить процесс разделения труда в целом, связь между отдельными производствами затемняется благодаря разбросанности отраслей и большому числу занятых рабочих в каждой отрасли.
Источник разделения труда Смит видел в обмене. С ростом разделения труда и с развитием обмена он связал происхождение денег. Не считая деньги единственной формой богатства, он оценивал их как техническое средство обмена. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной Смит признавал последнюю. Он считал деньги товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли. Различия между металлическими и бумажными деньгами Смит не проводил.
Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определенное количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства:
полезность, или потребительскую стоимость;
свойство обмениваться на другую вещь.
Стоимость он рассматривал неоднозначно по отношению к примитивному и цивилизованному обществам. Для примитивного состояния Смит считал возможным определение стоимости двояким путем:
трудом, затраченным на производство товара;
трудом, покупаемым в процессе обмена.
В цивилизованном обществе, в отличие от примитивного, количество первого и второго видов труда не совпадает, поскольку это разные величины: второй вид труда меньше первого. Пытаясь разрешить этот вопрос, Смит ставит проблему: из каких частей складывается стоимость? Ответ на этот вопрос получил название «догмы Смита». Смит пришел к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.
Анализируя капитал, Смит показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности это результаты деятельности капитала. Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотным капиталом он понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносит прибыль: основной в производстве, оборотный в сфере обращения.
Под заработной платой Смит понимал сумму денег, которую получает товаропроизводитель, реализуя свой товар. Заработная плата в его учении характеризуется как стоимость труда.
Прибыль, по Смиту, является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом.
Характеризуя ренту, Смит дал несколько ее определений:
рента как вычет из продукта труда рабочего, который присваивают землевладельцы;
рента как результат действия природных факторов;
рента как результат монополии на сельскохозяйственную продукцию.
Смит выделял производительный и непроизводительный труд. Производительным он считал труд, который обменивается на капитал, непроизводительным труд, который обменивается на доход. Всю сферу нематериального производства Смит считал непроизводительной.
Недостатки учения А. Смита
Не понял сущности денег как всеобщего эквивалента, что деньги выступают как общественная форма богатства. Деньги лишь средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен товаров.
В стоимость товара не включил перенесенную стоимость.
Считая, что накопление капитала это превращение прибыли в дополнительную зарплату, видел выгоду рабочих в накоплении капитала.
Увязывал понятие «производительный» и «непроизводительный» труд с понятием капитала. «Производительный» труд оплачивается из прибыли на капитал, «непроизводительный» труд прибыли не создает.
Маржинализм
Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ основоположник школы физиократов
Франсуа Кенэ (16941774), признанный лидер и основоположник школы физиократов специфического течения в рамках классической политической экономии. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
По словам Ф.Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей во Франции на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.
Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию.
В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества классов. При этом Ф.Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.
Вместе с тем, Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагал, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности и, как следствие, воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию.
Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положения о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.
О торговле Ф.Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая торговлю «бесплодным занятием», он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она становится вредной и что иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое им уплачивают за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф.Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.
Наконец, расскажем коротко о знаменитой «Экономической таблице» Ф.Кенэ, в которой выполнен первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».
Главное произведение Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758) содержит схему разделения общества на три основных класса:
производительный класс земледельцев;
класс земельных собственников;
«бесплодный класс» люди, занятые не в сельском хозяйстве.
Все три общественных класса находятся в определенном экономическом взаимодействии. Через механизм покупки и продажи происходит процесс распределения и перераспределения «чистого продукта» и создаются необходимые предпосылки для постоянного возобновления производственного процесса, т.е. воспроизводства. Кенэ видит этот процесс, состоящим из следующих стадий:
фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней урожай;
собственники земли скупают продукты у земледельцев и промышленные изделия у ремесленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и ремесленникам;
фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.
В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли.
Рассматривая «Экономическую таблицу» Ф.Кенэ как первую попытку макроэкономического исследования, тем не менее нетрудно заметить в ней формальные недостатки. Среди них следующие: простая иллюстрация взаимозависимости отраслей; обозначение так называемого непроизводительного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизма превращения земли в источник ценности, и т.д.
Инстуцианолизм
Джон Ричард Коммонс
Большой вклад в развитие старого институционализма внес Джон Ричард Коммонс (1862-1945). В центре его внимания в работе "Распределение богатства" (1893) находился поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. В их числе фигурируют восьмичасовой рабочий день и повышение заработной платы, которая ведет к увеличению покупательной способности населения. Он отмечал также благотворность концентрации промышленности для повышения эффективности экономики.
В книгах "Промышленная доброжелательность" (1919), "Промышленное управление" (1923), "Правовые основания капитализма" (1924) последовательно проводится идея социального соглашения рабочих и предпринимателей посредством взаимных уступок, показывается как диффузия капиталистической собственности способствует более равномерному распределению богатства.
В 1934 г. выходит его книга "Институциональная экономическая теория", в которой вводится понятие трансакции (сделки). В ее структуре Коммонс выделяет три основных элемента переговоры, принятие обязательства и его выполнение а также характеризует различные виды трансакций (торговые, управленческие и рационирующие). С его точки зрения, трансакционный процесс это процесс определения "разумной ценности", которая завершается контрактом, реализующим "гарантии ожиданий". В последние годы в центре внимания Дж. Коммонса находились правовые рамки коллективных действий и прежде всего суды. Это нашло отражение в работе, изданной уже после его смерти, "Экономика коллективных действий" (1951).
Внимание к цивилизации как к сложной социальной системе сыграло методологическую роль в послевоенных институциональных концепциях.
Коммонс упрекал классиков и маржиналистов за ошибочную ра-ционалистическую психологию и недостаточность анализа юриди¬ческих форм. Он пришел к пониманию институтов как исторически сложившихся и освященных юридическим авторитетом обычаев, ухо¬дящих корнями в коллективную психологию. Сформировавшись, действующие коллективные институты направляют поведение инди¬видов. Центральное место среди действующих коллективных инсти¬тутов Коммонс отводил корпорациям, профсоюзам и политическим партиям. Они выступают как «группы давления».
Наряду с коллективными действиями другой важнейшей катего¬рией институциональной теории Коммонса стало понятие сделки (трансакции). Коммонс выделил три основных типа сделок и три глав¬ных этапа каждой сделки. По типу Коммонс разделил сделки на тор¬говые, управленческие и рационирующие. Управленческие сделки выражают отношения между руководителями и подчиненными; к рационирующим сделкам относятся налогообложение, бюджет, ре¬гулирование цен, решения правлений корпораций. Большинство сде¬лок торговые. Каждая сделка включает в себя переговоры, приня¬тие обязательства и его выполнение. В ходе переговоров встречаю¬щиеся стороны сначала противопоставляют свои позиции и затем ищут соглашения. Трансакционный процесс служит определению «разумной ценности», возникающей из согласия о выполнении в бу¬дущем условий контракта. Контракт - это «гарантия ожиданий», без которой не может быть ценности.
Коммонс подробно остановился на процессе возникновения дол-госрочного кредита и включения инвестора-банкира в процесс про-мышленного производства. Банкирский капитализм связан с отде¬лением юридического контроля над товарами от физического и по¬гоней за титулами собственности. Банкиры организуют эмиссию и размещение акций; корпорации нанимают юристов, оказывают дав¬ление на законодательные органы и осуществляют широкие програм¬мы отношений с общественностью (public relations). Влиятельные экономические группы становятся более влиятельными, чем Кон¬гресс. «Именно ассоциации, а не индивидуализм стали прибежищем современного либерализма и демократии в спасении от коммуниз¬ма, фашизма или банкирского капитализма».
Оптимизм Коммонса проявился и в его уверенности, что разум¬ная ценность достижима коллективными действиями капиталистов и рабочих. В «деловом» тред-юнионизме, при котором рабочие кол¬лективно отстаивают свои права собственников в практических во¬просах заработной платы и продолжительности рабочего дня, в за¬ключении коллективных договоров он видел важнейший путь к под¬держанию общественного равновесия.