Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тибетская медицина одно из самых уважаемых направлений восточной медицины.
Тибетская медицина - своеобразная система медицинских знаний и практических приемов с задачами сохранения и укрепления здоровья человека, предупреждения и лечения заболеваний; располагает огромным арсеналом лекарственных и валеологических (оздоровительных) средств природного происхождения, а также использует широкий набор нелекарственных методов. Эта древняя система, соответствующая уровню цивилизации того периода времени, с интересными представлениями об окружающем мире, о человеке, его здоровье, болезнях, методах их диагностики, используемых способах и средствах профилактики и лечения заболеваний. Она сохранила традиции врачевания до наших дней без существенной трансформации ее теоретических основ, поэтому представляет собой уникальную ценность для современного общества
Вопрос 3. Почему тибетскую медицину назы вают иногда буддийской и какие основания для этого существуют?
Идеологической основой формирования тибетской традиции врачевания послужило буддийское учение. Так, по одной из распространенных версий основополагающий трактат по медицине "Чжуд-ши" изречен Буддой Шакьямуни, а точнее его медицинской ипостасью Бхайшаджья-гуру. Именно такого мнения придерживаются многие тибетские авторы и в качестве аргументов приводят указания на это непосредственно в тексте письменных источников, а также многолетнее пребывание Будды в "роще лекарственных растений". Действительно, Будда рассматривает жизнь человека с ее заботами и страданиями как явление, сходное болезни. И неслучайно его методы похожи на методы врача, ищущего подходы к лечению и предупреждению заболеваний. Кроме этого, насколько тесно тибетская медицина переплетена с буддийским учением можно заметить, сравнивая и сопоставляя многие медицинские понятия с основными категориями буддийского учения.
Вопрос 6. Когда возникла тибетская традиция врачевания и какие этапы выделяют в ее развитии?
Возникновение тибетской традиционной медицины связывают в основном с влиянием древнеиндийской (аюрведической) и древнекитайской систем врачевания; они, по сути, являются "крестниками" этой медицинской традиции. Определенное влияние на формирование тибетской медицины как своеобразной системы оказали также персидская, греческая, монгольская и другие медицинские школы. Как известно, наиболее активное распространение медицинских знаний в Тибете относят к временам правления Сонцзен Гампо (Сронцзан Гампо) в VII в., по инициативе которого, по одной из версий, индийский врач Бхаратхаджа, китайский врач Хань Ванхан и врач из Персии Галенос создали крупное медицинское сочинение под названием "Оружие бесстрашия". По другой версии, объединение достижений медицинских наук Индии, Китая и Ирана было предпринято, как отмечают некоторые авторы, врачами Джабой Ганбоем, Хэнтэ Линханом и Дагциг-ланом. В последующем медицинские знания, успехи в других областях науки и культурные традиции других народов Востока интересовали тибетцев и при преемниках основателя тибетского государства. Более того, при царе Чжон Децзене (Тисрондэвцзане) в VIII в. тибетская медицина получила новый импульс в своем развитии и уже занимает более высокую ступень благодаря творческой деятельности выдающегося ученого и врача Ютхокпа-старшего (Ютогба-старшего). Им были собраны и систематизированы в единую медицинскую традицию все накопленные знания по медицине, включая собственно народный опыт самих тибетцев,проанализирован большой объем информации и опыт зарубежных врачей. Платформой для синтеза разнородных пластов информации служила буддийская доктрина, утвержденная к тому времени в качестве государственной религии в Тибете. Созданную Ютхокпой-старшим медицинскую систему врачевания, по мнению многих специалистов, невозможно свести однозначно ни к индийской, ни к китайской традиции, хотя многие теоретические положения и некоторые практические рекомендации достаточно легко узнаваемы во многих тибетских текстах. Очевидно, стремлением подчеркнуть наиболее важные положения и достижения указанных медицинских школ можно объяснить отмеченную особенность тибетских письменных источников и непосредственно самой тибетской традиции врачевания.
В последующем большой вклад в развитие тибетской медицины внес выдающийся ученый и врач Ютхокпа-младший (Ютогба-младший), написавший целый ряд крупных медицинских сочинений. Он создал, по сути, медицинскую школу, традиции которой прослеживаются до настоящего времени и во многом определяют ее своеобразие как самостоятельного и перспективного направления в медицине.
В 14-16 вв. тибетская медицина с буддийским учением получила широкое распространение в Монголии..В это время активно переводятся на монгольский язык тибетские трактаты, включая "Чжуд-ши" и другие популярные медицинские сочинения, составляются комментарии к отдельным разделам основных источников. Эта традиция врачевания вместе с буддизмом в дальнейшем была воспринята народами Бурятии, Калмыкии и Тувы. При крупных дацанах были организованы специальные медицинские школы по подготовке эмчи-лам. Одновременно учеными ламами составляются словари, справочники, в прописи лекарств вносятся новые местные виды лекарственного сырья минерального, растительного и животного происхождения, адаптируются некоторые практические приемы профилактики и лечения болезней применительно к климату, образу жизни, структуре заболеваний и т.д.
Расцвет тибетской медицины в этих республиках приходится на конец XVII и начало XIX вв. В специальной литературе достаточно подробно описываются пути и этапы развития тибетской традиции врачевания. Здесь лишь следует отметить, что исследователи выделяют ранний период (7 - 8 вв.) и поздний период (9 - 14 вв.) в истории тибетской медицины. Обсуждается также правомерность выделения монгольской и бурятской ветвей в развитии тибетской традиции врачевания.
опрос 7. Как развивается традиционная медицина в настоящее время в самом Тибете?
По материалам информационных бюллетеней Института тибетской медицины и астрологии, расположенного в г. Дхармасале (Индия), в начале 60-х годов этого столетия многие тибетские врачи были арестованы и брошены в тюрьмы за "незаконную" врачебную практику; были уничтожены многие письменные источники, а также лекарственное сырье и готовые препараты. Лишь в Менцикхане оставались врачи, которые продолжали оказывать медицинскую помощь населению. С середины 70-х годов после применения китайскими офицерами тибетских лекарств, благодаря которым они выздоровели, было разрешено тибетским врачам практиковать наряду с использованием методов и средств китайской медицины на всей территории Тибета. Значительную поддержку получает в настоящее время восстановленный Институт Менцикхан в г. Лхаса от соотечественников. Теперь он находится под покровительством Правительства автономного района Тибета. В Тибете сейчас сосуществуют и получили распространение в равной мере тибетская традиционная медицина (цанг-ю), китайская медицина (тунг-ю) и современная научная медицина (ши-ю).
Особой популярностью среди населения Тибета пользуется тибетская традиция врачевания. В настоящее время Институт Менцикхан реорганизован в Университет, в котором осуществляются обучение, лечение больных и научные изыскания. Обучение студентов тибетской медицине проводится по специальной программе, рассчитанной на 7 лет (5 лет отводится на изучение теоретических основ, а 2 года - на освоение практических навыков). После окончания университета выпускники получают звание "менпа" или "эмчи" и могут заниматься врачебной практикой. При подготовке врачей основным учебным пособием служит "Чжуд-ши". Наряду с ним студенты изучают комментарии к нему, другие учебные пособия, а также современные достижения медицины. В учебных программах для студентов и врачей-стажеров предусмотрено также знакомство с астрологией, ботаникой, фармакологией, технологией, философией и другими дисциплинами. Кроме того, студенты осваивают достижения современной биологии, физиологии, физики, биохимии, фармации и т.д. В научных подразделениях университета разрабатываются лекарственные препараты, внедряются новые, более эффективные методы диагностики и лечения больных, переосмысливаются традиционные взгляды на принципы лечения и профилактики заболеваний в свете достижений современной науки. Университет связан по соглашениям со многими тибетскими медицинскими центрами за рубежом, в частности, расположенными в Индии, Непале, Японии и других странах. Как одна из 5 великих наук медицина Тибета в настоящее время претерпевает глубокие изменения. Она развивается, адаптируется к современной цивилизации, сопоставляются взгляды на некоторые теоретические положения, выверяются практические приемы лечения заболеваний, благодаря чему тибетским врачам удается находить объяснение и научную базу для тех или иных медико-философских обобщений.
Вопрос 9. Какие успехи достигнуты в изучении тибетской медицины за рубежом?
Интерес к тибетской традиции врачевания за последние десятилетия возрос во многих странах. Прежде всего, активные исследования в этом направлении проводятся в Индии, Китае, Монголии, Непале, Японии, Германии, Франции, США и других странах. Только за последние 5 лет новые центры по изучению тибетской медицины организованы в Италии, Швейцарии, Гонконге, Англии, Сингапуре, Австрии, на Тайване и в других странах. Причем, основное внимание уделяется письменным источникам, пульсовой диагностике заболеваний, психофизическим приемам оздоровления и другим аспектам. Многие из указанных центров добились за короткое время значительных успехов в переводе и издании ряда трактатов, исследовании медицинских и фармацевтических текстов, описании пульсовой диагностики заболеваний и непосредственно в изучении самой традиции врачевания.
Из всего наследия этой традиционной медицины особое внимание зарубежных исследователей привлекает лекарственный арсенал, который является бесценным кладезем веками отобранных и высокоэффективных препаратов. Неслучайно изучение и создание на основе тибетской рецептуры современных лекарственных форм препаратов является предметом усиленного внимания и активной деятельности ряда учреждений в Швейцарии, Монголии, Китае, Японии, Италии, США. В ближайшее время можно ожидать выхода на международный фармацевтический рынок фирм Японии и Китая по группам лекарственных средств, обладающих адаптогенными свойствами, а также препаратов, предназначенных для лечения и профилактики сердечно-сосудистых расстройств, новообразований и заболеваний иммунной системы, созданных на основе тибетских прописей. В теоретическом плане важные результаты получены в Монголии под руководством академика Ц. Хайдава, профессора М. Амбага, профессора Б. Дагвацэрэна, которые подводят научную основу под ключевые позиции тибетской и монгольской традиций врачевания.
Вопрос 11. Как можно охарактеризовать "Чжуд-ши"?
"Чжуд-ши" - основополагающее руководство по тибетской медицине, в котором собран и систематизирован многовековой опыт лечения и предупреждения заболеваний с изложением основных теоретических положений. Полное название этого уникального письменного источника - "Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений". Этот трактат известен также под кратким названием "Четыре тантры" или "Четыре основы" и состоит из четырех томов: тантры основ ("Цза-чжуд"), тантры объяснений ("Шад-чжуд"), тантры указаний ("Маннаг-чжуд"), тантры дополнений ("Чимэй-чжуд"). I тантра , тантра основ из 6 глав, в которых приводятся основные положения тибетской медицины, в частности, описывается структура "Чжуд-ши" и его краткое содержание. Тантра объяснений (31 глава) включает описания важнейших и ключевых основ данной медицинской системы, включая вопросы эмбриологии, анатомии, физиологии, общей патологии, фармакологии и фармакотерапии заболеваний, а также требований к личности врача. В тантре указаний (92 главы) содержатся сведения по частной патологии, приведены классификации болезней, указаны методы и средства лечения и профилактики заболеваний. Наряду с этим, в данном томе описаны меры по сохранению и укреплению здоровья, предупреждению возможных заболеваний. Тантра дополнений, содержащая 27 глав, включает подробные описания методов диагностики заболеваний, включая исследования пульса, мочи и других приемов; в этом томе изложены данные по применению ряда нелекарственных методов лечения и профилактики заболеваний.
Непосредственный тибетский текст "Чжуд-ши", дошедший до наших дней, вероятнее всего, является более поздней редакцией первоначального сочинения и датируется специалистами ХП1-Х1У вв. Он написан стихами в форме вопросов и ответов; стиль и язык весьма своеобразны, текст труден для восприятия и понимания. Этим, очевидно, объясняется наличие
В настоящее время "Чжуд-ши" продолжает оставаться предметом внимания и исследования во многих научно-исследовательских центрах России и за рубежом. Интерес к этому письменному источнику еще более возрос в связи с выходом в свет этого трактата на русском языке. В полном объеме "Чжуд-ши" впервые переведен на русский язык и опубликован Д.Б.Дашиевым (1988, 1991). В настоящее время им же при участии Ч.Ц.Гармаевой и Ц.Б.Раднаевой продолжается работа по подготовке к изданию этого трактата на английском и немецком языках. Можно надеяться, что издание на европейских языках основополагающего руководства, введение его в научный оборот даст новый импульс и будет способствовать интенсификации научных изысканий в области тибетской медицины.
Вопрос 13. Что известно об Атласе тибетской медицины?
"Атлас тибетской медицины", хранящийся в фондах Бурятского краеведческого музея им.М.Н.Ханга-лова, представляет собой комплект из 76 плакатов размерами 54 х 62 см, выполненных натуральными красками на тонком грунтованном полотне. Специалисты считают, что данный Атлас создан при идейной поддержке и непосредственной помощи деси Сангье Гьяцо. В этой работе несколько тысяч рисунков, таблиц, схем, а также сюжетных миниатюр, иллюстрирующих основные положения "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо". Содержание этого произведения базируется на основном тексте "Вайдурья-онбо" и, следовательно, датировать его можно не ранее создания "Вайдурья-онбо". Очевидно, этот Атлас служил в качестве наглядного учебного пособия в медицинских школах и был предназначен для изучения тибетской медицины. В нем множество' плакатов, которые имеют сугубо медицинское содержание (анатомические таблицы, схемы различных процедур, изображения лекарственного сырья и препаратов), а другие плакаты являются плодом творческого переосмысления различных тем и образов из текстов Вайдурья-онбо" и "Чжуд-ши". Кроме того, они дают возможность представить жизнь тибетцев во всех ракурсах: природа, быт и занятия, архитектура, верования, одежда, обряды, антропологические типы и характеры людей, утварь, хозяйство и т.д. Вся эта информация оформлена в небольшие, удивительно выразительные сюжеты, в которых органично переплетаются иконографические мотивы и бытовые сценки, зарисовки из окружающей действительности. Многоплановость содержания этого Атласа, его большая насыщенность информацией позволяют рассматривать это произведение, с одной стороны, как ценный источник, дающий возможность приблизиться к адекватному описанию феномена тибетской традиции врачевания и, с другой стороны, он является исключительно важным памятником искусства, культуры и науки народов Центральной Азии. Атлас полностью переведен на русский язык Д.Б.Дашиевым, Н.Д.Болсохоевой, Т.А.Асеевой, Т.Г.Бухашеевой и издан в 1994 году, а на английском языке он вышел в свет в Лондоне.
Вопрос 14. Что же является теоретической основой тибетской медицины?
Теоретические положения тибетской традиции врачевания базируются на энергии пяти махабхут - "пяти великих проявлений". Пять махабхут - это "земля", "вода", "огонь", "ветер", "пространство". Они являются основой всего и потому называются "великими". Это не конкретные физические факторы или химические агенты, а категории, наделенные определенными энергоинформационными функциями. По самым общим характеристикам, "земля" - это энергия, придающая твердость (плотность) и тем самым обеспечивающая способность противостоять различным внешним воздействиям. "Вода" обусловливает связуемость, соединяя различные элементы в единое целое. "Огонь" - это энергия теплоты, энергия созревания. "Ветер" характеризует движение, является основой подвижности. "Пространство" связано с понятием отсутствия преграды и считается, что энергия пространства ответственна за состояние полостей и сосудов в организме человека.
В тибетской медицине принято считать, что "земля" формирует костную и мышечную системы, а также ответственна за состояние обоняния. "Вода" ответственна за образование и состояние жидких сред организма, чувство вкуса. "Огонь" поддерживает температуру тела, состояние зрения и внешний облик человека. "Ветер" обеспечивает контроль за дыханием и определяет состояние осязания, а "пространство" формирует и поддерживает полости в органах и различных системах организма, является ответственным за восприятие звука. Ученые полагают, что связи между ма-хабхутами и органами чувств базируются на представлениях, распространенных еще в древней Индии. Так, каждая из махабхут воспринимается соответствующим органом чувств: "земля" - запах, ощущается носом; "вода" - вкус, воспринимается языком; "огонь" - образ -с помощью глаз; "ветер" - осязание, воспринимается кожными покровами; "пространство" - звук, воспринимается ушами. По сути, органами чувств оцениваются все объекты, процессы и явления, окружающие человека.
По существующей теории в тибетской традиции врачевания с энергиями махабхут тесно связаны функции трех регулирующих систем (начал): "рлунг", "мкхрис", "бад-кан". "Рлунг" (в монголизированном варианте "хий") в буквальном смысле означает ветер"; подразумевается движение воздуха, непосредственно процесс дыхания, а в более широком смысле - это сложная система, ответственная за процессы дыхания, психическую деятельность, интеллект, речь, состояние органов чувств и движения тела. "Рлунг" является, по сути, основой функций организма, связанных с распределением и использованием энергий. "Мкхрис" (в монголизированном варианте "шара") переводится как "желчь", которая олицетворяет внутреннюю теплоту, и обеспечивает переваривание и усвоение пищи, является проявлением махабхуты "огня". В глубоком смысле - это сложная система, ответственная за обеспечение организма необходимой энергией. С ней связывают, как правило, процессы энергообразования и трофики тканей, энергетическое и пластическое благополучие различных органов и в целом жизнеобеспечение организма. "Бад-кан" (в монголизированном варианте "бад-ган") означает "слизь", которая удерживает внутреннюю среду организма в состоянии динамического равновесия, осуществляет регуляцию на местном уровне. "Бад" в данном контексте означает "воду", а "кан" - "землю", а вместе они определяют сферу влияния махабхут "земля" и "вода", т.е. "бад-кан" связывает и удерживает все элементы посредством воды.
Состояние болезни обусловлено, как указано в трактатах, изменением соотношения указанных трех регулирующих систем: "рлунг", "мкхрис" и "бад-кан". Когда они находятся в состоянии относительного равновесия, то считается, что человек практически здоров. Если же это равновесие нарушается в ту или иную сторону, то развивается заболевание у человека. Поэтому нередко их называют еще болезнетворными факторами.
Наряду с этим, в теории тибетской медицины существует широко распространенное понятие "пульса" или "канала", что означает по сути "пульсацию канала" (каналы движения крови, лимфы, "ветра" и др.). Эти каналы пронизывают весь организм человека. Причем, у зародыша они сконцентрированы в пупке и оказывают влияние на развитие младенца, а также определяют состояние сформировавшегося организма, а после смерти они исчезают. Среди множества каналов тибетские врачи выделяют три основные: лалана, расана и авадхути. С нарушением пульсации этих каналов, изменением равновесия в их активности связывают возникновение расстройств и развитие заболеваний.
В теоретических разделах тибетской медицины особое место уделяется огненной теплоте "агни", благодаря которой поддерживается на адекватном уровне обмен веществ, обеспечиваются пластические и энергетические процессы в организме. В сущности "агни" это очевидно, функциональная характеристика, состояния регулирующей системы "мкхрис". Как основной источник энергии и пластического субстрата рассматривается пища, так как она несет в себе элементы всех пяти махабхут.
В тибетской медицине приняты и другие интересные теоретические построения. Многие из них предопределили развитие ряда современных научных направлений в клинической медицине и фармации (рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия, медицинские модульные технологии лечения и др.), другие активно осмысливаются и всесторонне исследуются (фитовалео-логия, хрономедицина и др.), а третьи ждут своего часа. Эти и другие теоретические предпосылки тибетской традиционной медицины заслуживают серьезного внимания, требуют нового научного подхода, привлечение специалистов и объединение усилий творческих коллективов.
Вопрос 15. Каким представляют тибетские врачи состояние болезни у человека?
Тибетские врачи четко осознают, что для этого необходимо иметь представление о деятельности практически здорового организма. В трактатах приводится предельно емкое определение понятия здоровья как гармоничного единства физического, психического и социального благополучия личности. По их воззрению состояния здоровья или болезни зависят от равновесия трех регулирующих систем ("рлунг", "мкхрис" и "бад-кан"), а также основных жизненных сил организма и от так называемых "нечистот" (вероятно, состоятельности выделительных систем). По сути, по тибетской традиции состояния здоровья и болезни рассматриваются как две стороны единого диалектического процесса.
Условиями для развития заболеваний, как принято считать по традиции, служат нарушения в образе жизни, питании, возрастные изменения и влияние "злых духов". Действительно, нарушения в образе жизни, включая большие физические и психические нагрузки, а также малоподвижный образ жизни, профессиональные вредности, как установлено, являются благопрятными условиями для развития многих заболеваний. К факторам, способствующим расстройству организма, .относятся также неправильное питание,, переедание; дефицит в пищевых продуктах витаминов, микроэлементов также ведет к развитию болезненных состояний. Неоспоримо влияние гелиометеофакторов на состояние здоровья. Влиянием "злых духов" при развитии болезней можно объяснить, вероятно, стремление древних врачей выразить отношение к группе заболеваний, которые не укладывались в привычные представления. Безусловно, сказалось в данном случае и влияние господствующей религии.
Вопрос 16. Как подразделяются заболевания в тибетской медицине?
В письменных источниках по тибетской медицине описаны и используются в практической деятельности тибетских врачей различные классификации болезней. В частности, болезни подразделяют на детские, женские, мужские, пожилых людей и общие для всех. У детей насчитывают 24 формы заболеваний, женщин -32, а у мужчин - 17. Болезни пожилых людей связывают, как правило, с упадком жизненных сил в связи с ослаблением пяти махабхут. Общие для всех болезни классифицируются по многочисленным критериям: по локализации, расстроенной регулирующей системе, проявлению и т.д. К примеру, по локализации их различают 7 групп: располагающиеся на поверхности кожи и видимых слизистых; глубоко охватывающие кожные покровы, распространяющиеся по каналам; проникающие в костную ткань; вовлекающие сердце, легкие, печень, селезенку, почки; захватывающие желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный и мочевой пузырь, семенные пузырьки или матку; поражающие органы чувств - зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Болезни, связанные с расстройством регулирующих систем, могут быть обусловлены их уменьшением (истощением), увеличением (накоплением) и изменением (возмущением). Заболеваний от расстройства системы "рлунг" насчитывается 42, "мкхрис" - 26 и бад-кан" - 33. К примеру, при уменьшении систем: "рлунг" - для больного характерны снижение двигательной активности, больной малообщителен, у него ослабевает память, возникает ощущение дискомфорта; системы "мкхрис" - кожа и видимые слизистые у больного синюшные, больной ощущает дрожь в теле, у него изменяется цвет лица, мерзнет; системы "бад-кан" - у больного наблюдается сердцебиение, головокружение, характерны боли и ощущение слабости в суставах. При увеличении же систем: "рлунг" - больной теряет массу, живот у него становится твердым и напряженным, отмечается головокружение, больной ощущает необходимость дополнительного согревания, характерна сонливость, причем все ощущения у него остаются ясными и четкими; системы "мкхрис" - тело больного горячее, часто отмечаются расстройства стула, кожа и склеры глаз иктеричны, моча и кал приобретают желтый цвет; системы "бад-кан" - ослабевает переваривающая способность желудка, отмечается усиленная саливация, характерны обильные выделения из носа, дыхание становится затрудненным, кожа и видимые слизистые бледные, больной сонлив. При изменении (возмущении, возбуждении) систем: "рлунг" - пульс у больного полый, пустой, моча прозрачная, часто отмечается головокружение, шум в ушах, язык сухой, красный и шершавый, больной ощущает озноб, характерны боли по всему телу, которые усиливаются при движении; системы "мкхрис" - пульс у больного полный, быстрый и сильный, моча красноватого цвета с запахом и сильным паром, тело "горит", во рту ощущается кислый привкус, язык с толстым налетом, наблюдается повышенная потливость, признаки раздражения желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, понос, боли в животе); системы "бад-кан" - пульс вялый, медленный, слабый, моча белесая, язык обложен белым налетом, веки отечны, много мокроты, характерны ощущения тяжести в теле, зуд кожи и др. Различают также сочетания расстройств указанных регулирующих систем.
Наряду с этими, тибетские врачи выделяют болезни души и тела; болезни плотных и полых органов; болезни верхней части тела, внутренних органов, нижней части тела и наружные болезни. Кроме того, все болезни делятся на врожденные и приобретенные, свежие и хронические; а также болезни подразделяются по предполагаемому возможному исходу и т.д.
Все заболевания в тибетской медицине подразделяются на горячие и холодные. Как правило, расстройства системы "мкхрис" приводят к развитию горячих болезней, а системы "бад-кан" - холодных заболеваний, а нарушения системы "рлунг" могут вызвать как горячие, так и холодные болезни.
Приведенные классификации заболеваний, наряду с другими, описанными в трактатах, свидетельствуют о стремлении тибетских врачей к систематизации нозологических форм и отражают попытку определения всего многообразия проявлений расстройств организма.
Тибетские целители считают, что душевное равновесие и баланс конституций организма это признак здоровья.
Люди относятся к разным типам конституции. Один из типов может преобладать над другими - выходит из баланса и тогда возможны различные заболевания. Нормальное состояние, когда в человеке относительно сбалансированы все три типа, в этом случае он здоров и физически, и душевно.
Люди с конституцией «Ветер» отличаются быстрой утомляемостью, ранимостью и эмоциональностью. Болезни ветра вызваны перевозбуждением, недосыпанием, отсутствием аппетита, тяжелым трудом.
Склонность к психическим расстройствам и депрессиям приводит преобладание конституции ветра, которое по возможности необходимо сбалансировать, что значит больше отдыхать, соблюдать режим работы и отдыха, оберегать себя от излишних расстройств.
Люди с конституцией «Желчь» склонны к лидерству, вспыльчивости, плохому контролю своих эмоций, они энергичные и деятельные. Как правило, такие люди склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, желчнокаменным, атеросклерозам и гепатитам. Сбалансировать конституцию можно с помощью фитопрепаратов и питания, в котором будут преобладать овощи, фрукты, каши и молоко.
Конституция «Слизь» свойственна людям уравновешенным и миролюбивым, которым свойственна медлительность и постоянство. Пассивный образ жизни, переедание и переохлаждение приводят их к таким заболеваниям как: бронхиты, астма, дисфункция эндокринных желез, заболеваниям суставов.
Необходимо держать под контролем тип этой конституции. Отрегулировать питание, меньше употреблять молочных, мучных изделий, а также некоторые овощи, которым свойственно накоплять слизь в организме.
Сбалансировать конституцию «Слизь» тибетские врачи рекомендуют с помощью физических нагрузок, ванн, прогревания организма и употреблением специй.
Организм человека это единое целое, которому необходимо установить согласие между всеми органами, а также баланс между тремя конституциями. Именно так тибетская медицина, как и вся восточная, рассматривает возникающие проблемы в здоровье человека.
Классическая тибетская медицина использует для лечения заболеваний оригинальные лекарства, состоящие из специально обработанных ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения. В состав лекарств входит от 5 до 60 компонентов.
Тибетский врач представляет себе больного как целостную систему и оказывает влияние на глубинные патологические процессы, происходящие в его организме. Так называемые в европейской медицине отдельные заболевания являются лишь симптомами, т. е. следствием нарушения физиологического баланса на более глубоком уровне. Тибетская медицина восстанавливает баланс, в результате чего исчезают и симптомы заболеваний.
Имеющий тибетское медицинское образование врач назначает лечение, используя специальные методы диагностики (пульсодиагностика, опрос, осмотр), а также лабораторные и инструментальные исследования. Руководствуясь полученными данными, он назначает тибетские лекарства.
Продавать лекарства тибетской медицины в аптеках или распространять их через сетевой маркетинг невозможно, так как все они назначаются врачом для каждого пациента индивидуально.
Для наглядности объясним подход тибетской медицины к лечению нескольких заболеваний, трудно поддающихся лечению средствами европейской медицины или имеющих только хирургические способы лечения.
Камни в желчном пузыре (желчекаменная болезнь)
Единственно возможным методом, который предлагается в традиционной медицине, является удаление желчного пузыря вместе с камнем хирургическим путем. Надо понимать, что камни в желчном пузыре это не заболевание, а симптом. Суть заболевания в нарушении работы печени, всей системы секреции желчи и нарушении обменных процессов. Поэтому удаление желчного пузыря не решает всех проблем, но приводит к образованию новых, о которых хирурги, к сожалению, не предупреждают.
Тибетский врач назначает лекарства с целью устранить причину заболевания, а также оказывает влияние на сами камни.
Лечение сложное и длится несколько месяцев, но в результате мы восстанавливаем нормальную работу желудочно-кишечного тракта, растворяем камни, а также убираем патологическую базу для появления камней в дальнейшем.
При последовательном лечении успешное решение проблемы в 80-90% случаев.