Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Детская школа искусств городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Сценарий т

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Сценарий творческой встречи художников и музыкантов

«Русские мотивы в красках и звуках»

Составитель: А. Я. Гомон

преподаватель отделения

инструментального исполнительства

(фортепиано) муниципального

образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

городского округа ЗАТО Светлый

28 апреля 2009 г.

М. В. Ломоносов: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют».

Народное музыкальное творчество – непреходящая ценность духовной культуры каждого народа, каждой страны. С далеких, незапамятных времен создавал русский народ свои песни, лучшие из которых бережно проносил в своей памяти через столетия. Песня сопровождала человека всю его жизнь, от колыбели до старости; в песне он стремился выразить свое отношение к окружающей жизни, свое понимание исторических событий, глубокие душевные переживания, мечты о лучшей доле; песня помогала жить, трудиться, бороться.

Еще во времена язычества, за долго до расцвета Киевской Руси, каждому времени года в сельскохозяйственном календаре посвящались специальные песни, танцы, обряды. Они призваны были, по верованиям древних, активно воздействовать на природу, обеспечить хороший урожай, благополучие и довольство.

Русская народная песня сопровождала крестьянина не только в трудовой деятельности, но и в семейной жизни. С шуткой-прибауткой помогала справляться с жизненными невзгодами. По меткому выражению Н. В. Гоголя, «под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

-  Шуточная русская народная песня «Про Фому и про Ерему» - исполняет хор преп. С. Е. Мироновой.

Первые песни, которые слышит новорожденный малыш – колыбельные. Чуть позже мать забавляет ребенка развлечениями: играми, потешками, считалками.

-   Ю. Должиков. «Ладушки» - исполняет Д. Хохлов, концертмейстер Л. А. Филиппова.

Первые детские впечатления, удивления, открытия окружающего мира слышны в следующем произведении.

- С. Майкапар. «Мотылек» - исполняет     Л. Щербаева.

- Ж. Металлиди. «Воробышкам холодно» - исполняет Ю. Крюкова.

Образы детства в рисунках:

- «Зимние игры» - автор А. Матяшова.

- «Утренняя встреча» - автор В. Афанасьев.

- «Осенний мотив» - автор А. Попп.

- «Свидание» - автор А. Беляков.

- «Лошадка» - автор С.Ментова.

- «На бабушкином дворе» - автор В.Клепалко.

-«Добрая лошадь» - автор А.Назаренко.

И конечно же, неотъемлемая спутница детства – сказка. Ее рассказывают перед сном мама или папа. Но больше всех сказок знает бабушка. В сказках мы впервые узнаем о добре и зле. Сказочные герои учат нас быть честными, мужественными, добрыми и чуткими, уметь дружить и любить.

-  Е. Каркич. «Бабушкина сказка» - исполняют Т. Белоус, Т. П. Бородулина.

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древний персонаж славянской мифологии. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

К концу XIII в. на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией. И до сих пор шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки – и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки.

Леший – обитает в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, стелется мохом-травою.

Домовой – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Из озорства может во сне щекотать, греметь посудою по ночам. Если ему жилье по душе, то он преданно служит этой семье. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство.

Снегурочка – Островский, Римский-Корсаков

«Три медведя», «Маша и медведь»

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин

«Репка»

«Заяц и лиса»

Сказочные образы в рисунках:

- «Баба-Яга» - автор О.Борзунова.

- «Баба-Яга» - автор А.Белушак.

- «Сказка о попе и работнике его Балде» - автор Ю.Чумакова.

- «12 месяцев» - автор С.Батрак.

- «Снегурочка» - автор К.Острова.

- «Серебряное копытце» - автор К.Мишутина.

- «У Лукоморья» - автор Я. Леонидова.

- «Сказочный город» - автор С.Поповкин.

- «Птица счастья» - автор К.Мельникова.

- «Птица» - автор А.Попова.

- «Емеля» - автор В.Афанасьев.

Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальным символом какого-либо народа: у испанцев – гитара, у итальянцев – мандолина, у украинцев – бандура. Не за то инструменту звание народный дается, что он лучше или старше других, а за то, что народ его своим признал. Мы говорим: народный инструмент, а думаем: национальный. У русских такой инструмент – балалайка. Первые сведения о ней относятся к 1688 году. А какой еще инструмент исконно русский? Конечно, гармошка (сконструировал в 1822 году немец К. Ф. Л. Бушман).

Гармошка в русских землях появилась около двухсот лет назад, совсем недавно по историческому счету, а как глубоко корни в русской жизни пустила. Саратовские, тульские, вятские – каждая имела свои особенности звучания. В 1907 году в Петербурге мастер П. Е. Стерлигов по заказу известного гармониста Орланского-Титоренко сконструировал один из видов усовершенствованной хроматической гармоники – баян, по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна.

- Рус. н. п. обр. И. Чайкина «Утушка луговая» - исполняет Д. Данилов

Великий русский композитор П. И. Чайковский фортепианным языком написал образ мужика, играющего на гармошке.

-  П. Чайковский. «Мужик на гармошке играет» - исполняет В.    Каширина.

Более 200 лет назад подарила техника музыке деревянный ящик с сюрпризом, крутишь ручку при ящике – органчик музыку приятную наигрывает. Какую-нибудь песенку модную, к примеру «Прелестную Катрин» (по-французски «Шарман Катрин»). В России за эту самую песенку музыкальный ящик получил прозвище шарманка. Крутить ручку – дело нехитрое, не то что на скрипке или фортепиано играть. Теперь и немощный, безграмотный старик музыкантом себя почувствовать может,  развлекая публику с шарманкой в руках где-нибудь на городской площади.

Композитор ХХ в. Дмитрий Шостакович показал шарманку на фортепиано особым приемом – аккомпанемент в левой руке остается неизменным на протяжении всего произведения, меняется только мелодия.

- Д. Шостакович. «Шарманка» - исполняет К. Шанаева.

Гулянья, ярмарки в рисунках:

- «Клоун»  - автор Н.Лёсин.

- «День молодежи» - автор Е.Швырева.

И удаль, и протяжную лирику соединила в себе популярная и любимая «Калинка».

- Рус. н. п. «Калинка» - исполняет М. Чиркова.

Фольклор – в переводе с английского «народная мудрость». Один из самых популярных фольклорных жанров – частушка (припевка, коротушка) сложился к 70-м годам XIX в. Частушка метко высмеивает недостатки, иронизирует, шутит. Но существует и лирическая разновидность частушки – страдания. Тематика исключительно любовная – расставания, встречи. Исполняются в медленном темпе, напевно-речитативной манере.

- Поплянова. «Дусины страдания» - исполняет Р. Туктарова.

Любил русский народ хороводы водить, а еще больше любил плясовые, зажигательные, искрометные. Пляска – значит танец без правил. Пляскам никто не учит, их пляшут как душа просит, как сами ноги требуют. «Я, пляска, могу быть безудержной, дикой, огненной, необузданной. Я там, где бурлит народная жизнь».

- Рус. н. п. «Подгорка» - исполняет В. Иванов.

От величаво-торжественных былин, в которых предстают чудо богатыри Древней Руси, до жизнерадостных хороводных и разудалых плясовых – все слышно в ансамбле:

- на темы русских народных песен – исполняют О. Комаренко, А. Я. Гомон.

Натюрморты:

- «Самовар с бубликами» - автор А.Попова.

- «Натюрморт с доской» - автор Е.Коноваленков.

- «Натюрморт с керосиновой лампой» - автор А.Попп.

- «Натюрморт с ситом» - автор А.Исмагилова.

Основоположник русской классической музыки М. И. Глинка говорил: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее оранжируем». Конечно, не всякое произведение непременно включает в себя подлинные народные мелодии. Но истинно художественная профессиональная музыка едина с народной по своим эстетическим принципам, вырастает из нее исторически и сохраняет с ней тесную связь и в содержании, и в форме.

- Калинников. «Русское интермеццо» - исполняет А. Егорова.

- П. Чайковский. «Вальс» - исполняет хор преп. Л. А. Филипповой.

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

гр. А. Толстой

- П. Чайковский. «Осенняя песня» - исполняет Г. Кутыркина.

Пейзажи:

- «Золотая осень» - автор Н.Осокин.

- «Осень» - автор С.Москвина.

- «Пейзаж» - автор А.Долбилова.

- «Луна» - автор Я.Девятова.

- «Подсолнух» - автор А.Сысоева.

- «Пейзаж» - автор В.Резников.

- И. Иванов-Радкевич. «Весна в полях» - исполняет трио: флейта Е.Е. Шонова, кларнет З.Н. Алюшев, ф-но. М.В. Немцова.

И современные композиторы обращаются к русской истории. Великий Пушкин написал поэму «Полтава», испытывая гордость за русский народ, восхищаясь силой его духа, мужеством.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

В произведении А. Смелкова «Пирует Петр» мы услышим и величальный гимн, и победно-ликующий колокольный звон, и скорбную молитву по погибшему в бою. И это наша история.

- А. Смелков. «Пирует Петр» - исполняет О. Комаренко.

- «Разводной мост в Санкт – Петербурге» - автор А.Шевченко.

Храмы:

Авторы: А.Попова, Ю.Могиленко, Д.Агапова, А.Ниязов.

И еще гениальный симбиоз. Стихотворение великого русского поэта М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» положили на музыку многие композиторы – профессионалы, в том числе Б. Асафьев, П. Булахов, Н. Мясковский, Г. Свиридов. Но наиболее популярной оказалась мелодия самодеятельного композитора Е. Шашиной. И песня стала народной. Потому что столько в ней сконцентрировалось щемящего, проникновенного, исконно русского, что подняло ее над вечностью, над временем.

-  Е. Шашина. «Выхожу один я на дорогу» - исполняют Т.П.  Бородулина, А.Я. Гомон.

Блестящий исследователь русской культуры Юрий Михайлович Лотман писал: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества».

Список использованной литературы

  1.  Агафонов О. Русская народная песня. – М.: «Музыка», 1983.
  2.  Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. – Калининград: «Книжное издательство», 1993 – 416 с.
  3.  Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания. – М.: «Эксмо»,2004 – 208 с.
  4.  Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: «Эксмо», 2009 – 360 с.
  5.  Русская икона. Альбом. – М.: «Изобразительное искусство»,1994.
  6.  Соловьев В. М. История России для детей и взрослых. – М.: «Белый город», 2003.




1. Экология и природопользование специализация Экспертиза экологической безопасности Что явля
2. Происходящая теория обучения как методологическая предпосылка инновационной деятельности в общем среднем образовании
3. варіант 1 Чим можна пояснити той факт що на референдумі 17 березня 1991 року 705 українців висловилися за збе
4. .youtube.comwtchvXvoByNj469U l teqreny be gry tourbet il nes bi msiri Не надо сравнивать меня с другими nt kther chksi yifhm ini mni mefli guiri Ты боль
5. тема соматипирования Шелдона Выполнила- студентка 2 курса 4 группы специальности экология
6. Форма и структура конституции- сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза
7. технического прогресса век космических скоростей
8. 19 19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно 1 ЗАЧАСТУЮ мы даже не представляем НАСК
9. настоящемуПервый- Да Да ты из тех людей которые открывая шампанское обязательно попадут пробкой тебе в го
10. такую же характеристику дают близкие и друзья Кертиса так начинается его история которая отражается чер
11. Реферат Теория и методика воспитания толерантности
12. Парламент Франции, его структура и порядок избрания.html
13. на тему Генерація сигналів
14.  даосизм- китайское традиционное учение включающее элементы религии мистики гаданий шаманизма медитацио
15. Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия
16. Семейное воспитание в наследии ЯА Коменского
17. Политика краткосрочного финансирования предприятия
18. і Бірінші рет ~аза~ сахнасында ол классикалы~ операларда~ы Баттерфляй Дж Пуччиниді~ ldquo;ЧиоЧио Санrdquo; Та
19. Эффективность деятельности медицинских учреждений
20. вариант ~ это то что все мы воспринимаем