Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

2013 г. История русской литературы середина 1950х ~ 1980х годов Краткая программа

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет

Утверждаю:

Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2013 г.

История русской литературы

(середина 1950-х – 1980-х годов)

Краткая программа

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

        составитель:

Рыбальченко Татьяна Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент

Томск

2013

Объем курса – 90 ч.: лекции 50 ч. + практические занятия 10 ч. + самостоятельная работа 30 ч. Экзамен в конце семестра.

  1.  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс «История русской литературы (середина 1950-х – 1980-х годов)» входит в блок дисциплин «История русской литературы» и (по причине равномерности распределения учебного материала по семестрам) включает историю лишь реалистической литературы. Модернистская и постмодернистская литература, существовавшая в этот период в андеграунде и в эмиграции, ставшая известной читателю только с конца 1980-х годов, будет изучаться  в 9-м семестре.

Целью курса является формирование знаний о развитии русской литературы в условиях вступления советской цивилизации в стадию постиндустриальной цивилизации и в период реформации, стагнации, новой реформации и отказа от социалистической общественной системы.

        Задачи курса: а) выявление причин, направленности и этапов (периодов) развития литературы в зависимости от меняющейся социокультурной ситуации («оттепель», кризис социальных иллюзий второй половины 1960-х – начала 1970-х годов, «застой» и «перестройка»);

                          б) определение состава литературного процесса (подцензурная, андеграундная, эмигрантская литература;

                           в) раскрытие разных форм преодоления канонической эстетики «социалистического реализма» и разных картин мира, складывающихся в литературе разных художественных течений – реалистических (литература социального проектирования, литература критического реализма, литература онтологического реализма, литература экзистенциального реализма) и нереалистических (неоавангардная литература, неомодернистская литература, постмодернистская литература);

                            г) формирование у знаний об общих чертах эстетики и поэтики литературы этого периода («форм времени» - жанров, повествовательных форм, композиционных форм, хронотопов, типов героев и т.д.) и о различии эстетики и поэтики изучаемых литературных течений;

                            д) установление важнейшей роли традиций русской литературы в развитии литературы «советского» периода, а так же типологических соответствий русской и синхронных западно-европейской и американской литератур.

Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

периодизацию истории литературы изучаемого периода и основные литературные события, в том числе, время создания или публикации важнейших литературных произведений, определявших литературный процесс;

типологию литературных течений, их философские основы, причины их возникновения, историю их развития, в том числе, важнейшие образцы художественной литературы, определявшие развитие литературных течений;

творчество наиболее значительных (в границах указанного периода) писателей (и минимум основных произведений этих писателей), изменение их мировоззрения и художественной практики;

исторические модификации жанров, типов персонажей, форм выявления авторского сознания, субъектной организации, поэтического языка, аллюзивности и пр. в литературе изучаемого периода.

Студент должен уметь:

изложить историко-литературные факты в их хронологической последовательности;

назвать общие тенденции эстетики и поэтики литературы изучаемого периода и их варианты в различных литературных течениях;

дать анализ художественного произведения с целью выявить разные уровни смысла (социальный, нравственно-психологический, философский);

сопоставлять произведения писателей разных течений, разных периодов развития русской литературы (в частности, ХХ и XIX веков), чтобы выявить как индивидуальное своеобразие, так и типологические черты художественных текстов;

использовать знание теоретических положений и терминов при анализе художественных произведений и историко-литературных течений.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Литературный процесс середины 1950-х – 1980-х годов – смена эстетических принципов и возникновение новой художественной системы.

Часть 1. Трансформация эстетических принципов социалистического реализма в литературе социального проектирования.

Социальные романы периода «оттепели» и их роль в критике тоталитарного общества. Г. Николаева «Битва в пути», Д. Гранин «Иду на грозу», А. Бек «Новое назначение».

НРТ в осмыслении «шестидесятников»: неопозитивизм и новый гуманизм. Усиление лирических принципов повествования. В. Кожевников «Знакомьтесь, Балуев», Ю. Трифонов «Утоление жажды», Г. Владимов «Большая руда».

Лиризм и риторичность урбанистической поэзии. Лирика Е. Евтушенко. Авангардистские элементы «громкой» поэзии. Поэзия А. Вознесенского.

Возрождение технократических идей годов как антитезы потребительским ценностям в 1970-е годы. Романы О. Куваева «Территория»*, В. Липатова «Сказание о директоре Прончатове», А. Проханова «Место действия».

Концепция «делового» человека и её кризис в «производственной» драме 1970-х годов. И. Дворецкий «Человек со стороны». А. Гельман «Протокол одного заседания».

Часть 2. Литература критического реализма: традиции и изменение концепции  детерминированного человека.

       2.1. Этологическая проза 1960-х годов. В. Сёмин «Семеро в одном доме»,  В. Тендряков «Суд», М. Рощин «Мой учитель Гриша Панин».

      2.2. Психологическая драма периода «оттепели». В. Розов «В поисках радости», А. Арбузов «Иркутская история», «Мой бедный Марат», А. Володин «Пять вечеров», Л. Зорин «Варшавская мелодия».

       2.3.Поэтика и герой «молодой» прозы 1950-1960-х годов. Рассказы и повести Ю. Казакова, А. Битова, В. Аксёнова.

      2.4. Проза «подведения итогов» в литературе конца 1960-х – 1970-х годов. Повести Ю. Трифонова «Обмен», «Другая жизнь», проза Д. Гранина «Кто-то должен», Однофамилец», «Картина»; Г. Семёнова «Лошадь в тумане» и др.

      2.5. Драмы А. Вампилова: «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

      2.6. Лирика гармонического стиля в поэзии второй половине 1960-х – 1970-х годов. В. Соколов, Е Винокуров, К. Ваншенкин, А. Кушнер, О. Чухонцев.

      2.7. Социально-аналитическая проза о деревне. Поэтика очерка и социальная проблематика. В. Овечкин, А. Яшин, А. Солженицын «Матрёнин двор», С. Залыгин «На Иртыше», Б. Можаев «Живой». Спор о народном характере в литературе и критике 1960-х годов. В. Войнович Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Путём взаимной переписки».

      2.8. . Социальные повествования о судьбе национальной культуры в ХХ веке. В. Астафьев «Последний поклон», Ф. Абрамов «Братья и сёстры» («Две зимы и три лета» и «Дом»), Б. Можаев «Мужики и бабы».

       2.9. Проза «сорокалетних» в конце 1970 - 1980-х годов и преодоление этологической поэтики в прозе В. Маканина («Отдушина», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата»); поэтика реализма и абсурдизма в прозе Л. Петрушевской;

2.10. «Новая» драма – трансформация традиций психологической драмы. Л.Петрушевская «Три девушки в голубом», В. Славкин «Серсо»;

2.11. Игровая фантасмагорическая проза конца 1970-1980-х годов и антиутопии периода «перестройки». В. Орлов «Альтист Данилов», В. Крупин «Живая вода».

Часть 3. Судьба литературы онтологического реализма.

       3.1. Лирическая («элегическая») деревенская проза – воссоздание следов архаической деревенской культуры. Ю. Казаков «Поморка», С. Крутилин «Липяги», В. Солоухин «Капля росы», рассказы В. Белова.

       3.2. Этико-философская проза второй половины 1960-х годов – открытие онтологического и маргинального сознания в народной среде. В. Белов «Привычное дело», В. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», Е. Носов «Где сходилось небо с холмами», В. Личутин «Вдова Нюра». Столуновение онтологического и экзистенциального сознания в новеллистике В. Шукшина.

       3.3. Картина мира в натурфилософской прозе 1970-х годов. В. Распутин «Прощание с Матёрой», В. Астафьев «Царь-рыба», С. Залыгин «Комиссия».

       3.4. Деревенский мир в «тихой» лирике. В. Боков, Н. Тряпкин. Онтологическое сознание в натурфилософской  лирике. Н. Рубцов, А. Прасолов, А Передреев.

       Часть 4. Экзистенциальная проблематика и картина мира в литературе экзистенциального реализма.

       4.1. «Военная» проза фронтового поколения об экзистенциальном выборе человека в военных обстоятельствах. «Малая проза» 1950-1960-х годов: М. Шолохов «Судьба человека», В. Богомолов «Иван»; «фронтовая»  лирическая повесть Ю. Бондарева «Последние залпы», «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Пядь земли», К. Воробьёва «Крик». Философская проблематика в прозе о войне конца 1960-х – 970-х годов. В. Шефнер «Сестра печали», В.Быков «Сотников», «Знак беды»; В. Астафьев «Пастух и пастушка».

       4.2. Эпопейное и романное в поэтике романов о войне 1950-1960-х годов. К. Симонов «Живые и мёртвые», В. Гроссман «Жизнь и судьба».

       4.3. Философский роман 1970-х годов о духовных уроках военных испытаний. Ю. Бондарев «Берег», «Выбор», Д. Гранин, А Адамович «Блокадная книга». В. Сёмин «Нагрудный знак “OST”».

    4.4. Проза А. Солженицына о социально-исторических и нравственных истоках и последствиях «лагерной» системы. Поэтика повести («Один день Ивана Денисовича»),  романа («В круге первом») и художественного исследования («Архипелаг ГУЛаг»).

    4.5. Экзистенциалистская проза В. Шаламова.

    4.6. Проблема свободы и открытие экзистенциального сознания личности в прозе П. Нилина («Жестокость»), Г. Владимова («Верный Руслан»), Ю. Даниэля («Искупление»), Ф. Горенштейна («Искупление»).

     4.7. Экзистенциалистская интерпретация существования человека в истории и культуре в романах 1970-1980-х годов. А. Битов «Пушкинский дом», Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей», Ю. Трифонов «Старик» и «Время и место», М.Харитонов «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича».

  1.  Историческая проза 1970-х годов. Ю. Трифонов «Нетерпение». Б. Окуджава «Свидание с Бонапартом». Философские драмы Э Радзинского («Лунин, или Смерть Жака») и Г. Горина («Дом, который построил Свифт»).

     4.9. Религиозно-философская проза андеграунда. В. Максимов «Семь дней творения», Ф. Горенштейн «Псалом», Ф. Светова.

     4.10. Поэзия экзистенциального переживания. А. Тарковский.

8. Практические занятия

Задача практических занятий – закрепление знаний, полученных на лекциях, и формирование навыков их применения при анализе конкретных художественных текстов. На практические занятия выносятся произведения, не анализируемые на лекциях, но представленные в общем обзоре литературного процесса. Тем самым на занятиях конкретизируются общие характеристики литературного течения, ведущих жанровых процессов, проблематики, поэтики на материале одного-двух произведений. Планы занятий и рекомендуемая литература указаны в «Рабочей программе»

Темы практических занятий (см. график)

Новеллистика В. Шукшина: поэтика и картина мира.

«Берег» Ю. Бондарева как экзистенциальный роман.

   4. Открытие экзистенциального сознания в повестях Ю. Даниэля и

       Ф. Горенштейна («Искупление»).

   5. Философская проблематика исторической драмы (Э. Радзинский «Лунин, или   Смерть Жака»

Темы коллоквиумов (см. график)

     1. Эволюция проблематики и поэтики психологическая драмы «оттепели» и начала 1970-х годов (А. Володин и А. Вампилов). 

  1.  «Новая драма» в начале 1980-х годов (Л. Петрушевская и В. Славкин)
  2.  Онтологическая лирика Н. Рубцова

Планы и рекомендуемая литература указаны в «Рабочей программе»

9. Задания для самостоятельной работы над курсом.

Самостоятельная работа над курсом заключается в чтении обязательного минимума художественных текстов и выборочного знакомства с критическими и литературоведческими работами о литературе изучаемого периода. Проверкой самостоятельной работы служат: контрольные экспресс-проверки чтения текстов (еженедельно), практические занятия и коллоквиумы (см план-график), самостоятельная аналитическая (или иная из предложенных форм – см. далее пункт 3) работа (одна за семестр).

9. 1. Контрольные экспресс-задания по составлению теста

  Еженедельно после изучения темы студенту предлагается составить 3 теста (с заданиями: на соответствие, на упорядочение, закрытой и открытой формы) по проверке чтения и понимания одного (при желании двух-трёх) из произведений изучаемого литературного течения

1 неделя – Тесты по теме вводной лекции

2 неделя – Тесты по «производственной» теме

3 неделя – Тесты по психологической прозе 1960-70 гг.

4 неделя – Тесты по «новой» прозе 1970-80 гг.

5 неделя – Тесты по социально-аналитической «деревенской» прозе

6 неделя – Тесты по натурфилософской прозе

7 неделя –

8 неделя – Тесты по военной прозе

9 неделя – Тесты по экзистенциальной прозе о современности

10 нед.   –

11 нед.   – Тесты по «лагерной» прозе

12 неделя – Конкурс чтения литературы изучаемого периода.

9. 3. Самостоятельная работа в течение семестра 

     А. Составление таблицы произведений, завершённых и/или опубликованных (или писавшихся) в один из годов изучаемого периода: 1962 (1 гр.), 1972 (2 гр.), 1982 (3 гр.).

     Совместите или изберите один из принципов классификации: тематическая, жанровая, стилевая, эстетическая (литературное течение).

      Б. Проанализировать одно из произведении в аспекте историко-литературного контекста и в аспекте эстетической актуальности. Возможен сравнительный анализ и анализ в связи с темой научного семинара. Тема уточняется с лектором.

   Срок сдачи – зачётная неделя.

    4. Конкурс чтения художественного текста – представление одного фрагмента текста или краткого монтажа фрагментов. Составление сценария коллективного выступления может быть зачтено как самостоятельная работа (3). (Конец семестра)

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование тем

Все

го

с

а

м.

Аудит. занят.

Лек.

Прак.

1

Литературный процесс 1950-1970-х годов: возникновение новой художественной системы

4

2

2

2

Трансформация принципов социалистического реализма в литературе 1950-1960-х годов

8

4

4

3

Литература критического реализма: исповедальная, бытовая и социологическая психологическая проза

16

10

4

6

4

Картина мира в литературе онтологического реализма: лирическая и натурфилософская «деревенская» проза

18

12

2

8

5

Экзистенциальная проза и поэзия: «лагерная» проза, «военная» проза, этико-философская проза и поэзия

32

22

4

10

90

50

10

30

Календарный план

Календ.

сроки

                   Лекции

    Практ.

   занятия

Коллокв.

Консульт.  

1 (24)

11-16.2

Социокульт. сит. и лит. процесс

Литер. соц. проектирования «отт.»

Лит. соц. проект. 60-70 

2 (25)

18-23.2

Литер. критич. реализма «оттеп.»

Психол. проза 1960-1970-х годов

«Громкая»    поэзия

3 (26)

25.2-2.3

Психол. проза 1970-1980-х годов  Соц.-аналит. «дерев». проза

Псих.драма 1950-1970

4 (27)

4.3-9.3

Соц.-аналит. «дерев». проза

Соц-аналит проза 1980 гг.

.

Лирика

инд.переж.

5 (28)

11 – 16.3

Лир. и этико-филос. «дер.» проза

Натурфилос. проза

«Новая драма»

6 (29)

18.3-23.3

Натурфилос. проза

Литература экзистенц. реализма

Братья и сёстры

7 (30)

25.3-30.3

Проза о войне 1950-1960-х гг.

Роман о войне 1950-60-х гг

 

Лирика Рубцова

8 (31)

1.4-6.4

Проза о войне 1970-1980-х гг.

Философский роман о войне

 

Лирика экз. переж.

9 (32)

8.4-13.4

Экзист. проза о современности

Новеллист.

Шукшина

10 (33)

15.4-20.4

Проза Трифонова,

Битов

Бондарев

«Берег»

11 (34)

22.4-27.4

Экзист. истор. проза

Экзист. «лагерн.» проза. Шаламов

Пов. Даниэля и

Горенштейна

12 (35)

29.4-4.5

Домбровский

Солженицын

Ист. драма Радз.

Архипелаг

ГУЛАГ

13 (36)

6.5-11.5

Конкурс чтения

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – ЭКЗАМЕН

Вопросы к экзамену

  1.  Социокультурная ситуация в период «оттепели».
  2.  Литературный процесс конца 1960 -1970-х годов.
  3.  Литературный процесс второй половины 1970-х – начала 1980-х годов
  4.  Судьба эстетики «социалистического реализма» в литературе 1950-1970-х годов.
  5.  Социально-нравственная проблематика и поэтика «производственной» драмы.
  6.  «Громкая» поэзия 1950-1960-х годов.
  7.  Эволюция поэтического мира А. Вознесенского.
  8.  Новые черты критического реализма в литературе 1960 - 1980-х годов.
  9.  Активизация реалистической эстетики в литературе 1960-х годов.
  10.  Поэзия гармонического стиля. В. Соколов.
  11.  Человек и среда в «бытовой прозе» 1960-х годов. В. Сёмин.
  12.  «Исповедальная проза» 1950-1960-х годов: открытия и ограниченность. А. Битов.
  13.  Поэтика психологической драмы периода «оттепели».
  14.  Повесть «подведения итогов» в прозе рубежа 1960-70-х годов. «Обмен» Ю. Трифонова.
  15.  Проблема смысла жизни в повести Ю. Трифонова «Другая жизнь».
  16.  Художественные открытия психологической драмы конца 1960 – начала 1970-х годов. А. Вампилов «Утиная охота».
  17.  Историческое изменение ценностей и идеалы личности в романе Д. Гранина «Картина»
  18.  Социологическая деревенская проза конца 1950-х - 1960-х годов. Б. Можаев «Живой».
  19.  Воплощение народного сознания в малой прозе А. Солженицына и С. Залыгина.
  20.  Концепция национальной истории и изменение жанрового мышления в тетралогии Ф. Абрамова.
  21.  Полемика В. Войновича с «шестидесятнической» трактовкой народа и концепция народа в иронико-философской повести (В. Крупин «Живая вода»).
  22.  Трансформация реалистической эстетики в литературе «сорокалетних». Новая поэтика
  23.  Конфликт и поэтика «новой драмы» 1980-х годов
  24.  Анализ и синтез реальности в прозе В. Маканина 1980-х годов.
  25.  Проза Л. Петрушевской: разнообразие художественных принципов.
  26.  Формирование онтологической картины мира в литературе онтологического реализма.
  27.  Поэтический мир Н. Рубцова.
  28.  Лирическая деревенская проза - открытие народной культуры и психологические открытия. «Капля росы» В. Солоухина.
  29.  Онтологическое сознание в изображении В. Белова. «Привычное дело».
  30.  Концепция онтологической личности в повестях В. Распутина («Последний срок»).
  31.  Поэтика рассказов В. Шукшина. Проблема самосознания.
  32.  Картина мира в литературе экзистенциального реализма.
  33.  Обретение экзистенциальной вины в повести П. Нилина «Жестокость».
  34.  Экзистенциалистский выбор героя повести Ю. Даниэля «Искупление»
  35.  Открытие абсурда бытия в повести Ф. Горенштейна «Искупление».
  36.  Проблема свободного общества и свободного сознания в повести Г. Владимова «Верный Руслан».
  37.  Проза В. Шаламова о духовных возможностях человека.
  38.  Проблема человека в романе В. Сёмина «Нагрудный знак OST»
  39.  Возможность обретения абсолютов в романе «Факультет ненужных вещей»
  40.  Тема предательства в романе «Факультет ненужных вещей»
  41.  «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и судьба человека из народа в романе «В круге первом».
  42.  Судьба нации и человечества в романе А. Солженицына «В круге первом».
  43.  Этическая концепция личности в романе А. Солженицына «В круге первом».
  44.  Философия истории  и исповедь человека в «Архипелаге ГУЛаг» А. Солженицына.
  45.  Гуманистический идеал и социально-критический пафос военной прозы 1950-1960-х годов.
  46.  Фронтовая лирическая повесть на рубеже 1950-1960-х годов. «Пядь земли» Г. Бакланова.
  47.  Изменение поэтики и проблематики фронтовой лирической повести в литературе конца 1960-х - начала 1970-х годов. «Пастух и пастушка» В. Астафьева.
  48.  Проблема выбора в военной прозе В. Быкова 1970-1980-х годов. «Сотников», «Знак беды»».
  49.  Концепция войны и парадоксы истории в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
  50.  Проблема свободы личности в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
  51.  Человек в природе и культуре в лирике А.Тарковского.
  52.  Исследование духовной самостоятельности человека в романе «Пушкинский дом».
  53.  Философия культуры в романе А. Битова «Пушкинский дом».
  54.  Проблема исторических последствий выбора и моральной вины в романе «Старик»
  55.  Религиозно-философская концепция истории в романах Ф. Горенштейна и В. Максимова.
  56.  Философия творчества в романе М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича»
  57.  Историческая истина и судьба личности в исторической прозе 1970-1980-х годов. «Свидание с Бонапартом» Б. Окуджавы
  58.  Поэтика экзистенциальной драмы. Э. Радзинский «Лунин, или Смерть Жака».

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1.  Рекомендуемая художественная литература

Ф. Абрамов -  Две зимы и три лета. Дом

А. Арбузов - Иркутская история*

В. Астафьев - Пастух и пастушка. Царь рыба

Г. Бакланов - Пядь земли

В. Белов – Привычное дело

А. Битов – Пенелопа. Сад*. Пушкинский дом.

В. Богомолов - Иван

Ю. Бондарев - Берег.

В. Быков – Сотников. Знак беды.

А. Вампилов – Утиная охота

Г. Владимов – Верный Руслан

А. Вознесенский – Стихотворения из сб. «Парабола», «Треугольная груша»,

     «Антимиры», «Ахиллесово сердце», «Тень звука», «Взгляд», «Дубовый лист

     виолончельный», «Витражных дел мастер, «Соблазн», «Безотчётное»

В. Войнович – Путём взаимной переписки.

А. Володин – Пять вечеров

А. Гельман – Протокол одного заседания

Ф. Горенштейн – Искупление. Псалом*

Д. Гранин – Иду на грозу. Картина*

В. Гроссман – Жизнь и судьба

Ю. Даниэль – Искупление

Ю. Домбровский – Факультет ненужных вещей

С. Залыгин – На Иртыше. Комиссия

Ю. Казаков – Поморка. Тедди. Двое в декабре. Адам и Ева.

В. Крупин – Живая вода*

В. Маканин – Отдушина, Где сходилось небо с холмами*, Утрата

Б. Можаев – Живой

Л. Петрушевская - Такая девочка, совесть мира. Светлана. Свой круг. Тёмная судьба.

     Удар грома. По дороге бога Эроса. Бессмертная любовь. Грипп. Медея. Два

     царства. Три девушки в голубом

Э. Радзинский – Лунин, или Смерть Жака

В. Распутин – Последний срок. Прощание с Матёрой

Н. Рубцов – Стихотворения из сб. «Звезда полей», «Сосен шум», «Зелёные цветы»

В. Сёмин – Семеро в одном доме. Нагрудный знак «OST»*

В. Соколов – Стихотворения из сб. «Трава под снегом», «На солнечной стороне»,

     «Смена дней», «Снег в сентябре», «Вторая молодость», «Городские стихи»

А. Солженицын – Матрёнин двор. Один день Ивана Денисовича. В круге первом.

                             Архипелаг ГУЛаг (несколько глав)

В. Солоухин – Капля росы.

А. Тарковский – Стихотворения из сб. «Перед снегом», «Земле – земное», «Вестник»,

      «Зимний день»

Ю. Трифонов – Обмен. Другая жизнь. Старик.

М. Харитонов – Линии судьбы, или Сундучок Милашевича*

М. Шолохов – Судьба человека

В. Шаламов – Колымские рассказы

В. Шукшин – Классный водитель. Игнаха приехал. Думы. «Раскас», Как помирал старик. Чудик. «Миль пардон, мадам», Микроскоп, Сураз, Свояк Сергей Сергеевич. Залётный. Мастер. Верую! Срезал. Обида. Жена мужа в Париж провожала. Беспалый. Гена Пройдисвет. Алёша Бесконвойный. Штрихи к портрету. До третьих петухов

  1.  Рекомендуемая учебная, критическая и литературоведческая литература

Учебные пособия

Баевский В. История русской литературы ХХ века. Компендиум. М.: Языки русской культуры, 1999

Зайцев В. Лекции по истории русской поэзии: 1940-2000. М.: МГУ, 2009.

Зайцев В. История русской поэзии ХХ века. 1940-1990-е годы. М.:  Изд-во МГУ, 2001

История русской литературы ХХ века (20-90-е): Основные имена / Уч. пос. под ред. С. Кормилова. М.: МГУ, 2008. Главы: Основные закономерности и тенденции. Проблема периодизации.

История русской литературы ХХ века. В.4 кн. Кн.3, 4. М.: Выс. школа, 2008.

История русской советской поэзии. 1941-1981. Л., 1984

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Кн. 1,2. М.: Академия, 2010 (и предыдущие издания).

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Минск:    Экономпресс, 1998

Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 2007.

Поэзия второй половины ХХ века. Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы  ХХ века» / Сост. Т. Рыбальченко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004

Русская литература ХХ века: В 2 т. Под ред Л. Кременцова. Т.2. 1940-1990-е годы. М.: Академия, 2005.

Русская советская литература 1950-1970-х годов.  М., 1981

Современная русская советская литература. Кн. 1,2. М.: Просвещение, 1987

Историко-литературные и критические исследования

Агеносов В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989

Адамович А. О современной военной прозе. М.: Сов. писатель, 1985

Анашенков Б. Этот простой сложный человек. М.: Сов. писатель, 1977

Аннинский Л. Тридцатые – семидесятые. М., 1977

Барлас В. Глазами поэзии: Об открытиях искусств и современных поэтах. М.: Сов. писатель, 1986

Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983

Большев А. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины

          ХХ века. СПб: СПбГУ, 2002.

Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. литература, 1977

Бочаров А. Человек и война: Идея социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М.: Сов. писатель, 1978 (и другие издания)

Бочаров А. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982

Вайль П., Генис А. Шестидесятые: мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1996

Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1983Вишневская И.  Трудовые будни в свете рампы. М.: Искусство, 1982

Громов М. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI веков. Уч. пос. М.: Флинта, 2007. Части 1, 2.

Гулыга А. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978

Гусев В. В середине века: О лирической поэзии 1950-х годов. М.: Сов. писатель, 1967

Гусев В. В предчувствии нового: о некоторых чертах литературы 1960-х годов. М.: Сов. писатель, 1974

Гусев В. Герой и стиль. К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х годов. М. Худ. литература, 1983

Дедков И. Возвращение к себе. М., 1978

Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопросы литературы, 1992, №2

Зезина М. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-1960-е годы. М.: МГУ, 1999.

Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. Уч. пос. М.: Флинта-Наука, 2003. Гл.: 3-5.

Ковский В. Литературный процесс 1960-1970-х годов. М.: Наука, 1983

Козлова С. Парадоксы драмы – драма парадоксов. Новосибирск, 1993

Кузьменко Ю Советская литература вчера, сегодня, завтра. С.: Советская литература, 1981

Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 1970-х годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985

Латынина А. Знаки времени. Заметки о литературном процессе 1970 -1980-е годы. М.: Сов. писатель, 1987

Латынина А. За открытым шлагбаумом. М.: Сов. писатель, 1991

Екатеринбург, 1997

Левина М. Апофеоз беспочвенности. «Онтологическая» проза в свете идей русской

            философии // Вопросы литературы, 1991, №9-10

Лейдерман Н. Постреализм: теоретический очерк. Екатеринбург, 2005

Липин С. Сквозь призму чувств. О лирической прозе. М.: Сов. писатель, 1978

Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985

Липовецкий М. «Свободы чёрная работа» Свердловск, 1991

Мазепа Н. В поэтическом поиске. Киев: Наукова думка, 1977

Макина М. Деревенская проза 1960-1970-х годов в историко-литературном и социальном аспектах. Л., 1980

Максимова В. Судьба первых пьес // Современная драматургия, 1982, №2

Мир современной драмы. Л., 1983

Михайлов А. Ритмы времени: Этюды о русской советской поэзии наших дней. М.: Художественная литература, 1973

Роднянская И. Художник в поисках истины. М.: Сов. писатель, 1989

Ростовцева И. Между словом и молчанием. М.: Современник, 1989

Русская литература ХХ века. Исследования американских учёных. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993

Русские поэты ХХ века. Уч. пос. М.: Флинта-Наука, 2005. Разделы 2, 3.

Смелков Ю Новое в жизни – новое в драме. М.: Знание, 1978

Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979

Старцева А. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984

Тевекелян Д. День забот. Размышления о городской прозе 60-70-х годов. М.: Сов. писатель, 1982

Топер П. Ради жизни на земле. Литература о войне: традиции, решения. М.: Сов. писатель, 1985

Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. М.: Сов. писатель, 1983

Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. М.: Время, 2007.

       Теоретические и философские работы (дополнительно)

Теория литературы в 4 т. / ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001.

Таборисская Е.М. Литературный процесс. СПб.: Ин-т печати, 2002.

Делёз Ж. Различие и повторение. СПб, 1998.

Русская литература ХХ века: школы. Направления, методы творческой работы.

            СПб: Логос; М.: Высшая школа, 2002.

Руднев В. Морфология реальности. Исследования по философии текста. М.: Гнозис, 1996.

Соцреалистический канон. Сб. ст.  СПб.: Акад. проект, 2000.

       Шпенглер А. Закат Европы

       Леонтьев К. Восток, Россия и славянство.

       Юнг К.Г. Лекции по аналитической психологии

       Фрейд З. «Я» и «Оно»

      Тейяр де Шарден Феномен человека

      Хайдеггер М. Бытие и время

      Сартр Ж.П. Бытие и Ничто

      Камю А. Миф о Сизифе

      Бердяев Н. Самопознание.

Работы о творчестве писателей и о художественных произведениях, вынесенных на обязательное изучение, указаны в полной рабочей программе




1. О парадоксе существования волн электромагнитного поля и их способности переноса полевой энергии.html
2. Зеленой палочки
3. Тема 1 Персонал предприятия как объект управления
4. Биотический фактор развития биосферы
5. реферату Мозок. Різновиди та будоваРозділ Біологія Мозок
6. і.. Прибуття до Львова
7. А развивается по своим объективным законам; В имеет государственный сектор; С регулируется государством
8. . ЧАСТЬ I. 1.1. Экономическая сущность основных средств- основные понятия3 1
9. Лекция ’7 ldquo;Вопросrdquo; План лекции- Общая характеристика
10. СОГЛАСОВАНО- Начальник отдела по ФКиС Администрации городского округа Город Чита
11. Йорке 20 ноября 1989 г
12. Gilt of his skin nd cst up golden sheens nd lights through the glimmering blue of his eyes
13. Статья- Тактика работы с подчиненными
14. подх Пресс Среда- Становая 3 подх Тяга блока за голову или к груди 4 подх Тяга штанги в н
15. вариант -н1j--ени-j- фонемат
16. Физическая химия ДИАГРАММА РАВНОВЕСИЙ В СИСТЕМЕ BRegSol2TxVLS Выполнил- с
17. Учет материалов
18. АНАЛИЗ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ
19. Фізичні властивості і генезис ґрунтів
20. МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра микробиологии и биохимии