Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Каунасская наступательная операция, 28 июля-28 августа 1944 г. |
Наступат. операция 3-го Белорус. фр., проведённая 28 июля - 28 авг. с целью разгрома группировки пр-ка на лев. берегу р. Неман, освобождения г. Каунас и выхода к границам Вост. Пруссии; часть стратегич. Белорусской операции 1944. Завершив Вильнюсскую операцию 1944, войска 3-го Белорус. фр. (11-я гвард., 5-я, 31-я, 33-я, 39-я А, 5-я гвард. ТА, 1-я ВА; ген. армии И. Д. Черняховский) в течение 2-й пол. июля вели ожесточенные бои с крупными силами пр-ка на рубеже р. Неман и готовились к продолжению наступления. Им противостояли соединения 3-й танк. и 4-й полевой армий нем.-фаш. группы армий "Центр" (ген.-фельдм. В. Модель). К кон. июля на каунасское направление пр-к стянул 10 пех. и 2 танк. дивизии, 2 пех. бригады и 30 отд. полков и батальонов. Ставка ВГК поставила войскам фронта задачу развивать наступление на каунасском направлении и не позднее 1-2 авг. ударом 39-й А совм. с 5-й гвард. ТА с С. и 5-й и 33-й А с Ю. овладеть Каунасом - важнейшим узлом обороны пр-ка на подступах к Вост. Пруссии. До 10 авг. войска фронта должны были выйти к границе Вост. Пруссии и, закрепившись там, подготовиться к вступлению на её терр. 28 июля войска фронта перешли в наступление и к исходу 29 июля продвинулись на 5-17 км. 30 июля сопротивление пр-ка на рубеже р. Неман было сломлено. В полосе 33-й А был введен в прорыв 2-й гвард. тк, стремительное продвижение к-рого к Вилкавишкису создало угрозу окружения каунасской группировки нем.-фаш. войск и вынудило ее к отступлению. Используя успех танк. корпуса, войска 33-й А 31 июля овладели городом и ж.-д. ст. Мариям-поле, а войска 5-й А ворвались в Каунас и к утру 1 авг. освободили его. К нач. авг. войска фронта продвинулись вперед до 50 км и расширили прорыв до 230 км, освободили более 900 насел, пунктов. В течение авг. пр-к наносил сильные контрудары сев.-западнее и западнее Каунаса. Отразив их, войска фронта к кон. месяца продвинулись ещё на 30-50 км и осн. силами вышли к заранее подготовленным укреплённым позициям пр-ка на линии восточнее Расейняя и Кибартая, Сувалки. С 29 авг. по указанию Ставки ВГК они перешли к обороне. В результате К. о. войска 3-го Белорусского фронта достигли границ Восточной Пруссии и создали условия для разгрома противника на её территории. 21 части и соединению, наиболее отличившимся в боях за освобождение Каунаса, присвоено почётное наим. "Ковенские".
|
В конце 1943 г. начале 1944 г. она участвовала в наступательных операциях Западного фронта на богушевском и витебском направлениях.
В апреле 1944 г. войска армии были переброшены на оршанское направление и до конца июня обороняли рубеж Баево Дрибин. В составе 2-го Белорусского фронта (с 24 апреля) они участвовали в освобождении Белоруссии.
В ходе Могилевской операции (23-28 июня) соединения армии успешно форсировали реки Проня, Бася, Днепр, освободили г. Шклов (27 июня) и к концу операции вышли в междуречье Друти и Днепра западнее Шклова.
В Минской операции (29 июня 4 июля) армия во взаимодействии с частью сил 50-й и 49-й армий участвовала в разгроме окруженной группировки противника восточнее Минска. В последующем, составляя второй эшелон 3-го Белорусского фронта (с 6 июля), вышла к Неману. В середине июля ее соединения сосредоточились северо-восточнее г. Алитус.
В конце июля августе 1944 г. они участвовали в Каунасской операции (28 июля 28 августа), в ходе которой вышли на подступы к Восточной Пруссии.
10 сентября 1944 г. армия была выведена в резерв Ставки ВГК, перегруппирована в район юго-восточнее Белостока и с 19 октября включена в состав 1-го Белорусского фронта 2-го формирования.
Прибалтика в планах немецкого руководства всегда занимала важное место. Она прикрывала Восточную Пруссию с северо-востока. Контроль над ней позволял германскому флоту действовать в восточной части Балтийского моря и поддерживать связь со Скандинавскими странами, которые поставляли Германии стратегические материалы. Прибалтика и сама являлась базой снабжения. Например, в Эстонии действовали заводы по переработке горючих сланцев, дававших Германии около полумиллиона тонн нефтепродуктов в год. Из Прибалтики немцы получали значительное количество сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
К концу августа 1944 года общая обстановка в Прибалтике определялась результатами проведенной Красной Армией Белорусской наступательной операции. Группа армий «Север» (генерал-полковник Ф. Шернер) оказалась глубоко охваченной с юга и прижатой к Балтийскому морю. Над ней нависла реальная угроза быть отрезанной от основных сил вермахта, т. е. попасть в положение, которое немцы еще не так давно навязывали англо-французским армиям в Дюнкерке или советским войскам в Ленинграде. В то же время конфигурация фронта позволяла группе армий «Север» нанести фланговый удар по стремившимся к Балтийскому морю войскам советских фронтов. Но на дворе стоял не 1941 год. Теперь немецко-фашистскому руководству приходилось думать не о наступлении, а о том, как бы удержать то, что оно имело. Стремясь стабилизировать фронт на прибалтийском направлении, противник срочно возводил здесь дополнительные оборонительные рубежи и сооружения, усиливал свои войска.
В августе из Германии, а также с других участков фронта в Прибалтику было переброшено несколько пехотных и танковых дивизий, большое количество танков и штурмовых орудий. Пехотные дивизии пополнены до 8 тыс. человек личным составом из авиации и морского флота, а также за счет расформированных различных тыловых частей и учреждений, мобилизации стариков и совершеннолетних. На пополнение войск группы армий «Север» была израсходована значительная часть ресурсов гитлеровской Германии в живой силе и боевой технике.
К участию в Прибалтийской операции привлекались войска левого крыла Ленинградского (Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), 3-го Прибалтийского (генерал армии И. И. Масленников), 2-го Прибалтийского (генерал армии А. И. Ерёменко), 1-го Прибалтийского (генерал армии И. Х. Баграмян), часть сил 3-го Белорусского (генерал армии И. Д. Черняховский) фронтов, силы Балтийского флота (адмирал В. Ф. Трибуц) и авиация дальнего действия. Всего в их составе насчитывалось 900 тыс. человек, около 17,5 тыс. орудий и минометов, свыше 3 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, более 2,6 тыс. боевых самолетов. Координацию действий трех Прибалтийских фронтов осуществлял представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза А. М. Василевский, руководство действиями Ленинградского фронта Ставка оставила за собой.
Противостоявшая советским войскам в Прибалтике группировка противника включала оперативную группу «Нарва», 18-ю и 16-ю полевые, 3-ю танковую (передана 20 сентября из группы армий «Центр» в группу армий «Север») армии всего 730 тыс. человек, 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов.
Боеспособность немецких войск в Прибалтике была выше, чем в других группах. Она поддерживалась жестокой дисциплиной, наблюдением органов гестапо за солдатами и офицерами. Позади боевых частей для «поддержания их боевого духа» находились эсэсовские заградительные отряды, которые огнем из автоматов не допускали отступления пехоты с позиций. Фашистская пропаганда настойчиво пыталась убедить солдат, что скоро наступит перелом в войне. Говорилось, что, объявив тотальную мобилизацию, Германия сформирует много новых дивизий и сможет перейти в решительное наступление. На все лады расхваливалось несуществующее сверхмощное оружие. По всему было видно, что Гитлер не только не думал выводить свои войска из Прибалтики, но, наоборот, всячески стремился их усилить.
Ценные данные о противнике, составе его войск и их расположении дала радиоразведка. В то время радиоразведывательные части по почерку вражеских радистов, по мощности станций, позывным и особым приметам работы быстро и точно определяли местонахождение штабов всех степеней, безошибочно указывали участки обороны дивизий и полков. Захватом контрольных пленных эти данные, как правило, подтверждались.
Разумеется, радиоразведка противника получала таким же путем данные и о наших войсках. В качестве примера можно привести случай с переброской 22-й армии с правого крыла 2-го Прибалтийского фронта на левый. Перегруппировка совершалась ночными маршами с проведением ряда мероприятий по маскировке. В частности, на старом месте было оставлено несколько радиостанций, продолжавших работать в прежнем режиме. На марше и в новом районе запрещалось пользоваться радиосвязью. И все же некоторые офицеры штаба армии, а также штабов корпусов и дивизий не удержались и сделали по прибытии в новый район ряд радиозапросов в свои штабы. И вот в новой полосе 22-й армии немцы сбросили с самолета листовки примерно такого содержания: «Поздравляем 22-ю армию с благополучным прибытием!».
Замыслом советского командования предусматривалось ударами войск Прибалтийских фронтов по сходящимся направлениям на Ригу и войск Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом на таллинском направлении отсечь группировку противника, оборонявшуюся в Прибалтике, от Восточной Пруссии, расчленить ее и уничтожить по частям. При этом главные усилия сосредоточивались против группировки противника в районе Риги (основных сил 16-й и 18-й немецких армий), где войска трех Прибалтийских фронтов должны были нанести удары по сходящимся направлениям. Ликвидацию группировки врага в Эстонии (оперативной группы «Нарва») и освобождение Эстонской ССР планировалось осуществить силами войск Ленинградского фронта при содействии Балтийского флота.