Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. Дейнека Алекса~ндр Алекса~ндрович Дейне~ка 20 мая 1899 Курск Российская империя 12 июня 1969 Москва СС

Работа добавлена на сайт samzan.net:


31. Дейнека

Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР) — советский живописец,график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).

Биография

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский иИ. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).

С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового залаМосковского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.


Дейнека преподавал в
 Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина,орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969)

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище].  Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).

«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Россия. Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских солдат, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов. По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.

...Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает город. В смертельной ожесточенной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.
На первом плане в полный рост в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. Его фигура воспринимается как символ беспредельного мужества и отваги. У ног моряка — убитый немецкий солдат. Рядом тяжело раненный боец вот-вот рухнет на плиты мостовой, а дальше отряд матросов бросается в атаку.
Сколько ярости и порыва в их штыковом ударе!
Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно ощущается их присутствие и многочисленность. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях: светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев — на светлом. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла — столкновение двух враждебных сил.
Несмотря на самоотверженную защиту, Севастополь был сдан. До последней капли крови сражались наши моряки. Картина Дейнеки изображает не падение города, а беспримерную отвагу людей, которые или побеждают, или умирают. Это картина о людях, мужество которых не знает предела. Таких людей нельзя сломить, поставить на колени, нельзя победить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала полным голосом в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
Так в одном конкретном эпизоде художник сумел воплотить главный смысл эпохи, в которую происходила жестокая схватка двух сил, двух миров не на жизнь, а на смерть.
«Оборона Севастополя» явилась одним из самых ярких и сильных полотен, посвященных Великой Отечественной войне. «Не знаю, хорошая ли это картина или плохая, — писал А. А. Дейнека, — но, кажется, что настоящая, какими хотелось бы мне видеть и другие свои картины».
Действительно, картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим напряжением. Ее писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города, с которым он был связан множеством воспоминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ.




1. а обязательно заплатит за установку нового
2. Информационное общество- базовые понятия и контекст развития
3. 130 восстанавливают постановкой ДРД
4. Эволюция и образование вселенной и галактики.html
5. Романтизм
6. Д с боковым расположением конвективной части котла относительно топочной камеры
7. Тема 1 Міжнародне ділове середовище 1
8. . Нормальная продолжительность рабочего времени относительно законодательства не может превышать 8 час
9. проведенні загальної реєстрації пацієнтів; веденні історії хвороби пацієнтів кожним лікарем; веденн
10. на тему- Жилой дом усадебного типа Группа А 381а Выполнила - Мирошниченко Татьяна
11. Верно Пожалуй верно Пожалуй неверно Неверно и поставьте крестик в соответствующей графе на листе
12. представляет собой повторяющуюся или итеративную операцию
13. Тема работы- Указывайте точную тему Дисциплина предмет.html
14. Эпоха политического спектакля
15. Возникновение и развитие воспитания как общественного явления
16. Реферат на тему- Философия самураев Дисциплина Философия Выполнил- курсант 1 курса ФП
17. I Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основании соответствующего договора который сост
18. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерский баланс за 2006 год ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бухгалтерский баланс за 2007 год П
19. Практическая энциклопедия бухгалтера2
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук