Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
http://www.psychiatry.ua/books/religion/paper25.htm
НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ |
Клиническая психиатрия • Наркология • Психофармакотерапия • Психотерапия • Сексология • Судебная психиатрия • Детская психиатрия • Медицинская психология |
Книги » Психиатрия и религия на стыке тысячелетий »
Б. В. Михайлов
Харьков, Украина
* Публикуется по изданию:
Михайлов Б. В. Психодинамически ориентированная психиатрия и религия непримиримые противоречия // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. Харьков, 2006. Т. 4. С. 6466.
В настоящее время вопрос социокультурального взаимодействия религиозных конфессий и психиатрии является предметом повседневной практики и теоретического обсуждения. Не претендуя на рассмотрение всех аспектов этой проблемы, остановимся на некоторых гносеологических вопросах этого взаимодействия, в частности, трактовках мотивационной детерминации поведения, социального функционирования человека и, соответственно, базисных предпосылках направленной коррекции социально-поведенческих феноменов.
Попытки достаточно бурной инвазии психодинамических теорий в психиатрию в последние годы имеют свои причины (главные из которых тщательно вытесняемое психологами из сферы самосознания стремление к захвату рынка медицинских услуг и мощный антипсихиатрический общественный «пресс»). Однако гораздо более важными являются следствия а следствия эти несут значительный пагубный потенциал. Первой, ближайшей опасностью, есть замена давно похороненной теории единого психоза Гризингера теорией единого невроза. Такое ловкое концептуальное «передёргивание карт» в силу добросовестного либо недобросовестного заблуждения приводит к опасной практике отрицания специфически необратимых поломок процесса мышления при шизофрении, идентификации их феноменологии и пато(психо-)генеза с невротическими механизмами (К. Хорни, 2002) и, в конечном итоге, создаёт псевдонаучный базис повседневной антипсихиатрической социальной практики. Ещё большая опасность таится в апологетике, и, в конечном итоге, «онаучивании» облигатной деструктивности социального функционирования человека. Это выводится из психодинамической концепции внутренней структурно-детерминированной личностной противоречивости: «…эти исследования увенчались окончательным и кардинальным противопоставлением первичного инстинкта жизни и первичного инстинкта смерти,… которое… недурно присутствовало в практике психоанализа» (К. Хорни, 2002). Не вдаваясь в подробный анализ следствий, отметим, что в расширительном смысле эти взгляды ведут к априорному детерминированию социальных конфликтов вплоть до самоуничижения жизни на Земле, а в узкопрофессиональном ауто- и гетероагрессивное поведение является «скрытой» нормой и не подлежит лечению, как таковое. Более того, в рамках традиционной психиатрии аутоагрессивное поведение трактуется, как болезненное извращение инстинкта самосохранения, в рамках же психодинамических представлений инстинкт смерти является неотъемлемой структурной частью личности. С другой стороны, предисловие К. Юнга к «Тибетской книге мёртвых» (1992) показывает, что существует гораздо более реальный инстинкт страх смерти. «…С рациональной точки зрения культ мёртвых основан на вере во вневременное существование души, но его иррациональную основу следует искать в психологической потребности живых что-нибудь сделать для умерших… мы не способны убедить себя в бессмертии души… Мы ведём себя так, словно её вообще нет… Как неожиданно обнаружить загробное существование…». Вот момент истины! Вот во что выливаются тонно-километры психодинамических обоснований инстинкта смерти в скрытую надежду на вечную духовную жизнь.
Интересную, а главное честную, и, вместе с тем, гуманистическую антитезу таким метапсихологическим построениям дают религиозно-теософские исследования, в частности, отечественные. Так Д. С. Мережковский (1908) выдвигает тезис об абсолютной необходимости религии, как облигатно важнейшего атрибута человеческого бытия и обосновывает свой тезис страхом смерти. «Я знаю, что умру; но хочу жить после смерти вот начало религии… Смерть есть… реальное… отрицание… бытия, уничтожение личности. Всякая жизнь побеждается смертью… Мой разум отрицается моей жизнью, моя жизнь отрицается моим разумом. Остаётся одно из двух: или… отказаться от разума, предаться неисцелимому безумию; или… искать… не эмпирического, а трансцендентного выхода. Его-то и указывает религия».
Не претендуя на обсуждение взаимовлияний философских и теософских концепций, можно только обозначить мостик позитивного взаимодействия. В конечном итоге Ratio у человека должно быть сильнее Emotio. И это не противоречит психодинамически и аналитически ориентированной психиатрии, так как именно самоосознание конфликта есть краеугольный камень анализа. Это консенсус, на котором могло бы быть заключено временное соглашение между психодинамической, классической психиатрией и религиозными конфессиями достойное бытие человека в здоровье и болезни и осознанный, достойный человека, ответ на вызовы третьего тысячелетия.