Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА подготовила учител

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №7 города Хабаровска

Статья по методике литературы

по теме

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  5 КЛАССА»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Васильченко  Инна Владимировна

г. Хабаровск

2010

Проблема чтения в современном обществе – одна из актуальных проблем наших дней. Грамотность, общекультурная  и читательская компетентность, умение работать с текстами, решать интеллектуальные задачи и проблемы – все это необходимо современным людям в их частной, общественной и профессиональной жизни.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

  •  снижение интереса к чтению;
  •  ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
  •  низкий уровень читательской компетентности: неумение отбирать, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать информацию в письменной форме» [4].

Важная задача, стоящая перед современной школой – формирование «квалифицированного», творческого, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме.

Читательские умения - важный элемент литературного развития школьников, они должны быть направлены на активное формирование личности ребенка в процессе  познавательной учебной деятельности, готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать, способствовать постижению идеи, сюжета, композиции, образов,  языка художественного произведения. Для этого необходимо, чтобы сами читательские умения представляли собой систему.

В методической литературе содержание понятия «литературное развитие» определяется следующим образом: 1) активное владение учебным материалом, знание художественных произведений, изученных в предыдущих классах по школьной программе, а также историко-литературных и теоретико-литературных сведений, которые сообщались в ходе изучения литературы; 2) круг и характер внеклассного чтения, 3) понимание поэтического языка как первоэлемента литературы; 4) степень развития воображения учащихся, необходимого для яркого и полного воссоздания ими жизненного опыта художественных образов произведения; 5) умения самостоятельного  анализа  и оценки художественного произведения [3].

Учитываются такие важные сферы литературного развития учащихся и соответственно им читательские умения [1]:

Важные сферы литературного развития учащихся

Читательские умения

1.Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

  •  умение перечислять более 3 любимых писателей, включая русских классиков;
  •  называть их имена и отчества, соотносить авторов и названия произведений;
  •  указывать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);
  •  определять жанр (его разновидности;
  •  называть писателей, не входящих в школьную программу;

 2. Уровень читательского восприятия.

  •  определять настроение  текста и авторские эмоции;
  •  объяснять свои чувства, возникшие при чтении;
  •  называть основные детали созданной автором картины;
  •   создавать словесное описание на тему, определенную автором.

3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

  •  умение выделять в тексте социально-нравственные проблемы, активность ученика в оценке прочитанного.

4. Навыки анализа  произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

  •  умение определить настроение  стихотворений,  выученных наизусть;
  •  указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе и причину конфликта в драме;
  •  называть основные смысловые части произведения в их взаимосвязи.

5. Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

Объем теоретико-литературных знаний определен в стандарте по литературе, но важнее формировать  умение применять их в анализе текста [5].

6.Уровень развития речи и литературно-творческие способности.

  •  умение составить текст в жанре описания, используя образные выражения;
  •  объяснять мысли и чувства, возникшие при чтении;
  •  демонстрировать богатство своего лексического запаса;
  •  умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.

Младший подростковый возраст – это возраст пробуждения обостренного интереса к действительности, ко всем ее сторонам, и в связи с этим к художественной книге, которая начинает осознаваться как источник познания действительности. Ребенку в этом возрасте нравится читать, и его нужно поощрять читать книги.

Младшие читатели – подростки  способны почувствовать  особую правду искусства, достоверность художественного вымысла. Это не мешает  им «жить в искусстве»: они легко переходят в условия вымышленной жизни, проявляя при этом  высокую умственную и эмоциональную активность.

Однако в читательской деятельности детей возникают большие трудности.

Дети не видят в произведении автора, не учитывают художественного вымысла, часто отворачиваются от условности, без  которой искусство не существует. Поэтому наивный реализм в процессе литературного развития школьника  должен быть преодолен. Вместе с тем, в наивно-реалистическом отношении к искусству есть свойства, которые драгоценны и должны быть сохранены и на следующих  ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение «забыть себя», почувствовать реальность действительности, созданной искусством. Эти качества нельзя подавлять, преодолевая наивный реализм.

Главными задачами аналитической работы в 5 классе методисты определяют следующие:

  •  Дать первоначальное представление о том, что в художественном произведении каждая деталь  имеет свой смысл и помогает понять все произведение, научить видеть « пространство слова» отыскивать видеть  в тексте его глубинный смысл – подтекст (в наиболее простых случаях)
  •  Показать, что в центре каждого литературного произведения – человек; научить разбираться в том, как писатель изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства людей, черты их характеров.
  •  Помочь увидеть художественное произведение как творение человека, побудить детей к размышлению о том, что может поведать нам оно о его авторе. [2].

Следуя этим  задачам, можно сделать вывод, что необходимым читательским умением, которое необходимо формировать в  процессе читательской деятельности,  является умение анализировать художественный текст.

Учитель должен увлечь  ребенка аналитической работой, демонстрируя, что анализ – это не скучно, а увлекательно, это разгадывание загадок автора.

Этой цели служит такой этап урока как постановка учебной задачи. Очень важно, чтобы ребенок принял задачу, поставленную учителем, а позднее и сам научился ставить ее перед собой. Здесь учитель должен опираться на следующий принцип: анализ должен отвечать потребности ребенка разобраться в прочитанном. Ребенок должен «созреть» для анализа текста.

Какие существуют способы постановки учебной задачи на уроке литературы?

Выделим основные среди них:

  •  Увлечь ребенка интересным видом деятельности, например, оформлением детской книжки с картинками. Для этого нужно разбить текст на части и перечитать, чтобы не пропустить самого важного.
  •  Придумать необычное название книги (объемное, интересное, как в книге Д. Дефо о Робинзоне Крузо) и заинтересовать потенциальных читателей. Ребенок будет стремиться к увлекательному краткому пересказу.
  •  Сопоставить разные варианты прочтения одного произведения, разных мелодий к лирическому стихотворению.
  •  Сопоставить разные иллюстрации к одному тексту.
  •  Перечитать и найти непонятные слова и выражения.
  •  Сопоставить авторский и фольклорный варианты (например, сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» и сказки братьев Гримм «Белоснежка»; сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко»).
  •  Выявить особенности жанра (например, почему «Серебряное копытце»  П. Бажова называется «сказ», а не сказка?).
  •  Рассмотреть, чем отличается описание природы в научном и художественном тексте. Что важно увидеть в природе ученому, а что – художнику?
  •  Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию, которая может возникнуть из-за того, что читатели по-разному оценивают героев, название произведения, высказывают разные эстетические переживания по поводу прочитанного.

Сложносоставное умение анализировать текст  вбирает в себя ряд частных читательских умений, а именно:

  •  умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка;
  •  умение видеть логику развития действия;
  •  умение «расшифровывать» своеобразие характеров персонажей и средства их создания;
  •  умение различать позиции автора, рассказчика-повествователя и героев;
  •  умение осваивать авторскую концепцию и т.д.

Рассмотрим некоторые из них. Одним из трудно формируемых читательских умений, связанным с умением анализировать текст, является умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, разные виды тропов, повторы, инверсии и т.д.). Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить начинающего читателя видеть функциональность, содержательность данных средств поэтического языка, ощущать их неповторимость и красоту. Необходимо помочь учащимся раскрыть содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:

  •  Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?
  •  Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
  •  Какую картину они позволяют нарисовать?
  •  Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?

Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать. В дальнейшем, на более сложной ступени развития этого умения, читатель учится умению видеть особенности характера, мотивы поведения персонажа. Формирование данного умения опирается на ряд методических приемов, обусловленных спецификой художественных средств создания образа-персонажа.

Художественные средства создания образа-персонажа

Методические приемы, способствующие пониманию образа-персонажа

1. Изображение поступков персонажа как основное средство создания характера.

1. Перечитывание и выборочный пересказ текста с целью выявления мотивов и последствий поступков персонажа.

2. Изображение внутреннего мира героя, его размышлений, переживаний, внутренней речи.

2. Перечитывание, выборочный пересказ с целью  акцентировать внимание читателя на внутреннем мире героя, на что ребенок мало обращает внимания при самостоятельном чтении. Сопоставление внутренних переживаний персонажа и его поступков.

3. Изображение внешней речи персонажа как одного из основных средств характеристики героя.

3. Чтение по ролям. Работа над выразительностью речи персонажа. Анализ авторских ремарок.

4. Изображение портрета персонажа (внешний вид, мимика, одежда).  

4. «Расшифровка» внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.

5. Изображение природы (пейзаж) и окружающей обстановки (интерьер) как средства косвенной характеристика внутреннего мира и характера персонажа.

Анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубить представления о персонаже

6. Изображение персонажа  в его сложных отношениях с окружающими людьми.

6. Изображение персонажа  в его сложных отношениях с окружающими людьми.

7. Создание индивидуального, неповторимого характера

7. Создание развернутой характеристики героя по определенному плану. Творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний.

В методической литературе выделена основная группа приемов анализа, которые можно использовать при анализе литературного произведения на уроках, формируя основные читательские умения учащихся 5 классов.  Это такие приемы, как:

  •  выразительное чтение произведения,
  •  чтение по ролям и разыгрывание творческих ролей, домысливание продолжения и окончания художественного произведения, которое  дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества,
  •  творческие пересказы разных видов, собственно творческие работы учащихся,
  •  составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения,
  •  устное словесное рисование, составление киносценария,
  •  оживление личных впечатлений учеников, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения,
  •  сопоставление литературного текста с произведениями другого вила искусства: музыкой, живописью, кино,
  •  ведение читательского дневника, в основе которого технология креативного чтения (диалог с книгой, автором, героями, с самим собой), направленная на возрождение интереса к чтению.

Эти приемы способствуют усилению эмоциональной стороны анализа, развивают читательское воображение и одновременно служат средством выявления и включения в разбор читательского восприятия,  развития творческих способностей,  важных читательских умений.

Список использованной литературы

  1.  Беляева Н.А. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся. Русская словесность. 2004. №5 С. 42-50).
  2.  Качурин М.Г.. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 5 класса. Восприятие и изучение литературного произведения в средней школе / Сб. статей/ под ред. Докусова А.М. М. 1974.- С.147.
  3.  Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: 1976. – С. 3- 24.
  4.  Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.-72с.
  5.  Стандарт основного общего образования по литературе. Вестник образования России. Июнь.2004  №12. С. 97-98.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Реферат- Информационное общество- понятие и тенденции
2. Роль банков в рыночной экономике
3. Реферат- Сутність, сучасний стан та перспективи розвитку митно-тарифних відносин
4. Исполнительная власть в РФ
5. bsolutus безусловный методологический принцип истолкования природы нравственности в соответствии с кото
6. ЧАСОВІ І ТОПОГРАФІЧНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИКЛИКАНИХ ПОТЕНЦІАЛІВ КОРИ ГОЛОВНОГО МОЗКУ ШКОЛЯРІВ
7. Обстоятельства исключающие участие в уголовном процессе
8. Разработка рекламной кампании часов Appella
9. тематике Множества и операции над ними
10. Технология и безопасность ведения взрывных работ Классификация способов разрушения горных пород.
11. Фонема аксиоматика и выводы
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Тернопіль 2002 Дисе
13. Перевозка ОПАСНЫХ ГРУЗОВ на воздушном транспорте
14. Тематический план курса N Наименование тем все
15. Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы
16. I ХАЙ
17. Охорона праці та безпека в надзвичайних ситуаціях державного екзамену спеціалістів Законодавча
18. Г доктор психологических наук 1955 года рождения Профессор кафедры психологии развития доктор психологи
19. .Философия и мировоззрение
20. Демографическая ситуация в России