Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

семьи среднего возраста но почти не затронули проблем пожилой семьи

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Лекций № 4. Семья в поздней жизни и пожилой человек в семье. (Семейные отношения пожилых и старых людей. Межпоколенческие отношения. Изменения семейных ролей в старости).

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

4.1. Типология взаимоотношений пожилых супругов.

Удовлетворение от брака, а также отношения с детьми и внуками зачастую меняются в постродительский период жизни человека. Для большинства взрослых (при условии, что они имели детей) в этот период жизни заканчиваются прямые родительские обязанности. В среднем пожилые супружеские пары испытывают большее удовлетворение от своего брака после того, как их дети покидают родительский дом. В первый период после ухода детей из дома могут возникать трудности с приспособлением друг к другу как супружеской паре. Однако большинство пар, продолжающих после этого жить в браке, утверждают, что они начали получать большее удовлетворение от жизни и их отношения стали более гармоничными (Lee, 1988; Olson, Lavee, 1989). Чаще о большом чувстве удовлетворения сообщают пары, для которых их брак — эмоциональный центр жизни. Супружество приносит им в этот период большее успокоение, эмоциональную поддержку и близость. Счастливые браки, продолжающиеся до пожилого возраста, как правило, характеризуются большим равноправием и сплоченностью. Разумное равенство в таких семьях касается и любви, и статуса, и денег (Reynolds, Remer & Johnson, 1995). Меньшую значимость приобретают гендерные роли.

Выделяют три типа пожилых семей (В.Д. Альперович).

1. «Сосуществователи».

К типу "сосуществователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

2. Второй тип, "партнеры-конкуренты".

Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

3. Третий тип, "влюбленные друзья".

Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

4.2.Сексуальные отношения после шестидесяти.

В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все телесное для них - низменное, греховное, не соответствующее моральному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда проповедовался железный принцип: "Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их последующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропагандистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфере труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабатывая понятие "единение", растолковывал его как "сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства является чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное общение способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные модели, но все их можно свести к двум группам.

1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направлениям христианства.

2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились "теории стакана воды".

История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколения на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - нелогично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они без того немало посмеялись над образами похотливых старикашек. На основании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. "Грамматика любви").

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных качеств складываются свои, только ему присущие представления о характере и нормах сексуального поведения. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к другу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной системой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, используя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, построенная на документальном материале, тридцати двух исследователей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -"Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").

Игорь Кон в книге "Введение в сексологию" приводит данные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более половины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". Приводимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сделать некоторые выводы об изменениях в характере половых отношений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в таком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов отделил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отношений.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только

Забота о больном супруге

Большинство пожилых людей в повседневной жизни не нуждаются в помощи. Тем, кому она нужна, приходится полагаться на свои семьи (Gatz et al., 1990; Stone et al, 1987). Если у нуждающегося в помощи человека есть супруг или супруга, именно они берут, как правило, на себя заботу о больном. При этом женам приходится выполнять эту роль чаще, чем мужьям. Кроме того, возраст пожилых людей, заботящихся о больном супруге, нередко также весьма преклонный, и у них самих могут быть проблемы со здоровьем.

Жены, заботящиеся о больных мужьях, как правило, испытывают больший стресс, чем мужья, заботящиеся о больных женах. Однако некоторые исследования показывают, что эти различия невелики (Miller, 1990). Возможно, это можно объяснить влиянием различных сопутствующих факторов. Так, результаты исследований предполагают, что одной из причин может быть изменение тендерных ролей, характерное для пожилого возраста (Pruchno, Resch, 1989). С возрастом мужчины начинают в большей степени ориентироваться на семью; они нередко более заинтересованы в оказании подобной помощи, нежели женщины, которые могут чувствовать, что и так провели значительную часть своей жизни, заботясь о других людях. Тем не менее, возможно, данные различия вызваны тем, что женщины по сравнению с мужчинами скорее готовы признаться в наличии у них психологических и медицинских проблем (Miller, 1990).

Забота о больном, страдающем болезнью Альцгеймера, влечет за собой особые проблемы. Особенно тяжело, когда поведение страдающего этим заболеванием человека становится разрушительным или социально неприемлемым (Deimling, Bass, 1986). Более того, люди, ухаживающие за таким больным, зачастую получают меньше поддержки, нежели те, кто заботится лишь о физически больном пожилом человеке (Birkel, Jones, 1989). Даже специальные программы реабилитации, по-видимому, не могут в достаточной мере решить эту проблему (Lawton, Brody & Saperstein, 1989). Тем не менее, несмотря на стрессы и напряжение, люди, заботящиеся о больных супругах, часто говорят о том, что получают большое удовлетворение, оказывая помощь любимому человеку (Motenko, 1989).

Вдовы и вдовцы

В пожилом возрасте человек нередко сталкивается с потерей близких ему членов семьи, друзей или супруга (супруги). Как правило, такая утрата вызывает у человека глубокую печаль и сожаление, за которыми следует длительный период адаптации к новым жизненным обстоятельствам (см. главу 19). В то же время мужчины и женщины, пережившие смерть супруга или супруги, приобретают новый статус вдовца или вдовы. Для многих людей этот переход очень труден, связан с серьезными изменениями повседневного распорядка жизни, а также увеличивает риск социальной изоляции. Другие люди после смерти супруга могут, наконец, обрести долгожданную возможность контролировать собственную жизнь, особенно если ранее им приходилось ухаживать за больным или недомогающим супругом.

В Соединенных Штатах количество овдовевших женщин пожилого возраста более чем в 5 раз превышает количество вдовцов. В 1992 году оно составляло около 9,2 миллиона человек (см. рис. 18.1). Кроме того, большинство пожилых мужчин состоят в браке, тогда как большинство пожилых женщин — нет. К 85 годам вдовами становятся четверо из пяти женщин (U. S. Census Bureau, 1993). Отчасти такое соотношение объясняется различием продолжительности жизни мужчин и женщин. В среднем пожилые вдовы после смерти супруга живут вдвое дольше, чем пожилые вдовцы (Burnside, 1979).                                            

Как и в случае развода, после смерти супруга женщины всех возрастов с меньшей вероятностью, нежели мужчины, повторно выходят замуж. В среднем пожилые женщины повторно вступают в брак в 8 раз реже, нежели пожилые мужчины (Burnside, 1979a). Отчасти это связано с культурными традициями Соединенных Штатов, где общество всегда благосклонно относилось к бракам мужчин с более молодыми женщинами. Такие браки в некоторой степени объясняют непропорционально

Если овдовевший человек живет один, ему приходится сталкиваться со множеством практических и психологических проблем. Он должен самостоятельно вести хозяйство, поддерживать социальные контакты и принимать финансовые решения. Некоторые люди легко справляются с этими задачами, другие испытывают значительные трудности, например, если их покойный супруг или супруга всегда брали на себя решение некоторых (например, финансовых) вопросов.

Социальная поддержка. Вдовам и вдовцам доступны многие потенциальные системы поддержки: семья, друзья, коллеги по работе и знакомые, с которыми они вместе проводят свободное время. В Соединенных Штатах у большинства пожилых людей есть хотя бы один ребенок, живущий на расстоянии не более 10 миль от них. Взрослые дети, уехавшие из родительского дома, зачастую возвращаются, если их родителям требуется помощь (Lin, Rogerson, 1995). И матери, и отцы, как правило, принимают помощь своих детей, особенно если эта помощь исходит от дочерей (Spitze, Logan, 1989,1990). Овдовевший отец может видеться со своими детьми несколько реже, чем овдовевшая мать, однако различия, как правило, невелики (Spitze, Logan, 1989). Непосредственно после смерти одного из супругов увеличивается количество контактов между родственниками, возрастает помощь, яснее обозначаются родственные обязательства. Отношения между овдовевшим супругом и детьми, вначале став более тесными, в дальнейшем могут быть нарушены. Со временем связь между матерью и детьми обычно возвращается в прежнее состояние или отношения остаются столь же близкими, подразумевают помощь и обмен финансами. Отношения отца и детей менее предсказуемы и могут измениться в худшую сторону. Во многих случаях жена является хранительницей родственных отношений (Aquilino, 1994).

4.3.Межпополенческие отношения.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с новой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отразил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Великие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками.

Выделяют 4 типа взаимодействия пожилых родителей и детей:

1. Равенство статуса – взаимодействие двух дружественных поколений

2. Статус-кво – ребенок подконтролен родителю

3. Конфликт статуса – борьбы за права и власть

4. Переворот ролей (обмен статусом)

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронто-фобия, и геронтофилия. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, материальное, психологическое, одним словом комфортное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязанность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со стороны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни. Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим лишь геронтофильные варианты отношений. Так ли уж они безоблачны и бесконфликтны? Существует генетическая память, которая подсказывает, что в прошлые времена семья была под властью старшего мужчины, а всем домашним бытом управляла старшая женщина. При рассмотрении отношений "отец-сын" и "мать-дочь" нельзя не упомянуть мнение психологов-фрейдистов о комплексах Эдипа и Электры. Это застарелое, подсознательное соперничество сына с отцом и дочери с матерью способно сохраняться всю жизнь. В мужчине до позднего возраста бунтует тот самый мальчик, который подавляет в себе всякое женское начало и стремится доказать, что он и его мать не единое целое. Экзистенциалист Ж.-П.Сартр, напротив, полагал, что свободными и талантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца. "Хороших отцов не бывает - таков закон..." ( Слова. М., 1966).

Сама система отношений подвергается инволюционному изменению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Рокировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют всякую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать. Возможно эта ситуация стара, как мир: ещё Платон иронизировал по поводу стариков, которые "привыкают уподобляться ребенку и стращать своих сыновей". Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необходим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя,

то проигрывают оба. В стране Лапута Гулливер встретил удивительных обитателей: головы у всех были скошены направо или налево, один глаз смотрел внутрь, другой - прямо вверх, к зениту. Каждого знатного лапутянина сопровождал слуга (по туземному - клай-меноле) с наполненным воздухом пузырем. Этими пузырями они напоминали господину, что надо поздороваться, не стукнуться головой об столб, не упасть в канаву. Порой взрослые дети обрекают себя на роль клайменоле и превращают любимых стариков в кривых лапутян. Бессмысленно стараться отгородить пожилого человека ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни семьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности. Руководствуясь философским афоризмом Э.Фромма о том, что для того, чтобы любить ближнего, как самого себя, нужно прежде уметь любить себя, следует понять, что пожилой человек, потерявший уважение к себе, теряет уважение к окружающим.

Самарские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно ("Популярная энциклопедия пожилого человека"/ Под ред. Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева).

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высоким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддерживается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным этикетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.

Очень часто именно в семье ущемляются интересы пожилых людей. Одна  из  классификаций,  которая  часто  применяется  при  изучении практики  ущемления  интересов  пожилых  людей,  предполагает  подразделение этого  явления  на  четыре  категории:  

a) физическое  воздействие; Физическое  воздействие-   это  как  однократные  действия,  которые  могут  повторяться,  так  и  продолжительное  воздействие.  Продолжительное  воздействие  включает  незаконное  ограничение  свободы  или  движения,  которое причиняет боль или  телесные повреждения. Последствия физического воздействия  включают  физиологические  симптомы  грубого  обращения  и  видимые психические проявления, такие, как ограниченная подвижность, дезориентация во времени или пространстве и другие аномалии поведения.

b) нанесение эмоциональной травмы; Нанесение эмоциональной или психической травмы, или хроническая вербальная  агрессия,  включает  употребление  слов  и  видов  поведения,  унижающих пожилых людей, обидных и оскорбляющих их личность, достоинство и  самосознание.  Этот  вид ущемлений  характеризуется  a) неуважением  к  частной жизни и собственности пожилых людей; b) невниманием к их пожеланиям; c) отказом  в  доступе  к  людям,  имеющим  для  них  важное  значение;  и d) неудовлетворением  медицинских  и  социальных  нужд  престарелых. Нанесение эмоциональной травмы может подтверждаться выраженными психическими  симптомами,  в  том  числе  страхом,  неспособностью  принимать  самостоятельные решения, апатией, уходом в себя и депрессией

c) финансовая эксплуатация;  Финансовая  эксплуатация,  или  материальное  ущемление,  включает  a) незаконное  или  ненадлежащее  использование  или  неправомерное  присвоение имущества и/или финансовых средств престарелого лица;  b) принуждение престарелого  к  изменению  завещания  или  других  юридических  документов; c) отказ  в  праве  доступа  к  личным  средствам  или  контроле  над  ними;  и d) финансовое жульничество и мошеннические махинации.

d) отсутствие ухода.  Отсутствие ухода является бездействием в удовлетворении потребностей другого лица, которое выражается в a) непредоставлении ему надлежащего питания, чистой одежды, безопасного и  удобного жилого помещения,  качественного медицинского обслуживания и средств личной гигиены; b) лишении лица социальных  контактов;  c) непредоставлении  престарелым  специальных  медицинских  аппаратов  и  средств,  если  таковые  необходимы;  и d) непредотвращении физического ущерба и необеспечении необходимого над-зора.  Лицо,  ответственное  за  уход,  может  не  предоставлять  необходимые  его элементы  в  связи  с  отсутствием  информации,  навыков,  заинтересованности или  ресурсов. Об  отсутствии  ухода  свидетельствует  целый  спектр физиологических  симптомов  плохого  самочувствия,  например  бледность,  обветренные губы, недостаточный вес, грязная одежда, дрожь, отсутствие вспомогательных приспособлений и устройств, негигиеничное состояние тела, недержание мочи или  кала,  открытое  поражение  кожи  или  слизистой  оболочки  рта,  ухудшение физиологического  и  психического  состояния.  Отсутствие  ухода  может  также быть  связано  с  необоснованным ограничением  свободы  и  необоснованно массированным применением лекарственных средств.

4.4. Изменения семейных ролей в старости.

В старости происходит изменение не только социальных (работник, труженик), но и семейных ролей. Для пожилого возраста характерна ролевая неопределенность.

Во-первых, роли меняются в связи с изменением отношений дети – пожилые родители.

Часто родители теряют функции семейной поддержки и взрослые дети становятся на роль родителей. Характер взаимной помощи между родителями и детьми происходит в зависимости от возраста. Так, родители 65-69 лет в целом делают для своих взрослых детей больше чем получают, но к 70-75 годам родители больше получают чем дают.

Во-вторых меняются роли между супругами, чаще всего именно жена становится главой семьи, так как ведущая деятельность в семье меняется с получения дохода, к обслуживанию бытовых потребностей.

В-третьих, у пожилых возникают новые роли – роли бабушек и дедушек.

Исследования роли дедушек фактически не ведутся, в большей степени исследованы роли бабушек. Американские исследователи в 60-х гг. ХХ века предложили классификацию типов ролей дедушек и бабушек, в которой представлены 4 типа ролей:

- «формальный» – бабушки и дедушки имеют четко зафиксированные представления о ролях, которые они должны исполнять как бабушки и дедушки, а также представление о социальных ролях дедушек;

- «суррогатные родители» - те, кто принял на себя ответственность и заботу о внуках;

- «источник семейной мудрости» - обеспечивают потомков информацией о своем культурном наследии и семейных традициях;

- «заряд шуток» - активно вовлекающие внуков в проведение досуга

- «далекие» - редко взаимодействующие с внуками.

Отечественные исследователи также предлагают свою классификацию (О.В. Краснова). О.В. Краснова выделяет ряд стадий прародительства:

1. Первая - Группа «молодых» бабушек и дедушек – примерно 45-51 год. Когда только появляются внуки. И часто происходит совпадение пика трудовой деятельности и необходимостью поддержки молодой семьи и ухода за внуками.

2. Вторая – внуки достигают 10-11 лет. Доминирует роль «воспитателя».

3. Третья – Взрослые внуки – переворот ролей – внуки помогают бабушкам и дедушкам.

Выделяется также несколько типов бабушек:

1. Обычная (формальная) бабушка – совместные занятия бабушек и внуков не требуют больших усилий от бабушек и доставляют им удовольствие.

2. активная бабушка – совместные занятия бабушек и внуков требуют больших усилий от бабушек

3. Далекая бабушка – в основном проведение лета

4. отстраненная – редко видятся и мало принимают участие в воспитании внуков.

В-четвертых, изменения социальных ролей пожилых связано с переживаниями утраты близких в пожилом возрасте и выделяют три типа ролей пожилых:

1. Пожилой как сирота – утрата родителей. После смерти родителей человек становится полноправным главой, старшим в семье, прошлым поколением.

2. Пожилой как вдовец – переживается гораздо тяжелее

3. Пожилой, потерявший ребенка – переживания самые тяжелые. Связано с потерей надежд, часто и смысла жизни.

Три стадии «прародительства» женщин, живущих в  большом городе, сохраняются и для женщин, проживающих в малых городах.

Первой стадии соответствует группа «молодых» бабушек. Она начинается в среднем с 47 лет — 51  года, т.е. тогда, когда в семье появляется внук. Этот возраст молодых бабушек совпадает с их  активной трудовой деятельностью. Однако они берут на себя долговременные обязанности по  уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей. В основном занимаются  обслуживанием семьи и внуков, т.е. «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые  

имеют хозяйственно-бытовую направленность. Эти домашние обязанности молодой бабушки по  отношению к семье взрослых детей носят долгосрочный характер.

Молодые бабушки, оказав помощь детям в первые годы жизни внука в уходе за ним, в дальнейшем  не перестают помогать в хозяйственно-бытовых делах, в уходе за ребенком — продолжаются  «кормление», «прогулки» и пр., хотя объем выполняемых обязанностей уменьшается.

Вторая стадия начинается после того, как внук достигает 10 — 11 лет и бабушка в возрасте 58 — 62  лет переходит в группу «старых» бабушек. «Старая» бабушка уже в меньшей степени помогает  семье взрослых детей, количество ее обязанностей по отношению к внукам сокращается.  Появляется новый вид общения с внуками, которое происходит уже на другом уровне в связи с тем,  что отпадает роль ухода за ребенком.

Третья стадия «прародительства» начинается тогда, когда вырастают внуки и, вероятно, у взрослых  детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи,  которые сами начинают нуждаться в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой  стадии происходит «переворот» ролей — меняется баланс независимости и автономии членов  семьи. Однако большинство пожилых женщин не согласны с таким поворотом событий и поэтому  

сами «отходят» от семьи, предпочитая раздельное от детей и внуков проживание и мотивируя это  тем, что их «пока еще ноги носят».




1. Дипломная работа- Природа Австралии (опасная фауна и флора).html
2. тематика. Участие Петра I в издании Ведомостей
3. тематизации объективных знаний о действительности
4. Демокрит должен быть причислен к величайшим между великими мыслителями древности говорит Ф
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внутреннему контролю качества аудита одобрены Советом по аудиторской.html
6. История развития связей с общественностью в государственном управлении
7. Современные проблемы управления предприятием
8. Маэста из сиенского собора жизненная убедительность бытовых деталей добивается звучной декоративности ц
9. РЕФЕРАТ Об~єкт і предмет економічної і соціальної географії світу Виконала- студен
10. ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Факультет непрерывного профессиональног
11. на тему- 1 Інноваційна складова 1
12. Задание ’4 Прааналізуйце тэктс і зрабіце яго праўку арфаграфічную граматычную стылістычную.html
13. Анализ основных конфликтов и возможности их устранения
14. Improved Hwk на механической тяге
15. го курса лечебного факультета группы Л506 Б Каримов Р
16. ТЕМА 1 ВВЕДЕННЯ В ІНФОРМАТИКУ [1
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ '
18. Сыктывкарский государственный университет Кафедра Гражданского права и процесса
19. Проблема цели и средств в нравственной деятельности
20. Курсовая работа- Соціальна парадигма та її застосування в освіті